Образ матери в искусстве: путешествие сквозь 30 000 лет

 


🎨 Образ матери в искусстве: путешествие сквозь 30 000 лет

Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие длиной в 30 000 лет. Мы будем следить за тем, как менялся один-единственный образ - образ Матери. Это будет не просто перечисление картин, а настоящее детективное расследование: почему в разные эпохи мать изображали то как богиню, то как простую женщину, то вообще как символ социального протеста?

🕰️ Часть 1. Начало начал: Великая Мать каменного века

📌 Артефакт: Венера Виллендорфская (ок. 28 000 лет до н.э.)
📍 Где хранится: Музей естественной истории, Вена

Представьте себе ледниковый период. Холод, борьба за выживание, и маленькая группка людей кочует по Европе. В таких условиях рождение нового человека - главное чудо и залог выживания племени. И вот в этих суровых условиях неизвестный мастер создает маленькую (всего 11 см!) фигурку из известняка - Венеру Виллендорфскую.

Что мы видим?


У этой фигурки огромные грудь, живот и бедра, а вот лицо и руки практически не проработаны. 

Почему? 

Для людей палеолита женщина-мать была не конкретной личностью, а воплощением самой Жизни, ее плодородия и изобилия. Ее тело - это сосуд, гарантия продолжения рода. Это не портрет, это символ. Сакральный талисман, к которому, возможно, обращались с просьбами о потомстве и сытой жизни.

В те времена не было ни картинных галерей, ни частных коллекций. Такие фигурки создавались для ритуалов и передавались из поколения в поколение как сакральные объекты. Их находили от Сибири до Франции - значит, этот образ был понятен всем первобытным народам.

Венера Виллендорфская (ок. 28 000 лет до н.э.)


⚖️ Часть 2. Античность: богини-матери и земные женщины

Двигаемся вперед на тысячи лет. Перед нами - величественный Древний Египет и демократические Афины. Здесь образ матери становится сложнее.

📌 Исида, кормящая Гора
📍 Где хранится: Музеи по всему миру (Лувр, Египетский музей в Каире)

Исида - одна из самых почитаемых богинь Египта. В искусстве ее часто изображают как нежную мать, кормящую грудью сына Гора. Но это не только сцена материнства. Изображение имеет мощный политический и религиозный символ. Фараон считался земным воплощением Гора, а значит, Исида была матерью и защитницей самого правителя, а через него - и всего Египта. Ее образ - это идеал божественного материнства: мудрого, защищающего, дарующего саму жизнь и власть.

Исида, кормящая Гора


📌 Женщина с кувшином. Греческая вазопись
📍 Где хранится: Музей Археологии, Афины

А теперь посмотрим на древнегреческие вазы. Среди изображений богов и героев мы видим и бытовые сцены. Вот женщина (возможно, рабыня или мать семейства) несет кувшин с водой. Ее поза сгорблена, черты лица не идеальны. Это - другая грань материнства в античности: тяжелый, ежедневный труд, старость, быт. Греки и римляне, воспевая богинь-матерей (как Гея или Кибела), в реальной жизни четко разделяли роли: женщина-гражданка - мать и хозяйка, чья ценность определялась рождением законных наследников.

В политеистических культурах материнство было социальной обязанностью и религиозным долгом. Искусство отражало это двойственно: с одной стороны - идеальные богини, с другой - суровая проза жизни.


Женщина с кувшином. Греческая вазопись




✝️ Часть 3. Средневековье и Возрождение: от Божьей Матери к земной мадонне

С приходом христианства все меняется кардинально. Главным женским образом на тысячу лет становится Дева Мария.

📌Средневековый канон. Владимирская икона Божией Матери, XII век
📍 Где хранится: Третьяковская галерея, Москва

Перед нами не обычный портрет матери и ребенка. Зритель предстает перед образом Умиления, где Мария является нам не столько как мать, сколько как символ самой Церкви и Заступница всего человечества. Ее божественный сын прижат к ее щеке, но взгляды их полны не детской нежности, а трагического предвидения крестных мук. В средневековой иконе нет места бытовым деталям или физиологической близости. Это вневременной, сакральный образ, где материнская любовь возведена в степень вселенской жертвенности.


