#36 Художник Поль Гоген



В этом художнике все экзотично даже для современного искушенного любителя искусства - имя, биография, идеалы, места жительства, произведения, мысли, творчество, семейная жизнь, личная этика. В его жизни и деятельности, как в зеркале, отразилось бурлящее завершение XIX века и взрывное начало XX. Линия его жизни связала между собой холодный север Европы и тропическое Гаити, ледяную дочь Дании и знойную кудесницу джунглей. Его судьба причудливо переплелась с жизненными путями многих крупных фигур искусства XX века. Всем своим творчеством он провозглашал новый мир, новое искусство, новое время, новую мораль, новое общество. Он стал великим, потому что, все, что Гоген декларировал всем своим существованием, воплотилось в жизнь. И только вам, уважаемые читатели блога "Искусство и художественная культура", судить, что на самом деле представляет из себя жизненный путь и творчество знаменитого постимпрессиониста Поля Гогена, разбираясь в представленных в заметке перипетиях его жизненного пути. Приятного и интересного чтения!

Голубые крыши близ Руана. 1884

И в жизни и в творчестве Гогена все кричаще необычно, все запутанно, противоречиво, все ярко, красочно, все пронизано духом протеста против привычных, устоявшихся норм, против гладкого, безмятежного существования. Жизнь Гогена, полная превратностей, доказала, что он глубоко верил во все то, что проповедовал. А потому каждое событие в его жизни, каждое слово, сказанное художником по тому или иному поводу, приобретает особый смысл.

Поль Гоген был одним из четырех величайших мастеров постимпресионизма. Наряду с Полем Сезанном, Винсентом Ван Гогом и Анри Тулуз-Лотреком он воспринял уроки импрессионизма, а потом взорвал этот стиль изнутри, создав свой неповторимый художественный язык. 

Несомненная одаренность, мощный творческий темперамент, независимость суждений и властный характер - все определяло в Гогене лидера. 

При этом жизнь Гогена - это бегство. Маниакальное бегство от цивилизации. 

Отверженные. Автопортрет с профилем Бернара, посвященный Винсенту Ван Гогу (Отверженные), 1888 год


Эжен Анри Поль Гоген (фр. Eugene Henri Paul Gauguin) - французский живописец, скульптор-керамист и график. Наряду с Сезанном и Ван Гогом был крупнейшим представителем постимпрессионизма. В начале 1870-х годов начал заниматься живописью как любитель. Ранний период творчества связан с импрессионизмом. С 1880 года участвовал в выставках импрессионистов. С 1883 года профессиональный художник. Работы Гогена не находили спроса, художник был беден. Живописец порой писал на мешках и даже есть картины без грунта.

Творчество Гогена весьма близко к искусству европейского символизма и модерна.


Поль Гоген, 1891 год

Поль Гоген родился в Париже 7 июня 1848 года. Его отец, Кловис Гоген (1814—1849), был журналистом в отделе политической хроники журнала Тьера и Армана Мара «Насьональ», одержимым радикальными республиканскими идеями; мать, Алина Мария (1825 - 1867), была родом из Перу, из богатой семьи. Её матерью была известная Флора Тристан (1803 - 1844), разделявшая идеи утопического социализма и опубликовавшая в 1838 году автобиографическую книгу «Скитания парии».

В 1849 году, после неудавшегося антимонархического переворота, Кловис, не чувствуя себя в безопасности на родине, решил покинуть Францию. Вместе с семьей он погрузился на судно, идущее в Перу, где намеревался осесть в семье своей жены Алины и открыть собственный журнал. Этим планам не суждено было сбыться. По пути в Южную Америку Кловис умер от сердечного приступа.

Поль Гоген, 1890 год

Таким образом, до семилетнего возраста Поль жил в Перу и воспитывался в семье матери.

Впечатления детства, экзотическая природа, яркие национальные костюмы, беззаботная жизнь в поместье дяди в Лиме остались в его памяти на всю жизнь, сказавшись в неуемной жажде путешествий, в тяге к тропикам.

Поль Гоген (в центре) с дочерью Алиной (справа) и сыном Эмилем в 1891 году, прямо перед отъездом художника из Европы на Таити. Фото: Getty Images


В 1855 году, когда Полю было 7 лет, он с матерью возвращается во Францию и селится в Орлеане со своим дедом. Гоген быстро выучивается французскому языку и начинает преуспевать в образовании

В 1865 году, в 17 лет, Поль Гоген захотел стать моряком. Он поступал в мореходную школу, но не прошел. В результате он нанялся на корабль в качестве ученика боцмана и более пяти лет постоянно находился в плавании. Несколько раз плавал в Южную Америку (Бразилию и Чили), Индию, Данию и Норвегию, побывал в Рио-де-Жанейро, Панаме, Океании и во многих странах от Средиземного моря до Полярного круга. Мать его умерла в возрасте 40 лет, пока он плавал.

В 1871 году Гоген возвращается в Париж, где получает должность биржевого брокера.

"Автопортрет", 1893 год

В 1873 году Гоген женился. Его избранницей оказалась датчанка Мэтт-Софи Гад. В 1867 году Метте Гад, была домашним учителем у помещика и министра внутренних дел Якоба Эструпа. На её попечении были две дочери Эструпа. Работала Метте в семье министра пять лет. 

Поль Гоген повстречал Метте Гад, когда она жила в пансионе, принадлежащем другу жены опекуна Пола, богатому меценату Арозе. Светловолосая и живая, Метте была приверженцем движения за права женщин, и вела себя как мужчина; в примеру, курила сигары. Молодые влюбились друг в друга и обручились уже в феврале. 22 ноября 1872 года Поль Гоген женится на датчанке Метте Гад в Париже. Женитьба не обходится без осложнений: во время церемонии, которая проходила в ратуше в 9-м округе, возникла неприятная ситуация из-за того, что Пол не смог предъявить свидетельства о смерти своих родителей. Его мать Алина погибла несколько лет назад в результате пожара в Сент-Клауде, и все семейные документы сгорели.

31 августа 1874 года у пары родился сын Поля Эмиль. Полю - 26 лет, Метте - 24. Поль очень гордился своим мальчикомОн рисует Метте и Эмиля углем, а также портрет Эмиля масляными красками. В письме коллеге по банку Эмилю Шуффенекеру, который интересовался живописью, Пол описал Эмиля белым, как лебедь, и сильным, как Геркулес.

Эмиль Гоген

В последующие десять лет положение Гогена в обществе укреплялось. У него появился комфортабельный дом в пригороде Парижа, любимая жена родила ему пятерых детей. У Метте работала горничная Джули, бывшая натурщица художника Делакуа. Неподалеку жила сестра Метте Ингеборга, которая уже несколько лет замужем за норвежским художником Фрицем Тауловым. У них с Фрицем годовалая дочь Нина. Рядом также жила сестра Пола Мари и ее семья. Они обеспеченные люди, жили в собственном трехэтажном доме.

24 декабря 1876 года у Метте и Поля Гогена родилась дочь, которую они назвали в честь матери Поля - Алин. 

В свободное время Гоген много времени уделяет своему хобби - живописи. Началось всё с коллекционирования картин, а затем Гоген стал сам пробовать писать. У него появляется собственная студия. в квартире на третьем этаже на улице Карсель 8.

Поль Гоген, Портрет Метт Гоген, 1877

Небольшая зарисовка жене Гогена, Метт. Эмма Гад была замужем за своим кузеном, адмиралом Урбаном Гадом, и потому Метт Гоген состояла членом «Ассоциации  женского чтения». Но она не интересовалась правами и делами женщин и участвовала больше ради порядка в торжественных собраниях ассоциации. На одном из таких собраний присутствовала принцесса Мари, которая подошла к Метт и сказала: «По вашей прическе ясно видно, что вы один из пионеров Дании». На что Метте ответила: «Ваше Королевское Высочество ошибается. Короткая стрижка лишь подчеркивает  красивую форму моей головы".

