#19 Кипренский Орест Адамович


Рассказ об Оресте Кипренском - это пример чудес наяву, явленных для вас в блоге "Искусство и художественная культура". Во время чтения публикации и изучения творческого наследия живописца читатели и гости блога, все, без исключения, побывают сразу в нескольких эпохах, от античности до наших дней. Кипренский - певец человека, красоты человеческого тела, отражающего с большой точностью внутренний мир человека. Мимика, взгляд, выражение лица, пантомимика, поза, стиль одежды, прическа  - все это краски в палитре одного из самых великолепных русских живописцев, мастерство которого во многом не могут превзойти и сегодня. Портретный реализм Кипренского, который передает не столько внешнее сходство изображаемой модели, но отражает её душу, природу, страстность, темперамент, внутренний стержень, можно назвать с полным правом графическим психологом, визуальным историком эпохи, с помощью скупых художественных приемов передавшего для грядущих поколений глубинный смысл многих важных вещей и явлений русской (и не только) действительности. При том как современных ему, так и предшествующих. И даже тех, которые состоялись много позднее того периода, в которое творил свою портретную магию мастер. Кисть его беспристрастна. Ему подвластны и свет, и мрак человеческой души. И потому изучение его наследия тем же внимательным, зорким и точным взглядом принесет вам массу пользы в игре на повышение, которой и является человеческая жизнь. Приятного и полезного постижения сакральных песен музы Ореста Адамовича Кипренского!


Автопортрет в розовом шейном платке 
1809г, холст, масло 41 x 85,7 см 
Государственный Русский музей, 
Санкт-Петербург

Орест Адамович Кипренский (1782 - 1836) - русский художник, график и живописец, который по праву считается непревзойденным мастером портрета. Нельзя не восхищаться творчеством Кипренского, ведь этот мастер был художником потрясающей творческой силы. Его картины - не только вершина портретного мастерства, но и произведения, исполненные чувством эпохи. Живописец, как никто другой, сумел увидеть и запечатлеть образ русского человека своего времени, передать патриотический дух эпохи. 

Автопортрет, 1820 год

Орест Адамович Кипренский (1782 - 1836) - живописец-портретист, реалистическому искусству которого свойственны черты романтизма,  отражающего общественный подъем эпохи Отечественной войны 1812 года и революционного движения декабристов. Блестящий мастер карандашного портрета. К числу лучших произведений относятся портреты: Е.П. Ростопчиной,  мальчика Челищева,  А.С. Пушкина,  автопортрет в халате (Третьяковская галерея), Дениса Давыдова (Русский музей),  карандашные портреты участников компании 1812 года (Третьяковская галерея).


Автопортрет с кистями за ухом, 1808 г.

Орест Кипренский, великий портретист начала XIX века, родился в Ораниенбаумском районе Петербургской губернии 13 марта 1782 года, в имении помещика А.С. Дьяконова. 

Портрет Адама Карловича Швальбе

Будущий художник внесен в реестр Копорской церкви как внебрачный сын крестьянской девушки Анны Гавриловой, которая через год после рождения сына вышла замуж за помещика Адама Швальбе.

Автопортрет, 1828 год

Когда мальчику исполнилось шесть лет, в 1788 году, он поступил в петербургскую Академию художеств.  Вначале Кипренский учился в Воспитательном училище. 
Через девять лет он поступил в класс исторической живописи, который обычно предназначались для учеников, проявлявших какие-то способности. Его учителями были профессор исторической живописи Г.И. Угрюмов и мастер декоративной росписи Габриэль-Франсуа де Дуайен.

Академические работы Кипренского, отвечающие канонам классицизма, в основном относятся к времени его обучения в Академии. Уже в первых набросках чувствуется легкое раздражение молодого живописца, вынужденного творить по предложенным шаблонам.

С одной стороны он не отходит от них, а с другой - при всяком удобном случае добавляет в сложившиеся стереотипы какой-то необычный нюанс, заставляющий по-новому зазвучать привычную композицию.

В 1803 году Кипренский окончил Академию художеств. За отличные успехи в учебе художник получил аттестат первой степени и шпагу, однако он так и не был удостоен золотой медали, которая давала право на поездку в Европу.

Свою первую золотую медаль художник завоевал в 1805 году за историческое полотно «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (Русский музей, Санкт-Петербург). Но известность ему принесла не историческая живопись.

Еще в 1804 году Кипренский написал одно из самых талантливых своих произведений - портрет своего отца Адама Швальбе (Русский музей, Санкт-Петербург). Портрет впечатляет своей замечательной зрелостью, глубоким пониманием человеческой природы и уровнем мастерства, достигнутым на столь раннем этапе творческой карьеры художника. Мы видим своевольного человека, полного достоинства и духовной силы. Кипренский придает образу Швальбе черты античного божества - громовержца Зевса-Юпитера, хромого Гефеста-Вулкана, или Посейдона-Нептуна, решившего выступить современником живописца и даже его отцом. Работа выполнена в тёплых тонах с использованием свободной плавной манеры, построенной на контрастах света и тени.

При взгляде на портрет в голове осведомленного зрителя непроизвольно возникают образы Гобсека (живоглота. Мы помним, что отец Зевс, Кронос-Уран, поглощал своих детей. Как и сам Зевс впоследствии проглотил беременную Афиной морскую богиню Метиду), Скруджа или Скупого рыцаря.

«Портрет отца художника Адама Карловича Швальбе», 1804

Этот гениальный портрет произвел впечатление на современников Кипренского. В 1830 году он был показан на художественной выставке в Неаполе, и, как писал сам художник, 

«Академия здесь придумала следующие идеи. . . одни считали портрет моего отца шедевром Рубенса, другие думали, что это был Ван Дейк, а некий Альбертини дошел до Рембрандта! »

Среди ранних работ художника - автопортрет (1808, Русский музей, Санкт-Петербург). Беззаботный, возвышенный характер этого вдохновенного образа, а также особый стиль живописи и композиции были явными признаками нового отношения к портретной живописи.