Владимирская икона Божией Матери, XII век



📌 Гуманизм Возрождения. Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», ок. 1490
📍 Где хранится: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

А теперь - революция! Эпоха Возрождения возвращает интерес к земному миру и человеку. И Леонардо делает невероятное: он пишет Богородицу как молодую, очень земную и нежную женщину. Да, у нее есть нимб, но сцена кормления грудью наполнена теплой, человеческой интимностью. Младенец сыт и спокоен, а в глазах матери - безграничная нежность и легкая грусть. Художник осмелился соединить божественное и человеческое, показав, что святость может проявляться в простом материнском жесте.

Если в Средневековье мать была символом Церкви, то в эпоху Ренессанса она становится символом Человека и Гармонии. Картины на религиозные сюжеты теперь заказывают не только церкви, но и богатые горожане для своих домов - им хочется видеть близкие и понятные образы.

Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», ок. 1490



🏛️ Часть 4. Новое время (XVII-XIX вв.): мать-гражданка и мать-аристократка

Наступает эпоха Просвещения. Мыслители, подобные Руссо, провозглашают, что материнство - это не только долг, но и естественное право и источник добродетели. Искусство мгновенно реагирует.

📌 Светский идеал. Элизабет Виже-Лебрен «Мария-Антуанетта с детьми», 1787
📍 Где хранится: Версальский дворец

Этот парадный портрет - блестящий пример пиара. Королева Франции, которую народ недолюбливал, изображена здесь не в пышных одеждах, а в простом платье, в кругу детей. Пустая колыбель у ее ног намекает на недавно умершего наследника. Художница (что важно - женщина!) создает идеализированный образ Матери-Гражданки, чья главная добродетель - забота о семье. Увы, этот образ не спас королеву от гильотины, но прекрасно показывает, как искусство использовало материнство для создания положительного имиджа.


Элизабет Виже-Лебрен «Мария-Антуанетта с детьми», 1787



📌 Критический реализм. Василий Перов «Утопленница», 1867
📍 Где хранится: Третьяковская галерея, Москва

А вот горькая правда жизни. В. Перов, представитель русского критического реализма, показывает оборотную сторону медали. На его картине мы не видим лицо матери - мы видим тело молодой женщины-самоубийцы, которую полицейский равнодушно охраняет на берегу. Социальный контекст ясен: бесправная женщина, возможно, соблазненная и брошенная, возможно, мать-одиночка, доведенная до отчаяния бедностью и позором, кончает с собой. Это мощнейшее обличение общества, которое прославляет материнство как идеал, но ничего не делает для защиты реальных матерей, оказавшихся на дне.

В XIX веке искусство разделилось: официальный салон продолжал тиражировать слащавые образы счастливых матерей, а художники-реалисты обнажали социальные язвы, говоря о бесправии, бедности и трагедиях.


Василий Перов «Утопленница», 1867




🎭 Часть 5. Модернизм (кон. XIX – сер. XX вв.): личный взгляд и деформация

ХХ век взрывает все традиционные представления об искусстве. Художники больше не хотят «копировать» реальность, они хотят выражать свои чувства и идеи.

📌 Новаторство. Пабло Пикассо «Мать и ребенок», 1921
📍 Где хранится: Частные коллекции, музеи современного искусства

Пикассо, основатель кубизма, разбирает образ материнства на геометрические формы. Его матери и дети состоят из округлых, плавных линий. Они монументальны и спокойны. Это не портрет конкретных людей, а воплощение самой Идеи материнства - защиты, нежности, единства. Художник возвращается к первобытной мощи, но пропускает ее через призму современного интеллектуального искусства.


Пабло Пикассо «Мать и ребенок», 1921



📌 Критический, женский взгляд. Паула Модерзон-Беккер «Кормящая мать», 1906
📍 Где хранится: Кунстхалле, Бремен

А вот и настоящий прорыв. Немецкая художница Паула Модерзон-Беккер одной из первых в Европе осмеливается показать материнство без романтического флера. Ее крестьянка с ребенком тяжеловесна, ее тело кажется грузным и уставшим. В ее работе есть и нежность, и суровая правда физиологического акта кормления, и усталость. Это взгляд на материнство изнутри, а не со стороны. Критики тогда были в шоке от такой «грубости», но именно такие работы проложили путь для честного разговора на эту тему.

