#18 Иконописцы



Главным назначением иконы было и остается общение верующего с Богом. Именно это свойство и особая роль выделяют икону из среды живописных изображений, ставят ее вне искусства, над ним или ниже его.

Православная иконописная традиция славится во всем мире. Широко известны имена знаменитых иконописцев Андрея Рублёва, Феофана Грека, Даниила Чёрного. Читатели блога "Искусство и художественная культура" получат представление об образах церковного искусства, достижениях православной культуры, истоках изобразительных традиций и их аскетичных основоположниках.



Судьбой писать иконы наделённый,
Молился перед тем, как кисти брать.
Не потому, что верой обделённый,
А чтобы Лик был чистый просветлённый,
Не только краски надо подбирать.

Мазки ложил поглаживая Доску,
Ни разу ничего не исправлял.
Штрих за штрихом Священному Наброску,
Как будто Солнца светлую полоску,
Уверенной рукою добавлял.

И образ появлялся просветлённый, -
Умения тебе не занимать.
Судьбой писать иконы наделённый,
Не будет чистой верой обделённый,
Помолится пред тем,как кисти брать.

Помолится пред тем, как кисти брать...


Валерий Злыгостев, 2012

Русская икона является открытием XX века. Только после того как научились расчищать древние иконы от позднейших записей, они превратились в произведения искусства. Вместе с тем стало возможным и их научное изучение. Одним из первых художников, кто по достоинству оценил красоты русской иконописи, был Матисс. Когда он попал в 1911 году в Москву, то, ознакомившись здесь с различными собраниями икон, сразу сделался их восторженным поклонником. Особенно его поразили новгородские иконы, о которых он сказал: 

«Это доподлинно народное искусство. Здесь первоисточник художественных исканий. Современный художник должен черпать свои вдохновения в этих примитивах...».

В иконописной мастерской. Древнерусский иконописец (1894 г.). Александр Головин (Россия, 1863-1930). Бумага, наклеенная на картон, пастель, темпера. Третьяковская галерея

«Золотым веком» русской иконописи были XIV и XV столетия, после которых быстро наступил ее упадок. Это не значит, что в XVI–XVII веках не создавались отдельные прекрасные вещи (особенно работы строгановской школы), но общий уровень начал заметно снижаться, что особенно сказалось в росте дидактического начала, в измельчании образов и в утрате красками былой цветовой выразительности. 
Русская иконопись начала формироваться после принятия Россией православного вероисповедания. Искусство иконописи пришло на Русь из Византии.
Начнем рассказ об иконе с очерка о работах известных мастеров древнерусской иконописи



Иконопи́сец (изограф, образописец, писец иконный) — мастер, специализирующийся в создании икон.

По преданию первым иконописцем стал евангелист Лука, написавший образ Богородицы.

Первым русским иконописцем, известным по имени, является Алипий Печерский.

Традиционно иконописец, в отличие от художника, не рассматривается как автор конкретного образа, он - только проводник божественной истины. Именно этим можно объяснить практически полное отсутствие авторских подписей на иконах до XVII века.

Икона Божией Матери Свенская (Печерская)

Требования, предъявляемые церковью к иконописцам, были сформулированы Стоглавым собором в 1551 году. По итогам Стоглавого Собора как эталон написания каноничных иконографий были созданы «Новгородские таблетки», в которых показано, как правильно изображать иконописцам те или иные сюжеты. Решениями собора иконописцы фактически объявлялись особым церковным чином - младшими клириками. Тогда же эталоном каноничности объявлены иконы Андрея Рублёва.

Прп. Алипий Печерский

Высокие требования к качеству иконописи и к личностям, создающим иконы, специфика мастерства сложили особую терминологию и специализацию:

  • Знаменщик - наиболее опытный мастер, создающий (знаме́нящий) рисунок будущей иконы.
  • Доличник - мастер, специализирующийся в писании одежд, пейзажных стаффажей и прочих элементов иконы, кроме лично́го письма; в свою очередь доличник может иметь специализацию.
  • Травщик - изображающий растения.
  • Платечник - специализирующийся в написании одежд и др.
  • Личник - мастер в личном письме - изображении лиц, рук и прочих открытых частей тела, управлявший важным духовным местом в иконе - его ликом: творящий пробела (мазки белой краской, высветляющие форму из темноты земного мира) на лике святого с безукоризненной точностью, влияющей на состояние молящихся в храме; искусство личника ценилось особенно.
  • Жалованный иконописец - мастер, работающий при дворе царя или патриарха и получающий постоянное жалованье.
  • Кормовой иконописец - нанимаемый на время выполнения заказа и получающий «корм» — вознаграждение.
  • Городовой иконописец - иногородний иконописец, вызывавшийся (нередко принудительно) при проведении крупных работ в центральных городах или монастырях.
  • Фурильщик - мастер, работающий в технике придания свежей иконописи характера «старой» и др.

