#29 Карл Брюллов "Последний день Помпеи"



Сложное чувство двигает нами при написании данной публикации. Невозможно определиться, о чем идет речь - о полотне, рассказывающем о гибели порочного города, прибежища грязи и разврата древних времен, усмешкою судьбы донесшего до наших дней картины разнузданной жизни античных граждан. Или о гибели античного мира, запечатленном скорее сердцем, нежели кистью художника. Открывшим этим апокалиптическим изображением, показывающем гибель чудесной цивилизации, искусство новой, доселе неведомой, варварской страны. Младенца, вскормленного на груди почившей матери...
 

К. П. Брюллов. Автопортрет. 1848. Холст, масло, 64,1 х 54см. Государственная Третьяковская галерея, Москва



В 1827 году молодой русский художник Карл Брюллов приезжает в Помпеи. Он не знал, что эта поездка приведет его к вершине творчества. Зрелище Помпеи ошеломило его. Он исходил все закоулки города, дотрагивался до стен, шершавых от накипевшей лавы, и, вероятно, у него могла зародиться мысль написать картину о последнем дне Помпеи.

От замысла картины до ее завершения пройдет долгих шесть лет. Начинает Брюллов с изучения исторических источников. Он читает письма свидетеля событий Плиния Младшего к римскому историку Тациту.

В поисках достоверности художник обращается и к материалам археологических раскопок, некоторые фигуры он изобразит в тех позах, в каких были найдены в затвердевшей лаве скелеты жертв Везувия.

Автопортрет, 1833, Карл Брюллов

Почти все предметы написаны Брюлловым с хранящихся в неаполитанском музее подлинных вещей. Сохранившиеся рисунки, этюды и наброски показывают, как упорно художник искал наиболее выразительную композицию. И даже когда эскиз будущего полотна был готов, Брюллов около десятка раз перегруппировывает сцену, меняет жесты, движения, позы.

В 1830 году художник начал работу на большом холсте. Он писал на таком пределе духовного напряжения, что, случалось, его буквально на руках выносили из мастерской. Наконец, к середине 1833 года полотно было готово.

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 год


Извержение Везувия началось днём 24 августа 79 года и длилось около суток, о чём свидетельствуют некоторые сохранившиеся манускрипты «Писем» Плиния Младшего. Оно привело к гибели трёх городов - Помпеи, Геркуланум, Стабии и нескольких небольших селений и вилл.

Везувий просыпается и обрушивает на окружающее пространство всевозможные продукты вулканической деятельности. Подземные толчки, хлопья пепла, падающие с неба камни - все это застало жителей Помпей врасплох.

Храм Исиды, Помпеи. Джакомо Броджи, около 1870 года


Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами. Кого-то смерть настигла в общественных местах - в театрах, на рынках, форуме, в храмах, кого-то - на улицах города, кого-то - уже за его чертой. Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город.

В процессе раскопок выяснилось, что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения. Под многометровой толщиной пепла были найдены улицы, дома с полной обстановкой, останки людей и животных, которые не успели спастись. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии.

Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинули город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно.
Среди погибших от извержения был Плиний Старший, из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы - у Стабии.

Карта Италии



Плиний Младший так описывает то, что происходило 25-го числа в Мизено. Утром на город стала надвигаться черная туча пепла. Жители в ужасе бежали из города к берегу моря (вероятно, так же пытались поступить и жители погибших городов). Бегущая по дороге толпа вскоре оказалась в полной темноте, слышались крики, плач детей.
Упавших затаптывали идущие следом. Приходилось все время стряхивать с себя пепел, иначе человека моментально засыпало, и тем, кто присел отдохнуть, подняться уже не было никакой возможности. Так продолжалось несколько часов, но после полудня пепловая туча стала рассеиваться.

Плиний вернулся в Мизено, хотя землетрясения продолжались. К вечеру извержение пошло на убыль, а 26-го к вечеру все стихло. Плинию Младшему повезло, а вот его дядя - выдающийся ученый, автор естественной истории Плиний Старший - погиб во время извержения в Помпеях.

Рассказывают, что его подвела любознательность естествоиспытателя, он остался в городе для наблюдений. Солнце над мертвыми городами - Помпеями, Стабией, Геркуланумом и Октавианумом - показалось лишь 27 августа. Везувий извергался до наших дней еще, по крайней мере, восемь раз. Причем в 1631-м, в 1794-м и 1944 годах извержение было довольно сильным.

Автопортрет, 1823 год, Карл Брюллов


«Последний день Помпеи» убеждает в том, что главная ценность в мире - это человек. Губительным силам природы Брюллов противопоставляет духовное величие и красоту человека.

Воспитанный на эстетике классицизма, художник стремится придать своим героям идеальные черты и пластическое совершенство, хотя, известно, что для многих из них позировали жители Рима.

Первый раз увидев это произведение, любой зритель восторгается ее колоссальным масштабом: на холсте, площадью более тридцати квадратных метров, художник рассказывает историю множества жизней, объединенных катастрофой. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель.

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/originals/24/86/0f/24860f695fec4302646ded5c75ec5809.jpg
Карл Брюллов (1799-1852). Последний день Помпеи. Холст, масло 456 x 651 см. 1830 - 1833,   Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

К моменту, когда Брюллов решил написать гибель Помпеев, его считали талантливым, но пока еще подающим надежды. Для утверждения в статусе мастера нужна была серьезная работа.

Автопортрет, 1816 год, Карл Брюллов

В то время в Италии тема Помпеев была популярной. Во-первых, очень активно велись раскопки, во-вторых, - произошла еще пара извержений Везувия. Это не могло не отразиться в культуре: на сценах многих итальянских театров с успехом шла опера Паччини «L'Ultimo giorno di Pompeia». Несомненно, что художник видел ее и, может быть, не один раз.
Идея написать гибель города пришла в самих Помпеях, когда Брюллов посетил в 1827 году по инициативе своего брата - архитектора Александра. На сбор материала ушло 6 лет. Художник был щепетилен в деталях  и даже вещи, выпавшие из шкатулки, украшения и другие предметы на картине скопированы с тех, что нашли археологи во время раскопок.

Руины Помпеи

Помпеи - один из красивейший древних городов, который донёс до нас сквозь века наиболее полные сведения о том, как жили римляне. Здесь сохранились удивительные артефакты, свидетельствующие о былом величии этого места. Кварталы, дома, храмы города, фрески – все осталось почти нетронутым в течение двух тысячелетий после катастрофы, извержения Везувия, которая погребла Помпеи под пеплом забвения.
Знаменитый вулкан - Везувий, находится в середине побережья Неаполитанского залива, между мысами Мизено на севере и Кампанелла на юге. Этому вулкану было суждено войти в историю как виновнику гибели в августе 79 года римских городов - Помпей, Геркуланума, Стабии и Октавианума.   
  
