"это вода, деревья, даже воздух, а душа есть только в "Грачах".
К правде бытия природы обращались с начала XIX века отечественные писатели и поэты А. С. Пушкин, С. Т. Аксаков, Ф. И. Тютчев, И. С. Тургенев; созданные ими образы нашли отражение в пейзажной живописи. Видопись, как тогда называли пейзажную живопись, успешно развивалась в России с первых лет XIX века. В 1820-е годы свое веское слово в пейзажном искусстве сказал С. Ф. Щедрин, добившийся широкой известности и в России, и за рубежом. В его произведениях видопись явно подверглась влиянию и романтического, и реалистического звучания. Несомненно, что новаторские достижения этого художника стали одной из ступеней для молодого Саврасова, поднимавшегося по лестнице мастерства. Также немаловажно, что в первой половине XIX столетия выделились две основные группы отечественных пейзажистов. Первые работали преимущественно в Италии (А. А. Иванов, С. Ф. Щедрин), вторые — в России (братья Г. Г. и Н. Г. Чернецовы, А. Г. Венецианов, Г. В. Сорока, А. В. Тыранов).
|
Весна, деревенский вид, 1867, Алексей Саврасов |
Кроме того, в 1830 - 1850-х годах сильно было направление романтического пейзажа, во главе которого стояли М. Н. Воробьев и еще молодой тогда И. К. Айвазовский. Произведения последнего как образец для себя расценивал начинающий А. К. Саврасов, что, бесспорно, обоснованно, поскольку эстетическим идеалам эпохи они соответствовали в наибольшей мере. Творчество Айвазовского поражало современников не только эффектами передачи морских волн, лунных дорожек и ярких закатов, но и достоверностью, точностью в трактовке состояний, настроений природы.
|
Весенний день, 1873, Алексей Саврасов |
Под влиянием западноевропейских образцов в отечественном пейзаже все большее внимание уделялось работе с натуры. Основы такого новшества заложили барбизонцы. Группа французских пейзажистов работала с натуры у леса Фонтенбло в деревнях, одна из которых, Барбизон, дала название всему направлению. Именно эти художники - Камиль Коро, Теодор Руссо, Жюль Дюпре, Шарль Добинье, каждый являясь яркой творческой индивидуальностью, писали неприкрашенную сельскую природу, стремясь передать ее очарование через достоверность звучания.
|
Весна 1880 года, Алексей Саврасов |
Эпоха середины XIX столетия в культуре России стала периодом быстрого и многогранного развития. Отечественная пейзажная живопись постепенно приближалась к реалистичности трактовок. Именно в этот переломный период и происходило становление творчества Алексея Саврасова, которому было суждено сказать свое слово в отечественном искусстве, сказать его актуально, самобытно, глубоко. И именно благодаря Саврасову реализм в отечественной пейзажной живописи прозвучал в полную силу.
|
Весна 1890 г., Алексей Саврасов |
Отталкиваясь от манеры своих предшественников, Саврасов шел далее, собственным путем, что ему блестяще удавалось. Как писал И. И. Левитан,
«…до Саврасова в русском пейзаже царствовало псевдоклассическое и романтическое направление; Воробьев, Штернберг, Лебедев, Щедрин — все это были люди большого таланта, но, так сказать, совершенно беспочвенные: они искали мотивов для своих картин вне России, их родной страны, и главным образом относились к пейзажу, как к красивому сочетанию линий и предметов. Саврасов радикально отказался от этого отношения к пейзажу…».
|
Оттепель, 1887, Алексей Саврасов |
Многие считают, что знаменитое полотно, прославившее Саврасова олицетворяет русскую весну (как бы двусмысленно это ни звучало): воздух понемногу прогревается, а небо яркое и необычайно красивое. Снег чернеет, и скоро полностью растает. И прилетают грачи. Вскоре они освоятся и начнут строить гнезда.
|
Гюстав Курбе. Зимняя окраина деревни (ок. 1868 г.) |
Это полотно позволяет нам раскрыть наивную и чистую душу Алексея Саврасова, который, несмотря на свои внешние характеристики - а это был высокий плотный мужчина с непростой биографией, - бережно хранил её. Только ребенок мог так ярко почувствовать приближение весны после затяжных морозов и метелей. Все это почувствовал Саврасов, когда взял в руки кисть в этот влажный, лиловый, застывший день. «Грачи прилетели» - изображение, удивительным образом отражающее его взгляд на мир.