Маковский Владимир Егорович (1846-1920). Иконник, 1891 год


В 988 Киевская Русь приняла христианство в его восточном византийском варианте. Вместе с религией Русь унаследовала от Византии традиции украшения храмов росписями и иконами.

Вначале мастеров-иконописцев приглашали из-за границы, а иногда привозили и сами иконы. Икона Владимирской Богоматери, привезенная из Византии в первой половине XII века, стала образцом для огромного числа русских списков. Сохранилось очень мало домонгольских русских икон; все они в большей или меньшей степени следуют иконографии и стилю византийских образцов. Мозаики в киевском соборе Святой Софии (заложен в 1037) тоже были выполнены византийскими мастерами.


Домонгольская икона

В 1240 монгольское нашествие опустошило русские города и сделало практически невозможными контакты с Византией. Почти полное отсутствие внешних культурных влияний способствовало развитию региональных школ живописи. Особенно выделялись московская, новгородская и псковская школы.

С конца XIV в. Московское княжество объединило русские земли. Москва стала культурным центром единого русского государства. Здесь работали три великих мастера древнерусской живописи: 

  • Феофан Грек (ок. 1340 - после 1405), 
  • Андрей Рублев (1360/1370 - ум. 1427/1430) и 
  • Дионисий (ок. 1440 - после 1502/1503). 



Их иконы и фрески стали воплощением на русской почве идей духовного восхождения и единения с Богом через отказ от всего внешнего и суетного и обретение внутренней гармонии.

В 1551 Стоглавый Собор установил строгие каноны, которым должны были следовать иконописцы при создании священных образов.

Симон Ушаков. Троица ветхозаветная

В XVII в. в иконопись проникают влияния западноевропейской живописи. Это нашло отражение в иконах, выполненных Симоном Ушаковым (1626-1686), и сложных миниатюрных, подобных ювелирным изделиям, произведениях иконописцев Строгановской школы.

Богоматерь Елеуса Киккская. 1668 год. Симон Ушаков

После воцарения Петра I в 1682 религиозная живопись не потеряла своего значения для духовной жизни, однако благодаря новой культурной политике государства в искусстве получили преобладание светские сюжеты и художественные методы, пришедшие с Запада.
Первым христианским иконописцем был святой евангелист Лука, написавший не только иконы Божией Матери, но, по преданию, и икону святых Апостолов Петра и Павла, а может быть, и другие.

Святой евангелист Лука

За ним следует целый сонм иконописцев, почти никому неизвестных. У славян первым иконописцем был святой равноапостольный Мефодий, епископ Моравский, просветитель славянских народов.

Святые Кирилл и Мефодий

На Руси известен преподобный Алипий-иконописец, подвижник Киево-Печерского монастыря. Он был отдан своими родителями в «научение иконного воображения» к греческим мастерам, прибывшим для украшения храмов Лавры в 1083 году. Здесь он «учася мастером своим помогаше». По окончании росписи лаврских соборов он остался в обители и был настолько искусен в своем деле, что, по благодати Божией, как читаем в Житии, видимым изображением на иконе воспроизводил как бы самый духовный образ добродетели, ибо он обучался иконописному искусству не ради стяжания богатства, но ради стяжания добродетелей. 

Преподобный Алипий Печерский

Преподобный Алипий постоянно трудился, писал иконы для игумена, для братии, для всех нуждавшихся в иконах храмов и для всех людей, ничего не взимая за свой труд. Ночью он упражнялся в молитве, а днем с великим смирением, чистотой, терпением, постом, любовью занимался богомыслием и рукоделием. Никто никогда не видал святого праздным, но при всем том он никогда не пропускал молитвенных собраний, даже ради своих богоугодных занятий. Его иконы расходились повсюду. Одна из них - икона Божией Матери - была отправлена князем Владимиром Мономахом в Ростов, для построенной им там церкви, где она и прославилась чудесами. Трогательно поучителен для нас случай, происшедший перед самой кончиной преподобного.


