В этом художнике все экзотично даже для современного искушенного любителя искусства - имя, биография, идеалы, места жительства, произведения, мысли, творчество, семейная жизнь, личная этика. В его жизни и деятельности, как в зеркале, отразилось бурлящее завершение XIX века и взрывное начало XX. Линия его жизни связала между собой холодный север Европы и тропическое Гаити, ледяную дочь Дании и знойную кудесницу джунглей. Его судьба причудливо переплелась с жизненными путями многих крупных фигур искусства XX века. Всем своим творчеством он провозглашал новый мир, новое искусство, новое время, новую мораль, новое общество. Он стал великим, потому что, все, что Гоген декларировал всем своим существованием, воплотилось в жизнь. И только вам, уважаемые читатели блога "Искусство и художественная культура", судить, что на самом деле представляет из себя жизненный путь и творчество знаменитого постимпрессиониста Поля Гогена, разбираясь в представленных в заметке перипетиях его жизненного пути. Приятного и интересного чтения!
|
Голубые крыши близ Руана. 1884 |
И в жизни и в творчестве Гогена все кричаще необычно, все запутанно, противоречиво, все ярко, красочно, все пронизано духом протеста против привычных, устоявшихся норм, против гладкого, безмятежного существования. Жизнь Гогена, полная превратностей, доказала, что он глубоко верил во все то, что проповедовал. А потому каждое событие в его жизни, каждое слово, сказанное художником по тому или иному поводу, приобретает особый смысл.
Поль Гоген был одним из четырех величайших мастеров постимпресионизма. Наряду с Полем Сезанном, Винсентом Ван Гогом и Анри Тулуз-Лотреком он воспринял уроки импрессионизма, а потом взорвал этот стиль изнутри, создав свой неповторимый художественный язык.
Несомненная одаренность, мощный творческий темперамент, независимость суждений и властный характер - все определяло в Гогене лидера.
При этом жизнь Гогена - это бегство. Маниакальное бегство от цивилизации.
|
Отверженные. Автопортрет с профилем Бернара, посвященный Винсенту Ван Гогу (Отверженные), 1888 год |
Эжен Анри Поль Гоген (фр. Eugene Henri Paul Gauguin) - французский живописец, скульптор-керамист и график. Наряду с Сезанном и Ван Гогом был крупнейшим представителем постимпрессионизма. В начале 1870-х годов начал заниматься живописью как любитель. Ранний период творчества связан с импрессионизмом. С 1880 года участвовал в выставках импрессионистов. С 1883 года профессиональный художник. Работы Гогена не находили спроса, художник был беден. Живописец порой писал на мешках и даже есть картины без грунта.
Творчество Гогена весьма близко к искусству европейского символизма и модерна.
|
Поль Гоген, 1891 год |
Поль Гоген родился в Париже 7 июня 1848 года. Его отец, Кловис Гоген (1814—1849), был журналистом в отделе политической хроники журнала Тьера и Армана Мара «Насьональ», одержимым радикальными республиканскими идеями; мать, Алина Мария (1825 - 1867), была родом из Перу, из богатой семьи. Её матерью была известная Флора Тристан (1803 - 1844), разделявшая идеи утопического социализма и опубликовавшая в 1838 году автобиографическую книгу «Скитания парии».
В 1849 году, после неудавшегося антимонархического переворота, Кловис, не чувствуя себя в безопасности на родине, решил покинуть Францию. Вместе с семьей он погрузился на судно, идущее в Перу, где намеревался осесть в семье своей жены Алины и открыть собственный журнал. Этим планам не суждено было сбыться. По пути в Южную Америку Кловис умер от сердечного приступа.
|
Поль Гоген, 1890 год |
Таким образом, до семилетнего возраста Поль жил в Перу и воспитывался в семье матери.
