#33 Искусство поморов - борецкая роспись



Этой публикацией блог "Искусство и художественная культура" начинает увлекательное повествование о древнем искусстве и традициях северных народов. Яркое и самобытное, причудливое и простое, незатейливое и имеющее глубокие духовные традиции.  Так и веет от ладных, еще дышащих живым деревом туесов, ендов, братин и ларей, древней русской стариной. Растительные мотивы, много солнца

Прикладное искусство севера хорошо известно во всем мире. Оно развивает фантазию, творческое мышление, помогает больше узнать о традициях северного искусства и народа, дает нам развитие способностей и воспитывает вкус. Борецкая роспись является частью древней русской культуры, имеет духовные корни и свои интересные традиции. Борецкая роспись отличается от других видов росписей Северной Двины (например, от пермогорской и ракульской) белизной фона, при ведущем цвете – красном. Другие основные цвета – охра, ярко-зеленый. Особую пышность работе придавало украшение сусальным золотом. Узоры преимущественно растительные и геометрические. Другой значительной особенностью росписи является ее композиция– она повторяет композицию иконостаса.


Художественное образование на Архангельском Севере зарождается достаточно давно, с появлением народных ремесел и обучения чтению и письму.

Примерно с XI по XVII век обучение грамоте и рисованию проходило при церквях и монастырях, а иногда - на дому. От отца к сыну передавались знания, умения не только читать и писать, но и успешно создавать необходимые вещи с декоративным украшением, обладающие семейными художественными традициями. В монастырях и церквях, а иногда при крестьянских дворах, учение проходило не более 1 года, без плана и учебной программы, учителя - грамотеи обучали тому, что знали сами - читать, писать, считать.


В XVII веке, с появлением нескольких разрядов школ и училищ, стали проводиться занятия, связанные с изобразительной деятельностью:
  • школы при церковных приходах, 
  • школы грамоты на селе, 
  • частные школы в городах. 
Рисования как предмета еще не существовало, детям предлагалось копирование образцов букв и рисунков из церковных книг. Записав и запомнив буквы, слова, дети перерисовывали с образца или по памяти предметы быта или крестьянской утвари и подписывали их. 

В конце XVII века появляются Малые народные училища в Архангельской губернии, в Онеге и Холмогорах. Училища были двухклассные, обучение проходило два года, чуть позже открываются и трехклассные, четыре года обучения. 
Занятия проводились в трех отделениях одновременно: 
  • 1 отделение - младшие школьники, 
  • 2 отделение - средние школьники, 
  • 3 отделение - старшие школьники. 

Рисование использовалось для умения писать, читать и иметь представление о строении предметов, используемых в быту и труде. 

К началу XX века в Архангельской губернии существовало множество учебных заведений, в которых преподавалось изобразительное искусство: 

школы грамоты, 
церковно-приходские школы, 
приходские училища, 
народные училища, 
городские училища, 
гимназии, 
мужская и женская, 
торгово-мореходное училище, 
механико-техническое училище. 

В 1908 году открывается учительская семинария, ставшая в наши дни Поморским государственным университетом им. М.В. Ломоносова, где на факультетах начального и трудового обучения преподаётся изобразительное искусство.


Все виды северодвинских росписей уходят своими корнями в древнерусское искусство:

  • монументальную живопись, 
  • иконопись, 
  • миниатюру и 
  • орнаментику книг. 

Ведущая тема северодвинских росписей - это жизнь народа и родной природы. Основу их составляют растительные мотивы.

В настоящее время в Архангельске и области при центрах народных промыслов существуют мастерские с учебными классами подготовки юных мастеров. В Архангельске работает ряд кружков и студий по народным промыслам. В 1990 году открыта "Школа народных ремесел", основанная мастером Бурчевским Н.М. Художественный лицей и колледж культуры готовят мастеров по народному декоративно-прикладному искусству Русского Севера и преподавателей изобразительного искусства для художественных школ, студий, кружков.



Борецкая роспись - одна из разновидностей северорусской графической росписи, наряду с такими как Пермогорская или Мезенская. Это русский народный художественный промысел, роспись по дереву, который существует с XVIII века.

Среди легенд и преданий, бытующих на двинской земле, живет легенда о возникновении Борецкой росписи. Существует даже две версии этой легенды:

Первая: название росписи произошло от местности ее зарождения (на верховьях реки Северной Двины в деревне (селе) Борок Виноградовского района).

Вторая: около 300 лет назад, на берегу Северной Двины, в селе Борок, возникшем при заселении двинского края новгородцами, зародилась борецкая роспись. Очевидно сюда, на Северную Двину перебрались новгородцы – иконописцы со своими живописными традициями, хранившимися здесь очень долго.


Московский царь Иван III, правивший более 500 лет тому назад, подчинил себе земли русские. Дань платили ему даже Псков и вольный Новгород. Однако группа бояр новгородских во главе с властной и сильной женщиной боярыней Марфой Борецкой, женой бывшего новгородского посадника, не могла смириться с этим. Иван III направил туда войско, покорил Новгород, а Марфа Борецкая вместе с боярами сбежала на Северную Двину.