Помпеи, 2016 год

Вулканические пеплы плащом покрывавшие пологие склоны Везувия и его окрестности, делали земли вокруг него необычайно плодородными. Особенно хорошо росли кукуруза, ячмень, орехи, пшеница, виноград. Недаром эта область славилась отличными винами. Вокруг вулкана возникли города - Помпеи, Стабия, Геркуланум, Нола, Октавианум, Оплонтис, Неаполис, Поццуоли, Суррентум и др. Здесь строили роскошные виллы богатые римляне. Жизнь на изумрудных склонах кипела, а вдоль побережья располагались многочисленные рыбацкие посёлки. 
Современный Везувий - низкий, приземистый, конусовидный, как бы с двумя вершинами, вулкан с периметром основания около 75 км.
Руины Помпеи расположены на окраине современного городка Помпеи у подножия вулкана.

Помпеи

Помпеи-город с богатой историей, которая начинается в VII века до н. э. Точно неизвестно, когда именно Помпеи были основаны, но сегодня фрагменты одного из старейших сооружений города-храма Аполлона датирует концом VII в. до н. э. К этому времени можно отвести и основание города.
Помпеи знали немало завоевателей, через них проходило много народов и племен. Сам город был основан местным племенем осков. Один из его первых хозяев - греки из города Кумы - греческой колонии, также расположенной в Кампании и бывшей центром этой цивилизации в Италии. Позже Помпеи входили в союз этрусских городов во главе с Капуей. 
В 20е годы V веке до н. э. вместе с другими городами Кампании Помпеи завоевали воинственный италийский народ самниты. Но уже через сто лет в ходе войн самниты были разгромлены римлянами. В итоге Помпеи около 310 года н. э. стали союзниками  Рима, правда, 89 год до н. э. город был взят римским полководцем Суллой в ходе восстания италийских союзных городов и стал римской колонией. В древних стенах сохранились следы осадных орудий войска Суллы. Тем не менее с этого момента начинается период высочайшего расцвета города, связанного с ростом мощи Древнего Рима.

Помпеи

С конца I в. до н. э. и до своей гибели в 79 г. н. э. Помпеи знали времена наибольшего развития. За этот период здесь были возведены все основные типы сооружений, характерные для римского города. Так, на форуме, центральной площади, наряду с храмовыми и административными постройками различного назначения располагались величественный храм Юпитера, крытый рынок жрицы Евмахии (суконный рынок) и здание Трибунала в базилике. Сегодня, глядя на руины этих построек, можно восстановить городскую застройку центра Помпей.
В городе было большое количество жилых зданий и лавок, которые сохранить до наших дней в идеальном состоянии. Об уровне развития города может сказать и система столовых, или «термополиев». В Помпеях насчитывалось 89 подобных заведений, которые снабжались жителей горячей пищей.

Помпеи

Всё говорит о том, что этот город в I веке н. э. был настоящим культурным центром. Подтверждает это и существование здесь двух театров: малого - одеона, и большого - Амфитеатра, использовавшего как цирк.
Амфитеатр построен около 80 г. до н. э. И сохранился до наших дней почти в идеальном состоянии. Он был рассчитан на 20 тысяч зрителей, так что, скорее всего, посмотреть на бои гладиаторов сюда стекались со всех окрестных поселений.

Помпеи. Храм Аполлона. Фото Джорджо Зоммера (до 1914 года)

С этим Амфитеатром, связана, одна любопытная история, дошедшая до нас благодаря древнеримскому историку Тациту. Он сообщал, что в 59 года н. э. между жителями Помпей и Нуцерии (города в Кампании) произошло жестокое побоище. Начавшись с перебранки во время гладиаторских боёв в Амфитеатре, конфликт перерос в драку, верх в которой одержали помпейцы, среди нуцерийцев многие получили увечья и даже погибли. После долгого разбирательства Сенат города отправил всех виновников в ссылку на 10 лет запретил проведение в Помпеях игр. Впрочем, уже через три года запрет сняли.
Жизнь в городе кипела. Помпеи вели активную портовую торговлю, сюда приезжали многие знатные люди, у которых здесь были личные виллы. Однако этот крупный экономический и развлекательный центр не смог устоять перед катастрофой уничтоживший его. Как же произошла «помпейская драма» и почему не смогли спастись многие жители города?

Помпеи. Италия

Прежде чем приступить к рассказу о помпейской драме, стоит сказать несколько слов об особенностях расположения города. Помпеи находились в местности, где насчитывается несколько десятков вулканов, многие из которых активны и поныне. К тому же город располагался прямо у подножия  Везувия.
Почему жители города не могли обезопасить себя, зная, что живут с дышащим вулканом? Видимо, потому, что землетрясение были здесь явлением частым и когда в 62 году н. э. прозвучал первый тревожный звоночек грядущей катастрофы (крупное землетрясение), - никто не запаниковал. В результате его Помпеи сильно пострадали, в последующие 15 лет город восстанавливали и даже закладывали новые строения.

Помпеи

Всё это указывает на то, что землетрясение 62 года не вызвало у помпейцев панических настроений, они приготовились к привычному восстановлению поврежденного стихией города и Везувий в расчёте не брали.
Не брали его в расчёт потому… что не считали его вулканом. Жители города думали, что это обыкновенная гора, немного странная: верхушка при взгляде издали не остроконечная, а как бы срезанная ножом. А вот вблизи всё было иначе: вершина была не срезана, а будто вдавлена внутрь горы – со впадиной и круглыми стенами и плоским дном, где росли деревья. Вулкан не был активен долгое время, и после последнего извержения его кратер закупорился гигантской каменной пробкой из лавы. Но 24 августа 79 года эта пробка под давлением лавы вылетела и над Везувием взметнулось облако из дыма и камней.
Это облако ознаменовало начало конца Помпеи.

Везувий из Портичи

Извержение Везувия  нашло отражение во многих хрониках, картинах и стихах. 29 августа 79 года нашей эры, почти 2000 лет назад случилось самое страшное извержение этого вулкана, во время которого и случился последний день Помпеи. Везувий тогда считался спящим, его никто не боялся, и у подножия вулкана находилось несколько мелких и крупных городов.

