Судьбой писать иконы наделённый,Молился перед тем, как кисти брать.Не потому, что верой обделённый,А чтобы Лик был чистый просветлённый,Не только краски надо подбирать.Мазки ложил поглаживая Доску,Ни разу ничего не исправлял.Штрих за штрихом Священному Наброску,Как будто Солнца светлую полоску,Уверенной рукою добавлял.И образ появлялся просветлённый, -Умения тебе не занимать.Судьбой писать иконы наделённый,Не будет чистой верой обделённый,Помолится пред тем,как кисти брать.Помолится пред тем, как кисти брать...
Валерий Злыгостев, 2012
Русская икона является открытием XX века. Только после того как научились расчищать древние иконы от позднейших записей, они превратились в произведения искусства. Вместе с тем стало возможным и их научное изучение. Одним из первых художников, кто по достоинству оценил красоты русской иконописи, был Матисс. Когда он попал в 1911 году в Москву, то, ознакомившись здесь с различными собраниями икон, сразу сделался их восторженным поклонником. Особенно его поразили новгородские иконы, о которых он сказал:
«Это доподлинно народное искусство. Здесь первоисточник художественных исканий. Современный художник должен черпать свои вдохновения в этих примитивах...».
В иконописной мастерской. Древнерусский иконописец (1894 г.). Александр Головин (Россия, 1863-1930). Бумага, наклеенная на картон, пастель, темпера. Третьяковская галерея |
Русская иконопись начала формироваться после принятия Россией православного вероисповедания. Искусство иконописи пришло на Русь из Византии.
Начнем рассказ об иконе с очерка о работах известных мастеров древнерусской иконописи.
Иконопи́сец (изограф, образописец, писец иконный) — мастер, специализирующийся в создании икон.
По преданию первым иконописцем стал евангелист Лука, написавший образ Богородицы.
Первым русским иконописцем, известным по имени, является Алипий Печерский.
Традиционно иконописец, в отличие от художника, не рассматривается как автор конкретного образа, он - только проводник божественной истины. Именно этим можно объяснить практически полное отсутствие авторских подписей на иконах до XVII века.
Икона Божией Матери Свенская (Печерская) |
Прп. Алипий Печерский |
- Знаменщик - наиболее опытный мастер, создающий (знаме́нящий) рисунок будущей иконы.
- Доличник - мастер, специализирующийся в писании одежд, пейзажных стаффажей и прочих элементов иконы, кроме лично́го письма; в свою очередь доличник может иметь специализацию.
- Травщик - изображающий растения.
- Платечник - специализирующийся в написании одежд и др.
- Личник - мастер в личном письме - изображении лиц, рук и прочих открытых частей тела, управлявший важным духовным местом в иконе - его ликом: творящий пробела (мазки белой краской, высветляющие форму из темноты земного мира) на лике святого с безукоризненной точностью, влияющей на состояние молящихся в храме; искусство личника ценилось особенно.
- Жалованный иконописец - мастер, работающий при дворе царя или патриарха и получающий постоянное жалованье.
- Кормовой иконописец - нанимаемый на время выполнения заказа и получающий «корм» — вознаграждение.
- Городовой иконописец - иногородний иконописец, вызывавшийся (нередко принудительно) при проведении крупных работ в центральных городах или монастырях.
- Фурильщик - мастер, работающий в технике придания свежей иконописи характера «старой» и др.
Маковский Владимир Егорович (1846-1920). Иконник, 1891 год |
Вначале мастеров-иконописцев приглашали из-за границы, а иногда привозили и сами иконы. Икона Владимирской Богоматери, привезенная из Византии в первой половине XII века, стала образцом для огромного числа русских списков. Сохранилось очень мало домонгольских русских икон; все они в большей или меньшей степени следуют иконографии и стилю византийских образцов. Мозаики в киевском соборе Святой Софии (заложен в 1037) тоже были выполнены византийскими мастерами.
Домонгольская икона |
С конца XIV в. Московское княжество объединило русские земли. Москва стала культурным центром единого русского государства. Здесь работали три великих мастера древнерусской живописи:
- Феофан Грек (ок. 1340 - после 1405),
- Андрей Рублев (1360/1370 - ум. 1427/1430) и
- Дионисий (ок. 1440 - после 1502/1503).
Их иконы и фрески стали воплощением на русской почве идей духовного восхождения и единения с Богом через отказ от всего внешнего и суетного и обретение внутренней гармонии.
В 1551 Стоглавый Собор установил строгие каноны, которым должны были следовать иконописцы при создании священных образов.
Симон Ушаков. Троица ветхозаветная |
Богоматерь Елеуса Киккская. 1668 год. Симон Ушаков |
Первым христианским иконописцем был святой евангелист Лука, написавший не только иконы Божией Матери, но, по преданию, и икону святых Апостолов Петра и Павла, а может быть, и другие.
Святой евангелист Лука |
Святые Кирилл и Мефодий |
Преподобный Алипий Печерский |
Раев Василий Егорович. 1808-1871. Блаженный Алипий Печерский |
«Отче, быть может, чего недостает или в чем-либо я погрешил?» «Ты сделал все прекрасно, — сказал старец, — Сам Бог помог тебе написать икону с таким благолепием; это Он Сам сделал через тебя».
