Ле Корбюзье: архитектура нового мира

 


«Быть современным - это не мода, это состояние. 

Каждый из нас должен принимать условия, 

в которых он живет, и приспособление к ним - его долг, а не выбор...» 

Le Corbusier 

Рассказ об архитекторе Ле Корбюзье - это зарисовка о человеке или явлении, с чьим творчеством  так или иначе сталкивался каждый. Его архитектурные идеи вызывают множество споров, восторженных отзывов и обвинений. Но каждый, кто жил в городе, отражающем в своем архитектурном облике идеи новатора Корбюзье, отметит, сколько воздуха, высоты и стремительности привносят они на его улицы. Города, построенные по планам Корбюзье, словно сделали еще в начале  XX века гигантский скачок в век XXI, время электричества, транспорта и массового производства. Удивительно, но большинство из строений в духе Ле Корбюзье сохраняют свое эстетическое и утилитарное значение и поныне. Но об этом позже...


Ле Корбюзье

***
Я ненавижу свет
Однообразных звезд.
Здравствуй, мой давний бред —
Башни стрельчатой рост!

Кружевом, камень, будь
И паутиной стань,
Неба пустую грудь
Тонкой иглою рань.

Будет и мой черед —
Чую размах крыла.
Так — но куда уйдет
Мысли живой стрела?

Или, свой путь и срок
Я, исчерпав, вернусь:
Там — я любить не мог,
Здесь — я любить боюсь...

Осип Мандельштам. 1912

Ле Корбюзье. Блог "Искусство и художественная культура"

Краткая биография знаменитого архитектора:


Ле Корбюзье (Charles-Édouard Jeanneret-Gris) - швейцарский и французский архитектор, гражданин Франции, один из основателей современной архитектуры и лидер международного стиля. Он родился в Швейцарии в 1887 году и начал свою карьеру в Париже. В течение 1920-х годов он работал в разных городах Европы, а в конце десятилетия основал свою собственную студию в Париже.




Ле Корбюзье был выдающимся архитектором и дизайнером XX века и считается одним из наиболее влиятельных архитекторов своего времени. Его работы включают в себя множество зданий и сооружений, таких как:

  • Вилла Савой в Пуасси, Франция
  • Планировка городов Чандигарх в Индии
  • гидроэлектростанция Bieudron в Швейцарии
  • Центральное здание корпорации Unesco в Париже, Франция
  • Парк «последнего дня» в Севилье, Испания

Ле Корбюзье также является автором книг и статей по архитектуре, дизайну и городскому планированию. Он умер в 1965 году в Везуле, Франция.

Биография Ле Корбюзье - это история о жизни и работе одного из самых известных архитекторов XX века, который внес большой вклад в развитие мировой культуры и архитектуры. Он был известен своим инновационным подходом к проектированию зданий, использовал новые материалы и конструкции, а также активно занимался городским планированием. Ле Корбюзье придерживался философии функционализма и верил, что архитектура должна служить улучшению жизни людей.





Ле Корбюзье (Le Corbusier). Он безусловно гениален, кем бы он ни был на самом деле. Ле Корбюзье сделал настолько много, что теперь уже не важно, кем он был  - гением своего времени, заглянувшим в будущее, талантливым компилятором или тем, кто украл незамеченные идеи и сделал их своими открытиями.  Он работал в то время, когда хорошие ученики сами быстро становились учителями, когда родилась масса прогрессивных качественных идей, а реализация их была столь скорой, что авторы могли оказаться плагиаторами, в то время, когда архитекторы были сообществом. 

Пять афоризмов Ле Корбюзье



Ле Корбюзье - один из наиболее заметных зодчих двадцатого века, пионеров современной архитектуры, создатель новаторских сооружений в духе модернизма.

Рисунок стены кухни-столовой со встроенной мебелью и возможностью трансформации пространства. Принципы Корбюзье по организации "жизненного" пространства домохозяек основывались на "принципе  вытянутой руки". 1944 год



Швейцарский архитектор Ле Корбюзье верил, что мысль точнее всего передается геометрией. Он мечтал перестроить все столицы, чтобы таким образом донести до людей свою мысль о том, что в будущем, в новой архитектуре мира, все будет "равным, но разным". Это была прекрасная мечта, сделавшая Ле Корбюзье на долгие годы законодателем моды на жизненное пространство, на жизнь. 

Французский архитектор Ле Корбюзье, 1959 год


В конце XVIII века Ла-Шо-де-Фон. сто­лица одноименной общины на запа­де Швейцарии, на три четверти была уничтожена пожаром. К этому времени город уже почти сто лет был одним из глав­ных центров часовой промышленности, и ру­ководителями общины было принято решение отстроить Ла-Шо-де-Фон так. чтобы часо­вым мастерам было удобно жить и работать: по проекту однотипные жилые дома соседст­вовали с мастерскими, а кварталы были рас­положены в шахматном порядке. В наши дни этот город-фабрика за уникальную архитекту­ру был занесен в список объектов Всемирно­го наследия ЮНЕСКО. Стоит ли удивляться, что именно в Ла-Шо-де-Фон родился и вырос Ле Корбюзье, архитектор, чье революционное творческое кредо заключалось в построении предельно прагматичной городской среды.

Ле Корбюзье с доминиканцами из Сент-Мари-де-ла-Туретт


6 октября 1887 года на свет появился Шарль Эдуар Жаннере-Гри. Отец. Жорж Эдуар, был известным эмальером и в своей мастерской делал эмали на циферблатах и крышках часов, свободное время посвящая входившему тогда в моду альпинизму. Мать, Мари Шарлотт Аме­ли, была пианисткой. Она прожила ровно сто лет и до последних дней была для Шарля Эдуара, взявшего псевдоним Ле Корбюзье в начале 1920-х годов, самым близким человеком. Он даже посвятил ей одну из трех боковых башен часовни Нотр-Дам-дю-О в Роншане. считающего­ся самым значительным с художественной точки зрения культовым зданием XX века.

Шарль Эдуар Жаннере, его старший брат Альберт и их родители - отец Жорж Эдуар и мать Мари Шарлотт Амели. 1889 год


Проводя параллели со своей судьбой, Ле Кор­бюзье любил обращать внимание на то. что его предки были гонимы за идею, за веру. И отец и мать происходили из семей кальвинистов - бежавших в Швейцарию гу­генотов, французских про­тестантов, проповедовавших простую, уединенную жизнь, этакую святость в миру. Одна из базовых ценностей каль­виниста - близкий к самопо­жертвованию труд. Воспиты­вая двух сыновей, Мари Шар­лотт часто повторяла: «Что бы ты ни делал, заверши это».


Часы работы Шарля Эдуара, 1906 год


В тринадцать лет Шарль Эду­ар Жаннере поступил в Шко­лу прикладных искусств

Предполагалось, что он ос­воит азы росписи эмалью и продолжит отцовское де­ло, весьма успешное, ведь в то время почти половина изготовленных во всем мире ча­сов была из Ла-Шо-де-Фон

Обучение в Школе искусств базировалось на идеях «искусств и ремесел», популярного в то время движения, основанного Дж. Рёскиным, а также находившегося в расцвете стиля ар нуво. С момента поступления в Школу искусств Эдуард Жаннере начинает самостоятельно заниматься ювелирным делом и гравировать крышки часов. 

Ле Корбюзье


Свой первый архитектурный проект Э. Жаннере начал в неполных 18 лет, с помощью профессионального архитектора. Это был жилой дом, построенный для гравёра Луи Фалле, члена совета Художественной школы. Когда строительство было закончено, на заработанные деньги он совершил свою первую образовательную поездку - в Италию, Австрию и Францию.

Вилла Фалле (Villa Fallet), Ла Шо-де-Фон (La Chaux-de-Fonds), Швейцария, 1905 

Позднее преподаватель и дирек­тор школы Шарль Леплаттенье, большой энтузиаст своего дела, разглядел в юноше талант и взял его на углубленный курс, в который входили рисунок, работа с металлом, интерьер и архитектура. Кстати, именно Леплаттенье предсказал, что Шарль Эдуар станет архи­тектором, на что ученик якобы ответил: «Никогда! Я ненавижу эту профессию!». Но  именно Леплаттенье поручил Жаннере - фактически в качестве дип­ломной работы - сделать проект виллы для гра­вера Луи Фалле в родном городе.

Ле Корбюзье (Шарль-Эдуард Жаннере-Гри)


Леплаттенье сделал все, чтобы Шарль Эдуар, ко­торому к окончанию строительства еще не исполнилось восемнадцати, понял, какая пропасть разделяет теорию и практику, и осознал, что полагаться нужно не на авторитеты, а только на самого себя. Никакого специального архитектурного образования Корбюзье не получил. 

Школа искусств была единственным учеб­ным заведением, которое он окончил. Но он всегда учился и всегда искал. И его универ­ситетами стали путешествия.


Maison du Brésil, Университетский городок, Париж. 195


На гонорар от виллы Фалле, которую Ле Корбюзье позже назвал чудовищной, он поехал изучать средневековую архитектуру Италии, потом в Вену, которая была тогда центром декоративно-прикладного искусст­ва. 