Здесь она поселилась на высоком берегу реки, оградив это место высоким валом. Отсюда и название Городок (огороженное место), а Борок - от фамилии владельцев. Владения Борецких простирались на сотни верст. Сейчас Борок только пристань в семи километрах от Городка да несколько близлежащих деревень.

Роспись была белофонная, корни её уходят в иконопись, в ней сохранились традиционное покрытие дерева, плоскости изделия левкасом (покрытие, состоявшее из клеевой основы и мела в несколько слоёв). В наше время левкас заменяют белой водоэмульсионной краской с клеем ПВА.

Тип исполнения росписи напоминает произведения новгородских художников XII-XVI веков. Новгород был большим городом, имея своё управление, по своему устройству организовывая хозяйство и жизнь. Его широкие связи внутри страны и с запада привели к рассвету культуры как показывают найденные грамоты на бересте уже в XII веке, письменность в Новгороде была широко распространена как нигде в мире. Высокого уровня развития достигло и искусство: город славился изделиями ремесленников, но первое место принадлежало живописцам, произведения которых вошли в сокровищницу мирового искусства. Новгород располагал большой экономической и военной силой. Постепенно действуя, где промысловыми разбоями, где подкупами, новгородцы захватили огромную территорию от Белого моря до Мезени и Печоры. Самые выгодные места заняли новгородские бояре, обосновавшись в среднем течении Северной Двины: леса здесь изобиловали ценной пушниной, реки – рыбой. Река, вместе с притоками была крупным торговым трактом: соединяя северные города с южными, западными и восточными, а русские рынки с иностранными городами.




Владение бояр – боярщина или вотчина. В конце XVI века в 1578 году свободолюбивый Новгород был присоединен к Москве, и многие независимые бояре окончательно переселились в свои вотчины на Северной Двине. Вместе с ними бежали и многие ремесленники, в том числе живописцы – иконописцы. Одни из бояр были дети Марфы Борецкой – посадницы Новгорода. Марфа Борецкая была посажена на власть Новгородcким Вече в 1453 году после смерти мужа Борецкого. 

О начальном периоде жизни Марфы известно очень мало. Известно, что она происходила из боярского рода Лошинских и что она дважды выходила замуж. Первым ее мужем был боярин Филипп, в браке родилось двое сыновей, Антон и Феликс, утонувших на карельском берегу Белого моря; похоронены вблизи Николо-Карельского монастыря. Вторым мужем был новгородский посадник - Исаак Борецкий, который был посадником в 1427 – 1433 годах. Известно, что в 1470 году его имени не было среди посадников, 14 июня 1471 года при Шелони произошла последняя битва новгородского войска с войсками Ивана III. Были Дмитрий и Фёдор от второго брака (версии их жизни слишком различны).

Впервые на политической сцене Новгорода Марфа появляется в 1470 году во время выборов нового архиепископа Новгородского. Поддерживаемый ею Пимен не получает сан, а избранного Феофила посвящают в Москве, а не в Киеве, как того хотела литовская партия. Марфа и её сын, новгородский степенный посадник Дмитрий, в 1471 году выступали за выход Новгорода из зависимости от Москвы, установленной Яжелбицким миром (1456). 

Марфа была неформальным лидером боярской оппозиции к Москве, ее поддерживали еще две знатные новгородские вдовы: Анастасия (жена боярина Ивана Григорьевича) и Евфимия (жена посадника Андрея Горшкова). Марфа, располагавшая значительными денежными средствами, вела переговоры с великим князем литовским и королём Польши Казимиром IV о вступлении Новгорода в состав Великого княжества Литовского на правах автономии при сохранении политических прав Новгорода. Узнав о переговорах про присоединение Новгорода к Великому княжеству Литовскому, великий князь Иван III объявил войну Новгородской республике и в Шелонской битве (1471 год) разбил армию Новгорода. Дмитрий Борецкий был казнен как политический преступник. Однако право Новгорода на самоуправление в его внутренних делах было сохранено. Марфа, несмотря на смерть сына и действия Ивана III, продолжила переговоры с Казимиром, который обещал ей поддержку. Возник конфликт между литовской и московской партиями, о котором стало известно Ивану III



В 1478 году в ходе нового военного похода Иван III окончательно лишил Новгородские земли привилегий самоуправления, распространив на них власть самодержавия. В знак упразднения новгородского веча вечевой колокол увезён в Москву, выносились приговоры влиятельным горожанам. Земли Марфы были конфискованы, ее с внуком сначала привезли в Москву, а затем выслали в Нижний Новгород, где постригли в монашество под именем Марии в Зачатьевском (с 1814 года — Крестовоздвиженский) монастыре, в котором она и умерла в 1503 году. По другой версии Марфа умерла или была казнена по дороге в Москву в селе Млеве Тверского княжества. Житие Зосимы Соловецкого рассказывает, что Зосима Соловецкий, основатель Соловецкого монастыря предсказал падение Марфы Борецкой. Это пророчество связано с посещением Зосимой Новгорода во время конфликта монастыря и Новгородской республики в отношении прав монастыря на рыбную ловлю. Марфа один раз выгнала преподобного из Новгорода и он предрёк: 

«Настанет время, когда жители этого дома не будут ходить по своему двору; двери дома затворятся и уже не отворятся; этот двор опустеет». 

