#23 Монументальное искусство


Монументальное искусство - от лат. "монументум" - "памятник",  "воспоминание", "память". Такое искусство вместе с архитектурой участвует в организации постоянной среды,  которую люди создают для своей жизни. Поэтому произведение монументального искусства соотносится с общим ансамблем, но всегда возможно и выделить его из окружения.

К монументальному искусству относятся скульптурные монументы и памятники историческим событиям и лицам, мемориальные ансамбли, посвященные эпохальным явлениям в жизни народа (например, победе в Великой Отечественной войне), скульптурные и живописные изображения, включенные в интерьер или экстерьер архитектурного сооружения. В отличие от станкового искусства (живописных картин, камерной скульптуры) произведения монументального искусства предназначены не для музеев выставок и частных жилищ, а воздвигаются на площадях, улицах, в парках, входят органической частью в большие общественные здания.


Синтез с архитектурой накладывает отпечаток на содержание и форму монументального искусства. Для него типичны эпохальные или глобальные образы, возвышенный строй чувств, гражданский пафос, героика и символика. Включенность в архитектуру обусловливает большие размеры изображения, особенности его конфигурации и членений.



Понятию монументального искусства родственно понятие декоративного искусства. В последнем на первый план выступает задача украшения архитектуры или подчеркивания ее функционально-конструктивных особенностей. В отличие от декоративного монументальное искусство не только украшает, но и несет относительно самостоятельные образы большого идейно-познавательного значения.

Семантика словам "монументальный":
  • Свойственный монументу,  производящий впечатление своими пропорциями и величием.
  • Основательный, глубокий по содержанию,  возвышенный.

Существует несколько типов монументального зодчества:
  • Памятник. Обычно это скульптура одного или нескольких людей, стоящих неподвижно или замерших в какой-либо позе. Производятся из камня, гранита, мрамора.
  • Монумент увековечивает в камне какое-либо событие истории, например Отечественную войну, или великую личность.
  • Стела. Данный тип зодчества представляет собой плиту из камня, гранита или мрамора, стоящую вертикально и имеющую какую-либо надпись или рисунок.
  • Обелиск. Это столб, состоящий из четырех заостряющихся кверху граней.

Жанры монументального искусства определяются ролью и местом того или иного произведения в архитектурном ансамбле (скульптура на фасаде или в интерьере здания, роспись на стене или на потолке и т. д.), а также материалом и техникой, в которых оно выполнено (фреска, мозаика, витраж, сграффито и т. п.), т. е. теми факторами, которые делают это произведение предметной реальностью, частью окружающей среды.

Монументальное искусство (лат. monumentum, от moneo — напоминаю) — одно из пластических пространственных изобразительных и неизобразительных искусств; данный род их включает произведения большого формата, создаваемые в согласовании с архитектурной или естественной природной средой, композиционным единением и взаимодействием с которыми они сами приобретают идейно-образную завершённость, и сообщают таковую же окружению.

Искусство монументальное - это не вид искусства, а род, «семейство», включающее архитектурные сооружения, скульптурные монументы, стенную роспись, мозаику, витражи и др. Объединяющим началом выступает участие в создании монументального образа, выражающего и пропагандирующего господствующие идеи своего времени, своей эпохи.

Архитектурные сооружения монументального искусства — это церковные храмы, дворцы, мемориальные ансамбли (например, на Поклонной горе). Их отличает особый возвышенный характер. Они рассчитаны на важные культовые или светские церемонии и ритуалы, настраивающие людей на единообразные реакции и единодушие. Архитектурные сооружения и ансамбли художественно организуют пространство для человеческой жизнедеятельности. Произведения монументального искусства создаются мастерами разных творческих профессий и в разных техниках.
Следует различать понятия «монументальное искусство» и «монументальность в искусстве». Монументальность — это масштабность, значительность, величественность, образов, имеющих большое идейное содержание. Она родственна эстетической категории возвышенного и может проявляться не только в монументальном искусстве, но и в других разновидностях изобразительного искусства, равно как и в произведениях других искусств (литературы, музыки, театра и т. д.). В свою очередь произведения монументального искусства в некоторых случаях могут не обладать качеством монументальности, а иметь лирический или жанрово-бытовой характер.

Монументальностью искусствознание, эстетика и философия вообще именуют то свойство художественного образа, которое по своим характеристикам родственно категории «возвышенное». Словарь Владимира Даля даёт такое определение слову монументальный — «славный, знаменитый, пребывающий в виде памятника».