Ле Корбюзье. Из путешествия по Италии и Германии Шарль Эдуар привез несколько папок с рисунками. 1907 - 1908 годы


Оттуда отправился в Париж, где, несмот­ря на протесты отца и Леплаттенье, прожил больше года. В Париже он основательно штудировал архитектуру собора Нотр-Дам и историю искусств, засиживался в библи­отеках, занимался математикой и геомет­рией, но главное - его взял к себе чертеж­ником знаменитый архитектор и большой новатор, первым внедривший в строитель­ство железобетон, Огюст Перре. Работая у Перре, Шарль Эдуар проникся красотой и практичностью этого нового материала, открыл для себя красоту линий, «очищен­ных» от декора, манерности. Он полюбил простоту в архитектуре.

LC4 Chaise Ле Корбюзье


С начала этой поездки, пришедшейся на 1907 год, молодой Жаннере стажировался, работая чертежником у архитектора и дизайнера Йозефа Гоффмана, лидера венского сецессиона. Затем, с 1908 по 1910 год как уже было сказано, по прибытии в Париж, стал стажироваться в мастерской братьев Огюста (Auguste Perret) и Густава Перре, архитекторов, которые одними из первых использовали железобетон в строительстве многоэтажных жилых домов. 

У стен Акрополя, который Шарль Эдуар считал недостижимым идеалом архитектурного совершенства. 1911 год


В 1911 предпринял путешествие на Восток - по Греции, Балканам и Малой Азии, где изучал древние памятники и традиционное народное строительство. Это путешествие во многом сформировало его взгляды на искусство и архитектуру.  

Классические пропорции Парфенона помогли Шарлю Эдуару создать революционный проект Дом-Ино, где использованы возможности железобетона, типовые элементы и учтены пропорции человека. Проект реализован не был. 1914 год

Едва вернувшись в Швейцарию, он уехал в командировку по Германии: по заказу Школы искусств писал отчет о том, как на­лажено там - от преподавания до произ­водства и продажи - прикладное искусство

В Берлине восемь месяцев (1910 - 1911 год) работал главным чертежником у Петера Беренса, основа­теля промышленной архитектуры и дизайна. Разочаровавшись в «конструктивной ереси», устав от жиз­ни в большом городе, от ее жестокости - Шарль Эдуар сравнивал ее с жизнью поте­рянной собаки, - отправился в путешествие в Константинополь и Афины.

Жилой блок Берлин-Шарлоттенбург, Unité d'Habitation of Berlin-Charlottenburg, Flatowallee 16, Берлин. 1957


На Востоке свирепствовала холера, по гре­ческой столице носили трупы в открытых гробах, а начинающий архитектор пил в качестве профилактики пряную масти­ку, крепчайший алкогольный, настоянный на специях напиток, и, полный благово­ний; с раннего утра до вечернего свистка смотрителей, пропадал на Акрополе

«Все фронтоны отменны, помимо Парфенона, созерцающего море, глыбы из другого мира. Того самого, который захватывает человека и ставит его над миром. Акрополь, который внимает мольбам и возвышает" - так вспоминал Афины в книге «Путешествие на Восток и в своей архитектуре навсегда вдохновился формами прошлого. 

Изучив шедевры европейского и отчасти восточного зодчества и поработав у самых передовых архитекторов своего времени Шарль Эдуар вернулся в Ла-Шо-де-Фон. 

Ле Корбюзье. Из путешествия по Италии и Германии Шарль Эдуар привез несколько папок с рисунками. 1907 - 1908 годы

Возвратившись домой, Жаннере в течение нескольких лет, с 1912 до конца 1916, работал преподавателем в Школе Искусств в Ла Шо-де-Фон. 

Преподавая в Школе искусств, он открывает архитектурное бюро, строит несколько вилл.


Вилла Швоб (Вилла Турку) Villa Schwob, Ла Шо-де-Фон (La Chaux-de-Fonds), Швейцария, 1916 


Последние два построенные им здания - спроектированная для родителей вилла Жаннере-Перре (1912), а также вилла Швоб (Турецкая вилла, 1916-1917), заказ богатого часового магната, -  уже отличаются самостоятельностью замысла и вполне оригинальны по архитектуре. 

Вилла Жаннере-Перре (Villa Jeanneret-Perret), Ла Шо-де-Фон (La Chaux-de-Fonds), Швейцария, 1912

В этот же период Жаннере создал и запатентовал весьма существенный для его творческой биографии проект Дом-Ино (1914) (совместно с инженером М. Дюбуа). В этом проекте предугаданы возможности строительства из крупноразмерных сборных элементов, что по тем временам было новаторским изобретением. Концепцию Дом-Ино Корбюзье реализовал позже во многих своих постройках. Это был первый пригодный для серийного производства дом.  Предельно простой - его мож­но было собрать из железобетонных плит, соединяя их колоннами и лестницами.

Ле Корбюзье. Модулор


Шарль Эдуар даже ку­пил небольшой завод для производства дета­лей. Но достаточного числа заказчиков не на­шлось. и завод пришлось продать. Его пригласили строить муниципальные здания во Франкфурте, и он согласился. Но, при­дя в паспортный стол го­рода Невшатель, чтобы подать на немецкую ви­зу, он неожиданно для самого себя запросил документы для проживания во Франции. 

Это был чисто интуитивный, иррациональный порыв, и вскоре, в 1917 году, в год свое­го тридцатилетия, Шарль Эдуар Жаннере навсегда уехал в Париж, чтобы там стать ве­ликим архитектором Ле Корбюзье.

Ле Корбюзье и Пьер Жаннере, здание Кларте, Женева, 1930-1932 годы


По приезде в Париж Жаннере устраивается штатным архитектором в «Общество по применению армированного бетона» Макса Дюбуа. За время работы в нем, (апрель 1917 — январь 1919), им выполнено несколько проектов, в основном технических сооружений, - водонапорная башня в Поденсаке (Жиронда), арсенал в Тулузе, электростанция на реке Вьен и другие. По его проектам строились также рабочие поселки, с жилыми домами на одну-две семьи. Архитектура этих домов близка еще к традиционной. Работая в упомянутом «Обществе...», становится директором фабрики по производству строительных изделий в городе Альфортвиль, дочернего предприятия фирмы. Преподает также рисование в детской художественной студии.  


Ле Корбюзье: архитектура нового мира


В Париже Жаннере повстречал Амеде Озанфана (Amédée Ozenfant), художника, который познакомил его с современной живописью, в частности, с кубизмом. Озанфан вводит Жаннере в среду парижских художников, знакомит с Браком, Пикассо, Грисом, Липшицем, позже с Фернаном Леже. Жаннере начинает активно заниматься живописью, которая становится его второй профессией. Вместе с Озанфаном они устраивают совместные выставки своих картин, декларируя их как выставки «пуристов». В 1919 Жаннере и Озанфан, с финансовой поддержкой Ла Роша, создают философско-художественный журнал-обозрение «Эспри Нуво» («L’Esprit Nouveau»), в котором архитектурный отдел ведет Жаннере. Свои статьи он публикует под псевдонимом «Ле Корбюзье». 

Ле Корбюзье. Гостевой дом


Шарль Эдуар и его друг, худож­ник-посткубист и теоретик искусства Амеде Озанфан  оба писали туда о новых на­правлениях в искусстве и архитектуре и пе­чатали репродукции своих рисунков и живо­писи. 

Псевдонимом Ле Корбюзье в журнале Шарль Эдуар подписывал критику, настоящим именем - рисунки. 

В журнале «Эспри Нуво» впервые опубликованы «Пять отправных точек современной архитектуры» Ле Корбюзье, своеобразный свод правил новейшей архитектуры:

1. Столбы-опоры. Дом приподнят над землей на железобетонных столбах-опорах, при этом освобождается место под жилыми помещениями - для сада или стоянки автомобиля.

2. Плоские крыши-террасы. Вместо традиционной наклонной крыши с чердаком под ней, Корбюзье предлагал устраивать плоскую крышу-террасу, на которой можно было бы развести небольшой сад или создать место для отдыха.

3. Свободная планировка. Поскольку стены больше не являются несущими (в связи с применением ж/б каркаса), внутреннее пространство полностью от них освобождается. В результате внутреннюю планировку можно организовать с гораздо большей эффективностью. 

4. Ленточные окна. Благодаря каркасной конструкции окна можно сделать практически любой величины и конфигурации, в том числе свободно протянуть их лентой вдоль всего фасада, от угла до угла.

5. Свободный фасад. Опоры устанавливаются вне плоскости фасада, внутри дома (буквально у Корбюзье: свободно расположены внутри помещений). Наружные стены могут при этом быть из любого материала - легкого, хрупкого или прозрачного, и принимать любые формы.    

По отдельности подобные приемы использовались архитекторами и до Корбюзье, он же, произведя тщательный отбор, объединил их в систему и начал последовательно применять. В 20-х годах, когда язык новой архитектуры только еще формировался, эти «пять отправных точек архитектуры» для многих молодых архитекторов «нового движения» стали действительно «отправным пунктом» в их творчестве, а для некоторых и своеобразным профессиональным кредо. 

"Дева Мария на высотах", или капелла Роншан, построенная Ле Корбюзье на Вогезской возвышенности, считается одним из самых знаменитых произведений архитектуры  XX  века. 1950 год


Формулировались эти правила неоднократно и различным образом. 