В 1877 году семья Гогенов жила на улице Фурно в Париже. Они снимали квартиру у скульптора Жюля Эрнеста Буйо.

Это, конечно, вдохновило Поля Гогена попробовать свои силы в жанре.

Портрет мадам Гоген в вечернем платье, 1884 год. Национальная галерея Осло

Гоген увлекался рисованием ещё с детства, но только после знакомства с художником-импрессионистом Камилем Писсарро, который в свою очередь познакомил Гогена с другими художниками, он стал рисовать регулярно и в конце концов выставлялся на выставках импрессионистов в 1881 и 1882 годах.

В 1880 году Поль Гоген участвует в пятой выставке импрессионистов на улице Пирамид в Париже с картиной «Обнаженная»(1880, Новая Глиптотека Карлсберга, Копенгаген). 

Письмо с автографом Поля Гогена

В декабре 1882 года Поль Гоген сообщил своей жене Метте, что возьмет годичный отпуск в банке, чтобы рисовать. Он уверяет ее, что собрал достаточно денег, чтобы семья могла жить безбедно в этом году, и что его босс сохранит для него должность в банке в течение одного года. Он убежден, что по истечении этого срока он сделает себе имя как художник.

6 декабря 1883 года у Метте и Поля Гогена родился пятый ребенок. Его назовут Поль, и именно он напишет много книг о своих родителях.

Поль Роллон «Пола» Гоген, младший из пяти детей знаменитого французского художника Поля Гогена, 1935 год


Финансовый кризис отразился не только на экономике, но и культуре страны. Люди почти перестали покупать произведения искусства, в результате чего жизнь семьи Гоген превратилась в борьбу за выживание

Автопортрет, 1885; 65 x 54 см. Холст / масло. Kimbell Art Museum, Fort Worth, Техас, США

В 1884 году Гоген переехал с семьёй  Руан, а позднее - в Копенгаген, где продолжал работать брокером. Вскоре Гоген чувствует усталость от семейной жизни. Он также пишет своему другу Писарро в Париж, что ему не нравится датское искусство

В 1884 году в Кристиании прошла третья осенняя выставка художников. На ней были представлены работы 70 художников, всего 174 изображения. Среди других были представлены полотна Поля Гоген, зять Фрица Таулова. Он представил портрет своей жены Метте в вечернем платье и желтыми перчатками, декорированный цветочными мотивами. Полотно произвело впечатление на юного Эдварда Мунка.

Пол приобрел агентство для компании, производящей новинку - водонепроницаемое брезентовое полотно. Три его роли - семьянина, художника и бизнесмена - плохо сочетаются друг с другом. В бизнесе дела его идут особенно плохо. Он не разбирается в брезентах. Семья Гогенов в это время проживает по адресу Gammel Kongevei 105, в квартире Эмили Гад, матери Метте.

Автопортрет в очках, 1903 год. 41 x 23 см. Холст / масло. Kunstmuseum Bern, Switzerland

24 мая 1885 года в Кристиании крестят восьмилетнюю дочь Метте и Поля Гогенов Алин, которой исполнилось восемь лет. Крещение прошло в церкви по адресу Storgaten 21. Крестниками стали Йоханна Софи Эмили Гад, Полин Элизабет Таулов и Герман Таулов. В церковном реестре отмечено, что отец крестницы - католик и свободомыслящий человек, и что он до сих пор не разрешал крестить ребенка.


Запись о крещении Алин Гоген

Став заниматься живописью всё своё время, Поль оставляет жену и детей в возрасте одиннадцати, восьми, четырех и двух лет в Дании и возвращается в со своим вторым шестилетним сыном Хлодвигом в Париж. Отец и сын снимают квартиру на улице Кай, 10. Он пишет домой Метте с просьбой прислать одеяла, подушки и постельное белье. Кловис сдает им кровать, сам спит на полу.

31 декабря 1885 года в Кристиании проводится перепись. Согласно ей восьмилетняя Алин Гоген, дочь Метте и Поля Гогенов, живет с Милли и Карлом Таулов в Гронландслерет, 33. Милли 24 года. Карлу, который числится городским врачом, 34 года. Они живут на втором этаже, с ними живет горничная.

Автопортрет, 1890 год; 46 x 38 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва, Россия


6 декабря 1886 года Гоген пишет горькое письмо своей датской жене Метте. У Поля развился ревматизм спины, и он госпитализирован. В парижской больнице он находился 27 дней. У сына Хлодвига нет обуви на ногах и игрушек на Рождество. 

Гоген создает работы в керамике, которые его друг Эмиль Шуффенекер считает шедеврами. Поль завидует Метте, которая, по его мнению, живет в Дании счастливой жизнью, в то время как он и Хлодвиг должны голодать.

Гоген начинает работать и с деревом. С самых ранних выставок Гоген включает в свои экспозиции деревянную скульптуру, ксилографию, благодаря которой он заработал себе репутацию знатока так называемого первобытного искусства. На ряд его ранних резных фигур, похоже, оказали влияние готика и египетское искусство. В переписке он упоминал, что увлечен камбоджийским искусством и мастерски раскрашивает персидские и вообще восточные ковры.

Пара деревянных башмаков. 1890 год. 12 x 32 x 11 см. Полихромный дуб, кожа, железные гвозди. Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия, США


В марте 1887 года Поль Гоген пишет своей жене Метте в Копенгаген о том, что она должна приехать и забрать их сына, потому что Поль уезжает из Парижа.

Постоянные материальные трудности испортили отношения супругов, которые в 1885 году решили расстаться. С этот времени Пол стал открыто жить со своей любовницей, Анной с Явы. Он украшает студию экзотическими предметами и еженедельно устраивает приемы для друзей-художников. Но об этих событиях скажем позже.

Pere Paillard / Пере Пайяр. 1902 год, 67 x 18 x 20 см, роспись Miro Wood. National Gallery of Art, Вашингтон, округ Колумбия, США

В феврале 1894 года Поль Гоген в последний раз навещает жену и детей в Копенгагене

Этот период стал для художника переломным, в его искусстве появились новые, несвойственные импрессионизму интонации. Начало перемен было напрямую связано с поездкой в Бретань в 1885 году.

Метт Гоген с пятью детьми

В 1886 - 1890 годах Гоген почти всё время проводит в Понт-Авене (Бретань), где общается с группой художников, близких к символизму. Первый раз художник направился туда в 1886 году, желая отдохнуть от Парижа и немного сэкономить: жизнь там была заметно дешевле.

Поль Гоген позирует в студии Мухи, Rue de la Grande Chaumière, Париж (1893)
Поль Гоген позирует для иллюстрации к «Воспоминаниям о Елефан-Блане» Джудит Готье (1893–1894). © Mucha Trust

Самобытность культурных традиций и некоторая экзотичность французской провинции напомнила Гогену о молодости и годах странствий. Он приехал в городок Понт-Авен и поселился в пансионе Глоанек. Своим суровым обликом и нелюдимостью у местных жителей живописец заслужил репутацию чудака. Гоген считал, что пребывание среди простых людей, жизнь которых не тронута современной цивилизацией, откроет некие вечные истины бытия. 

Метт Гоген, 1890 год


В письме своему другу Клоду-Эмилю Шуффенекеру художник писал: 

"Я люблю Бретань, я нахожу там дикость, первобытность. Когда мои деревянные башмаки стучат по этой гранитной почве, мне слышится тот тон - глухой, плотный и мощный, который я ищу в живописи".

