#88 Развитие способностей во вне­урочной деятельности


Изменения в общественной жизни требуют раз­вития и трансформации способов образования, педагогических технологий, направленных на индиви­дуальное развитие личности, творческую инициативу, совершенствование навыка самостоятельного продвижения в информационных полях, формирование универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем - профессио­нальной деятельности, самоопределения в повседневной жизни.

Выпускник современной школы должен обладать определенными качествами личности:

   гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно при­обретать необходимые знания, умело применять их на практике;

   грамотно работать с информацией, делать необходимые обобщения, выводы, устанав­ливать закономерности, анализировать;

   независимо и критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы, быть спо­собным выдвигать новые идеи, творчески мыслить;

  непрерывно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, куль­турного уровня;

   быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь рабо­тать сообща в разных областях, легко выходить из любых конфликтных ситуаций.

Блог "Искусство и художественная культура"

Таким образом, главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность обучающегося была бы в центре внимания, а его познавательная, творческая деятельность была бы ведущей.

Какие условия для этого необходимы? Прежде всего, возможность вовлечения каждого обучающегося в активный познавательный процесс, причем не в процесс пассивного овладения знаниями, а в активную познавательную деятельность каждого учащегося, применения им. на практике этих знаний и четкого осознания где, как, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Это возможность работать совмест­но, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Это возможность свобод­ного доступа к необходимой информации, возможность ее всестороннего исследования.

Блог "Искусство и художественная культура"

Главная задача школы - обеспечить развитие личности источниками полноценного развития ребенка. Здесь ведущими выступают два вида деятельности

  • Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятель­ность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимы­ми для жизни в обществе. 
  • Во-вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно ре­ализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учеб­ной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она спо­собствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью раз­вить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формиру­ется умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая спо­собность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуе­мого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творче­ской свободной личности. Для достижения этой цели определены следующие задачи:

совершенствовать у детей способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;

развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;

находить нестандартные решения любых возникающих проблем;

воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.

Развитие творческих способностей - одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни, готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, стремления избежать традиционных решений, выдвижении нестандартных идей; удовлетворении одной из основных человеческих потребностей - потребности в самореализации. Сама жизнь выдвигает сегодня неотложную практическую задачу - воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы инициативно, грамотно и креативно.

Задача педагога в современной школе - создать условия для проб творческой деятельности  обучающихся, для эмоционального проживания ими процесса рождения идей, создания замысла, содержательного сотрудничества, осознания успеха. 


Игра-путешествие «В лабиринте творчества» является как раз той формой внеурочной деятельности, которая интересна подросткам в силу своей нетрадиционности и насыщенности проблемными заданиями, но такими, что предлагают обучающимся творческую свободу в мышлении, в самовыражении, а потому воспринимаются ими эмоционально позитивно. 

Игра рассчитана на учащихся 7-8 классов.

Цель мероприятия: создание условий для раскрытия творческой индивидуальности учащихся и развития их творческих способностей.

Задачи:

  • приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры;
  • развитие творческих способностей и творческой активности учащихся;
  • формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности;
  • создание сплоченного коллектива в классе, готового к творческому взаимодействию.

Оформление и реквизит: 

трек «Увертюра к опере Россини «Севильский цирюльник»;

схема лабиринта; 

театральные билеты (разные для разных команд); 

маршрутные листы, стилизованные под театральные программки; 

для конкурсов - карточки с заданиями и презентация «Своя игра», 

2 шарфа; для театра- экспромта- костюмы (Деда, Бабки, Внучки, Жучки, Кошки, Мышки);

бумажный скотч для создания лабиринта на полу; 

в качестве приза - театральная маска; 

для рефлексии - плакат с изображением театрального занавеса; музыка - увертюра к опере Россини «Севильский цирюльник»; 

костюм принцессы Турандот для ведущей.

Оборудование: проектор, ноутбук, колонки.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит увертюра к опере Россини «Севильский цирюльник»


Ведущая (она же Принцесса Турандот).

- Добрый день, дорогие друзья!

Турандот

Любите ли вы театр? Любите ли вы театр так, как люблю его я? И если «да», то вы, конечно же, догадаетесь, кто находится сейчас перед вами! Имя этой китайской принцессы стало символом театральности в России. 

Карло Гоцци

И я даже не знаю, кому больше я обязана своим рождением: Карло Гоцци, итальянскому драматургу, или продюсеру и режиссеру Борису Беленькому, учредителю Высшей театральной премии с моим именем в 1991 году. 

Ну, вы догадались кто я?

- Тогда, может, вам известны названия других театральных премий в России? 

Я привыкла к тому, что мои вопросы многих ставят в тупик. На то я и взыскательная Турандот. Но сегодня я буду благосклонной и предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в волшебный, глубокий и таинственный мир театра. Преодолев все тупики в лабиринте творчества, куда мы отправимся вместе, вы постигнете тайны актерской профессии, а возможно и раскроете в себе таланты актерского мастерства.

Образец билета в театр


- Что это? Да-да, билеты - ваш пропуск в лабиринт театрального закулисья.

Ведущий раздает билеты и делит класс на команды исходя из цвета масок на их корешках. Получаются две команды «Золотая маска» и «Серебряная маска»

Выбираются капитаны команд. Капитанам вручаются маршрутные листы в виде программок, где будут фиксироваться баллы за каждое конкурсное задание.





























