#14 Камерный портрет



  

Портрет, подобие, изображение (лат. protrahere - выявить, выявить, показать; contrafacere - подражать) - художественный образ (живописный, скульптурный, графический, рисунок) определенного человека или группы людей, демонстрирующий внешнее сходство. а иногда и черты характера изображаемого.

Особенностью портретной живописи XVIII века было распространение камерного портрета. Термин "камерный портрет" преимущественно принадлежит российской теории искусства.

Камерный портрет – это портрет, в котором изображаемая персона представлена на нейтральном фоне, изображена по пояс, по грудь, либо по плечи


Разновидностью камерного изображения с нейтральным фоном является интимный портрет, выражающий доверительные отношения между художником и портретируемой особой. В них больше передается не значимость человека, а его внутренний мир и характер.

Еще одной вариацией камерного портрета является малоформатный и миниатюрный портреты, выполненные акварелью и тушью.

Камерный портрет - это не только набор внешних признаков, это новый способ видения человека. Если в парадном изображении критерием ценности человеческой личности были ее деяния (о которых зритель узнавал через атрибуты), то в камерном на первый план выдвигаются моральные качества.

Популярность камерного портрета объяснялась просто: в дворянских усадьбах стало очень модно создавать фамильные портретные галереи. В работе над камерным портретом у художника было гораздо больше возможностей для правдивого раскрытия внутреннего мира и характера модели. Тем более, что идеи Руссо о ценности и неповторимости каждой человеческой личности получили широкое распространение среди образованных людей России, отстаивавших идеи французского просветители о ценности личности вне зависимости от её сословной принадлежности. Эти идеи были стимулом для создания великолепных образцов старинной живописи. Именно в XVIII веке жили и творили такие талантливейшие художники, как Ф. Рокотов, М. Шибанов, В. Боровиковский, И. Аргунов, Д. Левицкий, А. Антропов.

К концу XVIII в. русский портрет по своему высокому уровню качества сравнялся с современными ему мировыми образцами. Левицкий и Рокотов переходят от парадного портрета к камерному. Их портретам свойственна деликатность, вдумчивость, сдержанная внимательность.

Русские художники в этот период:

  • умели правильно выстраивать картинную плоскость
  • анатомически верно передавать человеческое тело
  • овладели искусством перспективы
  • основами масляной техники и законами колорита.

Воспринимая новшества западноевропейской техники,  русские художники не только освоили чужие традиции и пересмотрели содержательную часть портретного изображения,  но и

  • выработали свои композиционные схемы
  • тональные и стилевые установки

Портрет в  XVIII  веке стал жанром, воплотившим специфические русские черты:

  • на портретах изображались люди,  полнокровно и целостно воспринимавшие окружающий мир;
  • особое внимание уделялось одежде,  аксессуарам и драгоценностям - как своеобразной оправе лица;
  • цветовая гамма русских портретов была яркой и насыщенной;
  • отсутствие группового (семейного) портрета.

Федор Степанович Рокотов (1735-1898)

Федор рокотов - знаменитый русский художник, один из лучших русских портретистов "века Просвещения".

Он обладал редким даром, позволяющим мастерски передавать внутренний мир человека, его трепетность и теплоту. Его модели как бы выступают из мерцающего сумрака, черты лица слегка размыты, словно окутаны дымкой. Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона, изысканные цветовые сочетания. Мягкие, приглушенные тона создают атмосферу интимности: в его портретах нет ничего показного, внешне эффектного. Художника привлекает внутренняя красота человека.

О жизни живописца сохранилась крайне скудная информация, и даже о внешности художника приходится судить по единственному полотну его же работы, который некоторые исследователи считают автопортретом. 

Фёдор Рокотов. «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» 1757. 
Холст, масло. 44,5 х 33,5 
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
предположительно единственный автопортрет художника

Многие годы искусствоведы были уверены, что картина «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» является автопортретом Рокотова. Она написана еще в несвойственной мастеру манере, скупо, без характерной аурности. По мнению советского живописца и искусствоведа Игоря Грабаря, во взгляде изображенного юноши можно заметить напряженную «косину», которая обычно отличает глаза художника, вынужденного держать в поле зрения одновременно холст и зеркало. Однако это не Рокотов. Советские искусствоведы выдвинули иную версию: юноша разительно похож на известного гравера Евграфа Чемесова, работавшего в академии вместе с Рокотовым. Так что весьма вероятно, что это написанный им портрет друга.

