#15 Картине А.К. Саврасова "Грачи прилетели" посвящается


  


Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле.

И. И. Левитан 

Лишь только дождались весенней капели –
Грачи прилетели. Грачи прилетели.

На тонких березках, корявых, пугливых,
Гнездится их табор - созданий крикливых. 

Сему безобразью внимает церквуха,
Оплот православья и русского духа.

Мы вновь над усопшими будем молиться -
А жизнь повториться. А жизнь повторится.

Я плачу, как мальчик, мужик седовласый. 
Спасибо за слезы, художник Саврасов.

Ты в бога заставишь поверить, художник,
Я плачу от счастья – сопливый безбожник.


Грачи прилетели. Илья Рагулин,  2012

Саврасов Алексей Кондратьевич. Грачи прилетели. 1871. Холст, масло. 62 х 48,5


...Саврасов писал вешний этюд. Весна вступала в свои права  незримо. Поднебесье внезапно наполнилось ее предчувствием. Алексей Саврасов, высокий застенчивый подросток, боготворящий искусство, запечатлевал на картоне мятежные облака с проблесками солнечного света, оставляющего на земле причудливые пряди мгновений, ложившегося косыми полосами на темную и влажную после зимы землю. Временами, поднимая глаза от работы, вглядывался за горизонт, пытаясь различить в дымке тонкие линии пейзажа, а может быть, стремясь узреть свой будущий жизненный путь, пока неясный, туманный, как прохладное весеннее утро.

Картина впоследствии была написана по этюдам, набросанных в селе Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии. Произведение, представленное на первой передвижной художественной выставке в 1871 году, ознаменовало начало нового этапа в развитии русской пейзажной школы - рождение лирического пейзажа. 

Дыхание весны, 1890, Алексей Саврасов


Этой работой Саврасов утверждал идею, что самое простое, скромное явление в природе, одухотворенное личностным отношением художника, полно эстетического содержания. Пейзаж представляет открытое, незамкнутое пространство, маленькую часть мироздания, где течет обычная жизнь, ясная и простая. 

Жизнь циклична - за зимой приходит весна, за смертью - новое рождение. Каждый год возвращаются птицы в бесприютный, неприглядный, студеный после зимы мир и начинают вить гнезда. Чахлые безжизненные пока еще кроны деревьев становятся им домом. Здесь, в ветвях изломанных ненастьем осинок и берез, зарождается новая жизнь. Свинцовые клочковатые тучи расступаются и небеса сияют бирюзой. Мрачные сырые жилища вначале робко, а затем со все возрастающей мощью освещаются лучами солнца. Мрачные холода отступают и жизнь вступает в свои права. 

Весна для художника стала символом перемен. Мощных положительных изменений, призванных сменить зимний гнет ярким пробуждением природы. Серая, невзрачная, убогая Россия, по мысли живописца, просыпается после долгой зимней спячки и, словно по мановению волшебной палочки, преображается. Словно медведь, выбирается она из своей берлоги, земляного убежища и, призванная на свет первыми лучами солнца, пением птиц, самим духом весны и расправляет затекшие члены после долгого сна.

Алексей Кондратьевич Саврасов

 
Мир картины гармоничен в своей обыденности, согрет человеческим теплом – дымок из трубы создает трогательную атмосферу уюта. И.Н. Крамской, описывая свои впечатления от выставки, говорил, что все пейзажи там – 

"это вода, деревья, даже воздух, а душа есть только в "Грачах".

К правде бытия природы обращались с начала XIX века отечественные писатели и поэты А. С. Пушкин, С. Т. Аксаков, Ф. И. Тютчев, И. С. Тургенев; созданные ими образы нашли отражение в пейзажной живописи. Видопись, как тогда называли пейзажную живопись, успешно развивалась в России с первых лет XIX века. В 1820-е годы свое веское слово в пейзажном искусстве сказал С. Ф. Щедрин, добившийся широкой известности и в России, и за рубежом. В его произведениях видопись явно подверглась влиянию и романтического, и реалистического звучания. Несомненно, что новаторские достижения этого художника стали одной из ступеней для молодого Саврасова, поднимавшегося по лестнице мастерства. Также немаловажно, что в первой половине XIX столетия выделились две основные группы отечественных пейзажистов. Первые работали преимущественно в Италии (А. А. Иванов, С. Ф. Щедрин), вторые — в России (братья Г. Г. и Н. Г. Чернецовы, А. Г. Венецианов, Г. В. Сорока, А. В. Тыранов). 

Весна, деревенский вид, 1867, Алексей Саврасов

Кроме того, в 1830 - 1850-х годах сильно было направление романтического пейзажа, во главе которого стояли М. Н. Воробьев и еще молодой тогда И. К. Айвазовский. Произведения последнего как образец для себя расценивал начинающий А. К. Саврасов, что, бесспорно, обоснованно, поскольку эстетическим идеалам эпохи они соответствовали в наибольшей мере. Творчество Айвазовского поражало современников не только эффектами передачи морских волн, лунных дорожек и ярких закатов, но и достоверностью, точностью в трактовке состояний, настроений природы.

Весенний день, 1873, Алексей Саврасов

Под влиянием западноевропейских образцов в отечественном пейзаже все большее внимание уделялось работе с натуры. Основы такого новшества заложили барбизонцы. Группа французских пейзажистов работала с натуры у леса Фонтенбло в деревнях, одна из которых, Барбизон, дала название всему направлению. Именно эти художники - Камиль Коро, Теодор Руссо, Жюль Дюпре, Шарль Добинье, каждый являясь яркой творческой индивидуальностью, писали неприкрашенную сельскую природу, стремясь передать ее очарование через достоверность звучания.

