#20 Тропинин Василий Андреевич



Современники называли Василия Андреевича Тропинина (1776 - 1857) портретистом, сумевшим нарисовать почти всю Москву. Среди его работ - портреты выдающихся деятелей культуры и искусства, аристократов, помещиков мелкой и средней руки, сановников, женщин из народа, чиновников, героев Отечественной войны 1812 года. 

Особенно известен портрет Александра Пушкина, который Тропинин создал в 1827 году. Его раннее творчество относят к основополагающему для эпохи зарождения романтизма в России. Позже он работал преимущественно в сфере реалистического портрета, где он особое внимание обращает на уникальные качества натурщика. 

Еще одна интересная особенность его творчества состоит в том, что Тропинин очень мягко обходит социальный статус людей, иными словами, он изображает людей, не подчеркивая отличительные знаки их положения в обществе. 


В его портретах всегда чувствуется, что он владеет не только большим профессиональным мастерством, но и симпатизирует натурщику, что в целом производит приятное впечатление, которое ощущает зритель любой его работы.

Одним из величайших художественных достижений этого одаренного художника является создание им жанрового идеализированного портрета человека из народа. Всего художник нарисовал около трех тысяч картин людей разных профессий и рангов. 

Несмотря на общественное признание и увековечивание в анналах русской живописи, у художника была непростая, тяжелая судьба: крепостное состояние, бесконечные унижения, попытка подавить рано проявившийся талант помещиком, но, несмотря ни на что, путь в Императорскую Академию искусств и к великой жертвенной любви.
Поразительно, сколько фактов и подробностей жизни этого живописца по сравнению с другими художниками того периода сохранилось до наших дней.


Василий Андреевич Тропинин родился 30 марта 1776 года в небольшом селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостных графа Антона Сергеевича Миниха. Василий Андреевич получил начальное образование в Народном училище. Через некоторое время, в начале 1790-х годов, в качестве приданого дочери графа Миниха, семья художника перешла в собственность нового владельца, знаменитого военачальника граф Ираклия Ивановича Моркова, жестокого человека, которого современники называли «избалованным тираном». 

С раннего детства маленький Василий должен был испытать на себе, насколько жестокой может быть жизнь: Тропинина ненавидела дворня и его часто били из-за того, что отец занимал должность старосты, а потом дослужился и до управляющего. Трагическая история семьи Тропининых начинается с того, что отец будущего художника, находясь на хорошем счету у графа, сумел освободиться из крепостной зависимости, но его жена и дети продолжали оставаться крепостными. Нечто подобное произойдет много лет спустя и с самим художником, когда его жена и сын Арсений останутся в рабстве, а Василию Тропинину удастся осуществить свою заветную мечту и обрести права свободного человека в возрасте сорока семи лет.

Только благодаря двоюродному брату графа, Алексею Ивановичу Моркову, в услужении у которого Василий Андреевич находился в Петербурге, Тропинин получил шанс стать настоящим художником. В свободное время юноша погрузился в мир искусства и продолжал рисовать, и даже тайно посещал занятия в Академии художеств. Алексей Иванович был поражен талантом юноши и умолял графа Моркова, пообещав взять на себя все связанные с этим расходы, разрешить этому одаренному крепостному учиться в Академии художеств вольнослушателем, так как крепостные крестьяне в то время не могли стать штатными студентами Академии.

Учителем Василия Андреевича был прекрасный портретист Степан Семенович Щукин, под умелым наставничеством которого творческий талант Тропинина смог раскрыться. Картина «Мальчик, тоскующий по мертвой птице» появилась на академической выставке вместе с работами уже состоявшихся художников, таких как Орест Кипренский, Александр Иванов, Владимир Боровиков, и получила лестные отзывы от императрицы Екатерины II
Более опытные ученики, с детства занимавшиеся художественным ремеслом, Сильвестр Щедрин, Орест Кипренский и Александр Иванов стали верными соратниками в учебе и советниками Василия Андреевича. 
Тропинин много времени уделял копированию шедевров Эрмитажа, познавая секреты лучших мастеров мировой живописи. 

