«Академия здесь придумала следующие идеи. . . одни считали портрет моего отца шедевром Рубенса, другие думали, что это был Ван Дейк, а некий Альбертини дошел до Рембрандта! »
Портрет директора горного корпуса Алексея Ивановича Корсакова (1751 - 1821). 1808. Холст, масло. 64 х 55. |
"Портрет В,А, Жуковского". 1816 год. Холст, масло. 64,8 х 58,1 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Двух мастеров слова и кисти - Кипренского и Жуковского - очень многое сближало, вплоть до тайны их происхождения.
«Кипренский полусумасшедший от своего творчества и своего воображения», - писал Растопчин секретарю заседаний Академии художеств А.Ф. Лабзину.
Кусовы вели торговые операции в странах Западной Европы и в Америке, владели несколькими заводами, жертвовали на благотворительность. Основоположник купеческого рода Кусовых - Василий Григорьевич, уроженец посада Святотроице-Сергиевской лавры, в 1766 году перенес свою предпринимательскую деятельность в Петербург. Его сын, Иван Васильевич Кусов, считался патриархом русского купечества. По мнению современников, слово его было верный вексель, совет - закон.
Портрет принца Георгия Петровича Ольденбургского, 1811 год |
Немецкий Ольденбургский дом – один из древнейших в Европе, представители которого находились на престолах Дании, Прибалтики, Норвегии, Греции и были в родстве с домом Романовых, с королями Швеции, и английской королевской династией.
Георгий Петрович Ольденбургский (1784-1812), двоюродный брат императора Александра I, был назначен в 1808 году генерал-губернатором Эстляндии. В 1809 году он женился на великой княжне Екатерине Павловне, сестре Александра и Николая Павловичей. В этом же году принц Ольденбургский был назначен на должность Тверского, Новгородского и Ярославского генерал-губернатора.
«Отечественная война дала нам наших Курциусов, Сцевол и Регулусов, - писал ветеран той войны П. Свиньин.
«Академия, - писал Кипренский по возвращении в Петербург, - заплесневела».
«Я поехал в Италию, - писал Кипренский, - с единственной целью привезти в Россию плоды более зрелого таланта, но вместо этого, вернувшись, я был покрыт завистью моих противников. Игнорируя эту зависть, я всегда твердо шел вперед, зная, что рано или поздно время всегда открывает правду».
«Знаменитый Кипренский умер», - писал художник А.А. Иванов из Италии. «Он был первым, кто прославил русское имя в Европе. . . Кипренский никогда не был награжден и никогда не был осыпан милостями двору - и все по той простой причине, что он был слишком благороден и горд, чтобы добиваться подобных вещей».
Портрет Александра Сергеевича Пушкина. 1827 год. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Орест Кипренский создал портрет своего любимого поэта по заказу А. Дельвига, лицейского друга А.С. Пушкина. Портрет стал мгновенно знаменитым. И хотя Пушкин не любил позировать и свои изображения, после смерти Дельвига он купил у вдовы товарища свой портрет, которому посвятил строки, как бы обращаясь к художнику:
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит
Со школьной скамейки каждый знаком с портретом известного русского классика Александра Сергеевича Пушкина. Потомки не устают выражать благодарность живописцу, благодаря которому образ гения сохранился до наших дней. Сам Пушкин этим портретом остался доволен.
Если забыть, что это портрет гениального Пушкина, и просто описать образ изображенного человека, можно без прикрас увидеть чувства, вызываемые картиной. Портрет изображает довольно симпатичного мужчину, явно озабоченного своей внешностью. Изображение дышит внутренним обаянием модели. Глаза натурщика исполнены размышлениями и думами, и это придает неповторимую привлекательность изображению. В них есть искреннее чувство, влекущее вглубь, в мечты и отражаются сокровенные загадки сердца.
Голова изображена почти в профиль, что позволяет определить африканские истоки этого человека. Словно проявляя это экзотическое происхождение, высокое чело поэта обрамляют густые вьющиеся волосы, смоляно-черные. Как и все полукровки, молодой человек обладает лучшими внешними качествами обеих рас. Руки покойно сложены на груди. Одна из рук видна зрителю лучше. Это красивая, холеная, в высшей степени ухоженная кисть руки с великолепной формы овальными перламутровыми ногтями. Эта узкая длань, возможно, славно служила своему хозяину, работала во славу его и на благо человечества. Молодой человек одет безупречно. Дорогие, безупречного качества вещи облагораживают его внешность. Драпировка шотландского плаща, небрежно наброшенного на плечо изысканного сюртука, перекликается с благородными складками шелкового шейного платка, причудливо повязанного на высоком вороте белоснежной рубахи. Рукава-фонарики придают картине молодого задора. Сегодня такой крой часто используется в детских и подростковых моделях.