Весна 1880 года, Алексей Саврасов

Эпоха середины XIX столетия в культуре России стала периодом быстрого и многогранного развития. Отечественная пейзажная живопись постепенно приближалась к реалистичности трактовок. Именно в этот переломный период и происходило становление творчества Алексея Саврасова, которому было суждено сказать свое слово в отечественном искусстве, сказать его актуально, самобытно, глубоко. И именно благодаря Саврасову реализм в отечественной пейзажной живописи прозвучал в полную силу.

Весна 1890 г., Алексей Саврасов

Отталкиваясь от манеры своих предшественников, Саврасов шел далее, собственным путем, что ему блестяще удавалось. Как писал И. И. Левитан

«…до Саврасова в русском пейзаже царствовало псевдоклассическое и романтическое направление; Воробьев, Штернберг, Лебедев, Щедрин — все это были люди большого таланта, но, так сказать, совершенно беспочвенные: они искали мотивов для своих картин вне России, их родной страны, и главным образом относились к пейзажу, как к красивому сочетанию линий и предметов. Саврасов радикально отказался от этого отношения к пейзажу…».


Оттепель, 1887, Алексей Саврасов

Многие считают, что знаменитое полотно, прославившее Саврасова олицетворяет русскую весну (как бы двусмысленно это ни звучало): воздух понемногу прогревается, а небо яркое и необычайно красивое. Снег чернеет, и скоро полностью растает. И прилетают грачи. Вскоре они освоятся и начнут строить гнезда.

Гюстав Курбе. Зимняя окраина деревни (ок. 1868 г.)

Это полотно позволяет нам раскрыть наивную и чистую душу Алексея Саврасова, который, несмотря на свои внешние характеристики - а это был высокий плотный мужчина с непростой биографией, - бережно хранил её. Только ребенок мог так ярко почувствовать приближение весны после затяжных морозов и метелей. Все это почувствовал Саврасов, когда взял в руки кисть в этот влажный, лиловый, застывший день. «Грачи прилетели» - изображение, удивительным образом отражающее его взгляд на мир.

Эжен Кувелье Фампу. 1860 год

История написания «Грачей» - это и история жизни художника, в которой музыкой звучат светлая радость и тоска, переплетаются ликование и отчаяние. Проникновенные строки об этом произведении оставил И. И. Левитан: 

«Какой ее сюжет? Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, поле, тающий снег и на первом плане несколько березок, на которые уселись прилетевшие грачи, - и только. Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу…»
 
Как часто и насколько по-разному Саврасов обращался именно к весенним мотивам! Начиная с ученических работ и до последних лет жизни юные, переменчивые настроения весны оставались для него наиболее близкими, трогательными, глубокими в своем эмоционально-философском содержании, находили особый отклик в тревожно-восприимчивой душе художника. 

Разлив Волги под Ярославлем, 1871 г., Алексей Саврасов


Его восхищение началом пробуждения природы отразилось в целом ряде произведений 1850–1890-х годов, многие из которых широко известны, другие полузабыты ныне, но объединяет их одно - исключительно неравнодушное исполнение и мастерство автора

«Дворик. Весна» (1853), 
«Сельский вид» (1867), 
«Ранняя весна. Половодье» (1868), 
«Разлив Волги под Ярославлем» (1871), 
«Пейзаж с церковью и колокольней» (начало 1870-х), 
«Весна. Этюд» (две работы 1874 и 1870-е),), 
«Вид на Московский Кремль. Весна» (1873), 
«Весенний день» (1873), 
«Скоро весна» (1874), 
«Оттепель. Ярославль» (1874), 
«Домик в провинции. Весна» (1878), 
«Весна» (три варианта 1874, конца 1870-х - начала 1880-х, 1883), 
«Весна. На большой реке» (1880-е), 
«Ранняя весна. Оттепель (К весне)» (1880-е), 
«Ранняя весна» (1880-е), «Оттепель» (1887), 
«Пейзаж. Село Волынское» (1887), 
«Ранняя весна» (1888), 
«Весна. Огороды» (1893), 
«Распутица» (1894), 
«Весенний пейзаж с избой» (1890-е), 
«Весенний пейзаж. Ростепель» (1880–1890-е), 
«Весенний пейзаж» (1880–1890-е), 
«Ранней весной» (1880–1890-е), 
«Весна. Провинциальный дворик» (1880–1890-е), 
«Ранняя весна» (два варианта 1880–1890-е и 1890-е), 
«Весна» (1880–1890-е), 
«Ранняя весна. Березы у ручья» (1893), 
«Вид на село Покровское-Фили» (1893), 
«Повеяло весной» (1890-е) и др. 

Весна 1890 г., Алексей Саврасов


Однако главная картина Саврасова, посвященная весне, что совершенно бесспорно - это его «Грачи», созданию которых предшествовали тяжелые события, глубоко ранившие душу художника.

В 1871 году в Ярославле, где они тогда проживали, в жизнь художника и его семьи вторглись непредвиденные и гнетущие перемены.