Фёдор Рокотов. "Портрет княжны Евдокии Борисовны Юсуповой", конец 1750-х - начало 1760-х гг. Холст, масло 57 х 44. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Евдокия Юсупова была старшей дочерью князя Бориса Григорьевича Юсупова и Ирины Михайловны Зиновьевой. Её брак с Петром Бироном был устроен императрицей Екатериной II, чтобы обеспечить хорошие отношения между Россией и Курляндией. Князя Петра называли диким, а Евдокию Юсупову - красавицей с высокой духовностью.

Она стала знаменитой среди дворян в Курляндии и первоначально имела некоторое влияние на Петра.

Однако отношения между Юсуповой и Бироном вскоре испортились, и она захотела освободиться от жестокого обращения, которое он, как сообщается, проявлял к ней. После посещения России на празднование свадьбы Павла I России с Марией Федоровной (Софи Доротея Вюртембергская) 26 сентября 1776 года княгиня Курляндская отказалась возвращаться в Митау.

В 1977 году Евдокия Юсупова удостоилась ордена императрицы Екатерины II.

А развод c Бироном был оформлен 27 апреля 1778 года - редчайший случай для того времени. Е.Б. Юсупова служила фрейлиной при Екатерине II и была кавалерственной дамой ордена Святой Екатерины. Биография ее до конца не изучена. По данным Санкт-Петербургского некрополя, она скончалась 8 июля 1780 года и похоронена в Благовещенском храме Александро-Невской лавры.

На портрете она изображена совсем юной, еще почти девочкой. В этом раннем рокотовском произведении чувствуется влияние Л. Токе, одного из учителей художника. Превалируют голубоватые холодные тона, как в пастельной живописи, что свойственно Токе и стилю рококо. Тип лица также характерен для творческой манеры французского портретиста. Но глаза написаны по-иному: с легкими тенями и лессировками, что предваряет рокотовское письмо 1770-х — 1780-х годов.

Фёдор Рокотов. «Портрет князя Дмитрия Михайловича Голицына». 1760-е. Холст, масло. 62.7 x 51.8 см. Государственная Третьяковская галерея

Биография художника даже сегодня имеет большие лакуны и допущения. Доподлинно известно только, что Рокотов происходил из крепостных крестьян, однако еще в раннем возрасте ему удалось обратить на себя внимание И. Шувалова, который определил талантливого юношу в Петербуржскую академию художеств. Кроме того, есть версия, что некоторое время будущий известный художник проучился в Сухопутном шляхетском корпусе, так как на его этюдах той поры изображены преимущественно кадеты. Дослужившись до ротмистра, Рокотов получил дворянство и вышел в отставку, посвятив себя живописи.

Фёдор Рокотов. Портрет неизвестной в синем платье с желтой отделкой


«Важный барин», состоятельный домовладелец, один из учредителей московского Английского клуба долгое время считался выходцем из дворянской среды. Затем обнаружились материалы, свидетельствующие, что Федор Степанович родился в семье крепостных, принадлежавших князю П.И. Репнину.

Фёдор Рокотов. А.М. Римский-Корсаков, 1760

То, что талантливый мальчик благодаря покровителям быстро «выбился в люди» и стал знаменитым художником, в общем-то, никого не смущало. Удивляло одно обстоятельство: где и как он получил такое широкое образование и у кого и когда учился живописи?

Фёдор Рокотов. "Портрет поэта Василия Ивановича Майкова". 1760 г. Холст, масло 60 x 47,8. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. Травянисто-зеленый кафтан поэта с красными отворотами и золотым шитьем, кружевное жабо написаны несколько небрежно. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие.

Исследования последних лет обнаружили следующие подробности: Рокотов родился в селе Воронцово, которое по нынешнему территориальному делению находится в черте Москвы., и числился вольноотпущенным, хотя его брат Никита с семьей были крепостными. Вероятно, он был незаконным «хозяйским ребенком» и к крестьянской семье был только причислен, а вырос в барском доме.

