#45 Викторина "Художники эпохи модернизма"



Современное искусство или модернизм - это ответ творческого мира на рационалистические практики и перспективы, обусловленные технологическим прогрессом индустриальной эпохи.
Художники стремились представить свой опыт современной жизни достаточно новаторски.

Термин "модернизм" применяется к большому количеству художественных жанров и видов искусства, таких как скульптура, фотография, архитектура и декоративное искусство .

Движение модернистов насчитывает более века. Оно характеризуется желанием художника представить предмет таким, каким он существует в реальном мире, с его уникальной точки зрения, отвергая общепринятые или традиционные стили и ценности.

Рождение модернизма и современного искусства восходит к промышленной революции. Период резкого скачка в производстве, транспорте и технологиях начался в середине XVIII века и продолжался веcь XIX век, оказывая глубокое влияние на социальную, экономическую и культурную ситуацию в Западной Европе, Северной Америке и, наконец, во всем мире.

Новые средства передвижения, такие как железная дорога, паровой двигатель и метро, изменили образ жизни, работы и передвижения людей, расширив их мировоззрение и доступ к новым идеям.

С процветанием городских центров рабочие стекались в города в поисках рабочих мест. Городское население резко увеличилось.

До XIX века художники чаще всего получали заказы на создание произведений искусства от богатых покровителей или таких влиятельных социальных институтов, как церковь. Большинство этих произведений изображали религиозные или мифологические сцены, рассказывали истории, предназначенные для просвещения зрителя.

В XIX веке ряд художников начали создавать искусство, основываясь на собственном личном опыте и выбранных ими самими предметах и объектах.

С публикацией знаменитой работы психолога Зигмунда Фрейда, "Толкование сновидений" (1899), а также популяризация идеи подсознательного, многие художники начали анализировать свои сны, их символику и создавать личную иконографию в качестве средства представления собственных субъективных переживаний. При этом все больше подвергая сомнению понимание искусства, согласно которому нужно реалистично представлять мир.

Зигмунд Фрейд

Некоторые художники экспериментировали с выразительным использованием цвета, нетрадиционных материалов, новых техник и новых медиа.

Среди этих новых медиа особое место занимает фотография, изобретение которой в 1839 году открыло радикально новые возможности для представления и интерпретации мира. Концептуально она представляла серьезную угрозу классическим художественным способам изображения объекта, поскольку ни скульптура, ни живопись не могли обеспечить такой же 
уровень детализации, как фотография.

Художникам пришлось искать новые способы выражения, что привело к новым парадигмам в искусстве.

В конце статьи викторина "Художники эпохи модернизма"


Теперь мы более ясно видим истоки современного искусства. Пришло время познакомиться с разными художниками, творчеством которых отмечена эта эпоха во всем мире и в различных художественных направлениях.

Коротко упомянем и основные произведения искусства. Проанализируем многообразные течения модернизма.

1 - ИМПРЕССИОНИЗМ (1870 - 1880)

Импрессионизм характеризуется тем, что через игру света и ярких красок пытается передать прекрасные моменты повседневной жизни. Особенно отчетливо это можно 
проследить в пейзажных картинах Клода Моне ( 1840-1926).

Клод Моне, вокзал Сен-Лазар, 1877 год

Изначально художественное течение не пользовалось большой популярностью у широкой публики, тогда как. напротив, художники всего мира превозносили его.
Со временем импрессионизм станет самым известным живописным течением в мире.
Главный вклад импрессионизма в современное искусство заключался в том, чтобы узаконить использование особой цветовой гаммы, тем самым проложив путь для абстрактного искусства XX века.

Импрессионизм

2 - ФОВИЗМ (1905-1907)

Фовизм (предположительно термин произошел от словосочетания "дикий кот" или "дикое животное", а также "олень") 

Google-переводчик


- это стиль живописи, который процветал во Франции на рубеже XX века. Художники-фовисты использовали чистые, яркие цвета, которые наносились на полотно прямо из тюбиков с краской, чтобы создать ощущение взрыва на своих полотнах.

