#22 Станковое искусство



Рассказ о станковой живописи, наверное, никогда не будет достаточно полным и отражать все её характеристики, достоинства и недостатки.  Её история теряется в глубине веков, материалы, используемые для создания произведений станковой живописи настолько разнообразны, что описанию каждого из них можно посвящать гигантское количество времени и сил. То же можно сказать и о видах, жанрах и стилях станковой живописи. И потому, тема станковой живописи, однажды возникнув в блоге "Искусство и художественная культура", получает отныне здесь свою постоянную прописку и широкие перспективы для развития. 

Когда художник за мольберт садится
И подбирает красок нужный тон,
Он оживить знакомых хочет лица,
Холста коснувшись, кистью. Чей-то дом
Уже воздвигнут до небес широких.
А вот ручей - струящийся у скал.
Художник даже тайны звезд далёких
По-своему однажды рисовал.
Он, написав картину для потомков,
Мгновенья нашей жизни сохранил.
Без слов, сказав об этом - ясно, громко,
Чтоб всем понятно было. Много сил,
Терпения, труда и разных красок,
Использовал тогда он для картины.
Сюжеты брал из жизни, не из сказок.
На это были у творца причины.
…И мастер завершал своё творенье.
Стоял я тихо за его спиной
И думал, не скрывая восхищенья:
«Какой же мир красивый и большой!»

Тимохин Николай

 

Блог "Искусство и художественная культура". Станковое искусство

Возникновение станковой живописи традиция связывает с деятельностью греческого художника второй половины V века до нашей эры афинянина Аполлодора, открывшего, по словам Плиния, «двери живописи, в которые вошли великие мастера светотени и оптической иллюзии Зевксис и Паррасий». Аполлодор создавал свои произведения не на стенах зданий, подобно Полигноту и Микону, - своим прославленным предшественникам, греческим живописцам VI века, а на деревянных досках. 


По словам древних авторов, современники называли Аполлодора «скиаграфом» (тенеписцем), что, по-видимому, позволяет видеть в нем не только родоначальника станковой картины, но и основоположника светотеневой моделировки изображаемых предметов. Однако наиболее ранние произведения станковой живописи, сохранившиеся до нашей дней, принадлежат уже другой эпохе - это найденные в Египте погребальные портреты, относящиеся к первым векам нашей эры. Выполненные в технике энкаустики, они позволяют судить о том, сколь высокого мастерства достигла к этому времени эллинистическая живопись.

Небольшая терминологическая справка. Станко́вая живопись представляет собой разновидность живописи, которая, в отличие от монументальной, не связана с архитектурой, имеет самостоятельный характер. Произведения станковой живописи (картины) можно переносить из одного интерьера в другой, показывать в др. странах. Термин «станковая живопись» произошёл от станка(мольберта), на котором создаются картины.



Живопись

И.И. Фирсов. (1733-не ранее 1785). Юный живописец. 1765 — 1766 (?), холст, масло, 67 x 55 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Станко́вая живопись является тем родом живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Буквально, как уже сказано выше, станковую живопись можно понимать  как живопись, созданную на станке (мольберте).

Произведение станковой живописи - картина - создаётся на нестационарной (в отличие от монументальной), и не утилитарной (в отличие от декоративной) основе (холсте, картоне, доске, бумаге, шёлке), и предполагает самостоятельное и не обусловленное окружением восприятие.

Викторианское портфолио или мольберт. Эбонит, инкрустация, позолота,
ореховое дерево. XIX век



Основные материалы станковой живописи - масляные, темперные и акварельные краски, гуашь, пастель, акрил. На Дальнем Востоке получила преимущественное распространение живопись тушью, (в основном - монохромная), зачастую интегрирующая каллиграфию.