В левое ухо поэта доносятся звуки лиры, на которой играет одна из муз, с дозволения Аполлона. Не пряди волос златокудрого солнечного бога колышет неслышимая зрителем мелодия, а черные кудри, уложенные с роскошной небрежностью, властителя русского слова.
Понимая, что в этом портрете главное не внешность, а внутренний мир изображенного человек, легко узнаваемого гениального поэта. Перечитывая творческое наследие гения, ценители творчества Кипренского невольно вспомнят задумчивый взгляд его Пушкина, горделивую осанку и дивную простоту, подчеркивающую внутреннюю красоту первого поэта России.
Портрет А.А. Челищева |
Кипренский развивает свой стиль, сочетая яркую индивидуальность конкретной личности с типичными характеристиками времени - «приметами времени». Поэтому даже в портрете детей Челищева, которого постоянно сравнивают с Петей Ростовым, чувствуется довоенное напряжение.
Сочетание ярких цветов в одежде мальчика - плотного синего, алого, белого - и черных глаз, практически без блеска, создает образ, сочетающий непосредственность ребенка и серьезность взрослого. Изысканная стрижка придает лицу не детскую строгость выражения, ум и своеобразный аристократический шарм, скрадывая детскую пухлость черт. Красный цвет оживляет отяжелевшего при позировании натурщика. Но мягкие, обшитые тканью пуговицы смягчают чрезмерную энергию цвета. Треугольник выреза сюртука вытягивает вверх композицию, придавая изображению устремленность кверху.
Художник своим творением словно предсказал необыкновенную судьбу своего героя. В пятнадцатилетнем возрасте А.А. Челищев уже участвовал в Отечественной войне 1812 года и в рядах русской армии добрался до Парижа.
Не даром портрет считается одним из лучших произведений Кипренского. Художник написал двенадцатилетнего мальчика, готовящегося к поступлению в Пажеский корпус. У Челищева впереди большое будущее. В 1812 году юноша станет участником Отечественной войны, а позже - станет членом Северного общества декабристов. Но это в будущем.
Теперь же зритель видит мальчика, у которого все впереди, который вот-вот вырастет. Мальчик открыто смотрит на мир. Его большие темные глаза излучают доброту, детскую непосредственность и наивность. Пухлые губы, кажется, еще недавно расплывались в улыбке. Круглое лицо, слегка растрепанные волосы. И кажется, что мальчику уже надоело позировать, он сорвется и убежит. Но время детства уже проходит.
Если присмотреться, то можно увидеть, что в глазах больше не отражаются детские мечты. И мальчик не такой наивный, как может показаться на первый взгляд, его мысли тяжелы, а в образе читается сильная воля. Портрет довершает говорящее сочетание цветов: синий сюртук, еле заметный ворот белой рубашки, алый жилет - они придают портрету Челищева нотку таинственности и революционности. Он явно - один из тех, кто перевернул жизнь планеты, возжегши пламя революции и передав его другим.
Портрет Е.В. Давыдова. 1809 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва |
В образе гусара Евграфа Давыдова, родственника известного поэта и героя Отечественной войны Дениса Давыдова, словно воплотилась сама идея романтической эпохи. И времени, когда победа в великих сражениях ощущалась как плод личной доблести участников.
Гусарская сабля с рукоятью корзиной, Польша, конец 17 века |
Орест Кипренский вложил в композицию все свое умение. Опираясь на бедро и облокотившись левым локтем на каменную тумбу, перед зрителем предстает эффектный гусар с черными кудрями и пышными усами.
Мундир гусара схож с формой третьего гусарского полка знаменитого авантюриста времен Павла I графа Палена (позднее Сумской полк). Известно, что первые гусары появились в Венгрии в XV столетии во времена правления короля Матьяша Корвина (на европейские языки слово "гусар" переводится как pirate, а во множественном числе - hussards).
Прусские гусары. Nick Gindraux |
Сербы и венгры и привнесли свою необычную военную форму в Российскую императорскую армию. Гусары - это не обычные кавалеристы. Генерал Фермер писал, что гусары обязаны были идти в атаку с присущей им наглостью, лихостью и напором. В гусарских полках часто (но не всегда) были люди, которые являлись носителями интеллектуального мышления на элитарном уровне.