«Биография» монументального искусства восходит к человеческим творениям эпохи каменного века. Изобразительное искусство этого типа уходит корнями в древние времена. Уже тогда создавались великолепные рисунки на стенах пещер, изображающие процесс охоты, древние ритуалы и др. Археологи находят уже в этот период такие виды синкретической деятельности первобытного человека, которые сочетают в себе материальные и духовно-магические аспекты.

Продукты этой деятельности можно вполне определенно назвать древнейшими монументами человеческой культуры. Это и наскальные росписи Альтамиры и Ласко, таинственные и до конца не разгаданные камни Стоунхенджа, каменные бабы южно-русских степей и Сибири, вертикально врытые в землю высокие камни (до 20м.), имеющие культовое значение (так называемые «менгиры» в Бретани и других районах).


Каменная могила,  Мелитополь

Монументальное искусство получило широкое развитие в Древнем Египте и в Древней Греции, позднее в византийском (мозаика Равенны) и древнерусском искусстве (фрески Киева, Новгорода, Владимира, Москвы).

Церковь св. Бориса и Глеба в селе Кидекше. 1152 год

Подлинный расцвет монументального искусства наступил в эпоху Возрождения (росписи Микеланджело в Сикстинской капелле, фрески Рафаэля в Ватиканском дворце, настенная живопись Веронезе, скульптурные монументы Донателло, Верроккьо и многих других). 


Сикстинская капелла


Синтез пластических искусств, включающий монументальное искусство, характерен для стилей барокко, рококо, классицизма. В условиях капиталистического общества, особенно во второй половине XIX века, монументальное искусство переживает кризис, связанный с утратой больших общественных идеалов, с упадком и художественным измельчанием архитектуры.

Расцветы монументального искусства совпадают, как правило, с эпохами, когда высоко развито коллективное сознание и недостаточно индивидуальное. Не случайно все древние культуры и культура Средневековья тяготели преимущественно к монументальному. Новое время развивается главным образом под знаком станкового, камерного искусства.

Монументальное искусство барокко тесно связано с монархией, аристократией и церковью. Оно призвано прославлять их могущество, возбуждать религиозные чувства, оно отразило также и прогрессивные представления эпохи о драматической неустойчивости мира и его непрерывном развитии (скульптурное и живописное убранство дворцов и церквей середины XVIII веке в Италии, монументальная скульптура Л. Бернини и др.). Подъём национального самосознания, воздействие идей французских и русских просветителей отразились в проникнутых патриотическим пафосом и гуманизмом, величественных по простоте и ясности замысла и языка художественных форм памятниках.

«Похищение Прозерпины», Бернини, 1621 – 1622 годы, высота 295 см







Галерея Боргезе (итал. Galleria Borghese) 
- собрание живописи и скульптуры семейства Боргезе,
 выставленное в здании «Казино Нобиле», 
которое находится в парке Вилла Боргезе



Монументальное искусство русского классицизма 2-й половины 18 в. - 1-й трети 19 в. (работы скульпторов Ф. Ф. Щедрина, И. П. Мартоса, В. И. Демута-Малиновского и др.).


Мартос Иван Петрович (1752-1835). Архитектор Мельников Абрам Иванович (1784-1854). Памятник гражданину Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. 1804 - 1818. Латунь, грани; скульптура - литье; постамент - полировка. Высота скульптуры - 470; постамент - 501х346х450. Красная площадь, Москва 





Сложными, противоречивыми путями развивается монументальное искусство конца 19 - начала 20 вв. С постройками стиля «модерн» органически связаны произведения монументальной живописи (М. А. Врубель, Ф. Хедлер, М. Дени и др.). 

В начале 20 в. вновь появляется архитектонически продуманная монументальная скульптура (А. Майоль, Э. А. Бурдель). В целом Монументальное искусство в 20 в. претерпевает глубокие изменения. В его произведениях отразились противоречия эпохи упадка буржуазной цивилизации, мощных революционных потрясений, утверждения нового, социалистического общественного порядка. 

Пути чисто формального экспериментирования и усиления эстетического субъективизма, ведущие к отрыву искусства от действительности, оказались малопригодными для развития монументального искусства, а бурный прогресс техники и процесс дегуманизации искусства в капиталистических странах породили тенденцию его растворения в индустриализованном материально-предметном окружении (вплоть до вытеснения монументального искусства из сферы общественного бытия). 




В то же время борьба с фашизмом, империализмом, колониальным гнётом, социальные и национально-освободительные движения способствовали возрождению монументального искусства, придали ему страстность и убедительность. Для произведений художников-монументалистов 20 в. характерны острая публицистическая направленность, личностно-эмоциональный подход к раскрытию темы, часто перерастающий в классовую оценку изображаемого события (произведения мексиканских монументалистов, росписи зданий коммунистических муниципалитетов в городах Италии и Франции).