Итак… Подземные толчки, хлопья пепла, падающие с неба глыбы камней, застали жителей врасплох.  Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под руинами домов, рушившихся из-за подземных толчков. На найденных останках людей даже можно рассмотреть выражения лиц. Кого-то смерть настигла в театрах, на рынках, в форуме, храмах, кого-то на улицах, кого-то даже за пределами поселения. Впрочем, большинство жителей все же успело покинуть город.
Теперь, спустя почти 2000 лет, человечество описало буквально по минутам, что происходило в те трагические дни. 

Помпеи


24 августа, около 2 часов пополудни над Везувием начало быстро подниматься гигантское облако белого цвета с бурыми пятнами. Оно росло и на высоте растекалось в стороны, напоминая крону средиземноморской сосны - пинии. Вблизи вулкана слышался страшный грохот, и происходили непрерывные подземные толчки, тряска была настолько сильной, что повозки кидало из стороны в сторону, с домов обваливалась черепица и рушились статуи и обелиски.

Бешено рвущаяся из недр вулкана газовая струя выносила с собой огромное количество обломков пемзы. За 10 - 11 часов непрерывного извержения столб выброшенной пемзы достиг высоты 20 км, и каждый час на поверхность почвы выпадал слой угловатых и округлых "шариков" диаметром 1- 3 см.

Сокрушительный удар по городам произошел через 18−20 часов после начала извержения - у людей было достаточно времени, чтобы спастись. Однако не все были благоразумны. И хотя установить точное число погибших не удалось, счет идет на тысячи. Среди них - в основном рабы, которых хозяева оставляли стеречь имущество, а также пожилые и больные, которые не успели покинуть город. Были и те, кто надеялся переждать стихию дома. Собственно, они до сих пор находятся там.

Помпеи. Дом Веттиев. Фото Джорджо Соммера (1834-1914)

Вот как описывает катастрофу Плиний Младший (62 - 114 год). Плиний Младший, племянник Плиния, автора «Естественной истории», погибшего во время извержения Везувия в 79 году. Плиний был усыновлен дядей по завещанию и носил с тех пор его имя. Известен как судебный оратор.

  "Мы видели – как море втягивается в себя; земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его прочь. Берег выдвигался вперед: много морских животных осталось лежать на песке. В огромной и черной грозовой туче вспыхивали и перебегали огненные зигзаги, и она раскололась длинными полосами пламени, похожими на молнии, но только небывалой величины. 
Здания вокруг тряслись: мы были на открытом месте, но в темноте, и было очень страшно, что они рухнут. Тогда, наконец, решились мы выйти из города; за нами шла потрясенная толпа, огромное количество людей теснило нас и толкало вперед... 
     Стал падать пепел, пока еще редкий; оглянувшись, я увидел, как на нас надвигается густой мрак, который, подобно потоку, разливался вслед за нами по земле. «Свернем, – сказал я, – пока еще видно, чтобы на дороге нас не растоптали в потемках наши же спутники».
     Едва мы приняли такое решение, как наступила темнота, но не такая, как в безлунную или облачную ночь, а какая бывает в закрытом помещении, когда тушат огонь. Слышны были женские вопли, детский писк и крики мужчин: одни звали родителей, другие детей, третьи жен или мужей, силясь распознать их по голосам; одни оплакивали свою гибель, другие гибель своих близких; некоторые в страхе перед смертью молились о смерти; многие воздевали руки к богам, но большинство утверждало, что богов больше нет и что для мира настала последняя вечная ночь... 
     Чуть-чуть посветлело; нам показалось, однако, что это не рассвет, а приближающийся огонь. Огонь остановился вдали, вновь наступила темнота, пепел посыпался частым тяжелым дождем. Мы все время вставали и стряхивали его, иначе нас покрыло бы им и раздавило под его тяжестью. Те, кто присел отдохнуть, встать уже не могли. 
(После полудня)
...Мрак, наконец, стал рассеиваться, превращаясь как бы в дым или туман; скоро настал настоящий день и даже блеснуло солнце, но желтоватое и тусклое, как при затмении. Глазам еще трепетавших людей все представилось резко изменившимся: все было засыпано, словно снегом, глубоким пеплом...» 

Люди постепенно приходили в себя, еще не веря, что остались живы. Горячее "дыхание" Везувия, ощущавшееся утром 25 августа, было результатом второго извержения, сопровождавшегося сходом раскаленных тяжелых лавин (своеобразных пепловых потоков). Насыщенная газами при выходе из верхней части жерла, лавина, при сходе со склонов, выбрасывала палящие тучи

Помпеи

Гипсовые слепки пустот в пемзовой толще, засыпавшей Помпеи, показывают позы людей, скончавшихся от удушья. Слой пепла в Помпеях был свыше 2 метров. Город, жизнь в котором бурлила ещё не сколько дней назад - умер… По историческим данным в последний день Помпеи из 20 тысяч горожан погибло 2 тысячи человек. Многие успели покинуть, но при раскопках погибших находят и за пределами города, поэтому невозможно точно оценить число жертв катастрофы.

В это же время на западных склонах вулкана шли сильные ливни, которые во время извержений случаются часто. Рыхлые пепловые и пемзовые толщи на склонах, "насытившись" водой, ринулись вниз мощными грязевыми, по-видимому, горячими потоками. Три таких потока, следовавших один за другим, накрыли город Геркуланум, располагавшийся на берегу моря, в мгновение ока уничтожив все живое. Современные раскопки показали, что люди были застигнуты врасплох. 

26 августа 79 года вулкан успокоился и затих почти на 100 лет.  Когда всё прекратилось, взорам оставшихся в живых представилась страшная картина: от городов, расположенных у подножия Везувия, остались одни развалины. Четыре города – Помпеи, Геркуланум, Стабии и Оплонти – были полностью засыпаны горячим пеплом и залиты потоками грязи. Пыль и пепел чёрной пеленой висели в небе три дня. Огромные массы вулканического пепла и пыли долетели до Рима, достигли Египта и Сирии.

За два дня плодородная, богатая земля окрестностей Везувия превратилась в серую безжизненную пустыню. Города, засыпанные пемзой, погребённые под грязевыми потоками, постепенно стали зарастать лесом, исчезнув даже из памяти людей почти на 1700 лет, до конца XVI века.

В XVIII веке на месте извержения Везувия начали производить исторические раскопки, и обнаружили, что в этих городах все осталось абсолютно таким же, как было до катастрофы - последнего дня Помпеи.