Через некоторое время по приглашению архиепископа Феофила Зосима вновь посетил Новгород и Марфа, раскаявшись, принимала его в своём доме. Она дала Соловецкому монастырю грамоту о правах на тони (места для рыбной ловли). Впоследствии появилось мнение, что данный документ не мог быть выдан Марфой, а является поздней подделкой Соловецких монахов.

Владения Марфы Борецкой на севере распространилось от Борка в верховьях Северной Двины до Белого моря, и туда входили Малокурье, Кудьма и Нёнокса. В течение 20 лет она вела войну за независимость Новгорода с Иваном Грозным, но в конце 1478 года она была схвачена и отправлена в Москву, где по приказу Ивана Грозного ее казнили. Так как наказание распространилось на всю семью, то дети Марфы Борецкой, два сына и дочь бежали в село Борок, вместе с ними бежали и дворовая челядь и принадлежавшие им ремесленники и иконописцы. Но так как они были белыми, то им было запрещено церковью писать иконы, поэтому иконописцы стали расписывать прялки, предметы быта. Перенеся в роспись прялок некоторые сюжеты из иконописи и технологию – белые фона с позолотой, (растворенное в царской водке – смеси в определенных пропорциях серной и соляной кислоты). 

Итак, корни Борецкой росписи уходят вглубь веков и имеют общие истоки: древнерусское искусство Великого Новгорода и иконопись северной школы, особенно в самых ранних работах. 

Хронология развития борецкой росписи

XVIII век.
В росписи присутствует много живописных элементов (люди, одежды, кони, птицы и т.д.), зелёные и охристые тона – характерная гамма для иконописи. Статичные позы изображения людей и животных; чёткое деление на ярусы; большое количество архитектурных мотивов и мало растительности; намек на объемное изображение с присутствием белых оживок, очень много золота.

XIX век 
Роспись приобретает все больше растительных элементов и меньше архитектуры; пропадает статичность поз; сюжеты всё более жизненные; роспись плоскостная; отсутствует живописность моментов (растяжки цвета); цветовая гамма меняется, красного больше и он доминирует. Остаются только насыщенные яркие цвета, золота меньше.

XX век 
Война убила промысел. В 60-е – 70-е годы он возродился. (Архангельская фабрика "Беломорские узоры"). Стали использоваться новые материалы, новые инструменты и другие технологии. Роспись имеет пышный нарядный вид, более яркие цвета, стали преобладать растительные элементы, отсутствует белый в оживках, только в конце XX века в роспись вернулись белые оживки в виде точек и капелек.

В народной росписи Борка есть много моментов, которые сближают ее с древнерусским искусством переписи и оформления книг, русским рисованным лубком, иконами "северных писем": одежда персонажей, шитая жемчугом, женские головные уборы, композиционное решение сюжетов верховой езды, где всадник напоминает Георгия Победоносца, а также всегда горячий колорит росписи. Композицию росписи Борецких прялок XVII-XVIII веков можно сравнить с иконостасом. Содержание народной росписи Борка самобытно.

Промысел Борка относится к белофонной северодвинской росписи и представляет собой насыщенный, напряженный и густой колорит, присущий иконописным образцам. Специалисты часто сравнивают ранние работы борецких мастеров с эстетикой церковного иконостаса.
Внимание борецких мастеров приковано к растительным узорам промысла: очень динамичный, сочный, с ярким цветовым наполнением узор глубоко традиционен. Проглядывается связь с иконописью – золотой тюльпан, изящно вписанный в борецкий сюжет, встречался на многих иконах 17-ого столетия.

Мастера росписи и борецкая прялка

В деревне Скобели, возле пристани Борок, жила Пелагея Матвеевна Амосова, по прозвищу Польникова. Её работы по росписи прялок широко известны. Живописцами были и её братья Степан, Никифор, Василий, Михаил, Кузьма, но на базарах особенно ценили прясницы Пелагеи Амосовой. У неё был свой стиль росписи. Она любила прялки нарядные, рисунок трехъярусный ("став с окольницами", "став с деревом" и "став с конем") с золотом по белому фону и красными травяными узорами. Это общее. А дальше идет свое – то, что на Двине называют "Палагина работа".

В верхней части у нее на прялке два золотых окна ("окольница") с красными переплетами и обязательно с цветами, каких соседи не пишут: четыре маленьких овала, один на другом, а на стебельке три пары – желтые, зеленые и красные (бывают и другие цветовые варианты). Между окнами многоцветный куст, а на нем (так же, как иногда и на обратной стороне прялки) – сказочная красная птица с зелеными крыльями. Птицы у Пелагеи Амосовой особенно красивы. Среднюю часть с полукружием, напоминающем церковные врата, заполняет "древо жизни". По бокам – две пышные птицы. Нижняя часть – приезд жениха. Конь обычно один, красный или золотой, по форме крепкий, тяжелый, с резво выброшенной вперед ногой. Кони у Пелагеи Амосовой и у ее братьев по форме одинаковые, так как контуры коней рисовались по общему трафарету. Надо еще отметить, что все Амосовы пользовались циркулем для прочерчивания полукружий второго "става" и узоров с "громовыми" знаками на ножках прялки.

