#67 Франсуа Рюд. Марсельеза (выступление добровольцев 1792 года) 1833 -1836 годов, Париж


История создания памятника такова. Первый президент французской Третьей республики Тьер обратился к Франсуа Рюду с просьбой оформить Триумфальную арку Этуаль, строительство которой начато при Наполеоне; её оформление было закончено уже при Луи-Филиппе (король Франции после июльской революции 1830 года). Рельеф, посвященный добровольцам 1792 года, который украшает северную часть восточной стены, по направлению к Елисейским полям, соответствовал политической программе Луи-Филиппа: объединить всех французов, будь то революционеры, бонапартисты или роялисты. В нижней части представлены солдаты, молодые и старые, которые идут в бой, обученные Победой. Победу - Нику - зритель должен узнать по ее крыльям. Но очень быстро фигура стала восприниматься как аллегория Отечества.
Рюд умело сочетает обнаженные фигуры, запечатленные в античном стиле с живописными деталями других эпох, такими как костюм старого галльского воина. В центральной фигур художник передал древнюю символику крылатой Победы, облаченной в шлем и несущую эгиду на груди, подобно Минерве. жестокость жеста, Ее лицо с широко раскрытыми глазами, искаженный криком рот, исторгающий воинственный клич перед войсками, делает барельеф шедевром романтической скульптуры. Аллегория Отечества нашла такой резонанс в общественном сознании, что рельеф более известен под названием «Марсельеза». При этом изображение использовалось абсолютно всеми политическими партиями Франции. Эклектика рельефа затмила чистоту мысли, которую вкладывали в скульптурную композицию заказчики. 

LaMarseillaise
 
Франсуа Рюд (1784 - 1855) был крупнейшим представителем романтизма в скульптуре.


La Marseillaise


Свой прославленный рельеф он создал сразу после революции 1830 года для Триумфальной арки на площади Звезды (сейчас - де Голля). 



La Marseillaise



Сегодня перед ней горит вечный огонь.

La Marseillaise




Когда в 1792 года республиканским правительством был выдвинут лозунг "Отечество в опасности", тысячи добровольцев пополнили ряды армии.

La Marseillaise
 
Рюд представил их в едином порыве, воодушевленными гением свободы.

La Marseillaise

Тогда, во время первой французской революции, родилась песня Руже де Лиля - "Марсельеза", которая затем стала национальным гимном.

Триумфальная арка. Париж

В 1853 году начались работы по реконструкции Парижа. Многие старые кварталы были разрушены. На их месте проложены новые широкие улицы и бульвары.

La Marseillaise

Вот такая официальная версия об этом весьма любопытном рельефе. А ведь неправда ли, дорогой читатель, когда вы смотрите на это рельеф, в голове сразу же возникает некий сумбур. И чтобы не думать о несостыковках во всех версиях, объясняющих идею скульптуры, для большинства из нас все эти старинные статуи как бы ментально заволакивает пеленой.  Еще по школьным годам можно вспомнить, что любые мысли, про старинную скульптуру приходилось брать из официальных источников - свои мысли были настолько противоречивы, настолько не соответствовали толкованию учебника... 

La Marseillaise



Житель любого российского города, или хотя бы тот, что был в Петербурге, узнает в рельефе "Марсельеза" пафосный имперский (?) стиль. А вот как быть с сибирскими городами, которые, согласно официальным данным, отстраивались в сталинскую эпоху? Можно назвать множество городов, где мы увидим дома, арки и скульптуры,  словно братья-близнецы схожие с парижской триумфальной аркой. Они сопровождаются характерными сходящимися к центру восемью дорогами (бывает, что от них осталась только половина), солнечными или звездными лучами расходящимися от центра. Очень часто такая планировка используется при проектировании вокзальных или других ключевых, центральных площадей.

Триумфальная арка

Второй видимый пласт - античность. Античный стиль, вышедший прямиком из мифов древних Греции и Рима. Насколько известно в настоящее время, никаких революций в античные времена не происходило.




La Marseillaise


Интересно, что же родственного нашли революционеры с античными почитателями Олимпа и его обитателей?

La Marseillaise


Если продолжить анализировать мысль революционных художников, можно четко проследить советский стиль, который наиболее ярко представлен в статуях всевозможных матерей - от знаменитой Родины-Матери до матери Армении. Тем паче, что вечный огонь, который находится неподалеку от триумфальной арки, так живо напоминает о многочисленных вечных огнях, сетью опутавших все города, чьи героические жители пали на полях Великой отечественной войны.

La Marseillaise




При просмотре справочника о реконструкции Парижа 1853 года, и анализе его масштаба, вспоминаются картины руинистов, запечатлевших неведомые никому сегодня глобальные катастрофы и их последствия. 