Особое место занимает монотипия - псевдотиражная техника живописи, использующая характерный для эстампа приём нанесения красочного слоя на бумагу отпечатыванием с доски (металлической, пластиковой, стеклянной).
Европейская картина, как правило, отделяется от окружения рамой или паспарту, восточная традиция оставляет живопись в листе или свитке, иногда дублируя на декоративное основание.

Наполеон Франсуа Жескьер (1812–1862). Художник в своей мастерской



Станковая живопись - один из основных видов изобразительного искусства, наиболее богатый жанрами и стилями.

Обучение станковой живописи ведется в художественных школах и студиях, в средних художественных училищах и художественных институтах, крупнейшими из которых в России являются институт имени И. Е. Репина в Петербурге, Рязанское художественное училище им. Г.К.Вагнера в Рязани и институт имени В. Сурикова в Москве.


Boucher Francois. Буше Франсуа. Художник в своей мастерской. 1730-е. Размер картины 27 x 22 см, холст, масло. Музей Лувр, Париж. Рококо


Произведения живописи, скульптуры и графики, относящиеся к станковой живописи имеют самостоятельное значение. В отличие от монументального искусства они не предназначены для ансамбля и не связаны с архитектурной основой, как это следует из их наименования возникло от слова "станок", на котором и создаются подобные произведения.

Станковое произведение в качестве самостоятельного предмета искусства может передвигаться в пространстве и даже пересекать государственные границы. Это и есть главная характеристика станковой живописи – то, что она не должна быть привязана к месту создания.

Художник перед мольбертом. Хосе Импенс (1840–1905)


Первые публикации трактатов по технике живописи относятся к XVIII веку. Однако наиболее полное и научное издание этих сочинений приходится на середину и вторую половину следующего столетия. В середине XIX века в Лондоне были опубликованы на языках оригиналов с параллельным переводом на английский язык важнейшие европейские трактаты XII -XVIII веков. Собирательница и интерпретатор рукописей М. Меррифильд предпослала им обширное исследование, посвященное материалам и технике живописи европейских художников. Несколько раньше, в 1845 году, археолог Дидрон опубликовал в Париже во французском переводе греческий иконописный подлинник, обнаруженный им в одном из афонских монастырей - «Ерминию» Дионисия. 


Блог "Искусство и художественная культура"


К последней трети века относится венское издание двух многотомных серий, включавших большое число трактатов и манускриптов средневековья, Ренессанса и нового времени, опубликованных параллельно на языке оригиналов и в немецком переводе. Экскурсы в историю техники живописи, примечания к текстам и обширные комментарии, сопровождающие эти публикации, придают особенную ценность всему изданию, не потерявшему, как и труд Меррифильд, своего значения и в наши дни. 

Картина художника Рафаэля Сойера к фильму «Долгое путешествие домой» 1940 г.


В эти же годы наиболее значительные выдержки из некоторых западноевропейских трактатов были опубликованы на русском языке и прокомментированы П. Аггеевым. Возросший интерес к древнерусскому искусству привел в середине XIX столетия и к публикации документов, освещающих работу русских иконописцев. Среди изданных материалов наиболее интересными были выдержки из иконописных подлинников, содержащих наставления о писании икон, настенной живописи и художественных ремеслах. Авторами этих публикаций были Д. Ровинский, П. Аггеев, Н. Петров и другие. Наиболее полный для своего времени свод иконописных подлинников опубликовал в начале нашего столетия П. Симони.

Как ни покажется странным, авторами сочинений, привлекших столь пристальное внимание ученых, были не только живописцы. Среди них можно встретить историков, врачей, архитекторов, просто любителей живописи. Понятно, что они не всегда были знакомы с технической стороной живописи настолько, чтобы по сообщаемым ими сведениям можно было реконструировать технику живописи их современников. Например, римский архитектор Витрувий, сообщая те или иные подробности, касающиеся живописи, постоянно оговаривается, что делает он это «по мере своего разумения». 