Работы молодого художника получили признание, он дважды занял первое место на конкурсах Академии, был награжден серебряной и золотой медалями. В соответствии с традициями того времени и в связи с академическими успехами Тропинин имел полное право получить свободу. Однако здесь художника ждало очередное разочарование и жестокий удар судьбы: после шести лет обучения в Академии граф Морков отозвал его в свое новое имение в подольском селе Кукавка (ныне Украина). Молодой художник на пути к блестящей столичной карьере, внезапно превратился в слугу, кондитера и пастуха, одновременно выполняя прихоти графа как его личный лакей, архитектор и художник. Однако Тропинин называл свое возвращение в Украину «выгодным». Он сказал: 
«Я немногому научился в Академии, но многому научился в Малороссии. Я писал там с натуры без отдыха, и эти работы кажутся мне лучшими из всех созданных мною до сих пор».
Хотя многие картины Василия Тропинина сгорели при пожаре в графской усадьбе во время войны 1812 года, художнику впоследствии удалось создать новые шедевры и даже расширить круг своих заказчиков, среди которых были такие известные личности, как писатель Николай Карамзин, боевой командир Петр Багратион, художник Карл Брюллов

Василий Андреевич женился на Анне Ивановне Катиной, которая была вольной поселенкой. Хотя закон при вступлении в брак уравновешивал мужа и жену по социальному статусу в пользу освобождения находившегося в рабстве, это не помешало графу объявить девушку крепостной. Это еще одна вопиющая несправедливость судьбы, с которой художнику пришлось смириться. а также и с тем, что следующие двадцать лет он провел в деревне. Даже в этой ситуации Василий Тропинин продолжал черпать вдохновение и целиком отдаваться живописи: расписывал местную церковь, писал семейные портреты семьи Морковых, изображал местных крестьян и их торжества и т. д. Вместе с Морковыми художник переехал в Москву только в 1821 году, а через два года, в мае 1823 года, под мощным давлением общественности, граф наконец преподносит уже известному в то время художнику свободу как подарок к Пасхе. Жена Василия Андреевича и его сын Арсений были освобождены только через пять лет, когда граф умер. 

Самостоятельная жизнь художника началась со звания «академик», присвоенного ему за картины «Кружевница», «Бедный старик» и «Портрет гравера Е.О. Скотникова». Через год, в 1824 году, Тропинин получил еще и звание академика портретной живописи за картину «Портрет медалиста К.А. Леберхерта». В том же году прошла академическая выставка, на которой были представлены работы Тропинина. Василий Андреевич отказался от должности профессора Петербургской Академии художеств и переехал в Москву, где работал в основном над частными заказами, которых у него было в изобилии. Особую радость Василию Андреевичу доставляла крепкая дружба с Карлом Брюлловым, с которым он познакомился в 1836 году. 

В 1843 году Тропинин был включен в список почетных членов Московского художественного общества за «ревностные действия на благо и процветание общества». 

Последние годы жизни художник провел в небольшом домике в Наливковском переулке в Замоскворечье, который он купил вскоре после смерти жены. 
Художник написал всего два автопортрета: в 1824 и 1846 годах. 

Автопортреты подтверждают, что у Василия Андреевича была мягкая, спокойная и доброжелательная натура, наряду с очень скромной душой. 

Прожив долгую, плодотворную, насыщенную, но полную невзгод и несправедливостей жизнь, Василий Андреевич скончался 15 мая (3 мая по старому стилю) 1857 года в Москве и был похоронен на Ваганьковском кладбище

В Москве работает музей В. Тропинина и московских художников его эпохи, открывшийся в 1969 году. 