Автопортрет  (ок. 1809 года)

И личность, и творчество художника проникнуты духом либеральных первых десятилетий XIX века. Кипренский был художником-романтиком, первым из портретистов, уловивших тенор эпохи и поэтизировавших ценность и красоту духовного богатства человека. «Кто сказал, что чувства обманывают нас?» он написал в альбоме рисунков.


Портрет А.Р. Томилова, 1828 год

В 1808 году началась дружба Кипренского с известным коллекционером и меценатом А. Р. Томиловым, дом которого был одним из центров художественной жизни первой четверти XIX века.

Портрет Алексея Романовича Томилова, 1813 год



Примерно в это же время художник написал портреты А.Р. Томилова (1808, Русский музей, Санкт-Петербург), И.В. Кусова (1808, Русский музей, Санкт-Петербург), А.И. Корсакова (1808, Русский музей, Санкт-Петербург). 

Портрет директора горного корпуса
Алексея Ивановича Корсакова (1751 - 1821). 1808. Холст, масло. 64 х 55.


Алексей Иванович Корсаков (1751–1821) был личностью выдающейся. Родившись в семье не слишком богатой и родовитой, он сделал блестящую карьеру. Алексей Корсаков получил хорошее образование в Артиллерийском и Инженерном кадетском корпусе. В 23 года он капитан и адъюнкт директора Артиллерийского и Инженерного кадетского корпуса М.И. Мордвинова, тестя своего старшего брата. В 30 лет Корсаков – майор, состоящий при пороховых заводах. Ездил по службе на Урал «для приискания селитры». В 43 – получает звание полковника и генеральскую должность директора Артиллерийского и Инженерного кадетского корпуса, в 49 – генерал. При Павле I Алексей Ивановича занимает должность инспектора всей артиллерии (т.е. был главнокомандующим артиллерией), в царствование Александра I Корсакова переводят на статские должности – назначают президентом Берг-коллегии, директором Горного корпуса и сенатором. Под его руководством Горный институт становится одним из лучших учебных заведений России. В 60 лет Александр Иванович уволен от дел, с этого времени он полностью отдался своей страсти коллекционера. К этому времени он был уже известен как авторитетнейший знаток живописи. После его смерти коллекции были проданы с публичного аукциона, часть из них приобрел Эрмитаж.
Орест Кипренский был принят в доме Корсакова, которого в одном из писем к А.Н. Оленину назвал среди своих друзей и покровителей.

Современники оценивали картинную галерею Корсакова как лучшее частное собрание Петербурга.
Дважды писал А.И. Корсакова великий русский портретист Орест Адамович Кипренский.

Один, на котором Корсаков представлен как государственный деятель, с 1917 г. хранится в Русском музее. Этот портрет В.М. Зименко характеризует следующим образом:  «Подобный мотив использован и в прекрасном «Портрете Е.П. Корсакова» (автор ошибочно, приводит инициалы, ранее приписываемые этому портрету, в то время как под репродукцией портрета он ставит другие инициалы «Портрет А.И. Корсакова» – И.Т.) также обычно относимому к 1808 году. Рука изображенного очень крепко и в то же время осторожно держит скатанную в трубку официальную бумагу, относящуюся к Горному корпусу, о чем свидетельствует надпись на ней. В этом портрете уже значительно меньше воспоминаний о Левицком и Боровиковском, но есть элементы, близкие работам С. Щукина, в особенности его портретам архитекторов… Правда, живопись портрета обнаруживает уже энергичную руку колориста Кипренского, умеющего заставить звучать в полную силу яркое пятно красного жилета с желтыми отворотами, легко и смело вылепить цветом лицо. Но от Щукина идет тот культ деловой простоты, подтянутости, которая, однако, органично сплелась в образе Корсакова с глубоким внутренним волнением, затаенной тревогой, читающейся в широко открытых карих глазах. В портрете Корсакова Кипренский стоит в преддверии своего вполне зрелого, развитого портретного стиля». Н.Н. Коваленская назвала этот портрет «одним из самых выразительных и живописно красивых» в творчестве художника.

Другой портрет кисти Кипренского, по не установленной причине потерявший имя Корсакова, был передан из Государственного музейного фонда в 1929 году как «Читающий у свечи» в Томск.

27 февраля 1809 г. Кипренский уехал в Москву, где должен был помочь Ивану Мартосу завершить работу над памятником Минину и Пожарскому

"Портрет В,А, Жуковского". 1816 год. Холст, масло. 64,8 х 58,1 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Это самый известный портрет Василия Андреевича Жуковского. Встреча Кипренского и Жуковского была в ту эпоху неизбежна. Их роднило отчетливое романтическое мироощущение - только Жуковский реализовывал его в поэзии, а Кипренский - в живописи. Впрочем, по мнению самого Жуковского, поэзия и живопись являлись "родными сестрами".

Жуковский, подобно Кипренскому, был незаконнорожденным сыном богатого барина А,И, Бунина, усыновленного мелкопоместным дворянином А.Г. Жуковским.
Двух мастеров слова и кисти - Кипренского и Жуковского - очень многое сближало, вплоть до тайны их происхождения.
Поэт и художник познакомились еще в те годы, когда Кипренский жил в Москве, а в 1815 году, когда Жуковский после долгих странствий возвратился в Петербург, встретились вновь.

Встреча ознаменовалась работой над этой картиной. Это были годы, когда разгорелась нешуточная борьба между литературными староверами и революционерами от литературы, организовавшими веселое общество -  "Арзамас".

