#80 Образные возможности освещения в портрете

 


Золотые нимбы византийских икон, теплое сияние, исходящее от кожи людей, изображенных на портретах эпохи Возрождения, сияющие закаты импрессионистов: свет и его символы - неотъемлемая часть канонов истории искусства. 

Художники всегда старались осветить свои работы, используя постоянно обновляющиеся методы. Сусальное золото постепенно уступило место тщательно исполненным масляным картинам, которые, в свою очередь, уступили место коротким текстурированным мазкам, а затем материалам, разносимым по холсту с помощью ножа. 

Трубчатый неон, электронно-лучевые трубки и световые туманности, появившиеся в художественных инсталляциях XX-го и XXI-го веков, возможно, шокировали своей новизной, но эти новые инструменты были лишь очередной ступенью художественной эволюции, пребывающей в вечном поиске. 

Градации света и его отсутствия всегда были частью выразительных средств художников с незапамятных времен. 

Если просвещение может быть как буквальным, так метафорическим, то искусство является лучшим инструментом для рассеивания теней невежества. 

Сегодня художественные галереи, инсталляции, произведения все больше становятся похожими на маяки и призывают зрителя сквозь туман реальности, используя возможности широкого спектра жемчужин света, предоставляемых современными материалами и технологиями.

Святая Екатерина Александрийская. Караваджо. Мадрид. Музей Тиссена-Борнемисы.

Настоящий прорыв сделали художники, которые посмели покинуть свою мастерскую, чтобы заняться рисованием на открытом воздухе. 

К этому времени стало ясно, что естественный и современный мир, увековеченный на холсте, излучает тот же свет, что и библейские сцены итальянского Возрождения или скромные крестьяне фламандской школы. 

Запечатлеть свет мира на холсте - это высокая гуманистическая задача, глоток свежего воздуха, полученный вдали от новых индустриальных городов-гигантов. 

Это новый виток в извечной борьбе романтизма с натурализмом. Позднее импрессионисты уловили в своих картинах свет как мгновение бытия. Вместо того, чтобы освещать свои объекты золотой краской, эта группа художников сумела использовать сам свет в качестве выразительного материала

Они постоянно исследовали новые способы использования краски для воспроизведения многогранности закатов, восходов, сумерек или рассветов.

Пейзаж с рекой и заливом вдалеке. Дж. М.У. Тернер. Париж. Лувр

На этих изображениях мы видим, что линия создает форму, а тень создает глубину.

Рисунки Дж. Чиварди

Иногда достаточно мелких штрихов, нескольких теней, разбросанных по поверхности, чтобы объект казался более живым

Чтобы получить эффект реализма, необходимо правильно разместить тени и свет. Для  этого необходимо наблюдение за моделью вживую или при помощи фото- и видеотехники. Важно установить логику и последовательность естественного проявления света на объекте. Тень по определению скрыта от источника света.  

Далее в примерах свет исходит из верхнего левого угла, а тени размещаются в основном с правой стороны.

Источник света

Затемненная область показывает зрителю глубину. Напротив, область слева белого цвета указывает на прямой контакт со светом или высокую степень освещенности. Следовательно, чем выше контраст между тенью и светом, тем больший рельеф возникает на изображении. Это явление и определяет важность использования светотени в живописи.

С башни. Караваджо. Рембрандт

Тени градуируются по интенсивности и местоположению. Цвет также играет свою роль. 

На самом деле свет редко бывает белым, а тень - черной. 

Цвета повсюду, и они влияют друг на друга. Их характер зависит от окружающего. 
Лимон кажется нам желтым только в белом свете. В других условиях его поверхность будет отражать окружающие цвета.

Лимон в разном освещении

Контраст за счет дополнительных цветов:

Дополнительные цвета

Импрессионисты и пуантилисты первыми применили на практике то, что Эжен Шеврёль, французский химик, продемонстрировал через Закон одновременного контраста цветов, открытый им в 1839 году. 