Извержение Везувия не редко, но итальянцы – храбрый народ, и продолжают селиться у подножия этой опасной горы.

Карлу Брюллову было 28 лет, когда он задумал написать грандиозную картину "Последний день Помпеи". Возникновением интереса к этой теме художник был обязан своему старшему брату, архитектору Александру Брюллову, который подробно познакомил его с раскопками 1824-1825 годов.


Портрет архитектора и художника Александра Брюллова, 1841, Карл Брюллов

Стремясь к наибольшей достоверности изображения, Брюллов изучил материалы раскопок и исторические документы. Архитектурные сооружения на картине восстановлены им по остаткам древних памятников, предметы домашнего обихода и женские драгоценности скопированы с экспонатов, находящихся в Неаполитанском музее. Фигуры и головы изображенных людей писаны в основном с натуры, с жителей Рима.

Брюллов построил картину как отдельные эпизоды, на первый взгляд не связанные между собой. Связь становится ясной лишь при одновременном охвате взглядом всех групп, всей картины. Основная цветовая гамма, которую К. Брюллов избрал для своей картины, была для того времени чрезвычайно смелой. Это была гамма спектра, построенная на синем, красном и желтом цветах, озаренных белым светом. Зеленый, розовый и голубой встречаются, как промежуточные тона.

Задумав написать большой холст, К. Брюллов выбрал один из самых трудных способов его композиционного построения, а именно - свето-теневой и пространственный. Это требовало от художника точно рассчитать эффект от картины на расстоянии и математически точно определить падение света. А еще, чтобы создать впечатление глубокого пространства, ему пришлось обратить самое серьезное внимание на воздушную перспективу.

Несколько слов скажем о Юлии Самойловой, лицо которой, как уже говорилось выше, четырежды встречается на полотне. Для картины Брюллов искал итальянские типажи. И хотя Самойлова была русской, внешность ее отвечала представлениям Брюллова о том, как должны выглядеть итальянки.


Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини (Маскарад). Не позднее 1842. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург, Россия


Юлия Самойлова и Карл Брюллов впервые встретились в 1830 году в Италии, в знаменитом салоне княгини Зинаиды Волконской. Самойлова была аристократкой, а Брюллов простым художником. Юлия Павловна любила творческих, но зачастую небогатых мужчин: оперных певцов, актеров, композиторов, художников. Графиня Самойлова их поддерживала, она хотела найти настоящего гения, которым можно было бы восхищаться. В Карле Брюллове она нашла идеал, о котором мечтала. 

«Я никогда не женюсь. Моя жена - искусство», - писал Карл в 1830 году в поздравительном письме к брату, недавно получившему заказ на строительство двух роскошных домов для графини Самойловой.

Юлию называли «последней из Скавронских», потому что она стала единственной наследницей своего деда Мартына Скавронского. (Марта Скавронская была женой Петра Великого, матерью его детей).

Мать Юлии, Мария Павловна Скавронская, была женой графа Павла Петровича Палена, который официально считался отцом Юлии. Однако у девушки была южная красота, черные кудри, бархатные глаза и личико итальянской Мадонны. Следует отметить, что отчим Марии Павловны был итальянцем, известным в России как Юлий Помпеевич Литта.

Юлия Пален была очень обаятельной девушкой. Александр Пушкин посвятил ей стихотворение «Красавица».

Но красавица с фантастическим приданым не смогла найти подходящего жениха. Ходили слухи, что у нее был роман с большим ценителем женской красоты императором Александром I. Будто он настоял на том, чтобы Юлия вышла замуж за графа Николая Александровича Самойлова, адъютанта императора. Их брак оказался неудачным, и через несколько месяцев они решили развестись.

Император Николай I хотел, чтобы Самойлова продала имение в Графской Славянке, но она отказалась. Позже она уехала в Италию, где у нее был дворец в Милане и имение на озере Комо.

Самойлова дружила с известными композиторами - Верди, Россини, Доницетти, Беллини, Пачини, оплачивала оперные спектакли в Ла Скала, интересовалась католицизмом. А главным ее увлечением было покровительство талантливым, но бедным артистам, музыкантам, актерам.

Они познакомились в Италии в 1827 году. Брюллов там перенимал опыт старших мастеров и искал вдохновение, а Самойлова прожигала жизнь. В России она уже успела развестись, детей у нее не было, и за чересчур бурную богемную жизнь Николай I попросил ее уехать подальше от двора.

Акварельный портрет графини Ю.П. Самойловой

Графиня Самойлова посетила Брюллова в его римской мастерской, где он работал над «Последним днем ​​Помпеи». До нее дошли слухи, что Карл искал модель для центральной фигуры в композиции. Юля была готова уделить ему столько времени, сколько ему было нужно для работы. Ее появление в студии обернулось трагедией. Одна из натурщиц художника, француженка Аделаида Десмулен, покончила жизнь самоубийством. Она страстно любила Брюллова, но он очень полюбил Самойлову. Аделаида утонула в Тибре. И после такой трагедии Самойлова приглашает Брюллова в свое имение в Неаполе.

Юлия предстала в образе итальянки в жанровых картинах художника. Интересно, но почти все его «прекрасные итальянки», нарисованные живописцем еще до встречи с графиней, были удивительно похожи на Юлию.

Самойлова стала его музой и вдохновителем двух его главных картин - «Всадница» и «Последний день Помпеи», где ее прекрасное лицо можно увидеть несколько раз.

В левом углу картины «Последний день Помпеи», рядом с женщиной с кувшином, Брюллов изобразил себя - в образе художника, сберегающего от катастрофы самое дорогое: ящик с красками.

Юлия и Карл не скрывали своих отношений. По словам людей, знавших ее в те годы, графиня кардинально изменилась.

Всадница, 1832. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия


Сначала они только везде появлялись вместе. Яркие, красивые они запомнились неразлучной парой. Вместе они отправились в Италию. 

«Я люблю тебя больше, чем могу сказать, до гроба» - письмо с таким признанием находило художника, куда бы он ни уходил от Юлии.

Их отношения были выше обычных представлений о морали. Им была чужда даже ревность, по сути, они никогда не скрывали друг от друга своих любовных похождений, происходивших время от времени. 

«Скажите, где вы живете и кого любите? Нана или другой? Целую тебя искренне. Буду часто тебе писать », - писал Карл своей возлюбленной Юлии.

Ни кратковременная разлука, ни роман на стороне не могли сделать их отношения менее нежными.

Самойлова и Брюллов страстно хотели соединить свои жизни, но обстоятельства… Карл женится на юной красавице Эмилии Тимм.