Ранняя весна. Наводнение, 1868 год, Алексей Саврасов


Семью Саврасовых постигла утрата. Их новорожденная дочка прожила всего несколько дней. Ее в маленьком гробике, обитом серебристым глазетом, похоронили на косогоре над Волгой, и Алексей Кондратьевич сделал быстрый набросок прерывистыми штрихами — изобразил одинокую могилку дочери, словно стремился оставить на бумаге хотя бы часть своей душевной боли. Так появился его рисунок - крест-голубец на старом погосте и надпись на листе: «Могила моей дочери».
Горе захлестнуло художника, а вокруг, повинуясь вечным законам, оживала земля, что воспринималось им сначала как невозможный, недопустимый, чудовищный контраст с произошедшим. 

Могила, 1870 г., Алексей Саврасов


Весна вступала в свои права, наполняя все солнцем, радостью, настойчиво противореча его переживаниям. Чуткая душа живописца не могла не откликнуться на музыку возрождающейся природы. Утешение он искал в работе, в сопереживании весеннему обновлению. 

Решив ненадолго остаться один, Саврасов уехал из Ярославля на север Костромской губернии, в окрестности города Буя. Алексей Кондратьевич объяснял выздоравливавшей жене: «Не хочу упустить весну, уеду всего на несколько дней». В Ярославле он нанял извозчика, который по дороге все интересовался,  куда и зачем едет барин, по служебной надобности или по своей прихоти, а узнав, что Саврасов едет писать картину - весну, никак не мог понять, зачем же это надо - все и так знают, как весна наступает, каждый год видят.

Скоро весна, 1874 год, Алексей Саврасов


Зато сам художник прекрасно понимал, как и для чего ему нужно писать весеннюю пору. Его талант к этому времени настолько окреп, настолько сформировались его взгляды на искусство, что он совершенно ясно понимал свои задачи. Во многом благодаря самобытному видению непритязательной красоты обычного для России мотива его картина приобретет широкую известность.

Добравшись до Костромы, Алексей Кондратьевич продолжил путь, поскольку город Буй находился в верстах восьмидесяти от губернского города. Вновь перед ним простирались еще заснеженные поля с первыми проталинами, со слегка осевшими сугробами, а над ними - бесконечность сурового свинцового неба. Художник остановился в селе Молвитине, бродил по окрестностям, с трепетом замечая повсюду признаки пробуждения земли. Его изумляла тишина, безлюдье этих мест, откуда, по преданию, происходил Иван Сусанин.

Ледоход, 1890, Алексей Саврасов

В один из весенних дней, когда солнце сменялось мятежными облаками, а ветви трепетали от тревожного ветра, Алексей Саврасов отправился на этюды по новому для себя маршруту, выбрав его наугад. Он неспешно поднимался на взгорья, спускался с них по извилистым тропкам. Дорога словно следовала изгибам его жизненного пути, бессчетным взлетам, падениям. Он шел и шел, будто пытаясь уйти от своего горя, от самого себя, время от времени бережно прикасался к стволам старых деревьев, делясь с ними своей душевной болью. Наконец остановился на холме. Впереди, за селением, расстилалась равнина с купами деревьев, пробивалось солнце сквозь серебристую дымку, слышалась капель, и грачи кричали над гнездами, нарушая уже привычную ему тишину. Вот они - весенние вестники, радостные, непоседливые, суетливые, словно повторявшие без устали: «Весна наступает! Жизнь идет вперед! Пробудитесь!». Вместе с ними и удрученный художник взглянул на мир иными глазами.

Пейзаж с церковью и руинами, 1861, Алексей Саврасов


Его вдруг поразил открывшийся вид: простой и завораживающий, привычный и вместе с тем остро пронзительный. Он сразу же принялся за этюд. Наметил окраину села, храм - Воскресенскую церковь XVIII века, перед ней приютившиеся отсыревшие избы и заборы в обрамлениях талого снега. Быстро, чтобы сохранить впечатление, изобразил тянущиеся ввысь, к небу ветви берез, над которыми кружили у гнезд неугомонные грачи. 

Саврасов глубоко воспринял, почувствовал суть увиденного - образ Отечества, глубины его духовной жизни, в которой трагедиям сопутствует ощущение весны, света, пронизывающее все вокруг. Сейчас то же ощущение весны словно лечило его израненную душу. Он работал с натуры над этюдом, а чуть позже была создана картина «Грачи прилетели» - шедевр художника.

Вид на Московский Кремль, 1873 год, Алексей Саврасов


Пока, стоя на талом снегу, он писал этюдный пейзаж, быстро, вдохновенно. Работа была окончена. Неспешно и величественно садилось солнце. Звенящей прозрачностью художника постепенно окутывали сумерки, будто своим покрывалом бережно охраняя его, пряча все горести в глубинах памяти. На фоне сиренево-серых далей четкостью чеканных силуэтов выделялись темные стволы и окраинные деревенские дома. Саврасов долго шел по бездорожью, перекладывал из руки в руку этюдник, время от времени останавливался и глубоко вдыхал воздух, полный живительным приближением весны. На душе становилось легче, когда он повторял про себя: 

«Грачи прилетели… И снова весна… Продолжается жизнь, несмотря ни на что продолжается…»
Двор. Весна, 1853, Алексей Саврасов



Он вернулся к семье в Ярославль словно другим человеком - глаза лучились радостью, он вновь был полон творческих планов. Окрепшая после болезни супруга поддерживала его, радовалась вместе с ним. Закрываясь в мастерской, Саврасов вновь много работал. Разрабатывал композиционные эскизы картины с грачами, писал и другие пейзажи, как, например, ледоход на Волге.