Как только художники осознали все аспекты этого открытия, произведения искусства становятся намного ярче. Если объяснить кратко, то стоит начать с того, что есть красный, синий и желтый - три основных цвета. Они позволяют получить все остальные путем смешивания.

Вторичные цвета получаются путем смешивания двух: 
  • фиолетовый (красный + синий), 
  • зеленый (синий + желтый), 
  • оранжевый (желтый + красный).
Дополнительным называется цвет, диаметрально противоположный начальному цвету на хроматическом круге. Например, дополнительный для фиолетового (красный + синий)  - желтый. Дополнительный к красному - зеленый (синий + желтый) и т. д.

Прекрасной иллюстрацией науки о цветах служат работы Моне: свет на картине оранжевый, мы видим его в небе на горизонте, на комьях земли за точильными камнями и на самих точильных камнях. Поэтому, чтобы получить глубокий контраст с этим оранжевым, Моне использует голубой оттенок для тени. Голубой цвет в качестве замены тени дает иллюзия реализма изображения.

Стога сена в Живерни. Оскар Клод Моне

Еще один убедительный пример: использованы только светлые цвета и тона белого, но при этом достигнутый эффект в передаче тени и света поразителен. Такой эффект достигается только при использовании дополнительных цветов, какими бы тонкими нюансами оттенков они ни были. 

На юбке свет слегка желтоватый, поэтому затененная часть слегка пурпурная. 
Лицо кажется погруженным в тень благодаря зеленому цвету, который используется как при изображении зонта, так и для подтенения лица, находящегося в пределах оранжевой гаммы по своей природе.

Молодая девушка с зонтиком. О.К. Моне

Контрастировка настолько тонкая, что ее невозможно заметить с первого взгляда. В этом и заключается работа мастера.

Традиция моделирования света в искусстве - не просто технический выразительный прием. Первоначально свет был сакральным символом, иллюстрирующим силу божества и / или земного властителя.

Атон, бог солнца. Бог Атон - заходящее солнце

Еще в Древнем Египте техника использования света в изображениях развивалась в рамках религиозных практик. Солнце Ра жители Египта называли Атум. Чтобы показать свою силу, некоторые фараоны провозглашали себя «Сыном Ра». 

Например, фараон Эхнатон заявлял, что является Королем-Солнце, а правитель Аменофис III провозглашал себя Фараоном-Солнце. 


Маска Тутанхамона

Таким образом, они показывал, что защищены от Солнца и имеют божественное происхождение.

Бог солнца майя

Бог солнца инков

Четыре солнца ацтеков


Божество Солнца воплощается в греко-римском мире в богов Гелиоса и Аполлона.

Аполлон

Православная иконопись берет истоки в византийской живописи Востока. Для них характерны одни и те же культурные коды. К примеру, фон выполнен без перспективы в золотом цвете, лица стилизованы и лишены эмоций. Каждый цвет символичен: золото символизирует превосходство, белый ассоциируется с золотом (как в одежде Христа). От святых исходит сияющий нимб.

Византийская икона, Триптих

Византийская икона, Триптих. Слева Архангел Михаил (Монастырь Чиландари-Мон Афон - XIV век), это архангел, близкий к Богу. Справа архангел Гавриил - вестник Бога, силу которого он провозглашает. В центре - Дева Элеусса, Дева нежности. (Монастырь Гония-Крит-15 век).

Успенская икона. Кармель из Хариссы, Ливан. Тверская школа, XV век © Фото Ф. Брейнарта

В готической архитектуре свет использовался как опора для эстетического «сияния», которое является знаком «гармонии», знаком трансценденции материальности, как это следует из размышлений аббата Сугер. В его соборе свет воспринимался как вездесущность Бога. Это называют «теологией света».

Неф аббата Сугера, базилика Сен-Дени, 1135-1144 гг.

Фра Анджелико владел секретами математической перспективы и понимал важность света в религиозном служении. Он разработал свой собственный стиль в серии  полотен, посвященных Мадонне с младенцем. 