Василий Амосов отличался тем, что особенно любил золотить, иной раз делал золотой (а на обороте серебряный) фон, так что конь и повозка с человеком только прорисовывались черно-красным контуром, а красно-желтые цветы писались тоже по золоту.

Большим выдумщиком считался Никифор Амосов. Сюжеты его росписи порой совсем необычны. Есть прялка его работы, где на двух верхних "ставках" помещен целый зверинец: двугорбый верблюд, обезьяна, лев, на ножке слон и какой-то зверь в красных пятнах. Над рисунком, изображающим повозку с парой разноцветных (красный и зеленый) коней и возницей в старомодных кафтане и шапке (все это черты росписи, характерные для Никифора Амосова), помещены еще всадник на лошади и женщина с сумкой и зонтиком! Весьма широк круг сюжетов, которые живописцы любили применять при росписи прялок: свадебные катания; сцены крестьянского труда – прядение, ткачество, кормление птиц, полевые работы, выгон, убой скота, труд в лесу, в кузнице; сцены отдыха, винопития и чаепития. Нередко такие сцены на борецких прялках сопровождаются надписями: "Везет молодец девицу на златогривых лошадях", "Эта прялочка изрядна, а хозяюшка обрядна". Есть прялка Пелагеи Амосовой, где над сценой выезда в середине вместо древа жизни – сцена чаепития, а внизу надпись: "После чаепития хорошо прокатиться и наоборот".

Прялки Борка поражают своим богатством и пышностью. Господствует древнерусское узорочье, применяется замысловатый орнамент из красных стилизованных трав, много узорных бордюров, рамок, уголков, скобок с "волнами", зубчиками и т. п. Изготовлял прялки для Амосовых местный плотник Василий Иванович Никитин. Почти все, что нужно было сделать крестьянину из дерева, выходило из рук Василия Ивановича. Ремесло свое получил от отца, а тот - от деда. В деревне так всегда было: сын наследует "рукомесло отца". Не случайно, оказывается, здесь прялки крупные, массивные. Вырезали их из целого дерева с корнем. Из нижней части ствола делали ножку прялки и головку, куда привязывались кудель при прядении, а из горизонтального ответвления корня – донце (сидение пряхи). Форма прялки здесь была всегда одна. Верхушку украшали "бобочками" или "бобошками" (верхние круглые выступы; в других описаниях они могут встречаться под названиями: «городки», «маковки»), а низ головки – "сережками".

"Бобочки" – они же "бочки", т.е. вид крыши на деревянных церквях, на верху прялки они вполне на месте. ”Сережками” украшались крестьянские дома, а фигурные ножки прялки такие же, как столбики балкончиков и крылец. Это сходство теперь понятно: ведь и дома и прялки делали одни и те же мастера; совершенствуя мастерство из поколения в поколение, они на прялки перенесли черты древней северной архитектуры, воспетой еще в былинах.



Прялка, расписанная Василием Амосовым, - предмет необычный. Это подарок его невесте. Роспись как бы сверкает, каждый листок орнамента выписан особенно тщательно. Как обычно, расписное поле делится на три яруса – става (т.е. полочки). В верхнем – окошки ("став с окольницами"), средний – с пышным кустом в цветочном горшке ("став с деревом"), в нижнем – поездка ("став с конем"). Здесь, внизу, "на земле", Василий нарисовал запряженный парой коней возок с молодыми: на облучке сидит парень, он крепко натянул вожжи, сдерживая бег рвущихся вперед коней, сзади - девушка в модной шляпке держит над головой раскрытый зонтик. Зонтик и шляпка здесь - последний "крик" деревенской моды конца XIX века. Изобразив себя с невестой в свадебном выезде, художник, естественно, показал и самые модные одежды. В борецком направлении живописного искусства развитее шло по пути все большего отражения окружающей действительности. Ярко расписные, горящие золотом предметы очень нравились жителям края, и, чтобы купить красивую прялку, они могли отправиться к мастеру или на ярмарку за несколько десятков километров.

Все прялки Борка, как и прялки Пучуги и Нижней Тоймы, отличаются особым изяществом и единообразием. Роспись самой Борецкой прялки всегда сверкала белизной фона, на котором ярко горел красный ведущий цвет растительного узора, а сусальное золото придавало ей праздничность и нарядность.

Различить борецкую роспись прялок можно, в первую очередь, по узору на ножке. Через всю ножку прялки тянется прямой стебель с симметрично расположенными традиционными трилистниками, который часто завершается в розетке пышным тюльпаном. В верхнем круге борецких прялок, кроме розеток, иногда размещались птица или цветок. Большое значение имеет и сама конфигурация ножек. Они выпиливались в форме четырех или пяти кругов, соединенных между собой плавными фигурными переходами. 

