#21 Картина французского живописца Франсуа Буше «Художник в своей мастерской»



Тропинка в мир искусства нежданно от искусства  XX  века привела нас к творчеству  знаменитого французского художника Франсуа Буше. Этот гениальный мастер элегантной эпохи настолько же завораживающая фигура, как и художественный стиль, ярким представителем которого он является. 

Франсуа Буше (1703–1770) больше, чем любой другой художник, связан с формированием зрелого стиля рококо и его распространением по всей Европе. 

Портрет Франсуа Буше кисти Густава Лундберга, 1741 год

Основная особенность творчества художника Франсуа Буше - многогранность.  Буше писал аллегории, мифологические и жанровые сцены, стал знаменит благодаря  своим пасторальным пейзажам и портретам мадам де Помпадур. Работал он и в декоративно-прикладном жанре: разрабатывал декорации для спектаклей, эскизы для шпалер (гобелены), расписывал фарфор. Интересен Буше и как жанровый художник. К сожалению, ограничивается всего несколькими картинами – правда, высокой пробы. Существует мнение, что, будучи человеком честным и глубоко порядочным, Буше просто не захотел составлять конкуренцию «звезде» жанровой живописи того времени, Жану Батисту Шардену. 

Известен Буше-иллюстратор и издатель. Особенно знамениты иллюстрации к Мольеру, рисунки к «Метаморфозам» Овидия и составленный им каталог рокайльных орнаментов. Был он и одарённым декоратором, оформлявшим лучшие образцы зодчества эпохи рококо  - отель Субиз и другие. Также Буше был пейзажистом и сценографом лучших спектаклей королевского театра. Его творчество было всегда было неразрывно связано со множеством граней культурной жизни Франции.

Франсуа Буше. Мастерская



Чувственность, жизнерадостность, легкость и даже легкомысленность, изящный колорит (в основе которого - светлые оттенки розового и синего), округлость и асимметричность линий, смелые композиционные решения и динамичный мазок наполняют движением даже самые спокойные, безмятежные картины Франсуа Буше.

Живописец был выходцем из не знатной семьи, хотя впоследствии был придворным художником короля Людовика XV и еще полудюжины европейских монархов. Николя Буше, его отец, зарабатывал на жизнь, как сказали бы теперь, промышленным дизайном. Пошивочные цеха и ткацкие мануфактуры заказывали ему сочинять узоры для кружев или орнаменты для тканей, но значительных доходов это не приносило. Тогда глава семейства решил начать торговать предметами искусства. Это тоже не сделало его богатым, зато он приобрёл кое-какие связи в художественной среде. Например, своего хорошо рисующего сына Франсуа «по знакомству» устроил к одному из лучших и опытнейших преподавателей – художнику Франсуа Лемуану. Правда, обучался Буше у Лемуана весьма недолго.

Франсуа Буше. Мастерская



Уже через три месяца, в 1720 году в возрасте семнадцати лет Буше поступил в мастерскую гравера Жана-Франсуа Карса, что позволило ему изучить искусство оформления книг и работу с гравюрой, а также начать самостоятельно зарабатывать на жизнь. В 1722 году Буше было поручено иллюстрировать новое издание «Французской истории» Габриэля Даниеля. 

Участие в 1722 -1723 годах в создании офортов для «Сборника Жюльена», в котором воспроизводились в гравюре все произведения Антуана Ватто, позволило Буше познакомиться с работами этого художника, усвоить его композиционные приемы и стилистику. 

Франсуа Буше "Аллегория живописи" (1765) Холст, масло. Рококо. Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия, США


В 1723 году Франсуа Буше победил в конкурсе на Римскую премию Королевской академии живописи и ваяния, представив не сохранившуюся до нашего времени картину с названием «Освобождение Иокама, пленника Навухудоносора». Эта победа давала художнику право на обучение в Риме, но в итальянском филиале академии не нашлось для победителя свободного места и отправиться в путешествие по Италии молодому живописцу пришлось за собственный счет. 

В Риме на Буше особенно сильное впечатление произвели работы живописцев Пьетро да Кортона и Франческо Альбани. 