Впечатления детства, экзотическая природа, яркие национальные костюмы, беззаботная жизнь в поместье дяди в Лиме остались в его памяти на всю жизнь, сказавшись в неуемной жажде путешествий, в тяге к тропикам.
|
Поль Гоген (в центре) с дочерью Алиной (справа) и сыном Эмилем в 1891 году, прямо перед отъездом художника из Европы на Таити. Фото: Getty Images |
В 1855 году, когда Полю было 7 лет, он с матерью возвращается во Францию и селится в Орлеане со своим дедом. Гоген быстро выучивается французскому языку и начинает преуспевать в образовании.
В 1865 году, в 17 лет, Поль Гоген захотел стать моряком. Он поступал в мореходную школу, но не прошел. В результате он нанялся на корабль в качестве ученика боцмана и более пяти лет постоянно находился в плавании. Несколько раз плавал в Южную Америку (Бразилию и Чили), Индию, Данию и Норвегию, побывал в Рио-де-Жанейро, Панаме, Океании и во многих странах от Средиземного моря до Полярного круга. Мать его умерла в возрасте 40 лет, пока он плавал.
В 1871 году Гоген возвращается в Париж, где получает должность биржевого брокера.
|
"Автопортрет", 1893 год |
В 1873 году Гоген женился. Его избранницей оказалась датчанка Мэтт-Софи Гад. В 1867 году Метте Гад, была домашним учителем у помещика и министра внутренних дел Якоба Эструпа. На её попечении были две дочери Эструпа. Работала Метте в семье министра пять лет.
Поль Гоген повстречал Метте Гад, когда она жила в пансионе, принадлежащем другу жены опекуна Пола, богатому меценату Арозе. Светловолосая и живая, Метте была приверженцем движения за права женщин, и вела себя как мужчина; в примеру, курила сигары. Молодые влюбились друг в друга и обручились уже в феврале. 22 ноября 1872 года Поль Гоген женится на датчанке Метте Гад в Париже. Женитьба не обходится без осложнений: во время церемонии, которая проходила в ратуше в 9-м округе, возникла неприятная ситуация из-за того, что Пол не смог предъявить свидетельства о смерти своих родителей. Его мать Алина погибла несколько лет назад в результате пожара в Сент-Клауде, и все семейные документы сгорели.
31 августа 1874 года у пары родился сын Поля Эмиль. Полю - 26 лет, Метте - 24. Поль очень гордился своим мальчиком. Он рисует Метте и Эмиля углем, а также портрет Эмиля масляными красками. В письме коллеге по банку Эмилю Шуффенекеру, который интересовался живописью, Пол описал Эмиля белым, как лебедь, и сильным, как Геркулес.
|
Эмиль Гоген |
В последующие десять лет положение Гогена в обществе укреплялось. У него появился комфортабельный дом в пригороде Парижа, любимая жена родила ему пятерых детей. У Метте работала горничная Джули, бывшая натурщица художника Делакуа. Неподалеку жила сестра Метте Ингеборга, которая уже несколько лет замужем за норвежским художником Фрицем Тауловым. У них с Фрицем годовалая дочь Нина. Рядом также жила сестра Пола Мари и ее семья. Они обеспеченные люди, жили в собственном трехэтажном доме.
24 декабря 1876 года у Метте и Поля Гогена родилась дочь, которую они назвали в честь матери Поля - Алин.
В свободное время Гоген много времени уделяет своему хобби - живописи. Началось всё с коллекционирования картин, а затем Гоген стал сам пробовать писать. У него появляется собственная студия. в квартире на третьем этаже на улице Карсель 8.
|
Поль Гоген, Портрет Метт Гоген, 1877 |
Небольшая зарисовка жене Гогена, Метт. Эмма Гад была замужем за своим кузеном, адмиралом Урбаном Гадом, и потому Метт Гоген состояла членом «Ассоциации женского чтения». Но она не интересовалась правами и делами женщин и участвовала больше ради порядка в торжественных собраниях ассоциации. На одном из таких собраний присутствовала принцесса Мари, которая подошла к Метт и сказала: «По вашей прическе ясно видно, что вы один из пионеров Дании». На что Метте ответила: «Ваше Королевское Высочество ошибается. Короткая стрижка лишь подчеркивает красивую форму моей головы".
