#31 Илья Репин: тайна портрета старухи…


История художника и его работы, с которыми вы познакомитесь, прочитав небольшую заметку блога "Искусство и художественная культура", словно вышла со страниц сценария современного мистического сериала о художниках. Такого, например, как "Купель дьявола" 2018 года. Любой, кто слышал имя "Илья Репин" непременно получает всплывающий в памяти традиционный набор: "передвижник, реализм, революционное движение, героизм, соцреализм, мастер бытовых сцен, зеркало общества, общечеловеческие вопросы, социальная критика, правда жизни". Великолепная характеристика матёрого материалиста. Но в этой публикации вы узнаете мастера с совершенно неожиданной стороны...

Согласившись нарисовать портрет одинокой пожилой женщины, великий художник и подумать не мог, что это станет главной мистификацией в его жизни…

Портрет Ильи Репина



Будущий художник родился в семье потомственных торговцев лошадьми - людей весьма состоятельных, а потому родители, Ефим Васильевич и Татьяна Степановна, смогли дать сыну престижное образование. Уже к 10 годам он знал наизусть многие произведения Пушкина, грамотно писал, владел арифметикой и мог процитировать любую главу из Закона Божьего. Правда, родители полагали, что Илья продолжит их путь, займется лошадьми, но… Однажды двоюродный брат Ильи, Трофим Чаплыгин, принес в дом Репиных акварельные краски. Как вспоминал впоследствии сам художник, его жизнь изменилась в тот самый момент: 

«С тех пор как Трофим принес мне краски, я так впился в красочки, прильнув к столу, что меня едва отрывали для обеда и срамили, что я совсем сделался мокрый, как мышь, от усердия и одурел со своими красочками за эти дни…». 

Будущее было предопределено: как только юному художнику исполнилось 11 лет, его отдали в школу топографов - это единственная специальность, так или иначе связанная с рисованием (художники, рисующие карты местности, были востребованы). Но… Доучиться там Илье было не суждено.

Татьяна Репина, мать художника, 1867, Илья Репин



Как позднее он писал в воспоминаниях, однажды во сне ему привиделись маленькие ангелы с золотистыми крылышками, которые пропищали ему тонкими голосками о том, что не ту профессию он избрал по жизни, но еще не поздно все изменить… «Твое предназначение быть художником божьим», - пропищали ангелы, и Илья проснулся с твердым намерением оставить школу и… найти того, кто бы обучил его писанию икон. Сон он расценил как знак того, что ему суждено стать иконописцем.

Двойной портрет Натальи Нордманн и Ильи-Репина, 1903, Илья Репин



Репин по своей воле уходит из школы, из-за чего у него случается нешуточный скандал с родителями. Но самое удивительное происходит через две недели после оставления им учебного заведения. Школа лишается финансирования государства, и ее закрывают за ненадобностью - власти решили, что обучили достаточно топографов на тот момент.
«Гнев родителей сменился на милость, - вспоминал Репин. — Мама, которая называла меня лентяем за то, что я не захотел продолжать учиться на топографа, стала говорить, что во мне есть природная чуйка - иначе как я мог почувствовать, что школа скоро закроется…»
В поисках учителя-иконописца Илья обошел несколько храмов, пока однажды в одном из них ему не улыбнулась удача. Прямо на дверях он прочел объявление о том, что Ивану Михайловичу Бунакову, весьма известному в городе живописцу и портретисту, нужен подмастерье. Придя к нему в мастерскую, Илья понял, почему объявление было вывешено в храме: Бунаков, оказывается, получил большой заказ на написание икон, и ему нужен был человек, который сможет рисовать именно лики святых.

Илья Репин. Автопортрет



Так Репин приобрел не только учителя, который раскроет ему все секреты мастерства, но и прекрасную работу с приличной зарплатой. Но главное - работа ему нравилась, он получал наслаждение от нее и мог день и ночь напролет, забыв об обеде, отдыхе и сне, писать иконы, пока кисть не оставит на полотне последний мазок. Причем, как говорили, во многих работах ученик превзошел учителя - и уже вскоре покупатели за рисунки Репина стали платить больше, чем за иконы самого Бунакова, а весть о талантливом ученике распространилась далеко за пределы небольшого городка Чугуева… Юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были живописцы и позолотчики. А один из них предложил юноше выгодный контракт: ему обещали платить 25 рублей в месяц (при средней зарплате в те времена в 10 рублей) за работу в кочевой иконописной артели, которая по мере выполнения заказов перемещается из города в город. Так в 16 лет юный Репин впервые покинул родительский дом.