Вот перевод одного из оригинальных текстов Ле Корбюзье: 

1. Стойки. Разрешить научную проблему - значит прежде всего решить ее элементы. В постройке можно отделить несущие элементы от ненесущих. Вместо прежних фундаментов, на которых постройка покоилась без контрольного расчета, появляются расчлененные фундаменты, а на месте прежних стен - отдельные стойки. Стойки и свайные фундаменты точно исчисляются в соответствии с приходящейся на них тяжестью. Сваи устанавливаются на определенных равных промежутках, не связанных с внутренней планировкой дома. Они поднимаются от земли на 3, 4, 6 и т.д. метров и несут на этой высоте первый этаж. Помещения, таким образом, избавлены от сырости, они имеют достаточно света и воздуха, строительный участок превращается в сад, который проходит под домом. Та же плоскость вторично выигрывается благодаря плоской крыше.

Поселок ФРЮЖЕ (Quartiers Modernes Frugès), Пессак (Pessac), Бордо, Франция, 1924-1925 



2. Плоская крыша, сад на крыше. Плоская крыша позволяет использовать ее для целей жилья: терраса, сад... Сточные трубы проходят внутри дома. На крышах могут быть разбиты сады с прекрасной растительностью, не только кустами, но и маленькими деревьями до 3-4 метров высоты.  

Поселок ФРЮЖЕ (Quartiers Modernes Frugès), Пессак (Pessac), Бордо, Франция, 1924-1925 



3. Свободное оформление плана. Свайная система несет промежуточные перекрытия и доходит вплоть до крыши. Внутренние стены располагаются в любых местах, причем один этаж ни какой степени не зависит от другого. Нет больше капитальных стен, имеются только мембраны любой крепости. Следствием этого является абсолютная свобода в оформлении плана, т.е. возможность свободно распоряжаться всеми имеющимися налицо средствами, что должно легко мирить с некоторой дороговизной бетонных конструкций. 

Поселок ФРЮЖЕ (Quartiers Modernes Frugès), Пессак (Pessac), Бордо, Франция, 1924-1925 


4. Удлиненное окно. Сваи с промежуточными перекрытиями образуют прямоугольные отверстия в фасаде, через которые свет и воздух входят внутрь в обильном количестве. Окно тянется от стойки к стойке, становясь таким образом удлиненным окном... Помещение одинаково освещено во всех своих местах - от стены до стены. Доказано, что такое помещение освещается в 8 раз интенсивнее, чем такое же помещение с вертикальными окнами. Вся история архитектуры вращается исключительно вокруг оконных отверстий. И вот железобетон открывает возможность максимального освещения при помощи удлиненных окон.


Поселок ФРЮЖЕ (Quartiers Modernes Frugès), Пессак (Pessac), Бордо, Франция, 1924-1925 

 

5. Свободное оформление фасада. Благодаря тому, что основание дома поднято на несущих сваях и располагается балконообразно вокруг здания, весь фасад выдвигается вперед от несущей конструкции. Таким образом, фасад теряет несущие свойства, и окна могут тянуться на любую длину без прямого отношения к внутреннему членению здания. Окно может иметь 10 метров длины, как и 200 метров (например, наш проект Лиги Наций в Женеве). Таким образом, фасад получает свободное оформление.   

Поселок ФРЮЖЕ (Quartiers Modernes Frugès), Пессак (Pessac), Бордо, Франция, 1924-1925 



Изложенные пять основных пунктов являются фундаментом новой эстетики. Нам не остается ничего от архитектуры прошлых эпох, столь же мало, сколько дает литературно-историческое школьное образование. 

Ле Корбюзье


Ле Корбюзье был популярным автором, но знаменитым стал в 1923 году, когда статьи, написанные для «Эспри Нуво», вышли книгой под названием «К новой архитектуре». Не­обычным в сборнике было все. Работники типографии, где впервые напечатали «К но­вой архитектуре», разглядывая его эскизы, говорили об авторе: «Он сумасшедший!».  


Знаменитая концепция Ле Корбюзье «5 пунктов современной архитектуры» преподается в архитектурных школах по всему миру. Это список того, что, по мнению архитектора, должно быть в современном доме, чтобы обеспечить своим обитателям здоровые условия


Ле Корбюзье с удовольствием поддерживал слухи о своей исключительности. Закрепив за собой псевдоним, он продолжал работать над образом. Его «фирменным знаком» ста­ли гладкие зачесанные назад волосы, белая рубашка, темный двубортный костюм с ши­рокими лацканами, галстук-бабочка и круг­лые роговые очки с толстыми стеклами. Та­кие очки даже назовут «а-ля Корбюзье»

Разрушители носят очки. Ле Корбюзье. Андре Виллер


Двадцатые годы были для Ле Корбю­зье особенно бурными и плодотворны­ми. Он перевез к себе в квартиру Ивон Га­ли - кокетливую и очень сексуальную мо­дель Парижского дома мод, с которой познакомился в Париже в 1922 году. Ивон Гали (Yvonne Gallis) была родом из Монако. Каждый день до обеда он занимался рисунком и живо­писью. В Сорбонне, Женеве, Праге, Цюри­хе, Мадриде, Брюсселе читал лекции, о ко­торых ходили легенды: Ле Корбюзье остав­лял после себя много метров изрисованной углем и цветными мелками бумаги и никог­да не пользовался заметками, отчего созда­валось впечатление импровизации и посто­янного потока новых идей. 


«Maison Suisse» Париж. Завершено в 1932 году. Arch. Ле Корбюзье


На рю де Севр, в крыле Иезуитского монастыря, он, вызвав из Швейцарии двоюродного брата Пьера Жаннере, в 1922 он открыл вместе с ним архитектур­ное бюро. В 1924 они арендуют под офис крыло старого парижского монастыря по адресу ул. Севр, 35 (rue de Sevre, 35). В этой импровизированной мастерской постоянно работала большая группа сотрудников Корбюзье, здесь было создано большинство его проектов. 

Раковина для ванной Ле Корбюзье

Братья использовали в качест­ве строительного материала железобетон, предпочитая простые геометрические фор­мы и гладкие, без декора, фасады. Железо­бетон давал свободу, «раскрепощал» - стало возможным делать сплошное остекление и плоские крыши, на которых разбивали сады, а внутри создавать пространство без лишних стен. с открытыми большими помещениями. Тем самым братья воплощали в жизнь принципы, сформулированные в книге «К новой архитек­туре». Они строили для промышленников, ху­дожников и их меценатов, но Ле Корбюзье этого было мало - он мечтал переустроить мир.

Ле Корбюзье, фреска, Руфь и Константино Нивола, 1950. Le Corbusier, Mural, Ruth & Constantino Nivola, 1950

Начал он с того, что было под рукой - с воз­рождения Парижа. Ле Корбюзье, в силу происхождения и воспитания верил, что архитектура способна противостоять злу. При этом по-марк­систски считал, что бытие определяет сознание и что если горожанам дать нормальные условия и вернуть им частичку природы, которой они лишены, то не станет бедняков. болезней и пре­ступности. Население городов конца XIX на­чала XX века стремительно росло, и это созда­вало много проблем, в первую очередь скученность и социальную напряженность. Вот две завершающие фразы из книги «К новой архитектуре»: «Архитектура или революция. Революции можно избежать».


Швейцарское студенческое общежитие, Париж, 1930. Ле Корбюзье и Пьер Жаннере

На самом деле Ле Корбюзье тоже предлагал революцию, только не социальную, а архитектурную. Он говорил, что нужна полная реконструкция городской среды и теперь город должен рассматриваться как единое целое. Главное, что должно учитываться в планировке, - это то, что появился автомобиль. 

Швейцарское студенческое общежитие, Париж, 1930. Ле Корбюзье и Пьер Жаннере

Кривые узкие улочки, "пути ослов", как их называл архитектор, больше никуда не годились. Так почти сто лет назад он обозначил те проблемы, которые до сих пор не в состоянии решить в современных городах. Одно из радикальных решений Ле Корбюзье - пустить транспорт под зданиями, поставленными на опоры-столбы, или, еще более оригинально, по крышам выстроенных в одну линию домов. 

Для парижского "Осеннего салона" 1922 года Корбюзье впервые в истории архитектуры представил единый план мегаполиса - макет "Современного города на три миллиона жителей", который потом был несколько изменен и переименован в "План Вуазен". По замыслу Ле Корбюзье, большая часть старого Парижа, "смрадные кварталы", должны быть снесены и застроены многоэтажками и небоскребами. 

Проект Вуазен. Не был реализован из-за его радикальности, но многие идеи Ле Корбюзье позже воплотились в парижском квартале Дефанс


"Отныне на месте сплюснутого и стиснутого города появляется новый город, устремленный ввысь, доступный воздуху и свету, ясный и лучезарный" - так писал он в своем провокационном проекте. 

Жилой блок. Дизайн Ле Корбюзье. Марсель, Франция

За счет высотности увеличивается плотность населения. Новая застройка занимает только пять процентов от снесенной части, а высвобожденная территория застраивается транспортными магист­ралями, автомобильными стоянками и парками. 