В 1877 году семья Гогенов жила на улице Фурно в Париже. Они снимали квартиру у скульптора Жюля Эрнеста Буйо.
Это, конечно, вдохновило Поля Гогена попробовать свои силы в жанре.
|
Портрет мадам Гоген в вечернем платье, 1884 год. Национальная галерея Осло |
Гоген увлекался рисованием ещё с детства, но только после знакомства с художником-импрессионистом Камилем Писсарро, который в свою очередь познакомил Гогена с другими художниками, он стал рисовать регулярно и в конце концов выставлялся на выставках импрессионистов в 1881 и 1882 годах.
В 1880 году Поль Гоген участвует в пятой выставке импрессионистов на улице Пирамид в Париже с картиной «Обнаженная»(1880, Новая Глиптотека Карлсберга, Копенгаген).
|
Письмо с автографом Поля Гогена |
В декабре 1882 года Поль Гоген сообщил своей жене Метте, что возьмет годичный отпуск в банке, чтобы рисовать. Он уверяет ее, что собрал достаточно денег, чтобы семья могла жить безбедно в этом году, и что его босс сохранит для него должность в банке в течение одного года. Он убежден, что по истечении этого срока он сделает себе имя как художник.
6 декабря 1883 года у Метте и Поля Гогена родился пятый ребенок. Его назовут Поль, и именно он напишет много книг о своих родителях.
|
Поль Роллон «Пола» Гоген, младший из пяти детей знаменитого французского художника Поля Гогена, 1935 год |
Финансовый кризис отразился не только на экономике, но и культуре страны. Люди почти перестали покупать произведения искусства, в результате чего жизнь семьи Гоген превратилась в борьбу за выживание.
|
Автопортрет, 1885; 65 x 54 см. Холст / масло. Kimbell Art Museum, Fort Worth, Техас, США |
В 1884 году Гоген переехал с семьёй Руан, а позднее - в Копенгаген, где продолжал работать брокером. Вскоре Гоген чувствует усталость от семейной жизни. Он также пишет своему другу Писарро в Париж, что ему не нравится датское искусство.
В 1884 году в Кристиании прошла третья осенняя выставка художников. На ней были представлены работы 70 художников, всего 174 изображения. Среди других были представлены полотна Поля Гоген, зять Фрица Таулова. Он представил портрет своей жены Метте в вечернем платье и желтыми перчатками, декорированный цветочными мотивами. Полотно произвело впечатление на юного Эдварда Мунка.
Пол приобрел агентство для компании, производящей новинку - водонепроницаемое брезентовое полотно. Три его роли - семьянина, художника и бизнесмена - плохо сочетаются друг с другом. В бизнесе дела его идут особенно плохо. Он не разбирается в брезентах. Семья Гогенов в это время проживает по адресу Gammel Kongevei 105, в квартире Эмили Гад, матери Метте.
|
Автопортрет в очках, 1903 год. 41 x 23 см. Холст / масло. Kunstmuseum Bern, Switzerland |
24 мая 1885 года в Кристиании крестят восьмилетнюю дочь Метте и Поля Гогенов Алин, которой исполнилось восемь лет. Крещение прошло в церкви по адресу Storgaten 21. Крестниками стали Йоханна Софи Эмили Гад, Полин Элизабет Таулов и Герман Таулов. В церковном реестре отмечено, что отец крестницы - католик и свободомыслящий человек, и что он до сих пор не разрешал крестить ребенка.
|
Запись о крещении Алин Гоген |
Став заниматься живописью всё своё время, Поль оставляет жену и детей в возрасте одиннадцати, восьми, четырех и двух лет в Дании и возвращается в со своим вторым шестилетним сыном Хлодвигом в Париж. Отец и сын снимают квартиру на улице Кай, 10. Он пишет домой Метте с просьбой прислать одеяла, подушки и постельное белье. Кловис сдает им кровать, сам спит на полу.
