Как использовать пазлы на уроках изобразительного искусства и МХК



В современной и не только педагогике идет непрерывный поиск новых подходов к обучению, способных заинтересовать учащихся и углубить их понимание предмета. Одним из таких эффективных инструментов на уроках изобразительного искусства и мировой художественной культуры (МХК) являются пазлы. Прочитав новую статью блога "Искусство и культура" вы узнаете, как обычная головоломка может превратиться в мощный образовательный ресурс.

@искусствоИкультура

Скачать:

Комплект тематических раскрасок «В Королевстве Осени»

 

Искусство, собранное по кусочкам

Пазл (от англ. puzzle - «загадка, головоломка») представляет собой игру-головоломку, разновидность мозаики, которую требуется составить из множества фрагментов рисунка различной формы. 

По своей сути, пазл - это своего рода мозаичное полотно, цельный художественный образ рождающийся из хаоса отдельных деталей.

Свою историю пазлы начали в 1760-х годах в Лондоне. Изобретателем головоломки считается Джон Спилсбери, гравер и картограф, который наклеивал географические карты на деревянную основу и распиливал их вдоль границ стран. Эти первые «разрезанные карты» использовались как учебное пособие по географии и стоили целое состояние - порой до месячного жалования лондонского рабочего. Лишь в конце XIX века дорогую деревянную основу заменили на картон, что сделало пазлы доступными для более широкой публики.

Суть искусства как процесса сборки целого из частей точно подметил французский писатель Марсель Пруст: «Настоящее путешествие открытий состоит не в поиске новых земель, а в умении видеть по-новому». Собирание пазла - это и есть такое путешествие, где каждый фрагмент приближает нас к новому видению замысла художника.
@искусствоИкультура

Пазлы в мировой образовательной практике


Во всем мире пазлы давно перестали быть просто развлечением. В США еще в далекие времена «сухого закона» проводились масштабные командные соревнования и даже турниры между городами по сборке пазлов. 
В России в XIX веке пазлы, тогда известные как «пузеля», были популярным салонным развлечением.

Современная индустрия предлагает огромное разнообразие видов пазлов, выходящих далеко за рамки классических картонных картинок:
  • Классические картонные пазлы: от нескольких крупных деталей для малышей до сложнейших композиций из нескольких тысяч элементов для опытных сборщиков.
  • Деревянные пазлы: часто ручной работы, этот тип пазлов возвращает нас к истокам этой головоломки и ценятся за свою долговечность и приятную фактуру.
  • 3D-пазлы: позволяют создавать объемные архитектурные сооружения и скульптуры, развивают пространственное мышление.
  • Тематические пазлы-репродукции: именно они представляют наибольшую ценность для уроков ИЗО и МХК, так как позволяют «изнутри» изучить, например, шедевры мировой живописи.
  • Цифровые пазлы: интерактивные головоломки, которые можно собирать на компьютере или интерактивной доске, что придаст актуальности образовательному процессу.
«Невозможно соединить точки, смотря вперед; их можно соединить, только оглядываясь назад. Поэтому нужно верить, что точки как-то соединятся в будущем». Стив Джобс


@искусствоИкультура

Методика использования пазлов на уроках ИЗО и МХК

Использование пазлов на уроках искусства давно уже не просто развлечение, а рациональная практическая методика, способная решить множество разнонаправленных педагогических задач.

Общая методика применения пазлов в процессе обучения строится на принципе декомпозиции - разделения целого на части с последующей сборкой. 
К основным принципам реализации этого метода относятся: 
  • «от большего к меньшему» (продумывание декомпозиции центрального понятия), 
  • «единства и непротиворечивости» (работа в небольших группах) и 
  • «целостности» (передача небольшого, но целостного объема информации).
@искусствоИкультура



На уроках МХК пазлы можно эффективно использовать для:
  • Изучения художественных стилей: разделите репродукции картин разных эпох (Возрождение, Барокко, Классицизм, Импрессионизм) на элементы. Предложите группам учащихся собрать их и проанализировать характерные черты каждого стиля.
  • Анализа композиции: собирая картину по фрагментам, ученики невольно обращают внимание на построение композиции, расположение фигур, цветовые акценты, что способствует более глубокому пониманию замысла художника.
  • Знакомства с творчеством художников: картины современных художников, таких как Михаил Хохлачев (Michael Cheval), часто сравнивают с пазлами, которые зритель собирает воедино, выстраивая цепочку происходящих событий. 
@искусствоИкультура


На уроках ИЗО пазлы помогут в:

Развитии чувства цвета и формы: предложите учащимся собрать репродукцию, а затем создать собственную композицию в похожей цветовой гамме или с использованием аналогичных форм.

Изучении перспективы и планов: сборка пейзажа из пазлов наглядно продемонстрирует, как художник передает пространство, разделяя изображение на передний, средний и задний планы.

Проведении рефлексии: после изучения темы можно предложить учащимся собрать пазл-репродукцию, относящуюся к пройденному материалу, и ответить на вопросы: «Какой художественный прием здесь используется?», «Что хотел передать автор?».

Во внеурочной деятельности пазлы становятся основой для проектной работы, тематических квестов, конкурсов и даже подготовки к олимпиадам по искусству. Создание собственных пазлов по мотивам изученных произведений или собственных рисунков - это увлекательный творческий процесс, объединяющий теорию и практику. 
После сборки пазл можно оформить в рамку и повесить на стену, превратив в необычный элемент декора.

«Совершенство достижимо, если вы не торопитесь и наслаждаетесь каждым шагом на пути». Уинстон Черчилль

@искусствоИкультура

Технология самостоятельного изготовления пазлов


Создание пазлов своими руками не только экономично, но и невероятно увлекательно. Представляем несколько способов, доступных каждому из нас.

