#50 Кроссворд "Притча о блудном сыне в искусстве"

Польза кроссвордов заключается прежде всего в тренировке памяти. Это эффективная методика наращивания словарного запаса, а значит, воспитания интеллектуала. Кроссворд в руках творческого родителя или педагога может стать самым лучшим развивающим инструментом. 

Разгадывание и составление кроссвордов – это не просто времяпрепровождение, заполняющее досуг. Это содержательная творческая работа с большим объёмом самой разной информации, запоминание, сопоставление и расширение кругозора. Умственное развитие - необходимая часть воспитания разносторонней личности. Кроссворды можно сравнить с учёбой, но, в отличие от неё, дети больше воспринимают решение головоломки как игру. Благодаря такой игре ребёнок проявляет больше усидчивости, игра в кроссворды, эффективно сказывается на умственных показателях. Решая лёгкие кроссворды, ребёнок тренирует память и настраивает мозг на решение в будущем более сложных головоломок. Когда ребёнок подрастёт, а с ним вырастет и его словарный запас, можно проводить время за решением кроссвордов всей семьей. Это поможет ей не только сблизиться, но и избегать ссор и конфликтов. Всё дело в том, что за решение задач и головоломок отвечают надбровный и боковой участки коры головного мозга. Именно эти участки человек активно использует и во время ссоры. То есть если перенаправить их работу с ссоры на решение головоломок, то можно уменьшить или вовсе исключить конфликты в семье. 

Кроссворд - эффективный способ контроля того, что запомнил ребёнок. Кроме того, если ребёнок подружится с кроссвордами, никаким школьным тестом его уже не испугаешь.

Решение головоломок является интересным и очень эффективным способом закрепления знаний и получения новой информации.


Кроссворд является наиболее эффективным и удобным в использовании для работы с учебным текстом и терминологий. Кроссворд – это игровая методика, сущность которой заключается в разгадывании слов по приведенным определениям.

Каждый учебный предмет выдвигает свою классификацию кроссвордов, и это вытекает из своеобразия данной учебной дисциплины. Поэтому проще за основу взять главную обучающую цель занятия.

Кроссворд помогает: 

  • организовать самостоятельную работу; 
  • вызвать интерес к изучаемой теме; 
  • формированию терминологической грамотности, то есть более прочному усвоению терминологический аппарата учебной дисциплины.

Кроссворд – это «игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры».

Выделяют разные виды и формы кроссвордов: классический кроссворд, кейворд, чайнворд, сканворд и т.д.

 Анаграммный кроссворд: для решения этого кроссворда необходимо из нескольких слов составить одно слово-анаграмму и вписать его в кроссвордную сетку. Например: шаман + рак = шарманка.

Английский кроссворд, или филворд, представляет собой поле, заполненное буквами. В этом поле вам необходимо искать и вычеркивать различные слова. В английском филворде слова вычеркиваются по прямой линии в любом направлении. При этом одна буква может входить в несколько слов. После вычеркивания всех слов могут остаться буквы, из которых необходимо сложить какое-то слово или фразу.

Ассоциативный кроссворд: в его сетке пересекаются не слова, а их определения, в роли которых как раз и выступают ассоциации. При этом те ассоциации, которые находятся на границах слов, относятся к обоим из них. 

Кейворд или ключворд - разновидность кроссворда, в котором буквы заменены числами. Одинаковым числам соответствуют одинаковые буквы. Необходимо найти соответствие между ними, чтобы в результате получилась сетка, заполненная словами, как в обычном кроссворде. Иногда к кроссворду дается табличка с цифрами, куда выписываются под свои номера буквы из уже отгаданных слов. В этой же табличке, или в самом кроссворде, даются буквы-подсказки.

Классический кроссворд являются одной из самых ранних разновидностей кроссвордов. В отличие от скандинавских кроссвордов, в классических кроссвордах все вопросы представлены в виде отдельного пронумерованного списка. Ответы необходимо вносить в поле кроссворда в соответствующие блоки из пустых ячеек слева направо и сверху вниз, как правило, в именительном падеже в единственном числе, за исключением слов, правописание которых предусматривает только множественное число.

Прародителем линейного кроссворда является чайнворд. Слова-ответы образуют цепочку слов методом стыкования, то есть слова не пересекаются, а только стыкуются друг с другом. В результате цепочка превращается в две одинаковых цепочки из разных слов, различающиеся только разбивкой. Например, цепочка «ЛистопадРесторанТракт», в другой разбивке превращающаяся в «ЛисТопАдресТорАнтракт».

