#59 Птицелов. Василий Григорьевич Перов



Слева внизу авторская дата: 1870 г. Поступила в 1892 году из собрания С.М. Третьякова. 

Творчество крупнейшего русского художника-реалиста второй половины  XIX века В.Г. Перова было многообразно. Его картины "Чаепитие в Мытищах", "Крестный ход на Пасхе", "Приезд гувернантки в купеческий дом", "Проводы покойника", "Тройка" разоблачали власть имущих и вызывали сочувствие к обездоленным и угнетенным. Художник создал прекрасные портреты своих современников А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, В.И. Даля. В.Г. Перовым нарисовано несколько картин, посвященных теме охоты. Среди них известная картина "Охотники на привале", "Рыболов", "Ботаник", "Голубятник". Картина "Птицелов" написана Василием Григорьевичем Перовым в 1870 году. 

Рассмотрим содержание картины буквально. Картина Василия Григорьевича Перова "Птицелов" была создана в 1870 году и на ней изображен птицелов со своей дочерью, возвращающихся с охоты. Отец держит в руках убитых птиц и ружье, а дочь восхищена своим отцом и интересуется охотничьим трофеем.

Эта картина является примером реализма в русском искусстве, где художник передает детали быта и образ жизни русской деревни в XIX веке. Она также символизирует семейные ценности, где отец находится в центре внимания как охотник, защитник и образец для своей дочери, которая интересуется его делом.

История птицелова, которую изображает Перов, была обычной практикой в России на протяжении многих лет. Охота на птиц была развлечением зажиточных людей и средством получения дополнительного дохода для бедных. Охотники использовали различные способы и методы для ловли птиц, такие как клеймление, сети и ловушки. Несмотря на то, что птицеловство было широко распространено, оно вызывало ропот любителей птиц и у людей, которые заботились об охране дикой природы и ее ресурсов.

Таким образом, картина "Птицелов" Василия Перова отражает традиционные ценности русской культуры и восхищение семьей, а также помогает сохранить историю и понимание русской деревенской жизни и ее традиций.

...Раннее весеннее утро. Солнце уже бросило свои первые лучи на молодую зелень, позолотило стволы кряжистых деревьев. На опушке леса расположился старый птицелов. Парнишка, пришедший вместе с ним, примостился рядом. Он весь - внимание. Глаза, не отрываясь, смотрят туда, где запрятан силок для птахи, привлеченной манком птицелова.

По поводу этой картины знаменитый русский критик Владимир Васильевич Стасов писал: 

"Много ли наших картин можно сравнить с его нынешним "Птицеловом"? Ведь это точь-в-точь будто отрывок из лучшего и талантливейшего, что есть в охотничьих очерках Тургенева. Ни один из двух этих талантов не уступит другому по силе душевной характеристики, по натуре, по естественности и простоте". 

Полотно «Птицелов», было написано Василием Григорьевичем Перовым в поздних годах его жизни и датируется 1870 годом. Относится к жанровой живописи художника. Первый биограф Перова Собко справедливо писал, что жанровые произведения Перова этих лет представляли собой 
«изображения мирных страстей или, лучше сказать, пристрастий человеческих к разным окружающим предметам…»
В картинах Перова 70-х годов обнаруживается стремление автора ближе подойти к человеку, проникнуть в глубину его психологии, его повседневных интересов, понять, что составляет содержание его жизни, сокровенное его души. Необыкновенно реалистичная, немного трогательная работа была написана под впечатлением увиденной сцены в осеннем лесу. Изображенная на картине сцена была подмечена художником в ходе его прогулки по осеннему лесу, потому картина может по праву считаться реалистичной. Сюжет картины чрезвычайно несложен. Старик, судя по одежде лакей, и мальчик, расставив силок, подстерегают птицу. Этот сюжет, не составляющий сам по себе ничего примечательного, был использован Перовым, чтобы создать яркую психологическую характеристику старика-птицелова.

1870 год был самым тяжелым в личной жизни Перова: от эпидемии за один год у него умерла жена и двое старших детей, остался один младший сын. Смириться с этим было невозможно. Боль утраты лишала художника сил, он терял веру в жизнь. Спасали только друзья, природа и редкие светлые воспоминания. Осенью 1870 года, гуляя по лесу со своим другом, художником Прянишниковым, Василий Перов увидел старика, лежащего на земле, который потихоньку свистел в дудочку, заманивая птичку, а рядом с ним - мальчишка. На Руси птиц часто ловили в это время, чтобы зимой они услаждали слух своим пением слух, а на Благовещение пичужек выпускали на свободу. Возвратившись домой, Перов принялся за написание «Птицелова». 

Ему ли не знать того душевного трепета, когда сидишь в засаде и ждёшь, что в западёнку угодит доверчивая пичуга. Сколько он переловил их под Арзамасом, ёжась  в прохладе раннего утра,  слушая  еще робкие  лесные звуки! А когда восходящее солнце  птицы  встречали пением, то и ловить не хотелось, а только бы слушать и слушать. Божьи создания, как они радовали своим весёлым многоголосием! Он вспоминал, как, будучи маленьким мальчиком, вот также испытывал душевный трепет, сидя в засаде и ожидая, когда, наконец-то, в западню попадет доверчивая птаха. Так хотелось зимой слушать эти незамысловатые трели.