Фра Анджелико, Благовещение. Монастырь Сан-Доменико-де-Фьезоле. Выполнено в 1430-х годах

В этом же стиле украшен алтарь, созданный им для его собственного монастыря, посвященный Благовещению.

Деталь, Фра Анджелико, Благовещение 1430

Позднее  короли, подобно фараонам, сравнивали свое могущество с солнцем, как это было в правление Людовика XIV.

Портрет Людовика XIV в коронационном костюме работы Гиацинта Риго в 1701 году

Когда он был очень молод, его сравнивали с блистательным богом Солнца, Аполлоном. Король Людовик XIV выбрал солнце в качестве своей эмблемы, символизирующей то, что оно дает жизнь всему. Сегодня он известен как Людовик XIV или Король-Солнце. Именно он придал Версалю современный вид.

Официальная резиденция королей Франции, Версальский дворец и его сады - одни из самых известных памятников, всемирное наследие. В его убранстве все сделано для того, чтобы привлечь максимум света. Ярко это можно проследить в интерьерах Зеркального зала. Позолота, зеркала, световые подвески в королевских масштабах места.



Огненное зеркало Людовика XIV, спроектированное Франсуа Виллетом около 1670 года, немедленно вызвало огромный интерес не только во Франции, но и за рубежом. Было дано много демонстраций, где зрители видели, как отраженные лучи солнца растворяли кирпичи, дерево, гальку и самые твердые металлы.

Один из этих экспериментов был проведен в маленькой Галерее Людовика XIV и произвел сильное впечатление на Короля-Солнце и его двор. Свечи, поставленной перед зеркалом вертикально, было достаточно, чтобы отраженный свет осветил всю галерею. Прельщенный диковиной, Людовик XIV, не колеблясь, заплатил 7000 фунтов стерлингов (очень значительная сумма для того времени), чтобы приобрести зеркало в 1669 году.


История живописи полна рассказами о живописных работах, в которых центральное место занимает игра художника со светом и тенью: от экспериментов со светотенью художников эпохи Возрождения (Караваджо, Жорж де Ла Тур, Рембрандт) до отражения световых ощущений в картинах Тернера или Моне.

Техника работы со светотенью разрабатывается с начала эпохи Возрождения. Но  наибольший вклад в процесс внес Караваджо. 

Светотеневая техника заключается в создании темных градаций на более или менее светлом фоне, или, наоборот, светлых тонов на темном фоне.


Кьяроскуро (светотень) - это техника масляной живописи, разработанная в эпоху Возрождения, которая использует сильные тональные контрасты между светом и темнотой для моделирования трехмерных форм, а также для создания драматического эффекта. Основной принцип техники заключается в том, что прочность формы лучше всего достигается за счет падающего на нее света. Среди художников, которые, как известно из истории изобразительного искусства разработали эту технику, называют Леонардо да Винчи, Караваджо и Рембрандта. Их наработки легли в основу классической черно-белой фотографии.

Светотень на двухмерном изображении, таком как стена, панель, холст, фотография на бумаге, создает иллюзию рельефа, объема, имитируя эффекты, которые свет производит в реальном окружающем пространстве. Моделирование, это представление объемов, может быть выполнено другими средствами, кроме светотени, как это было в средние века.

При использовании техники светотени более или менее освещенные части светятся или, напротив, находятся в тени. В зависимости от освещаемой поверхности, гладкой или шероховатой, или если этот свет мягче или ярче, если тень более глубокая или контрасты более интенсивные, светотень создает неуловимые, более резкие или более контрастные переходы, а общая яркость может быть яркой или темной. Этому способствует создание темных градаций на более или менее светлом фоне, или, наоборот, светлых оттенков на темном фоне. Наиболее резко этот процесс отличается от контурного или силуэтного изображения.