Автопортрет на фоне окна, с видом на Кремль
1846
Холст, масло
106 х 84,5
Третьяковская галерея, Москва, Лаврушинский переулок, 10, зал 13
Вариант-повторение портрета (1844) находится в 
Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени

Живописец-портретист,  известен и как автор картин с бытовой тематикой. Реалистическое творчество Тропинина характерно своим демократизмом. Основные работы - портреты Арсения Тропинина,  Петра Булахова, А.С. Пушкина, автопортрет, картины "Кружевница" и "Гитарист" (Третьяковская галерея).

Особое место в истории русского искусства занимают женские портреты Тропинина. Ему, как никому, до или после него удалось выразить новое отношение к женщине не только как к красивой безделушке, но и как к матери, жене, любовнице, невесте.

Василий Андреевич Тропинин был крепостным художником графа Моркова, и только в 1823 году, в возрасте 47 лет, он получил свободу и в том же году выставил свою «Кружевницу», которая была тепло принята публикой и сразу же завоевала популярность. Он изображал ее с большой теплотой, стараясь попасть в тон знаменитой «Бедной Лизы» Николая Михайловича Карамзина.

Кружевница. 1823. Холст, масло. 74,7 х 59,3
Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Этим портретом Тропинин показал, что крестьянка может быть красивой, грациозной и кокетливой, не хуже знатной дворянки. Художник раскрывает нам красоту работницы, жизнь которой - тяжелый труд. На эскизах художника можно найти настоящих кружевниц, полуслепых, кривых, некрасивых, убитых работой, которые всегда остаются скрытыми от публики. 

Но главное в картине - это другое - желание показать, что простая девушка может быть красивой и внешне, и душой. При этом Карамзин воскликнул: «А простая девушка умеет любить!» - и для всех это было открытием.

В газетных статьях критики спешили выразить восхищение тропининским пониманием образа крестьянки, а ее современник П. Свиньин отмечал:
«… и экспертам, и невежественным людям приятно смотреть на этот образ, кот
орый действительно сочетает в себе все красоты изобразительного искусства: приятность кисти, правильное освещение, светлый цвет, естественность.

Кроме того, портрет красавицы раскрывает ее душу, очарование, и тот хитрый любопытный взгляд, который она бросает на человека, вошедшего в этот момент. Её руки, обнаженные до локтей, остановились, встретив взгляд входящего, работа остановилась, вздох сорвался с её девственной груди, прикрытой кисейным шарфом - и все это изображено с такой правдой и смыслом, простотой».

Портрет Арсения Васильевича Тропинина, сына художника. 1818 год. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Особое направление в творчестве Василия Андреевича Тропинина - детские портреты. В каталоге картин художника их более двадцати. Видимо, художнику очень нравились образы детей. Он изображал детей с животными, птицами, игрушками, музыкальными инструментами.

Несомненно, работа над детскими портретами у Тропинина основана на традициях XVIII века и с сентиментально-педагогическим направлением в философско-педагогических науках. Просвещение считало, что ребенок представляет собой tabula raza, чистую доску, объясняя при этом многие пороки общества отсутствием разумной системы образования.

Другие аспекты понимания детства отражают романтический настрой художника. 
«Портрет А.А. Челищева» работы О. Кипренского, который Тропинин видел в Москве в 1809 году, раскрывает своеобразие внутреннего мира ребенка, крайнюю напряженность духовной жизни, присущую детству. 

Величайшим достижением художника в передаче многогранного, хрупкого и яркого внутреннего мира ребенка стал портрет его сына - одно из самых красивых и поэтических произведений русской живописи первой половины XIX века.

«Портрет Арсения Тропинина» подкупает искренностью и чистотой эмоций, написан легко и разборчиво. Изысканный колорит картины построен на сочетании золотисто-коричневых тонов. Сквозь цветной слой и глазурь просвечивает хрупкость и трогательность модели. Художник не создал ничего равного этому портрету, хотя и позже продолжил писать детей и подростков.

Василий Иванович Тропинин большую часть своей жизни был крепостным, т.е. рабом. И сын его родился в рабстве. Но живой мыслью, энергией и, главное, свободой дышит это юное лицо.