Старик-лакей и барчук заняты приманкой птиц. Отставной солдат, служащий лакеем в помещичьей усадьбе, лежит у дерева, а сосредоточенно наблюдающий за птичкой опрятно одетый мальчик, возможно сынок небогатого помещика, сидит рядом. Старик терпеливо ждет, заманивая птицу в силок, посвистывая в дудочку. Он обещал поймать птаху для ребенка, и мальчик напряженно следит за поведением пичужки, стараясь ничего не упустить из вида, держа наготове клетку. Осенний лес выступает декорацией к действию. Внимательно приглядевшись, можно увидеть, как, привлеченные звуками дудочки, на звук летят птицы. Клетка в руках барчука готова принять одну из них, что птичьи трели помогли пережить долгую и холодную зиму. Картина "Птицелов" получилась душевной и бесхитростной. Последние сумеречные осенние денечки, ветер, налетая порывами, срывает уцелевшие на ветках побуревшие листочки. Но сквозь многолетние уже обнаженные стволы пробивается утреннее солнышко, озаряя своими золотистыми лучами маленькую полянку и птицеловов.

Известно, что осенний лес в картине был написан в соавторстве с Алексеем Кондратьевичем Саврасовым. Это немного мрачная лесная даль, расплывающаяся в мареве солнечных лучей, где, присмотревшись, можно заметить несколько птиц. Фон немного сказочен, даже мрачноват. Но герои картины, полные нетерпения, жизнелюбия, уравновешивают осеннюю скудность и цветовое однообразие. 

Сноровка и опытность престарелого лакея выдает в нем бывшего солдата, участника войн. В молодом барчуке, лакей нашел верного ученика, внимательно следящего за всеми манипуляциями слуги. Еще мгновение и птичка будет поймана. Лица у персонажей картины настолько живые, а их мимика так реалистична, что представляешь, как спустя несколько минут птицеловы, поймав птичку, поднимутся и пойдут домой. Глядя на персонажей картины, зритель, как бы представляет, что знаком с ними и невольно сопереживает им, погружаясь в созданный живописцем мир.

Традиция ловить птиц существовала многие века. После зимы пленниц всегда выпускали, чтобы осенью снова поймать лесную певунью, ради ее трелей в доме во время зимней стужи.

Этот трогательный обычай описал Александр Сергеевич  Пушкин:

           
    В чужбине свято наблюдаю
          Родной обычай старины:
          На волю птичку выпускаю
          При светлом празднике весны.

Судя по всему удача уже сопутствовала героям, так как в левом нижнем углу картины мы можем видеть следующее: сачок, а рядом с ним перевязанная тканью птичья клетка.

Удивительная реалистичность картины, ее наполненность добротой, любовью к родному краю, безупречная композиция, точный колорит, талантливое и кропотливое внимание к деталям и снаряжению - вот, что характерно для этой работы мастера. Целостность картины просматривается также и в отсутствии «пустых» частей фона. Здесь отсутствуют какие бы то ни было незаполненные фрагменты пространства: мрачный лес занимает собой второй план и является фоном, где мы внимательно приглядевшись, можем заметить других птиц. Одни летят по небу, другие расположились на ветвях деревьев. Не случайно за картины «Странник» и «Птицелов» художник получил звание профессора художественного училища, и вскоре начал преподавать в Московском Училище  живописи, ваяния и зодчества. Наставлял учеников: 
«Чтобы быть вполне художником, нужно быть творцом; а чтобы быть творцом, нужно воспитать ум и сердце, воспитать не изучением казенных натурщиков, а неусыпной наблюдательностью. Нужно так настроить чувствительность воспринимать впечатления, чтобы ни один предмет не пронесся мимо вас, не отразившись в вас, как в чистом, правильном зеркале». 
В картине можно увидеть стремление человека “поймать” свою птицу счастья и поделиться навыками с подрастающим поколением.

Как и большинство других холстов В.Г. Перова, “Птицелов” обращает на себя внимание непревзойденными по качеству прорисовками мельчайших элементов сцены из жизни и высоким реализмом описанного действия.

Отдельно следует отметить на изображении мастером лиц главных действующих лиц, их мимику. Великое мастерство Перова здесь просматривается в истинном знании психологии простого человека и умения показать на холсте при помощи красок все его мысли и чувства.

Душевно, бесхитростно пишет Перов...
В потрёпанной, старой одежде
В лесу на опушке лежит птицелов
И пристально смотрит в надежде,
Что глупый щегол к западне подлетит,
Спустившись с берёзовой ветки.
Представил, что птица внутри уж сидит,
А вот и запуталась в сетке...
Свистит птицелов потихоньку в манок
И зорко за всем наблюдает.
А рядышком с дедом сидит паренёк –
Мгновение он ожидает:
Ему к западне надо будет бежать,
Когда дёрнет дед за верёвку, -
Тогда, торопясь, станет он вынимать
Добычу из сетки неловко...
Написан сердечно, свежо «Птицелов», –
Талантливо и поэтично!
Немало полотен оставил Перов –
Понятных, простых и лиричных!

Иван Есаулков

 ***

#блог-искусство-и-художественная-культура

Блог "Искусство и художественная культура" * Blog "Art and Artistic Culture"
#перов, #реализм, #artist, #арт, #птицелов, #пленэр, #этюд, #живопись, #русскаяживопись, #жанр, #Саврасов, #пейзаж, #pleinair, #Стасов, #painting, #artwork, #мир, #pleinairpainting, #landscapepainting, #природа, #акварель, 


Комментарии