Та весна в верховьях могучей реки выдалась исключительно полноводной. Ждали сильного паводка, и ожидания оправдались. Подобного половодья не помнили даже старожилы. Вода начала стремительно прибывать с 13 апреля, затопила Тверицкую слободу и другие селения, жители которых спасались на лодках. В одном из слободских домов случился пожар. Уже через три дня была открыта навигация, но и здесь не обошлось без происшествий. Еще очень сильное течение унесло один из пароходов далеко в сторону от намеченного курса. Запертый льдинами, он получил немалые повреждения. 

Весна 1880 года, Алексей Саврасов


Впечатления художника от увиденного нашли отражение в полотне «Разлив Волги под Ярославлем», где достоверно показаны и ширь разлившейся реки, и деревья, стоящие в воде, и затопленная слобода, и дым пожара.

Но, главное, он вдохновенно работал над «Грачами», быстро завершил их. Знаменитая картина Саврасова вскоре получила заслуженное широкое признание. О ней писали художники, критики, публицисты, ей даже посвящали стихотворные строки, как, например, известное лишь в рукописи стихотворение А. В. Каменского-Липецкого «Саврасов»:

Его «Грачи» большого ль ранга птицы, -
Но шум весны багет свой перерос.
Академические нос закрыли жрицы:
- Ужасно! Вместо амбре вдруг навоз!
И вологодской пряхи сарафаном
Тунику можно ль заменить харит?
На мхи сменять Флоренцию иль Крит?
А мастер над торфяником туманным
Предзорьем утра нашего горит…

Весна 1883 года, Алексей Саврасов


В последней трети XIX — начале XX века в живописи России вместо строгих рамок академизма и прагматизма позднего передвижничества утвердилось художественное творчество, обращенное к национальным истокам, к мотивам Древней Руси. Образы северного края и его пограничья вдохновляли многих авторов на создание пейзажных, исторических, историко-религиозных композиций, этюдов, панно, в которых репрезентирован вневременной образ-лик России. Национальные корни художники искали нередко именно на северных землях, так как именно здесь в XIX — начале XX века сохранялись древние традиции. Замкнутость жизни северян не исключала заимствований, которые дополняли искусство Руси, обогащая его образный строй и философско-религиозное содержание. К исконным мотивам, самобытным и неприкрашенным образам северной России обратился столь неравнодушно и тонко и Алексей Саврасов в «Грачах».

Весна. Огороды, 1893, Алексей Саврасов

Многие современники давали новой картине Алексея Кондратьевича восторженные отзывы: Павел Третьяков, решивший приобрести ее для галереи, А. Н. Бенуа, И. Н. Крамской, С. К. Маковский, В. В. Стасов и многие другие. Но для понимания центрального произведения в творчестве Саврасова особенно стоит выделить слова Константина Коровина, который замечал, что в пейзаже должна быть «история души художника». Такую историю своей души, также и историю души России, создал Алексей Саврасов в прославленном пейзаже. Интересно отметить, что и образный строй, и его эмоциональное звучание находят отклик и в поэтических отечественных произведениях, как, например, в пронзительных строках Бориса Пастернака, написанных в 1912 году, казалось бы, не только как отражение, продолжение личных переживаний автора, но и пейзажа Саврасова:

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще слышней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей…

Саввинская слобода, 1890, Алексей Саврасов

Такие параллели между творчеством Саврасова и искусством более позднего времени закономерны, поскольку новаторское художественное звучание его картин явилось словно прелюдией для произведений рубежа XIX–XX столетий. Это во многом новое художественное решение возникло не сразу, не спонтанно, долго подготавливалось, вызревало в творчестве живописца, в том числе и в те пять месяцев, которые художник провел в Ярославле.

В масштабах создания монументальных картин полгода - довольно краткий срок, но насколько много успел за это время сделать Алексей Кондратьевич! Помимо этюдов, эскизов и графических набросков, завершил картины «Вид Волги под Юрьевцем», «Разлив Волги под Ярославлем» и, конечно же, главное произведение в своем творчестве - «Грачи прилетели», полотно, которое в одном из первых вариантов, предложенных автором, называлось «Вот и прилетели грачи», хотя вскоре он остановился на более лаконичном звучании - «Грачи прилетели».

Сильно тает, 1894, Алексей Саврасов

В мае 1871 года Саврасовы вернулись в Москву. Признание новая картина Алексея Кондратьевича получила тогда же и в Петербурге. В стенах Академии художеств была показана первая экспозиция Товарищества передвижных художественных выставок, созданного примерно за год до этого. Выставка явилась масштабным событием в художественной жизни всей России. В залах экспонировалось 46 произведений, среди которых: «Грачи прилетели» А. К. Саврасова, «Охотники на привале» В. Г. Перова, «Сцена из Майской ночи» и портреты И. Н. Крамского, «Петр I допрашивает цесаревича Алексея Петровича» Н. Н. Ге и другие полотна, вошедшие в историю отечественного искусства. Однако особенно высокие оценки были даны пейзажу Саврасова.

Бурлаки на Волге, 1871, Алексей Саврасов


Крамской, с характерной для него ответственностью и горячностью, работавший над длительной и непростой подготовкой экспозиции, остался доволен результатом. Он писал в Крым пейзажисту Ф. А. Васильеву, с которым был дружен: 

«Мы открыли выставку с 28 ноября, и она имеет успех, по крайней мере, Петербург говорит весь об этом. Это самая крупная городская новость, если верить газетам».