В 1836 году Брюллов вернулся в Россию и начал работу над картиной «Осада Пскова». Самойлова тоже побывала на родине. Но Карл увлекся созданием эскизов к картине и затем уехал в Псков рисовать с натуры. Он даже не отвечал на ее письма.

Юлия Павловна была глубоко обижена, но публично этого не показывала.

Портрет графини Юлии Павловны Самойловой. 1830. Частная коллекция



Петербургское общество было удивлено, когда Брюллов женился на Эмилии Тимм, дочери мэра Риги Федера Тимма, талантливой пианистке и несравненной красавице. Ему было тридцать девять лет, а Эмилии было девятнадцать, когда 27 января 1839 года состоялась их свадьба. Первые недели семейной жизни прошли мирно, но 8 марта Карл потребовал развода. Он узнал, что любовником Эмилии был и остался после свадьбы Федер Тимм.

Эмилия Тимм (1822—1877), дочь рижского бургомистра Федера Тимма, с 1839 года жена Карла Брюллова, в 1844 году вышла замуж за журналиста Алексея Николаевича Греча (1814—1850)


Самойлова, приехавшая из Италии, нашла Брюллова близким к самоубийству, но помогла ему вернуться. И лишь только для того, чтобы сообщить Карлу, что собирается выйти замуж за молодого оперного певца Джованни Пери. Художник попросил ее позировать и нарисовал картину: графиня Юлия Самойлова с приемной дочерью Амазилией Паччини покидает бал - подарок на её свадьбу.

Муж Юлии, Пери, внезапно скончался от туберкулеза и Самойлова остается в трауре до конца своей жизни после того, как ее. Больше с Брюлловым она не встречалась, хотя он тоже вскоре приехал в Италию - умирать.

23 июня 1852 года художник скончался в деревне Марчано близ Рима и был похоронен на кладбище Монте Тестаччо. В то время Самойлова была в Париже. Она продолжала любить живописца, и, даже потеряв все свои деньги и продав все картины, Юлия не стала распродавать только работы Брюллова.


«Портрет Ю. П Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком». К. Брюллов, 1832 - 1834. Холст, масло, частное собрание.  Музей Хиллвуд, США

Когда работа над картиной была завершена и итальянская публика увидела полотно, начался бум на Брюллова. Это был успех! Каждый при встрече с художником считал за честь поздороваться; при его появлении в театрах все вставали, а у дверей дома, где он жил, или ресторации, где он обедал, всегда собиралось много людей, чтобы приветствовать его. С самой эпохи Возрождения ни один художник не был в Италии объектом такого поклонения, как Карл Брюллов.
На родине живописца также ждал триумф. Общая эйфория по поводу картины становится понятной после прочтения строк Баратынского:
Принес он мирные трофеи
С собой в отеческую сень.
И был «Последний день Помпеи»
Для русской кисти первый день.
Картина произвела на Николая I такое сильное впечатление, что он потребовал, чтобы Брюллов вернулся на родину и занял место профессора Императорской Академии художеств. 

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/originals/c6/7f/5f/c67f5fc9ce19e5be50a3a5a0559f9bef.jpg
Карл Брюллов (1799-1852). Последний день Помпеи. 1830-1833, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



«Брюллов, Брюллов! Когда бы не картина,
Ну кто бы что бы помнил о Помпеях...»

 Михаил Галин

О той драме снято много фильмов, написано немало книг и картин.  

Документальный фильм BBC «Последний день Помпеи» - созданный в 2003 году (Великобритания, Испания, режиссер – Питер Николсон), интересен тем, что рассказывает о величайшей трагедии античного мира.

В фильме прекрасно передано неповторимое очарование города, который и является центральным персонажем картины. Он как будто воскрес из-под слоя пепла, улицы города снова наполнились людьми, словно они совсем недавно были покинуты его обитателями - с разными судьбами, радостями и печалями, которые жили здесь чуть менее двух тысяч лет назад. За судьбу их искренне переживаешь, хотя знаешь наперёд, что это последний день для обитателей Помпей. В ленте раскрыта трагическая судьба не только этого города, но и соседних: Геркуланума и Стабии, разделивших подобную участь.

Небольшой городок Помпеи, находящийся у подножия вулкана Везувий, пользовался большой славой у богатых римлян, куда те приезжали развлечься и отдохнуть от оглушающей суеты огромного шумного Рима.   
        
Картина представляет нам жизнь обитателей Помпеи в самый страшный и последний час их жизни. При её просмотре ощущаешь на себе ужас и безысходное отчаяние жителей этого небольшого городка, испытанные ими в тот роковой день 24 августа 79 года… 

Авторам удалось окунуться в быт этого удивительного древнего города и провести вместе с его жителями самые страшные для них часы, оставшись при этом живыми и невредимыми. 

Масштаб катастрофы и бедствия переданы великолепно. После просмотра фильма остаётся ощущение, будто ты сам там побывал и на себе прочувствовал всю глубину трагедии. 

Последний день Помпеи, 1830, Карл Брюллов

На полотне люди в панике, стихия не пощадит ни богача, ни бедняка. И что примечательно - для написания людей разных сословий Брюллов использовал одну модель. Речь о Юлии Самойловой, ее лицо встречается на полотне четыре раза:
  • женщина с кувшином на голове в левой части полотна; 
  • разбившаяся насмерть женщина в центре; 
  • мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины; 
  • женщина, закрывающая детей, и спасающая вместе с мужем. 
Лица для остальных героев художник искал на римских улицах.

Последний день Помпеи, 1830, Карл Брюллов

Удивительно на этой картине и то, как решен вопрос света.
«Художник обыкновенный, конечно, не преминул бы воспользоваться извержением Везувия, чтобы осветить им свою картину; но господин Брюллов пренебрег сим средством. Гений внушил ему смелую мысль, столь же счастливую, как и неподражаемую: осветить всю переднюю часть картину быстрым, минутным и беловатым блеском молнии, рассекающей густое облако пепла, облегшее город, между тем как свет от извержения, с трудом пробиваясь сквозь глубокий мрак, набрасывает на задний план красноватую полутень», - писали тогда в газетах.

Karl_Brullov_-_The_Last_Day_of_Pompeii_- _Google_Art_Project
Последний день Помпеи. Карл Брюллов (1799-1852) холст, масло, около 1830-1833. Эрмитаж, Санкт-Петербург



Осенью 1833 года картина появилась на выставке в Милане и вызвала взрыв восторга и преклонения. Еще больший триумф ожидал Брюллова на родине. Выставленная в Эрмитаже, а затем в Академии художеств, картина стала предметом патриотической гордости. Ее восторженно приветствовал А.С. Пушкин:

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон.