Круг сюжетов Борецкой росписи довольно широк. В основном они отражают труд и быт северных крестьян и ремесленников. Но также украшают прялки растительные мотивы, тонкие вьющиеся веточки с ягодами, с мелкими красными завитками и кусты с крупными бутонами или раскрытыми лепестковыми розетками, солнечные знаки, трилистники, древо жизни, тюльпаны, розетки, птицы, кони, геометрические орнаменты. Главный символ росписи – Древо Жизни, изображенное в виде роскошного цветка, с прямым стеблем, вокруг которого сосредоточены цветы, ягоды, птицы, изящные листья. С ним связывалось представление о могуществе сил природы и зависимости от нее благополучия и счастья человека. В росписях сундуков и сундуков-подголовников конца XVII-начала XVIII веков можно встретить тюльпановидные цветы. Со временем появляются новые персонажи и новые композиции, хотя прослеживаются и древние темы.

Характеристика борецкой росписи

Графическая – локальные сплошные заливки, четкие плавные обводки, ли-нии яркие, ровные, наличие декоративной (воздушной) обводки, четкое про-рисовывание формы всех элементов.

Многоцветная – используются основные цвета: красный, желтый, зеленый, коричневый, золотой. Дополнительные цвета: оранжевый, синий.

Сюжетная – изображаются сюжетные сцены, не менее 3-4 фигур, с живот-ными и элементами архитектуры. Традиционно изображаются люди в одеж-дах 12-15 веков: князья, бояре, знатные люди. Роспись берет свои корни из иконописи, поэтому изображения людей и сюжеты связаны с библейскими сценами.

Белофонная – выполняется по белому фону, так как берет свои корни из иконописи.

Символическая – все элементы росписи имеют христианскую символику: древо жизни, трилистники, столпы, птички, лестницы и т.д.

Стилизованная – элементы растительного орнамента значительно изменены по форме.

Геометрически-орнаментальная – используется геометрический орнамент, треугольники, дорожки и т.д.

Растительно-орнаментальная – используется растительный орнамент, три-листники, древо жизни, стручки и т.д.



Символика элементов:

  • Конь – чаще в северодвинской росписи обозначал восход солнца, его жизненную силу и могущество;
  • Ягодная веточка – также означала достаток, богатство, налаженный быт (как сказали бы сегодня).
  • Розетка – символ солнца, тепла, света.
  • Ромб – графический символ матки, вульвы, плодородия и невинности. Он имеет действенное образное значение, когда сочетается с фаллическим символизмом змеи. В христианском искусстве ромб – символ богини плодородия, стал символом непорочности Девы Марии.
  • Точка – мистическое представление как центра и источника жизни. Символ первичной созидательной энергии, настолько сконцентрированный, что ограждать её может лишь нечто нематериальное. Древний символизм точки, как сжатой энергии широко распространен в мистической литературе, чрезвычайно близок к современным физическим и астрологическим теориям о происхождении вселенной.
  • Треугольник – один из универсальных символов. Равносторонний треугольник – мужской и солнечный знак, представляющий божество, огонь, сердце, гору, восхождение.
  • Перевёрнутый треугольник – женский и лунный символ, представляющий Великую мать (воду, плодовитость и божественную милость). Треугольники с соединёнными вершинами – гексограмма, союз противоположностей. Представляют растущую и убывающую луну, плоскую фигуру, основанную на священном числе 3. В христианстве треугольник – знак Бога. Бог в христианской троице иногда представлен глазом внутри треугольника. В некоторых случаях треугольник с точкой в центре является символом молодой женщины.
  • Трилистник – святая троица. Согласно христианскому учению Бог – отец, Бог – сын и Бог – святой дух – едины. Символизирует неделимую сущность Бога, проявляющую себя в разных формах. Троица в наиболее явном виде представлена фигурами Бога – отца, распятого Христа и парящего голубя – святого духа, или в виде трона, книги и голубя (сила, интеллект, любовь), или три переплетённых рыбы с одной головой. Трилистник у славян означал основу гармоничного сосуществования, в разные времена он был символом триединства природных явлений, а также знаком христианства.
  • Цветы – красота, духовное совершенство, благословение, весна, молодость. Это лаконичный символ природы, без предельности её совершенства, эмблема кругообращения, рождения, жизни, смерти, возрождения. Дева Мария изображается держащей лилию или ирис. Цветы встречаются в искусстве в качестве атрибутов, аллегорических фигур.
  • Тюльпан – символизировал достаток (так как художник вживую диковинного тюльпана не видел, приписывал к нему чужеродные листочки, земляники или папоротника);
  • Древо жизни – высший природный символ: динамический рост, сезонное умирание, регенерация. Практически во всех культурах древо считается священными или магическими. По мере развития мифологии идея о могучем древе, образующем центральную ось потока божественной энергии, превратилась в символический образ ’’Древа жизни’’ или ’’Космического древа’’. Корни его в воде загробного мира, и проходя через землю, оно достигает небес. Во многих традициях оно растёт на священной горе. С помощью него люди поднимаются от жизненного уровня развития к духовному просвещению, спасению или освобождению из круга бытия. Древо жизни – как символ развития. Его ветви, представляющие разнообразие, отходят от ствола, что является символом единства. На ветвях изображаются плоды, символические планеты, цикл солнца и луны. Плод обозначает бессмертие. Дерево – это жизнь, активность человеческой души в мире. Известно три древа: 
  • Древо жизни (смоковница) – растет на востоке. Состоит из: 1) земля, твердь, 2) Ствол древа (развитее семьи, берущей корни из земли), 3) небесная твердь (начало, состоит из традиций семьи и стремления к светлому будущему), 4) цветок – процветание семьи, 5) плоды – дети и продолжение рода людей.
  • Древо познания – добро и зло, плод которого был запрещен и отведан в саду Эдема. Принес человечеству проклятие смертности.
  • Космическое древо – (изображается в перевернутом виде). Его корни питаются духовной энергией неба и распространяют её во внешний мир и вниз. Используется в кабалистике и других формах мистицизма и магии.
  • Птица – воплощение человечества и космического духа. Символизм, определяющий их лёгкостью и скоростью передвижения, свободным парением и предполагаемой способностью достичь небес – символ души. Представление о них, как о душах распространено по миру так же широко, как и мнение, что они – воплощения в божественных предсказаниях, бессмертия и радости. Имеют контакт с божественными сферами, как голубь благовещения. Таким образом, они считаются воплощением мудрости, интеллекта и молниеносности мысли. В западном искусстве птица может символизировать воздух или прикосновение. Они обычно изображаются в борецкой росписи, сидящими на древе, одна – ест, другая сторожит. Они символизируют индивидуальную и вселенскую души. Если крылья ее раскрыты, это могло быть символом власти солнца, но даже иное изображение птицы вызывало ассоциации с теплом, весной, пробуждением, предвестником щедрого урожая и доброго быта;
  • Столп – очевидный символ поддержки, а также священной оси мира, эмблема божественной силы, земной и жизненной энергии, восхождения, устойчивости, прочности и пространства, а также символически подпирают и поддерживают царскую власть и власть Бога. В композициях прялок росписей Северной Двины изображается в нижнем ярусе и как бы укрепляются боковыми лестницами.
  • Лестницы – обычно 2-х видов:
  • Каменные (с открытыми ступенями) или приставные деревянные лесенки (с плоскими ступенями). Изображение лестницы представляет собой жизненный путь, его духовное восхождение, познание. Большое количество ступеней символизируют сложность, невзгоды, преодоление человеком в течение всей его жизни, поэтому на лестнице изображается старый человек, умудрённый опытом, сгобленный, это старцы с посохом и монашки, в руках которых узелок или яблоко.
  • Единорог (Индрик) – древний символ луны, целомудрия и морального совершенства. Изображенный у древа жизни вместе со львом – символом солнца и силы, означает единство природы, женское и мужское начало. Изысканный символ возвышенного стремления. Наиболее неоднозначный и поэтический из всех фантастических животных. Обычно изображается как грациозное белое существо с закрученным спиралью рогом на лбу. Тело, грива и голова лошади, козлиная борода, рассечённые копыта антилопы, хвост льва. Символизм рога тождественный символизму фаллоса и коня в сочетании с волшебной силой очищения сделал Единорога поэтическим символом проникновения, особенной тайной зачатия Христа в Девственном чреве Марии. Символизирует добродетель чистой любви, способность целомудренной женщины смирить и направлять благие цели ’’Рог’’ сексуально желания. Западный символизм Единорога – мудрость и счастье. Единорог со Львом приобретают отрицательные качества, чаще всего вместе представляют собой вечную борьбу добра и зла.
  • Златые врата – алтарь. Обычно занимает место во втором ярусе, в композициях прялки символизирует вход в рай; проходя сквозь них, человек очищается, душа направляется или в рай или в ад. На фоне врат изображают сцены венчания. Врата рисуются золотым цветом, а если нет сцен с людьми, то на их фоне – древо жизни.
  • Сказочный цветок Крина – точных описаний нет. Его сравнивают с васильком или гвоздикой, часто используется в росписях, но его символическое значение практически утрачено, поэтому он относится к сказочному изображению.
Возникновение борецкой росписи сопрягалось с использованием имеющихся в то время материалов, натуральных и долгое время не меняющихся.

Современный мастер, у которого в руках окажется книга с историей северо-двинского искусства, предпочтет работать с новейшими материалами. Новейшими – не значит дорогими.

Трилистники. Розетка

Технологический процесс выполнения борецкой росписи:


1.Подготовка поверхности изделия под роспись:

а) проверка деревянного изделия на дефекты и брак.

- дефекты - мелкие трещины, задиры, сколы и мелкие сучки, небольшие пят-на, больные древесины.

- брак – крупные выбоины, сколы, пятна, темные гнили, большие сучки

(бракованные изделия для росписи не годны).

б) шпаклевка – выполняется для устранения дефектов.

в) грунтовка – выполняется для выравнивания поверхности и изменения цвета.