Гитарист (портрет Моркова)

Наследие Тропинина содержит самые разнообразные портреты: интимные и парадные, однофигурные и групповые, крестьянские и купеческие, детские, костюмированные... Один из видов портретов, который особенно ценился современниками художника и прошел через все творчество Тропинина был образ гитариста.

Начало жанровым картинам положил «Гитарист в блузке. Портрет Моркова». Примерно в это же время необычайной популярностью стала пользоваться гитара. Этот чудесный инструмент звучал как в тавернах, так и в салонах высокого класса. Подобно выступлениям гитаристов, где-то повторяя, а где-то и трансформируя его, артист возвращается к этому образу на протяжении всей своей работы.

1839 г. датирован портрет Моркова, где он изображен играющим на гитаре в халате, в белоснежной рубашке с глубоким вырезом и открытым воротником. Известны два тропининских изображения гитаристов рубежа 1830-1840 годов.

В 1830-е годы был написан «Портрет бухгалтера Московского Малого театра П.М. Васильева», прекрасного музыканта, на котором он изображен с гитарой. 

Следует подчеркнуть одежду на портретах Тропинина. Написав серию так называемых "домашних" портретов, Тропинин достоверными бытовыми деталями показал характер московской жизни, ее размеренность и спокойствие; и вместе с тем эта деталь становится олицетворением умиротворенного душевного настроя, запечатленного художником.


Герой этого портрета смотрит на зрителя открыто и непринужденно, с легкой полуулыбкой. Зрителю модель предстает в нарочито небрежном туалете - халат, небрежно завязанный галстук. В дополнение к этому изображение подкупает привычной естественностью позы - вполоборота, опираясь на спинку стула, держа в руке недавно прочитанную книгу - в этом отражена  и особая уверенность в зрителе-собеседнике и душевная доброжелательность, и ясность отношения, и артистизм человека романтической эпохи. Живописная гамма портрета естественна, чиста и открыта, создавая, как особое композиционное построение, так и манеру письма, ощущение непосредственного присутствия.

Некоторые исследователи предложили это. что это образ известного московского певца и автора песен Петра Александровича Булахова, которого современники очень ценили за его «золотой бархатный тенор». Эта атрибуция в настоящее время находится под вопросом.

Однако в портрете, созданном Тропининым, угадывается типичный образ московского интеллигента, представителя новой городской культуры, характерной для того времени. В жизни человека, противостоящего миру званий, наград и государственных ценностей, его халат - «вышитый мундир».

Демократизм поведения и мысли, широта духовных интересов, художественная щедрость их проявлений - таковы содержание и пафос так называемых «небрежных» портретов Тропинина. После освобождения от крепостного права сам художник принадлежал именно к этому кругу людей и поэтому с таким энтузиазмом и вдохновением писал их портреты.

Портрет Пушкина

Портрет Пушкина, несомненно, занимает одно из первых мест в иконографии поэта и в творчестве самого Тропинина. В конце 1826 года близкий друг Пушкина С.А. Соболевский обратился к Тропинину с предложением написать портрет поэта.
 «Соболевский был недоволен появившимися тогда гладкими и напомаженными портретами Пушкина. Он хотел сохранить образ поэта таким, какой он есть, каким он был часто, и попросил Тропинина, одного из лучших портретистов Москвы, а если не России, нарисовать для него Пушкина». 
В потрепанном халате, с драгоценным перстнем на большом пальце, - добавил сам Тропинин, один из современников поэта. Это соображение, по-видимому, и стало первоначальным замыслом портрета.

Художник ограничился запечатлением лица Пушкина со всей возможной точностью и правдивостью, не ставя перед собой решения сложных задач психологического анализа и выявления внутреннего содержания образа. В этюде, написанном с натуры, Тропинин максимально приблизился к исполнению желания Соболевского. Он создал незамысловатый, но, несомненно, довольно точный и схожий образ Пушкина - «в халате и взлохмаченный», как просил Соболевский. Но в самом облике поэта было что-то, что отличало его от обычных москвичей, обычных моделей Тропинина, что решение образа никак не укладывалось в уже сложившуюся и привычную творческую систему Тропинина.