Поль Гоген (1848–1903). Портрет молодой женщины. Вайте (Жанна) Гупиль. 1896 год. Масло, холст. 75 х 65 см Ордрупгаард, Шарлоттенлунд, Копенгаген

Фовисты рисовали прямо с натуры, как это делали импрессионисты до них, но работы фовистов были наделены более сильной экспрессивной реакцией на изображаемое. 
Официально представленные публике впервые в Париже в 1905 году, картины фовистов весьма шокировали посетителей Осеннего салона Общества изящных искусств. Один из посетителей, Луи Вексель, прозвал этих художников "фаворитами".

Окно, 1916, Анри Матисс. Масло, холст

Лидер группы - Анри Матисс (1869-1954), он становится предшественником стиля фовизм после того, как побывал адептом постимпрессионистского стиля Поля Гогена (1848-1903), Винсента Ван Гога (1853-90) и Жоржа Сёра (1859-1891).

Жорж Сёра (1859–1891), Гавань Грандкампа, лето 1885. Холст, масло, 65,4 x 81,2 см.

Творческие поиски Матисса заставили его отказаться от традиционных представлении о трехмерном пространстве и вместо этого искать новое живописное пространство, определяемое движением цвета.

Винсент Ван Гог (1853–1890). Автопортрет художника. Декабрь 1887 г. - февраль 1888 г.  Масло, холст. 65,1 х 50 см. Музей Ван Гога, Амстердам (Фонд Винсента Ван Гога)

В 1905 году он выставляет свою знаменитую картину "Портрет женщины в шляпе". В этом портрете яркие цвета (синий, зеленый и красный) формируют полный энергии и выразительный женский образ. Манера произвольного нанесения краски, оставлявшая пустые клочки необработанного холста, выглядело ужасно для зрителей того времени.

Винсент Ван Гог «Портрет женщины в шляпе» 1886 г. Холст, масло. 27.0 x 18.5 см. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Нидерланды



Другие великие фовисты - Андре Дерен (1880-1954) и Морис де Вламинк (1876-1958). Они разделяют интерес композиций Матисса к выразительным свойствам цвета. Желто-коричневые картины Дерена переводят каждый оттенок пейзажа в чистый цвет, который он наносит короткими мощными мазками. 


Великие деревья.  Андре Дерен. 1880-1954 гг. Холст, масло, 100 х 85 см.

Интенсивные и беспокойные водовороты цвета в произведениях Вламинка обязаны своим появлением выразительной силе Ван Гога.

Морис де Вламинк. Пшеница. 1946. Холст, масло.

Для большинства этих художников фовизм был этапом перехода и обучения. К 1908 году возродившийся интерес к видению Полем Сезанном порядка и устройства природных объектов заставил многих из них отказаться от бурной эмоциональности фовизма в пользу логики кубизма. Только Матисс продолжил намеченный им путь, достигнув тонкого баланса между своими эмоциями и миром, который он рисовал.

Фовизм

3 - КУБИЗМ (1909-1914)

Кубизм является художественным авангардным течением начала XX века.
Создан знаменитым Пабло Пикассо (1881-1973), а также чуть менее известным, но не менее значимым Джорджем Браком (1982-1963).
Это движение в большей мере затронуло европейскую живопись и скульптуру.

Розовая скатерть, Жорж Брак, 1938. Холст, масло, песок. 87,5 x 106 см (34,45 x 41,73 дюйма). Национальный музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Испания

Повлияло оно также и на течения, связанные с развитием музыки и литературы.
В живописи кубизм - это прежде всего стремление художника создавать работы с простыми и ярко выраженными формами. 

Пабло Пикассо (1881–1973). Дамы Авиньона. 1907 год. Масло, холст. 243,9 x 233,7 см. 
Музей современного искусства, Нью-Йорк

Эта стилистика, например, породила в 1907 году полотно "Авиньонские девицы" Пабло Пикассо. Более точно произведение можно отнести к стилям предкубизма и примитивизма.