31 декабря 1885 года в Кристиании проводится перепись. Согласно ей восьмилетняя Алин Гоген, дочь Метте и Поля Гогенов, живет с Милли и Карлом Таулов в Гронландслерет, 33. Милли 24 года. Карлу, который числится городским врачом, 34 года. Они живут на втором этаже, с ними живет горничная.
|
Автопортрет, 1890 год; 46 x 38 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва, Россия |
6 декабря 1886 года Гоген пишет горькое письмо своей датской жене Метте. У Поля развился ревматизм спины, и он госпитализирован. В парижской больнице он находился 27 дней. У сына Хлодвига нет обуви на ногах и игрушек на Рождество.
Гоген создает работы в керамике, которые его друг Эмиль Шуффенекер считает шедеврами. Поль завидует Метте, которая, по его мнению, живет в Дании счастливой жизнью, в то время как он и Хлодвиг должны голодать.
Гоген начинает работать и с деревом. С самых ранних выставок Гоген включает в свои экспозиции деревянную скульптуру, ксилографию, благодаря которой он заработал себе репутацию знатока так называемого первобытного искусства. На ряд его ранних резных фигур, похоже, оказали влияние готика и египетское искусство. В переписке он упоминал, что увлечен камбоджийским искусством и мастерски раскрашивает персидские и вообще восточные ковры.
|
Пара деревянных башмаков. 1890 год. 12 x 32 x 11 см. Полихромный дуб, кожа, железные гвозди. Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия, США |
В марте 1887 года Поль Гоген пишет своей жене Метте в Копенгаген о том, что она должна приехать и забрать их сына, потому что Поль уезжает из Парижа.
Постоянные материальные трудности испортили отношения супругов, которые в 1885 году решили расстаться. С этот времени Пол стал открыто жить со своей любовницей, Анной с Явы. Он украшает студию экзотическими предметами и еженедельно устраивает приемы для друзей-художников. Но об этих событиях скажем позже.
|
Pere Paillard / Пере Пайяр. 1902 год, 67 x 18 x 20 см, роспись Miro Wood. National Gallery of Art, Вашингтон, округ Колумбия, США |
В феврале 1894 года Поль Гоген в последний раз навещает жену и детей в Копенгагене
Этот период стал для художника переломным, в его искусстве появились новые, несвойственные импрессионизму интонации. Начало перемен было напрямую связано с поездкой в Бретань в 1885 году.
|
Метт Гоген с пятью детьми |
В 1886 - 1890 годах Гоген почти всё время проводит в Понт-Авене (Бретань), где общается с группой художников, близких к символизму. Первый раз художник направился туда в 1886 году, желая отдохнуть от Парижа и немного сэкономить: жизнь там была заметно дешевле.
|
Поль Гоген позирует в студии Мухи, Rue de la Grande Chaumière, Париж (1893) Поль Гоген позирует для иллюстрации к «Воспоминаниям о Елефан-Блане» Джудит Готье (1893–1894). © Mucha Trust |
Самобытность культурных традиций и некоторая экзотичность французской провинции напомнила Гогену о молодости и годах странствий. Он приехал в городок Понт-Авен и поселился в пансионе Глоанек. Своим суровым обликом и нелюдимостью у местных жителей живописец заслужил репутацию чудака. Гоген считал, что пребывание среди простых людей, жизнь которых не тронута современной цивилизацией, откроет некие вечные истины бытия.
|
Метт Гоген, 1890 год |
В письме своему другу Клоду-Эмилю Шуффенекеру художник писал:
"Я люблю Бретань, я нахожу там дикость, первобытность. Когда мои деревянные башмаки стучат по этой гранитной почве, мне слышится тот тон - глухой, плотный и мощный, который я ищу в живописи".