Будущий премьер-министр Соединенного Королевства, сэр Уинстон Черчилль, в звании второго лейтенанта 4-го Королевского гусарского полка, 1895 г. |
Второй легендарной личностью, после кавалерист-девицы Надежды Дуровой, в русском гусарстве считают Дениса Давыдова. Но именно он первый сформировал образ гусара-поэта, романтика, забияки и смельчака.
Среди самых известных русских гусар мы также встречаем собратьев Дениса Давыдова по перу Грибоедова и Лермонтова, декабристов Пестеля и Лунина, философа Чаадаева, партизан Отечественной войны 1812 года Фигнера и Дорохова, ставшего прототипом Долохова из "Войны и мира", и уже упомянутую единственную женщину-гусара, кавалерист-девицу Надежду Дурову.
Вся жизнь гусаров заключалась в стычках, битвах и сражениях. В мирное время гусары, помимо й службы предавались всевозможным развлечениям и удовольствиям.
Среди всех земных удовольствий гусары превыше всего ценили эти три: дамы, карты и пиры. Когда лихие кавалеристы входили в побеждённые города, отцы прятали дочерей, дамы падали в обморок, родственники находились в растерянности.
Особо любили одиноких женщин и вдовиц, останавливались у них на постой, а через известное время кварталы оглашались громкими детскими криками.
После любовных утех и затей предавались безудержной игре в карты, не брезговали и бильярдом. Играли в штос, страстно понтировали против банкомёта.
Это были виртуозные игроки. Наравне с воинской доблестью, лихостью верховой езды и владением французским умение играть в карты считалось отличительной чертой этого военного сословия. В пылу азарта забывали о возлюбленных, могли играть ночь напролёт, карточный поединок был важнее любовных объятий.
Бывало, на кон ставились жёны, поместья, состояния, а иногда и собственная жизнь. Отдать карточный долг считалось делом чести, а цену чести русские гусары знали туго.
Карточная игра сопровождалась возлияниями. Разогретая кровь звала к любовным подвигам, и тогда ехали к девицам известного поведения и продолжали веселье вместе с ними. Вот каковы они были:
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след -
Очаровательные франты
Минувших лет.
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, —
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера -
Малютки-мальчики, сегодня -
Офицера.
Вам все вершины были малы
И мягок — самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!
***
Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,
И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна.
О, как - мне кажется - могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать - и гривы
Своих коней.
В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.
Три сотни побеждало — трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли.
Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?..
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие —
И весело переходили
В небытие.
Марина Цветаева. Генералам двенадцатого года
Лихой гусар Йоркширского полка времен правления короля Эдуарда VII и королевы Александры |
Золотая вышивка на алом ментике искристо сияет, трепетный свет отражает патина рукоятки сабли, зажатой кистью левой руки.
Гусарский эсток, ок. 18-го века |
Рефлекс мягко подчеркивает силуэт гусара, стягивающийся в блеклую тень на стене. Кивер, небрежно брошенный на каменный выступ слева, и сабля, на которую гусар опирается левой рукой - все это красноречиво говорит о личности героя. Давыдов изображен на фоне пейзажа с грозовыми облаками, предвещающими неотвратимое ненастье.
Следует отметить, что до сих пор ведутся споры о том, кого из семьи Давыдовых, со многими представителями которой был дружен Кипренский, он изобразил на картине. Дело в том, что по описанию современников портрет полностью не соответствовал ни одному из молодых Давыдов. Скорее всего, это собирательный образ героя войны, как он виделся Оресту Кипренскому.
Великая княгиня Ольга Николаевна, в форме своей части, 3-го Елизаветградского гусарского полка. На фото она с женами солдат полка |
Густые тени и подвижные светлые блики выделяют фигуру воина, контраст красного гусарского ментика и сверкающих белых лосин на фоне темного пейзажа придает облику Давыдова несколько романтическое настроение. Несмотря на несомненное, практически фотографическое его сходство с небезызвестным Ноздревым.
Забавно, но сегодня световая композиция портрета смотрится как очень качественная студийная съемка, с тщательно выставленным мощным и разнообразным освещением, и обработанная нейросетевыми фильтрами.
