Тайны актерского перевоплощения


Актерское перевоплощение - это этап актерской подготовки, на котором артист стремится вместиться в образ своего персонажа, создать психологически законченный образ с определенными характеристиками, поведением, манерой движения и даже речи. Этот процесс может быть тайной для зрителей, но для актеров - он прекрасно изучен и описан, и состоит из ряда сложных этапов.

В рамках техники актерского перевоплощения актеры нацелены на создание максимально реалистичного и убедительного образа. Они анализируют текст пьесы или сценария, чтобы понять мотивации и характеристики персонажа. Они изучают детали жизни героя персонажа, рассматривая биографические материалы и придумывая его "внешнюю оболочку", описание физических параметров и даже особенностей походки. Изучению игры персонажа помогают и соревнования, на творческих фестивалях зрители смотрят десятки приблизительно одинаковых ролей, но в каждой из них есть что-то новое.

Зрители видят роль иногда как продукт чистого воображения, однако, актеры и актрисы могут воплощать комические моменты, обнаруживать мир только через кривое зеркало или превращать обычную историю в целое творение искусства. Это все добавляет ценности и смысла к актерскому искусству. 

Цель такой подготовки связана с тем, чтобы убедительно определить природу персонажа на сцене или экране, отобразить характеристики и душевное состояние героя, а также донести его чувства и эмоции до зрителя. Все это позволяет сделать спектакль или фильм более интересным и привлекательным, а также усилить психологический эффект.

Актерское перевоплощение также может иметь социальный и психологический смысл. Например, для актера это может быть способом выразить свои собственные эмоции и чувства, которые были скрыты ранее или были связаны с трудными периодами его жизни. Такое своеобразное "терапевтическое" применение актерского искусства получило название "ментальный терапевтический театр". Для зрителей же оно может стать способом понимания сложных и противоречивых проблем, с которыми сталкиваются многие люди.

В целом, актерское перевоплощение - это важный элемент актерского искусства, который позволяет создать неповторимые образы и глубокие характеры, но также является мощным творческим и самовыражающим процессом для актеров.

Цель актёрского искусства - лицедейство, игра, в которой ты превращаешься в кого-то другого. Конечно, это перевоплощение условно. Ты не становишься Ромео или Джульеттой, но живёшь на сцене их жизнью, их чувствами.

Существуют два способа актёрского перевоплощения: внешнее и внутреннее. Первое коренится в традициях театра представления, второе — в традициях театра переживания.

В театре представления актёр скрывается за личиной своего героя - маской - в прямом и переносном смысле. Он скорее представляет персонаж, изображает его характер и поведение, нежели живёт его жизнью. Вспомним героев Аркадия Райкина, персонажа Геннадия Хазанова «из кулинарного техникума», Ассисяя Вячеслава Полунина или бесконечную череду «масок», заполонивших нашу эстраду, — от Евгения Петросяна до «новых русских бабок».

Все они предстают перед нами как определённые типажи, в которых подчёркнуто обозначена какая-то одна человеческая черта. В создании игровой маски большую роль играют средства внешней выразительности: грим и пластика, особенности дикции и костюма.

Карнавал


Искусство внешнего перевоплощения, искусство маски и лицедейства тянется из глубокого прошлого и имеет свои истоки в древних языческих игрищах, в культурах разных стран. В Европе масочное лицедейство оформилось как театр представления в Италии. Масочные персонажи Карло Гоцци (Бригелла, Коломбина, Скапен) были носителями человеческих черт, профессий и были неизменны, кочуя из спектакля в спектакль.

Человек, прячась за маской, обретает большую свободу, он как бы скрывается за ней от зрителя, будто говоря: «Это не я, это он, мой персонаж». Маска неопытным актёрам часто помогает преодолевать зажим.

Карнавал в Венеции


Драматургия XX в. потребовала от актёра иного типа игры, основанной на психофизике внутреннего перевоплощения в своего героя.

В театре переживания смыслом творчества актёра становится рождение на сцене полнокровного образа, когда зритель следит за развитием судьбы героя, изменениями его характера и происходит «воплощение на сцене жизни человеческого духа» (К. С. Станиславский). Правда актёрского существования основана здесь на тончайшей внутренней технике. Конечно, это остаётся театральной игрой, но использование средств внешней выразительности (костюм, парик и грим) в этом случае служит для воплощения динамично живущего образа, его жизненной и сценической характеристики.

Пьеро и Коломбина


Выразительность формы и стиля сценического костюма позволяет актёру зажить жизнью театрального героя. Точно найденная деталь помогает созданию образа, становится средством его характеристики.

Совсем не обязательно играть купца в настоящем овчинном тулупе. Бытовой костюм выполняет конкретную жизненную функцию: шуба - согревать, рыцарские доспехи - защищать, золотое платье королевы — показать её величие и богатство.

В театре же нужен их «образный двойник» — сценический костюм, который такая же театральная условность, как бутафорский трон или декорационные кубы и станки.