В Понт-Авене творчество мастера изменилось: картины обрели новую тональность, наметился решительный отход от импрессионистических приемов, которыми он активно пользовался ранее. Но тем не менее первые картины Гогена, выполненные здесь, все еще были отмечены влиянием Камиля Писсаро и Эдгара Дега, хотя в них уже наметились черты его собственного художественного стиля.
|
Приклад винтовки работы Поля Гогена |
Добиваясь выразительности, живописец все чаще прибегал к обобщению и упрощению форм, заполнял холст крупными цветовыми массами. Соприкосновение с природой этих мест дало манеру, имеющую в своей основе декоративный характер, проявившийся в четкости форм и насыщенном контрасте, стало отправной точкой для становления самостоятельного стиля художника.
|
1893-1894 год. Поль Гоген играет на фисгармонии Мухи в своей студии, Rue de la Grande Chaumière, Париж © Mucha Trust |
Нужно отметить, что в ранних произведениях, как, впрочем, и в последующих, Гоген практически никогда не изображал движение. Его неуклонно влекла эстетика размеренности и покоя. Даже состояния природы художник трактовал как плотную безвоздушную среду, украшенную несколькими искусственными рефлексами. Постепенно мастер пришел к осознанию того, что задачи живописца немного шире того, что задачи живописца намного шире того, чтобы просто создавать копии бытия. По его мнению, основополагающей в изобразительном искусстве является "трансформация" реальной действительности. Гоген считал, что необходимо воссоздавать внутреннюю правду натуры.
|
Художники на мосту, 1886 год |
Видимо, под впечатлением от бретонской атмосферы живописец создал картину "Видение после проповеди" (1889 год, Национальная галерея, Эдинбург). Работа построена на контрасте двух сцен: реальной, где на первом плане бретонские женщины слушают воскресную проповедь, и воображаемой - битва Иакова с ангелами. Два композиционных плана четко отделены друг от друга резкой черной полосой, являющейся границей этих двух миров. Мастер пытался уравновесить их за счет цвета и ритма, но к целостности произведения это не привело. Однако резкие контрасты цветовых пятен позволили Гогену создать яркое декоративное панно. Несмотря на некоторые просчеты и недостатки полотна, в нем намечены выразительные средства, которые станут характерными для всего последующего творчества художника.
|
Видение после проповеди, 1889 |
Принципы нового стиля Гоген в полной мере продемонстрировал в полотне "Бретонский пейзаж со свинопасом" (1888, Собрание Нортона Саймона, Лос-Анджелес). Незатейливую бытовую сценку с мальчиком-пастухом художник превратил в монументальное декоративное панно, практически полностью лишенное полутонов и теней. Главная роль в пейзаже принадлежит яркому зеленому цвету, который является камертоном для всех остальных оттенков.
|
Маленький бретонец, поправляющий деревянный башмак. 1888 год |
В картине "Маленький бретонец, поправляющий деревянный башмак" (1888 год, Новая Глиптотека Карлсберга, Копенгаген) ведущее место занимают пластическая выразительность рисунка и звучный музыкальный ритм. Художник демонстрирует зрителю ряд противоречий: мальчик в деревянной обуви и теленок, чахлые деревца и городская каменная архитектура, сельские поля и каменные башни.
Вернувшись в Париж в ноябре 1886 года, Гоген познакомился с Винсентом ван Гогом. Дружба художников была странной и эмоциональной, так как оба отличались бурным, темпераментным и непримиримым характером. Однако Гоген ненадолго задержался в Париже, считая, что ему нет места в городе, отнимающем у него здоровье и энергию.
В октябре 1888 года художник провел зиму в Арле вместе с Винсентом Ван Гогом, который мечтал основать здесь новую колонию художников и ожидал найти в лице Гогена своего единомышленника. Но все сложилось иначе. Гоген, будучи уже известным художником, обращался с Ван Гогом как с учеником, из-за чего очень скоро их отношения накалились до предела.
О расхождениях во взглядах со своим новым товарищем Гоген писал Эмилю Бернару:
"С Винсентом мы мало в чем сходимся вообще, и особенно в живописи. Он восхищается Домье, Добиньи, Зиемом и великим Руссо - людьми, которых я не переношу. И, наоборот, он ненавидит Энгра, Рафаэля, Дега - всех, кем я восхищаюсь. Он романтик, а меня привлекает, скорее, первобытность. С точки зрения цвета - он любит все случайности густого наложения краски, как у Монтичелли, я же ненавижу месиво в фактуре и т.д."