Работая над портретом, Тропинин, по сути, ушел от своего первоначального замысла. Это, конечно, не означает, что он отклонился от истинного воспроизведения природных данных поэта. Несомненно, Пушкин позировал не только для этюда, но и для портрета, и воссоздание живого облика поэта оставалось главной задачей Тропинина.

Сходства в портрете не меньше, чем в эскизе, но само понимание картины стало другим. От первоначального замысла остались лишь внешние атрибуты «домашнего портрета» - халат, расстегнутый ворот рубашки, взлохмаченные волосы. Но всем этим деталям был придан совершенно новый смысл: они не рассматриваются как доказательство черты интимности. Скорее как знак «поэтического беспорядка», с которым романтическое искусство так часто ассоциировало творческое вдохновение.

Тропинин писал не «человека, лишенного Пушкина», как просил его Соболевский, а вдохновенного поэта, имеющего в своем облике выражение глубокого внутреннего смысла и творческого напряжения. Пушкин изображен сидящим в естественной расслабленной позе. Правая рука, на которой видны два кольца, лежит на столе с раскрытой книгой. Кроме этой книги, в портрете нет аксессуаров, связанных с литературной стезей Пушкина. Он одет в просторный халат с голубыми лацканами, а его шея перевязана длинным синим шарфом. Фон и одежду объединяет общий золотисто-коричневый тон, на котором особенно выделяется лицо,

Художник не стремился «приукрасить» лицо Пушкина и смягчить неточность его черт. Верно следуя природе, Василий Тропинин смог воссоздать и запечатлеть свою высокую духовность. Современники единодушно признавали в портрете Тропинина безупречное сходство с Пушкиным. Правда, один из критиков отметил, что художнику все же не удалось передать быстрый взгляд поэта. Но упрек этот несправедлив: именно во взгляде Пушкина, пристальном и напряженном, образ  поэта на портрете выражен с наибольшей силой.

Большие голубые глаза поэта вдохновенно горят. В соответствии с романтической схемой Тропинин стремился придать взгляду поэта выражение, которое он имеет в моменты творчества. По сравнению с известным портретом Пушкина Кипренского, портрет работы Тропинина кажется более скромным и, может быть, интимным, но он не уступает ему ни по выразительности, ни по живописной силе.


Большинство портретов Тропинина представляет собой поясные или изображения по колено одиночных персонажей. Но художника работал и над многофигурными композициями и первые опыты в этом жанре относятся к самому раннему периоду его творчества.

Но особенно остро этот интерес проявился в 1830-40-е годы - именно в этот период появились такие известные произведения Тропинина, как «Портрет Ф. С. Мосолова с работниками конного завода» и «Портрет Д. П. Воейкова с дочерью и английской гувернанткой мисс Сорок», 1842 год.

Пожалуй, здесь творчество Василия Тропинина не могло не отразить влияние Брюллова, великого мастера группового портрета. Тропинин с энтузиазмом создавал  жанровые сцены с пейзажами за окном и деталями, раскрывающими с помощью  системы символов характеры изображенных персонажей.


Во второй половине 1830-1840-х годов Тропинин написал ряд групповых портретов. Интерес к групповому портрету в это время проявили и другие художники - О. Кипренский, Ф. Толстой. Блестящим мастером группового портрета, как уже говорилось выше, был Карл Брюллов. «Портрет Д.П. Воейкова с дочерью и английской гувернанткой мисс Сорок» представляет собой жанровую сцену.

Внутреннее пространство не входит в образную структуру произведения. Его детали - изображение, статуэтка лошади на подоконнике в композиции-портрете Воейкова - поясняют зрителю интересы изображенных людей. Зимний пейзаж воспринимается как аллегория заката жизни. В 1853 г. уже взрослый Тропинин писал В. Д. Воейкову.

