Слово «художник» произошло от старославянского «худог» - искусный. Истоки профессии лежат в глубокой древности. Появление первых памятников изобразительной деятельности приходится на конец среднего и поздний палеолит: это - росписи на стенах и потолках пещер, рельеф и круглая скульптура, гравированный рисунок на камне, кости, роге, вероятно, и на дереве. Рисунок выполнялся кремневым резцом, роспись наносилась кистями или прямо рукой. Первобытные художники писали минеральными красками, которые растирались на животном жире (охрой, сажей). Скульптура создавалась из мягких пород камня, рога и кости. Обычно изображались лошади, олени, быки, бизоны, носороги, львы и медведи.
Художник - деятель искусства.В картинах отражает онСобытия, природу, чувства,Связь поколений и времён.Повещенко О. Связь поколений и времён
Молодой художник в своей мастерской (1655-1660). Барент Фабриций (1624-1673). Масло на древесине дуба. Лувр |
Современный художник – живописец - это творческая многосторонне - развитая личность. В наше время художники, кроме традиционных способов живописи, активно пользуются современными техническими средствами.
Особенность профессии заключается в том, что живописец все свои замыслы воплощает на холсте красками. Однако художник не просто фотографирует действительность, он не только смотрит, но и видит, постигает внутреннюю суть явлений. Художнику свойствен свой взгляд на события, он пропускает явления, факты через свое сердце, вкладывает в них свои мысли и чувства, и окружающая его действительность преломляется в соответствии с ними. Вот почему живопись помогает нам взглянуть на привычное другими глазами. Конечно, чтобы создать произведение живописи, одного таланта недостаточно. Любая картина создается по законам художественной формы, в которую входят композиция, рисунок, пластика. Сам цвет должен быть нанесен в соответствии с законами гармонии, которые в живописи называются колоритом. Однако творческий процесс у каждого художника проходит по-своему. А чтобы он был успешным, художник должен постоянно обогащать свои впечатления. Помогают ему в этом творческие командировки, поездки по стране, встречи с людьми, общение с ними.
Риски профессии: страх финансового краха, непонимание окружающих.
Социальная значимость: если труд художников востребован, то это значит, что у людей есть всё необходимое для жизни и они могут себе позволить такое хобби — думать и рассуждать об искусстве. Другими словами, увлечение изобразительным искусством зависит от экономической ситуации в стране.
Профессия «художник - живописец» относиться к типу «Человек - Художественный образ». Данная профессия требует от личности, прежде всего, богатого воображения, способности воспринимать и различать широкий спектр цветов и их оттенков, оригинальность, находчивость, развитое пространственно-образное мышление, самостоятельность, наблюдательность как способность подмечать даже незначительные мелочи и недостатки, открытость для восприятия нового, чувство гармонии и вкуса.
Любой художник, по большому счету, это человек, который зарабатывает себе на жизнь рисованием. Хотя художественное творчество может не приносить доход (как у Ван Гога), но если это основной вид деятельности, то такую личность всё равно можно причислить к представителям данной профессии.
Подробно описывая содержание профессиональной деятельности художника - живописца можно выделить в ней следующие направления:
- художественно - творческое (по видам специализации);
- реставрационное;
- научно - исследовательское (по видам специализации);
- педагогическое;
- художественно - просветительское.
В области художественно-творческой деятельности художник – живописец наблюдает, анализирует и обобщает явления окружающей действительности и выражает их через художественные образы для последующего создания авторских художественных произведений в области изобразительного искусства (станковой, монументальной, театрально-декорационной, церковно-исторической живописи), в кино и на телевидении.
В области реставрационной деятельности художник – живописец выполняет различной сложности реставрационные и консервационные работы произведений высокой художественной и исторической ценности, а также на уникальных произведениях искусства и архитектурных объектах согласно заданию реставрационной комиссии (совета).
В области педагогической деятельности художник – живописец может осуществлять функции современного квалифицированного педагога-наставника. Он может преподавать основы изобразительного искусства и смежных с ним вспомогательных дисциплин в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, дополнительного образования, в рамках образовательных программ повышения квалификации и переподготовки.
В области научно-исследовательской деятельности художник – живописец может проводить научные исследования и методические разработки по отдельным разделам, этапам, заданиям, темам, связанным с конкретными видами профессиональной деятельности. Он может представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, методических разработок, научных статей.
В области художественно-просветительской деятельности художник – живописец способствует формированию художественно - эстетических взглядов общества через свою профессиональную, педагогическую, общественную и просветительскую деятельность.