Ле Корбюзье, Чандигарх

«План Вуазен» широко обсуждался во французской прессе и стал своего рода сенсацией. В этом и других своих градостроительных проектах - план для Буэнос-Айреса (1930), Антверпена (1932), Рио-де-Жанейро (1936), «План Обюс» для Алжира (1931) - Корбюзье развивал совершенно новые градостроительные концепции. Общая их суть в том, чтобы посредством новых планировочных методов повысить комфорт проживания в городах, создать в них современную систему автомобильных дорог - при значительном увеличении высоты зданий и плотности населения. В этих проектах Корбюзье проявил себя как последовательный урбанист.


Вилла Shodhan (Утонченная вилла). Ле Корбюзье



В 20-е годы Корбюзье спроектировал и построил несколько модернистских вилл, создавших ему имя. Наиболее известные из них расположены в Париже или его окрестностях. Это вилла Ла Роша/Жаннере (1924), вилла Штейн в Гарш (теперь Вокресон, 1927), Париж, вилла Савой в Пуасси (1929). 


Вилла Савой (Villa Savoye),  Пуасси (Poissy-sur-Seine), Франция. 1929-1931 


Характерные особенности этих построек - простые геометрические формы, белые гладкие фасады, горизонтальные окна, использование внутреннего каркаса. Отличает их также новаторское использование внутреннего пространства - т. н. «свободный план». В этих постройках Корбюзье использовал свой кодекс «Пять отправных точек современной архитектуры».  

Ле Корбюзье (крайний справа) проводит экскурсию для Пабло Пикассо (третий справа) на строительстве Марсельского блока. 1949 год


В 1924 году по заказу промышленника Анри Фрюже в поселке Пессак под Бордо был возведен по проекту Корбюзье городок «Современные дома Фрюже» (Quartiers Modernes Frugès). 

Ле Корбюзье. Блог "Искусство и художественная культура"


Этот городок, состоящий из 50-ти двух-трехэтажных жилых домов, был одним из первых опытов строительства домов сериями (во Франции). Здесь применены четыре типа здания, различные по конфигурации и планировке - ленточные дома, блокированные и отдельно стоящие. В этом проекте Корбюзье пытался найти формулу современного дома по доступным ценам, - простых форм, несложного в строительстве и обладающего при этом современным уровнем комфорта. 


Поселок ФРЮЖЕ (Quartiers Modernes Frugès), Пессак (Pessac), Бордо, Франция, 1924-1925


На Всемирной выставке декоративного искусства 1925 года в Париже по проекту Корбюзье был построен павильон «Эспри Нуво» (L’Esprit Nouveau). Павильон включал в себя жилую ячейку многоквартирного дома в натуральную величину - экспериментальную квартиру в двух уровнях. Похожую ячейку Корбюзье использовал позже, в конце 40-х годов, при создании своей Марсельской Жилой Единицы. 

Павильон «ЭСПРИ НУВО» (Pavillon de L'Esprit Nouveau), 1924, Париж – не сохранился  

Ле Корбюзье был урбанистом своеобразным - хотел возвести небоскребы, чтобы, разбив в городе сады и парки и засадив их деревьями, вос­становить связь человека и природы.

На самом деле, «Вуазен» не был привязан кон­кретно к Парижу - это был универсальный проект. Планы реконструкций Ле Корбюзье предлагал почти для всех городов, где он бы­вал, - для Барселоны, Антверпена, Рио, Буэнос- Айреса, Нью-Йорка, Стокгольма, всего их было больше сорока. Для Алжира он в течение две­надцати лет совершенно безвозмездно создал семь генеральных планов, «в благодарность» мэр Алжира потребовал его ареста.

План Ле Корбюзье для Алжира, 1930 год


К началу 30-х годов Ле Корбюзье становится широко известным, к нему начинают поступать крупные заказы. Один из первых таких заказов - Дом Aрмии спасения в Париже (1929-31). 

Дом Армии Спасения (Armee du Salut), Cite de Refuge,Париж. 1926-1928


В 1928 году Корбюзье участвует в конкурсе на здание Наркомлегпрома (Дом Центросоюза) в Москве, которое затем и было построено (1928-1933). Центросоюз явился совершенно новым, по сути, беспрецедентным для Европы примером решения современного делового здания. Строительство осуществлялось под руководством архитектора Николая Колли.  

Дом Центросоюза в Москве. 1928-1933

Для Москвы он делал градостроительный проект - сохраняя Кремль, храм Василия Блаженного, Большой театр и Мавзолей и пожертвовав всем осталь­ным, он предложил создать практически новый город, почти Манхэттен. 

Ле Корбюзье. 1928 год


Тогда центр столицы был полон разваливающихся деревянных ма­лоэтажек, с дровяным отоплением, без канали­зации. город был перенаселен, и жилья не хва­тало. Конечно, Ле Корбюзье хотелось развер­нуться на просторах огромной молодой страны. 

Памятник Ле Корбюзье. Москва. Здание Центрсоюза


Поэтому он пел дифирамбы сталинским пятилеткам, писал пафосные письма про свет утрен­ней зари, который зажег СССР.

Ле Корбюзье (в центре) среди московских архитекторов. Рядом с ним знаменитые архитекторы братья Веснины (нижний ряд, слева направо) - Виктор, Александр, Андрей. Крайний справа - Андрей Буров, архитектор и изобретатель. 1928 год

Столицу СССР, «эмбрион нового мира», как го­ворил Ле Корбюзье, он изучил в свою первую поездку; в октябре 1928 года. Он много ходил по городу и музеям, читал лекции, встречался со студентами и практикантами, познакомился с Сергеем Эйзенштейном, подружился с архитек­торами Моисеем Гинзбургом и братьями Весни­ными, интересовался всем новым и прогрессивным, например, распорядком рабочего дня и тем. как советские люди проводят свободное время. 

Проект здания Центрсоюза в Москве был утвержден, однако многие задумки Ле Корбюзье, например, расчистка окружающего пространства, воплощены не были. 1933 год


В связи со строительством Центросоюза Ле Корбюзье, неоднократно приезжая  Москву - в 1928, 1929, в начале тридцатых, встречался с Таировым, Мейерхольдом, Эйзенштейном, восхищался творческой атмосферой, царившей в стране в то время, и особенно достижениями советского архитектурного авангарда - братьев Весниных, Моисея Гинзбурга, Константина Мельникова. Завязал дружескую переписку с Александром Весниным.

Рисунок и макет Дворца Советов, каким его представлял Ле Корбюзье


И расстраивался, что ему запретили рисовать на улице, - с первого путешествия по Европе у него была привычка делать наброски на ули­це, в поезде, машине. Ле Корбюзье ждал специ­ального разрешения три недели, но так и не получил его к отъезду, и несколько эскизов были сделаны тайком, под полами пальто.

Проект Ле Корбюзье. Дворец Советов

Но это были мелкие неудобства по сравнению с радостью от того, как его встречали, как им вос­хищались. Незадолго до первой поездки в СССР провалился его проект Лиги Наций в Женеве, причем ретроградное жюри не знало, к чему при­драться. и выставило совершенно нелепую при­чину: чертежи выполнены не теми чернилами. 

А теперь Ле Корбюзье принимали в Кремле: на конкурсе, из-за которого он приехал в Мос­кву, одобрили его проект здания Центросоюза на Мясницкой, офисного комплекса на две с по­ловиной тысячи служащих. Ле Корбюзье полу­чил заказ благодаря письму советских архитек­торов, конкурентов по конкурсу, в котором они, в ущерб себе, просили передать проект их зару­бежному коллеге: 

«Здание, построенное им. бу­дет ярко и достойно представлять новейшие ар­хитектурные идеи».

Идеи, предложенные для «конторского зда­ния», действительно оказались последним сло­вом в архитектуре, например, такой гигантской поверхности со сплошным остеклением не было практически нигде. Но многое из проекта оказа­лось технически трудновыполнимым, и даже бе­тонные блоки, которые должны были упростить процесс, отливались вручную.


Здания Центросоюза на Мясницкой, офисный комплекс на две с по­ловиной тысячи служащих. Москва


Ле Корбюзье еще дважды бывал в Москве в 1929 и в 1930 году, когда увидел строй­ку здания Центросоюза в последний раз. К не­му резко охладели. На его предложения полной реконструкции Москвы ответили: когда нужен хирург, не приглашают палача. Менялся политический курс, и в архитектуре вместо авангарда и конструктивизма стал преобладать стиль го­сударственного классицизма. Стройку Центро­союза на несколько лег даже приостановили, в проект внесли много изменений, и итог полу­чился не таким, каким представлял себе его ав­тор, но это все равно была узнаваемая корбюзианская стилистика: его прямые линии, его стекла от пола до потолка, столбы-опоры и внутренние пандусы для прогулки по зданию.

1928 год. Ле Корбюзье в компании Сергея Эйзенштейна и Андрея Бурова


Лучшим из всего, что он когда-либо делал, сам Ле Корбюзье считал проект Дворца Советов

Колоссальное сооружение должно было встать на месте храма Христа Спасителя, но оно так и не было построено. Из всего, что было пред­ставлено на конкурс в 1931 году, проект был «самый современный, самый совершенный, самый оригинальный, самый продуманный». 