Их знаменем стала романтическая поэзия Жуковского, выдвинувшегося в 1810-е годы на роль первого русского поэта. Дух новой идеологии и попытался выразить в этом портрете художник.

В Москве круг общения художника расширился. В салоне Растопчина и в доме мадам Муравьевой он познакомился с поэтами К. Н. Батюшковым, П. А. Вяземским, В. А. Жуковским, С. П. Мариным, а также Денисом и Евграфом Давыдовыми

Сергей Никифорович Марин, 1812 год

На него огромное влияние оказала атмосфера таких встреч и творческих дискуссий, частная картинная галерея Растопчина (в которой было около 300 экспонатов, в том числе картины Веласкеса, Ван Дейка и Тинторетто) и довоенное настроение российского общества.

Изобилующая впечатлениями жизнь Кипренского в Москве способствовала интенсивной художественной деятельности. 

«Кипренский полусумасшедший от своего творчества и своего воображения», - писал Растопчин секретарю заседаний Академии художеств А.Ф. Лабзину.

Среди лучших работ московского периода 1809-1812 гг. - портреты А.А. Челищева (1810-11, Третьяковская галерея, Москва), Е. П. Растопчина (1809, Третьяковская галерея, Москва) и Е. В. Давыдова(1809, Русский музей, Санкт-Петербург). В  парадном портрете Е. В. Давыдов, героя войны 1812 года, награжденного золотым  оружием за храбрость, Кипренский стремился изобразить человека прогрессивного склада ума, предвестника новых социальных сил в России. Привлекательность портрета заключается в благородстве, достоинстве и эмоциональной возвышенности персонажа.

В марте 1812 года Кипренский вернулся в Петербург. За несколько своих портретов, в том числе Е. В. Давыдова, князя Ольденбургского, автопортрет, портреты А. Гагарина и А. И. Кусова Кипренскому было присвоено звание академика в области портретной живописи.

Иван Васильевич Кусов, 1808 год

Семейство купцов Кусовых в XIX веке пользовалось уважением в Петербурге. Дом Кусова считался одним из самых почтенных в столице, его гостем часто бывал император Александр I.
Кусовы вели торговые операции в странах Западной Европы и в Америке, владели несколькими заводами, жертвовали на благотворительность. Основоположник купеческого рода Кусовых - Василий Григорьевич, уроженец посада Святотроице-Сергиевской лавры, в 1766 году перенес свою предпринимательскую деятельность в Петербург. Его сын, Иван Васильевич Кусов, считался патриархом русского купечества. По мнению современников, слово его было верный вексель, совет - закон.

Портрет принца Георгия Петровича Ольденбургского, 1811 год

Немецкий Ольденбургский дом – один из древнейших в Европе, представители которого находились на престолах Дании, Прибалтики, Норвегии, Греции и были в родстве с домом Романовых, с королями Швеции, и английской королевской династией. 

Георгий Петрович Ольденбургский (1784-1812), двоюродный брат императора Александра  I, был назначен в 1808 году генерал-губернатором Эстляндии. В 1809 году он женился на великой княжне Екатерине Павловне, сестре Александра и Николая Павловичей. В этом же году принц Ольденбургский был назначен на должность Тверского, Новгородского и Ярославского генерал-губернатора. 
Своего расцвета как портретист Кипренский достиг в период войны 1812 года.

«Отечественная война дала нам наших Курциусов, Сцевол и Регулусов, - писал ветеран той войны П. Свиньин. 

Словно пытаясь запечатлеть всех героев войны, Кипренский сделал множество карандашных набросков ветеранов 1812 года. 

П.А. Оленин, 1813 год



В серии графических портретов запечатлены друзья художника: братья М. и А. Ланские, генерала Чаплица, ополченцы А. П. Томилов и П. А. Оленин, поэты К. Н. Батюшков, И. И. Козлов, В. А. Жуковский, баснописец И. А. Крылов.

Генерал Ефим Игнатьевич Чаплиц, 1813 год

Он также создал серию карандашных портретов детей и молодежи, которые отмечены радостным чувством цели и общей гармонией, характерной для творчества Кипренского того периода. 

Крестьянский мальчик Петрушка-меланхолик, 1814 год


Таковы портреты Н. Кочубея, Пети Оленина, крестьянских мальчиков Андрюши и Моски, калмыцкой девочки Баяусты, будущих декабристов Н. М. Муравьева и А. П. Бакунина

Крестьянский мальчик Андрюшка, 1814 год



Рисунки Кипренского внесли неоценимый вклад в развитие мировой графической портретной живописи.

К этому времени относятся и некоторые из лучших картин Кипренского, в том числе его виртуозный портрет Д. Н. Хвостовой (1814, Третьяковская галерея, Москва).

В середине мая 1816 года, получив звание советника Академии художеств, он получил государственную поддержку для поездки в Италию благодаря усилиям своих друзей, особенно писателя Жуковского.

В годы пребывания в Италии (1816-1823) художник продолжал интенсивно работать. Однако на его настроение и в некоторой степени на его произведения этого периода повлияло враждебное отношение к нему государственных служащих в российском посольстве в Риме, присматривавших за своими пансионерами, и потрясения революции в Италии. Среди лучших его работ этих лет - портрет А.М. Голицына (ок. 1819, Третьяковская галерея, Москва), карандашный портрет С.С. Щербатовой (1819, Третьяковская галерея, Москва) и его знаменитый «Автопортрет 1819 года», заказанный по заказу Флорентийской академии для галереи Uffici.

Автопортрет раскрывает новые черты творчества художника. Здесь не осталось ничего от той искрометной непосредственности и жажды жизни, которые были лейтмотивом его более раннего автопортрета. Мир вокруг него потерял радостную привлекательность и был окрашен в мрачные тона. Кипренский остро осознавал дихотомию идеала и реальности.