Небольшая по количеству представленных произведений, сорок шесть номеров, первая передвижная выставка стала исключительно заметным событием в художественной жизни Санкт-Петербурга, всей России, в истории отечественного искусства. В строгой Северной столице, несмотря на ее сдержанность и европеизм, полотна передвижников вызвали живой отклик, неподдельный интерес, бесспорное одобрение. Данная экспозиция привнесла немало нового касательно пейзажа,

«показала, что русское демократическое искусство, не проявлявшее раньше особого интереса к пейзажному жанру, изменило теперь свое отношение к нему» .
Весенний пейзаж с домиком, 1890, Алексей Саврасов


Действительно, среди исторических, жанровых композиций, портретов преобладала ландшафтная живопись, ряд произведений которой стали центральными на выставке. Кроме того, в пейзаже наметилось две линии развития, которые Крамским были определены как «объективная и субъективная». Эти направления в отечественной пейзажной школе развивались в одну и ту же эпоху, нисколько не препятствуя, не противореча друг другу.

Домик в провинции. Весна 1878 года, Алексей Саврасов


Если «объективное» пейзажное искусство нашло наиболее яркое выражение в творчестве Шишкина, то образом «субъективной» линии, бесспорно, стали произведения Саврасова. Однако оба направления оставались едиными и в реалистической трактовке ландшафтов, и в осмысленности, духовно-философской наполненности изображаемых мотивов, о чем Крамской справедливо замечал, будто беседуя с неведомым оппонентом: 

«Вы говорите, что являются уже образчики, где талант соединяется с головой. Дай Бог, чтобы так было, потому что этого не миновать, это на очереди, это ближайшая историческая задача искусства, и если этого химического соединения не произойдет, - искусство вредно и бесполезно, пустая забава и больше ничего».
Первая выставка передвижников ознаменовала утверждение новой идейно-философской тенденции, иного стиля - реализма, лучшие образцы которого во многом определили и определяют ныне развитие изобразительного искусства России, объединяя в себе мастерство исполнения, приобретаемое усвоением уроков профессиональной школы, отображение правды жизни, философскую глубину содержания, многоплановость восприятия и эстетическую гармонию.
Подобные характеристики присущи и произведениям, которые были представлены на Первой передвижной выставке и потрясли петербуржцев. 

У иконы, 1870, Алексей Саврасов

Многочисленны положительные отзывы о ней, звучавшие в прессе, рецензиях, оценках посетителей. Верными оказались восторженные слова пламенного Владимира Васильевича Стасова, назвавшего это событие «особенным и небывалым» и в дальнейшем многократно выступавшего в защиту Товарищества передвижников. Стасов характеризовал яркую экспозицию выставки как 

«изумительное собрание превосходных произведений, в числе которых блещет несколько звезд первоклассной величины, - все это неслыханно и невиданно, все это новизна поразительная».

Иван Крамской, радуясь такому успеху экспозиции, своих товарищей-художников, вместе с тем оценивал их работы достаточно строго: 

«Пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» есть лучший, и он действительно прекрасный… душа есть только в «Грачах». Грустно! Это именно заметно на такой выставке, где резко выражается индивидуальность, где каждая картина должна выражать нечто живое и искреннее… Все (картины) хорошие, но выделяющихся пять, шесть, и это, согласитесь, много, особенно принимая в соображение выставки академические».
Ранняя весна, 1876 год, Алексей Саврасов


Такой отзыв Крамского, доброжелательный, емкий, далеко не случаен. Сам Иван Николаевич во многом был новатором в идейной направленности своего искусства. Отчасти его художественные искания близки живописной концепции Саврасова, например, в ряде пейзажных этюдов, а также в полотне «Майская ночь» или «Русалки». Для сбора подготовительного материала к картине Иван Николаевич уехал в украинское село Хотень Черниговской губернии, писал там с натуры пейзажные мотивы, а особенно стремился отразить сложность ночного освещения, чтобы через его необычные эффекты передать фантастическую, утонченную атмосферу произведения, и рассказывал об этом: 

«Все стараюсь в настоящее время поймать луну… Трудная штука луна…» 

Критикой картина была встречена неоднозначно, но получила все же немало положительных оценок: 

«Так уже приелись нам все эти серые мужички, неуклюжие деревенские бабы, испитые чиновники и выломанные вконец чиновницы, что появление произведения, подобного «Майской ночи», должно произвести на публику самое приятное, освежающее впечатление».
Ранняя весна 1890 года, Алексей Саврасов


Восторженные слова в адрес «Грачей» звучали со всех сторон. Константин Коровин писал: 

«Но вот что внушало мне восторг - «Весна» Васильева и «Грачи прилетели» Саврасова! Сколько жизни на этих картинах, как хороши их краски! И рано понял я, что главное в картине не что написано, а как написано. А когда я писал сам, всегдашним моим горем было, что другие, когда смотрели на мои работы, говорили: «А зачем это? Ни к чему, идеи нет…». 

Его словам словно вторила А. П. Боткина, дочь П. М. Третьякова: 

«Саврасовские "Грачи прилетели" произвели необыкновенно приятное впечатление на всех, видевших их, своей правдой и большой поэзией».

На выставке к Алексею Кондратьевичу подошел худощавый, как всегда элегантно и строго одетый Павел Михайлович Третьяков и поздравил художника, сказав ему:

«Первоклассная вещь! Буду рад приобрести ее для галереи и могу предложить вам 600 рублей. Как, согласны ли?» Художник был польщен такой оценкой со стороны коллекционера и, не раздумывая, согласился: «Конечно же, Павел Михайлович. Совсем недавно Вы приобрели у меня "Печерский монастырь", а теперь и "Грачей". Конечно!»

