ГЛЭМ-образование – новый термин в педагогической реальности, происходящий от английского glamour отличается свойственной данному языку полисемичностью. Изначальный смысл его описывается понятиями «волшебство», «чары», «волшебная сила», «околдовать». Позднее появились значения, относящиеся не к мистическим, а к личностным качествам человека - «шарм, обаяние, очарование, привлекательность». В английском языке выступает и со значением «приукрашивать, расхваливать». Как явление преображения реальности, уводящей из будничной скуки и однообразия в великолепную мечту, слово «гламур» характеризуется в современных словарях. Понятие «гламур» сегодня ассоциируется преимущественно с образом vie belle – красивой жизни, очаровывающей своим блеском, поражающей роскошью, впечатляющей экстравагантностью и шокирующей эксцессом.
Глэм-культура впервые проявила себя в рамках самого легкомысленного и бездумного из всех стилей в искусстве – рококо, в произведениях Франсуа Буше, Антуана Ватто, а также причудливом, полном излишеств барокко. Сегодня для общества, ориентированного на рынки развлечений, удовольствий, шоу, роскоши и моды снова смыслообразующим ядром культуры стало стремление к пышности и внешнему величию, важным для потребителя глэм-культуры стал набор благ, который навязывает реклама.
ГЛЭМ-образование. "Блог искусство и художественная культура" |
Основа такой культуры - приобретение привлекательного и запоминающегося, люксового внешнего облика (имиджа), создаваемого на основе соответствующих брендов, в свою очередь становящегося брендом персоны. К его внешним характеристикам относятся: вечная молодость, сексуальность, безупречность, спортивность, яркость, роскошность индивида, способность производить незабываемое впечатление на публику.
Конструирование имиджа происходит через приобретение брендовых товаров высокого класса, которые представляют собой соблазн, который мотивирует все поведение индивида.
Идеологически глэм-культура бессодержательна, характеризуется свободным, небрежным обращением с общечеловеческими ценностями вплоть до полного безразличия к ним.
Психологически наиболее полно внутреннюю канву личности характеризуют такие акцентуированные черты как гедонизм, нарциссизм, холодная ирония в стиле COOL, имиджевый интеллектуализм, эротизм, шоу-шик, дефицит подлинности, эстетизм, экзотичность, рубрикаторское (рейтинги, ТОП-листы, номинации) мышление.
Становление и эскалация глэм-культуры обусловлены тремя главными факторами.
Первый из них – потребительское отношение современного человека к жизни (консьюмеризм, сверхпотребление).
Второй фактор – виртуализация, символизация и симуляция жизни.
Третий фактор – ориентация на массовое общество, толпу, для которой характерны: склонность к стереотипам, некритическому восприятию действительности, культурной гомогенизации, мифотворчеству, идолопоклонству, иррациональному поведению; размытая идентичность, повышенная внушаемость, социальный инфантилизм, ситуационно-прагматическое отношение к ценностям культуры, эстетическая всеядность и моральный релятивизм.
Глэм-культура направлена на вовлечение всех социальных слоев общества в свои сферы. Является мощным социальным трендом, оказывающим огромное влияние на мышление и поведение все возрастающего числа людей, на деятельность социальных институтов, к которым относят и сферу образования.
Характерная для постмодернистского общества макдональдизация, одним из аспектов которой является гламур, по мнению автора концепции Дж. Ритцера, означает превращение принципов бизнеса по производству фастфуда в принципы жизни современного общества (эффективность, предсказуемость, калькулируемость и контролируемость) и организации жизнедеятельности общества в целом, включая образование. Яркость, привлекательность, своеобразный шарм гламура делают его незаменимым двигателем макдональдизации образовательной отрасли. Таким образом, к образованию сегодня предъявляются требования «гламурного продукта».
Сфера образования – cложная система, объединяющая различные компоненты: контентный (содержание транслируемых знаний), коммуникативный, ценностный, организационный и др. Каждый из них в той или иной мере подвергается ползучей атаке глэм-культуры, проявляет её присутствие.
В контентном аспекте образование в силу своей предметной неоднородности и дисциплинарного разнообразия избирательно реагирует на воздействие глэм-тренда. Содержание образования условно делят на четыре основных предметных цикла:
- естественно-научный,
- логико-математический,
- инженерно-технический и
- социально-гуманитарный.