Вернувшись из Италии в 1731 году, Буше почти сразу же стал кандидатом в Королевскую академию по отделению исторической живописи, а уже в 1734 году художника утвердили как полноправного члена академии за картину мифологической тематики «Ринальдо и Армида». 


Картина французского живописца Франсуа Буше (Boucher Francois). «Художник в своей мастерской».  Размер картины 27 x 22 см, холст, масло.  1730-е. Музей Лувр, Париж

Первые годы после итальянского путешествия в творческой деятельности художника Франсуа Буше были почти полностью посвящены рисунку, копированию и гравюре.

Подробный рассказ о биографии Франсуа Буше в рамках заметки о картине «Художник в своей мастерской» избыточен. И потому перейдем к обещанному анализу художественного полотна.

Картина крайне интересна тем, что зритель видит на изображении XVIII века практически современную  художественную мастерскую. Поражают великолепные палитры, роскошный набор кистей, которому остается только завидовать многим современным любителям живописи. При том живописец нарочито небрежно обращается с весьма ценными и сегодня гипсами. Если вернуться к зарисовкам "Мастерская" выше, то таким приемом Буше, вероятно, подчеркивает свое отношение к живописи и скульптуре как к игре. Или к забавной необходимости. Ощущение, что художник ненадолго забежал в мастерскую, и быстрыми мазками и небрежными движениями наскоро создал свое художественное полотно. А в результате получился шедевр.   

Свет в мастерскую поступает через огромное, весьма близкое к современному, окно - мечту конструктивиста, предмет грез Ле Корбюзье. В результате помещение настолько наполнено светом, что это позволяет отчетливо различать мельчайшие детали изображаемой картины (при этом художник использует знакомый любителям киноискусства прием "картинка в картинке") не только зрителям, но и самому художнику. 

Отметим, что в сравнении с мастерскими художников  XX века, в комната отличается достаточно упорядоченным интерьером. Мебель и аксессуары добротные. Настолько, что невольно вспоминаются интерьеры, описанные Николаем Гоголем в доме помещика Собакевича.

Некоторые детали подсказывают зрителю, что искусство комбинирования и коррекции изобразительных материалов хорошо знакомы художнику - об этом говорят колбы и склянки с химикатами, на которые взгляд зрителя то и дело наталкивается. И которые явно предназначены для модификации художественных материалов. 

Наблюдатель отмечает, что художник работает в мастерской; в помещении. Работает не с натуры. Виден большой альбом выполненных им или кем-то другим зарисовок с натуры. Или это просто атлас видов, или каталог растений, с которого художник что-то срисовывает. Об этом факте поговорим ниже. Альбом даже с современной точки зрения просто  царский - как с точки зрения формата, качества бумаги и добротности изображения, так и с точки зрения возможной его стоимости и технологии  изготовления. Но художник, по своему обыкновению, обращается с ним весьма небрежно. 

Почему срисовывает? Живописец достаточно молод. Его поза, выражение лица, наряд выдают непоседу и повесу ученика. Ученик же большей частью занимается копированием образцов. Богатство наряда в восточном вкусе юного художника подсказывает, что учится он у одного из титанов современного ему изобразительного искусства (как, собственно, и было в жизни Буше). И что это, скорее всего, не основная мастерская (что также соответствовало действительности). 

Восхитительное своей фактурой и возникающими у зрителя образами сочетание предметов одежды юного живописца и их цвет дают право говорить о том, что молодой живописец скорее всего - богатый горожанин. Или, возможно, принадлежит к аристократической прослойке общества. И у зрителя снова возникает отчетливая мысль, что он рассматривает автопортрет художника, нарисованный или по памяти, или с натуры. Ведь Франсуа Буше и был выходцем из неаристократического слоя; но из среды состоятельных ремесленников. В декоре помещения зритель видит множество небрежно изящных вещиц, которые никак невозможно отнести к привычной среде низших слоев общества.