Итак, выдающийся пейзаж отныне принадлежал Третьякову и уже осенью 1871 года был показан в Москве на выставке Общества любителей художеств на Малой Дмитровке. И здесь новое произведение Саврасова не осталось без внимания, хотя критика звучала весьма неоднозначно. Один из рецензентов, писавший под псевдонимом «В. В.», отметил в экспозиции две картины - «Вот грачи прилетели» А. К. Саврасова и «Оттепель» Ф. А. Васильева. При этом первенство он отдавал второму пейзажу, а полотно с изображением грачей воспринял как мрачное:

«Несколько обнаженных деревьев со стаями предвестников весны, напрасно ищущих убежища на голых ветвях, высящаяся колокольня церкви с маленьким окошком, очень мрачным, тоже передают мысль художника об исчезающей зиме. Хорошенький вид уже чернотой краски дает чувствовать влажность только что сброшенной зимней одежды. Вы как будто чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет живительного предчувствия наступающей весны, кроме одного внешнего признака…»  

Вряд ли можно разделить такую оценку и признать ее объективной. Саврасова не могли не расстроить подобные слова, беспокоило его и то, что другие зрители могли также воспринять столь значимое для него полотно, в которое он вложил свои сокровенные переживания и надежды и был почти уверен, что все задуманное удалось воплотить.

Но все же, насколько более многочисленны позитивные оценки! Хвалебные отзывы о новой картине Алексея Саврасова были вполне заслуженны им, закономерны, отвечали духу времени, специфике отечественного искусства 1870-х годов, когда определенную эволюцию прошел каждый из ведущих жанров искусства. В бытовых композициях стали преобладать достаточно монументальные форматы, горизонтальные ритмы, панорамные решения (произведения В. Максимова). Сверхзадачей искусства, которая решалась в историческом, историко-религиозном, портретном жанрах, по словам В. В. Стасова, стало создание «хоровой картины» (полотна И. Е. Репина, В. В. Верещагина, Н. Н. Ге).

И все же, чем так разительно отличается эта картина от других произведений Саврасова? Что в ней особенного - рисунок, живопись, композиция? Вряд ли, поскольку подобные композиционные решения, близкие по рисунку мотивы, да и сходную колористическую гамму Алексей Саврасов использовал многократно. Например, обратимся к его полотну «Весенний день» 1873 года, где использовано подобное композиционное построение, только не в вертикальном, а в горизонтальном формате, та же сдержанная цветовая гамма с преобладанием коричневатых, охристых, жемчужно-серых тонов, та же тонкая проработка деталей. Но все же «Грачей» отличает исключительное настроение, переданное художником - ясное, светлое, наполненное предчувствием прихода весеннего возрождения, ее живительным легким ветром, которое непостижимым образом сильно и так убедительно звучит во всей картине.

Новаторская трактовка в рамках пейзажного жанра, актуальная для своего времени, была найдена именно Саврасовым. Отныне в своих лучших произведениях он достигал синтеза отображения правды жизни и лирического звучания. Художественный язык при этом, основанный на соблюдении классических канонов, выражал реалистическое видение, эмоциональное отношение художника к натуре.

Знаменитое ныне полотно полностью отвечало требованиям своей эпохи, новаторским тенденциям изобразительного искусства, в частности, направленности передвижных выставок, у истоков организации которых стоял и Алексей Саврасов. Еще в 1869 году московские художники В. Маковский, В. Перов, Прянишников, А. Саврасов обратились к своим петербургским коллегам с предложением о создании Товарищества передвижных художественных выставок. Эта идея, выдвинутая москвичом Г. Г. Мясоедовым, сразу же была поддержана петербуржцем Крамским. 

Они оба, родоначальники передвижничества, разрабатывали концепцию Общества и его устав, который подписали 
  • Николай Николаевич Ге
  • Лев Львович Каменев
  • Иван Николаевич Крамской
  • Григорий Григорьевич Мясоедов
  • Василий Григорьевич Перов
  • Илларион Михайлович Прянишников
  • Алексей Константинович Саврасов
  • Иван Иванович Шишкин и ряд других живописцев. 
Устав был утвержден Министерством внутренних дел в ноябре 1870 года. В частности, в нем говорилось: 

«Товарищество имеет целью: устройство, с надлежащего разрешения, передвижных художественных выставок, в видах: 

а) доставления возможности желающим знакомиться с русским искусством и следить за его успехами; 
б) развития любви к искусству в обществе; и 
в) облегчения для художников сбыта их произведений». 

Уже Первая передвижная выставка показала, что значение создания объединения намного превзошло решение определенных в Уставе задач. Одно из подтверждений тому - общественный  резонанс картины Алексея Саврасова.

Своим творчеством Саврасов доказывал, что пейзаж не является одним из «низших» жанров, а по глубине раскрытия идеи может не уступать исторической картине или портрету, приобретая вневременное звучание. Пейзажи Саврасова все чаще получали признание современников. В 1868 году Обществом поощрения художников ему была присуждена вторая премия за пейзаж «Осенний вид из окрестностей Москвы». Первой премии тогда удостоили картину молодого автора Александра Васильева «Возвращение стада в деревню», талантом которого восхищался Крамской.
Помимо «Грачей» Алексей Кондратьевич показал на Первой передвижной и еще одну работу - «Дорога в лесу». В целом пейзажный жанр в экспозиции выставки был достаточно широко представлен. И в целом начал занимать все более прочное место в отечественном искусстве. Это были произведения новаторского масштаба для своей эпохи - тонкие по передаче состояния природы, убедительные, эмоционально наполненные. Именно так воспринимал Саврасов реалистичное пейзажное творчество, через самые скромные мотивы художник сумел раскрыть всеобъемлющий образ России, тихую музыку ее земли.