Фёдор Рокотов. "Портрет неизвестной в розовом платье". 1770 г. Холст, масло 58,8 x 46,7. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Тогда становится понятна опека над ним со стороны семейств Репниных, Юсуповых, Голицыных. К 50-ым годам его портреты были уже известны в Москве, хотя не известно ни об учителях художника, ни о раннем периоде его творчества. 

В 1755 году в Москву приехал граф И.И. Шувалов набирать одаренных юношей для Петербургской Академии художеств. Екатерининский вельможа, образованный человек своего времени, поборник русской художественной школы И.И. Шувалов, заметил молодого живописца и поддержал его. 

Он стал главным покровителем юноши, в его доме Рокотов обучался живописи под руководством Пьетро Ротари

В Государственном Историческом музее сохранилась копия картины Рокотова «Кабинет И. И. Шувалова» (около 1757). Помимо художественной она представляет и ценность историческую как первое изображение в русской портретной галерее, созданное русским художником.

Это, вероятно, одна из очень немногих, если не единственная из работ, не относящихся к богатейшему портретному наследию Рокотова.

Из портретов тех лет сохранился только "Портрет неизвестного" (1757), предположительно единственный автопортрет художника, остальное утеряно. 

Рокотову повезло. Он нашел себе покровителя в высшем свете. Однако, главными его покровителями были талант и огромный труд с юных лет. Не прошло и пяти лет, как Рокотов приехал в Петербург, а о нем уже знали при дворе. 

На формирование личности Ф.С. Рокотова повлияло знакомство с М.В. Ломоносовым. Думается, что тема человеческого достоинства, столь явственно звучащая в портретах Рокотова, была определена не без влияния гениального ученого и литератора, каким был Ломоносов. По протекции И. И. Шувалова и рекомендации М. В. Ломоносова в 1757 г. художнику было поручено исполнение мозаичного портрета императрицы Елизаветы Петровны (с оригинала Л. Токке), заказанного для Московского университета. 

Эта работа имела успех. Так что к 1760 году, когда «по словесному приказанию» И. И. Шувалова, первого президента Академии художеств, Рокотова зачислили в ее стены, он был уже подготовленным мастером, о котором знали при дворе. 

В эти годы в России открывались два высших учебных заведения - университет в Москве и Академия художеств в Петербурге. Способных к наукам и искусствам разыскивали повсюду: в солдатских ротах и сиротских приютах, в помещичьих усадьбах и среди истопников. Одних оставляли в Москве, других отсылали в Петербург. Рокотов оказался среди первых студентов академии.

Еще не было учителей, не знали, как и чему станут учить, даже здание академии еще не начали строить, а занятия уже шли. Под классы наскоро сняли дом князя Мещерского на 7-й линии Васильевского острова. У студентов был разный возраст и неодинаковые способности: одни, как Рокотов, уже могли писать картины, другие едва держали карандаш. Пока дожидались приглашенных из Европы учителей, умеющие рисовать и писать занимались с новичками. Некоторые из них, так и не став студентами, назначались преподавателями.

Два года спустя за портрет вступившего на престол Петра III художник получил звание адъюнкта, в обязанности которого входило «смотрение за классами и над учениками, наблюдая порядок и чистоту поведения, и опрятность».

...Лица на портретах Федора Рокотова всегда загадочны. Они как бы погружены в нежную воздушную дымку.

Портрет Александры Струйской отличается особой утонченностью и трепетной одухотворенностью. Художник не интересовался внешними особенностями сюжета, а стремился передать богатство и красоту ее внутреннего мира. Лицо героини почти неземное, плавными контурами сливается с фоном. Поэтичность, лиричность портрета во многом достигается за счет мягких тающих золотисто-пепельных тонов. Цвет переходит от насыщенности темных теней на заднем плане к светлым, серебристым тонам ее платья, придавая портрету мерцающее, призрачное ощущение.

Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Это произведение отличается особым живописным своеобразием. Неслучайно это произведение называют "Русская Джоконда". Поэтическая одухотворенность нежного лица, взгляд юных и печальных глаз, некая загадочность - все это приковывает внимание, заставляет задуматься о судьбе.