- теорию изобразительного искусства;
- техника, виды, стили, жанры изобразительного искусства;
- история русского и зарубежного изобразительного искусства;
- теорию и историю искусств;
- цветоведение;
- законы рисунка, живописи, композиции, графики;
- принципы восприятия художественного произведения;
- исторические и современные технологические процессы при создании авторских произведений искусства и проведении исследовательских, экспертных и реставрационных работ в соответствующих видах деятельности.
Квалифицированный художник - живописец должен обладать следующими профессионально - специализированными компетенциями в области художественно-творческой деятельности:
- свободным владением техниками и технологиями изобразительного искусства в области живописи и рисунка; техниками и технологиями изобразительного искусства в области станковой, монументальной, театрально-декорационной, церковно-исторической живописи;
- способностью к созданию на высоком профессиональном уровне авторских произведений в области изобразительного искусства - станковой, монументальной, театрально-декорационной (проекта художественного решения оформления спектакля), церковно-исторической живописи;
- способностью профессионально применять художественные материалы, техники и технологии, применяемые в творческом процессе художника-живописца в области станковой, монументальной, театрально-декорационной, церковно-исторической живописи;
- способностью использовать в творческой практике знания основных произведений мировой и отечественной драматургии, особенностей развития русского и мирового театрально-декорационного искусства, знания истории театрального искусства, истории костюма, мировой культуры и быта, различных стилей театрально-декорационной живописи, знания особенностей исторического развития стилевых течений (ренессанс, классицизм, барокко, рококо, готика) в архитектуре, искусстве, театре;
- способностью демонстрировать владение техникой и технологией монументального и (или) сценического макетирования;
- способностью использовать в творческой практике знание основных принципов светового оформления спектакля;
- способностью использовать в творческой практике знание основных памятников церковной архитектуры и церковной росписи как мирового, так и национального значения, особенностей древнерусской церковной архитектуры и живописи, знание библейской истории и иконографии, истории орнамента и шрифта;
- способностью использовать на практике знание стилей монументальной росписи, принципов взаимодействия архитектурного пространства и монументальной живописи; способностью к созданию единого композиционного ансамбля в архитектурном пространстве средствами монументальной живописи;
- способностью пользоваться архивными материалами и другими источниками при изучении и копировании произведений станковой, церковно-исторической и монументальной живописи;
- способностью выполнять художественные произведения в различных видах и техниках монументального искусства (мозаика, сграффито, фреска, витраж);
- способностью использовать различные технические приемы и технологии церковно-исторической живописи и иконописи, методы выполнения монументальной росписи на различных архитектурных поверхностях, методики и технологии подготовки архитектурных поверхностей к росписи;
- способностью использовать архивные материалы и другие источники в творческом процессе художника-живописца;
- способностью формулировать изобразительно, устно или письменно свой творческий замысел, аргументировано изложить идею авторского произведения и процесс его создания;
- техникой безопасности при работе с художественными материалами, на строительных лесах, сценической площадке и в съемочных павильонах.

«Ну и дела, если бы у меня было твое зрение». Из "Пурпурного попугая", 1937 год.
Основные качества, которыми должен обладать художник - живописец:
- художественные способности (им нельзя научить, их можно только отшлифовать в процессе обучения);
- наблюдательность (способность подмечать даже незначительные мелочи и недостатки);
- тонкая интуиция (помогает художнику глубоко проникать в суть явлений);
- богатое воображение (помогает улавливать и отражать ассоциативные связи между жизненными явлениями);
- избирательность внимания (позволяет художнику выделить из множества поступающих впечатлений и сигналов именно то, что необходимо для воплощения данного замысла);
- развитое пространственное и наглядно - образное мышление (обуславливает способность видеть необычное в обычном, творчески переосмыслять действительность, без чего не состоится ни один художник);
- способность воспринимать и различать широкий спектр цветов и их оттенков;
- оригинальность, находчивость;
- самостоятельность;
- открытость для восприятия нового;
- чувство гармонии и вкуса.
Типовые условия труда живописца
Обычно художник - живописец осуществляет свою деятельность в помещении, за рабочим местом. Для выполнения основной задачи деятельности художнику профессиональное взаимодействие с людьми не требуется.
Его рабочее место должно быть оборудовано необходимыми предметами для творчества. А именно: кисти, холсты, подрамники, этюдник, палитра, карандаш, краски, мольберт. Важную роль в помещении играет освещение, которое является неотъемлемой частью живописного процесса. Существует также понятие пленэрной живописи, где художник рисует на природе и должен приспосабливаться к условиям природы (ландшафт, погода).
Основная рабочая поза тела художника – живописца вертикальная, преобладают движения рук. Поэтому после продолжительной работы у представителей данной профессии существует риск возникновения боли в спине и глазах, интоксикация организма, в процессе работы с красками и растворителями.