В Понт-Авене творчество мастера изменилось: картины обрели новую тональность, наметился решительный отход от импрессионистических приемов, которыми он активно пользовался ранее. Но тем не менее первые картины Гогена, выполненные здесь, все еще были отмечены влиянием Камиля Писсаро и Эдгара Дега, хотя в них уже наметились черты его собственного художественного стиля

Приклад винтовки работы Поля Гогена

Добиваясь выразительности, живописец все чаще прибегал к обобщению и упрощению форм, заполнял холст крупными цветовыми массами. Соприкосновение с природой этих мест дало манеру, имеющую в своей основе декоративный характер, проявившийся в четкости форм и насыщенном контрасте, стало отправной точкой для становления самостоятельного стиля художника.

1893-1894 год. Поль Гоген играет на фисгармонии Мухи в своей студии, Rue de la Grande Chaumière, Париж © Mucha Trust

Нужно отметить, что в ранних произведениях, как, впрочем, и в последующих, Гоген практически никогда не изображал движение. Его неуклонно влекла эстетика размеренности и покоя. Даже состояния природы художник трактовал как плотную безвоздушную среду, украшенную несколькими искусственными рефлексами. Постепенно мастер пришел к осознанию того, что задачи живописца немного шире того, что задачи живописца намного шире того, чтобы просто создавать копии бытия. По его мнению, основополагающей в изобразительном искусстве является "трансформация" реальной действительности. Гоген считал, что необходимо воссоздавать внутреннюю правду натуры. 

Художники на мосту, 1886 год

Видимо, под впечатлением  от бретонской атмосферы живописец создал картину "Видение после проповеди" (1889 год, Национальная галерея, Эдинбург). Работа построена на контрасте двух сцен: реальной, где на первом плане бретонские женщины слушают воскресную проповедь, и воображаемой - битва Иакова с ангелами. Два композиционных плана четко отделены друг от друга резкой черной полосой, являющейся границей этих двух миров. Мастер пытался уравновесить их за счет цвета и ритма, но к целостности произведения это не привело. Однако резкие контрасты цветовых пятен позволили Гогену создать яркое декоративное панно. Несмотря на некоторые просчеты и недостатки полотна, в нем намечены выразительные средства, которые станут характерными для всего последующего творчества художника.

Видение после проповеди, 1889

Принципы нового стиля Гоген в полной мере продемонстрировал в полотне "Бретонский пейзаж со свинопасом" (1888, Собрание Нортона Саймона, Лос-Анджелес). Незатейливую бытовую сценку с мальчиком-пастухом художник превратил в монументальное декоративное панно, практически полностью лишенное полутонов и теней. Главная роль в пейзаже принадлежит яркому зеленому цвету, который является камертоном для всех остальных оттенков. 

Маленький бретонец, поправляющий деревянный башмак. 1888 год

В картине "Маленький бретонец, поправляющий деревянный башмак" (1888 год, Новая Глиптотека Карлсберга, Копенгаген) ведущее место занимают пластическая выразительность рисунка и звучный музыкальный ритм. Художник демонстрирует зрителю ряд противоречий: мальчик  в деревянной обуви и теленок, чахлые деревца и городская каменная архитектура, сельские поля и каменные башни. 

Вернувшись в Париж в ноябре 1886 года, Гоген познакомился с Винсентом ван Гогом. Дружба художников была странной и эмоциональной, так как оба отличались бурным, темпераментным и непримиримым характером. Однако Гоген ненадолго задержался в  Париже, считая, что ему нет места в городе, отнимающем у него здоровье и энергию.

В октябре 1888 года художник провел зиму в Арле вместе с Винсентом Ван Гогом, который мечтал основать здесь новую колонию художников и ожидал найти в лице Гогена своего единомышленника. Но все сложилось иначе. Гоген, будучи уже известным художником, обращался с Ван Гогом как с учеником, из-за чего очень скоро их отношения накалились до предела.

О расхождениях во взглядах со своим новым товарищем Гоген писал Эмилю Бернару: 

"С Винсентом мы мало в чем сходимся вообще, и особенно в живописи. Он восхищается Домье, Добиньи, Зиемом и великим Руссо - людьми, которых я не переношу. И, наоборот, он ненавидит Энгра, Рафаэля, Дега - всех, кем я восхищаюсь. Он романтик, а меня привлекает, скорее, первобытность. С точки зрения цвета - он любит все случайности густого наложения краски, как у Монтичелли, я же ненавижу месиво в фактуре и т.д."
В результате творческих конфликтов Ван Гог в состоянии аффекта набросился на своего друга с ножом, когда тот спал (Практически эпизод из "Страх и ненависть в Лас Вегасе"🧔🏻). Несчастье не случилось только потому, что проснувшемуся Гогену удалось вернуть его к реальности, но отчаяние Ван Гога было настолько велико, что он не нашел ничего лучшего, чем отрезать себе часть уха. После этого инцидента Гоген незамедлительно уехал в Париж.  

Метт и Поль Гоген (1885). Фото: Джули Лаурберг

"В прошлом году, – писал Гюисманс, – господин Гоген выставил... серию пейзажей – этакий разжиженный, неокрепший Писсарро.
В этом году г-н Гоген представил произведение воистину самостоятельное, полотно, которое свидетельствует о неоспоримом темпераменте современного художника. Картина называется "Этюд обнаженной натуры". Осмелюсь утверждать, что ни у одного из современных художников, работавших над обнаженной натурой, с такой силой не звучала правда жизни... Эта плоть вопиет. Нет, это не та ровная, гладкая кожа, без пупырышков, пятнышек и пор, та кожа, которую все художники окунают в чан с розовой водицей и потом проглаживают горячим утюгом. Это красная от крови эпидерма, под которой трепещут нервные волокна. И вообще, сколько правды в каждой частице этого тела – в толстоватом животе, свисающем на ляжки, в морщинах под отвислой грудью, обведенной бистром, в узловатых коленных суставах, в костлявых запястьях!.. За долгие годы г-н Гоген первый попытался изобразить современную женщину... Ему это полностью удалось, и он создал бесстрашную, правдивую картину".

 

Поль Гоген, 1973 год

Похвалы Гюисманса избавили Гогена от сомнений: он художник, настоящий художник, а не любитель. Но эти похвалы должны были и смутить его. Гюисманс в общем-то хвалил его за реализм, а Гоген, безусловно, испытывал по отношению к реализму то же инстинктивное сомнение, что и по отношению к импрессионизму. По сути, импрессионизм был наследником реализма. В обоих случаях речь шла о том, чтобы изображать "видимые предметы", правда, различными средствами. Обнаженная, восхитившая Гюисманса, с ее тяжелым, непривлекательным телом, с ее выражением печали вовсе не была героиней натуралистического "среза жизни". Она была вестницей внутреннего мира Гогена, того неведомого мира, первым неожиданным проявлением которого и было это полотно...

Поль Гоген

Писсарро знакомит Гогена с Эдгаром Дега, который всегда будет поддерживать Гогена, покупая его картины и убеждая это делать Дюрана-Рюэля, торговца картинами импрессионистов. Дега станет владельцем около десяти полотен Гогена, в том числе «Прекрасная Анжель» (1889 год), которая относится к бретонскому периоду его творчества.


Бретонский пейзаж со свинопасом, 1888 год

В 1887 году Поль вместе со своим другом художником Шарлем Лавалем, с которым познакомился еще в Понт-Авене, отправился в Панаму в поисках вдохновения и новых впечатлений. В результате весьма неблагоприятно сложившихся в чужой стране обстоятельств, Гогену с Шарлем пришлось наняться рабочими на строительство Панамского канала. Накопив достаточную сумму денег, друзья продолжили свое путешествие, но вояж завершился неожиданно. Гоген был вынужден вернуться на родину, так как заболел малярией.