Мотив картины «Грачи прилетели» был продолжен Алексеем Саврасовым в графике, как до этого в быстрых этюдах: 

«Старый погост на берегу Волги» (1874), 
«Проталина. Начало марта» (1880-е), 
в более длительных зарисовках «Ранняя весна» (1880-е), 
«Сильно тает» (1894). 

Внимательно всмотримся в холст. Мы видим облачное небо, линия горизонта темна, вверху видна только ярко-синяя область. Внизу в лучах света проступают проталины, На снегу видны неровные тени деревьев.

Ранняя весна, 1890, Алексей Саврасов

В пруду, который уже отряхнулся ото льда, отражается серо-голубое небо. В воде бобылем торчат голые стволы. Месту, где в воде виднеется можжевельник, Саврасов прибавил бледно-зеленую тень. Все выглядит невероятно гармонично. Изображение на удивление верно самой сути весны, может быть, немного бесхитростно, но необыкновенно искренне.

Паромщик, Жан-Батист-Камиль Коро, около 1865 г. Масло, холст. 66,4 х 49,2 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США

Небо "Грачей..." словно пронзено ветвями берез; деревья еще без листьев, но уже полны жизни по милости птиц, свивших свои гнезда. Вокруг кружат грачи, занятые своими великими весенними делами. Очень скоро, когда солнце будет греть сильнее, вылупятся их птенцы. И к этому нужно хорошо подготовиться. 

Оттепель. Начало марта 1880 года, Алексей Саврасов.

На переднем плане можно разглядеть двух самочек, высиживающих яйца, согревая их своим теплом. Они защищают своих будущих птенцов от весеннего ветра хоть и теплого, но пронизывающего. Картина написана эмоционально и с любовью. «Грачи прилетели» -  это полотно, раскрывающее душу художника.

Нильс Ганс Христиансен (1850-1922). Зимний вечер. Деревенский пейзаж

Но и весной бывают снегопады...

Небо затянуто облаками, дует ветер… После этого бывают весенние вьюги. Но птицы в это время всегда наготове: они спустятся и будут греться в гнездах. Они не знают, что весеннюю оттепель зиме уже не испугать - заморозки ​​длятся очень долго. Ветер скоро разгонит тучи, выглянет солнце, и птицы обрадуются его появлению. Тогда они громкими криками поприветствуют солнце и полетят кто куда. Только самочки не двинутся с места: они будут защищать свое гнездо, время от времени поворачивая голову то вправо, то влево. 

Зимний пейзаж с восходящей луной, Адольф Кауфманн (1848-1916)

Композиция полотна расположена в нескольких плоскостях. Переднюю часть занимают сугробы, переливающийся свет и рассеянные серые тени. Далее изображены деревья. Некоторые весьма неказисты, особенно те, что согнулись от непогоды и ветра. Но есть и стройные березы, гладкие и изящные. Но самое главное здесь - грачи. Целая стая грающих птиц, рассевшихся на ветках и кружащих окрест.

Зимний пейзаж. Шарлотта Вальстрём (1849-1924), холст, масло, 38,5 x 28 см, частное собрание


На заднем плане - небеса, которые изображены со всей силой мастерства художника. Наверное, никто другой не смог бы так выписать весеннюю лазурь. Кажется, что переливчатые облака, которые должны быть неподвижны, плывут по небу, уносимые ветром. При взгляде на небо возникают смешанные ощущения: покой и беспокойство одновременно. К этому прибавляется ощущение счастья и детского азарта, которые всегда появляются весной. 

Зимняя картина с хижиной у реки. Вильгельм фон Гегерфельт (1844-1920)


Центром картины является большое серое пятно. Единственная яркая деталь здесь - аристократичная колокольня и невысокое строение под сияющим куполом, уподобившееся одному из столичных храмов. 

Рихард фон Драше-Вартинберг (1850-1923, Германия), Глубокой зимой


Вне всяких сомнений, жемчужные, прозрачные, воздушные «Грачи прилетели» Алексея Саврасова - настоящий шедевр всех времен. Чтобы еще больше подчеркнуть достоинства полотна в заметке представлены весенне-зимние пейзажи других художников той эпохи.

Грачи прилетели, 1871, Алексей Саврасов

Успех картине обеспечен противоречием между скромной темой - Саврасов изображает неяркий весенний день, с тощими корявыми березками, маленькой заброшенной церквушкой, галдящими грачами, вестниками весны,  и высвобождающейся слякотью черной земли - и её великолепным решением. Природа, ожидающая скорого обновления жизни, вызывает пробуждение весны. 

Вечер, Алексей Саврасов

За этим столь знакомым уголком центральной России открывается широкая панорама, представляющая однообразную долину и реку, со вскрывающимся льдом. Солнечный свет, оживляющий весь пейзаж, пронизывает облака, закрывающие небо. 

Весна. Грачи прилетели, 1872, Алексей Саврасов

Эта лебединая песня русской живописи поднимает тему гармонии между состоянием природы и душевным самоощущением человека - сюжет, взятый на вооружение и знаменитым Исааком Левитаном в его пейзажах, передающих богатую палитру эмоций художника. 