г) проклеивание: выполняется клеем ПВА, разведенного с водой, для закрепления ворса.

д) шлифовка – производится вдоль волокон после проклеивания, шпатлевки и грунтовки; используется наждачная бумага №0 или №1.

Композиция в квадрате


2.Нанесение рисунка карандашом:

(с образца или собственного эскиза)

а) точно найти центр изделия и его оси (вертикальная и горизонтальная), ка-чественно отметить местоположение дорожек.

б) если основные элементы многократно повторяются, можно использовать кальку (переводятся только основные и формообразующие элементы).

Цветы. Древо жизни

3.Заливки:

а) заливка формообразующих элементов.

б) заливка дополнительных и декоративных элементов (для заливки приготовить колер).

в) заливка выполняется от центра композиции к краям.

г) обводка черным цветом:

формообразующих элементов.

декоративных и дополнительных элементов.

4.Устранение дефектов росписи.

а) следов карандаша и кисти.

б) лакировка изделия лаком ПФ-283, на 3-4 раза с просушкой в течение суток.

в) подчистка задней стороны изделия и шлифовка.

Борецкая роспись

Требования к качеству выполнения борецкой росписи.

1.Подготовка изделия:

Правильно: шлифовка вдоль волокон, покрытие клеем или грунтом, слой покрытия ровный, без просветов и наплывов.

Неправильно: некачественная шлифовка, неравномерное нанесение грунта или клея.

2.Нанесение карандаша:

Правильно: линия не яркая, ровная, точно определен центр, оси, средняя линия, точные дорожки, формы и границы элементов.

Неправильно: линия яркая, жирная, смещение центра, искажение форм, неточные измерения.

Шкатулка маленькая. Борецкая роспись

3.Заливка цветом:

Правильно: заливки ровные, без просветов, пробелов, наплывов, ровные границы, плавные изгибы, правильная последовательность заливки, торцы изделия плотно прокрашены, краска имеет правильную консистенцию.

Неправильно: заливка с просветами, наплывами, не соблюдение формы эле-ментов.

4.Обводка черным:

Правильно: линии ровные, яркие, соблюдены формы элементов.

Неправильно: не соблюдены формы, линии кривые, имеют серый цвет, жидкая краска растекается.

5.Подчистка:

Правильно: изделие не имеет дефектов, нет следов карандаша поверхность чистая и ровная.

Неправильно: заметен карандаш, отпечатки пальцев, соскабливание, поверхность неровная, задняя сторона грязная.

Семейная пара. Панно большое, борецкая роспись



6.Лакировка:

Правильно: слой лака ровный, блестящий, пролакированы все части изделия, не соприкасающиеся с пищей.

Неправильно: слой лака с просветами, подтеками, неравномерная толщина покрытия, в слой лака попали посторонние вещества, не пролакированы некоторые части изделия.

Лакировка изделия

Лакирование - нанесение на деревянную поверхность прозрачной лаковой пленки, придающей изделию декоративный вид, а также защищающей его от пыли, сырости, мелких механических повреждений.

Цвет и прозрачность лаковой пленки важны для сохранения текстуры отделываемой древесины.


Лаки наносят на поверхность кистью или тампоном, распылением, окунанием, наливом. Чаще всего для отделки деревянных поверхностей используются светлые лаки ГФ-166 (глифталевый) и ПФ-283 (пентафталевый). Они дают однородную глянцевую прозрачную пленку. Наносятся кистью или краскораспылителем.

Наносят лак на тщательно подготовленную поверхность - после шлифования, крашения, удаления ворса, порозаполнения, грунтования. Первый слой лака наносят в одном направлении, следующий - в другом и т. д. Наносят лак и широкой мягкой прочной кистью ровным однородным слоем, без пузырьков и натеков. Лакируя изделие путем налива лака, залитую поверхность держат горизонтально, внутреннюю - вращают. При лакировании окунанием надо дать лаку стечь с изделия. Натеки подправляют кистью. 

В процессе лакирования рекомендуется придерживаться некоторых установившихся правил, которые помогут правильно выполнить эту работу:

1. Работать с лаком следует в хорошо проветриваемом помещении или под вытяжкой, так как все лакокрасочные материалы ядовиты.


2. Оптимальное соотношение лака и разбавителя должно быть от 9:1 до 5:5. Разбавитель можно добавлять по мере увеличения слоев, особенно при нанесении последнего. Покрытие неразбавленным лаком очень грубое на вид, к тому же придает изделию сильный блеск.

3. Наносить лак нужно тонким слоем (с большим количеством растворителя), тогда не будет пузырьков воздуха, и следы тампона будут менее заметны.

4. Лакировать следует быстро, без остановок, так как лак быстро высыхает.

5. Нельзя выравнивать поверхность покрытия, капая на нее лаком, - всякие наплывы очень плохо сошлифовываются.

6. Небольшие неровности на поверхности покрытия хорошо устраняются тампоном, смоченным уайт-спиритом или жидкостями НЦ-31З, РМЕ.

7. Перед выравниванием (шлифованием) лаковой поверхности тонкий слой должен сохнуть 24 часа, толстый - не менее 48 часов.



