Золотые нимбы византийских икон, теплое сияние, исходящее от кожи людей, изображенных на портретах эпохи Возрождения, сияющие закаты импрессионистов: свет и его символы - неотъемлемая часть канонов истории искусства.
Художники всегда старались осветить свои работы, используя постоянно обновляющиеся методы. Сусальное золото постепенно уступило место тщательно исполненным масляным картинам, которые, в свою очередь, уступили место коротким текстурированным мазкам, а затем материалам, разносимым по холсту с помощью ножа.
Трубчатый неон, электронно-лучевые трубки и световые туманности, появившиеся в художественных инсталляциях XX-го и XXI-го веков, возможно, шокировали своей новизной, но эти новые инструменты были лишь очередной ступенью художественной эволюции, пребывающей в вечном поиске.
Градации света и его отсутствия всегда были частью выразительных средств художников с незапамятных времен.
Если просвещение может быть как буквальным, так метафорическим, то искусство является лучшим инструментом для рассеивания теней невежества.
Сегодня художественные галереи, инсталляции, произведения все больше становятся похожими на маяки и призывают зрителя сквозь туман реальности, используя возможности широкого спектра жемчужин света, предоставляемых современными материалами и технологиями.
Святая Екатерина Александрийская. Караваджо. Мадрид. Музей Тиссена-Борнемисы. |
Настоящий прорыв сделали художники, которые посмели покинуть свою мастерскую, чтобы заняться рисованием на открытом воздухе.
К этому времени стало ясно, что естественный и современный мир, увековеченный на холсте, излучает тот же свет, что и библейские сцены итальянского Возрождения или скромные крестьяне фламандской школы.
Запечатлеть свет мира на холсте - это высокая гуманистическая задача, глоток свежего воздуха, полученный вдали от новых индустриальных городов-гигантов.
Это новый виток в извечной борьбе романтизма с натурализмом. Позднее импрессионисты уловили в своих картинах свет как мгновение бытия. Вместо того, чтобы освещать свои объекты золотой краской, эта группа художников сумела использовать сам свет в качестве выразительного материала.
Они постоянно исследовали новые способы использования краски для воспроизведения многогранности закатов, восходов, сумерек или рассветов.
Пейзаж с рекой и заливом вдалеке. Дж. М.У. Тернер. Париж. Лувр |
На этих изображениях мы видим, что линия создает форму, а тень создает глубину.
Рисунки Дж. Чиварди |
Иногда достаточно мелких штрихов, нескольких теней, разбросанных по поверхности, чтобы объект казался более живым.
Чтобы получить эффект реализма, необходимо правильно разместить тени и свет. Для этого необходимо наблюдение за моделью вживую или при помощи фото- и видеотехники. Важно установить логику и последовательность естественного проявления света на объекте. Тень по определению скрыта от источника света.
Далее в примерах свет исходит из верхнего левого угла, а тени размещаются в основном с правой стороны.
Источник света |
Затемненная область показывает зрителю глубину. Напротив, область слева белого цвета указывает на прямой контакт со светом или высокую степень освещенности. Следовательно, чем выше контраст между тенью и светом, тем больший рельеф возникает на изображении. Это явление и определяет важность использования светотени в живописи.
С башни. Караваджо. Рембрандт |
Тени градуируются по интенсивности и местоположению. Цвет также играет свою роль.
Лимон в разном освещении |
Дополнительные цвета |
- фиолетовый (красный + синий),
- зеленый (синий + желтый),
- оранжевый (желтый + красный).
Стога сена в Живерни. Оскар Клод Моне |
Молодая девушка с зонтиком. О.К. Моне |
Атон, бог солнца. Бог Атон - заходящее солнце |
Еще в Древнем Египте техника использования света в изображениях развивалась в рамках религиозных практик. Солнце Ра жители Египта называли Атум. Чтобы показать свою силу, некоторые фараоны провозглашали себя «Сыном Ра».
Маска Тутанхамона |
Таким образом, они показывал, что защищены от Солнца и имеют божественное происхождение.
Аполлон |
Православная иконопись берет истоки в византийской живописи Востока. Для них характерны одни и те же культурные коды. К примеру, фон выполнен без перспективы в золотом цвете, лица стилизованы и лишены эмоций. Каждый цвет символичен: золото символизирует превосходство, белый ассоциируется с золотом (как в одежде Христа). От святых исходит сияющий нимб.
Византийская икона, Триптих |
Византийская икона, Триптих. Слева Архангел Михаил (Монастырь Чиландари-Мон Афон - XIV век), это архангел, близкий к Богу. Справа архангел Гавриил - вестник Бога, силу которого он провозглашает. В центре - Дева Элеусса, Дева нежности. (Монастырь Гония-Крит-15 век).