Блог "Искусство и художественная культура". Станковое искусство


Не раскрывали до конца секреты своего ремесла и сами живописцы. Тот же Витрувий прямо указывает на то, что «мастера не обучали никого, кроме собственных детей или родных». Об этом же говорится и в «Прологе, начинающем новое сочинение» из средневекового сборника рецептов «Mappae Clavicula»: «...Пусть тот, кто сделает открытие, не передаст его никому, кроме сына, после того, как убедится, что тот по своим убеждениям способен быть благочестивым и справедливым и все сохранить». Полагают, что ученики давали клятвенное обещание не распространять сведения о приемах живописи и приготовлении материалов, полученные в мастерской учителя. Не случайно, очевидно, вплоть до XVI века в названиях многих трактатов фигурирует слово «секретный». Болонский манускрипт XV века называется «Segretiparcolore», венецианский манускрипт XVI века - «Secretidiversi» и т. д. Составители многих сборников рецептов, как, например, анонимный автор изданной в 1609 году в Дордрехте (Голландия) «Secret Boeck», указывают на то, с каким трудом удалось им получить собранные сведения. Во вступлении к трактату об иллюминировании (1562) Валентин Больц прямо говорит о возможном недоброжелательном отношении к его сочинению со стороны иллюминеров и просит не гневаться за придание гласности их секретов. 

Иллюстрация Эдвина Эллиса к роману о Греймаре (1891). Вольный рисунок копыта


Характерно это было и для русских живописцев. В иконописном подлиннике конца XVI - начала XVII века заботу его составителя о соблюдении тайны можно видеть как в прямом, так и скрытом виде. Заканчивая, например, рецепт о приготовлении сусального золота, автор подлинника рекомендует «творить его единожды, без людей». В некоторых рукописях ряд глав написан латинскими буквами или «тарабарщиной» - путем перестановки букв в словах. Не всегда охотно раскрывали мастера свои секреты и ученикам. Не случайно в «Церковном и соборном определении о живописцах», принятом Стоглавым собором в 1551 году, дважды говорится о долге мастера готовить учеников и о наказании, если тот «учнет талант скрывати»: 

«А иже от хитрых и от гораздых мастеров живописцев укроет который талант, что ему Бог дал, иных не научит и не укажет, да будет от Христа осужден, скрывшим талант в муку вечную. И того бо ради живописцы учите учеников безо всякого коварства, да не осуждени будете в муку вечную». 

Винсент Ван Гог. Автопортрет в темной фетровой шляпе у мольберта (1886)

Со временем, однако, живописцев перестали волновать «тайны» создания произведений, и тогда технические сведения вообще стали исчезать со страниц книг об искусстве. Так, Дж. Вазари, например, отнесся весьма пренебрежительно к трактату Ченнино Ченнини именно из-за обилия в нем практических советов, обсуждать которые, по его мнению, не было надобности. Вазари считал, что «ныне всем известны все те вещи, которые он [Ченнини] почитал большой тайной и которые для тех времен были редкостнейшими». Когда же изготовление художественных материалов перешло к людям, не имеющим ничего общего с живописью, забота о сохранении производственной тайны стала коммерческим секретом конкурирующих фирм. 

Художник в мастерской, 1918. Исаак Израэльс (1865-1934)



Античных трактатов, посвященных материалам и технике живописи, до нас не дошло. Тем не менее такие сведения содержатся в трудах некоторых авторов. Они встречаются у греческого энциклопедиста IV - III веков до нашей эры, ученика Аристотеля - Теофраста, в сочинении Диоскурида - греческого врача I века до нашей эры, в трактате римского архитектора Витрувия (I в. до н. э.). Особенно интересно в этом отношении сочинение Плиния. Кай Плиний Секунд Старший (I в. н. э.) участвовал во многих военных походах: был у Северного моря и на Эльбе, на Дунае и в Испании; его основной труд «Естественная история» - энциклопедия научных знаний древности - содержит огромное количество сведений. В нескольких книгах «Истории» Плиний сообщает много любопытных сведений о красках для живописи и о самой живописи.