1928 год. Александр Веснин, Владимир Веснин. Проект на конкурс. Наркомтяжпром


Во всяком случае, так думали второкурсники Киевского строительного университета, отпра­вившие Корбюзье письмо в поддержку, когда его проект не приняли. Среди студентов был бу­дущий писатель Виктор Некрасов, и однажды он получил открытку с видом какого-то фран­цузского собора - это был ответ из Парижа. 

«В этот день я стал знаменитостью, - вспоминал Некрасов. На меня указывали пальцами «Он?» - «Он!» - «От самого?» - «От самого!».  Это было почти то же, что получить письмо от Льва Толстого».

1931. Виктор, Александр и Леонид Веснин. Дворец Советов. Проект на конкурс


Через тридцать лет, в 1962 году, Некрасов встретил кумира своей молодости на рю де Севр, в той  мастерской, где ложились на бумагу самые не­вероятные мысли

Он «стал говорить о том, что проблема современного города до сих пор не решена, что любой большой город не в силах выбраться из тупика, в который его загнал автотранспорт, и что цель его жизни - вывести город из этого тупика. Он говорил долго, интересно, не давая себя перебить...» - писал Некрасов в путевых заметках. 

Ле Корбюзье сказал, что сотрудничество с Советским Союзом его не интересует - он трижды просил у Сталина разрешения работать, а теперь ему некогда. 

Ле Корбюзье и Коли. Строительство Центрсоюза


Эпопея с СССР закончилась в начале тридцатых, и Ле Корбюзье, подключив влиятельные знакомства, еще долго пришлось «выбивать» гонорар за Центросоюз. Но у него был удивительный талант превращать минусы в плюсы, неудачи в успех. 

Центрсоюз. Москва


Архитектурным открытием своего рода был построенный в 1930-1932 годах Швейцарский павильон в Париже - общежитие швейцарских студентов на территории интернационального студенческого городка. Его оригинальность - в новизне композиции, наиболее оригинальным моментом которой были открытые опоры-колонны первого этажа, необычные по форме, эффектно сдвинутые к продольной оси здания. Сразу после завершения строительных работ Швейцарский павильон привлек внимание критики и прессы, заставил говорить о себе. В послевоенные годы на одной из стен библиотечного холла Корбюзье создал большое настенное панно в абстрактно-символическом ключе. 

Le Corbusier Villa Ozenfant, Париж, 14 округ, недалеко от парка Монсури


Когда провалился его проект Лиги Наций в Женеве, в пику тем, кто не оценил его новаторство, он создал Международный Конгресс Современной Архитектуры, а отвергнутые предложения по реконструкции Москвы он пе­реработал в книгу «Лучезарный город», описав город будущего, каким он себе его представлял. 

Город четко делится на зоны

  • жилая, 
  • промыш­ленная, 
  • транспортная и 
  • зона отдыха. 

Идеальное жилье - огромные стоящие среди зелени бло­ки - прообраз спальных районов.

«План Вуазена», Париж, 1925 г. Архитекторы Корбюзье и П. Жанере


В 1935 году Ле Корбюзье посещает Соединенные Штаты, с лекциями совершает турне по городам страны: Нью-Йорк, Йельский университет, Бостон, Чикаго, Мэдисон, Филадельфия, опять Нью-Йорк, Колумбийский университет. В 1936 году вновь совершает подобную поездку, теперь уже в Южную Америку. В Рио-де-Жанейро, помимо чтения лекций, Корбюзье принимает активное участие в разработке проекта комплекса Министерства просвещения и образования (с Л. Коста и О. Нимейером). По его инициативе на высотном офисном блоке Министерства было применено сплошное остекление, а также наружные солнцезащитные жалюзи, - также один из первых опытов такого рода. 

Stuyvesant Town, Нью-Йорк 1970. Архитектор Ле Корбюзье


Ле Корбюзье был одним из основателей международных конгрессов СIAM - съездов современных архитекторов разных стран, объединенных идеей обновления архитектуры. Первый конгресс CIAM состоялся в Ла Сарра, Швейцария, в 1928. Градостроительные концепции Корбюзье легли в основу «Афинской хартии», принятой на IV Международном конгрессе CIAM в Афинах, 1933. Теоретические взгляды Ле Корбюзье изложены им в книгах 

  • «К архитектуре» (1923), 
  • «Градостроительство» (1925), 
  • «Лучезарный город» (1935), и других.  

Ле Корбюзье у макета одного из городов будущего. Эти проекты формировались под влиянием идей анархо-синдикалистов и должны были стать частью глобальных реформ. 1930 год


Импульсом для его градостроительных идей был, по его признанию, отчет о газетном интервью его учителя Огюста Перре (отказавшегося, впрочем, позднее от своего ученика за слишком крайние его идеи).  

Ле Корбюзье и его проект для Дома Домино


В своем интервью Перре предложил строительство города, состоящего из одних домов-башен. Ле Корбюзье развил идею дальше. В его воображаемом городе центр образован группой башен с планом в форме равностороннего креста. В башнях размещены административные учреждения и конторы, там же - общественные и культурные сооружения. 

Организация Объединенных Наций, 1971 год


К западу от центра - большой парк, к востоку - промышленный район

Жилые районы окружают центральную часть города и парк. 

В центре группы башен пересекаются обе главные магистрали, идущие с севера на юг и с запада на восток, на бетонных столбах высотой от 3 1/2 до 5 метров. 

Улицы наверху служат для пешеходов и пассажирского движения, грузовой транспорт движется внизу. 

Таким образом весь город разделен на два этажа, причем все коммуникации - водопровод, канализация, газ, электричество, телефон - расположены внизу, на первом этаже. Жилой район города отделен от промышленного района зеленой полосой. Кругом в зеленой зоне расположены города-сады. 

Так, идея дезурбанизации, идущая от города-сада, была дополнена идеей гиперурбанизации городов-башен.  В 1933 году Ассоциация прогрессивных архитекторов (CJAM), в которую входили и Ле Корбюзье, и Бруно Таут,  и советские архитекторы, провозгласили в Афинах архитектурную хартию. В ней было дано определение города как жилого и производственного комплекса, связанного с окружающим районом и зависящего от политических, культурных, социальных, экономических и политических факторов. 

Жаульские дома. Ле Корбюзье


Были сформулированы и четыре основные функции города

  • жилье, 
  • производство, 
  • отдых и 
  • четвертая функция - транспорт, объединяющий первые три функции.

Фигурально это было изображено треугольником с тремя вершинами (habiter, travailler, cultiver 1'esprit et le corps), через которые проходит окружность (circuler). 

Афинская хартия создала прочный фундамент подведенному уже под крышу зданию новой науки, получившей наименование градостроительства, или урбанизма. 

Maison Guiette. Ле Корбюзье. Антверпен, Бельгия, 1927


Все эти годы (1922-1940) в мастерской Корбюзье в Париже на улице Севр, 35 работали в качестве стажеров-учеников молодые архитекторы из разных стран. Некоторые из них стали впоследствии весьма известными и даже знаменитыми, как например, Кунио Маекава (Япония), Юнзо Сакакура (Япония), Хосе Луис Серт (Испания-США), Андре Вожански (Франция), Альфред Рот (Швейцария-США), Максвелл Фрай (Англия) и другие. 

Ле Корбюзье. Роншан


Где римский судия судил чужой народ -
Стоит базилика, и - радостный и первый -
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.

Но выдает себя снаружи тайный план,
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом - дуб, и всюду царь - отвес.

Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра, -
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам...

Осип Мандельштам. Notre Dame. 1912

Ле Корбюзье. Блог "Искусство и художественная культура"


Ле Корбюзье написал тридцать четыре книги, необычные по дизайну, содержанию и стилистике. Они прекрасно расходились даже в голо­дные послевоенные годы, и, возможно. Ле Кор­бюзье не стал бы такой знаковой фигурой, если бы не его публицистика. В книгах он не только задавал главное направление и продвигал идеи, от которых отталкивались, даже не принимая их, практически все архитекторы XX века. Он также создавал миф о себе - ведь никто не писал о швейцарском зодчем так много, как он сам, а он редактировал свою жизнь на свой вкус.

Последнее здание Ле Корбюзье. Цюрих


Пока теоретик градостроительства ездил по все­му миру, от Москвы до Буэнос-Айреса, от Нью-Йорка до Алжира, и предлагал архитектурный образ будущего, в маленькой парижской квартирке его ждала любимая Ивон. Она гото­вила к возвращению Эдуара небольшие сюрп­ризы, о которых рассказывала в письмах к его матери: перекрашивала кухню, делала гене­ральную уборку, наполняла комнаты цветами, закручивала в банки корнишоны, меняла при­чески и покупала новую косметику. 

Ле Корбюзье. Блог "Искусство и художественная культура"



***
Парижа я люблю осенний, строгий плен,
И пятна ржавые сбежавшей позолоты,
И небо серое, и веток переплеты -
Чернильно-синие, как нити темных вен.

Поток всё тех же лиц, — одних без перемен,
Дыханье тяжкое прерывистой работы,
И жизни будничной крикливые заботы,
И зелень черную и дымный камень стен.

Мосты, где рельсами ряды домов разъяты,
И дым от поезда клоками белой ваты,
И из-за крыш и труб — сквозь дождь издалека

Большое Колесо и Башня-великанша,
И ветер рвет огни и гонит облака
С пустынных отмелей дождливого Ла-Манша.