Успенская икона. Кармель из Хариссы, Ливан. Тверская школа, XV век © Фото Ф. Брейнарта |
В готической архитектуре свет использовался как опора для эстетического «сияния», которое является знаком «гармонии», знаком трансценденции материальности, как это следует из размышлений аббата Сугер. В его соборе свет воспринимался как вездесущность Бога. Это называют «теологией света».
Неф аббата Сугера, базилика Сен-Дени, 1135-1144 гг. |
Фра Анджелико владел секретами математической перспективы и понимал важность света в религиозном служении. Он разработал свой собственный стиль в серии полотен, посвященных Мадонне с младенцем.
Фра Анджелико, Благовещение. Монастырь Сан-Доменико-де-Фьезоле. Выполнено в 1430-х годах |
В этом же стиле украшен алтарь, созданный им для его собственного монастыря, посвященный Благовещению.
Деталь, Фра Анджелико, Благовещение 1430 |
Позднее короли, подобно фараонам, сравнивали свое могущество с солнцем, как это было в правление Людовика XIV.
Портрет Людовика XIV в коронационном костюме работы Гиацинта Риго в 1701 году |
Жорж де Ла Тур. Сен-Жозеф Шарпантье, 1643. Лувр |
Техника также сохранилась в достаточно формализованном византийском искусстве и была усовершенствована в средние века, став стандартом начала XV века для живописи и иллюстрации рукописей в Италии и Фландрии. Затем техника распространилась по всему западному искусству.
Картина Рафаэля, освещенная светом слева, демонстрирует зрителю как технику тонкого моделирования светотени для придания объема телу, так и мощную светотень на контрасте между хорошо освещенной моделью и очень темным фоном. Но композиционную светотень контраста между моделью и фоном невозможно описать с использованием этого термина. Термин в основном используется для описания композиций, в которых, по крайней мере, несколько основных элементов основной композиции изображены с переходом между светом и темнотой, как в картинах Баглиони.
Моделирование светотени на картинах сегодня считается само собой разумеющимся, но у этой техники были противники. Английский художник-портретист Николас Хиллиард в своем трактате о живописи декларировал минимальное использование техники светотени, которое мы видим в его работах, отражающих взгляды его покровительницы, королевы Англии Елизаветы I.
На рисунках и принтах моделирование светотени часто достигается за счет использования штриховки параллельными линиями. Другими приемами являются размывки, точечные или разбрызгивающие эффекты, а также «тон поверхности» на принте.
Ксилография Chiaroscuro - это старинная техника гравюры на дереве с использованием двух или более блоков, печатаемых разными цветами; но не обязательно это сильные контрасты света и тьмы. Они были созданы для достижения эффектов, подобных моделированию светотени. После ряда экспериментов в области книгопечатания настоящая гравюра в технике светотени, предназначенная для двух блоков, была, по некоторым данным, изобретена Лукасом Кранахом Старшим в Германии в 1508 или 1509 годах. Он обозначал ею некоторые из своих самых ранних оттисков. Позднее Вазари утверждал, что первым был Уго да Карпи из Италии был первым, и его самые ранние образцы работ в этой технике датируются 1516 годом.
Были и другие художники-граверы, такие как Ганс Вехтлин, Ханс Бальдунг Гриен и Пармиджанино, использующие эту технику. В Германии эта техника достигла наибольшей популярности около 1520 года, а в Италии она использовалась на протяжении всего XVI века. Позднее её иногда использовали такие художники, как Гольциус. На большинстве немецких двухблочных отпечатков клавиатура (или «линейный блок») была напечатана черным, а тональный блок был с плоскими цветными областями. В Италии ксилография с использованием техники светотени производилась без клавиатуры, чтобы добиться совершенно других эффектов.
Применение техники светотени в иллюстрациях рукописей было, как и во многих других областях, экспериментами по моделированию световых эффектов.
Моделирование светотени стало популярным явлением в XVI веке в искусстве маньеризма и барокко. Божественный свет продолжал скудно освещать композиции Тинторетто, Веронезе и их многочисленных учеников. Использование темных предметов, резко освещенных лучом света от единственного ограниченного и часто невидимого источника, было композиционным приемом, разработанным Уго да Карпи (ок. 1455 - ок. 1523), Джованни Баглионе (1566-1643) и Караваджо (1571-1610).
Тенебризм был более характерен для Испании и Неаполитанского королевства, находившихся в то под испанским господством Хусепе де Рибера и его сторонников.