В результате творческих конфликтов Ван Гог в состоянии аффекта набросился на своего друга с ножом, когда тот спал (Практически эпизод из "Страх и ненависть в Лас Вегасе"🧔🏻). Несчастье не случилось только потому, что проснувшемуся Гогену удалось вернуть его к реальности, но отчаяние Ван Гога было настолько велико, что он не нашел ничего лучшего, чем отрезать себе часть уха. После этого инцидента Гоген незамедлительно уехал в Париж.
|
Метт и Поль Гоген (1885). Фото: Джули Лаурберг |
"В прошлом году, – писал Гюисманс, – господин Гоген выставил... серию пейзажей – этакий разжиженный, неокрепший Писсарро.
В этом году г-н Гоген представил произведение воистину самостоятельное, полотно, которое свидетельствует о неоспоримом темпераменте современного художника. Картина называется "Этюд обнаженной натуры". Осмелюсь утверждать, что ни у одного из современных художников, работавших над обнаженной натурой, с такой силой не звучала правда жизни... Эта плоть вопиет. Нет, это не та ровная, гладкая кожа, без пупырышков, пятнышек и пор, та кожа, которую все художники окунают в чан с розовой водицей и потом проглаживают горячим утюгом. Это красная от крови эпидерма, под которой трепещут нервные волокна. И вообще, сколько правды в каждой частице этого тела – в толстоватом животе, свисающем на ляжки, в морщинах под отвислой грудью, обведенной бистром, в узловатых коленных суставах, в костлявых запястьях!.. За долгие годы г-н Гоген первый попытался изобразить современную женщину... Ему это полностью удалось, и он создал бесстрашную, правдивую картину".
|
Поль Гоген, 1973 год |
Похвалы Гюисманса избавили Гогена от сомнений: он художник, настоящий художник, а не любитель. Но эти похвалы должны были и смутить его. Гюисманс в общем-то хвалил его за реализм, а Гоген, безусловно, испытывал по отношению к реализму то же инстинктивное сомнение, что и по отношению к импрессионизму. По сути, импрессионизм был наследником реализма. В обоих случаях речь шла о том, чтобы изображать "видимые предметы", правда, различными средствами. Обнаженная, восхитившая Гюисманса, с ее тяжелым, непривлекательным телом, с ее выражением печали вовсе не была героиней натуралистического "среза жизни". Она была вестницей внутреннего мира Гогена, того неведомого мира, первым неожиданным проявлением которого и было это полотно...
|
Поль Гоген |
Писсарро знакомит Гогена с Эдгаром Дега, который всегда будет поддерживать Гогена, покупая его картины и убеждая это делать Дюрана-Рюэля, торговца картинами импрессионистов. Дега станет владельцем около десяти полотен Гогена, в том числе «Прекрасная Анжель» (1889 год), которая относится к бретонскому периоду его творчества.
|
Бретонский пейзаж со свинопасом, 1888 год |
В 1887 году Поль вместе со своим другом художником Шарлем Лавалем, с которым познакомился еще в Понт-Авене, отправился в Панаму в поисках вдохновения и новых впечатлений. В результате весьма неблагоприятно сложившихся в чужой стране обстоятельств, Гогену с Шарлем пришлось наняться рабочими на строительство Панамского канала. Накопив достаточную сумму денег, друзья продолжили свое путешествие, но вояж завершился неожиданно. Гоген был вынужден вернуться на родину, так как заболел малярией.
|
Прекрасная Анжель, 1889 год |
Остров Мартиника, куда Гоген уехал в 1887 году вместе с художником Лавалем, с которым он познакомился в Бретани, помог совершить в творчестве мастера эволюцию, сделав заметными в его работах японские влияния.