|
Эжен Кувелье Фампу. 1860 год |
История написания «Грачей» - это и история жизни художника, в которой музыкой звучат светлая радость и тоска, переплетаются ликование и отчаяние. Проникновенные строки об этом произведении оставил И. И. Левитан:
«Какой ее сюжет? Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, поле, тающий снег и на первом плане несколько березок, на которые уселись прилетевшие грачи, - и только. Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу…»
Как часто и насколько по-разному Саврасов обращался именно к весенним мотивам! Начиная с ученических работ и до последних лет жизни юные, переменчивые настроения весны оставались для него наиболее близкими, трогательными, глубокими в своем эмоционально-философском содержании, находили особый отклик в тревожно-восприимчивой душе художника.
|
Разлив Волги под Ярославлем, 1871 г., Алексей Саврасов |
Его восхищение началом пробуждения природы отразилось в целом ряде произведений 1850–1890-х годов, многие из которых широко известны, другие полузабыты ныне, но объединяет их одно - исключительно неравнодушное исполнение и мастерство автора:
«Дворик. Весна» (1853),
«Сельский вид» (1867),
«Ранняя весна. Половодье» (1868),
«Разлив Волги под Ярославлем» (1871),
«Пейзаж с церковью и колокольней» (начало 1870-х),
«Весна. Этюд» (две работы 1874 и 1870-е),),
«Вид на Московский Кремль. Весна» (1873),
«Весенний день» (1873),
«Скоро весна» (1874),
«Оттепель. Ярославль» (1874),
«Домик в провинции. Весна» (1878),
«Весна» (три варианта 1874, конца 1870-х - начала 1880-х, 1883),
«Весна. На большой реке» (1880-е),
«Ранняя весна. Оттепель (К весне)» (1880-е),
«Ранняя весна» (1880-е), «Оттепель» (1887),
«Пейзаж. Село Волынское» (1887),
«Ранняя весна» (1888),
«Весна. Огороды» (1893),
«Распутица» (1894),
«Весенний пейзаж с избой» (1890-е),
«Весенний пейзаж. Ростепель» (1880–1890-е),
«Весенний пейзаж» (1880–1890-е),
«Ранней весной» (1880–1890-е),
«Весна. Провинциальный дворик» (1880–1890-е),
«Ранняя весна» (два варианта 1880–1890-е и 1890-е),
«Весна» (1880–1890-е),
«Ранняя весна. Березы у ручья» (1893),
«Вид на село Покровское-Фили» (1893),
«Повеяло весной» (1890-е) и др.
|
Весна 1890 г., Алексей Саврасов |
Однако главная картина Саврасова, посвященная весне, что совершенно бесспорно - это его «Грачи», созданию которых предшествовали тяжелые события, глубоко ранившие душу художника.
В 1871 году в Ярославле, где они тогда проживали, в жизнь художника и его семьи вторглись непредвиденные и гнетущие перемены.
|
Ранняя весна. Наводнение, 1868 год, Алексей Саврасов |
Семью Саврасовых постигла утрата. Их новорожденная дочка прожила всего несколько дней. Ее в маленьком гробике, обитом серебристым глазетом, похоронили на косогоре над Волгой, и Алексей Кондратьевич сделал быстрый набросок прерывистыми штрихами — изобразил одинокую могилку дочери, словно стремился оставить на бумаге хотя бы часть своей душевной боли. Так появился его рисунок - крест-голубец на старом погосте и надпись на листе: «Могила моей дочери».
Горе захлестнуло художника, а вокруг, повинуясь вечным законам, оживала земля, что воспринималось им сначала как невозможный, недопустимый, чудовищный контраст с произошедшим.
|
Могила, 1870 г., Алексей Саврасов |
Весна вступала в свои права, наполняя все солнцем, радостью, настойчиво противореча его переживаниям. Чуткая душа живописца не могла не откликнуться на музыку возрождающейся природы. Утешение он искал в работе, в сопереживании весеннему обновлению.
Решив ненадолго остаться один, Саврасов уехал из Ярославля на север Костромской губернии, в окрестности города Буя. Алексей Кондратьевич объяснял выздоравливавшей жене: «Не хочу упустить весну, уеду всего на несколько дней». В Ярославле он нанял извозчика, который по дороге все интересовался, куда и зачем едет барин, по служебной надобности или по своей прихоти, а узнав, что Саврасов едет писать картину - весну, никак не мог понять, зачем же это надо - все и так знают, как весна наступает, каждый год видят.
|
Скоро весна, 1874 год, Алексей Саврасов |
Зато сам художник прекрасно понимал, как и для чего ему нужно писать весеннюю пору. Его талант к этому времени настолько окреп, настолько сформировались его взгляды на искусство, что он совершенно ясно понимал свои задачи. Во многом благодаря самобытному видению непритязательной красоты обычного для России мотива его картина приобретет широкую известность.