Прекрасная Анжель, 1889 год

Остров Мартиника, куда Гоген уехал в 1887 году вместе с художником Лавалем, с которым он познакомился в Бретани, помог совершить в творчестве мастера эволюцию, сделав заметными в его работах японские влияния.

Художник прибыл в Атуону в 1901 году, Знаменитый maison du Jouir (дом удовольствий), где с 1901 года Поль Гоген прожил последние два года своей жизни. Музей Сегален-Гоген - дань уважения «полинезийской памяти», источнику вдохновения Гогена и его друга писателя Виктора Сегалена

Какое-то время художник провел в Понт-Авене. Здесь он стал лидером и вдохновителем так называемой понт-авенской школы, которая сыграла важную роль в формировании постимпрессионизма. Ее представители - Лаваль, Море, Де Шамайар, Бернар, Сезюрье и другие в своих творческих исканиях двигались параллельно с Гогеном.

Выставка работ Гогена


Стиль, к которому мастер пришел в Бретани, впоследствии получил название "клуазонизм". Его главным выразительным средством является пластичность линии, которой в подражание японскому искусству обводился каждый изображенный элемент. Таким образом, предметы отделялись друг от друга, превращаясь в замкнутое, локально окрашенное целое. Несмотря на то, что линия и контур в искусство Гогена играли значительную роль, самым важным для него всегда был цвет. Некоторые исследователи считают Гогена создателем идеизма - за стремление художника придать лини и цвету максимальную выразительность, раскрывающую зрителю настроение мастера и его замысел.

Поль Гоген, 1893 год. © Mucha Trust

Так, живописец практически полностью очистил свои полотна от многообразия оттенков, приведя их к чистому цвету. Он считал, что только цвет может стоять на одной ступени со светом. В искусстве Гогена почти нет места тени, потому что она противоречила его плоскостному пониманию формы. Относительно этого он писал своему другу Эмилю Бернару:

"Вы обсуждаете с Лавалем вопрос о тенях и спрашиваете, наплевать ли мне на них. В том, что касается объяснения света, - да. Посмотрите на японцев, которые ведь замечательно рисуют, и вы увидите жизнь на плэнере и на солнце без теней, и тень, являющуюся обманом зрения, вызванным солнцем, я склонен изгнать".


В 1887 - 1888 годах посетил Панаму, где наблюдал строительство Панамского канала. В 1888 году некоторое время жил у Ван Гога в Арле и работал с ним. Пребывание закончилось ссорой, связанной с одним из первых приступов помешательства у Ван Гога.


Ван Гог, рисующий подсолнухи, 1888

В 1889 году, находясь под впечатлением от Всемирной выставки в Париже, Гоген загорелся идеей посетить удивительный, загадочный остров Таити и, чтобы оплатить дальнее путешествие, распродал все свои картины.

Период зрелого творчества художника начался с момента переезда в Полинезию, где он надеялся скрыться от враждебного буржуазного мира. Гоген ожидал увидеть здесь нетронутую цивилизацией местность и людей,  живущих по первобытным традициям и верованиям. Однако вместо этого он попал на вполне цивилизованный, заселенный европейцами  остров. Мастер был страшно разочарован.

Испытывая с детства, проведённого в Перу (на родине матери), тягу к экзотическим местам и считая цивилизацию «болезнью», Гоген, жаждущий «слиться с природой», в 1891 году уезжает на Таити, где проживал в Папеэте и где к 1892 году напишет целых 80 полотен.

Живописец прибыл на Таити 10 июня 1891 года и обосновался в европейской колонии в Папеэте. Практически сразу же после приезда он нанес визит губернатору Лакаскада, который принял художника как чрезвычайно важного и почетного гостя. Гогену казалось, что жизнь начинает налаживаться и в скором времени его ждет множество заказов, выполнение которых улучшит его материальное благосостояние. В ожидании положительных изменений он арендовал хижину рядом с собором, на краю города.

Женщина в красном, 1891 год


Вскоре Гоген понял, что люди, населяющие остров, мало чем отличаются от тех, кто живет в европейских городах. Живописец не предполагал, что даже на далеком острове, затерянных в водах бескрайнего Тихого океана, главным мерилом человека также являются деньги. Доверие Гогена к "белым" быстро прошло, он открыл для себя жизнь туземцев, которых рассматривал через призму своей мечты - первобытность взглядов и неискушенность.

Островитяне встретили мастера с удивлением, особенно женщины. 

"Он был высокого роста, прямой, стройный, сильный и ухитрялся сохранять вид полнейшего пренебрежения к окружающему его миру, хотя и был полон любопытства к тому, что происходит на Таити, острого предвкушения той работы, которую ему предстоит здесь совершить", - писал в своих воспоминаниях о прибытии художника на остров лейтенант Жено.
Стремясь и здесь убежать от каких-либо признаков цивилизации, Гоген купил себе в глухой деревушке маленькую соломенную хижину и полностью погрузился в работу.

После кратковременного (1893 - 1895) возвращения во Францию, из-за болезни и отсутствия средств он навсегда уезжает в Океанию - сначала на Таити, а с 1901 года на остров Хива-Оа (Маркизские острова), где берёт себе в жены молодую таитянку и работает в полную силу: пишет пейзажи, рассказы, работает журналистом.

Фотография Поля Гогена в цвете. 1890-е годы

На Таити созданы самые великие его полотна: “А ты ревнуешь?”, “Женщины Таити”, “Одна” и многие-многие другие картины. В этих картинах видится его внезапно проснувшаяся любовь к диким народам этого прекрасного острова. Сам, по происхождению, далёкий от этих народов, он вдруг будто бы понял всю их сущность и стал одним из них. Таитянки, которые озабочены теми же вопросами, что и европейцы, дикая и щедрая на дары природа - всё это, несомненно, пробудило в Поле небывалое вдохновение. Наблюдение над реальной жизнью и бытом народов Океании сплетаются в них с местными мифами. Но в 1893 году Поль Гоген возвращается во Францию. 

Гоген в своей мастерской на улице Верцингеторикс. Слева стоят В. Моляр и Анна.
Начало 1894 года

В 1895 году возвращается на Таити. В своих поисках своего места под солнцем Гоген мечется по различным континентам, будто бы потеряв смысл жизни. Наконец он переезжает на Маркизские острова, а именно на Атуону, где в 1903 году скончался от болезни.

Земной рай, 1888 год. 101 x 120 x 60 см. Сервант из сосны и дуба. Art Institute of Chicago


На больших плоскостных полотнах он создаёт статичные и контрастные по цвету композиции, глубоко эмоциональные и одновременно декоративные.

В 1901 году художник перебрался с Таити на остров Доминик, входящий в Маркизский архипелаг. Здесь он провел последние полтора года жизни, активно создавал не только живописные, но и литературные произведения, писал статьи. Гоген прекрасно осознавал свою роль в искусстве:

"Мое творчество, рассматриваемое как непосредственный результат в области живописи, имеет гораздо меньшее значение, чем его окончательный моральный результат: освобождение живописи, отныне избавленной от все препон, от всех гнусных сетей, сплетаемых школами, академиями, а главное - посредственностями".
 
8 мая 1903 года Поль Гоген умер в Доминике от острой сердечной недостаточности бедным и больным. Его дети остались в Дании, они уже взрослые; Эмилю 29 лет, Алин умерла шесть лет назад, Хлодвигу 24 года, Рене - 21 год, Полю - 20 лет. Сын Эмиль, рожденный от брака с Техурой, умер в полной нищете в возрасте восьмидесяти лет в январе 1980 года. 

Фотография дома Гогена в Пунаауйе, сделанная Жюлем Агостини. 1896 год

Слава пришла к художнику после смерти, когда в 1906 году в Париже было выставлено 227 его работ. В настоящее время влияние творчества Гогена на искусство XX века бесспорно.