Максимилиан Волошин. 1909

В конце 1920-х годов Ле Корбюзье и Ивон Гали полюбили бывать на полуострове Кап-Ферре в департаменте Жиронда. Их любимым местом там была маленькая деревушка с громким названием с громким названием Гран Пикей


Она добав­ляла в их быт французского шарма, и Ле Кор­бюзье не беспокоило, что Ивон терпеть не мог­ла архитектуру и запрещала говорить о работе, когда приходили гости. В конце концов, о своих проектах он мог говорить с Пикассо. В декабре 1930 года Эдуар и Ивон прожив вместе десять лет, после скромной гражданской церемонии стали мужем и женой. Тогда же Ле Корбюзье принял французское гражданство. 

С трепетом, трофей Вандома,
Внемлю вечный твой язык:
Он гремит во славу грома,
Славу славит медный зык!

Вячеслав Иванов. Вандомская колонна

Высокий суд справедливости, Чандигарх, Индия. Ле Корбюзье, 1952 год


В начале сороковых оно ему очень пригоди­лось - чтобы стать придворным зодчим. Ког­да север Франции оккупировали немцы, на юге страны создали новое французское правительст­во. «режим Виши». Официально оно было ней­тральным, но на самом деле поддерживало по­литику Гитлера: режим выслал в Германию около восьмидесяти тысяч евреев, попавших в нацистские лагеря уничтожения.

Ле Корбюзье. Блог "Искусство и художественная культура"

Но не столько из симпатии к этому режиму, сколько из-за того, что он надеялся застроить Францию по своей схеме и потому, что он прос­то не мог не работать, Ле Корбюзье жил в войну в курортном городке Виши. Из-за этого от не­го отвернулись многие коллеги, и Пьер Жаннере, который с самого основания архитектурного бюро был совладельцем и правой рукой Корбю­зье, не вернулся на рю де Севр, когда мастерская вновь открылась после войны. Но таким уж был Ле Корбюзье - строить для Сталина, Муссоли­ни или для главы «режима Виши» маршала Петена для него значения не имело. По сути, политика Корбюзье не интересовала, для него существовало только творчество.

После освобождения Франции новое прави­тельство сразу обратилось к Ле Корбюзье. Ему дали самолет, и он улетел из Парижа в Ла-Ро­шель на встречу с де Голлем обсуждать, как восстанавливать разрушенные после бомбежек города. Через несколько дней ему заказа­ли проект, который изменил наше представле­ние о жилье и породил по всему миру тысячи клонов, далеких от оригинала.

Ле Корбюзье, Марсель, 1952 год


Французы - без крова их осталось три милли­она - хотели домик с садиком, чтобы рядом бы­ли школы и магазины, но тогда не хватило бы территории всей Франции. Ле Корбюзье пошел на компромисс и сделал прототип микрорайона, «Марсельскую жилую единицу» - семнадца­тиэтажный блок с двухэтажными квартира­ми, с глубокими лоджиями в каждой квартире и с крышей-садом, с которой, как с вершины горы, открывался великолепный вид на море и ок­рестности Марселя. 


Марсельская жилая единица (Unité d'Habitation), Марсель, Франция. 1947-1952 

Двадцать семь разных типов квартир для небогатых семей были продуманы до деталей - здесь впервые появилась кухня, объ­единенная с гостиной. Построив Марсельский блок. Ле Корбюзье создал тип тех домов-коммун двадцатых, которые вдохновили его в Москве - в «жилой единице» есть ресторан, магазины, библиотека, почта, спортзал, кино, детский сад, бассейн и игровая площадка на плоской крыше. 

«Если вы стремитесь жить с вашей семьей в об­становке задушевной дружбы, в тишине и покое, среди природы, объединяйтесь по две тысячи че­ловек (мужчин, женщин и детей)», - писал архи­тектор. 

Марсельская жилая единица (Unité d'Habitation) , Марсель, Франция. 1947-1952 


Как обычно, он хотел сделать человека счастливым, на этот раз - в общине. Но сам он, с томиком «Дон Кихота», все чаще и чаще про­падал в квадратной хижине на Лазурном берегу; по аскетизму близкой к монашеской келье.

Сияющий город, 1935, Ле Корбюзье


В 1940 мастерская Корбюзье была закрыта, а сам он с женой перебирается на ферму вдали от Парижа, (Ozon, Пиренеи). В 1942 совершил официальную поездку в Алжир, в связи с градостроительным проектом города Алжир. Вернувшись в том же году в Париж, ввиду отсутствия заказов, занимался теорией, рисовал, писал книги. К этому времени относится начало систематической разработки «Модулора» - изобретенной им системы гармонических пропорций, которую Корбюзье применил в первом же своем большом послевоенном проекте - Марсельском Блоке. 

Марсельская жилая единица (Unité d'Habitation), Марсель, Франция. 1947-1952


В Париже им было основано научно-исследовательское общество «Аscoral» (Ассамблея строителей ради обновления архитектуры), в котором он и председательствовал. В различных секциях общества дискутировались темы, так или иначе связанные с проблемами строительства, жилища и здорового обитания.

Макет Ле Корбюзье

 

После освобождения во Франции начались восстановительные работы и Корбюзье был приглашен властями для участия в них, как проектировщик-градостроитель. Им были выполнены, в частности, планы реконструкции городов Сен-Дьё (Сен-Дье-де-Вож) (1945) и Ла-Рошель (1946), ставшие новым оригинальным вкладом в градостроительство. В этих проектах впервые появляется так называемая «жилая единица внушительных размеров» - прообраз будущего Марсельского Блока. В них, как и в других градостроительных проектах, осуществляемых в это время, последовательно проводится идея «зеленого города», или, по Корбюзье - «Лучезарного города» («La Ville radieuse»).   

Павильон Филипс на Всемирной выставке в Брюсселе, Ле Корбюзье


В Сен-Дьё по заказу промышленника Дюваля Корбюзье возводит здание мануфактуры Клод и Дюваль (1946-1951) - четырехэтажный блок с производственными и офисными помещениями, со сплошным остеклением фасадов. В мануфактуре Дюваль впервые были применены так называемые brise-soleil, «солнцерезы» - изобретенные Корбюзье особые навесные конструкции, защищающие остекленный фасад от прямых солнечных лучей. Позже солнцерезы становятся своеобразным фирменным знаком построек Корбюзье, где они выполняют одновременно и служебную и декоративную роль. 


Мануфактура Дюваль (Usine Claude et Duval) в Сен-Дье (Saint-Dié-des-Vosges), Франция. 1945-1951

В 1946 году Корбюзье вместе с другими известными архитекторами из разных стран (Нимейер, Ричардсон, Маркелиус и др.) приглашен для подготовки проекта комплекса штаб-квартиры ООН на берегу Ист-ривер в Нью Йорке. По некоторым причинам ему не пришлось участвовать в проекте до полного завершения, он работал над ним с января по июнь 1947 года. Хотя официально Корбюзье в числе авторов не фигурирует, тем не менее, общая планировка комплекса и высотное 50-этажное здание Секретариата (1951), в частности,  в значительной степени отражают его проектные предложения. 

Здание Секретариата (Secretariat Building). Чандигарх (Chandigarh) — новая столица штата Пенджаб, Индия. 1951-1958 

В конце сороковых и пятидесятых он работал над такими проектами, как здание ООН в Нью- Йорке и ЮНЕСКО в Париже; над Марсельским блоком и неожиданной по гибким, пластичным линиям капеллой в городке Роншан; над индий­ским городом Чандигарх - он строил жилые кварталы и правительственные здания, и по­могал ему в этом сам президент Индии Джа­вахарлал Неру. 

Музей и галерея искусств (Museum and Gallery of Art). Чандигарх (Chandigarh) - новая столица штата Пенджаб, Индия. 1951


Но любимым творением архи­тектора-урбаниста был Кабанон, в переводе с французского - хижина, - деревянный домик 3.66 на 3,66 метра и потолком 2,26 метра. Габа­риты выбраны по системе Модулора, пропор­ции, нужной как шаблон для расчета размеров помещения, зданий, мебели, для любого серий­ного производства. За основу брался мужчина с вытянутой и чуть согнутой рукой - так полу­чилась высота потолка, и отсюда рассчитыва­лись размеры помещений. По принципу Модулора строился и Марсельский блок, и Чанди­гарх, а в Кабаноне его автор примерял золотое сечение на себя и на Ивон.

Ле Корбюзье. Музей Вайссенхоф


Начало 50-х годов - это начало нового периода у Корбюзье, характерного радикальным обновлением стиля. Он уходит от аскетизма и пуристской сдержанности своих прежних произведений. Теперь его почерк отличается богатством пластических форм, фактурной обработкой поверхностей. Построенные в эти годы здания вновь заставляют говорить о нем. Прежде всего это Марсельский блок (1947—1952) - многоквартирный жилой дом в Марселе, расположенный особняком на просторном озелененном участке. Корбюзье использовал в этом проекте стандартизированные квартиры «дуплекс» (в двух уровнях) с лоджиями, выходящими на обе стороны дома. Изначально Марсельский блок был задуман как экспериментальное жилище с идеей коллективного проживания (своего рода коммуна). 