В искусство, наконец, массово приходят женщины-художницы. Они привносят в вечную тему личный, часто очень откровенный опыт, ломая стереотипы, созданные веками мужского искусства.


Паула Модерзон-Беккер «Кормящая мать», 1906




🌍 Часть 6. Современное искусство (с сер. XX в.): деконструкция и новые вопросы

Наше время не предлагает единого ответа, что такое «мать». Оно задает вопросы.

📌 Феминизм.  Синди Шерман (серия «Исторические портреты»)

Синди Шерман в своих работах часто пародирует образы женщин, навязанные массовой культурой, в том числе и образ идеальной «сладкой» мамочки. Она показывает, как материнство может становиться социальной маской, ролью, которую женщина вынуждена играть.

Синди Шерман (серия «Исторические портреты»)



📌 Социально-драматический. Эшли Дженьюэри, «Эмбер и Сэм, этюд», 2020 (Ashley January, «Amber and Sam Study», 2020)

Современное искусство продолжает активно исследовать тему материнства. К примеру, в живописи Эшли Дженьюэри о черном материнстве этот социально-биологический конструкт предстает как напряжённый, противоречивый опыт, в котором родственная близость с ребёнком сочетается с усталостью, страхом за его жизнь и постоянным фоном социальной уязвимости. Художница строит свои работы как визуальный «дневник матери», используя яркий цвет и выразительный реализм, чтобы зафиксировать телесность, боль и нежность в одном поле зрения.

Сегодня искусство обсуждает темы, о которых раньше замалчивали: послеродовую депрессию, расовое и социальное неравенство в медицине, право не становиться родителем, сложные репродуктивные практики. Образ матери превращается в поле острой политической дискуссии - о теле, здоровье, гендерных ролях, невидимом труде заботы и структурной дискриминации, от которой страдают в первую очередь уязвимые группы.

Эшли Дженьюэри, «Эмбер и Сэм, этюд», 2020 (Ashley January, «Amber and Sam Study», 2020)



💫 Заключение: Что впереди? Эпоха без матери?

Вы спросите, а что дальше? Если верить некоторым футурологам, нас ждет эпоха, где традиционная семья и роль матери окончательно трансформируются под натиском технологий и новых социальных норм.



Что же будет с вечным образом?

С точки зрения светского искусства, он, безусловно, будет и дальше децентрироваться, дробиться, становиться все более виртуальным и концептуальным. Художники будут исследовать материнство в мире искусственного интеллекта, киборгов и чат-ботов.



Но есть и другой, религиозный взгляд.

Для религиозного сознания мать - это не узкая социальная роль. Это фундаментальный архетип, через который человек постигает такие категории, как:

  • Безусловная любовь (как мать любит дитя).

  • Заступничество (как мать защищает ребенка).

  • Милосердие и прощение.

  • Сам принцип воплощения - когда высший смысл облекается в плоть и кровь.



Если этот архетип исчезнет из культурного кода, человечество может столкнуться с глубокой духовной пустотой. Искусство, вероятно, отреагирует на это ностальгией - мы будем видеть все больше работ, где образ матери будет представлять собой утраченный идеал, по которому томится душа, оторванная от своих корней.



К Тебе, о Матерь Пресвятая

Н. В. Гоголь


К Тебе, о Матерь Пресвятая,
Дерзаю вознести свой глас,
Лице слезами омывая:
Услышь меня в сей скорбный час.

Прими мои теплейшие моленья,
Мой дух от бед и зол избавь,
Пролей мне в сердце умиленье,
На путь спасения наставь.

Да буду чужд своей я воли,
Готов для Бога все терпеть,
Будь мне покров во горькой доле,
Не дай в печали умереть.

Ты всех прибежище несчастных,
За всех молитвенница нас;
О, защити, когда ужасный
Услышим судный Божий глас.

Когда закроет вечность время,
Глас трубный мертвых воскресит,
И книга совести все бремя
Грехов моих изобличит.

Покров Ты верным и ограда;
К Тебе молюся всей душой:
Спаси меня, моя отрада,
Умилосердись надо мной!

Молитва

М. Лермонтов


Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред Твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой Заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную,
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную –
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.