Техника светотени практиковалась еще в древнегреческой живописи, по крайней мере, в конце четвертого века до нашей эры, как и в эллинистической живописи. Кьяроскуро снова появилось в искусстве с начала Возрождения. Караваджо начинает развивать эту практику в искусстве рисования, гравюры или живописи. С 1840-х годов появившаяся фотография расширила спектр техник художников, дала новые способы использования светотени в «черно-белом», а затем и в цветном изображении. В широком смысле, характер освещенности пространства в кинотеатре или театре предполагает работу над светотенью, например, когда художник или фотограф выбирает и компонует пространство, которое он хочет воспроизвести или создать.

 
Кьяроскуро возникло в эпоху Возрождения с появления цветной бумаги, когда художник работал от основного тона бумаги к свету с помощью белой гуаши и к черному с помощью туши, цвета или акварели. Такая традиция вдохновлялась традициями иллюминированных рукописей, относящихся к периоду поздней Римской империи, создаваемых на пергаменте, окрашенном в пурпурный цвет. Такие работы назывались «рисунками светотени», но в современной музейной терминологии чаще описываются такими фразами, как «подготовленное перо на бумаге, усиленное телесным белым цветом». Ксилография кьяроскуро началась как имитация этой техники. В итальянском искусстве, этот термин иногда используется для обозначения изображений, написанных в монохромном или двухцветном исполнении. более широко известный как гризайль (фр. grisaille). Этот термин охватывает все техники, использующие сильные световые контрасты между светлыми и темными областями.


Жорж де Ла Тур. Сен-Жозеф Шарпантье, 1643. Лувр

Более техническое значение термина светотень - это эффект моделирования света в живописи, рисунке или печати, где трехмерный объем достигается градацией цвета и аналитическим разделением света и тени. Изобретение этих эффектов на Западе, в виде «скиаграфии» или «теневой живописи» древних греков, традиционно приписывалось знаменитому афинскому художнику V века до нашей эры Аполлодору. Хотя сохранились только немногие древнегреческие картины, понимание эффекта моделирования света греками можно увидеть в мозаиках Пеллы, Македония, в частности, в мозаике «Охота на оленей».

Техника также сохранилась в достаточно формализованном византийском искусстве и была усовершенствована в средние века, став стандартом начала XV века для живописи и иллюстрации рукописей в Италии и Фландрии. Затем техника распространилась по всему западному искусству.

Картина Рафаэля, освещенная светом слева, демонстрирует зрителю как технику тонкого моделирования светотени для придания объема телу, так и мощную светотень на контрасте между хорошо освещенной моделью и очень темным фоном. Но композиционную светотень контраста между моделью и фоном невозможно описать с использованием этого термина. Термин в основном используется для описания композиций, в которых, по крайней мере, несколько основных элементов основной композиции изображены с переходом между светом и темнотой, как в картинах Баглиони.

Моделирование светотени на картинах сегодня считается само собой разумеющимся, но у этой техники были противники. Английский художник-портретист Николас Хиллиард в своем трактате о живописи декларировал минимальное использование техники светотени, которое мы видим в его работах, отражающих взгляды его покровительницы, королевы Англии Елизаветы I.

На рисунках и принтах моделирование светотени часто достигается за счет использования штриховки параллельными линиями. Другими приемами являются размывки, точечные или разбрызгивающие эффекты, а также «тон поверхности» на принте.

Ксилография Chiaroscuro - это старинная техника гравюры на дереве с использованием двух или более блоков, печатаемых разными цветами; но не обязательно это сильные контрасты света и тьмы. Они были созданы для достижения эффектов, подобных моделированию светотени. После ряда экспериментов в области книгопечатания настоящая гравюра в технике светотени, предназначенная для двух блоков, была, по некоторым данным, изобретена Лукасом Кранахом Старшим в Германии в 1508 или 1509 годах. Он обозначал ею некоторые из своих самых ранних оттисков. Позднее Вазари утверждал, что первым был Уго да Карпи из Италии был первым, и его самые ранние образцы работ в этой технике датируются 1516 годом.