Комната монаха в монастыре Ла Туретт (полное название: Sainte Marie de la Tourette), спроектированном Ле Корбюзье как доминиканский монастырь в Эве (недалеко от Лиона), Рона-Альпы, Франция, 1953-1961 годы


Внутри здания - в середине по его высоте - расположен общественный комплекс услуг

  • кафетерий, 
  • библиотека, 
  • почта, 
  • продуктовые магазины и прочее. 
LE MODULOR, Ле Корбюзье. Меры человека. Ретроспектива в Центре Жоржа Помпиду, 1950


На ограждающих стенах лоджий впервые в таком масштабе применена раскраска в яркие чистые цвета - полихромия. В этом проекте также широко применялось пропорционирование по уже не раз упоминавшейся системе «Модулор»


Жилой дом Ле Корбюзье, 1951 г., Марсель


Подобные Жилые Единицы (частично видоизмененные) были возведены позже в городах Нант-Резé (1955), Мо (1960), Брие-ан-Форе (1961), Фирмини (1968)(Франция), в Западном Берлине (1957). Именно в этих постройках воплотилась идея «Лучезарного города» Корбюзье - города, благоприятного для существования человека.  

Church of Saint-Pierre, Фирмини (Firminy), Франция. 1969 -  Строительство велось после смерти Ле Корбюзье, завершено в 2006


В 1950 году по приглашению индийских властей штата Пенджаб Корбюзье приступил к осуществлению самого масштабного проекта своей жизни - проекта новой столицы штата, города Чандигарх. Город, включающий административный центр, жилые кварталы со всей инфраструктурой, школы, гостиницы и пр. строился в течение примерно десяти лет (1951— 60, достраивался на протяжении 60-х гг.). Сотрудничали с Ле Корбюзье в проектировании Чандигарха архитекторы из Англии, супруги Макс Фрай и Джейн Дрю, а также Пьер Жаннере, - три главных архитектора, осуществлявших надзор за строительством. С ними работала также большая группа индийских архитекторов во главе с М. Н. Шарма

«Аксонометрический рисунок». Ле Корбюзье, Париж, 1920-е годы


Постройки, спроектированные непосредственно самим Корбюзье, относятся к Капитолию, административному центру города. Это здания Секретариата, Дворца Правосудия и Ассамблеи. Каждое из них отличается выразительной характерностью образа, мощной монументальностью и представляет собой новое слово в архитектуре того времени. 

Дворец Ассамблей


Как и в Марсельском блоке, для наружной отделки в них применена особая технология обработки бетонной поверхности, называемая «béton brut» (фр. - необработанный бетон). Эта техника, ставшая особенностью стилистики Ле Корбюзье, была подхвачена позже многими архитекторами Европы и стран других регионов, что позволило говорить о возникновении нового течения - «брутализм».

  

Здание Секретариата (Secretariat Building). Чандигарх (Chandigarh) - новая столица штата Пенджаб, Индия. 1951-1958 


Строительство Чандигарха курировал Джавахарлал Неру, первый премьер-министр независимой Индии. Город был создан проектировщиками «с нуля», на новом месте, к тому же для цивилизации иного типа, нежели западная. 


Здание Ассамблеи (Palace of Assembly). Чандигарх (Chandigarh) - новая столица штата Пенджаб, Индия. 1951-1962


В целом это был совершенно новый неизученный опыт. Последующие оценки в мире этого градостроительного эксперимента весьма разноречивы. 

Здание Ассамблеи (Palace of Assembly). Чандигарх (Chandigarh) - новая столица штата Пенджаб, Индия. 1951-1962


Тем не менее, в самой Индии Чандигарх считается сегодня одним из самых удобных и красивых городов

Колледж искусств (Government College of Arts (GCA). Чандигарх (Chandigarh) - новая столица штата Пенджаб, Индия. 1959


Помимо этого, в Индии по проектам Корбюзье было возведено несколько зданий в г. Ахмадабад (1951-1957), - также весьма оригинальных и по пластике и по внутреннему решению. 


Здание Текстильной ассоциации (Mill Owners' Association Building), Ахмедабад, Индия. 1951


Пятидесятые-шестидесятые годы - время окончательного признания Ле Корбюзье. Он увенчан лаврами, засыпан заказами, каждый его проект реализуется. 


Музей Ахмедабада (Museum at Ahmedabad), Ахмедабад, Индия. 1956  


В это время построен ряд зданий, закрепивших его славу европейского архитектора-авангардиста № 1. Главные из них - капелла Роншан (1955, Франция), Бразильский павильон в студенческом городке в Париже, комплекс монастыря Ля Туретт (1957-1960), здание Музея искусств в Токио (1959). 


Национальный музей Искусства (National Museum of Western Art), Токио. 1957-1959


Здания, очень разные по своему архитектурному образу, пластическому решению, объединяет одно - это все оригинальные, новаторские для своего времени произведения архитектуры.  


Комплекс монастыря Ля Туретт (Sainte Marie de La Tourette), Лион, Франция. 1957-1960  (совместно с Iannis Xenakis)

Одна из последних крупных работ Корбюзье - построенный в США культурный центр Гарвардского университета, Карпентер-центр визуальных искусств (1959 -1962). В этом сооружении, в его броских непривычных формах, воплотился весь многообразный опыт Корбюзье последнего периода. Это практически единственная постройка Ле Корбюзье на территории Северной Америки (с официально зафиксированным авторством). 

Чертежи хижины он сделал на уголке стола в кафе и подарил их на день рождения жене. На следующий год в Рокебрюн-Кап-Мартен, на скале, уже стоял их домик, по размеру и интерьеру похожий на каюту корабля. Наверное, Ле Корбюзье надеялся, что морской воздух, вода, солнце смогут поставить Ивон на ноги: с начала сороковых он водил жену по врачам и лечил от алкоголизма. Она истощала, сильно хромала, это была совсем не прежняя красавица, а развалина, и, переживая из-за этого, Ивон днем задергивала окна занавесками. Последние годы жизни с Ивон человек, который всегда стремился к свету, сказавший. что архитектура - это сочетание освещенных форм, жил в темноте.

Модель квартиры по проекту Ле Корбюзье, Парижская выставка декоративного искусства, 1925 год.


За день до семидесятилетия Ле Корбюзье, держа мужа за руку, умерла Ивон. Три года спустя, отметив столетие, в швейцарском городке Веве ушла из жизни его мать. Он всю жизнь писал ей исповедальные, как дневниковые записи, письма. 

Теперь он потерял самых близких людей и закончил самые главные проекты. Он несколько раз говорил, что хочет умереть, плывя навстречу солнцу, жаловался врачу, что ему плохо - он ощущает себя «будто крыса в канализации». 

Нотр-Дам-дю-О, Роншан во Франции. Ле Корбюзье. 1950-1955


Доктор нехотя отпустил его в Кабанон, запретив делать ежедневные заплывы, которые были для Ле Корбюзье лучшим антидепрессантом. 27 августа 1965 года в Рокебрюн-Кап-Мартен двое отдыхающих вытащили на берег тело старика. Чуть раньше они видели его купающимся, он около часа провел в воде, боролся с волнами. 

Ему предложили помощь, он отказался. На следующий день отдыхающие узнали из газет, что это был знаменитый Ле Корбюзье. По официальной версии, у него отказало сердце, но многое свидетельствует о том, что это было элегантно инсценированное самоубийство.

С архитектором, которого обвиняли в том, что он собирался уничтожить весь Париж, прощались в квадратном дворе Лувра. Пришло три тысячи человек, был выстроен почетный караул, играл «Марш на смерть героя» Бетховена, и возле гроба стояли две урны. 


Одна с землей Акрополя, которому он поклонялся как самому совершенному из форм. Вторая урна - с водой из священной реки Ганг. И только два человека знали, что это была водопроводная парижская вода, - индийский посол и французский министр культуры Андре Мальро, последний друг Ле Корбюзье, предупреждавшего, что из его по­хорон сделают фарс, - он всегда просчитывал на несколько ходов вперед. 

***
Серый шифер. Белый тополь.
Пламенеющий залив.
В серебристой мгле олив
Усеченный холм - Акрополь.
Ряд рассеченных ступеней,
Портик тяжких Пропилей,
И за грудами камений
В сетке легких синих теней
Искры мраморных аллей.
Небо знойно и бездонно -
Веет синим огоньком.
Как струна, звенит колонна
С ионийским завитком.
За извивами Кефиза
Заплелись уступы гор
В рыже-огненный узор...
Луч заката брызнул снизу...
Над долиной сноп огней...
Рдеет пламенем над ней он —
В горне бронзовых лучей
Загорелый Эрехтейон...
Ночь взглянула мне в лицо.
Черны ветви кипариса.
А у ног, свернув кольцо,
Спит театр Диониса.

 

Максимилиан ВОЛОШИН. АКРОПОЛЬ. Афины. 1900

Помимо архитектурного наследия, Корбюзье оставил после себя множество произведений пластического искусства и дизайна - картин, скульптур, графических работ, а также образцов мебели. Многие из них хранятся в собрании Фонда Ле Корбюзье, который находится в построенной им же вилле Ла Роша/Жаннере, в Париже. А также в павильоне Хейди Вебер в Цюрихе (Центр Ле Корбюзье), выставочном здании в стиле хай-тек, также возведенном по его проекту. 