«Ave Maria» А. Фет

Ave Maria - лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящего мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей,
В тихом предстань сновидении ей!

Ave Maria - лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха.

 



Роза Иерихона

В знак веры в жизнь вечную, в воскресение из мертвых, клали на Востоке в древности Розу Иерихона в гроба, в могилы.

Странно, что назвали розой да еще Розой Иерихона этот клубок сухих, колючих стеблей, подобный нашему перекати-поле, эту пустынную жесткую поросль, встречающуюся только в каменистых песках ниже Мертвого моря, в безлюдных синайских предгориях. 
Но есть предание, что назвал ее так сам преподобный Савва, избравший для своей обители страшную долину Огненную, нагую мертвую теснину в пустыне Иудейской.

Символ воскресения, данный ему в виде дикого волчца, он украсил наиболее сладчайшим из ведомых ему земных сравнений.

Ибо он, этот волчец, воистину чудесен. Сорванный и унесенный странником за тысячи верст от своей родины, он годы может лежать сухим, серым, мертвым. 

Но, будучи положен в воду, тотчас начинает распускаться, давать мелкие листочки и розовый цвет. И бедное человеческое сердце радуется, утешается: нет в мире смерти, нет гибели тому, что было, чем жил когда-то! 

Нет разлук и потерь, доколе жива моя душа, моя Любовь, Память!

Так утешаюсь и я, воскрешая в себе те светоносные древние страны, где некогда ступала и моя нога, те благословенные дни, когда на полудне стояло солнце моей жизни, когда, в цвете сил и надежд, рука об руку с той, кому бог судил быть моей спутницей до гроба, совершал я свое первое дальнее странствие, брачное путешествие, бывшее вместе с тем и паломничеством во святую землю господа нашего Иисуса Христа. 

В великом покое вековой тишины и забвения лежали перед нами ее Палестины - долы Галилеи, холмы иудейские, соль и жупел Пятиградия. Но была весна, и на всех путях наших весело и мирно цвели всё те же анемоны и маки, что цвели и при Рахили, красовались те же лилии полевые и пели те же птицы небесные, блаженной беззаботности которых учила евангельская притча...

Роза Иерихона. 

В живую воду сердца, в чистую влагу любви, печали и нежности погружаю я корни и стебли моего прошлого — и вот опять, опять дивно прозябает мой заветный злак. Отдались, неотвратимый час, когда иссякнет эта влага, оскудеет и иссохнет сердце - и уже навеки покроет прах забвения Розу моего Иерихона.



Так что наше путешествие подошло к концу. От каменного талисмана для выживания мы стремительно приблизились к искусственному интеллекту. Но, возможно, именно в этом вечном поиске и отражении и заключается великая тайна искусства: оно всегда показывает нам нас самих - во всей нашей сложности, красоте и уязвимости.



Спасибо, что были с нами.

Написано в преддверии Дня матери, наша прагматичная материальность диктует, что в любом материале должна быть польза. Для своих читателей мы приготовили несколько ярких материалов, приуроченных, конечно же, к Дню матери, коих, несомненно, должно быть как можно больше в календаре:

Практические арт-приемы для активностей ко Дню матери

1.     Приглашения на День матери. Комплект шаблонов

2.     Игра «Шифровки ко Дню матери» для организации тематических мероприятий

3.     Комплект карточек с ребусами ко Дню матери

4.     Комплект из 35 тематических открыток ко Дню матери

5.     Комплект поздравительных открыток «С днём матери!»

6.     Папка-передвижка ко Дню Матери

7.     Комплект кроссвордов посемейной тематике ко Дню матери, 8 марта или другим тематическим мероприятиям

8.     Комплект лабиринтов для организации тематических мероприятий ко Дню матери

9.     Комплект тематических пазлов для организации мероприятий ко Дню матери

 #ИзобразительноеИскусство #ХудожественноеВоспитание #ЭстетическоеРазвитие #Насмотренность #ПрофессияХудожник #ИскусствоДляДетей #Композиция #Цветоведение #ТворческоеРазвитие #ЮныйХудожник #АртПедагогика #ХудожественнаяШкола #РазвитиеТаланта #ВизуальноеМышление


Поделиться ВКонтакте


Комментарии