Корней Чуковский (слева) в мастерской Ильи Репина, ноябрь 1910 года. Репин читает сообщение о смерти Толстого. На стене виден незаконченный портрет Чуковского. Фотограф Карл Булла.



В 1863 году артельщики работали в городе Острогожске Воронежской губернии - расписывали храм. В один из дней к мастерам приковыляла пожилая женщина, представившаяся Авдотьей Федоровной. Она сказала, что всю жизнь жила одиноко и чувствует, что вот-вот отдаст богу душу, а у нее нет ни детей, ни родственников, и спустя годы о ней никто даже и не вспомнит.

«Вот все, что скопила за жизнь, - старуха развернула платок, в который были завернуты монеты. - Хватит на то, чтобы меня нарисовать? Хочу на себя со стороны взглянуть и оставить о себе память…»

 

Илья Репин и Лев Толстой



Работать за те копейки, что предлагала бабушка, никто не согласился. Кроме… Репина. Вечером после работы он пошел в ее дом и за ночь нарисовал портрет. Уже под утро старуха, провожая его, погладила по спине, сказав фразу, которую он запомнит на всю жизнь: 

«Ты станешь великим художником, твое имя будут знать все поколения. Я даю тебе свое благословение»…

 

Портрет старухи. 1654. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Рембрандт ван Рейн


Ее слова юного художника лишь потешили -всерьез он их не воспринял. Тем не менее стать известным он мечтал, но одних только икон ему было уже мало. Заработав достаточно денег, он отправился в Петербург - учиться в Академии художеств, где провел 8 лет жизни. За это время он написал картины, которые его прославили, некоторые принесли награды и были куплены частными коллекционерами. Особенно пользовались успехом евангельские сюжеты, воссозданные им на полотнах, и портреты богатых людей, за которых студентов академии ругали, но те продолжали тайно писать их на заказ.


Портрет старушки. 1871-1873. Копия с оригинала Рембрандта, находящегося в Государственном Эрмитаже



Карьера художника складывалась на удивление удачно. Уже вскоре заказы на работы он стал получать со всей страны, на его полотнах оживали великие люди того времени (достаточно вспомнить вошедшие в историю портреты Тургенева, Мусоргского и Льва Толстого), он набрал учеников и даже стал ездить по городам, читая лекции и обучая рисованию детей.

В мастерской Репина. Вечер рисования, 1882, Илья Репин



Однажды Репин был проездом в Воронеже и вдруг вспомнил про ту самую старуху из Острогожска и решил заехать узнать - жива ли она, ведь прошло немало лет.

«Интересна мне была и судьба портрета, - вспоминал Илья Ефимович. — Ведь теперь его можно продать в коллекцию Третьякова и на эти деньги выстроить большой дом за место старой лачуги…» 

 

Мастерская Ильи Репина

 

Ее дома он не нашел - только поросший бурьяном пустырь. Поинтересовался судьбой старухи у местных жителей и ахнул: все они говорили, что бабка Авдотья на самом деле жила в тех местах, вот только отдала богу душу она еще в 1801 году и даже при всем желании не могла пригласить спустя 62 года после своей смерти к себе художника… Более того, она была колдуньей, которую все побаивались, а потому дом после ее смерти спалили, а на его месте никто не отважился строиться - поэтому место и заброшено десятки лет…


Портрет А. Бочаровой, тети художника, 1859 год, Илья Репин



В последние годы жизни в Финляндии (Куоккала, где жил Репин, оказалась отрезанной от России, а возвращаться на родину он не захотел) он не раз вспоминал ту самую старуху, называя случившееся «главной мистификацией в своей жизни».