Примечательно полотно, с которым работает живописец. Это пейзаж, но не обычный, а такой, который с полным основанием можно отнести к творчеству художника-руиниста - заброшенный, полуразрушенный грот, который терзают две природные стихии - горы и воды (вспоминаются китайские гобелены Буше). Пейзаж великолепно выполнен с точки зрения канонов изображения. Прослеживаются все виды перспективы, богатая колористика, эффектная техника изображения, которая приносила заслуженную славу и более поздним мастерам пейзажа, таким как Алексей Саврасов или Исаак Левитан, в распоряжении которых (теоретически) был более широкий пласт знаний как в области художественного языка и средств, так и в идеологическо-философской сфере, определяющей силу выразительности образа. 

Качество выполняемой работы говорит и о таланте живописца, его опыте и мастерстве. Окружающая юный талант обстановка и уверенная манера бывалого художника подсказывает зрителю, что полотна такого уровня выполняются им достаточно часто; это поточная, шаблонная, рутинная работа. Заметим, что стиль автора полотна, Франсуа Буше стал визитной карточкой двора Людовика XV. Влияние Буше особенно сильно проявилось при жизни любовницы Людовика XV, мадам де Помпадур. Все это вновь наводит на мысли об изображении Буше хроник собственной жизни.

В воображении немедленно возникают образы тех, кому предназначена живопись юного мастера. Это должны быть состоятельные люди, обладающие пытливым умом, широким кругозором, необъятным интересом к самым разным сферам человеческого бытия. Это могут быть ученики, получающие образование удобным им способом и принадлежащие к когорте обеспеченных и развитых людей.  И в подтверждение тому возникают в памяти портреты царствующих особ Европы, сановников и элиты Франции. 

Для сравнения приведем картину Франсуа Буше со сходным сюжетом. 


Пейзажист. Франсуа Буше (1703-1770)

Различие между двумя работами в том, что зритель видит несколько более скромную обстановку. По-видимому, живописец работает в чуланчике Но поразительная легкость и непринужденность работы художника, пренебрежение возможностями пленэра, техника работы по памяти, отображение пейзажей сохраняется. Тут и там зритель выхватывает приметы роскоши: небрежно брошенный кожаный фолиант, роскошная фактура ткани одеяний живописца, превосходный мольберт. Картина отличается от анализируемой отсутствием видимого источника освещения и наличием публики - молодых людей и детей, традиционных для Буше персонажей. Социальная принадлежность любопытствующей публики вновь наводит на мысль, что перед нами зарисовки из собственной биографии Франсуа Буше. 

Серия картин, посвященных мастерской (или мастерству) художника отчетливо передает послание автора. Он рассказал своим будущим зрителям о своем даре, данным ему небесами - даром к верному изображению по памяти (или по воображению), владением художественными материалами. О том, что искусство не было для него единственным, что наполняло его жизнь и потому, работы его выполнены  скорописью, быстро, точно, изящно и лаконично. При этом имели они просто фантастическую фотографическую точность и содержали массу открытий, которые были поняты и приняты художественным сообществом в полной мере гораздо позднее. И, возможно, не все из них вычленены живописцами. И нас, возможно, ждут чудесные открытия.

В заключение повествования о художнике изящной эпохи - Франсуа Буше примечательная цитата. Дени Дидро, чье мнение о заслугах Буше было резко неоднозначным. В обзоре картин Салона 1761 года мудрец написал знаменитую фразу: «Cet homme a tout - excepté la vérité»  - "Этот человек способен на все, кроме правды". Вероятно, философ прав, и именно в этом и состояла манера и  заключается привлекательность Буше по сей день. 


***
#блог_искусство_и_художественная_культура



Блог "Искусство и художественная культура" * Blog "Art and Artistic Culture"

#рококо, #романский-стиль, #колонны, #дизайн, #архитектурный-фасад #пейзаж, #бытовой-жанр, #Франсуа-Буше, #пейзажист, #декор, #ампир, #антиквариат, #пилястра, #капитель, #барокко, #архитектура, #старина, #искусство, #ствол-колонны, #живопись, #декор, #антикварный-магазин, #шпалеры, #гобелен, #фарфор, #серебро, #палитра, #интерьер, #винтаж, #кисти,


Комментарии