Но не только в творчестве А. С. Пушкина отразилась античная трагедия. Нам так же известны стихотворения: Шиллера Ф. «Помпеи и Геркуланум» (1796 год), Э. Д. Булвер-Литтон «Последние дни Помпеи» (1834 год), Л. А. Мей «Помпеи» (1861 год), Кафтырев С.Н. «Огнедышащая гора Везувий, или Гибель Помпеи» (исторический роман, 1891 год).

Что за чудо случилось? Источников чистых просили
      Мы у тебя, земля, - что же нам шлешь из глубин?
Или есть жизнь под землей? Иль живет под лавою тайно
      Новое племя? Иль нам прошлое возвращено?
Римляне, греки, глядите: открыта снова Помпея,
      Город Геракла воскрес в древней своей красоте.
Гордо над сводом свод вздымается; портик обширный
      Залы раскрыл: сюда - их населите скорей!
Вот отворен театр: так пусть несметные толпы
      Реками хлынут в его семь исполинских ворот.
Мимы, на сцену! Пусть совершается жертва Атрида,
      Пусть Оресту вослед страшный потянется хор!
Вы, триумфальную арку пройдя, узнаете ль форум?
      Что там за мужи в креслах курульных сидят?
Ликторы, ваши секиры несите! Претору должно
      В кресло усесться и суд неумолимый творить.
Улицы чистые вширь раздались, и, вымощен камнем,
      Путь пешеходный пролег около самых домов.
Кровли вперед выдаются, навес образуя над ними,
      Комнат нарядных кольцо весь опоясало двор.
Ставни спешите открыть и дверей заваленных створки,
      Пусть в их жуткую тьму радостный луч упадет.
Глянь, как стройно вокруг стоят красивые скамьи,
      Пол, возвышаясь блестит от разноцветных камней.
Свежи еще на стене огневые, пышные краски,
      Где же художник, ужель только что кисть отложил?
Здесь наливные плоды и цветов роскошных гирлянды
      Вдоль по карнизу каймой дивный фестон протянул.
Там - младенец Амур с корзиной крадется полной,
      Здесь выжимают гурьбой гении пурпурный сок.
В пляске несется вакханка; там - нежится в полудремоте,
      И притаившийся фавн жадно глядит на нее;
Здесь она горячит кентавра и, на колене
      Стоя одном лишь, бьет тирсом его по хребту.
Отрок, что же ты медлишь? Здесь много сосудов красивых,
      Свежей воды зачерпни, дева, в этрусский кувшин.
Здесь и треножник, стоящий на сфинксах крылатых, - живее
      Уголья вздуйте, рабы, и разожгите очаг!
      Нате на рынок монету времен могучего Тита,
Вот и весы тут лежат, - видите, цел разновес.
      Вставьте зажженные свечи в чудесные эти шандалы,
Чистым маслом по край лампы наполните все.
      Что этот ларчик вмещает? Глядите, девушки, кольца
И ожерелья жених вам золотые прислал.
      Так поведите невесту в душистую баню; вот мази,
Вот румяна хранит этот граненый хрусталь.
      Где ж старики и мужи? Сокровищем великолепным
Древние хартии сплошь заполонили музей.
      Вот и стиль для письма и таблички вощеные также.
Все уцелело - земля преданно все сберегла.
      Так же пенаты на прежних местах, и все отыскались
Боги опять; почему ж строгих не видно жрецов?
      Вот золотым кадуцеем Гермес взмахнул стройнобедрый,
И над рукою его гордо победа летит.
      Тут алтари, как древле, стоят, - придите ж, придите,
Бог заждался, - поскорей жертву сожгите ему!

Фридрих Шиллер. Помпея и Геркуланум. 1796. Перевод с немецкого Давида Бродского

Набросок к "Последний день Помпеи"


Кого-то я спросил: «Бывали вы в Помпеи?»
- «Был,- говорит,- так что ж?»- «Как что?..
Да все музеи
В Европе и у нас, с конца и до конца,
Гордятся дивами и кисти и резца
Художников помпейских...»
- «Вероятно,
Но мне помпейское искусство непонятно,
Затем что я ею в Помпеи не видал,
А видел я один песчаный вал,
Да груды пепла, да такие ямы,
Что были, может, там и статуи богов,
И знаменитые седалища жрецов,
И творческой рукой воздвигнутые храмы,-
Быть может; только их Бурбоновский музей
Все выкопал до мраморных корней».
- «А что же говорят об этом ладзарони?»
- «Молчат... На берегу ждут первой ранней тони
И точат о песок заржавые ножи...»

И вот, подумал я, теперь ты мне скажи,
Художник кесарей, маститый мой Витрувий:
Зачем Помпеи ты на лаве воздвигал,
Как будто бы не помнил и не знал,
Что сердце у твоей Италии - Везувий?
Но нет, ты прав: свободная страна,
Врагам одни гробы и выдала она...

Лев Мей, 20 июня 1861 года

В современном мире тема «гибель Помпеи» волнует многих писателей. Известен детективный роман Харриса Роберта «Помпеи». Неоднократно экранизировалось произведение Э. Д. Булвера – Литтона «Последние дни Помпеи» (впервые - в 1913 году, а также сериал 1984 года, но, пожалуй, самая удачная кинолента - 1959 года), а также труды М. Е. Сергеенко «Помпеи», Е. Н. Грицак «Помпеи и Геркуланум», В. И. Кривченко «Помпеи. Геркуланум. Стабии» и др. Историю археологического открытия и восстановления Помпеев изучали Джованни Казелли «Тайны истории Помпеи. Раскопки исчезнувшего города», Т. Азаркович «Помпеи. Сгинувший город». 

Мировая слава брюлловской картины навсегда уничтожила пренебрежительное отношение к русским художникам, которое существовало даже в самой России. В глазах современников произведение Карла Брюллова было доказательством самобытности национального художественного гения.

Брюллова сравнивали с великими итальянскими мастерами. Поэты посвящали ему стихи. Его приветствовали аплодисментами на улице и в театре. Спустя год Французская Академия искусств присудила художнику за картину золотую медаль после ее участия в Парижском Салоне.

В 1834 г. картина «Последний день Помпеи» была отправлена в Петербург. Александр Иванович Тургенев говорил, что эта картина составила славу России и Италии. Е. А. Баратынский сочинил по этому случаю знаменитый афоризм: 

«Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днём!».