Раев Василий Егорович. 1808-1871. Блаженный Алипий Печерский

Некто просил его написать икону Пресвятой Богородицы ко дню Ее Успения. Но преподобный вскоре заболел предсмертной болезнью. Когда в канун праздника Успения заказчик пришел к преподобному Алипию и увидел, что его просьба не выполнена, он сильно укорил его за то, что преподобный вовремя не известил его о болезни: он мог бы заказать икону другому иконописцу. Преподобный утешал огорченного, говоря, что Бог может «единым словом написать икону Своей Матери». Опечаленный человек ушел, и тотчас после его ухода в келлию преподобного вошел некий юноша и начал писать икону. Болящий старец принял пришедшего за человека и подумал, что заказчик, обидевшись на него, прислал нового иконописца. Однако быстрота работы и искусность показывали другое. Накладывая золото, растирая на камне краски и живописуя ими, неизвестный написал икону в продолжение трех часов, потом спросил: 

«Отче, быть может, чего недостает или в чем-либо я погрешил?» «Ты сделал все прекрасно, — сказал старец, — Сам Бог помог тебе написать икону с таким благолепием; это Он Сам сделал через тебя». 

С наступлением вечера иконописец вместе с иконой стал невидим. Наутро, к великой радости заказчика, икона оказалась в храме, на назначенном для нее месте. А когда после богослужения все пришли благодарить болящего и спрашивали его, кем и как была написана икона, преподобный Алипий ответил: 

«Эту икону написал Ангел, который и сейчас предстоит здесь, намереваясь взять мою душу».

Преподобный Алипий Печерский

У преподобного Алипия был ученик и сопостник - преподобный Григорий, который тоже написал много икон, и все они разошлись по России. 
В XII веке иконописные мастерские были при новгородских монастырях: Антониеве, Юрьеве, Хутынском.
Олисей Гречин - иконописец, по происхождению, вероятно, грек (отсюда прозвище Гречин). Впрочем, «иноэтнические» прозвища часто давались и славянам; так по другой версии - сын новгородского боярина Петра Михалковича. Работал в Великом Новгороде в XII-XIII веках. О его творчестве рассказали древнерусские летописи. 
В 1973 -1977 годах археологами в Новгороде в Троицком раскопе была открыта усадьба, а в её составе иконописная мастерская, принадлежавшая Олисею Петровичу. Были найдены заготовки икон, оклады, образцы красок, инвентарь художника, а также около двадцати берестяных грамот из переписки Олисея.
По одной из гипотез Олисей Гречин был главой артели изографов, создавших фресковый ансамбль церкви Спаса Преображения на Нередице в 1199 году.

Церковь Спаса Преображения на Нередице

Существует гипотеза, по которой авторство знаменитой новгородской иконы - Нерукотворного Образа (государственная Третьяковская  галерея) приписывается Олисею Гречину.
Мирское имя (прозвище) Олисея - Гречин известно по летописям. Олисей, вероятно, был священником. Он обычно отождествляется с игуменом Юрьева монастыря и претендентом на новгородское епископство в 1193 — также Гречином.
Самые известные работы Гречина – «Спас Нерукотворный – Поклонение кресту» и «Знамение – мц. Ульяна», так же предполагают, что художник участвовал в росписи церкви Спаса на Нередице.



Двусторонность рассматриваемой иконы и ее сравнительно небольшой размер (77х71) позволяет говорить, что икона была выносная и использовалась во время крестных ходов

Новгород, первая половина 13 века

Это не настенный и не деисусный образ, в Новгороде его почитали, о чем, например, говорит воспроизведение ее лицевой и частично оборотной стороны в заставке новгородской рукописи 1262 года.


Прославление Креста. Оборотная сторона иконы "Спас Нерукотворный". Вторая половина XII  века, Новгород. 


Икона начала XV века "Сретение Иисуса в храме" из собрания Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге

Родом икона из Успенского собора во Владимире, одного из немногих храмов с оригинальными фресками величайшего русского иконописца Андрея Рублева. Создана, вероятнее всего, учеником Рублева. Икона изображает важный эпизод из жизни Христа, описывая Его представление в иерусалимском Храме.

В XIII веке историей отмечается как искусный иконописец святитель Петр, Митрополит Московский.

Петровская икона Божией Матери (написана святителем Петром, митрополитом Московским, в 1306-м, в бытность будущего владыки еще игуменом Ратского монастыря на Волыни). Успенский cобор Московского Кремля

В XIV—XV веках многие великие мастера создали выдающиеся иконы. Хотя имена иконописцев не сохранились, их иконы время не уничтожило. В завещании преподобного Иосифа Волоколамского сказано, что Андрей Рублев, Савва, Александр и Даниил Черный.

«зело прилежаху иконному писанию и толико тщание о постничестве и о иноческом жителстве имуще, яко им Божественныя благодати сподобитися и тако в Божественную любовь преуспевати, яко никогда же о земных упражнятися, но всегда ум и мысль возносити к невещественному свету, яко и на самый праздник Светлаго Христова Воскресения на седалищах седяще и пред собою имуще Божественныя и честныя иконы и неуклонно на них взирающе, Божественныя радости и светлости исполняхуся. И не точию на той день тако творяху, но и в прочия дни, егда живописа-тельству не прилежаху. Сего ради и Владыка Христос тех прослави в конечный час смертный. Прежде убо преставися Андрей, потом разболеся и спостник его Даниил и, в конечном издыхании сый, виде своего спостника Андрея во мнозе славе с радостию призывающа его в вечное оно и бесконечное блаженство».