Были и другие художники-граверы, такие как Ганс Вехтлин, Ханс Бальдунг Гриен и Пармиджанино, использующие эту технику. В Германии эта техника достигла наибольшей популярности около 1520 года, а в Италии она использовалась на протяжении всего XVI века. Позднее её иногда использовали такие художники, как Гольциус. На большинстве немецких двухблочных отпечатков клавиатура (или «линейный блок») была напечатана черным, а тональный блок был с плоскими цветными областями. В Италии ксилография с использованием техники светотени производилась без клавиатуры, чтобы добиться совершенно других эффектов.

Применение техники светотени в иллюстрациях рукописей было, как и во многих других областях, экспериментами по моделированию световых эффектов. 
Развитие композиционной светотени получило значительный импульс в Северной Европе после видения Рождества Христова святой Бриджит из Швеции, очень популярного мистика. Она описала младенца Иисуса как излучающего свет; в результате художники стали сокращать число источников света, чтобы подчеркнуть этот эффект. Рождество Христово очень часто изображалось моделированием светотени до эпохи барокко. Хуго ван дер Гус и его последователи создали множество полотен, освещенных только свечами или божественным светом нарождающегося Христа. Как и в случае с некоторыми более поздними художниками,

Моделирование светотени стало популярным явлением в XVI веке в искусстве маньеризма и барокко. Божественный свет продолжал скудно освещать композиции Тинторетто, Веронезе и их многочисленных учеников. Использование темных предметов, резко освещенных лучом света от единственного ограниченного и часто невидимого источника, было композиционным приемом, разработанным Уго да Карпи (ок. 1455 - ок. 1523), Джованни Баглионе (1566-1643) и Караваджо (1571-1610). 
Последний сыграл решающую роль в развитии тенебристского стиля, где драматическая светотень становится доминирующим стилистическим приемом.
Тенебризм был более характерен для Испании и Неаполитанского королевства, находившихся в то под испанским господством Хусепе де Рибера и его сторонников.

Адам Эльшаймер (1578–1610), немецкий художник, живущий в Риме, создал несколько ночных сцен, освещенных огнями, или лунным светом. В отличие от Караваджо, темные области его полотен содержат очень тонкие детали и интересы. Влияние Караваджо и Эльшаймера проявлялось особенно сильно в творчестве Питера Пауля Рубенса, который использовал подходы этих мастеров к изображению темноты для достижения драматического эффекта в таких картинах, как «Поднятие креста» (1610–1611) и Артемизия Джентилески (1593–1656). Последняя была художницей эпохи барокко, ученицей Караваджо, выдающийся представитель тенебризма и сторонник техники светотени.

Особым жанром, который получил достаточно широкое развитие, было изображение ночной сцена при свечах, которая отсылала к скандинавским художникам, таким как Гертген тот Синт Янс, и к нововведениям Караваджо и Эльшаймера. Эта тема обыгрывалась многими художниками Нидерландов в первые десятилетия XVII века,  и даже стала ассоциироваться с караваджистами Утрехта, такими как Геррит ван Хонтхорст и Дирк ван Бабурен, а также фламандскими художниками эпохи барокко, такими как Якоб Йорданс. В ранних работах Рембрандта ван Рейна (1606–1669) 1620-х годов также использовался единственный источник света свечи. Ночная сцена при свечах вновь появилась в живописи Голландской республики в середине XVII века, уже в меньшем масштабе, в работах таких финшильдеров, как Геррит Доу и Готфрид Шалькен.

Интерес Рембрандта к эффектам светотени переместился в его зрелые произведения. Он меньше полагался на резкие контрасты света и тьмы, которые характеризовали итальянские влияния предыдущего поколения - фактор, обнаруженный в его офортах середины семнадцатого века. В этой среде он имеет много общего со своим современником в Италии Джованни Бенедетто Кастильоне, чьи опыты в гравюре привели его к изобретению монотипии.

За пределами Нидерландов художники, такие как Жорж де Ла Тур и Трофим Биго во Франции и Джозеф Райт из Дерби в Англии, продолжали создавать такую мощную, но нарастающую постепенно светотень в изображениях со свечами. 

