Изменения в общественной
жизни требуют развития и трансформации способов образования, педагогических технологий,
направленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, совершенствование навыка самостоятельного продвижения в информационных полях, формирование универсального умения ставить и решать задачи для разрешения
возникающих проблем - профессиональной деятельности, самоопределения в
повседневной жизни.
Выпускник современной школы должен обладать определенными качествами личности:
• гибко адаптироваться в меняющихся
жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые знания,
умело применять их на практике;
• грамотно работать с информацией, делать
необходимые обобщения, выводы, устанавливать закономерности, анализировать;
• независимо и критически мыслить, уметь
видеть возникающие проблемы, быть способным выдвигать новые идеи, творчески
мыслить;
• непрерывно работать над развитием
собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;
• быть коммуникабельным, контактным в
различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, легко
выходить из любых конфликтных ситуаций.
Блог "Искусство и художественная культура"
Таким образом, главное направление развития системы
образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного
образования, такого образования, в котором личность обучающегося была бы в центре
внимания, а его познавательная, творческая деятельность была бы
ведущей.
Какие условия для этого необходимы? Прежде всего,
возможность вовлечения каждого обучающегося в активный познавательный процесс,
причем не в процесс пассивного овладения знаниями, а в активную познавательную деятельность каждого учащегося, применения им. на практике этих знаний и
четкого осознания где, как, каким образом и для каких целей эти знания могут быть
применены. Это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении
разнообразных проблем. Это возможность свободного доступа к необходимой
информации, возможность ее всестороннего исследования.
Блог "Искусство и художественная культура" |
Главная задача школы - обеспечить развитие личности источниками полноценного развития ребенка. Здесь ведущими выступают два вида деятельности.
- Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.
- Во-вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.
В творческой деятельности решаются поисково-творческие
задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной
деятельности формируется умение учиться, то в рамках творческой деятельности
формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные
способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению
предлагаемой ситуации.
Главная цель развития творческих способностей - воспитание
подлинно творческой свободной личности. Для достижения этой цели определены следующие задачи:
• совершенствовать у детей способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;
• развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;
• находить нестандартные решения любых возникающих проблем;
• воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.
Развитие творческих способностей - одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни, готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, стремления избежать традиционных решений, выдвижении нестандартных идей; удовлетворении одной из основных человеческих потребностей - потребности в самореализации. Сама жизнь выдвигает сегодня неотложную практическую задачу - воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы инициативно, грамотно и креативно.
Задача педагога в современной школе - создать условия для проб творческой деятельности обучающихся, для эмоционального проживания ими процесса рождения идей, создания замысла, содержательного сотрудничества, осознания успеха.
Игра-путешествие «В лабиринте творчества» является как раз той формой внеурочной деятельности, которая интересна подросткам в силу своей нетрадиционности и насыщенности проблемными заданиями, но такими, что предлагают обучающимся творческую свободу в мышлении, в самовыражении, а потому воспринимаются ими эмоционально позитивно.
Игра рассчитана на учащихся 7-8 классов.
Цель мероприятия: создание условий для раскрытия творческой индивидуальности учащихся и развития их творческих способностей.
Задачи:
- приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры;
- развитие творческих способностей и творческой активности учащихся;
- формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности;
- создание сплоченного коллектива в классе, готового к творческому взаимодействию.
Оформление и реквизит:
трек «Увертюра к опере Россини «Севильский цирюльник»;
схема лабиринта;
театральные билеты (разные для разных команд);
маршрутные листы, стилизованные под театральные программки;
для конкурсов - карточки с заданиями и презентация «Своя игра»,
2 шарфа; для театра- экспромта- костюмы (Деда, Бабки, Внучки, Жучки, Кошки, Мышки);
бумажный скотч для создания лабиринта на полу;
в качестве приза - театральная маска;
для рефлексии - плакат с изображением театрального занавеса; музыка - увертюра к опере Россини «Севильский цирюльник»;
костюм принцессы Турандот для ведущей.
Оборудование: проектор, ноутбук, колонки.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Звучит увертюра к опере Россини «Севильский цирюльник»
Ведущая (она же Принцесса Турандот).
- Добрый день, дорогие друзья!
Турандот |
Любите ли вы театр? Любите ли вы театр так, как люблю его я? И если «да», то вы, конечно же, догадаетесь, кто находится сейчас перед вами! Имя этой китайской принцессы стало символом театральности в России.
Карло Гоцци |
И я даже не знаю, кому больше я обязана своим рождением: Карло Гоцци, итальянскому драматургу, или продюсеру и режиссеру Борису Беленькому, учредителю Высшей театральной премии с моим именем в 1991 году.
Ну, вы догадались кто я?
- Тогда, может, вам известны названия других театральных премий в России?
Я привыкла к тому, что мои вопросы многих ставят в тупик. На то я и взыскательная Турандот. Но сегодня я буду благосклонной и предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в волшебный, глубокий и таинственный мир театра. Преодолев все тупики в лабиринте творчества, куда мы отправимся вместе, вы постигнете тайны актерской профессии, а возможно и раскроете в себе таланты актерского мастерства.
Образец билета в театр |
- Что это? Да-да, билеты - ваш пропуск в лабиринт театрального закулисья.