Особым жанром, который получил достаточно широкое развитие, было изображение ночной сцена при свечах, которая отсылала к скандинавским художникам, таким как Гертген тот Синт Янс, и к нововведениям Караваджо и Эльшаймера. Эта тема обыгрывалась многими художниками Нидерландов в первые десятилетия XVII века, и даже стала ассоциироваться с караваджистами Утрехта, такими как Геррит ван Хонтхорст и Дирк ван Бабурен, а также фламандскими художниками эпохи барокко, такими как Якоб Йорданс. В ранних работах Рембрандта ван Рейна (1606–1669) 1620-х годов также использовался единственный источник света свечи. Ночная сцена при свечах вновь появилась в живописи Голландской республики в середине XVII века, уже в меньшем масштабе, в работах таких финшильдеров, как Геррит Доу и Готфрид Шалькен.
Интерес Рембрандта к эффектам светотени переместился в его зрелые произведения. Он меньше полагался на резкие контрасты света и тьмы, которые характеризовали итальянские влияния предыдущего поколения - фактор, обнаруженный в его офортах середины семнадцатого века. В этой среде он имеет много общего со своим современником в Италии Джованни Бенедетто Кастильоне, чьи опыты в гравюре привели его к изобретению монотипии.
За пределами Нидерландов художники, такие как Жорж де Ла Тур и Трофим Биго во Франции и Джозеф Райт из Дерби в Англии, продолжали создавать такую мощную, но нарастающую постепенно светотень в изображениях со свечами.
В английском языке итальянский термин используется по крайней мере с конца XVII века. Термин гораздо реже используется в искусстве конца XIX века, хотя экспрессионисты и другие современные движения широко используют этот эффект.
Манера Караваджо в двадцатом веке приобрела дурную славу. В неспециализированном использовании этот термин в основном используется для обозначения эффектов светотени, таких как эффект Рембрандта. По словам Тейта:
«Светотень обычно замечают только тогда, когда это особенно важная особенность работы, обычно если художник использует крайне контрастные свет и тень».
Рембрандт, философ в медитации (или Интерьер с Тобиасом и Анной ) 1632 |
Уильям Тернер (1757–1851 гг.), Улисс издевается над Полифемом - 1829 г. |
Уильям Тернер , Сожжение парламента, 1835 г. (Художественный музей, Кливленд). Ф. Сомоги © Larbor Archives |
Романтическая сущность творчества Тернера переросла в новую и смелую живописную технику презентации впечатления, задолго до импрессионизма показавшей зрителю процесс трансформации и взаимопроникновения деталей композиции в тончайшем радужном эфире цвета.
Клод Моне, Руанский собор. Оттенки росписи в разной световой атмосфере: в разное время дня, в разные времена года |
Клод Моне, Стога сена, 1890 г. © Musée d'Orsay |
- Кабинет доктора Калигари (1920),
- Носферату (1922),
- Метрополис (1927),
- Горбун из Нотр-Дама (1939),
- Дьявол и Дэниел Вебстер (1941),
- а также черно-белые сцены в "Сталкере' Андрея Тарковского (1979).
Например, в «Метрополисе» светотень используется для создания контраста между постановкой и светлыми и темными фигурами. Это подчеркивает различия между капиталистической элитой и рабочими.
В фотографии добиться светотени можно с помощью «освещения Рембрандта». В более сложных фотографических процессах этот метод также может называться «естественное освещение», хотя, когда он применяется для этой цели, внешний вид получается искусственным, а не документальным.
- Билл Хенсон,
- У. Юджин Смит,
- Йозеф Куделка,
- Гарри Виногранд,
- Лотар Волле,
- Энни Лейбовиц,
- Флория Сигизмонди и
- Ральф Гибсон.
Возможно, наиболее лобовое использование светотени в кино - это фильм "Барри Линдон" Стэнли Кубрика. Когда ему сообщили, что ни у одного объектива нет достаточной диафрагмы, чтобы снимать костюмный фильм в больших дворцах с использованием только свечей, Кубрик модернизировал специальный объектив: модифицированную камеру Mitchell BNC и объектив Zeiss, созданные для суровых условий космоса, с помощью которых можно было получить фотографии с максимальной диафрагмой f /7.
Свен Нюквист, давний соратник Ингмара Бергмана, также много писал о своих опытах с светотеневым реализмом. Те же эксперименты проделывал и Грегг Толанд, оказавший влияние на таких режиссеров, как Ласло Ковач, Вильмош Жигмонд и Витторио Стораро. Ключевое освещение в его работах на уровне горизонта проникает через окна и двери. Большая часть знаменитых традиций кино-нуар основана на технике светотени, впервые примененной Толандом в начале 1930-х годов (высококачественное освещение, сценическое освещение, переднее освещение и заднее освещение). Другие эффекты контрастируют с светотенью.
Комментарии
Отправить комментарий