La Marseillaise


В Российской Федерации советские поколения можно считать специалистами по всевозможным революционным статуям. Их мимике, пластике, мыслях и идеях, которые они призваны донести до зрителя.

La Marseillaise

Мужчина с внешностью волхва или мудреца, прижимающий палец к губам, разоблаченный подросток в обличье Дурака или Шута с колоды карт Таро; стремящийся вырваться из этой кучки полураздетый мужчина; да и сама жалкая горстка довольно своеобразных людей никак не навевают мысли об освободителях Франции, благородных добровольцах от гнета монархии, поддерживаемых восставшим в едином порыве народом. 

La Marseillaise



Сама Марсельеза вызывает готические ассоциации с Горгоной Медузой, Ламией, Гекатой, Никой, а кому-то и Кали напомнит. Или даже падшего ангела. О различных мифологических девах-птицах, валькириях, ангелах и архангелах, или волшебных птицах - Сирин, Алконост, Гамаюн - возможно, получивших воплощение в творении художника, пусть читатель поразмышляет самостоятельно. 

La Marseillaise


Голова статуи, ее лицо абсолютно не выглядит принадлежащим земной женщине. Это лицо наводит на мысли о гермафродите, внеземном существе, божественной или  дьявольской природы, вступившим и возглавившем земное воинство.

Изучая наследие художника, можно отметить, что над этой частью барельефа автор работал довольно долго, этот образ он тиражировал во многих своих творениях, мучительно отыскивая нужный образ. Это говорит нам том, что он создавал некое революционное божество. Это было бы так, если бы мы не обнаружили с некоторым удивлением, что над центральным мужским образом, зеркальным отражением Марсельезы, художник работал не менее тщательно. Потому, если рассматривать аллюзии с античностью, можно счесть, что крылатая женщина - божество-покровитель мужчины. И именно он вдохновитель и герой событий, запечатленных в барельефе.  Но почему тогда группа называется Марсельеза?


La Marseillaise



Интересно также наличие геральдических или мифологических зверей вокруг Марсельезы. Тут сразу же приходят на ум пинакли зверей королевы в Виндзорском замке, на зубцах часовни святого Георгия.

La Marseillaise

Отметим также, что на рельефе присутствуют два мужских персонажа с обнаженной головой, чей шлем, вероятно, водрузила на свою голову Марсельеза. По крайней мере, одного из них. Один из персонажей-лидеров активно призывает тех, кто вокруг него и за спиной к действию, а тот, что выглядит бесшумно возникшим среди растерянных остатков воинства, призывает умерить пыл. Возможно, это Марс и Гефест, хотя внешне на богов они похожи мало, скорее на земных царей, описываемых в мифах.

La Marseillaise

И опять противоречие - революционеры с царственным или божественным видом?

La Marseillaise


Поза этих героев также навевает мысли о библейских Моисее и Аароне, если не принимать во внимание их одеяния. 


La Marseillaise



И последний смысловой пласт, который можно увидеть в картине - это отсылка к древнерусским былинам. Если не принимать во внимание "Марсельезу", это просто новгородцы какие-то в борьбе за права своего священного Вече.
La Marseillaise


Мы видим один из бюстов Марсельезы во фригийском колпаке или ермолке. И начинаем размышлять о птице, которая сидит на нем, создавая одну из ключевых точек композиции. Более всего обе птицы похожи на петухов. Как известно, петух - один из символов Франции. Петух это также Меркурий. Двуликий бог. И не только. Вспоминается Швейцария и ее гвардия в яркой, петушиной форме. Они же - папская охрана. Также вспоминается птица Феникс. И василиск. Здесь уже стоит остановиться, поскольку ассоциативный ряд снова уводит нас очень далеко от сущности и природы революции.

La Marseillaise


Тем не менее еще одну отсылку стоит упомянуть. Это Золотой Петушок Александра Сергеевича Пушкина. Но, насколько можно вспомнить, петушок предупреждал о внешних, а не о внутренних врагах и не имеет отношения к революции. Работа Петушка - предупреждать о нашествиях.

Так что же зашифровал в статуе Франсуа Рюд? Многозначительно звучат имя и фамилия художника. Семантически, подбирая этот, по всей вероятности, псевдоним, живописец, возможно, подразумевал французский род. 

О каких событиях, связанных с Марселем, крупным портовым городом, с которых и начинаются революции, рассказывал Франсуа Рюд совместно с Руже Лиллем? 

Имя (псевдоним? прозвище?) последнего тотчас же запускает в памяти события прекраснейшей сказки "Три толстяка"...
***
#блог-искусство-и-художественная-культура

Блог "Искусство и художественная культура" * Blog "Art and Artistic Culture"


#мирталантовизнаний #искусствоихудожественнаякульутура #франция #скульптура #барельеф #триумфальнаяарка #франсуарюд #марсельеза #родинамать #вечныйогонь


Комментарии