Портретное искусство как жанр возникло многие тысячелетия назад. Сначала являлось частью религиозно-магических верований и только впоследствии определилось как искусство.
Портрет это изображение человека, сделанное руками скульптора, кистью живописца, описанное словами в устной или письменной форме. Само слово портрет происходит от французского portrait, что в переводе означает «изображать». Но откуда пошло искусство подлинного изображения человека?
Древнейший портрет обнаружил во Франции спелеолог-любитель. Изображение, чей возраст насчитывает 27 тысяч лет, сделано мелом на естественных выпуклостях стены, напоминающих по форме лицо. Прочерчены горизонтальные линии глаз и рта и вертикальная полоса, обозначающая нос.
Зародившись в глубокой древности, портрет достиг высокого уровня развития в древнеегипетской скульптуре, где он выполнял главным образом роль «двойника», портретируемого в загробной жизни.
Первые древние портреты, как правило, создавались в религиозных целях и были тесно связаны с верованиями египтян.
Скульптуры и прочие изображения создавались по строгим канонам. Богатый египтянин, умирая, требовал, чтобы скульпторы создали его точное подобие, чтобы душа умершего могла найти своё вместилище. Умирая, вельможа желал взять накопленное при жизни богатство с собой, а среди накопленного «имущества», как правило, имелись и рабы. Чтобы не потерять их, господин требовал, чтобы в могилу к нему складывали довольно точные скульптурные изображения рабов. Скульптуры изображали людей за их основным делом. Доярок за дойкой животных, надсмотрщика следящим за рабами, и т.д. Порой эти изображения были настолько точны, что их по праву можно отнести к скульптурным портретам. Скульптурные портреты были они простыми и отражали только внешний облик человека, без оглядки на его внутренний мир, да и то не очень приближенно – в общих чертах.
Также портретный жанр существовали и в Древней Греции, там он воплотился в пластике. В отличие от египетских греческие портреты сильно идеализированы. Общественные деятели, поэты и философы на них уподоблялись богам, индивидуальные же характеристики в большинстве случаев оставались вне портрета. Мастерство скульпторов, конечно же, находилось в тесной зависимости от социального положения заказчика. Один из самых известных портретов древнеегипетского периода это портрет писца Каи.
Портрет писца Каи |
Этот скульптурный портрет, сделанный в третьем тысячелетии до нашей эры, оказался сделан столь искусно, что при раскопках рабочие первоначально приняли его за живого человека. Глаза статуи были инкрустированы горным хрусталём и блестящим чёрным деревом. Когда гробницу вскрыли, то свет, попавший в неё впервые за четыре с половиной тысячи лет, отразился от глаз статуи и сверкнул в глаза рабочих.
Особое место в портретном искусстве занимает так называемая «фаюмская живопись» - портреты, найденные в селении Фаюм (Египет). Являясь частью религиозно-магических верований, эти портреты были написаны на небольших деревянных дощечках. Так как впервые европейские исследователи стали находить их на территории Фаюмского оазиса, то такие портреты, поражающие реализмом и выразительностью, получили название "фаюмских".
Фаюмский оазис расположен на восточных окраинах Ливийской пустыни, которая в древности была заселена египтянами. Хотя население города было смешанным — египтяне, греки, сирийцы и римляне, но египтяне были, главным образом, торговцами, ремесленниками, слугами и рабами. Богатую же и знатную часть жителей составляли иностранцы, некоторые из них были римскими должностными лицами. В результате естественной ассимиляции они переняли многое из обычаев египтян, также, как и римляне, которые прибыли сюда после смерти Клеопатры и аннексии Египта Римом в 30г. до н. э.
Портрет молодой женщины в красном (ок. 90–120 гг. Н. Э.) |
Римский Египет (1-3 вв. Н.э.)Портрет молодой женщины в красном (ок. 90–120 гг. н. э.)Энкаустика на липовом дереве с сусальным золотом, 38,1 x 18,4 см.Музей Метрополитен, Нью-Йорк (Фонд Роджерса)По своему художественному стилю и технике портреты на деревянных панелях следовали традиции греческой живописи - изображать объект в трех четвертях, с одним источником света, отбрасывающим реалистичные тени и блики на лицо. Фон этого портрета изначально был золочен, что подчеркивало божественный статус умершей молодой женщины. Она смотрит на зрителя большими серьезными глазами, подчеркнутыми длинными ресницами. Масса распущенных локонов покрывает ее голову, а несколько прядей ниспадают на затылок с левой стороны. Ее ярко освещенное лицо, обрамленное черными волосами, глубоко затененной шеей и темно-красной туникой, выделяется привлекательной молодостью, впечатление, которое усиливается золотым венком и сверкающими украшениями. (из каталога ММА)
Фаюмские портреты были найдены исследователями в XIX веке. История этих портретов интересна тем, что римские колонисты в I-III веках до н.э., проживающие в Египте, начали заимствовать обычаи и культуру.