Поэт  XX века Николай Заболоцкий посвятил портрету помещицы А.П. Струйской замечательные стоки:

Федор Рокотов. Портрет А.П. Струйской.
1772 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея,  Москва


Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Николай Заболоцкий. Портрет. 1953



Иван Петрович Аргунов (1729-1802)

И. Аргунов «Автопортрет». 1760г, холст, масло 
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

И.П. Аргунов был крепостным графов Шереметевых. Учился портретной живописи у своего двоюродного брата Фёдора Леонтьевича Аргунова, а также у иностранных мастеров. Под руководством своего учителя Георга Христофора Гроота создал иконы для церкви Екатерининского дворца в Царском Селе.
Является автором превосходных парадных и камерных портретов. Известность Аргунову принесли портреты петербургской знати, например, П. Б. Шереметева. В 1762 г. Аргунов получил заказ на создание портрета императрицы Екатерины II.

И. Аргунов «Портрет Екатерины II» (1762)
Государственный русский музей
Санкт-Петербург

Портрет написан в традициях парадного портрета. Императрица изображена в подчёркнуто театральной позе, её взгляд направлен на зрителя сверху вниз. Тщательно выписаны детали: фрагмент колонны, роскошные драпировки, золоченые детали мебели, регалии.

Особое место в творчестве И. Аргунова занимают детские и юношеские портреты. Одним из самых известных портретов художника является «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме».

И. Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784)
Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Праздничный сарафан,  царственная осанка, гордая шея,  схваченная ниткой крупных кораллов. Взгляд открытый, полный достоинства. Кокошник над высоким лбом высится как корона. Крестьянка на этом портрете крепостного художника Ивана Аргунова - идеальный образ русской женщины.
В этом портрете он сумел показать природную красоту и достоинство человека вне зависимости от его сословной принадлежности. Мягкие черты лица, приветливая улыбка и спокойная поза – всё это подчёркивает скромность, открытость и доброту женщины из народа.


Дмитрий Левицкий (ок. 1735 - 1822)



Д.Г. Левицкий. Автопортрет. 1783г, картон на дереве, масло, 
Челябинская городская картинная галерея.


Дмитрий Григорьевич Левицкий был сыном украинского священника. Успехи в художествах сделали его академиком. Он долгое время возглавлял портретный класс Академии. Серия портретов воспитанниц учрежденного Екатериной II Смольного института благородных девиц занимает особое место в истории русского искусства. Художнику удалось передать простодушную театральность, веселое обаяние вовсе некрасивых девочек-подростков.



Д. Левицкий. Портрет Е.Н. Хрущевой и Е.Н. Хованской
1973
Холст, масло
Русский музей, Санкт-Петербург

Владимир Лукич Боровиковский (1754-1825)


И. Бугаевский-Благодарный. 
Портрет художника В. Л. Боровиковского
1825 Дерево, масло 22,5х17,5
 Калужский художественный музей

Владимир Лукич Боровиковский 
(1757-1825) - последний представитель плеяды великих русских портретистов XVIII в. Его роспись покоев путевого дворца Екатерины во время поездки через Малороссию (Украина) в Крым понравилась высоким гостям. Мастера пригласили в столицу. В Академию он поступить не мог из-за возраста. Но получил уроки у австрийского художника Лампи и Левицкого. И очень скоро сделался самым выдающимся и востребованным живописцем.

Владимир Лукич Боровиковский считается русским художником украинского происхождения, крупнейшим портретистом эпохи сентиментализма и мастером церковной живописи.

Боровиковский жил в Украине до 31 года, обучаясь живописи у своего отца, казака и у молодого дворянина-иконописца. Сохранилось лишь несколько икон и портретов работы его отца. Искренность их замысла искупает шероховатости в исполнении.

После приезда Владимира Боровиковского в Санкт-Петербург за свое мастерство он удостоился покровительства петербургской литературной элиты.
Они привлекли внимание императорского двора к его творчеству, тем самым обеспечив его карьеру. 

Концепция портретной живописи Боровиковского созрела под влиянием его покровителей, приняв за основу запечатленных образов нравственное чувство (в соответствии с принципами литературного направления сентиментализм). 

Совершенствуя свое мастерство, Боровиковский берет уроки у Иоганна Баптиста Лампи Старшего, профессора Венской Академии художеств, жившего в Санкт-Петербурге с 1792 по 1797 год.

В 1794 году  Владимир Лукич пишет портрет Екатерины, созданный в соответствии с декларациями его литературных покровителей. Портрет, подаренный императрице, стал первой манифестацией сентиментализма в живописи.