- Итак, мы отправляемся в наше виртуальное путешествие и попадаем в тупик удивительных вопросов. Почему? Потому что любое творчество начинается с мысли, и только гибкий живой ум породит талантливого актера.

1. Тупик удивительных вопросов (перед учащимися - презентация «Своя игра»).

Перед вами - табло с вопросами. Отвечая на них правильно, каждая команда зарабатывает себе баллы, что увеличивает ее шансы на победу в нашем мероприятии. Итак, начинает команда «Золотая маска»

2. Тупик зоркого глаза и быстрой мысли.

Но на сей раз эти качества потребуются тем из вас, кто будет олицетворять зрителей в нашем необычном театре. Итак, я прошу каждую команду разделиться на две части: актеров пантомимы и зрителей.

Задание для артистов: только с помощью мимики и жестов, без слов, передать информацию. Зрители в свою очередь должны как можно точнее считать эту информацию и воспроизвести ее. В этом конкурсе учитываются качество передаваемых образов, быстро восприятия их зрителем и точность.

Максимальный балл - 30

3. Тупик меткого языка.

Попробовав себя в передаче образов, мы переходим к следующему тупику - меткого языка. Ведь актер - это прежде всего мастер слова, а поэтому развитие ораторских способностей так важно в этой профессии.

Слова...

В них столько жизни, столько поворотов.

В них столько силы, столько красоты.

В них столько бесконечных оборотов, И достигают они нужной глубины...

Предлагаю командам посостязаться в передаче образов посредством речи.

От каждой команды потребуется два участника. Одному из них предстоит объяснить десять понятий в течение одной минуты. Ему запрещено употреблять в речи данные слова и однокоренные им слова. Другой участник должен как можно быстрее угадать, о чем говорит его партнер. Баллы за этот конкурс начисляются согласно количеству угаданных слов (за каждое слово- 10 баллов).

4. Поляна единого духа и чуткого уха.

Смотрите, мы уже преодолели большую часть пути в нашем лабиринте, и сейчас мы на поляне единого духа и чуткого уха. Как вы думаете, какие умения и навыки мы будем развивать здесь?

Лабиринт

Логично! Умение работать в команде, и прежде всего слышать и доверять друг другу. Сейчас нужно выбрать такого человека в команде, который, по вашему общему мнению, сможет вывести команду к финишной прямой, опираясь на ваши подсказки.

Из каждой команды к ведущему подходит один человек. Этим двум смельчакам нужно будет пройти лабиринт с завязанными глазами, а команда может ему подсказывать путь. От того, насколько четко будут сформулированы ваши подсказки и умения вашего «капитана» сконцентрироваться, зависит успех всего предприятия.

Все ваши промахи и заступы за белую черту будут превращаться в штрафные очки, и за этим бдительно будут следить секунданты из команды соперника. Итак, начинаем!

5- Тупик перевоплощений.

И вот мы подошли с вами к самому интересному моменту нашего путешествия.  Перед нами - его величество сцена! 

Сцена

А что показывают на сцене? Постановку, спектакль. Они готовятся долго и тщательно. Но существуют и пьесы театра-экспромта. Одну из них мы поставим прямо сейчас.

Я призываю вас освободиться от ваших комплексов, вспомнить о всех преодоленных сегодня тупиках, чтобы почувствовать поддержку друга рядом, вдохновиться| идеей создания яркого образа и перевоплотиться в персонажа, который выберет для вас сама судьба. Прошу подойти к «шкатулке образов».

Кому выпали роли - поднимайтесь на сцену, кому номера - вы остаетесь на месте и получаете карточки с заданием.

Актеры получают задание разыграть сказку «Репка» на новый лад. Сценарий и костюмы выдаются.

Итак, актеры на сцене и, по-моему, они заслуживают ваших аплодисментов.

Ну, вот и всё.

Опущен занавес,

Погашена свеча.

Актеры сняли маски вдохновенья.

Спасибо им за теплые слова

И яркие, живые впечатленья.

Очень хочется, чтобы наше знакомство с творчеством на этом не закончилось. Предлагаю совершить совместный поход на спектакль. Но это - в будущем, а сейчас необходимо подвести итоги нашего путешествия.

Подводятся итоги, и команде-победителю вручается театральная золотая маска.


Пусть эта маска напоминает вам о сегодняшнем успехе, ваших ярких эмоциях и зовет, манит вас в театр. Ведь

Театр - это мысли свободный полет, 

Театр - здесь фантазия щедро цветет. 

В театре сердец расплавляется лед. 

Здесь искусства в едино сплелись. 

Здесь мечта и реальность слились. 

Здесь все помыслы тянутся ввысь. 

И чудо рождается здесь с третьим звонком. 

До встречи в театре!

И еще мне очень хочется, чтобы вы оставили свои отзывы о сегодняшнем путешествии. Пожалуйста, приклейте маски с корешков ваших билетов на те тупики лабиринта, конкурсные задания которых вам особенно понравились.

***
#блог-искусство-и-художественная-культура


Блог "Искусство и художественная культура" * Blog "Art and Artistic Culture"

#внеурочная_деятельность, #конспект, #театр, #новокузнецк, #theatre, #кино, #искусство, #спектакль, #красота, #музыка, #своя_игра, #актриса, #культура, #moscow, #nvkz, #сибирь, #маски, #внеурочка, #россия, #премьера, #art, #танцы, #вокал, #актер, #творчество, #сцена, #сценография, #шоу, #actor, #model, #лабиринт, #эмблемы,





Комментарии