Преподобный Дионисий Глушицкий, подвизавшийся на реке Глушице, написал очень много икон для разных храмов.

Преподобный Дионисий Глушицкий. Дерево, левкас, темпера. Конец XVII века. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

В XVI веке известными иконописцами были Симон, митрополит МосковскийВарлаам и Макарий.

Симон, митрополит московский

Преподобный Пахомий Нерехтский и его ученик Иринарх; святитель Феодор Ростовский, племянник Преподобного Сергия; преподобный Игнатий Ломский, спостник преподобного Кирилла Белоезерского; преподобный Анания, иконописец новгородского Антониева монастыря, также писали иконы.

Преподобный Анания

Преподобный Антоний Сийский имел главным своим и любимым занятием иконописание. Еще при жизни иконописца от его иконы Святой Троицы исцелялись болящие. По северу России (в Архангельской области) было множество им написанных икон. Многие братия его обители также занимались этим святым делом.

Антоний Сийский, в житии. Первая половина XVII века. Дерево, темпера. Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник "Коломенское" 

Вот какой великий сонм иконописцев, приведенный здесь далеко не полностью, оставил свое драгоценное наследие - древнюю икону. Более того, даже в XIX веке, когда древняя икона была в пренебрежении и забвении, когда древняя иконная техника сохранялась лишь в немногих селах и деревнях, главным образом, Владимирской губернии, и тогда находились подвижники-иконописцы.

Свет в церкви

В жизнеописании старца иеросхимонаха Нила (1801— 1870), восстановителя Нило-Сорской пустыни, рассказывается, что еще в детстве, под руководством своего старшего брата-иконописца, он занимался писанием святых икон, причем с благоговением и страхом Божиим, видя в этом занятии не столько ремесло, сколько служение Богу. Обучившись достаточно в одной из иконописных артелей, он, будучи уже иеродиаконом, строгим и внимательным подвижником, в свободное время по-прежнему прилежал иконописанию, благоговейно, с молитвенным приготовлением, и труды его рук были благословлены Богом и ознаменованы благодатными действиями. Он сподобился своими руками обновить чудотворную Иерусалимскую икону Божией Матери. С нее он сделал точный список.

Иеросхимонах Нил

Назначенный в Нило-Сорскую пустынь, он принял там схиму с именем ее основателя преподобного Нила Сорского, чудотворца. Сюда он принес и Иерусалимскую икону Богоматери, бывшую неоценимым его сокровищем и утешением в скорбях. В своей работе старец строго придерживался древней греческой иконописи и искусно и благоговейно изображал божественные лики. 
Кроме названных иконописцев, прославленных святых или известных своей церковной деятельностью митрополитов, было бесчисленное множество благоговейных тружеников, оставшихся никому неизвестными, за смирение которых дела их рук, конечно, не были лишены благодати Божией.

Митрополит Пётр, святитель Московский

Древняя икона несет на себе все черты небесного: молитвенную собранность, глубину тайн веры, гармонию духа, красоту чистоты и бесстрастия, величие смирения и простоты, благоговение. Перед ней затихают страсти и суета мира; она высится над всем в ином плане бытия. Икона есть великая святыня и по содержанию, и по форме. 
Внешняя форма иконы - предел, вершина простоты, но значение иконы не ограничивается ни эпохой, ни народностью. 
Но это только начало большого и важного разговора об иконописцах и их творениях. Разговор об этом одновременно чем-то сложен, и чем-то немудрен.  И его обязательно нужно вести, продолжать, раскрывая имена подвижников церковной живописи и вновь открывая вместе с читателями созданные древними иконописцами незатейливые, но такие великие образы. 
И потому - до новых встреч на страницах блога.

***

#блог_искусство_и_художественная_культура


Блог "Искусство и художественная культура" * Blog "Art and Artistic Culture"

#икона, #православие, #orthodox, #богородица, #антиквариат, #церковь, #спаситель, #вера, #иконопись, #религия, #иконописец, #иконография, #святые, #мода, #оберег, #художник_реставратор, #Андрей_Рублев, #russianart, #москва #старинная_икона #Феофан_Грек, #христос, #реставрация_икон, #иеромонах, #россия, #коллекционирование, #преподобный, #искусство, #icon, #иконы,

Комментарии