Николай I удостоил художника личной аудиенцией и наградил Карла лавровым венком, после этого художника называли «Карлом Великим».

Анатолий Демидов подарил картину Николаю I, который выставил её в Академии художеств как руководство для начинающих живописцев. После открытия Русского музея в 1895 году полотно переехало туда, и к нему получила доступ широкая публика.

Последний день Помпеи


Черный мрак навис над землей. Кроваво-красное зарево окрашивает небосвод у горизонта, и ослепительная вспышка молнии на мгновение разрывает тьму. Перед лицом смерти обнажается суть человеческой души.

Вот юный Плиний уговаривает мать, упавшую наземь, собрать остатки сил и попытаться спастись.

Вот сыновья несут на плечах старика отца, стремясь поскорее доставить драгоценную ношу в безопасное место.

Последний день Помпеи. Детали



Подняв руку навстречу рушащимся небесам, мужчина готов грудью защитить своих близких.

Рядом - коленопреклоненная мать с детьми. С какой невыразимой нежностью жмутся они друг к другу!

Один из набросков убегающего священника


Над ними - христианский пастырь с крестом на шее, с факелом и кадилом в руках. Со спокойным бесстрашием взирает он на пылающие небеса и рушащиеся статуи прежних богов.

Деталь окончательной версии Помпеи: эта группа персонажей заменяет убегающего священника , изображенного на наброске, и является отсылкой к классическим фигурам Энея и Анхиса



А в глубине холста ему противопоставлен языческий жрец, бегущий в страхе с жертвенником под мышкой. Такая несколько наивная аллегория провозглашает преимущества христианской религии над уходящей языческой.

Деталь картины



Мужчина, поднявший руку к небесам, старается защитить свою семью. Рядом с ним стоящая на коленях женщина-мать с детьми, которые ищут у неё защиты и помощи.
Слева на втором плане - толпа беглецов на ступенях гробницы Скавра. 

Группа фигур. Деталь наброска к кратине



В ней мы замечаем художника, спасающего самое дорогое - ящик с кистями и красками. Это - автопортрет Карла Брюллова.

Последний день Помпеи. Деталь



Но в его глазах не столько ужас перед смертью, сколько пристальное внимание художника, обостренное ужасным зрелищем. Кажется, он замедлил шаги и старается запомнить развернувшуюся перед ним картину. 

Моделью девушки с кувшином послужила Ю.П. Самойлова. Её мы можем увидеть и в других образах. Это и разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой, где рядом с ней живой ребёнок - в центре полотна; и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.

Деталь. Последний день Помпеи


В правом углу юноша держит свою свою любимую, в его глазах отчаяние и безысходность.

Центральными персонажами на полотне многие искусствоведы считают испуганного ребенка, лежащего возле мертвой матери. Здесь мы видим горе, отчаяние, надежду, гибель старого мира, и возможно, зарождение нового. Это противостояние жизни и смерти.

Голова модели. Карл Брюллов, Русский музей, предположительно, этюд к «Последнему дню Помпеи»



Знатная женщина пыталась спастись на быстрой колеснице, но от кары не уйти никому, каждый должен понести наказание за свои грехи. С другой же стороны, мы видим испуганного ребенка, который вопреки всему выжил, чтобы возродить павший род. Но, какая же его дальнейшая судьба, мы конечно не знаем, и можем только надеяться на счастливый исход.

Оплакивающий ее младенец - это аллегория нового мира, символ не иссякающей силы жизни. Сколько же боли, страха и отчаяния в глазах людей.

Карл Брюллов. Дагерротипное изображение из собрания Эрмитажа


Рассмотрим полотно более детально, выделяя среди общей канвы отдельные мысли, темы и идеи художника.

Группа на ступенях гробницы. Карл Брюллов так описывал эту часть композиции в письме к своему брату Фёдору: 

«…сзади сей группы (матери с дочерьми) виден теснящийся групп на лестнице, ведущей в Sepulcro Scauro, накрывая головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея)» 

В толпе, находящейся на ступенях гробницы Скавра, происходит встречное движение. Те помпеяне, которые пытались спастись под крышей усыпальницы, пытаются выбраться обратно, испуганные видом того, как рушатся от ударов стихии здания на противоположной стороне улицы. Навстречу им движутся обезумевшие от страха люди, которые, наоборот, пытаются найти спасение внутри гробницы. На верхней площадке - там, где эти встречные потоки должны столкнуться друг с другом, — находится «плотная фигура согбенного корыстолюбца, подбирающего со ступеней золото». Даже в такой страшный час его главной целью является нажива, но его фигура - единственная во всей картине, которая олицетворяет собой низменность побуждений.

Ступени гробницы. Деталь


Жрец. Карл Брюллов так описывал образ жреца: 
«По правую сторону упавшей женщины — жрец, схвативши жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении…
В ранних эскизах Брюллов располагал фигуру жреца то на ступенях лестницы слева, то на углу улицы в правой стороне композиции. В более поздних эскизах изображение жреца было отодвинуто художником на второй план. Тем самым его фигура потеряла ту главную роль, которую она играла в ранних вариантах композиции.

Священник. Деталь картины


Плиний с матерью. Группа Плиния с матерью была введена художником под впечатлением свидетельств очевидца извержения Везувия - Плиния Младшего, который описал происходившие события в письме к историку Тациту. Несмотря на то, что Плиний находился в Мизенах, расположенных в нескольких десятках километров от Помпей, для усиления драматического эффекта Брюллов позволил себе отступить от точности исторических фактов. 


Плиний с матерью. Деталь картины


Описывая эту группу в письме к своему брату Фёдору, художник писал: 
«…я ввожу случай, происшедший с самим Плинием: мать его, обременённая летами, не будучи в состоянии бежать, упрашивает сына своего спастись, сын же употребляет просьбу и силу всю, чтобы влечь её с собой. Происшествие сие, рассказанное самим Плинием в письме к Тациту, случилось в Capo di Miseno, но художник, помещающий на саженной холстине Помпею и Везувий, отстоящий на пять миль от оного, может перетащить и из-за 80 миль пример детской и материнской любви, так кстати тут своею противоположностью прочим группам»
Автопортрет, 1833, Карл Брюллов



Художник же, смело подняв глаза, смотрит на небесный огонь
«…в роковую минуту он не оставил того, что для него всего дороже, — ящик с кистями и красками». 
Художник и молодая женщина с кувшином на голове относятся к наиболее поздним фигурам, введённым Брюлловым в композицию. Искусствовед Ольга Лясковская высказывала предположение, что моделью для девушки с кувшином могла послужить известная натурщица Виттория Кальдони, впоследствии ставшая женой художника Григория Лапченко. В то же время Галина Леонтьева полагает, что в образе девушки с кувшином видны черты Юлии Самойловой.
Возможно, это изображение объединяет черты обеих женщин.