Жизнь Гогена легла в основу романа Сомерсета Моэма «Луна и грош». В нем описывается простой английский брокер Чарльз Стрикленд, бросивший семью, работу и дом, для того чтобы заниматься живописью.

В честь Гогена назван кратер на Меркурии.

О последних годах жизни Гогена был снят фильм с Дональдом Сазерлендом в главной роли «Волк на пороге».

Когда же замуж - Поль Гоген. 1892. Холст, масло 105 x 77,5 см


Полотно «Нафеа Фаа И поипо», что в переводе с таитянского диалекта - «Когда ты выйдешь замуж?», было написано Гогеном в 1892 году.

Картина изображает двух девушек-островитянок, между которыми застыл вопрос, презентуемый уже в названии работы. Лицо вопрошающей героини настороженно-сосредоточенное и строгое, вторая же девушка не даёт ответа – в выражении её глаз можно прочитать задумчивость и некоторую грусть.

Сцена поклонения с головой Хины в профиль из рельефного ансамбля Pape moe.
Таинственная вода, 1894 год

В колористическом плане картина неизменно притягивает взгляд – кажется, что все стремления живописца к ярким цветам наконец-то нашли благодатную почву: экзотическая Полинезия буйствовала яркими красками и необычной натурой.

1893-1894 год Альфонс Муха, Поль Гоген и их друзья. Улица Гранд-Шомьер, Париж © Mucha Trust

Сама картина, как артефакт также может похвастаться богатой историей. Вначале она состояла в коллекции швейцарца Рудольфа Штехилина (бывший сотрудник Sotheby’s), затем экспонировалась в «Кунстмузеуме» города Базель. Не так давно «Когда ты выйдешь замуж?» была куплена организацией Qatar Museums за 300 млн. долларов, заслужив тем самым звание самого дорого предмета искусства в истории мировой живописи. Какая ирония, учитывая, что Гоген всегда был беден при жизни и не востребован публикой.

Картина не сразу обретёт новых владельцев, а будет отдана им только через год. За это время полотно будет выставляться в музеях по всему миру, доподлинно известно, что картину вживую увидит Мадрид и Вашингтон.


Поль Гоген «Моление о чаше». Христос в Гефсиманском саду

Обращение к японской гравюре оказало решающее влияние на стиль художника. Характерные для нее приемы построения органично вошли в его творчество, обогатив резкими пространственными сдвигами, приближением героя к краю холста или же выведением второстепенного персонажа на первый план. Так, например, в полотне "Отверженные. Автопортрет с профилем Бернара" (1888 год, Музей Винсента Ван Гога, Амстердам) художник изображает себя на фоне насыщенно желтых обоев с крупными белыми и голубыми цветами. Фигура Гогена занимает практически весь левый край холста, он словно специально "подвинулся", чтобы зритель мог рассмотреть портрет его друга Бернара. Мастер умеренно огрубляет черты своего лица, жестко подчеркивая высокие скулы, искривленный нос, плотно сжатые губы, придавая себе схожесть с героем романа В. Гюго "Отверженные". Работая над построением этого полотна, он полностью лишил его глубины. За счет того, что Гоген изобразил себя в тёмно-синей рубашке, а большая часть его лица скрыта в тени, активный теплый фон обоев зрительно выходит на первый план. Из-за этого напряженного тепло-холодного контраста второстепенные декоративные элементы - цветы - начинают жить своей собственной жизнью.  

Натюрморт

Когда Гогену исполнилось сорок семь (в 1895 году), художник решил навсегда перебраться в Полинезию, на Таити, где уже бывал.

Однако на этот раз жизнь на острове не заладилась. Гоген поссорился с новой колониальной администрацией и поэтому никак не мог устроиться на работу. Накопленные деньги быстро закончились. Оставалось только писать картины и отсылать их во Францию в надежде на продажу. 

«Орана Мария (Мы приветствуем тебя, Мария)», 1891 год 

Гогена всегда поражала на Таити статуарная неподвижность людей, которая вызывала ощущение неизменности бытия и была в полном согласии с представлениями художника о первозданном мире. Поэтому и в картинах Гогена позы таитян всегда спокойны, устойчивы, гармоничны. Женщина, держащая плод (в одноименной композиции), может, кажется, простоять века, не шелохнувшись. Это придает особый оттенок таитянскому названию картины «Еу хаэре иа ое» («Иди!»).

Отбрасывая случайное, художник стремится выявить в полотнах тот духовный мир, то настроение, которое содержится в окружающей природе. Искусство – это обобщение, которое надо уметь извлечь из натуры, – таков основной тезис Гогена. И он находит формы и образы, наиболее полно передающие характерное во внешнем облике, манере поведения таитян. Отсюда частое повторение в ряде картин аналогичных поз, жестов, лиц, отсюда и несколько вариантов одной композиции. Казалось бы, сюжетно картины Гогена просты, в них ничего не происходит – люди сидят, стоят, лежат. Но ни одна не является повторением натуры, хотя все построено на реальных наблюдениях.

Но меценаты не особо интересовались гогеновским творчеством, и художник погряз в долгах. К тому же у него начались серьезные проблемы со здоровьем: воспалились ноги, болело сердце, мучила экзема, не отпускали приступы кровохарканья. Не давали работать конъюнктивит и головокружения.

Итак, на Таити, куда художник несколько раз сбегал от цивилизации жизнь не задалась: тотальная бедность привела Гогена к депрессии. 


Две таитянки на берегу

И тут начинается история создания картины «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?». Именно она восходит к крайне печальному периоду в жизни художника. В мае 1897 года Поль Гоген попал в больницу на Таити. В письме от жены Метте он узнает, что его двадцатилетняя дочь Алина умерла от пневмонии. Эта новость сразила художника. В августе этого года он не получил поздравлений от детей в свой день рождения, и страдает, как пишет он Метте. После этого он прерывает с ней переписку. 

В отчаянии Гоген совершает попытку самоубийства. В этом же году у его сына Кловиса, который после возвращения из Дании делил с отцом нищенское существование в Париже, в результате несчастного случая, парализовало ногу. И об этом Метте не известила художника. В начале мая 1900 года молодого человека оперировали, но 16 мая, на двенадцатый день после операции, Кловис умер от сепсиса. Ему только исполнился двадцать один год. Но художник так об этом и не узнал, бывшая жена не сочла нужным сообщить ему об этом.

«У меня нет даже куска хлеба, - писал Поль приятелю Даниелю Монфреду осенью 1897 года, - чтобы восстановить силы. 


«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?», 1897-1898 годы. Бостон, Музей изящных искусств


В этот трагичный период художником и была создана эта большая монументальная композиция - цитата из Блёза Паскаля. Это полотно Гоген считал своим духовным завещанием.

Самое известное полотно Гогена имеет одну особенность: оно «читается» не слева направо, а справа налево, как каббалистические тексты, которыми интересовался художник. Именно в этом порядке разворачивается аллегория духовной и физической жизни человека: от зарождения души (спящий ребенок в правом нижнем углу) до неизбежности смертного часа (птица с ящерицей в когтях в левом нижнем углу). 

На ближайшем плане картины на земле, свободной от всяких растений, расположилась вокруг каменного изваяния божества группа людей. Персонажи не объединены каким-либо одним событием или общим действием, каждый занят своим и погружен в себя. Покой спящего младенца охраняет большой черный пес; "три женщины, присевшие на корточки, будто прислушиваются к себе, замерев в ожидании какой-то нечаянной радости. Стоящий в центре юноша двумя руками срывает с дерева плод... Одна фигура, нарочито огромная вопреки законам перспективы... поднимает руку, с удивлением глядя на двух персонажей, осмеливающихся думать о своей судьбе". Рядом со статуей одинокая женщина, будто машинально, идет в сторону, погруженная в состояние напряженного, сосредоточенного размышления. Навстречу ей по земле движется птица. В левой стороне холста сидящий на земле ребенок подносит ко рту плод, кошка лакает из миски... 

Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем? 1897 год. Фрагмент


И зритель спрашивает себя: "Что все это значит?" На первый взгляд, это как будто повседневная жизнь, но, помимо прямого смысла, каждый образ несет в себе поэтическое иносказание, намек на возможность переносного истолкования. Так, например, мотив лесного ручья или бьющей из земли ключевой воды - это любимая гогеновская метафора источника жизни, таинственного начала бытия. Спящий младенец олицетворяет целомудрие рассвета человеческой жизни. Срывающий с дерева плод юноша и сидящие на земле справа женщины воплощают идею органического единения человека с природой, естественности его существования в ней. Человек с поднятой рукой, с удивлением глядящий на подруг, - это первый проблеск беспокойства, начальный порыв к постижению тайн мира и бытия. Колорит-краски яркие, чистые. Реальную природу преображает в декоративный красочный узор, его интересует не цвет определённой травы, в определенном освещении времени суток как у Клода Моне, а цвет травы вообще: трава- зелёная, земля- чёрная или коричневая, песок жёлтый, небо – синее. 

Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем? 1897 год. Фрагмент


Цвет для него как символ, не пользуется светотеневой моделировкой, в контрастном сопоставлении. Другие раскрывают дерзость и страдание человеческого разума, тайну и трагедию духа, которые заключены в неизбежности познания человеком своего смертного удела, краткости земного существования и неотвратимости конца. Сам Поль Гоген расценивал свое произведение как духовное завещание, может быть, поэтому картина и стала живописной поэмой, в которой конкретные образы претворились в возвышенную идею, а материя - в дух. В сюжете полотна преобладает поэтическое настроение, богатое неуловимыми оттенками и внутренним смыслом. Напротив, аллегорическое содержание картины чрезвычайно просто - но не в смысле ответа на поставленные вопросы, а в смысле самой постановки этих вопросов". Поль Гоген и не собирался отвечать на вопросы, вынесенные им в название картины, ибо считал, что они есть и будут жуткой и самой сладкой загадкой для человеческого сознания.

Натюрморт с попугаями, 1902 год


Символический ряд картины давал возможность внимательному зрителю искать  свои собственные скрытые смыслы:
  • Спящий ребенок символизирует человеческую душу до ее земного воплощения. И рассвет человеческой жизни.
  • Собака - символ бед, которые поджидают человека на земле.
  • Три женщины символизируют первую стадию пребывания человеческой души в телесной оболочке до открытия в ней стремления к самопознанию.
  • Мужчина, срывающий плод с древа добра и зла, — символ пробуждения в человеке стремления к постижению тайн мироздания. Как теософ, Гоген полагал, что влечение к открытию тайн мироустройства заложено в человеке изначально. Но в ком-то оно пробуждается, а в ком-то нет.
  • Фигура с рукой на голове олицетворяет вторую стадию развития человеческой души, когда она приходит в отчаяние от невозможности найти ответы на «проклятые вопросы» бытия.
  • Две фигуры в красном - они олицетворяют третью ступень душевного развития, когда человек приобретает способность анализировать. Это два мудреца, поверяющие друг другу свои мысли».
  • Птица - символ духовного пути, взятый Гогеном из древнеегипетского искусства.
  • Женщина в черном символизирует душу на высшей стадии развития, когда она постигает смысл своего земного воплощения. Он заключается в том, что душе необходимо закалиться в страданиях. «Женщина в черном скорбна, но спокойна, поскольку ей открыто, что за страданиями, на которые обречены в этом мире люди, выбравшие духовный путь, следует загробное воздаяние - радостный покой».
  • Источник - символ вечности, источник жизни.
  • Статуя божества олицетворяет надежду на воскресение на небесах освобожденной души.
  • Фигура подростка символизирует зачаточный уровень развития души у тех, в ком стремление к самопостижению так и не раскрылось и кому знакома только жизнь тела.
  • Коза, котенок и щенок - это, по словам Гогена, символы беспечного существования, в котором пребывает царство материальной природы, не знающее мук духовного поиска.
  • Обнаженная - символ наслаждения, за которым гонятся те, кто живет по законам материального мира.
  • Старуха символизирует обреченность тела на смерть. «Ее не развившаяся душа, будет обречена на аморфное существование, не знающее мук, но и не знающее радости».
  • Птица с ящерицей в когтях - это,  символ неизбежности смертного часа.
  • Название картины на французском - D’ou venons nous? Que sommes nous? Ou allons nous? Сегодня картина находится в коллекции Музея изящных искусств (Бостон, США).


Фотография, на которой предположительно запечатлены Гоген, доктор Гузер и две таитянские женщины © 2017 Daniel Blau, Мюнхен
        

Это огромное полотно 450 x 170 см, над которым Гоген работал в страшном напряжении. Мечтая расширить возможности живописи, Гоген придает своей картине характер фрески. С этой целью он оставляет два верхних угла (один – с названием картины, другой – с подписью художника) желтыми и не заполненными живописью. Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем? В чем смысл нашей бесцельной участи? Все в этом мире лишь хаос, беспорядочное размножение, абсурд...В этой картине нет ответов на поставленные вопросы. На поверхности грубого холста - неровной, узловатой мешковины - Гоген развернул историю человеческой жизни от рождения до смерти, расположив ее вокруг идола, поднятые руки которого тянутся к созревшим плодам. Художник работал в таком азарте, с такой страстью, что не ощущал ни усталости, ни голода, и так отчетливо видел перед собой будущее произведение, что писал в один присест, сразу кистью, без предварительных эскизов и поправок. Он, всегда утверждавший, что надо освобождаться от всяких правил, на этот раз отбросил их с такой решимостью, как никогда прежде.

В роще на берегу ручья (ручей у Гогена – источник жизни) оранжевые фигуры выделяются на синем и зеленом фоне. Спящий младенец и три туземные женщины символизируют нарождающуюся жизнь, счастливую жизнь, расцвет которой воплощает своим телом красавица маорийка с поднятыми руками. Для этого идола плоти позировала Техура. Какой волшебной простотой могла бы быть исполнена жизнь людей, если бы они могли вновь найти путь к потерянному раю! Но позади Техуры, в сумраке, ведут спор две зловещие, одетые в пурпур фигуры. Они олицетворяют беспокойство человека, который не может не думать о своей судьбе и терзается тоской и болью. Двум фигурам в правой части картины отвечает каменный идол слева - он высится там умиротворяющий, призывающий человека погрузиться в лоно природы, принять свою участь. Слева, с самого края, покорная фигура старой женщины - женщина думает о смерти. Рядом с ней птица "Nevermore" прижимает лапой ящерицу. Глупая птица "завершает поэму", она воплощает "тщету бесполезных слов".

 

Групповая фотография Жюля Агостини, на которой предположительно изображен Гоген на Таити

К концу декабря 1897 года работа «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» была готова. 