Портрет князя М.А. Оболенского в детстве

Стоит еще раз сказать о том, что Тропинин был первым русским художником, который тщательно исследовал мир детства. Необходимо проанализировать, какие идеи вдохновляли художника на создание целой галереи изображений детей. Такое отношение неудивительно - художник, культивировавший «природу» в своем творчестве, не мог пройти мимо детской непосредственности и чистоты. 

Современные ему сентименталисты видели в детстве возможность спасти общество, погрязшее в серой взрослой жизни. Взгляды детей на вещи, неискаженные стремлением к «устройству» собственной жизни, казались им своего рода эталоном. Вообще вся философия Просвещения построена на идее «возврата» - к природе, «детскости», естественности.

Тропинин был близок к этой позиции, потому его многочисленные детские портреты так трогательны и нежны. Он рисовал детей, подчеркивая их детство прекрасными животными и игрушками, одновременно обрисовывая их будущность.



***
#блог_искусство_и_художественная_культура

Блог "Искусство и художественная культура" * Blog "Art and Artistic Culture"

#живопись, #реализм, #натюрморт, #art #canva, #beauty #арт #рисунок #светотень, #тень, #искусство_России, #музей #оттенок, #Пейзажи #полутень, #краска, #темнота, #отражение, #видимость, #русское_искусство, #Москва, #яркость, #бытовой_жанр, #освещенность, #социальное_искусство,
#Роспись, #Рельеф, #силуэт, #очертание, #художественное_творчество, #artblog #артблог #искусство_и_художественная_культура #искусство, #художественая_культура, #сень, #контраст, #тушевка, #блог_по_искусству, #описание_картин, #nvkz, #русский_музей, #художник, #зарисовки, #нюанс, #новокузнецк, #жанр, #decor #композиция, #палитра, #тон, #холст, #мк, #масло, #картон, #рисование #люблю, #синева, #колорит, #цвет, #тональность, #светотень, #оттенки, #блог_искусство_и_художественная _культура, #artblog, #art, #design, #отлив, #артблог, #теория_искусства, #характер, #серый, #россия, #светонасыщенность, #блеск, #творение, #колер, #поза, #колеровка, #этюд, #набросок, #схема, #свет, #темная_гамма, #Blog_Art_and_ Artistic_Culture, #шахматный_пол, #компромисс, #тон, #полутон, #осознанная_жизнь, #осознанность, #расцветка, #колер, #светлота, #классический_дизайн, #масть, #проем, #густота, #модуль, #полотно, @tagsfinder_com, @www_aboutme_cc, #классическое_искусство, #art, #реалистический_жанр, #реализм_в_России, #окрашивание, #design, #биография, #патина, #artwork, #world, #abstract, #нота, #artist #социальная_живопись, #рисуем_людей, #paint, #пигментация, #gallery, #дидактическое_искусство, #мысль_художника, #inspiration, #drawing, #тёмный, #print, #media, #illustrations, #exposition, #мокрый_асфальт, #art_russia, #светло_серый, #Art, #Russian_Art, #collections, #Drawing, #Russian, #Gosudarstvennai︠a︡_Tretʹi︠a︡kovskai︠a︡_ galerei︠a︡, #Muzeĭ_V.A._Tropinina_ i_moskovskikh_khudozhnikov, #Painters, #Portrait, #Portrait_painting, Russia_(Federation), #Moscow, #Soviet_Union, #Tropinin#Vasiliĭ#Andreevich, #Watercolor_painting, #Искусство, #Русский_Арт, #коллекции, #рисунок, #Государственная_Третьяковская_галерея, #музеи_В. А._Тропинина, #Московские_ Художники, #Художники, #портретисты, #Портретная _живопись, #Россия, #Московский, #Тропинин_Василий_Андреевич, #Акварельная_живопись,

Комментарии