В июле 1823 года Кипренский вернулся на родину, переживавшую период жестокой реакции под покровительством председателя военного ведомства Аракчеева. Аракчеев и министр Гурьев стали почетными членами Академии художеств. 
«Академия, - писал Кипренский по возвращении в Петербург, - заплесневела».
Подавление восстания декабристов в 1825 году повергло Кипренского в состояние горя и разочарования. Сведения об отношении художника к тайному обществу декабристов отсутствуют, но со многими из них он встречался в доме офицера домашней кавалерии Д. Н. Шереметева, с некоторыми из них был в дружеских отношениях. Несомненно, он был глубоко тронут их судьбой, как и значительная часть российского общества.

Несмотря на холодный официальный прием в России и серьезный внутренний кризис, мастерство Кипренского никоим образом не упало. Его портрет поэта Александра Пушкина (1827, Третьяковская галерея, Москва) был его величайшим достижением в области портретной живописи. Он был написан по просьбе Дельвига, поэта и друга Пушкина, в период с мая по июль 1827 года, когда последний находился в Санкт-Петербурге. 

Было всеобщее чувство негодования по поводу того, что Кипренскому, создавшему столь впечатляюще реалистичные рисунки и картины участников войны 1812 года, не предложили написать портреты для официальной военной галереи 1812 года. Александр I обошел и других русских художников и отдал заказ английскому художнику Джорджу Доу.

«Я поехал в Италию, - писал Кипренский, - с единственной целью привезти в Россию плоды более зрелого таланта, но вместо этого, вернувшись, я был покрыт завистью моих противников. Игнорируя эту зависть, я всегда твердо шел вперед, зная, что рано или поздно время всегда открывает правду».

В конце двадцатых годов он снова уехал в Италию. Его брак с бывшей ученицей и вдохновительницей Марией Фалькуччи не смог скрасить последние годы его жизни.

Орест Кипренский умер 5 октября 1836 года и был похоронен в Риме.

«Знаменитый Кипренский умер», - писал художник А.А. Иванов из Италии. «Он был первым, кто прославил русское имя в Европе. . . Кипренский никогда не был награжден и никогда не был осыпан милостями двору - и все по той простой причине, что он был слишком благороден и горд, чтобы добиваться подобных вещей».
Портрет Александра Сергеевича Пушкина. 1827 год. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Орест Кипренский создал портрет своего любимого поэта по заказу А. Дельвига, лицейского друга А.С. Пушкина. Портрет стал мгновенно знаменитым. И хотя Пушкин не любил позировать и свои изображения, после смерти Дельвига он купил у вдовы товарища свой портрет, которому посвятил строки, как бы обращаясь к художнику:


Любимец моды легкокрылой,

Хоть не британец, не француз,

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых муз.

Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит


Со школьной скамейки каждый знаком с портретом известного русского классика Александра Сергеевича Пушкина. Потомки не устают выражать благодарность живописцу, благодаря которому образ гения сохранился до наших дней. Сам Пушкин этим портретом остался доволен. 

Если забыть, что это портрет гениального Пушкина, и просто описать образ изображенного человека, можно без прикрас увидеть чувства, вызываемые картиной. Портрет изображает довольно симпатичного мужчину, явно озабоченного своей внешностью. Изображение дышит внутренним обаянием модели. Глаза натурщика исполнены размышлениями и думами, и это придает неповторимую привлекательность изображению. В них есть искреннее чувство, влекущее вглубь, в мечты и отражаются сокровенные загадки сердца.

Голова изображена почти в профиль, что позволяет определить африканские истоки этого человека. Словно проявляя это экзотическое происхождение, высокое чело поэта обрамляют густые вьющиеся волосы, смоляно-черные. Как и все полукровки, молодой человек обладает лучшими внешними качествами обеих рас. Руки покойно сложены на груди. Одна из рук видна зрителю лучше. Это красивая, холеная, в высшей степени ухоженная кисть руки с великолепной формы овальными перламутровыми ногтями. Эта узкая длань, возможно, славно служила своему хозяину, работала во славу его и на благо человечества. Молодой человек одет безупречно. Дорогие, безупречного качества вещи облагораживают его внешность. Драпировка шотландского плаща, небрежно наброшенного на  плечо изысканного сюртука, перекликается с благородными складками шелкового шейного платка, причудливо повязанного на высоком вороте белоснежной рубахи. Рукава-фонарики придают картине молодого задора. Сегодня такой крой  часто используется в детских и подростковых моделях.

В левое ухо поэта доносятся звуки лиры, на которой играет одна из муз, с дозволения Аполлона. Не пряди волос златокудрого солнечного бога колышет неслышимая зрителем мелодия, а черные кудри, уложенные с роскошной небрежностью, властителя русского  слова.

Понимая, что в этом портрете главное не внешность, а внутренний мир изображенного человек, легко узнаваемого гениального поэта. Перечитывая творческое наследие гения, ценители творчества Кипренского невольно вспомнят задумчивый взгляд его Пушкина, горделивую осанку и дивную простоту, подчеркивающую внутреннюю красоту первого поэта России.

Портрет А.А. Челищева

Кипренский развивает свой стиль, сочетая яркую индивидуальность конкретной личности с типичными характеристиками времени - «приметами времени». Поэтому даже в портрете детей Челищева, которого постоянно сравнивают с Петей Ростовым, чувствуется довоенное напряжение.

Сочетание ярких цветов в одежде мальчика - плотного синего, алого, белого - и черных глаз, практически без блеска, создает образ, сочетающий непосредственность ребенка и серьезность взрослого. Изысканная стрижка придает лицу не детскую строгость выражения, ум и своеобразный аристократический шарм, скрадывая детскую пухлость черт. Красный цвет оживляет отяжелевшего при позировании натурщика. Но мягкие, обшитые тканью пуговицы смягчают чрезмерную энергию цвета. Треугольник выреза сюртука вытягивает вверх композицию, придавая изображению устремленность кверху.