С фрагментами: определения в кроссворде этого типа задаются в виде изображений (рисунков, фотографий и т.д.).

Другое его название – сканворд. Этот тип кроссворда появился на страницах многочисленных изданий сравнительно недавно, но сразу же стал самым популярным видом кроссворда. В сканворде определения слов даются в квадратиках прямо внутри сетки, а слова вписываются по направлениям, указанными стрелками. В этих кроссвордах особые определения слов. Они могут обозначать все что угодно. Иногда нужно отыскать синоним данного слова или его антоним. В этих кроссвордах все вопросы внесены прямо в сетку самого кроссворда. При помощи стрелок-указателей определяется расположение разгадываемых слов. В отличие от классических кроссвордов, разгадываемые слова в сканвордах имеют большее количество взаимных пересечений, что в некоторой степени упрощает их разгадывание. В связи с ограниченным пространством для написания вопросов, в сканвордах очень распространены вопросы-задания, построенные на различных ассоциациях, словах-антагонистах, словах-синонимах, определениях пропущенных слов в различных известных словосочетаниях. На данный момент сканворды являются одними из самых популярных разновидностей кроссвордов.

Чайнворд: данный вид кроссворда, представляет собой цепочку слов, в которой последняя буква первого слова является первой буквой второго и т.д. То есть, слова в чайнворде не пересекаются, а только стыкуются друг с другом. 

Ребусный кроссворд - отличается от кроссворда с фрагментами только тем, что в качестве рисунка-определения используется ребус, решив который можно вписать слово в кроссворд.

Сочетание кроссворда с другими методами арт-педагогики (коллаж, глоги, интеллект-карта, инфографика, эссе, инсценировки) позволяет расширить возможности метода и задействовать разные типы восприятия информации (зрительная, слуховая и т.д.).

 Использование кроссвордов на уроках целесообразно при соблюдении ряда условий: 

1) заранее проверена доступность кроссворда;

2) наличествуют объективные стимулы (мотивы), побуждающие обучающихся работать на лучший конечный результат;

3) создана на занятии обстановка естественной игровой ситуации;

4) обеспечены при работе с кроссвордами только положительные эмоции обучающихся;

5) в ход решения внесен элемент состязания между обучающимися;

6) предусмотрено обсуждение ответов на вопросы кроссворда, их уточнение, а в случае расхождения мнений - проведение дискуссий. 

При составлении кроссворда должны быть учтены следующие правила:

1. Не допускается наличие “плашек” (незаполненных клеток) в сетке кроссворда.

2. Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.

3. Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.

4. Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.

5. Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.

6. Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.).

7. Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.

Также необходимое условие работы с кроссвордами на уроках – продумать формы работы:

1. Коллективная (когда все обучающиеся под руководством преподавателя разгадывают кроссворд);

2. Групповая (когда группа поделена на подгруппы, каждая подгруппа решает кроссворд сообща);

3. Парная (когда предлагается задание двум обучающимся, сидящим за одним столом, компьютером);

4. Индивидуальная (когда разгадывает кроссворд один обучающийся).

Процесс   отгадывания кроссвордов является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ученика. Отгадывание кроссвордов оттачивает и дисциплинирует ум, приучая учеников к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Отгадывание можно рассматривать как процесс творческий, а сам кроссворд - как творческую задачу.

Кроссворд как метод обучения или контроля позволяет детализировать конкретные разделы и сложные темы учебной дисциплины, обеспечивает быстрое запоминание термина и его значения, активизирует внимание, память, логическое мышление, речь.

Этапы составления учебных кроссвордов

1. Выбираем вид кроссворда: лучше использовать ассиметричные, нестандартные, со свободным расположением слов.

2. Составляем список терминов (в зависимости от типа занятия и его целей). Старайтесь включить в кроссворд как общенаучные термины, так и специальные.

3. Составляем вопросы к выбранным терминам.

4. Нумеруем поле и вопросы.

5. Печатаем кроссворд (при необходимости).

Критерии оценивания результата.

Несомненно, критерии зависят от многих факторов и должны определяться преподавателем индивидуально, можно лишь выделить отдельные базовые пункты:

доля отгаданных слов;

доля ключевых терминов;

точность и однозначность формулировок вопросов




Разгадать кроссворд можно по ссылке



***
#блог-искусство-и-художественная-культура


Блог "Искусство и художественная культура" * Blog "Art and Artistic Culture"

Комментарии