#75 Художник золотого века укиё-э Утагава Хиросигэ

 


Художник Утагава Хиросигэ был одним из последних великих художников традиции укиё-э, мастер цветной ксилографии. 
Буквальное  значение термина - «изображения парящего мира». Укиё-э был особым жанром искусства, который процветал в период с семнадцатого по девятнадцатый век. Он отражал визуальное представление о Японии западного мира. Во многих смыслах такие изображения можно считать отражением философии гедонизма. Картины в стиле укиё-э часто представляют зрителю яркие огни, достопримечательности и характерные приметы Эдо (современный Токио): красиво одетых женщин, актеров и борцов, городскую жизнь и другие захватывающие пейзажи городских кварталов досуга периода Эдо (1603-1868). 
Утагава Хиросигэ был последним великим учителем укиё-э, популярной школы гравюры. Он превратил обычные пейзажи в достаточно интимные лирические сцены. Такая манера обеспечила ему коммерческий успех.

Хиросигэ можно считать универсальным художником. Но наиболее известен он своими пейзажами. Серия его шедевров «Сто знаменитых видов Эдо» (1856–1858) получила международное признание. Пейзажи запечатлели городские сценки в разные сезоны. Здесь представлена и шумная городская ярмарка и великолепные, склоняющие к вдумчивому созерцанию вишневые сады.

Другой шедевр - серия Годзюсан-цуги о Токайдо ("Пятьдесят три сезона Токайдо").

Тонкое использование цветов было важным в принтах Хиросигэ, часто состоящих из нескольких отпечатков в одной и той же области и с интенсивным использованием бокаси (градация цветов), причем обе техники были довольно трудоемкими.

Самый лучший и наиболее полный наборов гравюр на дереве Утагава Хиросигэ принадлежит Мемориальному художественному музею Ота в Токио. Каждая из 120 иллюстраций сочетается с описанием, позволяя читателям целиком погрузиться в эти прекрасные, яркие виды, которые стали задали ключевые парадигмы японизму и вдохновляли художников-импрессионистов, постимпрессионистов и художников в стиле модерн, от Винсента Ван Гога до Джеймса Макнила Уистлера.


Интересно, что художника в молодости звали Хиросигэ Андо, до того, как он стал  Хиросигэ Утагава.

Утагава Хиросигэ (1797-1858) родился в семье Андо Генемона, в доме на берегу реки Яширосу в Эдо. Его отец был самураем низкого ранга. Хиросигэ в детстве звали Токутаро, а позже называл себя также  Шигэемон, Тецудзо и Токубей. Другими словами, его настоящее имя - Токутаро Андо или Шигэемон Андо. В феврале 1811 г., ему было 15 лет, он поступил в Тойохиро Утагава и получил имя Хиросигэ. Затем, в 1832 году (3-й курс Тенпо), Хиросигэ занялся живописью. Став художником, Хиросигэ никогда не называл себя «Хиросигэ Андо».

Также упоминается как Итиюсай, Итиёсай, Уташиге и др. Ученик Тойохиро. Начал свою карьеру с работы над иллюстрацией к книге Kyoka (комическая поэма Tanka).

Будучи самураем, Хиросигэ мог взять имя Мэйдзи, Тайсё и Сёва.


«Иноуэ Бентен но Юки», Хиросигэ Утагава.
 
Впечатления от картины японца: "Гангстер, идущий к Бентену, одетый в большую утроенную шляпу, как Когараси Мондзиро, в пальто хаори, с длинной зубочисткой на нигиле во рту. Беспокоит фигурка молодой женщины, входящей в зал ...".

Среди его произведений выделяются следующие серии гравюр:

Знаменитые виды на восточную столицу ( Tōto Meisho jukkei , 1831 г.).
Пятьдесят три этапа маршрута Токайдо ( Tōkaid Gojūsantsugi , 1832-1834).
Знаменитые виды нашей страны ( Honcho meisho , 1832-1837).
Знаменитые виды Киото (Kyōto meisho, 1834-1835).
Знаменитые виды Осаки (saka meisho, 1834-1835).
Восемь видов на провинцию Оми (Ōmi hakkei, 1834-1835).
Шесть рек Тама в разных провинциях (Shokoku mutamagawa, 1834-1835).
Шестьдесят девять станций Kisokaidō (Kisokaidō Rokujūkyūtsugi, 1835-1842), в сотрудничестве с Кэйсай Эйсэн .
Первоклассные рестораны и чайные в Эдо (Edo kōmei kaitei zukushi, 1835-1842).
Пятьдесят три этапа маршрута Токайдо со стихами кёка  Kyōka Tōkaid, 1839-1840).
Импровизированные силуэты (Sokkyō kageboshi zukushi, 1840).
Пятьдесят три этапа маршрута Токайдо, издание Гёсё (Gyōsho Tkaid, 1841-1842).
Пятьдесят три этапа маршрута Токайдо, издание Рейсё (Reisho Tkaid , 1848-1852).
Пятьдесят три этапа маршрута Токайдо с фигурами (Jinbutsu Tōkaidō, 1848-1852).
Знаменитые виды Эдо (Edo meisho, 1853).
Знаменитые виды на более чем 60 провинций (Rokujū yoshū meisho zue, 1853–1858).
Знаменитые виды на 53 станции (Gojūsantsugi meisho zue, 1855).
Сто знаменитых видов Эдо (Meisho Edo hyakkei, 1856–1858).
Снег, луна и цветы (Yuki, tsuki, hana, 1857).
Тридцать шесть видов на гору Фудзи (Fuji Sanjū-Rokkei, 1858–1859), завершенных Хиросигэ II.