Художник своим творением словно предсказал необыкновенную судьбу своего героя. В пятнадцатилетнем возрасте А.А. Челищев уже участвовал в Отечественной войне 1812 года и в рядах русской армии добрался до Парижа.

Не даром портрет считается одним из лучших произведений Кипренского. Художник написал двенадцатилетнего мальчика, готовящегося к поступлению в Пажеский корпус. У Челищева впереди большое будущее. В 1812 году юноша станет участником Отечественной войны, а позже - станет членом Северного общества декабристов. Но это в будущем.

Теперь же зритель видит мальчика, у которого все впереди, который вот-вот вырастет. Мальчик открыто смотрит на мир. Его большие темные глаза излучают доброту, детскую непосредственность и наивность. Пухлые губы, кажется, еще недавно  расплывались в улыбке. Круглое лицо, слегка растрепанные волосы. И кажется, что мальчику уже надоело позировать, он сорвется и убежит. Но время детства уже проходит.

Если присмотреться, то можно увидеть, что в глазах больше не отражаются детские мечты. И мальчик не такой наивный, как может показаться на первый взгляд, его мысли тяжелы, а в образе читается сильная воля. Портрет довершает говорящее сочетание цветов: синий сюртук, еле заметный ворот белой рубашки, алый жилет - они придают портрету Челищева нотку таинственности и революционности. Он явно - один из тех, кто перевернул жизнь планеты, возжегши пламя революции и передав его другим.

Портрет Е.В. Давыдова. 1809 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

В образе гусара Евграфа Давыдова, родственника известного поэта и героя Отечественной войны Дениса Давыдова, словно воплотилась сама идея романтической эпохи. И времени, когда победа в великих сражениях ощущалась как плод личной доблести участников.


Это лучшее творение Кипренского, портрет, который сделал его известным и принес ему звание академика. Портрет написан в духе новой романтической школы: фигура в полный рост в весьма живописной парадном гусарском мундире, которая была выгодна портретисту для отображения характера изображенного человека, чтобы выразить характер всего молодого поколения офицеров русской армии, которое за короткое время успело отстоять честь и независимость своей Родины, сломать хребет непобедимому врагу, покорившему всю Европу.


Гусарская сабля с рукоятью корзиной, Польша, конец 17 века

Орест Кипренский вложил в композицию все свое умение. Опираясь на бедро и облокотившись левым локтем на каменную тумбу, перед зрителем предстает эффектный гусар с черными кудрями и пышными усами. 

Мундир гусара схож с формой третьего гусарского полка знаменитого авантюриста времен Павла I графа Палена (позднее Сумской полк). Известно, что первые гусары появились в Венгрии в XV столетии во времена правления короля Матьяша Корвина (на европейские языки слово "гусар" переводится как pirate, а во множественном числе - hussards). 


Прусские гусары. Nick Gindraux


Сербы и венгры и привнесли свою необычную военную форму в Российскую императорскую армию. Гусары - это не обычные кавалеристы. Генерал Фермер писал, что гусары обязаны были идти в атаку с присущей им наглостью, лихостью и напором. В гусарских полках часто (но не всегда) были люди, которые являлись носителями интеллектуального мышления на элитарном уровне. 

Будущий премьер-министр Соединенного Королевства, сэр Уинстон Черчилль,
в звании второго лейтенанта 4-го Королевского гусарского полка, 1895 г.

Второй легендарной личностью, после кавалерист-девицы Надежды Дуровой, в русском гусарстве считают Дениса Давыдова. Но именно он первый сформировал образ гусара-поэта, романтика, забияки и смельчака.

Среди самых известных русских гусар мы также встречаем собратьев Дениса Давыдова по перу Грибоедова и Лермонтова, декабристов Пестеля и Лунина, философа Чаадаева, партизан Отечественной войны 1812 года Фигнера и Дорохова, ставшего прототипом Долохова из "Войны и мира", и уже упомянутую единственную женщину-гусара, кавалерист-девицу Надежду Дурову. 

Вся жизнь гусаров заключалась в стычках, битвах и сражениях. В мирное время гусары, помимо й службы предавались всевозможным развлечениям и удовольствиям.

Среди всех земных удовольствий гусары превыше всего ценили эти три: дамы, карты и пиры. Когда лихие кавалеристы входили в побеждённые города, отцы прятали дочерей, дамы падали в обморок, родственники находились в растерянности. 

Особо любили одиноких женщин и вдовиц, останавливались у них на постой, а через известное время кварталы оглашались громкими детскими криками.

После любовных утех и затей предавались безудержной игре в карты, не брезговали и бильярдом. Играли в штос, страстно понтировали против банкомёта.

Это были виртуозные игроки. Наравне с воинской доблестью, лихостью верховой езды и владением французским умение играть в карты считалось отличительной чертой этого военного сословия. В пылу азарта забывали о возлюбленных, могли играть ночь напролёт, карточный поединок был важнее любовных объятий. 

Бывало, на кон ставились жёны, поместья, состояния, а иногда и собственная жизнь. Отдать карточный долг считалось делом чести, а цену чести русские гусары знали туго.

Карточная игра сопровождалась возлияниями. Разогретая кровь звала к любовным подвигам, и тогда ехали к девицам известного поведения и продолжали веселье вместе с ними. Вот каковы они были:

Вы, чьи широкие шинели

Напоминали паруса,

Чьи шпоры весело звенели

И голоса.

И чьи глаза, как бриллианты,

На сердце вырезали след -

Очаровательные франты

Минувших лет.

Одним ожесточеньем воли

Вы брали сердце и скалу, —

Цари на каждом бранном поле

И на балу.