Ганс Андерсен Брендекильде. Кольцо Л. А. с упавшего мольберта (1883 год)


История станковой живописи началась с использования каменных плит и деревянных панелей.
Предшественниками картины были почти не сохранившаяся древнегреческая станковая живопись на досках (пинакс), иногда на холсте, а также имевшие сакральное значение эллинистические и римские портреты (наиболее сохранившийся их вариант - погребальный фаюмский портрет). 

Дальнейшее развитие европейской живописи было связано с утверждением христианства. Оно побеждает в IV веке, в пору кризиса римской государственности и античного мировоззрения, и начиная с этого времени живопись оказалась включенной в идейно-художественную систему, освященную догматами христианской церкви. В эпоху, когда Западная Европа, включая Италию, оказалась вне основного исторического пути развития художественной традиции, на восточной окраине Римской империи, в Византии, уже в VI веке складывается один из значительнейших очагов искусства, где родился новый вид станковой живописи - икона, в которой зрительно ощутимая реальность мира облеклась в образы христианской символики.
Догматика христианской церкви, питавшая искусство Византии и сопредельных с нею стран, привела живопись к строгому канону не только в изображении сцен христианской мифологии, но и в технических приемах, что в свое время послужило одной из причин упадка искусства Византии. 

Софонисба Ангуиссола. Автопортрет у мольберта, рисующего религиозное панно, около 1556 года, 66 x 57 см, Ланцут, Музей-Замек

Отделившаяся от восточной в середине XI века христианская западная церковь, акцентировавшая, в отличие от восточной, не вопрос о неизменности мира и сущности божества, а соотношение сфер человека и бога, располагала к более активному проявлению индивидуальности, что в совокупности с иными социально-историческими факторами способствовало, в частности, новому пониманию искусства и стоящих перед ним задач. Не случайно именно в Западной Европе, прежде всего на территории Италии, где эти тенденции получили наиболее яркое выражение, живописцы, воспринявшие первые навыки мастерства у византийских греков, вскоре отказались от подражания их образцам.

Раннехристианская энкаустическая живопись - иконы, написанные в Византии, северном Египте и Малой Азии,- отличалась в техническом отношении от фаюмских портретов. Иконы из монастыря св. Екатерины на Синайском полуострове позволяют говорить о том, что это были произведения со вполне сложившимися технологически отработанными приемами, отличающиеся высоким профессиональным мастерством исполнения. В иконе «Сергий и Вакх» VI - VII веков краски на восковом связующем нанесены в жидком состоянии и, судя по характеру мазка, очень быстро, с незаметным переходом друг в друга. Большие плоскости фона и одежд покрыты краской один-два раза и легко прописаны белилами. Лепка лица очень уверенная и энергичная, в несколько слоев краски на основе розоватых и зеленоватых пигментов в смеси с белилами, что видно на рентгенограмме, также с завершающими белильными прописками. В результате детали лица получали более высокий, чем остальная живопись, рельеф мазков. 

Вильгельм Хаммерсхой. Интерьер с мольбертом художника, 1910

Несмотря на различие приемов исполнения лица и одежд, вся живопись велась кистью, о чем свидетельствует характер обработки красочной поверхности. На отдельных участках краски наносились в несколько слоев. Например, вызолоченные нимбы имеют две обводки: неширокую оранжевую и широкую синюю. Как показало исследование микрошлифа, живопись на этих участках представляет сложную структуру: по слою мелового грунта белого цвета, перекрытому тонким слоем свинцовых белил, нанесен бледно-синий слой фона, написанный краской на основе медного синего пигмента - египетской синей; по нему темным ультрамарином из ляпис-лазури проложена широкая кайма вокруг нимбов, поверх которой лежит обводка, сделанная суриком.