|
Художник прибыл в Атуону в 1901 году, Знаменитый maison du Jouir (дом удовольствий), где с 1901 года Поль Гоген прожил последние два года своей жизни. Музей Сегален-Гоген - дань уважения «полинезийской памяти», источнику вдохновения Гогена и его друга писателя Виктора Сегалена |
Какое-то время художник провел в Понт-Авене. Здесь он стал лидером и вдохновителем так называемой понт-авенской школы, которая сыграла важную роль в формировании постимпрессионизма. Ее представители - Лаваль, Море, Де Шамайар, Бернар, Сезюрье и другие в своих творческих исканиях двигались параллельно с Гогеном.
|
Выставка работ Гогена |
Стиль, к которому мастер пришел в Бретани, впоследствии получил название "клуазонизм". Его главным выразительным средством является пластичность линии, которой в подражание японскому искусству обводился каждый изображенный элемент. Таким образом, предметы отделялись друг от друга, превращаясь в замкнутое, локально окрашенное целое. Несмотря на то, что линия и контур в искусство Гогена играли значительную роль, самым важным для него всегда был цвет. Некоторые исследователи считают Гогена создателем идеизма - за стремление художника придать лини и цвету максимальную выразительность, раскрывающую зрителю настроение мастера и его замысел.
|
Поль Гоген, 1893 год. © Mucha Trust |
Так, живописец практически полностью очистил свои полотна от многообразия оттенков, приведя их к чистому цвету. Он считал, что только цвет может стоять на одной ступени со светом. В искусстве Гогена почти нет места тени, потому что она противоречила его плоскостному пониманию формы. Относительно этого он писал своему другу Эмилю Бернару:
"Вы обсуждаете с Лавалем вопрос о тенях и спрашиваете, наплевать ли мне на них. В том, что касается объяснения света, - да. Посмотрите на японцев, которые ведь замечательно рисуют, и вы увидите жизнь на плэнере и на солнце без теней, и тень, являющуюся обманом зрения, вызванным солнцем, я склонен изгнать".
В 1887 - 1888 годах посетил Панаму, где наблюдал строительство Панамского канала. В 1888 году некоторое время жил у Ван Гога в Арле и работал с ним. Пребывание закончилось ссорой, связанной с одним из первых приступов помешательства у Ван Гога.
|
Ван Гог, рисующий подсолнухи, 1888 |
В 1889 году, находясь под впечатлением от Всемирной выставки в Париже, Гоген загорелся идеей посетить удивительный, загадочный остров Таити и, чтобы оплатить дальнее путешествие, распродал все свои картины.
Период зрелого творчества художника начался с момента переезда в Полинезию, где он надеялся скрыться от враждебного буржуазного мира. Гоген ожидал увидеть здесь нетронутую цивилизацией местность и людей, живущих по первобытным традициям и верованиям. Однако вместо этого он попал на вполне цивилизованный, заселенный европейцами остров. Мастер был страшно разочарован.
Испытывая с детства, проведённого в Перу (на родине матери), тягу к экзотическим местам и считая цивилизацию «болезнью», Гоген, жаждущий «слиться с природой», в 1891 году уезжает на Таити, где проживал в Папеэте и где к 1892 году напишет целых 80 полотен.
Живописец прибыл на Таити 10 июня 1891 года и обосновался в европейской колонии в Папеэте. Практически сразу же после приезда он нанес визит губернатору Лакаскада, который принял художника как чрезвычайно важного и почетного гостя. Гогену казалось, что жизнь начинает налаживаться и в скором времени его ждет множество заказов, выполнение которых улучшит его материальное благосостояние. В ожидании положительных изменений он арендовал хижину рядом с собором, на краю города.
|
Женщина в красном, 1891 год |
Вскоре Гоген понял, что люди, населяющие остров, мало чем отличаются от тех, кто живет в европейских городах. Живописец не предполагал, что даже на далеком острове, затерянных в водах бескрайнего Тихого океана, главным мерилом человека также являются деньги. Доверие Гогена к "белым" быстро прошло, он открыл для себя жизнь туземцев, которых рассматривал через призму своей мечты - первобытность взглядов и неискушенность.
Островитяне встретили мастера с удивлением, особенно женщины.