Вас охраняла длань Господня

И сердце матери. Вчера -

Малютки-мальчики, сегодня -

Офицера.

Вам все вершины были малы

И мягок — самый черствый хлеб,

О, молодые генералы

Своих судеб!

***

Ах, на гравюре полустертой,

В один великолепный миг,

Я встретила, Тучков-четвертый,

Ваш нежный лик,

И вашу хрупкую фигуру,

И золотые ордена…

И я, поцеловав гравюру,

Не знала сна.

О, как - мне кажется - могли вы

Рукою, полною перстней,

И кудри дев ласкать - и гривы

Своих коней.

В одной невероятной скачке

Вы прожили свой краткий век…

И ваши кудри, ваши бачки

Засыпал снег.

Три сотни побеждало — трое!

Лишь мертвый не вставал с земли.

Вы были дети и герои,

Вы все могли.

Что так же трогательно-юно,

Как ваша бешеная рать?..

Вас златокудрая Фортуна

Вела, как мать.

Вы побеждали и любили

Любовь и сабли острие —

И весело переходили

В небытие.

Марина Цветаева. Генералам двенадцатого года 


Лихой гусар Йоркширского полка времен правления короля Эдуарда VII
и королевы Александры

Золотая вышивка на алом ментике искристо сияет, трепетный свет отражает патина рукоятки сабли, зажатой кистью левой руки. 


Гусарский эсток, ок. 18-го века

Рефлекс мягко подчеркивает силуэт гусара, стягивающийся в блеклую тень на стене. Кивер, небрежно брошенный на каменный выступ слева, и сабля, на которую гусар опирается левой рукой - все это красноречиво говорит о личности героя. Давыдов изображен на фоне пейзажа с грозовыми облаками, предвещающими неотвратимое ненастье.


              История Польши от Якуба Ружальского. Варшавское восстание 1944 года


Следует отметить, что до сих пор ведутся споры о том, кого из семьи Давыдовых, со многими представителями которой был дружен Кипренский, он изобразил на картине. Дело в том, что по описанию современников портрет полностью не соответствовал ни одному из молодых Давыдов. Скорее всего, это собирательный образ героя войны, как он виделся Оресту Кипренскому.


Великая княгиня Ольга Николаевна, в форме своей части, 3-го Елизаветградского гусарского полка. На фото она с женами солдат полка

Густые тени и подвижные светлые блики выделяют фигуру воина, контраст красного гусарского ментика и сверкающих белых лосин на фоне темного пейзажа придает облику Давыдова несколько романтическое настроение. Несмотря на несомненное, практически фотографическое его сходство с небезызвестным Ноздревым. 

Забавно, но сегодня световая композиция портрета смотрится как очень качественная студийная съемка, с тщательно выставленным мощным и разнообразным освещением, и обработанная нейросетевыми фильтрами.  

Произведение с исключительной силой передает страстный нрав Давыдова. Темперамент гусара наполняет весь его облик - начиная от живописной позы, огневого взора темных глаз, мятежной пены кудрей волос. Художник стремился передать для потомков стремление Давыдова к подвигам во славу своей Родины, что, несомненно, являлось личным счастьем для этого человека.

Еще одной замечательной творческой удачей можно считать "Конный портрет Александра   I", созданный Орестом Кипренским в 1820-е годы. 

На этой картине Александр  I представлен исходящим верхом на серой лошади. Отметим, что на заднем фоне - за спиной императора - художник изобразил Париж, а это означает, что картина словно отсылает нас к событиям 1814 года.

 

"Конный портрет Александра  I", 1820-е годы. Л. Поль по оригиналу Кипренского. Холст, масло. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Кипренский изобразил императора серьезным, монументальным, но при этом не лишил его эмоциональности. В фигуре молодого царя чувствуется мощь и уверенность. Обращает на себя внимание конь императора, тщательно прописанный во всех деталях и наделенный собственной эмоциональной палитрой.

Согласно легенде, серая лошадь по Александром - это жеребец Эклипс (Затмение), подаренный ему Наполеоном во время их последней встречи в Эрфурте в 1809 году.  По другим данным это любимая боевая лошадь Александра по кличке Марс. Сегодня оригинал портрета считается утерянным, но в Эрмитаже висит точная копия этой картины, созданная Л. Полем по оригиналу художника.

"Портрет Д.Н. Хвостовой", 1814 год. Холст, масло, 71х57,8 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Изображенная на портрете Дарья Николаевна Хвостова была супругой сенатора, томского губернатора в отставке В.С. Хвостова, а также троюродной сестрой матери поэта М.Ю, Лермонтова М.М. Арсеньевой. Данная картина считается одной из лучших работ художника.

Обращенное к зрителю лицо Хвостовой светится мягкой нежностью, затаенной легкой грустью, задумчивостью. Этому состоянию соответствует тонкая гармония цветового и светотеневого построения полотна. Художник словно боится нарушить покой своей героини, боится помешать естественному току душевной жизни героини.

Плавный, волнообразный ритм линий, мягкая моделировка лица с неправильными, но привлекательными чертами, теплый неяркий колорит, "ренессансный" жест руки - все делает образ необыкновенно задушевным, доверительно-интимным. Романтизм предполагает в женщине не столько силу чувств, сколько эмоциональную утонченность и повышенную восприимчивость.

Несмотря на столь лестную кисть Кипренского, при взгляде на губернаторшу Хвостову все же вспоминается незабываемая Юлия Михайловна Лембке, вышедшая из-под гениального пера Фёдора Михайловича Достоевского. Или знакомая Павла Ивановича Чичикова, губернаторша губернского города N, воссозданная не менее гениальным Николаем Васильевичем Гоголем.