Ватто использовал светотень на зеленом фоне при изображении своих галантных праздников, и эта традиция была продолжено в картинах многих французских художников, особенно Фрагонара. На рубеже веков Фузели и другие использовали более тяжелую светотень для создания романтического эффекта, как позднее Делакруа и другие художники XIX века.

 
 Во Франции использование термина «светотень» было введено искусствоведом семнадцатого века Роджером де Пайлсом во время знаменитого спора (Débat sur le coloris) об относительных достоинствах рисунка и цвета в живописи («Диалоги о цвете», 1673).

В английском языке итальянский термин используется по крайней мере с конца XVII века. Термин гораздо реже используется в искусстве конца XIX века, хотя экспрессионисты и другие современные движения широко используют этот эффект.

Манера Караваджо в двадцатом веке приобрела дурную славу. В неспециализированном использовании этот термин в основном используется для обозначения эффектов светотени, таких как эффект Рембрандта. По словам Тейта: 

«Светотень обычно замечают только тогда, когда это особенно важная особенность работы, обычно если художник использует крайне контрастные свет и тень». 

Рембрандт, философ в медитации (или Интерьер с Тобиасом и Анной ) 1632

На картине изображены два источника света, солнце и огонь. Классическая взаимодополняемость небесного и земного (Аполлон-вулкан).

Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (1775 - 1851) получил прозвище «художник-свет». Он привнес в изобразительное искусство новое видение пейзажа, вибрирующего от света, с чарующей прозрачностью тона.

Уильям Тернер (1757–1851 гг.), Улисс издевается над Полифемом - 1829 г.

Изначально Тернер был последователем старых мастеров, таких как мастер исторического пейзажа Клод Геле (1600-1682 гг., известный как лотарингец) или Николя Пуссен. 

Уильям Тернер , Сожжение парламента, 1835 г. (Художественный музей, Кливленд). Ф. Сомоги © Larbor Archives

Романтическая сущность творчества Тернера переросла в новую и смелую живописную технику презентации впечатления, задолго до импрессионизма показавшей  зрителю процесс трансформации и взаимопроникновения деталей композиции в тончайшем радужном эфире цвета.


Появление этого полотно знаменует собой начало импрессионистского движения. Искусствовед Луи Лерой, дю Шаривари, желая сыграть злую шутку с названием этой картины, дает название своей статье от 25 апреля 1874 года «Выставка импрессионистов» и тем самым невольно дает название этому новому художественному направлению - импрессионизму.

Клод Моне, Руанский собор. Оттенки росписи в разной световой атмосфере: в разное время дня, в разные времена года

Начиная с полотен Моне эксперименты с различными вариациями света и цвета в конечном итоге вытеснят любой предмет и даже любой мотив из изображений. Его серия картин, запечатлевших фасады соборов или стога сена - красочные тому примеры. Эти работы изменят значение и цель живописи, установив первую веху на пути к абстракционизму, который громко заявит о себе двадцать лет спустя.

Клод Моне, Стога сена, 1890 г. © Musée d'Orsay


Фотография и кино также используют термин и технику светотени

Светотень используется в кинематографии для обозначения чрезвычайно слабого освещения и высокой контрастности, создания четких областей света и темноты в фильмах, особенно в черно-белых. 

Классическими примерами являются:

  • Кабинет доктора Калигари (1920),
  • Носферату (1922),
  • Метрополис (1927),
  • Горбун из Нотр-Дама (1939),
  • Дьявол и Дэниел Вебстер (1941), 
  • а также черно-белые сцены в "Сталкере' Андрея Тарковского (1979).

Например, в «Метрополисе» светотень используется для создания контраста между постановкой и светлыми и темными фигурами. Это подчеркивает различия между капиталистической элитой и рабочими.

В фотографии добиться светотени можно с помощью «освещения Рембрандта». В более сложных фотографических процессах этот метод также может называться «естественное освещение», хотя, когда он применяется для этой цели, внешний вид получается искусственным, а не документальным. 