Способ 1: Цифровой пазл в PowerPoint (оптимальный способ для интерактивной доски)

1. Откройте новый слайд и установите фоном выбранную репродукцию.

2. Поверх изображения наложите белый прямоугольник без контура, чтобы скрыть картинку.

3. Вставьте заранее заготовленный шаблон пазла (доступен в интернете), растяните его на весь слайд и сгруппируйте с фоном через меню «Формат объекта» → «Заливка фона».

4. Разгруппируйте шаблон, и части пазла станут подвижными. Вы можете добавить анимацию, чтобы элементы появлялись по щелчку или в определенной последовательности.

Художник Тим Клейн из Ванкувера обнаружил, что некоторые производители используют одинаковые шаблоны для вырезки деталей. Это позволило ему смешивать элементы от разных пазлов, создавая сюрреалистичные гибриды и новые, забавные сюжеты. Его работы - отличный пример того, как можно выйти за рамки инструкции и придумать собственный творческий проект на основе классических головоломок.
@искусствоИкультура



Способ 2: Картонный пазл для групповой работы


Материалы: плотный картон (или готовая картинка, наклеенная на картон), карандаш, линейка, ножницы, ламинатор (для долговечности).

Можно изготовить своими руками, рисуя линии разреза вручную для создания элементов неправильной формы. Для более сложных замковых соединений используйте готовые шаблоны из интернета.

Способ 3: Онлайн-конструкторы

В интернете существуют специализированные сервисы, которые позволяют загрузить любое изображение и превратить его в пазл с заданным количеством деталей и формой. Это довольно быстрый и эффективный путь.

Способ 4: Деревянный пазл (для продвинутых и мастеровитых)

Материалы: фанера, переводная бумага для переноса изображения, лобзик (ручной или электрический).

Технология: изображение переносится на фанеру и выпиливается по контуру. Этот способ требует больше навыков и времени, но результат очень и очень привлекательный - уникальная, долговечная головоломка.

Способ 5: Пазл-мозаика из нестандартных материалов

Предложите учащимся собрать известную картину не из готовых деталей, а из кусочков цветной бумаги, ткани, журнальных вырезок или даже красок, предварительно расчертив холст-основу на сегменты. Это развивает креативность и тактильное восприятие.

@искусствоИкультура

Педагогическая ценность пазлов в контексте искусства


По мнению психологов, сборка пазлов способствует развитию образного и логического мышления, произвольного внимания, восприятия. В частности, различению отдельных элементов по цвету, форме, размеру. Это умение критически важно для аналитического визуального восприятия произведений искусства.

На уроках ИЗО и МХК все это трансформируется в конкретные образовательные результаты:

Навык глубокого визуального анализа: учащийся, собиравший «Мону Лизу» по кусочкам, навсегда запомнит не только ее улыбку, но и особенности сфумато, композицию, колорит.

Понимание целостности и взаимосвязи частей: картина, собранная из фрагментов, становится метафорой самого искусства, где каждый мазок, каждый элемент важен для общего замысла.

Развитие мелкой моторики - что косвенно влияет и на развитие речевых центров, и на способность к тонкой художественной работе.

Воспитание терпения, концентрации и умения работать в команде в случае, когда пазл собирается группой учащихся.

Альберт Эйнштейн говорил о поиске решения: «Нельзя решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно подняться выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень». Как и с сложным пазлом - иногда нужно отступить, чтобы увидеть картину целиком.

Пазлы можно рассматривать как некий мост между игрой и серьезным изучением искусства. Они позволяют прикоснуться к великим произведениям буквально руками, проникнуть в их суть и структуру. Мы надеемся, что после такого глубокого проникновения в мир пазлов  ваши уроки станут такими же яркими, многогранными и складывающимися в идеальную картину, как самый сложный, но прекрасный пазл.

Как говорил Антуан де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения». А пазлы, собранные вместе на уроке, - это и есть прекрасный повод для такого глубокого и творческого общения.
Скачать полезные материалы для начальной школы:
Прописи "Учим трудные сочетания" для 1 класса
Комплект «Маски-ободки к сказке «Принцесса на горошине» для детей младшего возраста и тематических вечеров
Комплект «Маски-ободки по сказке «Дюймовочка» для детей младшего возраста и тематических вечеров
Зачем России нужен еще один мужской праздник
Как рассказать о Викторе Васнецове и его легендарной "Алёнушке" школьникам
Комплект поздравительных открыток «С днём матери!»
Учимся рисовать как Пикассо
Пазлы «Осень в лесу. Лесные обитатели осенью»
Как приобщить ребенка к миру музеев
Комплект праздничных открыток к новому 2026 году
Комплект масок-ободков для новогодних утренников
Комплект пазлов «Осенние пейзажи»
Комплект праздничных открыток к Новому году

Комплект тематических раскрасок «В Королевстве Осени»

Комплект масок по сказке «Мама для мамонтёнка»
@искусствоИкультура



#пазлы #искусство #МХК #изобразительноеискусство  #головоломка #картины #художники #репродукции #дидактическиематериалы #визуальноевосприятие #композиция #творчество #арттерапия #интерактивноеобучение #ИскусствоиКультура #ПазлыВОбразовании #УрокИЗО #Творчество #ДидактическиеМатериалы #ИнтерактивноеОбучение #ИсторияИскусства #КартиныПазлы #МетодикаПреподавания #ArtEducation #ПазлоТерапия #СобираемШедевры

Поделиться ВКонтакте

Комментарии