Грачи прилетели, 1880, Алексей Саврасов

Но именно Саврасов одним из первых избрал путь художественного осмысления окружающей действительности. Ряд критиков считали его интерпретацию слишком прозаичной. На самом деле это была удачная попытка соединить «правду жизни» и «поэзию искусства».

Эскиз картины "Грачи прилетели", 1871 г., Алексей Саврасов

Снова наступала весна, воздух наполнился ее предчувствием, которое он так тонко и глубоко воспринимал всегда, которого так ждал, и дождался снова, теперь уже в последний раз. Оживали почки на трепетных ветвях, упрямо и настойчиво пробивалась трава сквозь оковы замерзшей земли, появились первые, трогательные ростки фиалок. Обновленная жизнь вступала в свои права, наперекор ненастьям зимы и людским бедам.

Весенняя пора словно вернула его к жизни, появились новые замыслы и надежды, а главное, вновь возникло стремление к живописи, к отображению чарующей красоты родных пейзажей, что сопутствовало Саврасову всегда. И именно за работой перед холстом, с кистью в руках, он был по-настоящему и безмерно счастлив: сколько живописных мотивов вокруг, сколько дел у него еще остается, сколько пока ненаписанных картин! И ведь есть семья, дети, и близкие, и друзья, и ученики, которые уже делают серьезные успехи! Только бы хватило сил.

Ясным вечером, перед самым закатом, он расположился с этюдником в окрестностях Москвы. Сил оставалось немного. Присев на замшелый поваленный ствол, рядом с которым уже поднималась молодая поросль, замер, сгорбившись, скорбно опустив усталые руки. А потом, словно преодолев горькие мысли, поднял голову — в звенящем воздухе слышался радостный гомон птиц, над ним плыли белоснежные облака, напоенные ласковым солнцем, простиралась лучезарная и вечная бесконечность неба. Сколько в нем красоты и содержания — глубинно-мудрого, великого, светлого! Саврасов писал этюд весны…

Пейзаж. Село Волынь, 1887 г., Алексей Саврасов


26 сентября 1897 года Алексей Кондратьевич Саврасов скончался на 68-м году жизни, в больнице. Он был похоронен на Ваганьковском кладбище 29 сентября. Его смерть не осталась не замеченной в столице, во многих газетах были опубликованы некрологи, отразившие силу таланта Саврасова и его вклад в отечественное искусство. В Училище живописи, ваяния и зодчества в тот день были отменены занятия. 

Гроза, 1856, Алексей Саврасов


В некрологе, написанном Исааком Левитаном, который и сам тогда уже был неизлечимо болен, были найдены точные проникновенные слова: 

«Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле… Саврасов создал русский пейзаж, и эта его заслуга никогда не будет забыта в области русского художества».
Распутица, 1894, Алексей Саврасов


Широко известны и такие слова Левитана об Алексее Саврасове

«Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов, большого художественного явления, но осталась и останется в русском и мировом пейзажном искусстве картина "Грачи прилетели", в простоте которой чувствуется "мягкая, хорошая душа художника, целый мир поэзии", которая вместе с другими саврасовскими произведениями внесла "лирику в живопись пейзажа и безграничную любовь к своей родной земле». 

Сельское кладбище в лунном свете, 1887 год, Алексей Саврасов

Некролог был напечатан 4 октября 1897 года в «Русских ведомостях» М. В. Нестеров в письме А. Н. Бенуа кратко сообщал: «В Москве недавно кончил земное свое странствие автор картины "Грачи прилетели" - Саврасов». Странствие - пожалуй, именно это слово, точно найденное Нестеровым, может характеризовать жизненный путь Алексея Кондратьевича, странствие с этюдником в руках в изучении пейзажей родной земли, а во время заката уже иное странствие - бесприютное, горькое, часто одинокое и безнадежное.

Гибель корабля в море, 1862 год, Алексей Саврасов


И далее, для вас, читатели блога "Искусство и художественная культура", несколько забавных игр с Google-переводчиком. 


Перевод названия картины на французский




Обратный перевод



Грачи на французском языке


Обратный перевод

Как видим, с названием картины не все так просто, как кажется с первого взгляда. Что именно и кому хотел сказать художник - можно только догадываться. Гипотезы, конечно, можно выдвигать. И, если появятся таким предположениям какие-то подтверждения, они обязательно появятся в этой статье. А пока предоставляем широкий простор для фантазии и эрудиции читателя, основываясь на этом небольшом эксперименте с сервисом Google, а также фотографии мастера. 

До новых содержательных и познавательных встреч на страницах блога, уважаемые читатели и гости блога!

Источник:

Екатерина Александровна Скоробогачева. Саврасов. 

  

***
#блог_искусство_и_художественная_культура


Блог "Искусство и художественная культура" * Blog "Art and Artistic Culture"

#саврасов, #пейзаж, #природа, #nature, #landscape, #russia, #природа, #россия, #весна, #небо, #картина, #полотно, #spring, #sky, #красота, #равнина, #березы, #грачи, #оттепель, #realism, #пруд, #колокольня, #гнезда, #beautiful, #деревня, #село, #clouds, #солнце, #tree, #Birch, #природа_россии, #искусство, #art, #творчество, #арт, #живопись, #painting, #художник, #artist, #artwork, #drawing, #стихи, #рисунок, #Саврасов, #Грачи-прилетели, #реализм, #Алексей-Кондратьевич-Саврасов, #блог-искусство, #искусство-Нового-времени,

Комментарии