#61 ГЛЭМ-образование: перспективная педагогическая концепция


ГЛЭМ-образование – новый термин в педагогической реальности, происходящий от английского glamour отличается свойственной данному языку полисемичностью. Изначальный смысл его описывается понятиями «волшебство», «чары», «волшебная сила», «околдовать». Позднее появились значения, относящиеся  не к мистическим, а к личностным качествам человека - «шарм, обаяние, очарование, привлекательность». В английском языке выступает и со значением «приукрашивать, расхваливать». Как явление преображения реальности, уводящей из будничной скуки и однообразия в великолепную мечту, слово «гламур» характеризуется в современных словарях. Понятие «гламур» сегодня ассоциируется преимущественно с образом vie belle – красивой жизни, очаровывающей своим блеском, поражающей роскошью, впечатляющей экстравагантностью и шокирующей эксцессом.

ГЛЭМ-образование. "Блог искусство и художественная культура"



Глэм-культура впервые проявила себя в рамках самого легкомысленного и бездумного из всех стилей в искусстве – рококо, в произведениях Франсуа Буше, Антуана Ватто, а также причудливом, полном излишеств барокко. Сегодня для общества, ориентированного на рынки развлечений, удовольствий, шоу, роскоши и моды снова смыслообразующим ядром культуры стало стремление к пышности и внешнему величию, важным для потребителя глэм-культуры стал набор благ, который навязывает реклама.

ГЛЭМ-образование. "Блог искусство и художественная культура"



Основа такой культуры - приобретение привлекательного и запоминающегося, люксового внешнего облика (имиджа), создаваемого на основе соответствующих брендов, в свою очередь становящегося брендом персоны. К его внешним характеристикам относятся: вечная молодость, сексуальность, безупречность, спортивность, яркость, роскошность индивида, способность производить незабываемое впечатление на публику.

ГЛЭМ-образование. "Блог искусство и художественная культура"


Конструирование имиджа происходит через приобретение брендовых товаров высокого класса, которые представляют собой соблазн, который мотивирует все поведение индивида.

ГЛЭМ-образование. "Блог искусство и художественная культура"



Идеологически глэм-культура бессодержательна, характеризуется свободным, небрежным обращением с общечеловеческими ценностями вплоть до полного безразличия к ним.

ГЛЭМ-образование. "Блог искусство и художественная культура"

Психологически наиболее полно внутреннюю канву личности характеризуют такие акцентуированные черты как гедонизм, нарциссизм, холодная ирония в стиле COOL, имиджевый интеллектуализм, эротизм, шоу-шик, дефицит подлинности, эстетизм, экзотичность, рубрикаторское (рейтинги, ТОП-листы, номинации) мышление.

ГЛЭМ-образование. "Блог искусство и художественная культура"


Становление и эскалация глэм-культуры обусловлены тремя главными факторами.
Первый из них – потребительское отношение современного человека к жизни (консьюмеризм, сверхпотребление).

ГЛЭМ-образование. "Блог искусство и художественная культура"


Второй фактор – виртуализация, символизация и симуляция жизни.

ГЛЭМ-образование. "Блог искусство и художественная культура"

Третий фактор – ориентация на массовое общество, толпу, для которой характерны: склонность к стереотипам, некритическому восприятию действительности, культурной гомогенизации, мифотворчеству, идолопоклонству, иррациональному поведению; размытая идентичность, повышенная внушаемость, социальный инфантилизм, ситуационно-прагматическое отношение к ценностям культуры, эстетическая всеядность и моральный релятивизм.

ГЛЭМ-образование. "Блог искусство и художественная культура"

Глэм-культура направлена на вовлечение всех социальных слоев общества в свои сферы. Является мощным социальным трендом, оказывающим огромное влияние на мышление и поведение все возрастающего числа людей, на деятельность социальных институтов, к которым относят и сферу образования.

ГЛЭМ-образование. "Блог искусство и художественная культура"


Характерная для постмодернистского общества макдональдизация, одним из аспектов которой является гламур, по мнению автора концепции Дж. Ритцера, означает превращение принципов бизнеса по производству фастфуда в принципы жизни современного общества (эффективность, предсказуемость, калькулируемость и контролируемость) и организации жизнедеятельности общества в целом, включая образование. Яркость, привлекательность, своеобразный шарм гламура делают его незаменимым двигателем макдональдизации образовательной отрасли. Таким образом, к образованию сегодня предъявляются требования «гламурного продукта».

ГЛЭМ-образование. "Блог искусство и художественная культура"

Сфера образования – cложная система, объединяющая различные компоненты: контентный (содержание транслируемых знаний), коммуникативный, ценностный, организационный и др. Каждый из них в той или иной мере подвергается ползучей атаке глэм-культуры, проявляет её присутствие.