Греки и римляне восприняли многие черты древнеегипетской культуры, между прочим, и культ мертвых со всеми его обрядами и непременным бальзамированием тел. Египтяне с древних времен покрывали лицо забинтованной мумии маской, в греко-римский период вместо маски они стали использовать портреты, написанные на доске или на холсте. Неизвестные художники Фаюма писали портреты с натуры восковыми красками, что придает необычный эффект объемного изображения.
Таким образом, эллинов хоронили как египетские мумии, но на лицо накладывали деревянную дощечку, на которой рисовали портрет умершего. Произошло необычное смешение двух культур, которое можно наблюдать в этих портретах.
Фаюм |
На рубеже двух эр, как уже говорилось выше, на мумии накладывали дощечки с портретными изображениями. Они делались энкаустикой (от греческого слова «выжигать»), т.е. горячими восковыми красками.
Это - восковая живопись расплавленными красками. Ее отличает объемность – пастозность - мазка. Такая техника, позволяет добиться насыщенного цвета и долговечности. Последнему способствовал и засушливый климат Египта. Картины, исполненные этим способом, долго сохраняют свежесть цвета. Портреты, как правило, исполнялись на доске, но иногда археологам попадались и портреты, написанные на холсте, а потом наклеенные на деревянную дощечку. Для этого чаще всего использовались устойчивые против гниения породы дерева - кедр, кипарис, сикомора, пиния (итальянская сосна). Краски обычно наносились прямо на дерево, без предварительной ґрунтовки.
Работа была чрезвычайно сложной и трудоемкой, энкаустика требовала навыков и сноровки, поскольку никаких исправлений делать не позволялось. Краски нужно было наносить на навощенную доску расплавленными. Быстро застывающий воск образовывал неровную, богатую рефлексами красочную поверхность, что еще больше усиливало впечатление объемности изображения.
Важная особенность фаюмских портретов помимо долговечности восковых красок - использование тончайшего золотого листа. На некоторых портретах был позолочен весь фон, на других были добавлены только венки и головные повязки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды. Люди на портретах находятся как бы по ту сторону земной жизни. Их лица имеют строгое выражение, взгляд огромных глаз, устремленный мимо, сквозь зрителя, видит что-то, недоступное живым.
Обилие золота усиливало мотив посмертного преображения, торжество духа, воспарившего над земной суетой.
Портреты, выполненные в техники энкаустики, горячего письма, отличаются колоритностью и размашитостью. Фаюмские портреты можно считать первыми в истории искусства живописными произведениями.
Фаюмские портреты - погребальные портреты, в Римском Египте I—III веков н. э. |
Именно с фаюмскими портретами ученые связывают происхождение иконописи.
Фаюм |
В фаюмских портретах впервые нашли отражение не только внешний облик человека, но и его душевное состояние. Эти портреты в меру строгие и одухотворенные.
В настоящее время в музеях мира насчитывается более 600 фаюмских портретов, особенно интересные портреты собраны в Государственных музеях Берлина, Египетском музее в Каире, Лувре, Британском музее, в России такие портреты есть в Эрмитаже и Пушкинском музее изобразительных искусств.
Фараон Аменхотеп IV в середине второго тысячелетия до н.э. отменил многобожие. При нем стали поклоняться солнцу в виде солнечного диска Атона. Фараон изменил свое имя. Теперь он называл себя Эхнатон - "Угодный Атону". Он основал город Ахетатон ("Горизонт Атона") и сделал его столицей. Но после смерти Эхнатона новая религия удержалась недолго, и город был заброшен. Этот период истории Египта и его искусства назван амарнским, по названию Телль эль Амарна.
ПОРТРЕТ ЭХНАТОНА Середина XIV века до н.э. Музей египетского искусства, Каир |
Портрет царицы Нефертити, супруги Эхнатона, и сегодня воспринимается как воплощение женственности и красоты.
Портрет Нефертити. Середина XIV века до н.э. Музей египетского искусства, Каир |
Портретное искусство древности - это огромное наследие гигантского масштаба. Развившиеся за тысячелетия технические и художественные принципы оказали мощное влияние на развитие этого жанра искусства в более поздние периоды истории человечества.
Презентация "Фаюмский портрет"
****
#искусство_и_художественная_культура
Блог "Искусство и художественная культура"
Blog "Art and Artistic Culture"
#Искусство-Древнего-Мира, #египетский_портрет #portrait #photography #art, #portraitphotography, #beauty #арт #рисунок #Сairo, #фаюмскийпортрет, #искусство_Древнего_Египта #каирский_музей #Нефертити #Эхнатон, #Атон, #Сфинкс #Пирамиды #Фараоны #Гиза #Фаюмский-оазис, #Хеопс #Кемет #Луксор, #Клеопатра #Озирис, #Роспись, #Рельеф #Энкаустика #Диск_Атона, #Нил, #artblog #артблог, #искусство-и-художественная-культура, #искусство, #художественая-культура, #Древний-Египет, #фаюмский-портрет, #египетский-портрет, #артблог, #культура, #Каирский -музей, #Нефертити, #portrait,
а
ОтветитьУдалить