Гоген закончил картину как раз к тому сроку, который он назначил себе для самоубийства. Не получив денег с январской почтой, он взял мышьяк, прописанный ему против экземы, и поднялся на гору, в поисках убежища, где он мог бы покончить счеты с жизнью. Был вечер. В этот час, когда доведенный до отчаяния художник с Таити принял мышьяк, во всем мире едва ли набралось бы пять человек, которые беспокоились о нем. Гоген принял такую большую дозу мышьяка, что у него не прекращалась рвота. Это его и спасло. Корчась в судорогах, он всю ночь напролет "жестоко страдал" и на рассвете понял, что смерть его отвергла. Еле держась на ногах, он поплелся к своей хижине. Целый месяц Гогена мучили приступы тошноты, головокружения, спазмы и сердцебиения. Он был словно оглушен. Огромное напряжение, какого ему стоила картина, а потом встряска, которую перенес его организм, притупили его жизненную энергию. Но это состояние полупрострации было вызвано не одними только физическими причинами. Кризис, пережитый им, подготавливался месяцами и годами. Это был кризис человека, который шаг за шагом терял все то, что составляло для него смысл жизни, и у которого остались силы только на то, чтобы выкричать свою боль. 


Письмо Даниэлю де Монфрейду

Гоген написал в письме Даниэлю де Монфрейду в феврале 1898 года: 

«... Я должен сказать вам, что мое решение было принято! В декабре. Перед смертью я хотел написать большой холст, который я представлял, и весь месяц я работал днем ​​и ночью в неимоверной лихорадке... Можно сказать, что она выпущена, а не закончена. Правда, о себе судить тяжело, но тем не менее я считаю, что эта картина превосходит по ценности все предыдущие. Я никогда не сделаю ничего лучше или похожего. Я вложил туда всю свою энергию, такую ​​мучительную страсть в ужасных обстоятельствах и видение настолько ясное, что скороспелое исчезает, и возникает жизнь».

Но, дойдя до высшей точки, кризис этим разрешился и исчерпал себя. В душе Гогена вдруг воцарился великий покой. Покой примирения со своей участью...

Он ощутил забытую жажду жизни. А в 1898 году его дела пошли в гору, и в творчестве начался более светлый период.

Судьба сжалилась над Гогеном: картины стали продаваться, ему удалось устроиться на работу, конъюнктивит прошел - все свободное время художник проводил за мольбертом. Начался новый этап творчества: Гоген создал цикл картин, тематически близких к «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?», но в иной, солнечной палитре.


Предположительно второй слева - Поль Гоген. Единственная известная фотография художника в Полинезии. Фотография сделана в Арю, как написано на обороте. Дата не указана. (© DR)


В 1901 году Гоген перебирается на Маркизские острова. Здесь он продолжает писать. Его последние работы - «И золото их тел» (1901, Лувр), «Женщины на берегу моря» (1902, Эрмитаж). Кроме живописных работ Гоген писал здесь статьи, литературные произведения.


Поль Гоген

В 1903 году Гоген выступил с протестом против плохого обращения с туземцами, за что был приговорен к трем месяцам тюрьмы. Через месяц он скончался от острой сердечной недостаточности.  

Декоративные искания сочетаются в творчестве Гогена с чертами символизма, что характерно для многих явлений искусства на рубеже XIX и XX веков. Гоген оказал значительное влияние на ряд французских художников начала XX века, в частности на группу «набидов» и «фовистов».


Поль Гоген

В своем творчестве мастер дал таитянам весьма неоднозначную оценку, хотя с первого взгляда они воспринимаются зрителями чистыми и целомудренными. Гоген стремился не только постигнуть, но и показать современникам ту первооснову бытия, которую сам считал основополагающим в этих тихих, мужественных и величественных жителях острова.

Немного обжившись, Гоген женился на тринадцатилетней таитянке Техуре. Совсем еще юная девушка хорошо знала старинные предания, обряды и легенды своего народа. Она стала для художника музой, незаменимой помощницей и любимой моделью. Именно Техура позировала для самых лучших произведений, которые написал живописец на острове.

Подсолнечники (Подсолнухи). Гоген, Поль. 1901 год. Фрагмент. Холст, масло. 73X92 см. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2011 год

От Техуры Гоген узнал легенду о происхождении лучшей половины людей Ареои, согласно которой они были созданы грозным богом Оро. Честь стать матерью привилегированного клана людей выпала на долю красивой девушки Вайраумати, в которую страстно влюбился Оро. Очарованный этим рассказом, в 1892 году художник написал полотно "Её зовут Вайраумати" (Государственный музей изобразительных искусство им. А.С. Пушкина, Москва). Гоген изобразил прародительницу Ареои в образе обнаженной таитянской девушки, сидящей на роскошной темной ткани. Рядом с ней стоит маленький столик с фруктами, приготовленный для возлюбленного. За спиной героини - красавец Оро в красной набедренной повязке. В глубине картины изображены два идола, олицетворяющие любовь. Несмотря на то, что действие сюжета происходит на фоне пейзажа, художник обособил богиню от мира людей, тем самым проведя черту между реальным и потусторонним мирами.

Двор фермы в Ле Пульдю, 1890

Вскоре Гогена начали преследовать многочисленные неприятности, связанные с его беспорядочным образом жизни, материальными трудностями и проблемами со здоровьем. Частые и беспорядочные интимные связи с местными девушками привели к тяжелому заражению. Узнав о своей болезни, художник оставил беременную супругу и уехал во Францию. На родине он вернулся к привычной жизни, в поисках утешения и ласки сошелся с весьма молоденькой бездомной бродяжкой индианкой, которая была известна как Анна Яванская. Однако девушка не стала живописцу верной спутницей. Во время совместного путешествия в Бретань художник из-за несносного и скандального характера новой избранницы был сильно избит. Он тяжело переживал произошедшее, но более жестокий удар ждал впереди. Анна покинула "благодетеля", прихватив с собой ценные вещи. 

Хоровод маленьких бретонок

С мечтами о тихой семейной жизни после двухлетнего пребывания во Франции Гоген в 1895 году возвращается. Нет, не в Копенгаген, а на Таити, надеясь на возобновление отношений с Техурой. Но она уже была замужем за островитянином и воспитывала сына Эмиля, рожденного от брака с Гогеном. вскоре после приезда художник снова женился. Четырнадцатилетняя девушка Паура из соседней деревни не сыграла столь значительной роли в творчестве мастера, как первая супруга, хотя Гоген считал ее обнаженный портрет лучшим произведением, который он когда-либо создавал.


Женщина с цветком

В Полинезии колористическое дарование художника раскрылось полностью. Гоген по-прежнему очень требовательно относится к цвету в своих работах, считая, что только посредством него можно выразить самые неуловимые интонации в природе и даже её внутреннюю силу. Постепенно яркий колорит работ уступил место более сдержанному, а иногда даже сумрачному живописному решению холста, а рисунок при этом строго обобщенным. В искусстве Гогена зазвучали печальные, даже трагические интонации, рисунок же при этом становится более обобщенным. 

И многие полотна Гогена того периода передают образ тринадцатилетней Техуры.

В портрете «Предки Техуры» (1893, Чикаго) мастер изобразил свою супругу в европейском платье. Девушка сидит на фоне фриза с фигурами богов, которых таитяне почитали как своих предков.

«Предки Техуры» (1893, Чикаго)

Гогена занимал вопрос о соотношении цвета и красок. В своей живописи он старался выразить не случайное и не поверхностное, а пребывающее и существенное. Художник сокращал перспективу своих картин, приближал ее к плоскости, развертывая фигуры во фронтальном положении и избегая ракурсов. Поэтому и неподвижны на картинах изображенные Гогеном люди: они подобны статуям, изваянным крупным резцом без излишних деталей. Таитянская живопись Гогена чистая, без мазков. Таитянские картины производят впечатление восточных ковров или фресок.

В искусстве Гогена зазвучали печальные, даже трагичные нотки. Его мучают сомнения, и картины отражают тревогу духа ("О, Таити, больше никогда", 1897, Лондон, Институт Курто).