Эмиль Антуан Бурдель

Антуан Bourdelle, 1910-12, Apollon и са Méditation entourée дез 9 Muses (помышление Аполлона и девяти муз), барельеф, Театр Елисейских полей, Париж
21 апреля 2013

Богата история советского монументального искусства. На заре Советской власти был принят Ленинский план монументальной пропаганды. Больших успехов монументальное искусство достигло в 1930-е гг. (социалистическое преобразование городов, сооружения большого общественного значения, художественное оформление станций метрополитена, каналов, выставок и т. п.). Выдающийся вклад в его развитие внесли скульпторы И. Шадр, В. Мухина, Н. Томский, С. Меркуров, живописцы А. Дейнека, Е. Лансере и др.


Памятник М. Горькому работы И. Шадра и В. Мухиной. 1951. Бронза, гранит. Скульпторы И. Д. Шадр, В. И. Мухина, Н. Г. Зеленская и З. Г. Иванова, архитектор З. М. Розенфельд.



В послевоенный период новой формой монументального искусства явились мемориальные ансамбли, посвященные героике Великой Отечественной войны (наиболее значительные из них созданы скульпторами Е. Вучетичем в Волгограде, А. Кибальниковым в Бресте, М. Аникушиным в Ленинграде, В. Цигалем в Новороссийске и др.).


Воин-освободитель - монумент в берлинском Трептов-парке. Скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский. Открыт 8 мая 1949 года. Высота - 12 метров





В развитом обществе монументальное искусство становится неотъемлемым компонентом формирования эстетического облика сел, поселков, городов. Выдающиеся произведения монументального искусства созданы скульпторами Л. Кербелем, В. Бородаем, Г. Иокубонисом, живописцами А. Мыльниковым, И. Богдеско, В. Замковым, О. Филатчевым и др.

Памятник В.И. Ленину. Скульптор: Л.Е. Кербель. Архитекторы: В.Н. Датюк, В.А. Суриков. 17.05.1970 года


На рубеже XX века, когда сама архитектура превратилась в оформительскую (например, в стиле «модерн»), и находилась в состоянии упадка, монументальное искусство сошло на нет. Попытки реставрировать монументальное искусство в XX и XXI века в его прежней форме обречены на неудачу. Перспективы, которые здесь открываются, могут быть связаны с новейшими стилями в архитектуре.
Монументально-декоративная живопись подразделяется на несколько типов:
Фреска. Данное изображение создается на сырой штукатурке несколькими типами красок, которые получились из пигмента в виде порошка. При высыхании такой краски образуется пленка, защищающая работу от внешнего воздействия.



Христос с милосердием и Правосудием
Ста́нцы Рафаэля
в Папском дворце Ватикана
Станца Пожара

Мозаика. Рисунок выкладывается на поверхности маленькими стеклышками или разноцветными камнями.


Богоматерь Владимирская
Римская мозаика: авантюрин, тигровый глаз, сердолик, кварц, кварцит, яшма, нефрит, лепидолит, мрамор, золото( смальта). 89 х 65 см.



Темпера. Произведения этого типа выполнены красками из пигмента растительного происхождения, разведенного в яйце или масле. Как и фреска, наносится на невысохшую штукатурку.


Nogues Casas, Xavier,
Часть росписи оформления подвала в Galeries Laietanes, 1915, 
83 cm x 70 cm, Штукатурка, темпера
Национальный музей искусства Каталонии | Museu Nacional d’Art de Catalunya

Витраж. Схож с мозаикой, так же выкладывается из кусочков разноцветного стекла. Разница в том, что кусочки соединяются между собой спайками, а готовое произведение помещают в оконный проем.



Станция «Речной вокзал». Новосибирский метрополитен. 
Ленинская линия. Открыта 28 декабря 1985 года. 

Проект станции выполнен специалистами института «Новосибметропроект». Главный архитектор: Питерский В. В. Архитекторы: Квятковский А.В., Козляев В.Г., Моржаков С.В. Художник: Сокол В.П. «Речной вокзал» — единственная в России крытая наземно-подземная станция. Станция с центральным расположением путей, колонного типа. Потолок облицован алюминиевым профилем. Архитектурное решение символизирует простор и красоту великой сибирской реки Обь, а цветные витражи - неповторимый облик сибирских городов.




Наиболее известные произведения монументальной живописи – фрески Феофана Грека, например двусторонняя икона «Богоматерь Донская», на другой стороне которой изображено «Успение Богородицы».


Фрески Феофана Грека в Троицкой камере
церкви Спаса Преображения на Ильине,  
Великий Новгород, XIV век

Также к шедеврам искусства можно отнести «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля Санти, «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи и другие картины.

Комментарии