Все они уязвимы с точки зрения гламуризации. Примерами является роботизация как «гламурный продукт» инженерно-технического профиля, завоевание престижных премий математиками, внедрение броских, ярких, экстравагантных методов и технологий, содержательных элементов.
Стремление к получению удовольствий как высшего блага и смысла жизни с точки зрения концепции гедонизма, способствует превращению образования из трудозатратной деятельности в учение-увлечение, учение-удовольствие, учение-отдых. Это выдвигает на первый план развлекательную и рекреационную функции образования. Первая реализуется в таких образовательных формах как игра, шоу, презентация; вторая – означает превращение атмосферы образовательного учреждения в перманентный праздник.
Игровой момент при этом оправдан, так как является важной природосообразной стороной образования, поэтому дидактический смысл игры - условность, упор на воображение, имитационность – неотъемлемая часть образования.
Интерактивная коммуникация субъектов образовательного процесса в рамках массового зрелищного представления - шоу, возникает в рамках сопутствующих образованию культурно-массового, социально-воспитательного и спортивноuj направлениq. Образовательная среда, превращенная в бесконечное шоу, становится развлекательно-образовательным перфомансом, с калейдоскопичной сменой ролей со стороны участников в рамках дихотомии зритель-актер.
Карнавализм, свойственный праздничному эстетизму в соответствии с такими его особенностями как фееричность, броскость, яркость, зрелищность, калейдоскопичность придает образовательному процессу характер «праздника жизни», а образовательному учреждению создает имидж сосредоточения приятного, необременительного времяпрепровождения и общения. От всех материальных и виртуальных представительств образовательного учреждения веет безоглядным оптимизмом, удовольствием, весельем, культом вечной юности и её незыблемых прав. На это работают компоненты имиджа образовательного учреждения, создаваемые с помощью PR-акций; рекламная продукция профориентационного назначения (буклеты, листовки, постеры); дизайн главного интернет-портала учреждения; атрибутика массовых мероприятий; внешний вид студентов (одежда, аксессуары).
Основной ценностью глэм-образования под влиянием глэм-культуры становится получаемое имиджевое благо как внешняя форма достижения успеха. Документ об образовании (удостоверение, сертификат, диплом) становится символическим воплощением всех ожиданий от образовательного учреждения. Ценности культурного и когнитивного развития при этом даже не входят в сферу интересов индивида. Чем престижнее полученное имиджевое благо – профессия, диплом, тем более образованным предстает их обладатель в глазах остальных людей. Ценность знаний замещается их символами с упором на их количество.
Психология глэм-ориентированных участников образовательного процесса характеризуется бренд-ориентированным сознанием основанное на непрерывном имиджевом потреблении, принимающего форму гонки и соревнования со следующими достижениями: получение образования в известном образовательном учреждении, обучение модной профессии, обладание престижным дипломом, участие в дорогостоящей образовательной программе и т.д.
ГЛЭМ-образование. "Блог искусство и художественная культура" |
Таким образом, сегодня необходимо при построении образовательной среды не только учитывать фактор гламура, глянцевости как идеологии постсоциалистического общества, но и понимать его недостатки и использовать достоинства.
Источники:
Аленькова, Ю. В. ГЛЭМ-образование: миф или реальность. [Электронный ресурс] – URL: https://youtu.be/USUSVNVQqqo - (дата обращения: 15.01.2019)
Рябова М.Ю. Гламур как культурный концепт и философия повседневности. Вестник Кемеровского государственного университета. 2014;1(2):215-220. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2014-2-215-220
Философские перекрестки: Московско-Казанский сборник / под ред. М.Д. Щелкунова. – Казань: Казан. ун-т, 2012. – 182 с. [Электронный ресурс] – URL: https://docplayer.ru/37065557-Filosofskie-perekrestki.html - (дата обращения: 15.01.2019)
***
#блог-искусство-и-художественная-культура
Блог "Искусство и художественная культура" * Blog "Art and Artistic Culture"
#гламур, #стиль, #fashion, #model, #style, #мода, #glamour, #красота, #модель, #глэм-образование, #педагогика, #мода2021, #концепция,
Комментарии
Отправить комментарий