Одними из современных мастеров светотени могут считаться в документальной фотографии:
  • Билл Хенсон, 
  • У. Юджин Смит, 
  • Йозеф Куделка, 
  • Гарри Виногранд, 
  • Лотар Волле, 
  • Энни Лейбовиц, 
  • Флория Сигизмонди и 
  • Ральф Гибсон.

Возможно, наиболее лобовое использование светотени в кино - это фильм "Барри Линдон" Стэнли Кубрика. Когда ему сообщили, что ни у одного объектива нет достаточной диафрагмы, чтобы снимать костюмный фильм в больших дворцах с использованием только свечей, Кубрик модернизировал специальный объектив: модифицированную камеру Mitchell BNC и объектив Zeiss, созданные для суровых условий космоса, с помощью которых можно было получить фотографии с максимальной диафрагмой f /7.  

Другим примером работы со светотенью является сдержанный стиль освещения, использованный советским кинорежиссером Сергеем Эйзенштейном.

Свен Нюквист, давний соратник Ингмара Бергмана, также много писал о своих опытах с светотеневым реализмом. Те же эксперименты проделывал и Грегг Толанд, оказавший влияние на таких режиссеров, как Ласло Ковач, Вильмош Жигмонд и Витторио Стораро. Ключевое освещение в его работах на уровне горизонта проникает через окна и двери. Большая часть знаменитых традиций кино-нуар основана на технике светотени, впервые примененной Толандом в начале 1930-х годов (высококачественное освещение, сценическое освещение, переднее освещение и заднее освещение). Другие эффекты контрастируют с светотенью.


Достижения, которыми могли пользоваться художники двадцатого и двадцать первого века позволили художникам вынести свет за пределы холста. Технический прогресс дает возможность управлять светом, не отображая его привычными средствами.

 
  ***
#блог-искусство-и-художественная-культура

Блог "Искусство и художественная культура" * Blog "Art and Artistic Culture"


#живопись, #реализм, #натюрморт, #art #canva, #beauty #арт #рисунок #светотень, #тень, #искусство_России, #музей #оттенок, #Пейзажи #полутень,
#краска, #темнота, #отражение, #видимость, #русское_искусство, #Москва, #яркость, #бытовой_жанр, #освещенность, #социальное_искусство,
#Роспись, #Рельеф, #силуэт, #очертание, #художественное_творчество, #artblog #артблог #искусство_и_художественная_культура #искусство, #художественая_культура, #сень, #контраст, #тушевка, #блог_по_искусству, #описание_картин, #nvkz, #русский_музей, #художник, #зарисовки, #нюанс, #новокузнецк, #жанр, #decor #композиция, #палитра, #тон, #холст, #мк, #масло, #картон, #рисование #люблю, #синева, #колорит, #цвет, #тональность, #светотень, #оттенки, #блог_искусство_и_художественная _культура, #artblog, #art, #design, #отлив, #артблог, #теория_искусства, #характер, #серый, #россия, #светонасыщенность, #блеск, #творение, #колер, #поза, #колеровка, #этюд, #набросок, #схема, #свет, #темная_гамма, #Blog_Art_and_ Artistic_Culture, #шахматный_пол, #компромисс, #тон, #полутон, #осознанная_жизнь, #осознанность, #расцветка, #колер, #светлота, #классический_дизайн, #масть, #проем, #густота, #модуль, #полотно, @tagsfinder_com, @www_aboutme_cc, #классическое_искусство, #art, #реалистический_жанр, #реализм_в_России, #окрашивание, #design, #биография, #патина, #artwork, #world, #abstract, #нота, #artist #социальная_живопись, #рисуем_людей, #paint, #пигментация, #gallery, #дидактическое_искусство, #мысль_художника, #inspiration, #drawing, #тёмный, #print, #media, #illustrations, #exposition, #мокрый_асфальт, #art_russia, #светло_серый,

Комментарии