«Эту икону написал Ангел, который и сейчас предстоит здесь, намереваясь взять мою душу».
Преподобный Алипий Печерский |
В XII веке иконописные мастерские были при новгородских монастырях: Антониеве, Юрьеве, Хутынском.
Олисей Гречин - иконописец, по происхождению, вероятно, грек (отсюда прозвище Гречин). Впрочем, «иноэтнические» прозвища часто давались и славянам; так по другой версии - сын новгородского боярина Петра Михалковича. Работал в Великом Новгороде в XII-XIII веках. О его творчестве рассказали древнерусские летописи.
В 1973 -1977 годах археологами в Новгороде в Троицком раскопе была открыта усадьба, а в её составе иконописная мастерская, принадлежавшая Олисею Петровичу. Были найдены заготовки икон, оклады, образцы красок, инвентарь художника, а также около двадцати берестяных грамот из переписки Олисея.
По одной из гипотез Олисей Гречин был главой артели изографов, создавших фресковый ансамбль церкви Спаса Преображения на Нередице в 1199 году.
Церковь Спаса Преображения на Нередице |
Мирское имя (прозвище) Олисея - Гречин известно по летописям. Олисей, вероятно, был священником. Он обычно отождествляется с игуменом Юрьева монастыря и претендентом на новгородское епископство в 1193 — также Гречином.
Самые известные работы Гречина – «Спас Нерукотворный – Поклонение кресту» и «Знамение – мц. Ульяна», так же предполагают, что художник участвовал в росписи церкви Спаса на Нередице.
Двусторонность рассматриваемой иконы и ее сравнительно небольшой размер (77х71) позволяет говорить, что икона была выносная и использовалась во время крестных ходов.
Новгород, первая половина 13 века |
Это не настенный и не деисусный образ, в Новгороде его почитали, о чем, например, говорит воспроизведение ее лицевой и частично оборотной стороны в заставке новгородской рукописи 1262 года.
Прославление Креста. Оборотная сторона иконы "Спас Нерукотворный". Вторая половина XII века, Новгород. |
Икона начала XV века "Сретение Иисуса в храме" из собрания Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге |
Родом икона из Успенского собора во Владимире, одного из немногих храмов с оригинальными фресками величайшего русского иконописца Андрея Рублева. Создана, вероятнее всего, учеником Рублева. Икона изображает важный эпизод из жизни Христа, описывая Его представление в иерусалимском Храме.
«зело прилежаху иконному писанию и толико тщание о постничестве и о иноческом жителстве имуще, яко им Божественныя благодати сподобитися и тако в Божественную любовь преуспевати, яко никогда же о земных упражнятися, но всегда ум и мысль возносити к невещественному свету, яко и на самый праздник Светлаго Христова Воскресения на седалищах седяще и пред собою имуще Божественныя и честныя иконы и неуклонно на них взирающе, Божественныя радости и светлости исполняхуся. И не точию на той день тако творяху, но и в прочия дни, егда живописа-тельству не прилежаху. Сего ради и Владыка Христос тех прослави в конечный час смертный. Прежде убо преставися Андрей, потом разболеся и спостник его Даниил и, в конечном издыхании сый, виде своего спостника Андрея во мнозе славе с радостию призывающа его в вечное оно и бесконечное блаженство».
Преподобный Дионисий Глушицкий, подвизавшийся на реке Глушице, написал очень много икон для разных храмов.
Преподобный Дионисий Глушицкий. Дерево, левкас, темпера. Конец XVII века. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник |
В XVI веке известными иконописцами были Симон, митрополит Московский, Варлаам и Макарий.
Симон, митрополит московский |
Преподобный Анания |
Вот какой великий сонм иконописцев, приведенный здесь далеко не полностью, оставил свое драгоценное наследие - древнюю икону. Более того, даже в XIX веке, когда древняя икона была в пренебрежении и забвении, когда древняя иконная техника сохранялась лишь в немногих селах и деревнях, главным образом, Владимирской губернии, и тогда находились подвижники-иконописцы.
Свет в церкви |
Иеросхимонах Нил |
Кроме названных иконописцев, прославленных святых или известных своей церковной деятельностью митрополитов, было бесчисленное множество благоговейных тружеников, оставшихся никому неизвестными, за смирение которых дела их рук, конечно, не были лишены благодати Божией.
Митрополит Пётр, святитель Московский |
Внешняя форма иконы - предел, вершина простоты, но значение иконы не ограничивается ни эпохой, ни народностью.
Но это только начало большого и важного разговора об иконописцах и их творениях. Разговор об этом одновременно чем-то сложен, и чем-то немудрен. И его обязательно нужно вести, продолжать, раскрывая имена подвижников церковной живописи и вновь открывая вместе с читателями созданные древними иконописцами незатейливые, но такие великие образы.
И потому - до новых встреч на страницах блога.
***
#блог_искусство_и_художественная_культура
Комментарии
Отправить комментарий