Пикассо в своей художественной студии

В эпоху Ренессанса в Италии и в странах Северной Европы, в первую очередь в Нидерландах, складывается новое понимание иконы как картины - произведений, которым уже было доступно отражение сложных человеческих отношений, богатства связей человека с миром, с окружающей природой и предметной средой. Подобная дифференциация представлений о мире постепенно привела к возникновению различных видов станковой живописи, ограниченных определенным кругом тем:
  • мифологической картины, 
  • портрета, 
  • бытового и исторического жанра, 
  • пейзажа, 
  • натюрморта. 

Развитие жанров не только свидетельствовало о стремлении к более широкому познанию действительности, оно способствовало выработке и развитию необходимых для этого новых средств и технологических приемов.

С античной традицией поначалу связаны христианские иконы - религиозная станковая живопись; однако в ходе развития живописи средних веков иконы объединяются в монументальные ансамбли алтарных преград, иконостасов и алтарей, получая смысловое и декоративное единство. Иконы - это произведения, которые положили начало современному пониманию такого искусства. Самое древнее нестационарное изображение Христа датируется VI веком и выполнено на деревянной панели, покрытой специально обработанной тканью.

Семейная группа (1896 год). Сэр Лоуренс Альма-Тадема (1836-1912). Масло, панно.
Королевская академия художеств.



Первые картины на дереве носили религиозный характер, но при этом не были иконами. Новатором станковой живописи стал представитель эры Проторенессанса Джотто ди Бондоне. Он создал несколько произведений – все они были выполнены темперой на тонких деревянных панелях из тополя, оклеенных холстом, обработанным смесью гипса и животного клея. Эта технология использовалась для создания икон в Византии.

В XIV - XVI веке формируются относительно самостоятельные типы картин, долгое время еще связанные с ансамблем храмовых, дворцовых и домашних интерьеров. Лишь в XVII веке (особенно в Голландии) складываются и в конце XVIII - XIX веке  окончательно вырабатываются нормы собственно станковой живописи, требующие полного погружения зрителя в мир картины и освобождающие ее от дидактических и декоративных функций. В конце XIX - XX веке вновь оживает интерес к монументальным и декоративным качествам станковой живописи.




Автопортрет (около 1898 года). Камиль Писсарро (10 июля 1830 - 12 ноября 1903)


В зависимости от материалов, использованных при создании картины, станковая живопись делится на несколько видов:
  • По типу поверхности различают живопись на холсте, картоне, бумаге, дереве, шелке, пергаменте, металлических панелях и камне. В качестве основы для станковой картины подойдет практически любая передвижная поверхность, не выполняющая никаких дополнительных функций.
  • В зависимости от использованных красок станковая живопись может быть масляной, акварельной, темперной, акриловой и пастельной. Реже используются такие составы, как гуашь и тушь.
  • Кроме того, станковая живопись позволяет применять ряд вспомогательных материалов, таких как кисти, губки, валики, картонные полоски, мастихины и аэрозольные баллончики.

Две женщины с палитрой и кистями у мольберта. Отдел рисунков, эстампов и графического дизайна. Купер Хьюитт, Смитсоновский музей дизайна


Сегодня произведения станковой живописи могут быть созданы с помощью трафаретов и паттернов. Цвета добываются из новых материалов и пигментов.
Именно поэтому выделяют традиционную, или академическую, технику станковой живописи, которая подразумевает следование ряду правил и традиций.

Масляные полотна, так же как и станковая темперная живопись, прошли многовековой путь развития. Масляные краски являются наиболее популярными благодаря легкости нанесения и способности надолго сохранять цвета. Темпера, в свою очередь, отличается большей сложностью. Техника создания станковой темперной живописи обладает рядом специфических правил – например, затемнения тона пигмента лучше всего добиваться штриховкой или накладыванием одного слоя на другой.