Добравшись до Костромы, Алексей Кондратьевич продолжил путь, поскольку город Буй находился в верстах восьмидесяти от губернского города. Вновь перед ним простирались еще заснеженные поля с первыми проталинами, со слегка осевшими сугробами, а над ними - бесконечность сурового свинцового неба. Художник остановился в селе Молвитине, бродил по окрестностям, с трепетом замечая повсюду признаки пробуждения земли. Его изумляла тишина, безлюдье этих мест, откуда, по преданию, происходил Иван Сусанин.
|
Ледоход, 1890, Алексей Саврасов |
В один из весенних дней, когда солнце сменялось мятежными облаками, а ветви трепетали от тревожного ветра, Алексей Саврасов отправился на этюды по новому для себя маршруту, выбрав его наугад. Он неспешно поднимался на взгорья, спускался с них по извилистым тропкам. Дорога словно следовала изгибам его жизненного пути, бессчетным взлетам, падениям. Он шел и шел, будто пытаясь уйти от своего горя, от самого себя, время от времени бережно прикасался к стволам старых деревьев, делясь с ними своей душевной болью. Наконец остановился на холме. Впереди, за селением, расстилалась равнина с купами деревьев, пробивалось солнце сквозь серебристую дымку, слышалась капель, и грачи кричали над гнездами, нарушая уже привычную ему тишину. Вот они - весенние вестники, радостные, непоседливые, суетливые, словно повторявшие без устали: «Весна наступает! Жизнь идет вперед! Пробудитесь!». Вместе с ними и удрученный художник взглянул на мир иными глазами.
|
Пейзаж с церковью и руинами, 1861, Алексей Саврасов |
Его вдруг поразил открывшийся вид: простой и завораживающий, привычный и вместе с тем остро пронзительный. Он сразу же принялся за этюд. Наметил окраину села, храм - Воскресенскую церковь XVIII века, перед ней приютившиеся отсыревшие избы и заборы в обрамлениях талого снега. Быстро, чтобы сохранить впечатление, изобразил тянущиеся ввысь, к небу ветви берез, над которыми кружили у гнезд неугомонные грачи.
Саврасов глубоко воспринял, почувствовал суть увиденного - образ Отечества, глубины его духовной жизни, в которой трагедиям сопутствует ощущение весны, света, пронизывающее все вокруг. Сейчас то же ощущение весны словно лечило его израненную душу. Он работал с натуры над этюдом, а чуть позже была создана картина «Грачи прилетели» - шедевр художника.
|
Вид на Московский Кремль, 1873 год, Алексей Саврасов |
Пока, стоя на талом снегу, он писал этюдный пейзаж, быстро, вдохновенно. Работа была окончена. Неспешно и величественно садилось солнце. Звенящей прозрачностью художника постепенно окутывали сумерки, будто своим покрывалом бережно охраняя его, пряча все горести в глубинах памяти. На фоне сиренево-серых далей четкостью чеканных силуэтов выделялись темные стволы и окраинные деревенские дома. Саврасов долго шел по бездорожью, перекладывал из руки в руку этюдник, время от времени останавливался и глубоко вдыхал воздух, полный живительным приближением весны. На душе становилось легче, когда он повторял про себя:
«Грачи прилетели… И снова весна… Продолжается жизнь, несмотря ни на что продолжается…»
|
Двор. Весна, 1853, Алексей Саврасов |
Он вернулся к семье в Ярославль словно другим человеком - глаза лучились радостью, он вновь был полон творческих планов. Окрепшая после болезни супруга поддерживала его, радовалась вместе с ним. Закрываясь в мастерской, Саврасов вновь много работал. Разрабатывал композиционные эскизы картины с грачами, писал и другие пейзажи, как, например, ледоход на Волге.
Та весна в верховьях могучей реки выдалась исключительно полноводной. Ждали сильного паводка, и ожидания оправдались. Подобного половодья не помнили даже старожилы. Вода начала стремительно прибывать с 13 апреля, затопила Тверицкую слободу и другие селения, жители которых спасались на лодках. В одном из слободских домов случился пожар. Уже через три дня была открыта навигация, но и здесь не обошлось без происшествий. Еще очень сильное течение унесло один из пароходов далеко в сторону от намеченного курса. Запертый льдинами, он получил немалые повреждения.
|
Весна 1880 года, Алексей Саврасов |
Впечатления художника от увиденного нашли отражение в полотне «Разлив Волги под Ярославлем», где достоверно показаны и ширь разлившейся реки, и деревья, стоящие в воде, и затопленная слобода, и дым пожара.
Но, главное, он вдохновенно работал над «Грачами», быстро завершил их. Знаменитая картина Саврасова вскоре получила заслуженное широкое признание. О ней писали художники, критики, публицисты, ей даже посвящали стихотворные строки, как, например, известное лишь в рукописи стихотворение А. В. Каменского-Липецкого «Саврасов»:
Комментарии
Отправить комментарий