Произведение с исключительной силой передает страстный нрав Давыдова. Темперамент гусара наполняет весь его облик - начиная от живописной позы, огневого взора темных глаз, мятежной пены кудрей волос. Художник стремился передать для потомков стремление Давыдова к подвигам во славу своей Родины, что, несомненно, являлось личным счастьем для этого человека.
Еще одной замечательной творческой удачей можно считать "Конный портрет Александра I", созданный Орестом Кипренским в 1820-е годы.
На этой картине Александр I представлен исходящим верхом на серой лошади. Отметим, что на заднем фоне - за спиной императора - художник изобразил Париж, а это означает, что картина словно отсылает нас к событиям 1814 года.
"Конный портрет Александра I", 1820-е годы. Л. Поль по оригиналу Кипренского. Холст, масло. Эрмитаж, Санкт-Петербург |
Кипренский изобразил императора серьезным, монументальным, но при этом не лишил его эмоциональности. В фигуре молодого царя чувствуется мощь и уверенность. Обращает на себя внимание конь императора, тщательно прописанный во всех деталях и наделенный собственной эмоциональной палитрой.
Согласно легенде, серая лошадь по Александром - это жеребец Эклипс (Затмение), подаренный ему Наполеоном во время их последней встречи в Эрфурте в 1809 году. По другим данным это любимая боевая лошадь Александра по кличке Марс. Сегодня оригинал портрета считается утерянным, но в Эрмитаже висит точная копия этой картины, созданная Л. Полем по оригиналу художника.
"Портрет Д.Н. Хвостовой", 1814 год. Холст, масло, 71х57,8 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Изображенная на портрете Дарья Николаевна Хвостова была супругой сенатора, томского губернатора в отставке В.С. Хвостова, а также троюродной сестрой матери поэта М.Ю, Лермонтова М.М. Арсеньевой. Данная картина считается одной из лучших работ художника.
Обращенное к зрителю лицо Хвостовой светится мягкой нежностью, затаенной легкой грустью, задумчивостью. Этому состоянию соответствует тонкая гармония цветового и светотеневого построения полотна. Художник словно боится нарушить покой своей героини, боится помешать естественному току душевной жизни героини.
Плавный, волнообразный ритм линий, мягкая моделировка лица с неправильными, но привлекательными чертами, теплый неяркий колорит, "ренессансный" жест руки - все делает образ необыкновенно задушевным, доверительно-интимным. Романтизм предполагает в женщине не столько силу чувств, сколько эмоциональную утонченность и повышенную восприимчивость.
Несмотря на столь лестную кисть Кипренского, при взгляде на губернаторшу Хвостову все же вспоминается незабываемая Юлия Михайловна Лембке, вышедшая из-под гениального пера Фёдора Михайловича Достоевского. Или знакомая Павла Ивановича Чичикова, губернаторша губернского города N, воссозданная не менее гениальным Николаем Васильевичем Гоголем.
"Портрет А.П. Ланского". 1813 год. Бумага, итальянский карандаш, 26х20,7 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
Эскиз изображает Алексея Павловича Ланского - участника боевых действий 1806 - 1807 годов и Отечественной войны 1812 года, дослужившийся до чина генерал-майора.
Герой данного полотна изображен как человек с сентиментальным строем души, он выглядит мечтательным и просветленным.
Кипренский, как может быть, никто из художников начала XIX века умел соединять в своем мировосприятии мягкий лиризм, идущий от традиций просветительского сентиментализма, с романической приподнятостью, особой одухотворенностью.
Портрет скульптора Бертеля Торвальдсена |
Торвальдсен - один из величайших скульпторов Дании. Родился в Копенгагене 19 ноября 1770 года. Его отец, исландец по происхождению, был резчиком по дереву и, желая иметь помощника в лице своего сына, зачислил его в 1787 году в число студентов Академии художеств в Копенгагене. Уже через два года он был награжден малой и большой серебряными медалями по классу скульптуры, в 1791 году - малой золотой, а в 1793 году большой золотой медалью, которая давала право на получение стипендии и трехлетнее пребывание за границей. В 1796 году он отправился в Италию.
Его главным наставником в Копенгагене стал талантливый датский скульптор Видевельт, хранитель древних традиций в искусстве. В Италии Торвальдсен погрузился в сказочно богатый мир античного искусства и с величайшим вниманием изучал Рафаэля. Надо сказать, что в России Торвальдсен стал хорошо известен во втором периоде своего творчества.