Отношение к задачам искусства, взгляды на «искусство и действительность» менялись на протяжении всей истории станковой живописи, определяя тем самым ее развитие. Вместе с тем в живописи эстетическое начало тесно связано с материалом. Действительно, ни примитив раннего средневековья, ни шедевр Возрождения не существуют вне материальной стороны. При этом функция материала значительно шире, чем обычно полагают. Хотя доска действительно призвана придать прочность картине, грунт должен укрепить связь красочного слоя с основой, а лак - защитить живопись от внешних повреждений, роль и значение материалов не могут быть сведены только к этому. 

«Стиль в живописи, как и в литературе, - говорил Рейнольдс, - есть овладение материалами - будь то слова или краски, - при помощи которых передаются замыслы или чувства...». 

А «всеобщий учитель» русских живописцев П. Чистяков писал В. Сурикову: 

«По сюжету и прием; идея подчиняет себе технику». «Связь между творчеством и материалом не только в том, что у каждого художника есть излюбленное средство выражения, - пишет автор начала нашего века, - но заключается в тесной связи самого творчества с живописным веществом... Своеобразие каждого вещества открывает новое поле для игры живописного воображения, иные орудия, иные приемы - иные возможности для художественного вдохновения».
Блог "Искусство и художественная культура". Станковое искусство



В истории станковой живописи каждая большая художественная эпоха - будь то романское искусство или готика, Возрождение или барокко, классицизм или романтизм - отмечена четкими, принципиально отличными друг от друга технологическими приемами создания произведений живописи, ибо идеи, ради воплощения которых мастер берется за кисть, и тот творческий импульс, который руководит им при создании картины, реализуется каждый раз в определенном материале и специфическими для этого техническими средствами. 

Отработанная до деталей система византийской живописи гарантировала ее мастерам достижение желаемой цели, но не удовлетворяла живописцев Возрождения; в свою очередь приемы живописи Ренессанса были отвергнуты мастерами барокко, а принципы, положенные в основу живописи классицизма, оказались неприемлемыми в эпоху романтизма. Важно, однако, что внутри каждого большого стиля существовали направления или локальные школы, характеризующиеся типичными только для них технологическими особенностями, укладывающимися, разумеется, в общее представление о характере искусства данной эпохи и региона. 

Блог "Искусство и художественная культура". Станковое искусство


При этом характерной особенностью живописи средневековья была тенденция к универсализму технологических приемов в пределах отдельных регионов, тогда как в эпоху Возрождения эта же тенденция прослеживается в рамках более узких национальных, а позже только местных художественных школ. Показательно, что каждый раз, когда какая-либо значительная группа произведений станковой живописи становится объектом технологического исследования, эти местные тенденции и их эволюция обнаруживают себя с особой очевидностью.



Фотография Анри де Тулуз-Лотрека перед мольбертом, 1889 год

Жанровое богатство станковой живописи обусловлено ее мобильностью. Намного легче перенести мольберт в лес, чем деревья в помещение. Тем самым станковая живопись расширяет возможности для написания полотен с натуры. Это особенно важно для таких жанров, как пейзаж, портрет и натюрморт.

Среди оказавших наибольшее влияние на становление и развитие станковой живописи необходимо выделить религиозный и мифологический жанры, а также исторический, портретный и сюжетный. Для современной станковой живописи особое значение имеют портрет, пейзаж и натюрморт.


Йоханнес Вермеер, Искусство живописи, около 1666-1668 годов. Масло, холст.
Художественно-исторический музей

Портрет


Такой жанр является очень динамичным, иногда его границы размываются и сливаются с такими жанрами, как мифологический, аллегорический и религиозный. Суть портрета заключается в том, чтобы с помощью художественных средств изобразить на холсте человека с присущими ему формами, чертами лица и особенностями характера.

В станковой живописи внешний вид модели, ее осязаемые и видимые характеристики сливаются с внутренними чертами, характеризующими ее. Все это находится в прямой зависимости от авторского восприятия, а также связи художника с моделью и портретом.