Павильон Хейди Вебер


Одна из последних крупных работ Корбюзье - построенный в США культурный центр Гарвардского университета, Карпентер-центр визуальных искусств (1959—1962). В этом сооружении, в его броских непривычных формах, воплотился весь многообразный опыт Корбюзье последнего периода. Это практически единственная постройка Ле Корбюзье на территории Северной Америки (с официально зафиксированным авторством). 
Карпентер-Центр Визуальных Искусств (Carpenter Center for the Visual Arts), Harvard University, Cambridge, Massachusetts, США. 1962


Корбюзье скончался в возрасте в 1965 году в возрасте 78 лет, на мысе Кап-Мартин, у Средиземного моря, где он жил в своем летнем домике La Cabanon. Это крошечная резиденция, служившая ему долгое время местом отдыха и работы, представляет собой своеобразный образец минимального жилища по Корбюзье. 


Cabanon Le Corbusier, Roquebrune-Cap-Martin. 1951  

Помимо архитектурного наследия, Корбюзье оставил после себя множество произведений пластического искусства и дизайна - картин, скульптур, графических работ, а также образцов мебели. Многие из них хранятся в собрании Фонда Ле Корбюзье, который находится в построенной им же вилле Ла Роша/Жаннере, в Париже. А также в павильоне Хейди Вебер в Цюрихе (Центр Ле Корбюзье), выставочном здании в стиле хай-тек, также возведенном по его проекту. 

В 2002 году Фонд Ле Корбюзье в Париже и Министерство культуры Франции выступили с инициативой внести произведения Ле Корбюзье в список памятников Всемирного человеческого наследия ЮНЕСКО. Заручившись поддержкой стран, на территории которых имеются его постройки - Франции, Аргентины, Германии, Швейцарии, Бельгии, Индии, Японии - эти организации подготовили список произведений Ле Корбюзье для включения в «Памятники...» и внесли свое предложение в ЮНЕСКО в январе 2008 г.   

Как и его современники, он беспрестанно экспериментировал, стремился в совершенстве овладеть своими материалами, найти оптимальные способы их применения, разработать наиболее экономные, поддающиеся стандартизации и индустриальному изготовлению конструкции. Ле Корбюзье был прежде всего инженером и не мыслил архитектуру вне инженерии. Для него архитектура была в первую очередь царством точных математических расчетов. 

К такому пониманию архитектуры он пришел через увлечение живописью кубизма и долгое время оставался, как он сам себя называл, «поклонником прямого угла». В современной технике архитектор видел дух времени и именно в ней искал основы для обновления архитектуры.

«Учитесь у машин». Жилой дом должен быть совершенной и удобной «машиной для жилья», промышленное или административное здание — «машиной для труда и управления», а современный город должен жить и работать, как хорошо отлаженный мотор. В «машинном раю», где все слишком прямолинейно и холодно, человек почувствует себя рабом техники, рабом порядка. А нужно, чтобы дом был не только «машиной для жилья». Это «место наших дум, размышлений и, наконец, это... обиталище красоты, приносящее нашему уму столь необходимое ему успокоение».  

Отличия и награды Ле Корбюзье: 

  • Избран почетным доктором (honoris causa) университета в Цюрихе (за исследование математических порядков, 1934); 
  • Технического университета в Цюрихе (1955), университета в Кембридже (1959), университета Колумбии (Нью-Йорк, 1961), университета Женевы (1963);  
  • Комплекс монастыря Ля Туретт (Sainte Marie de La Tourette), Лион, Франция. 1957-1960  (совместно с Iannis Xenakis);  
  • Почетный член многих Академий искусств;
  • Награждения французским Орденом Почетного Легиона: орден Рыцаря (1937); орден Командора (1952); орден Офицера высшего ранга (1963). 
Ле Корбюзье, фото Жизель Фройнд, 1961 год


Среди других наград:

1953 - Золотая медаль Королевского института Британских архитекторов;

1961 - Золотая медаль AIA — Американского института архитекторов;

1961 - Французский орден «За Заслуги»;

1963 - Золотая медаль г. Флоренция. 

Основные здания и сооружения построенные по проектам Ле Корбюзье:

1905 - Вилла Фалле (Villa Fallet), Ла Шо-де-Фон (La Chaux-de-Fonds), Швейцария;

1912 - Вилла Жаннере-Перре (Villa Jeanneret-Perret), Ла Шо-де-Фон (La Chaux-de-Fonds), Швейцария;

1916 - Вилла Швоб (Вилла Турку) Villa Schwob, Ла Шо-де-Фон (La Chaux-de-Fonds), Швейцария;

Вилла Швоб, созданная Шарлем-Эдуардом Жаннере-Гри, позже известная как Ле Корбюзье. Завершенный между 1912 и 1916 годами, первое использование концепции Жаннере «регулирующих линий» при построении геометрии фасада. Шо-де-Фон, Швейцария

1922 -Дом-ателье Офанзана, Париж, Франция;

1923-1924 - Вилла Ла Рош\Жаннере (Villa La Roche/Villa Jeanneret), Париж;

1924-1925 - Поселок ФРЮЖЕ (Quartiers Modernes Frugès), Пессак (Pessac), Бордо, Франция; 

1924 - Павильон «ЭСПРИ НУВО» (Pavillon de L'Esprit Nouveau), Париж – не сохранился;

1925 - Villa Jeanneret, Париж;

1926-1928 - Дом Армии Спасения (Armée du Salut), Cité de Refuge,Париж;

1926 - Вилла Кук (Villa Cook), Boulogne-sur-Seine, Франция;

1926-1927 - Вилла Штейн\де Монзи, Вокрессон, Франция;

1927 - Дома в поселке Вейссенгоф (Weissenhof Estate), Штутгарт, Германия;

1928-1933 - Дом Центросоюза в Москве;

1929-1931 - Вилла Савой (Villa Savoye),  Пуасси (Poissy-sur-Seine), Франция;

Вилла Савой (Villa Savoye),  Пуасси (Poissy-sur-Seine), Франция

 

1930-1932 - Швейцарский павильон в Интернациональном студенческом городке (Pavillon Suisse, Cité Universitaire), Париж;

1930 - Многоквартирный дом Кларте  (Immeuble Clarté), Женева, Швейцария;

 

Многоквартирный дом Кларте  (Immeuble Clarté), Женева, Швейцария. 1930 

1930 - Maison Errazuriz, Чили;

1931-1933 - Дом в Порт-Молитор (апартаменты) Париж, Франция;

1931 - Участие в конкурсном проекте на здание Дворца Советов в Москве;

1936 - Palace of Ministry of National Education and Public Health, Рио де Жанейро;

1938 - Проект небоскрёба  «Cartesian»; 

1945-1951 - Мануфактура Дюваль (Usine Claude et Duval) в Сен-Дье (Saint-Dié-des-Vosges), Франция;

1947-1952 - Марсельская жилая единица (Unité d'Habitation) , Марсель, Франция;

Марсельская жилая единица (Unité d'Habitation), Марсель, Франция. 1947-1952 

 

1949 - Дом Куручет (Curutchet House, La Plata), Ла-Плата (La Plata), Аргентина;

 

Дом Куручет (Curutchet House, La Plata), Ла-Плата (La Plata), Аргентина. 1949

1949-1952 - Конкурсный проект на здание Объединённых Наций в Нью-Йорке (United Nations headquarters), New York City;

1950-1954 - Chapelle Notre Dame du Haut, Роншан (Ronchamp), Франция;

Chapelle Notre Dame du Haut, Роншан (Ronchamp), Франция. 1950-1954

1951 - Cabanon Le Corbusier, Roquebrune-Cap-Martin;

1951 - Maisons Jaoul.

Блог "Искусство и художественная культура. Ле Корбюзье.

Итак, беглый обзор творчества пламенного ревнителя стекла и железобетона,  архитектора с псевдонимом Ле Корбюзье необходимо на этот раз завершить. И на время расстаться с человеком, чье сердце было занято. Архитектурой. Ивон. Грезами о новом мире. Урбанистической экологией... Прекрасная каменная симфония рожденного в Альпах Шарля Эдуара обязательно вновь займет достойное место на страницах блога "Искусство и художественная культура"



***

#блог_искусство_и_художественная_культура

Блог "Искусство и художественная культура" * Blog "Art and Artistic Culture"

#архитектура, #architecture, #russia, #россия, #travel, #город, #москва, #moscow, #city, #nature, #beautiful, #путешествие, #санктпетербург, #красота, #природа, #sky, #питер, #architecturephotography, #прогулка, #trip, #spb, #saintpetersburg, #history, #спб, #building, #photography, #блог искусство, #здание, #фото, #photo, #модернизм, #советская_архитектура, #soviet_modernism, #архитектура, #sovmod, #modernism, #brutalism, #soviet_architecture, #совмод, #москва, #sovarch, #moscow, #socialistmodernism, #brutalist, #соварх, #socialistcity, #building, #brutbeton, #брутализм, #современная_архитектура, #советский_модернизм, #architecturephotography, #facades, #brutopolis, #urbanexplorer, #architexture, #cityarchitecture, #спб, #совмодернизм, #здание, 


 

Комментарии