Кубизм

4 - ФУТУРИЗМ (1909-1914)

Футуристическое искусство, основанное Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), прославляло скорость, технологии, автомобили, самолеты и научные достижения.
Это само по себе очень влиятельное течение в значительной степени заимствует у  художников, работающих в стиле неоимпрессионизма, итальянского дивизионизма, а также кубизма, их фрагментированные формы и множественность ракурсов.

Филиппо Томмазо Маринетти. Слова на свободе, 1914 год

Основное художественное влияние футуризма на современное искусство заключалось в том, чтобы ввести движение в холст и связать красоту с научным прогрессом.

Футуризм

5 - ЭКСПРЕССИОНИЗМ (с 1903 года)

Экспрессионизм это движение модернистов, которое возникло в Германии в начале XX века. Это художественное течение подталкивало художников к искажению реальности своих предметов для  выражения своих эмоций, чувств и идей.
Экспрессионистская картина характеризуется преувеличенными чертами, жестами и выражениями, а также формальным искажением и акцентом на физические атрибуты, которые  и вызывают эмоциональную реакцию.

Избранное место, 1940, Пауль Клее

Отбросив многовековые художественные традиции, экспрессионисты изменили весь ландшафт современного искусства и вдохновили многих художников XXI века позволить своим эмоциям взять бразды правления в свои руки.

Экспрессионизм

6 - ДАДАИЗМ (1916-1924)

Это живописное движение, также именуемое дада, является одновременно нигилизмом и антиискусством зародилось в начале XX века.
Его истоки многочисленны, он появился одновременно в Цюрихе, Нью-Йорке. Берлине, Кельне, Ганновере и Париже.

Альберт Мертц (1920-1990) - Камуфляж II (холст, масло, 1965)


Появившееся в ответ на ужасы Первой мировой войны, дадаистское движение отвергало причины, рационализацию и порядок зарождающегося капиталистического общества, вместо этого продвигая хаос, бессмыслицу и антибуржуазные настроения.

Дадаизм часто отличается юмором и фантазией, и стремится к абсурду. Такой подход является своеобразной сатирической критикой социальных и политических сил, которые в значительной степени ответственны за Первую мировую войну.

Дадаизм


7 - СЮРРЕАЛИЗМ (с 1924 года)

Сюрреализм, основанный парижским писателем Андре Бретоном (1896-1966), был модным художественным движением межвоенного периода, хотя этот стиль не утратил актуальности и сегодня.
Наполненный абстракциями и образами, это течение возникло из нигилистического дадаистского движения, большинство членов которого превратились в сюрреалистов, но в отличие от дадаизма, сюрреализм не был ни антиискусством, ни антиполитикой.

Солнце и жизнь, Фрида Кало, 1947. Масонит, масло. 40 х 50 см. Галерия Арвиль, Мехико, Мексика

Живописцы-сюрреалисты использовали различные методы окраски, отображая мечты, галлюцинации, автоматически генерируя случайные изображения. Таким образом они смогли избегнуть влияния рационалистических мыслительных процессов при создании произведений искусства.

Сюрреализм

8 - АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ (1948-1960)

Заметный стиль абстрактной живописи, получивший наибольшее развитие в Нью-Йорке по окончании Второй мировой войны.

Мерцающая субстанция. Джексон Поллок. 1946. Музей современного искусства - Нью-Йорк, США. Картина - холст, масло. Высота: 76 см, Ширина: 62 см

Включал в себя два основных стиля: живую жестовую форму живописи, популяризированную Джексоном Поллоком (1912-1956), и гораздо более пассивный, ориентированный на настроение стиль, известный как живопись «Цветового поля», которую представлял Марк Ротко (1903 - 1970).

Марк Ротко, Без названия, 1969. Музей Бильбао

Главный вклад абстрактного экспрессионизма в современное искусство - популяризация абстракции. Поллок изобрел новый стиль называемый «живопись действия», эксплуатирующий эффект эмоционального воздействия больших пространств цвета.