"Портрет А.П. Ланского". 1813 год. 
Бумага, итальянский карандаш, 26х20,7 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Эскиз изображает Алексея Павловича Ланского - участника боевых действий 1806 - 1807 годов и Отечественной войны 1812 года, дослужившийся до чина генерал-майора. 

Герой данного полотна изображен как человек с сентиментальным строем души, он выглядит мечтательным и просветленным. 

Кипренский, как может быть, никто из художников начала  XIX века умел соединять в своем мировосприятии мягкий лиризм, идущий от традиций просветительского сентиментализма, с романической приподнятостью, особой одухотворенностью.


Портрет скульптора Бертеля Торвальдсена

Торвальдсен - один из величайших скульпторов Дании. Родился в Копенгагене 19 ноября 1770 года. Его отец, исландец по происхождению, был резчиком по дереву и, желая иметь помощника в лице своего сына, зачислил его в 1787 году в число студентов Академии художеств в Копенгагене. Уже через два года он был награжден малой и большой серебряными медалями по классу скульптуры, в 1791 году - малой золотой, а в 1793 году большой золотой медалью, которая давала право на получение стипендии и трехлетнее пребывание за границей. В 1796 году он отправился в Италию.

Его главным наставником в Копенгагене стал талантливый датский скульптор Видевельт, хранитель древних традиций в искусстве. В Италии Торвальдсен погрузился в сказочно богатый мир античного искусства и с величайшим вниманием изучал Рафаэля. Надо сказать, что в России Торвальдсен стал хорошо известен во втором периоде своего творчества.

Во многом это было связано с размещенными в его мастерской заказами русской аристократии - А. Дидрихштейна, Е. А. Остермана-Толстого, М. А. Нарышкина, Н. Н. Демидова, М. Ф. Барятинского и других. А настоящая известность пришла к Торвальдсену в начале 1920-х годов, когда скульптор выполнил с натуры бюст русского царя Александра I. В результате скульптор Б.И. Орловский был официально прикреплен к нему как пенсионер Российской Академии художеств. А чуть раньше другой русский скульптор, С.И. Гальберг сам избрал своим учителем датского мастера.

Популярности Торвальдсена в России во многом способствовали связи с такими художниками, как О. Кипренский, С. Щедрин, К. Брюллов, А. Иванов, Ф. Бруни. В 20-30-е гг. - Торвальдсен - громкое имя, безусловный авторитет в российских художественных кругах. В 1824 году он был избран самостоятельным почетным членом Российской Академии художеств. 

Итак, наиболее продуктивные и насыщенные событиями годы творчества датского скульптора - с середины второго до середины третьего периода - одновременно являются вершиной его славы в России.

Портрет А.С. Шишкова

Александр Семенович Шишков - писатель и государственный деятель. Сначала Шишков поступает в курсантский корпус, которым руководил И.Л. Кутузов. В 1771 году Шишков поступил в Морской корпус и был отправлен в Архангельск с товарищами, и уже в следующем году получил звание гардемарина.

В 1776 году Шишков был назначен на фрегат «Северный орел», который должен был вести из Кронштадта три других корабля в Черное море через Средиземное море и Дарданеллы. Поездка длилась три года и  ознакомила Шишкова с тогдашней ситуацией в Италии, Греции и Турции.

По возвращении из заграничной поездки Шишков получил звание лейтенанта и был назначен в Морской кадетский корпус для обучения гардемаринов морской тактике. К этому времени относится начало литературных исследований Шишкова: отчасти эти занятия связаны с преподавательской деятельностью Шишкова, а отчасти их можно рассматривать как результат самостоятельного интереса Шишкова к литературе. Он перевел Детскую библиотеку Кампе из Германии, которая состояла из нравоучительных детских рассказов, в стихах и прозе. Этот перевод имел большой успех, по нему долгое время учили детей грамоте.

Литературно-просветительская деятельность Шишкова была прервана в 1790 году войной со Швецией: в чине капитана второго ранга Шишков командовал фрегатом «Николай», входившим в эскадру Чичагова. После этой короткой и бесплодной войны Шишков переехал в Петербург и посвятил себя научным исследованиям в области морского дела. В 1796 году он был избран академиком, а с 1813 года стал президентом Российской академии наук.

Портрет графини Е. П. Растопчиной, О.А. Кипренский, 1809

Женские образы, созданные О.А. Кипренским, - бесценная страница в истории русского искусства. Они были откровением даже после шедевров Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского. Каждая работа - будь то портреты Д. Н. Хвостовой или Е. С. Авдулиной, С. С. Щербатовой - завоевывает небывалую глубину проникновения в духовные глубины образа, неповторимую оригинальность внешнего вида, безупречное мастерство исполнения. Одно из ярких среди них - «Портрет Е.П. Ростопчиной».

Графиня Екатерина Петровна Ростопчина жена графа Ф. В. Ростопчина, будущего незадачливого московского губернатора, коллекционера и писателя, прекрасно описанного в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Супруга была ему своего рода внутренней оппозицией.

В отличие от образа Ростопчина, также запечатленного художником, в портрете Екатерины Ростопчиной преобладает состояние сосредоточенного внимания, деятельного и упрямого взаимодействия с миром. Женщина одета в домашнее платье нарочито скромной расцветки, тусклый коричневый фон скрывает контуры фигуры. Кружево головного убора и накидки создает впечатления кукольности, человека в футляре. 

Все внимание художника и зрителя приковано к нежному фарфоровому лицу, обрамленному колючим кружевом. В широко открытом пытливом взгляде, в сдержанном движении губ, в ощутимом напряжении женского лица, как у человека, находящегося на посту, читает накал эмоциональной и духовной жизни.

Кипренский безупречно передал скрытую драму, готовность к тяжелым решениям, психологическое самоотречение героини. С 1814 года, когда ее муж вышел на пенсию, Ростопчины путешествовали и жили в Германии и Франции. За границей, в 1822 году, Екатерина Петровна, тогда уже мать пятерых детей, пережила психологический кризис и перешла в католицизм. Это привело к разногласиям между супругами.