Автопортрет, 1887 год, Илья Репин



Сегодня о портрете старухи ходят легенды - говорят, он обладает мистической силой и его мечтают заполучить все маги, а он кочует из одной коллекцию в другую. Но искусствоведы убеждены, что нет ни одного современника, видевшего этот портрет. Между тем на черном рынке произведений искусств за него - если он обнаружится - коллекционеры готовы заплатить 100 млн долларов…

Итак, что осталось в вашем воображении от устоявшегося образа певца социальной революции, вооруженного кистью и палитрой? Если все-таки осталось, то вот вам несколько идей для размышления. И первая из них -

Карта таро Верховная Жрица

вот эта замечательная карта из загадочной колоды карт таро. Это вторая карта колоды, называемая в русском прочтении "Верховною жрицей".  Более соответствующим сути образа переводом является наименование "Папесса" - епископ Рима или папа Римский. Женского пола. Существующий категорический запрет рукоположения женщин в священники способствует тому, что у католиков этот образ вызывает по меньшей мере когнитивный диссонанс. Этот образ в западном мире имеет имя - Иоанна, она же Агнесса, Маргарита, Гилберта или Жанна. Так звали таинственную женщину, дерзнувшую, согласно народной легенде, занять престол первосвященника Рима в 855 - 858 годах нашей эры. Переодеваясь в мужское платье, она брала себе псевдоним Иоанн Англикус. В таком виде она пробралась даже на Афон. В реальности в неумеренном влиянии на римский престол замечены жена римского консула Феодора и ее дочь Марозия, запомнившиеся как яркие фигуры периода порнократии в управлении римской церкви. В те времена, в средневековье женщина рассматривалась как неполноценное, нечистое, несовершенное создание. Женщина-папа противоречит сложившимся фундаментальным религиозным представлениям о роли представительниц слабого пола в социальной иерархии. Образ женщины-священника относит к платоническому культу прекрасной дамы, сложившемуся после первого крестового похода в те времена, когда все женщины, кроме Девы Марии и кающейся грешницы Марии Магдалины были в общественном представлении нечисты и считались сладким злом, адским искушением для мужчины. Прекрасной дамой часто становилась недосягаемая для рыцаря-вассала хозяйка замка, жена сюзерена. Мужем Папессы как Прекрасной дамы, женщины-аскета, посвятившей себя служению Божеству, являлся сам Господь, и потому её образ был вершиной культа поклонения Даме. Карта "Верховная жрица" говорит внимательному зрителю о том, что Господь сотворил мужчину и женщину равными в правах партнерами. Связанные с этой картой мистерии символизировали собой возможность полного и всеобщего раскрытия собственных способностей, власть над своей судьбой, совершенное освобождение его воли. 
Вот такая сложная семиотическая конструкция, вероятно, скрыта художником за образом старухи. Что, впрочем, не противоречит, при всей своей сакральности, общей социалистической парадигме воззрений Ильи Репина, существенной частью которых является то, что называют борьбой за права женщин. 
В качестве другой зацепки для вдумчивого исследователя выступит великолепное произведение Александра Пушкина "Пиковая дама", которое, несомненно, при прочтении или перечитывании одарит вас новыми смыслами, раскроет часть, а может и все свои секреты. Не забудьте, заодно, перечесть рассказ "Старуха Изергиль" Максима Горького. Несомненно и то, что женские образы романа "Идиот" Федора Михайловича Достоевского также направят вас по нужному руслу. 
И, конечно, вспомнив, что сам портрет старухи скопирован художником с картин Рембрандта ван Рейна, обратите внимание на галерею портретов пожилых дам в творчестве великого голландца. Часть из них приведена в начале публикации.
Подобные экскурсы в символическую подоплеку творчества могут означать для зрителя как занимательные интеллектуальные экзерцисы, так и начало, или новый поворот в личном духовном поиске. 
Так что, портрет старухи в творчестве Репина - явление неоднозначное для любителя живописи, хотя и однозначно таинственное, мистическое и сакральное. Желаем вам удачи, читатели, на пути распутывания всех узелков этого такого простого и непростого клубка образов и ментальных посланий, заключенных в небольшом живописном полотне.  

***

#блог-искусство-и-художественная-культура


Блог "Искусство и художественная культура" * Blog "Art and Artistic Culture"

#Илья-Репин, #Репин, #Академия-художеств, #искусство, #портрет, #портрет-старухи, #Рембрандт, #rembrandt, #жрица, #папесса, #Дама, #прекрасная-Дама, #блог-искусство, #художественная-культура, #книга, #тайна, #художники, #pictures, #репинские-пенаты, #передвижники, #пенаты, #третьяковская-галерея, #портрет, #духовный-поиск, #Эрмитаж, #аскетизм, #права-женщин, #загадка, #сакральное, #музей,

  





Комментарии