ГЛЭМ-образование. "Блог искусство и художественная культура"

В контентном аспекте образование в силу своей предметной неоднородности и дисциплинарного разнообразия избирательно реагирует на воздействие глэм-тренда. Содержание образования условно делят на четыре основных предметных цикла:
  •  естественно-научный, 
  • логико-математический, 
  • инженерно-технический и 
  • социально-гуманитарный. 
Все они уязвимы с точки зрения гламуризации. Примерами является роботизация как «гламурный продукт» инженерно-технического профиля, завоевание престижных премий математиками, внедрение броских, ярких, экстравагантных методов и технологий, содержательных элементов.

ГЛЭМ-образование. "Блог искусство и художественная культура"


Стремление к получению удовольствий как высшего блага и смысла жизни с точки зрения концепции гедонизма, способствует превращению образования из трудозатратной деятельности  в учение-увлечение, учение-удовольствие, учение-отдых. Это выдвигает на первый план развлекательную и рекреационную функции образования. Первая реализуется в таких образовательных формах как игра, шоу, презентация; вторая – означает превращение атмосферы образовательного учреждения в  перманентный праздник.

ГЛЭМ-образование. "Блог искусство и художественная культура"


Игровой момент при этом оправдан, так как является важной природосообразной стороной образования, поэтому дидактический смысл игры - условность, упор на воображение, имитационность – неотъемлемая часть образования.

ГЛЭМ-образование. "Блог искусство и художественная культура"

Интерактивная коммуникация субъектов образовательного процесса в рамках массового зрелищного представления - шоу, возникает в рамках сопутствующих образованию культурно-массового, социально-воспитательного и спортивноuj направлениq. Образовательная среда, превращенная в бесконечное шоу, становится развлекательно-образовательным перфомансом, с калейдоскопичной сменой ролей со стороны участников в рамках дихотомии зритель-актер.

ГЛЭМ-образование. "Блог искусство и художественная культура"


Карнавализм, свойственный праздничному эстетизму в соответствии с такими его особенностями как фееричность, броскость, яркость, зрелищность, калейдоскопичность придает образовательному процессу характер  «праздника жизни», а образовательному учреждению создает имидж сосредоточения приятного, необременительного времяпрепровождения и общения. От всех материальных и виртуальных представительств образовательного учреждения веет безоглядным оптимизмом, удовольствием, весельем, культом вечной юности и её незыблемых прав. На это работают компоненты имиджа образовательного учреждения, создаваемые с помощью PR-акций; рекламная продукция профориентационного назначения (буклеты, листовки, постеры); дизайн главного интернет-портала  учреждения; атрибутика массовых мероприятий; внешний вид студентов (одежда, аксессуары).

ГЛЭМ-образование. "Блог искусство и художественная культура"


Основной ценностью глэм-образования под влиянием глэм-культуры становится получаемое имиджевое благо как внешняя форма достижения успеха. Документ об образовании (удостоверение, сертификат, диплом) становится символическим воплощением всех ожиданий от образовательного учреждения. Ценности культурного и когнитивного развития при этом даже не входят в сферу интересов индивида.  Чем престижнее полученное имиджевое благо – профессия, диплом, тем более образованным предстает их обладатель в глазах остальных людей. Ценность знаний замещается их символами с упором на их количество.

ГЛЭМ-образование. "Блог искусство и художественная культура"

Психология глэм-ориентированных участников образовательного процесса характеризуется бренд-ориентированным сознанием основанное на непрерывном имиджевом потреблении, принимающего форму гонки и соревнования со следующими достижениями: получение образования в известном образовательном учреждении, обучение модной профессии, обладание престижным дипломом, участие в дорогостоящей образовательной программе и т.д.

ГЛЭМ-образование. "Блог искусство и художественная культура"



Таким образом,  сегодня необходимо при построении образовательной среды не только учитывать фактор гламура, глянцевости как идеологии постсоциалистического общества, но и понимать его недостатки и использовать достоинства.

Источники:
Аленькова, Ю. В. ГЛЭМ-образование: миф или реальность. [Электронный ресурс] – URL: https://youtu.be/USUSVNVQqqo - (дата обращения: 15.01.2019)
Рябова М.Ю. Гламур как культурный концепт и философия повседневности. Вестник Кемеровского государственного университета. 2014;1(2):215-220. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2014-2-215-220
Философские перекрестки: Московско-Казанский сборник / под ред. М.Д. Щелкунова. – Казань: Казан. ун-т, 2012. – 182 с. [Электронный ресурс] – URL: https://docplayer.ru/37065557-Filosofskie-perekrestki.html - (дата обращения: 15.01.2019)

***
#блог-искусство-и-художественная-культура


Блог "Искусство и художественная культура" * Blog "Art and Artistic Culture"

#гламур, #стиль, #fashion, #model, #style, #мода, #glamour, #красота, #модель, #глэм-образование, #педагогика, #мода2021, #концепция, 


Комментарии