Картине представляет зрителю императрицу, прогуливающаяся в одиночестве в парке с собакой, небрежно указывая на памятник достижениям своего правления. Для  полной характеристики образа императрицы, одетой в повседневный наряд, художник изображает не регалии, а умиротворяющий и живой пейзаж, гармонирующий с  фигурой монархини.

Великая княжна Анна с братом Николаем. Владимир Боровиковский, 1797. Большой Гатчинский дворец

Анна Павловна - шестая дочь Павла I Петровича и Марии Фёдоровны; сестра императоров Александра I и Николая I; королева Нидерландов и великая герцогиня Люксембурга в качестве супруги Виллема II.

В.Л. Боровиковский. Вера, надежда, Любовь и мать их София



Она давно прошла, и нет уже тех глаз,
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье - тень любви, и мысли - тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Яков Полонский. К портрету. Январь, 1885


Художник В.Боровиковский
"Портрет М.И. Лопухиной", 1979
Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Героиня портрета В.Л. Боровиковского – Мария Ивановна Лопухина, урожденная графиня Толстая прожила очень короткую жизнь. Она умерла в возрасте двадцати трех лет, едва успев выйти замуж.

Портрет написан в последнее десятилетие XVIII столетия, в эпоху сентиментализма, когда художники проявляют все больший интерес к внутреннему миру человека, к сфере его чувств, переживаний и настроений.

Героиня портрета изображена на фоне пейзажа. Природа, среди которой уединилась Лопухина, напоминает уголок пейзажного парка дворянской усадьбы конца XVIII столетия. Клонящиеся ветви деревьев, голубые дали, золотые колосья, полевые васильки олицетворяют прекрасный мир, полный естественной прелести и чистоты. Вянущие розы, лилии навевают легкую грусть, раздумья об уходящей красоте, что перекликается с настроением меланхолии, в которые погружена Лопухина.

Всю композицию пронизывают медленные, текучие ритмы. Плавному изгибу фигуры, мягко опущенной кисти руки вторят поникшие ветви, белые стволы берез, колосья ржи. Неясные размытые контуры создают ощущение легкой воздушной среды, прозрачной дымки, в которую погружены и героиня портрета, и окружающая ее природа. Так художник подчеркивает единство человека и природы.

Нежная голубизна небес, приглушенная зелень листвы, золото колосьев с яркими вкраплениями васильков перекликаются по цвету с жемчужно-белым платьем, голубым поясом и поблескивающим украшением на руке. Сиреневому шарфу вторят оттенки увядающих роз.

В портрете М.И. Лопухиной впервые в русской живописи возникает прекрасный союз телесного и духовного начала, мир природы и человек сливаются в неразрывное гармоническое целое. Художник впервые в русской живописи пишет "знаковые" мотивы национального пейзажа - уголок колосящегоя поля, стволы березок. Портрет этот вполне соответствует "правилам" сентиментализма.         

Задумчивость, усмешка иль усталость
Пронзает нас из глубины столетий.
В душе от восхищения осталось
Прекрасных мудрых взглядов многоцветье…
Чарует магия оживших глаз,
Что смотрят сквозь века на нас…

Магия оживших глаз. 2010

 Информационный партнер публикации ООО "Мастерская художника". Добавьте капельку искусства в свою жизнь:

  

***
#блог_искусство_и_художественная_культура

Блог "Искусство и художественная культура" * Blog "Art and Artistic Culture"

#eudoxia_borisovna_yussupova, #rokotov, #duchess_of_courland, #yussupov, #russian_nobility, #russian_aristocrats, imperial_russia, #евдокия_борисовна_юсупова, #рокотов, #курляндская _герцогиня, #юсупова, #русское_дворянство, #русские_аристократы, #царская_россия, #fyodor_rokotov, #art, #art_history, #russian_art, #painting, #18th_Century, #18th_century_fashion, #portret_of_Alexandra_Struyskaya, #portrait, #portrait_of_a_woman, #1772, #федор_рокотов, #искусство, #история_искусства, #русское_искусство, #живопись, #18_век, #мода_18_века, #портрет_Александры_Струйской, #портрет, #женский_портрет, #1772, #Левицкий, #камерный-портрет, #Шибанов, #Антропов, #Рокотов, #блог -искусство, #Боровиковский, #Аргунов, #интимный-портрет,

Комментарии