Во многом это было связано с размещенными в его мастерской заказами русской аристократии - А. Дидрихштейна, Е. А. Остермана-Толстого, М. А. Нарышкина, Н. Н. Демидова, М. Ф. Барятинского и других. А настоящая известность пришла к Торвальдсену в начале 1920-х годов, когда скульптор выполнил с натуры бюст русского царя Александра I. В результате скульптор Б.И. Орловский был официально прикреплен к нему как пенсионер Российской Академии художеств. А чуть раньше другой русский скульптор, С.И. Гальберг сам избрал своим учителем датского мастера.
Популярности Торвальдсена в России во многом способствовали связи с такими художниками, как О. Кипренский, С. Щедрин, К. Брюллов, А. Иванов, Ф. Бруни. В 20-30-е гг. - Торвальдсен - громкое имя, безусловный авторитет в российских художественных кругах. В 1824 году он был избран самостоятельным почетным членом Российской Академии художеств.
Итак, наиболее продуктивные и насыщенные событиями годы творчества датского скульптора - с середины второго до середины третьего периода - одновременно являются вершиной его славы в России.
Портрет А.С. Шишкова |
Александр Семенович Шишков - писатель и государственный деятель. Сначала Шишков поступает в курсантский корпус, которым руководил И.Л. Кутузов. В 1771 году Шишков поступил в Морской корпус и был отправлен в Архангельск с товарищами, и уже в следующем году получил звание гардемарина.
В 1776 году Шишков был назначен на фрегат «Северный орел», который должен был вести из Кронштадта три других корабля в Черное море через Средиземное море и Дарданеллы. Поездка длилась три года и ознакомила Шишкова с тогдашней ситуацией в Италии, Греции и Турции.
По возвращении из заграничной поездки Шишков получил звание лейтенанта и был назначен в Морской кадетский корпус для обучения гардемаринов морской тактике. К этому времени относится начало литературных исследований Шишкова: отчасти эти занятия связаны с преподавательской деятельностью Шишкова, а отчасти их можно рассматривать как результат самостоятельного интереса Шишкова к литературе. Он перевел Детскую библиотеку Кампе из Германии, которая состояла из нравоучительных детских рассказов, в стихах и прозе. Этот перевод имел большой успех, по нему долгое время учили детей грамоте.
Литературно-просветительская деятельность Шишкова была прервана в 1790 году войной со Швецией: в чине капитана второго ранга Шишков командовал фрегатом «Николай», входившим в эскадру Чичагова. После этой короткой и бесплодной войны Шишков переехал в Петербург и посвятил себя научным исследованиям в области морского дела. В 1796 году он был избран академиком, а с 1813 года стал президентом Российской академии наук.
Портрет графини Е. П. Растопчиной, О.А. Кипренский, 1809 |
Графиня Екатерина Петровна Ростопчина жена графа Ф. В. Ростопчина, будущего незадачливого московского губернатора, коллекционера и писателя, прекрасно описанного в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Супруга была ему своего рода внутренней оппозицией.
В отличие от образа Ростопчина, также запечатленного художником, в портрете Екатерины Ростопчиной преобладает состояние сосредоточенного внимания, деятельного и упрямого взаимодействия с миром. Женщина одета в домашнее платье нарочито скромной расцветки, тусклый коричневый фон скрывает контуры фигуры. Кружево головного убора и накидки создает впечатления кукольности, человека в футляре.
Все внимание художника и зрителя приковано к нежному фарфоровому лицу, обрамленному колючим кружевом. В широко открытом пытливом взгляде, в сдержанном движении губ, в ощутимом напряжении женского лица, как у человека, находящегося на посту, читает накал эмоциональной и духовной жизни.
Кипренский безупречно передал скрытую драму, готовность к тяжелым решениям, психологическое самоотречение героини. С 1814 года, когда ее муж вышел на пенсию, Ростопчины путешествовали и жили в Германии и Франции. За границей, в 1822 году, Екатерина Петровна, тогда уже мать пятерых детей, пережила психологический кризис и перешла в католицизм. Это привело к разногласиям между супругами.
Портрет Н.М. Муравьева |
Муравьев Никита Михайлович - участник Отечественной войны 1812 года, капитан штаба гвардии, член Союза Спасения, Союза Благоденствия и Северного общества, один из главных деятелей и идеологов движения декабристов, автор проекта Конституции.
«Группа из двух натурщиков», 1800 год |
Полотно стало довольно откровенным явлением для искусства того времени.
Комментарии
Отправить комментарий