Сценический костюм и грим так же отличаются от своих бытовых прототипов, как сценические вещи отличаются от тех, которыми мы пользуемся в жизни.

Работа художника над костюмом начинается с эскиза, в котором уже должна быть заложена образная характеристика персонажа. Костюм решается в одном стиле со сценографией спектакля.

Грим Пьеро


В школьном спектакле «Отпуск по ранению» А. Кондратьева видно стремление решить сценографию и костюмы, основываясь на единых сценических принципах и на одном стиле.

Костюм каждого персонажа создаётся с учётом единства стиля костюмов всех актёров спектакля.

Важный приём в создании костюма — через деталь. Совсем не обязательно образ мушкетёра решать, надев на актёра полную воинскую форму, достаточно стилизованного ремня, шпаги и шляпы, а для Миледи — накидки на плечи и юбки. Деталь костюма (шляпа, веер, вуаль, трость или шарф) особенно «играет» на фоне скромной одинаковой униформы актёрского ансамбля (например, джинсы и чёрная рубашка или белая футболка и т. д.). Такая одежда служит фоном, на котором рождается «костюмный» образ персонажа.

Есть такие сценические зрелища, в которых художником решаются только костюм и свет. Вспомните различные концерты и шоу, цирк и пантомиму. Там всё визуальное решение зрелища сосредоточено в облике актёра или певца.

Костюм Арлекина


Здесь приведены примеры костюмов, специально придуманных художником. А часто для создания сценического облика используется самая обыденная одежда: майки, кепки, тельняшки и т. п. На сцене или на эстраде, в шоу или на концерте это придаёт определённый стиль и колорит всему зрелищу. Вспомните, например, выступления известных вам рок-групп.

Грим — ещё одно активное средство внешней выразительности. Гримируясь, актёр придаёт тот или иной оттенок коже, подчёркивает линию бровей или «углубляет» глаза. Художник-гримёр придумывает грим (для создания определённого образа или сходства с историческим персонажем), подыскивает парики или накладки, создаёт причёску, наклеивает специальным клеем усы, бороды или бакенбарды. Ищутся украшения и детали, подчёркивающие образ героя (серьги или колье, платки или шляпы).

Это перевоплощение, создаваемое актёром вместе с художником, чрезвычайно эффектно, иногда даже составляет суть представления.

Костюм Пьеро

Создавать пробы грима и других средств внешнего перевоплощения очень полезно и интересно при помощи компьютера, взяв за основу фотографию, художник вместе с актёром могут моделировать облик персонажа во множестве вариантов. Внешний облик часто помогает понять внутреннее состояние.

Костюм, придуманный художником, имеет смысл только в игре актёра.

То, как ведёт себя актёр в костюме, как двигается, как костюм помогает ему создать внешне и внутренне запоминающийся образ, — свидетельство успеха работы художника. Но в то же время это свидетельство мастерства актёра, сумевшего с помощью костюма добавить новые краски в жизнь своего персонажа.

В этюде «Проба на роль (кастинг)» предлагается импровизационно сыграть небольшой фрагмент из пьесы (две-три фразы монолога, т. е. без партнёра). Для этюда выбирается яркий, эмоционально насыщенный момент (мольба, раздумье, отчаяние и др.). Актёру должно быть ясно, что ему надо сыграть в пробе, один и тот же отрывок могут играть разные актёры. Этот этюд может быть первым шагом к образу. Возможно использование в этюде костюма и иных деталей (трость, платок), добавляющих выразительности персонажу.

Костюм Коломбины


Полезно сделать компьютерную разработку разных вариантов грима, причёски и др. Актёрская работа оценивается по естественности поведения (умение видеть и слышать без наигрыша и зажима), по правде реакции на происходящее в этюде.

Стремление неопытных актёров облачиться в настоящие костюмы, да ещё как можно более похожие на исторические, понятно. Но оно лишь следствие неумения перевоплощаться и идёт от неверия в предлагаемые обстоятельства, от недостатка фантазии, неуверенности в своих актёрских возможностях.

Правда игры происходит не от реальности королевского одеяния, а оттого, что ведёшь себя как король. Тогда даже тюлевая портьера, наброшенная на джинсовую курточку, будет восприниматься залом как лионские кружева.

В школьном спектакле велика роль фантазии режиссёра и художника. Костюмы можно создать из самых обыденных «бросовых» материалов: марли, фольги, сеток и др. (выбор материала, конечно, диктуется содержанием спектакля). Большую роль в создании костюма играет принцип «деталь вместо целого».

Образ Пьеро


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Ответьте на вопросы: 

Какие вам известны способы актёрского перевоплощения?

В чём отличия сценического костюма от бытового? Как костюм помогает актёру в создании образа своего героя? Почему костюм является частью общего сценографического решения спектакля?

Каковы способы трансформации костюма в любительском спектакле?

2. Создайте образец грима в одном из онлайн-сервисов: 1 сервис, 2 сервис


Комментарии