Работы Хиросигэ, особенно его серии 53 станции дороги Токайдо (1833—1834) и 100 видов Эдо (1856—1858) оказали большое влияние на французских импрессионистов (в частности, Моне) и русского художника Ивана Билибина. Винсент Ван Гог сделал копии двух картин из цикла 100 известных видов Эдо.
За всю свою жизнь Хиросигэ создал около 5400 гравюр.




Поджигание лисиц в канун Нового года под деревом эноки возле Одзи
(王子 装束 ゑ の 木 大 晦 日 のji Shōzoku enoki Ōmisoka no kitsunebi)

Хиросигэ, портрет Утагавы Кунисада


Утагава Хиросиге (1797-1858). 
Триптих из серии "Луна и цветы", изображающий двух женщин на веранде и третью подходящую к ним из сад. 

Из серии «Снег, Луна, Цветок». (Форма полумесяца на экране представляет луну.) Объем задается тенями, отбрасываемыми фигурами. 
Опубликовано Dansendo 1848. Один из лучших триптихов Хиросигэ. Прекрасный цвет, хорошее состояние. Подпись: Хиросигэ га.


Утагава Хиросигэ. Станция Оцу


Гэндзи Моногатари. Музей святого Реми 


Утагава Хиросигэ. 36 видов Фудзи


Утагава Хиросигэ. Сакура


Хиросигэ Утагава. Гравюра:№ 9 - Ôiso: Koiso and Koyurugi Strand (Koiso, Korugi no iso), 
из серии «Дорога Токайдо - Пятьдесят три станции» (Tôkaidô - Gojûsan tsugi no uchi). 

Ксилография (нисики-э); тушь и колер на бумаге. 
Период Эдо, ок. 1850–1851 (Kaei 3–4). 
Подпись: Хиросигэ га


Утагава Хиросигэ. Вечерний снег. Серия «53 станции Токайдо». Станция 15 - Камбара
1834 г. Художественный музей Гарварда, Кембридж

Одна из гравюр серии, созданной художником в 1830-х годах после путешествия по старинному тракту Токайдо. В основном мастера привлекали не сама дорога, почтовые станции и постоялые дворы, а окружающие пейзажи. В «Вечернем снеге» сочетание монохромных заснеженных крыш и холмов, и человеческих фигурок, облаченных в яркие одежды, выглядит особенно декоративно.


Знаменитые виды Хиросигэ на 60 с лишним провинций, Асакуса Эдо. 
Эдо: ярмарка в Асакусе. 
1853 г.


Хиросигэ Утагава. Название работы: Оцу

пл. 70 из факсимильного издания «Шестьдесят девять станций шоссе Кисо» 
(Kisokaido rokujukyu tsui). XX век
Цветная гравюра на дереве ХХ века 21,9 x 34,6 см (изображение); 2,9 x 34,3 см (лист) 


Хиросигэ I Утагава (1798-1858)
Из серии «Пятьдесят три станции Токайдо», т.н. «Кёка Токайдо». 
Лист №9 «Ясу».

Япония, 1840-1842 гг., репринт конец XIX в.
Подпись – Хиросигэ, издатель – Саноки.
Бумага, цветная ксилография; 21х28,7 см
Серия известна также под названием «Кёка Токайдо», кёка – короткое комическое стихотворение, на каждом листе серии размещено такое стихотворение.


Утагава Хиросигэ. Суругачō. 1856 г.

Ксилография, цветная; 33,8 х 21,6 см.
На гравюре изображены мужчины и женщины, пешеходы и носильщики на оживленной улице с видом на гору Фудзи вдали.


Утагава Хиросигэ. Дорога Токайдо Эдо


Утагава Хиросигэ. Храм Каннодо в провинции Бинго
1856 г. Институт искусств Миннеаполиса
Основные темы в картинах художника — мотив пути, дальней дороги, а также пейзажи и достопримечательности Эдо (ныне - Токио).


Утагава Хиросигэ. Цветущий сливовый сад в Камейдо
1857 г. Мемориальный театральный музей Цубоути, Токио

Это гравюра из серии «Сто знаменитых видов Эдо». В «Сливовом саде» и еще некоторых работах серии мастер применил необычный прием - выдвинул на первый план произвольный объект (ствол дерева, группу цветущих растений, часть садовой шпалеры) и через него продемонстрировал остальной пейзаж. В данном случае в роли такого объекта выступают ствол и несколько цветущих ветвей сливового дерева, создающие глубину и перспективу.


Утагава Хиросигэ. Квартал Сарувака ночью
1856 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Еще один лист из серии «Сто знаменитых видов Эдо». 

Вы все еще сомневаетесь в серьезном влиянии японских мастеров на импрессионистов и их наследников? Сравните «Квартал Сарувака» с такими произведениями, как «Бульвар Капуцинов» Клода Моне или «Ночное кафе» Винсента Ван Гога, «Оперный проезд в Париже» Камиля Писсарро... Многие знаменитые художники конца XIX - начала XX века увлекались японским искусством в начале творческого пути.

***
#блог-искусство-и-художественная-культура


Блог "Искусство и художественная культура" * Blog "Art and Artistic Culture"


⛩🏞 Японское искусство.Japanese art. #японская_гравюра #engraving #ксилография #art #woodcut, #beauty #арт #рисунок #Edo #укиё-э, #искусство_Японии #музей #Утагава_Хиросиге #Пейзажи #Токайдо, #Ван_Гог #период_Эдо #гедонизм #гейши #японское_искусство, #Ота #самурай #бокаси #принт #кёка
#Роспись #Рельеф #1780s #Оцу #Асакуса, #artblog #артблог #искусство_и_художественная_культура #искусство #художественая-культура,

Комментарии