На картине представлено изображение обнаженной женщины. Эта обнаженная - еще одна маорийская Олимпия. На богатом ложе возлежит туземка, тело которой мощно моделировано и написано "умышленно темными и печальными", но роскошными красками. Женщина отдыхает, глаза ее открыты. Позади нее птица, которая наблюдает за ней. "Называется картина "Nevermore" - это сатанинская птица, которая всегда настороже" - "глупая" птица судьбы, символ остающихся без ответа вопросов и непостижимости человеческой участи. Обнаженная на картине "Nevermore" и в самом деле вызывает ощущение не столько сладострастия, сколько тайны и тревоги. 

 

Могила Поля Гогена

Такой жанр, как натюрморт, занимал в творчестве Гогена особое место. Сам живописец отмечал, что натюрморт – это средство для его отдыха и успокоения. Примечательно, что для написания своих натюрмортов художник почти никогда не прибегал к натуре, лишь память и воображение были его главными помощниками. 
Это свидетельствует о необычайном воображении Поля Гогена. Натюрморты художник писал на протяжении всей жизни: 
"Когда я чувствую себя уставшим, сообщал он своему другу, - я начинаю писать натюрморт, не прибегая для этого к модели. Я не стремлюсь к тому, чтобы создать иллюзию предмета... И, если тени - это всего лишь оптическая иллюзия, я склонен к тому, чтобы не принимать их во внимание", - писал Гоген своим корреспондентам.
Иногда для большей выразительности своей идеи Гоген объединял в одном произведении несколько жанров. 

Формирование живописной манеры мастера происходило на юге Франции, природа которой явилась своего рода школой мастерства, где закладывались и шлифовались его навыки и художественное мировоззрение. Полностью же талант Гогена раскрылся в экзотичной и далекой Полинезии.



Если попасть в зал, где висят картины Гогена, можно оказаться в особом мире образов, таинственно мерцающих красок, медлительных ритмов. Здесь все необычно – небо золотое, земля красная, желтая, розовая. Во всем царит торжественный покой.

Застыли в неподвижных позах подле хижин женщины, не двигаясь, сидит у лодки рыбак, присела на корточки мать с ребенком. Монументальные фигуры людей связаны с природой и кажутся ее частью. Нет ощущения движения даже в тех сценах, где персонажам, судя по характеру композиции, предстоит отправиться в путь. Атмосфера картин проникнута тишиной, не ощущается ни шум ветра, ни шорох листвы, ни плеск волн. Неподвижны и группы людей, расположившихся на лужайках. Многие полотна художника имеют странные названия: «Наве наве моэ», «Раве те хити ааму», «Фарари мару-ру». Одни из них легко расшифровываются, другие до сих пор представляют загадку. Мастер оставил потомкам и картину с названием "Слова, слова" (Разговор, или с итальянского "Parole, parole").

Могила Поля Гогена на острове Хива-Оа, расположенном в Маркизских островах, Французская Полинезия. Место захоронения находится в городе Атуона и является католическим кладбищем Голгофа. Из Wikimedia Commons, бесплатного хранилища мультимедиа.

Судьба, как ракета, летит по параболе.
Обычно - во мраке и реже - по радуге.
Жил огненно-рыжий художник Гоген,
Богема, а в прошлом - торговый агент.
Чтоб в Лувр королевский попасть из Монмартра,
Он дал кругаля через Яву с Суматрой.
Унёсся, забыв сумасшествие денег,
Кудахтанье жён, духоту академий.
Он преодолел тяготенье земное.
Жрецы гоготали за кружкой пивною:
"Прямая - короче, парабола - круче.
Не лучше ль скопировать райские кущи?"
...А он уносился ракетой ревущей
Сквозь ветер, срывающий фалды и уши.
И в Лувр он попал не сквозь главный порог -
Параболой
Гневно
Пробив потолок !

Параболическая баллада. Андрей Вознесенский

Сложная судьба Гогена (по-видимому, слегка стилизованное под библейского (имя Павел неумолимо отправляет нас на ее страницы) Гога сокращение от Копенгаген), крупного живописца  XX  века говорит нам, что он не обрел вдохновения на Западе, но нашел свою музу на Востоке. Он был, как вы понимаете, далеко не одинок в своем стремительном и странном походе на Восток. Но именно он открыл красоту Таити, записал для зрителя сакральные письмена на языке Полинезии. Этот французский Чичиков словно сошел со страниц Сомерсета Моэма ("Макинтош", "На окраине империи", "Вкусивший Нирваны", "Нищий"). Точно также Гоген, этот мелкий биржевой, банковский клерк, решившийся на перемены, ведомый непоколебимой верой в свой талант и чувством превосходства над собратьями по творчеству, с которыми он частенько делил стол и беседу, резко изменил своею стезю. Точно также странным, экзотическим образом он не потерял уверенности в себе, своей гордости, немыслимой в его нищенском состоянии, которое сопровождало его практически всю жизнь. Эгоизм и крокодилова нравственность, склонность к нечеловеческой, инопланетной любви, к недопустимым для цивилизованного человека отношениям, преклонение перед первобытным злым примитивизмом в человеке, его темной, управляемой инстинктами стороной. Все это - Поль Гоген и истоки его творчества. Тень так же завораживает нас, как и свет. Копошащиеся в траве черви столь же привлекательны, как и прекрасные цветы, гордо взирающие на них сверху. И вот эту атмосферу, дух которой лучше всего передает стилистика изображения жуков-скарабеев, катящих свой шарик, передал знаменитый постимпрессионист. Такая судьба, такое искусство. 

Символический автопортрет с нимбом. 1889

...Импрессионисты как бы усилили солнечный свет.  Они  писали  под  открытым
небом и иногда, может быть, нарочно усиливали краски. Это  привело  к  тому,
что земля на их картинах предстала в ликующем освещении.
Земля стала праздничной. В этом не было никакого греха, как нет его ни  в
чем, что прибавляет человеку хотя бы немного радости.
Импрессионизм принадлежит нам,  как  и  все  остальное  богатое  наследие
прошлого.  Отказываться  от  него  -  значит  сознательно  толкать  себя   к
ограниченности. Ведь не отказываемся мы от  "Сикстинской  мадонны"  Рафаэля,
хотя эта гениальная картина написана на религиозную тему. Мы не  так  глупы,
чтобы не понять, где проходит грань между живописным гением и  религией.  Не
думаю, чтобы  хотя  бы  один  советский  человек,  восхищенный  "Сикстинской
мадонной", вдруг стал верующим. Нелепость этой мысли очевидна. Почему же  мы всерьез считаемся  с  такими  смехотворными  мыслями,  когда  дело  касается импрессионистов?
Чем опасен Для нас новатор Пикассо, импрессионисты  Матисс,  Ван-Гог или
Гоген? Тот,  который,  кстати  говоря,  вступил  в  борьбу  с  колониальными
французскими властями за независимость таитян?
Что  в   этом   опасного   или   дурного?   В   каких   завистливых   или
приспособленческих мозгах может появиться мысль о  необходимости  вычеркнуть из  человеческой  и,  в  частности,  нашей  культуры  плеяду блистательных художников? Константин Паустовский. Золотая роза

 

 
В доме на улице Карсель в Париже. 1881


Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Щит и латы. Посох и заплаты.
Мера окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает для себя. Юрий Левитанский. 1983 год

***
#блог-искусство-и-художественная-культура


Блог "Искусство и художественная культура" * Blog "Art and Artistic Culture"

#гоген, #Поль-Гоген, #постимпрессионизм, #импрессионизм, #impressionism, #art, #пленэр, #пейзаж, #artist, #живопись, #арт, #painting, #искусство, #museum, #природа, #мир, #блоггер, #landscape-painting, #artwork, #блог-искусство, #выставка, #реализм, #russianart, #творчество, #pleinair-painting, #блог-искусство, #художественная-культура, #французская-живопись, #артблог, #Атуона, #живописьмаслом, #artblog, #культура,




Комментарии