Ведущий раздает билеты и делит класс на команды исходя из цвета масок на их корешках. Получаются две команды «Золотая маска» и «Серебряная маска».
Выбираются капитаны команд. Капитанам вручаются маршрутные листы в виде программок, где будут фиксироваться баллы за каждое конкурсное задание.
- Итак, мы отправляемся в наше виртуальное путешествие и попадаем в тупик удивительных вопросов. Почему? Потому что любое творчество начинается с мысли, и только гибкий живой ум породит талантливого актера.
1. Тупик удивительных вопросов (перед учащимися - презентация «Своя игра»).
Перед вами - табло с вопросами. Отвечая на них правильно, каждая команда зарабатывает себе баллы, что увеличивает ее шансы на победу в нашем мероприятии. Итак, начинает команда «Золотая маска»
Но на сей раз эти качества потребуются тем из вас, кто будет олицетворять зрителей в нашем необычном театре. Итак, я прошу каждую команду разделиться на две части: актеров пантомимы и зрителей.
Задание для артистов: только с помощью мимики и жестов, без слов, передать информацию. Зрители в свою очередь должны как можно точнее считать эту информацию и воспроизвести ее. В этом конкурсе учитываются качество передаваемых образов, быстро восприятия их зрителем и точность.
Максимальный балл - 30
3. Тупик меткого языка.
Попробовав себя в передаче образов, мы переходим к следующему тупику - меткого языка. Ведь актер - это прежде всего мастер слова, а поэтому развитие ораторских способностей так важно в этой профессии.
Слова...
В них столько жизни, столько поворотов.
В них столько силы, столько красоты.
В них столько бесконечных оборотов, И достигают они нужной глубины...
Предлагаю командам посостязаться в передаче образов посредством речи.
От каждой команды потребуется два участника. Одному из них предстоит объяснить десять понятий в течение одной минуты. Ему запрещено употреблять в речи данные слова и однокоренные им слова. Другой участник должен как можно быстрее угадать, о чем говорит его партнер. Баллы за этот конкурс начисляются согласно количеству угаданных слов (за каждое слово- 10 баллов).
4. Поляна единого духа и чуткого уха.
Смотрите, мы уже преодолели большую часть пути в нашем лабиринте, и сейчас мы на поляне единого духа и чуткого уха. Как вы думаете, какие умения и навыки мы будем развивать здесь?
Лабиринт |
Логично! Умение работать в команде, и прежде всего слышать и доверять друг другу. Сейчас нужно выбрать такого человека в команде, который, по вашему общему мнению, сможет вывести команду к финишной прямой, опираясь на ваши подсказки.
Из каждой команды к ведущему подходит один человек. Этим двум смельчакам нужно будет пройти лабиринт с завязанными глазами, а команда может ему подсказывать путь. От того, насколько четко будут сформулированы ваши подсказки и умения вашего «капитана» сконцентрироваться, зависит успех всего предприятия.
Все ваши промахи и заступы за белую черту будут превращаться в штрафные очки, и за этим бдительно будут следить секунданты из команды соперника. Итак, начинаем!
5- Тупик перевоплощений.
И вот мы подошли с вами к самому интересному моменту нашего путешествия. Перед нами - его величество сцена!
Сцена |
А что показывают на сцене? Постановку, спектакль. Они готовятся долго и тщательно. Но существуют и пьесы театра-экспромта. Одну из них мы поставим прямо сейчас.
Я призываю вас освободиться от ваших комплексов, вспомнить о всех преодоленных сегодня тупиках, чтобы почувствовать поддержку друга рядом, вдохновиться| идеей создания яркого образа и перевоплотиться в персонажа, который выберет для вас сама судьба. Прошу подойти к «шкатулке образов».
Кому выпали роли - поднимайтесь на сцену, кому номера - вы остаетесь на месте и получаете карточки с заданием.
Актеры получают задание разыграть сказку «Репка» на новый лад. Сценарий и костюмы выдаются.
Итак, актеры на сцене и, по-моему, они заслуживают ваших аплодисментов.
Ну, вот и всё.
Опущен занавес,
Погашена свеча.
Актеры сняли маски вдохновенья.
Спасибо им за теплые слова
И яркие, живые впечатленья.
Очень хочется, чтобы наше знакомство с творчеством на этом не закончилось. Предлагаю совершить совместный поход на спектакль. Но это - в будущем, а сейчас необходимо подвести итоги нашего путешествия.
Подводятся итоги, и команде-победителю вручается театральная золотая маска.
Пусть эта маска напоминает вам о сегодняшнем успехе, ваших ярких эмоциях и зовет, манит вас в театр. Ведь
Театр - это мысли свободный полет,
Театр - здесь фантазия щедро цветет.
В театре сердец расплавляется лед.
Здесь искусства в едино сплелись.
Здесь мечта и реальность слились.
Здесь все помыслы тянутся ввысь.
И чудо рождается здесь с третьим звонком.
До встречи в театре!
И еще мне очень хочется, чтобы вы оставили свои отзывы о сегодняшнем путешествии. Пожалуйста, приклейте маски с корешков ваших билетов на те тупики лабиринта, конкурсные задания которых вам особенно понравились.
Комментарии
Отправить комментарий