"Он был высокого роста, прямой, стройный, сильный и ухитрялся сохранять вид полнейшего пренебрежения к окружающему его миру, хотя и был полон любопытства к тому, что происходит на Таити, острого предвкушения той работы, которую ему предстоит здесь совершить", - писал в своих воспоминаниях о прибытии художника на остров лейтенант Жено.
Стремясь и здесь убежать от каких-либо признаков цивилизации, Гоген купил себе в глухой деревушке маленькую соломенную хижину и полностью погрузился в работу.
После кратковременного (1893 - 1895) возвращения во Францию, из-за болезни и отсутствия средств он навсегда уезжает в Океанию - сначала на Таити, а с 1901 года на остров Хива-Оа (Маркизские острова), где берёт себе в жены молодую таитянку и работает в полную силу: пишет пейзажи, рассказы, работает журналистом.
|
Фотография Поля Гогена в цвете. 1890-е годы |
На Таити созданы самые великие его полотна: “А ты ревнуешь?”, “Женщины Таити”, “Одна” и многие-многие другие картины. В этих картинах видится его внезапно проснувшаяся любовь к диким народам этого прекрасного острова. Сам, по происхождению, далёкий от этих народов, он вдруг будто бы понял всю их сущность и стал одним из них. Таитянки, которые озабочены теми же вопросами, что и европейцы, дикая и щедрая на дары природа - всё это, несомненно, пробудило в Поле небывалое вдохновение. Наблюдение над реальной жизнью и бытом народов Океании сплетаются в них с местными мифами. Но в 1893 году Поль Гоген возвращается во Францию.
|
Гоген в своей мастерской на улице Верцингеторикс. Слева стоят В. Моляр и Анна. Начало 1894 года |
В 1895 году возвращается на Таити. В своих поисках своего места под солнцем Гоген мечется по различным континентам, будто бы потеряв смысл жизни. Наконец он переезжает на Маркизские острова, а именно на Атуону, где в 1903 году скончался от болезни.
|
Земной рай, 1888 год. 101 x 120 x 60 см. Сервант из сосны и дуба. Art Institute of Chicago |
На больших плоскостных полотнах он создаёт статичные и контрастные по цвету композиции, глубоко эмоциональные и одновременно декоративные.
В 1901 году художник перебрался с Таити на остров Доминик, входящий в Маркизский архипелаг. Здесь он провел последние полтора года жизни, активно создавал не только живописные, но и литературные произведения, писал статьи. Гоген прекрасно осознавал свою роль в искусстве:
"Мое творчество, рассматриваемое как непосредственный результат в области живописи, имеет гораздо меньшее значение, чем его окончательный моральный результат: освобождение живописи, отныне избавленной от все препон, от всех гнусных сетей, сплетаемых школами, академиями, а главное - посредственностями".
8 мая 1903 года Поль Гоген умер в Доминике от острой сердечной недостаточности бедным и больным. Его дети остались в Дании, они уже взрослые; Эмилю 29 лет, Алин умерла шесть лет назад, Хлодвигу 24 года, Рене - 21 год, Полю - 20 лет. Сын Эмиль, рожденный от брака с Техурой, умер в полной нищете в возрасте восьмидесяти лет в январе 1980 года.
|
Фотография дома Гогена в Пунаауйе, сделанная Жюлем Агостини. 1896 год |
Слава пришла к художнику после смерти, когда в 1906 году в Париже было выставлено 227 его работ. В настоящее время влияние творчества Гогена на искусство XX века бесспорно.
Жизнь Гогена легла в основу романа Сомерсета Моэма «Луна и грош». В нем описывается простой английский брокер Чарльз Стрикленд, бросивший семью, работу и дом, для того чтобы заниматься живописью.
В честь Гогена назван кратер на Меркурии.
О последних годах жизни Гогена был снят фильм с Дональдом Сазерлендом в главной роли «Волк на пороге».
|
Когда же замуж - Поль Гоген. 1892. Холст, масло 105 x 77,5 см |
Полотно «Нафеа Фаа И поипо», что в переводе с таитянского диалекта - «Когда ты выйдешь замуж?», было написано Гогеном в 1892 году.
Комментарии
Отправить комментарий