У художника – живописца часто ненормированный режим труда, активный рабочий ритм. Существует даже выражение «свободный художник» его применяют не только к представителям этой профессии, но ко всем тем, кто может позволить себе не придерживаться расписания, а трудиться по вдохновению, когда и как душе угодно. Трудиться можно на заказ, разыскивая клиентов и/или каналы сбыта своих произведений самостоятельно, или в различных компаниях. Свободные художники имеют возможность сдавать свои работы в различные галереи и магазины.
Медицинские противопоказания
- некорректируемое снижение остроты зрения;
- нарушение цветоразличения, бинокулярного зрения;
- аллергия на краски и растворители;
- вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;
- заболевания опорно-двигательного аппарата, расстройства координации движений, особенно нарушение движения рук. Хотя известны и случаи, когда художниками становились люди, вообще не имеющие рук. Они смогли научиться держать инструменты ртом или ногами, при этом работы получались очень талантливые.

Художественная мастерская

Базовое образование
Среднее профессиональное или высшее образование.
Пути получения профессии
Получить профессию можно в следующих образовательных организациях:
КГБПОУ «Красноярское художественное училище имени В.И. Сурикова»,
ФГБОУ ВО «Красноярский государственный художественный институт».
Области применения профессии
Художник-живописец может работать в частных студиях художественных мастерских издательствах книг, газет и журналов выставочном и рекламном бизнесе салонах моды в специальных учебных заведениях.
Область профессиональной деятельности художника - живописца включает:
- культурную и социальную среду общества;
- изобразительное искусство;
- монументально-декоративное искусство;
- театральное искусство;
- искусство кино и телевидение;
- музейную деятельность и реставрационные работы;
- архитектуру;
- культурно-просветительскую деятельность;
- систему художественного образования и художественно-эстетического воспитания.
Объектами профессиональной деятельности художника - живописца являются:
- окружающая пространственная среда (естественная, проектируемая, искусственно созданная);
- памятники архитектуры, архитектурная среда;
- авторы произведений искусств и их творчество;
- авторские произведения искусства (их создание и последующее бытование в социальной среде);
- памятники и произведения искусства и культуры, относящиеся к мировому художественно-историческому наследию и требующие профессионального изучения;
- произведения искусства и культуры, относящиеся к мировому художественно-историческому наследию, требующие профессиональной реставрации;
- социальная и культурная жизнь общества и ее влияние на художественно-творческий процесс в сфере культуры и искусства;
- обучающиеся изобразительному искусству и процесс обучения определенным видам деятельности в сфере изобразительного искусства;
- обучающиеся в системе профессионального художественного образования и художественно-эстетического воспитания;
- творческие союзы, профессиональные объединения, государственные, общественные и коммерческие организации, способствующие созданию и распространению продуктов творчества;
- процессы научного изучения искусства и художественной критики;
- музейная и издательская сферы, средства массовой информации;
- система реставрации и консервации произведений искусства;
- процессы организационно-управленческой деятельности в сфере культуры и искусства;
- процессы художественного бизнеса.
Перспективы карьерного роста
Квалификация художника получившего начальное, среднее и высшее художественное образование, повышается в течение всей творческой жизни художника. Постоянное участие художника, в многочисленных конкурсах, выставках, конференциях, фестивалях, способствует росту его квалификации.
На базе профессии художника – живописца на современном рынке труда большое внимание уделяется дизайну. Поэтому, если специалист данной профессии хочет быть востребованным, ему имеет смысл осваивать такие направления как дизайн интерьера, дизайн одежды, компьютерный дизайн и т.п.
Итак, уважаемые читатели, вы познакомились с профессиограммой замечательной творческой яркой созидательной профессией - живописец, художник. Самое время приступить к её освоению как самостоятельно - с помощью в том числе и материалов блога "Искусство и художественная культура", так и в стенах специализированных учебных заведений.
Терпение и учение делают людей великими, а великие люди — будущее нашей Родины.Бенито Хуарес (1806–1872)
Бог создал мир из ничего.Учись, художник, у него,- И если твой талант крупица,Соделай с нею чудеса,Взрасти безмерные лесаИ сам, как сказочная птица,Умчись высоко в небеса,Где светит вольная зарница,Где вечный облачный прибойБежит по бездне голубой.Константин Бальмонт. Учись, художник
***
#блог_искусство_и_художественная_культура
#профессия, #художник, #школа, #art, #новокузнецк, #artist, #кемстать, #творчество, #цветы, #искусство, #счастье, #живопись, #любовь, #painting, #профессиограмма, #арт, #профессия, #картина, #fengshui, #drawing, #дизайн, #рисунок, #новшество, #illustration, #тренер, #москва, #изобразительная деятельность, #рисование, #профориентация, #artwork,
Комментарии
Отправить комментарий