Куиси Сюй. Три «К», без которых не обойтись: кошка, цвета, творчество (cat, colours, creativity). 12.10.2000 года

Пейзаж

Произведения, выполненные в этом жанре, изображают природу. Так же как и портрет, пейзаж часто размывает границы строгих жанровых определений и характеристик. Вероятно, из-за того, что на протяжении многих веков он использовался лишь как заполнение пространства на картине, сейчас, когда это самостоятельный жанр, его все еще применяют для создания фона в произведениях других жанров.
Пейзаж изображает природу в нескольких ее ипостасях – не тронутую человеком, преображенную человеком и взаимодействующую с ним. Среди поджанров стоит отметить 
  • морской, 
  • городской и 
  • деревенский пейзажи.
Девушка на озере весенним утром

Натюрморт

С французского такое название переводится как «мертвая природа». Этот жанр станковой живописи фокусируется на изображении неодушевленных объектов. Как самостоятельная техника натюрморт оформился в XVII веке благодаря стараниям североевропейских мастеров. Во времена Возрождения он пользовался популярностью в декоративной живописи и часто становился украшением мебели и посуды.
Среди других популярных жанров станковой живописи можно выделить 
  • бытовую, 
  • иллюстрацию, 
  • аллегорию и 
  • анималистику.
Блог "Искусство и художественная культура"

Живопись подразделяется не только на виды и жанры, но также и направления
  • классицизм, 
  • романтизм, 
  • академизм, 
  • реализм, 
  • импрессионизм, 
  • модернизм, 
  • экспрессионизм, 
  • абстракционизм, 
  • фовизм, 
  • кубизм, 
  • футуризм, 
  • супрематизм, 
  • сюрреализм, 
  • поп-арт и другие.

 
 Также живопись подразделяется на техники, которые характеризуются способами и методами создания изображений художником - способ нанесения, вид красок, способ подготовки холста или другой поверхности: 
  • энкаустика (с воском), 
  • темперная (с яйцом), 
  • акварельная живопись, 
  • живопись гуашью, акрилом, пастелью, 
  • граттаж, 
  • лессировка, 
  • пуантилизм, 
  • живопись сухой кистью, 
  • живопись керамическими и силикатными краски, 
  • сфумато, 
  • сграффито, 
  • карнация, 
  • смешанные техники и так далее.

Автопортрет. Вайно Раутио, 1928 г.

Всё в черно-белых, жизненных тонах,
Ты видишь мир таким, ты сам художник.
Ночные отражения в зеркалах,
В них марсианин, вышедший на подвиг…

Ты замер у мольберта, штрих цветной,
Ты удивлён, что краски перепутал…?
Под звездами, под солнцем, под луной,
Приноровил к просроченным минутам…

Ты замер у мольберта


Рассказ о станковой живописи на этот раз окончен. Вы можете почитать другие материалы блога "Искусство и художественная культура". А также посмотреть видео, которое познакомит вас с основами живописи. Надеемся, на то, что Вы не пропустили презентации, которые посвящены различным жанрам станковой живописи и уверены в том, что проблематика станковой живописи Вас заинтересовала. 

Основы живописи для начинающих от художника Игоря Сахарова:




***
#блог_искусство_и_художественная_культура


Блог "Искусство и художественная культура" * Blog "Art and Artistic Culture"

#станковая, #живопись, #станковая-живопись, #art, #искусство, #painting, #artist, #художник, #картина, #арт, #oilpainting, #живопись-маслом, #творчество, #картина-маслом, #рисунок, #drawing, #nature, #акварель, #paint, #painter, #холст-масло, #пейзаж, #портрет, #moscow, #russia, #масло, #artwork, #picture, #выставка, #пленэр, #натюрморт, 
#мольберт, #жанр, #art, #холст, #тушь, #стиль, #пинакс, #натюрморт, #портрет, #пейзаж, #масло, #краски, #фреска, #фаюмский-портрет, #икона, #станок, #магия, #темпера,

Комментарии