Художник. Детали картины


Новобрачные. Группа жениха с безжизненной невестой на руках относится к наиболее поздним фигурам, введённым Брюлловым в композицию. Она показывает, что бывают в жизни моменты, когда «горе оказывается сильнее страха смерти»: не замечая грохота и молний, не слыша криков других людей, отрешившись от движений толпы, молодой жених неотрывно смотрит в покрывшееся мертвенной белизной лицо своей погибшей невесты, цветы в свадебном венке которой ещё не успели завять.

Всадник. Новобрачные

 
Центральная группа. Упавшая с колесницы молодая женщина с ребёнком - самая центральная группа в окончательной версии полотна. Распростертая фигура убитой молодой женщины словно символизирует гибнущий античный мир. Сам художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору, написанном в марте 1828 года: 
«…в середине картины - упавшая женщина, лишённая чувств; младенец на груди её, не поддерживаемый более рукою матери, ухватившись за её одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти; сзади сей женщины лежит сломленное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина». 

По некоторым данным, при написании лежащей женщины Брюллов также использовал образ графини Юлии Самойловой.

Центральный сюжет картины


Мать с двумя дочерьми. Брюллов писал:
«По правую сторону помещаю группу матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии были найдены в таком положении." 
Художник все взял с натуры, все, как было, лишь оживил мать с двумя дочерьми и многих, возвратив им красоту и жизнь за миг, как пепел и лава накроет их. Перед нами не "ужасное зрелище", оно ужасно для нас, поскольку мы видим гибель прекрасного мира, перед нами красота древнего мира, те же статуи богинь, низринутых наземь, но еще не разбитых, и женщины, упавшие без дыхания, но столь еще прекрасные...

Жрец. Мать с двумя дочерьми


Внешность матери напоминает зрителю графиню Юлию Самойлову, образ которой, как было не раз сказано выше сказано, вдохновлял Брюллова при написании ряда женских фигур. В ранних вариантах композиции мать, поднявшая руку к небу, и её дочери находились на заднем плане и были показаны со спины. Осознав, что эта группа может сыграть значительную роль для раскрытия замысла, в дальнейшем художник перенёс её на первый план, внеся изменения в жесты и позы матери и её дочерей.
 
Всадник на вздыбленном коне, изображённый в правой части полотна, — одна из наиболее поздних фигур, введённых Брюлловым По-видимому, эта группа была добавлена художником для уравновешивания композиции среднего плана. В резко вскинутой вверх руке всадника читается «необузданность чувств и страстей». Тем самым - даже в бо́льшей степени, чем другие действующие лица, — он находится во внутреннем единстве с разбушевавшейся стихией.
В центре композиции, над разбившейся женщиной, видна опрокинувшаяся колесница, с которой она упала. Не отпустившего поводьев возницу с большой скоростью влекут по каменной мостовой обезумевшие лошади.

Автопортрет, 1836 год, Карл Брюллов



К огромному сожалению, никто не смог выжить во время извержения так как люди считали, что первые признаки извержения не опасны, и они не покинули свои дома.

Раскапывая погребённый город, археологи смогли найти людей в таком же положении, как они и застыли две тысячи лет назад, и большое количество предметов быта. Поскольку город погиб внезапно, сохранилась вся обстановка торговых лавок, жилых домов, кабачков и общественных зданий. Поэтому Помпеи – важнейший источник сведений о быте и культуре Римской империи I в. н. э.

Сегодня археологи раскопали только половину города, хотя исследования ведутся уже почти три столетия. Скорее всего, мы многого не знаем о Помпеях, и учёным ещё предстоит разгадать новые загадки драмы помпейцев, некогда живших в этом городе-призраке.

Мозаики Помпеи


Почему же в историю вписали название этой трагедии именно как «Гибель Помпеи»? Ведь кроме Помпеи погибли и другие города. Существует несколько версий:

  • Помпеи были более известны среди других погребенных городов. Поэтому исчезновение других городов было менее заметнее.
  • На плечи Помпеи свалилось больше бед, чем на Геркуланум, Стабию и Октавианум.
Везувий

Везувий сегодня ведёт себя тихо и спокойно. На его вершину очень легко попасть, преодолев большую часть пути из Геркуланума на автобусах. Там находится вулканологическая обсерватория, построенная в 1841 - 1845 годы по распоряжению Фердинанда II. Действующий «вулкан – убийца» до сих пор угрожает жителям своей страны. Кажется, что он спит, но на самом деле дымок говорит о том, что он уснул не надолго, и в любой момент может произойти новое извержение.

Жестокая судьба городов древней Италии, сохраненная потомкам на пепелище Помпеи, не оставляет никого равнодушным по сей день. Несмотря на все те мерзости, что постарались сохранить и преувеличить жестокосердные археологи, чьи деяния делают их сродни истребителю - безжалостному огню и лаве вулкана. У каждого, кто смотрит на прекрасные, чистые, открытые лица древних, на ту роскошь, которая окружала их быт, на великолепные произведения искусства, дошедшие до наших дней, возникает светлое, но печальное чувство. Затянулись живой пленкой раны, понесенные цивилизацией с потерей одного из её райских уголков. Но всё еще не забыты и не выучены уроки. Уроки Помпеи, Геркуланума, Стабии и Октавианума. Не усвоены их тяжкие уроки и потому, что не столь ясна подоплека происшедшего, его глубинная суть и тяжесть последствий. И потому, как и живописец своей картиной, данной заметкой мы вносим свой вклад в возведение памятного монумента островку древней античности, с которой так причудливо переплелись судьбы наших соотечественников. Царственная доля Юлии Самойловой как нельзя более, чем великолепно оттеняет историю гибели античности, мастерски рассказанную потомкам гениальным Карлом, Карлом Брюлловым.

***

#блог_искусство_и_художественная_культура

Блог "Искусство и художественная культура" * Blog "Art and Artistic Culture"

#Брюллов, #Помпеи, #Римская-империя, #античность, #скавронская, #жанр, #исторический-жанр, #Италия, #Везувий, #скульптура, #музей, #Неаполь, #катастрофа,  

Комментарии