Абстрактный экспрессионизм

9 - ПОП-АРТ (КОНЕЦ 1930х - 60е годы)

Стиль искусства, отражающий в своих образах тенденции популярной культуры и массового потребления в Америке 1960-х годов.
Поп-арт возник в Нью-Йорке и Лондоне в конце 1950-х годов и стал доминирующим авангардным стилем до конца 1960-х годов.

Энди Уорхол, Большой рогатый барашек, из исчезающих видов, 1983

Используя смелые, легко узнаваемые изображения и яркие цвета, художники, работающие в стиле поп-арта, такие как Энди Уорхол ( 1928 - 19­87), создавали иконографию стиля на основе фотографий популярных знаменитостей, плакатов с  кинозвездами, рекламных буклетов, афиш, упаковок для потребительских товаров и комиксов. Все это содействовало сокращению разрыва между коммерческим и изобразительным искусством.



Конец эпохи модернизма положил подъем поп-культуры и рост художественных политико-социальных антиавторитарных вызовов, ставший ключевой тенденцией 1960-х.
Одной из триггерных точек смены эпох стал достопамятный 1968 год, впечатливший мир широкими демонстрациями, прошедшими в крупных европейских столицах, убийствами Бобби Кеннеди и Мартина Лютера Кинга.

На этом фоне эксперименты модернизма стали выглядеть все более и более старомодными и  уступили место тому, что известно как современное искусство. Основная черта нового искусства - побуждать художника к широкому общению со своей аудиторией, продвигая идеи собственного стиля, открывая двери арт-критикам.

Надеемся, что из рассказанного нами обнажилось значение  модернизма, этой огромной полноводной реки, состоящей из множества художественных течений. Оно прежде всего заключается в том, что работы модернистов передали миру мощный творческий посыл, который многим по сей день понятен и близок.


Итак, познакомившись с этим кратким экскурсом в модернизм, который направлен на упорядочивание и актуализацию имеющихся у читателей и гостей
блога "Искусство и художественная культура знаний", вы стали в каком-то смысле экспертом. 

Теперь взвешенная оценка достоинств художественных выставок модернистов будет вам по плечу, в чем вы немедленно можете убедиться, ответив на вопросы представленной ниже викторины.  

По окончании прохождения теста Вы сможете ознакомиться со статистикой правильных ответов. Все вопросы, представленные в этой небольшой викторине, основаны на тексте прочитанной Вами (надеемся, с большим удовольствием 💥) заметки. Проходить тест вы можете неоднократно.

До встречи!

Каждое мгновение поиска — это мгновение встречи. Пауло Коэльо




***
#блог_искусство_и_художественная_культура


Блог "Искусство и художественная культура" * Blog "Art and Artistic Culture"

#art,#art_history, #modernismo, #19th_century, #19th_century art, #modernism, #modernist, 20th_century, #1900s, #antoni_gaudi, #barselona, #modern_architecture, #modern_art, #gaudi, #modernist_art, #modern, #modernity, #france, #Paris, #museum, #picasso, #interesting, #futurisme, #avignon, #futuristic, #filippo_tommaso_marineti, #manifesto_futurista, #style, #poster, #matisse, #fauvism, #abstraction, #impressionosm, #creative, #decor, sketch, #urban, #искусство, #история _искусства, #модернизм, #19_век, #искусство_19_века, #модернизм, #искусство_модернизма,#20_век, #1900е, #антони_гауди, #барселона, #modern_architecture, #modern_art, #гауди, #искусство_модернизма, #модерн, #современность, #франция, #Париж, #музей, #пикассо, #интересно, #футуризм, #авиньон, #футуристический, #филиппо_томмазо _маринти, #манифест_футуриста, #стиль, #постер, #матисс, #фовизм, #абстракция, #импрессионизм, #креатив, #декор, #эскиз, #урбанистический,


Комментарии