Портрет Н.М. Муравьева

Муравьев Никита Михайлович - участник Отечественной войны 1812 года, капитан штаба гвардии, член Союза Спасения, Союза Благоденствия и Северного общества, один из главных деятелей и идеологов движения декабристов, автор проекта Конституции.

В 1816-23 годах художник живет в Италии, где в творчестве Кипренского возникает  кризис. Продолжительная работа над полотном «Анакреонова гробница», вопреки ожиданиям, особым успехом не увенчалась. После возвращения на родину Орест Кипренский пишет картины, в которых прослеживаются драматические чувства, холодноватая отстраненность образов. Подавленное состояние, неспокойная обстановка в Петербурге после расправы над декабристами побуждают Кипренского вновь искать утешение в Италии. Здесь он прожил последние годы, женился на своей давней итальянской модели и умер, так и не дожив до рождения дочери.

«Группа из двух натурщиков», 1800 год

Полотно стало довольно откровенным явлением для искусства того времени. 

Позднее подобные картины, отличающиеся потрясающей воображение и в наше время техникой, чувством цвета, нечеловеческим знанием анатомии, при этом полные своеобразного вкуса мы видим у Адольфа Вильям Бугро, например его "Данте и Вергилий в аду", 1850.

Многие считают именно эту картину лучшим художественным творением автора несмотря на то, что Кипренский является автором знаменитого портрета Пушкина.

“Натурщики” – совершенно уникальное полотно: не часто в русской живописи можно встретить полностью обнаженные тела. К тому же, это довольно ранняя работа художника. Лица мужчин на картине практически невозможно различить. Зрители лишь в профиль могут разглядеть черты кудрявого мужчины, стоящего над вторым натурщиком. 

Тем не менее, смотрящему предстают два атлетически сложенных тела, похожих на то, что могло выйти из под кисти какого-нибудь художника Возрождения.

Кипренский намеренно подчеркнул красоту человеческого тела, к которой обращались практически все художники Ренессанса.

Сложно говорить о палитре в графических рисунках, но в этой картине есть то, за что может зацепиться взгляд. К примеру, то, как мастерски автор обращается со светотенью. Зритель может увидеть буквально каждую деталь на телах двух мужчин. Каждая впадинка или выпуклость подчеркивает целостность рисунка. 

Восторг вызывает и ладонь, лежащая на бедре одного из мужчин, и то, как прописаны колени и ступни. Полотно кажется объемным, даже несмотря на то, что написано оно не маслом или акварелью.

Картина «Группа из двух натурщиков» нетипична для русского искусства XVII-XIX веков. Она заслуживает самого пристального внимания, даже если и была лишь наброском художника для будущей полноценной работы. Кипренский обратился к идеалам прошлого, к художникам, произведениям Ренессанса и даже более ранней античности, и обратил их в графику.

Итак, скромный этюд о творчестве великого русского портретиста завершен. Это не означает, что к творчеству Кипренского мы не вернемся. Ведь образы этого художника, запечатленные с непревзойденным искусством в его портретах и сегодня используют в своих работах кинорежиссеры. И не только для экранизации классики. И это не удивительно. Ведь даже имя художника несет в себе именования  божественных и мифологических  созданий. Орест - в древнегреческой мифологии сын Агамемнона и Клитемнестры, отомстивший матери и ее любовнику Эгисфу за убийство отца. И Кипренский воплотил в себе черты этого образа, вернув визуальные образы погибшей античности, условного отца-Отечество живописца (вероятно, не настолько и условного, как можно предположить навскидку), потомкам. Адам - первый человек, прародитель всего человечества. Отчество художника напоминает нам не только этот библейский образ, но и то, что у Адама и Евы было три сына: Каин, Авель и Сиф. С кем из них соизмерял себя Орест Кипренский - это увлекательный предмет для небольшого исследования, которым, может, когда-нибудь, займется блог "Искусство и художественная культура". И, вполне возможно, совместно с вами, уважаемые подписчики и гости блога. Фамилия живописца переносит нас на прекрасный южный остров Кипр. Эта легендарная земля является родиной Киприды. Это прозвище златоволосой богини красоты и любви Афродиты, называемой так по острову Кипр, который считался ее любимым местопребыванием, центром её культа, Златая Афродита именно здесь впервые вышла на берег, согласно легенде, после своего рождения из морской пены. Последняя фраза немедленно относит эрудированного читателя с развитым воображением и богатой системой внутренних хэштегов к андерсеновской Русалочке. Но больше всего, как и было сказано в начале заметки, образ Кипренского, сложившийся во время работы над статьей, напоминает того путешественника, которого вы сможете увидеть в фильме "Путешественник во времени" (это невероятно чудесный подарок от режиссера Нико Масторакиса поклонникам творчества другого великого видеопортретиста - Стэнли Кубрика), которое мы предлагаем в качестве бонуса ниже. Если фильм по каким-то причинам не будет воспроизводиться в блоге, непременно найдите его и  получите порцию незабываемых впечатлений и мыслей.


***
#блог-искусство-и-художественная-культура


Блог "Искусство и художественная культура" * Blog "Art and Artistic Culture"

#кипренский, #реализм, #artist, #арт, #Кипренский-Орест-Адамович, #art, #пленэр, #этюд, #живопись, #русская-живопись, #русский-реализм, #тату, #пейзаж, #pleinair, #античность, #painting, #artwork, #Ренессанс, #графика, #натурализм, #17-век, #pleinair-painting, #landscape-painting, #портретист, #портрет, #19-век, #натурщики, #набросок, #акварель #эскиз, #русская-живопись,

Комментарии