Необходимые материалы для выполнения росписи:

  • гуашь;
  • кисти – колонковые или бельчьи (от № 1 до №4), обязательно с заостренным кончиком;
  • карандаши с черным грифелем;
  • лак;
  • наждачная бумага.
Будущая картинка хорошо ложится на сосну, березу, липу. Можно даже расписывать фанеру с имитацией под древесину. А чтобы роспись легла идеально, поверхность следует покрыть специальным крахмальным грунтом. Предварительно дерево прошкуривают и отшлифовывают суконкой. Грунт кладется тканевым тампоном, после этого дерево снова шлифуют.

Истоки северного декоративно- прикладного искусства и его образования взаимосвязаны и уходят глубоко корнями в языческую, а затем в православную культуру России, в результате которых, сформировалась глубокая и содержательная культура Русского Севера, сохранившая лучшие традиции прошлого. Сохранение и преемственность семейных традиций, ремёсел; глубокое верование и почитание народной мудрости, как жить, как дело творить и счастливым быть; неразделимая связь с природой, как источником благополучия, вдохновения и созерцания. Всё вышесказанное далеко не исчерпывает всех богатств и разнообразий народной культуры Русского Севера, много актуальных открытий предстоит ещё сделать историкам, педагогам, искусствоведам, художникам. Север всегда был и остаётся неисчерпаемым источником.

Росписи Русского Севера являются уникальным явлением в русской культуры на протяжении нескольких столетий и в наше время. И на сегодняшний момент русский север до конца не изучен и существует множество гипотез, причин его возникновения. Сегодня уже нет тех, кто мог бы истолковать нам все то, что мы можем увидеть на росписях по дереву, этому существует множество причин. Но все, же можно утверждать, что именно в северодвинских росписях сохранились традиции, заложенные еще их основателями, и только по росписям Двины мы можем прочувствовать и увидеть истинное - народное русское искусство.

Как и многие старинные промыслы, роспись по дереву не забыта: все больше современных мастеров в своем творчестве обращаются к мотивам и техникам многовековой давности. Для оформления интерьеров в русском стиле, для создания аутентичных предметов быта, декора, одежды берутся мотивы, в том числе, и борецкой росписи.

Расписывается ли декоративная тарелка или доска, оформляется ли шкатулка или лопатка, при работе над предметом учитывается и техника, и символика, и цветовые принципы древнерусского искусства.

В последние годы популярными стали деревянные фруктовницы или ягодницы: большие, но не очень глубокие тарелки в форме птиц, цветов, ягод.

Если посмотреть на фото таких вещей подробнее, можно заметить, что автор хорошо работает с сюжетом, использует классические приемы и цвета, сочетая их с современными материалами и инструментами, что не нарушает восприятие работы.


Технология создания росписи

Материалы и инструменты


Для росписи необходимо иметь как минимум деревянные заготовки и как максимум готовые деревянные изделия.

Роспись в наше время выполняется гуашью, можно плакатной, но лучше художественной. Кисти желательно брать беличьи или колонковые, круглые, остроконечные № 2, 3, 4, 5. Лучше иметь их в большом количестве, чтобы выбрать наиболее подходящие. Хороший инструмент сказывается на качестве исполнения росписи.

Карандаши для рисунка (Т, ТМ, М, H, HB, B) и калька для копирования, наждачная бумага с крупным и мелким зерном, альбом, а также лак (ПФ-283, ПФ-231) - это все пригодится для творческой работы.

Создание эскиза


Желательно иметь перед собой образцы изделий народных мастеров, выполненные в традициях росписей Русского Севера прошлых столетий, а также цветные диапозитивы, таблицы с характерными элементами росписей.

Соблюдая основные законы композиции (стилевое единство, выбор главного композиционного центра, симметрию, ритм, пропорциональность и масштабность), согласуя композицию орнаментом с формой предмета, решив задачу в цвете, художник имеет возможность создать эскиз будущего орнамента.

Подготовка изделия к росписи

Шлифовка. Обернув небольшой брусок наждачной бумагой, шлифуем поверхность деревянного изделия вдоль волокон. Затем снимаем с деревянной поверхности пыль тряпкой или кистью, но не сдуваем, иначе пыль попадет в глаза.

Элементы борецкой росписи. Бордюры
Грунтовка. Наносим грунт на поверхность изделия тампоном или кистью с последующей просушкой.

Тонирование. При желании можно тонировать поверхность тушью или акварелью.

Нанесение рисунка на поверхность. В борецкой росписи много графической работы, потому рекомендуется строго расчертить поверхность, пользуясь циркулем, трафаретом, линейкой, калькой.

Роспись изделия. Необходимо соблюдать определенные правила. При четкой фиксации локтя и полной свободе кисти руки одним неразрывным движением наносим пластичные мазки как на объемных, сферических поверхностях, так и на гладких плоскостях.
Элементы борецкой росписи. Кони, сани, крытые возки, карета

Способ держания кисти необычен. Чтобы освоить его, надо положить кисточку черенком на концевые фаланги среднего и указательного пальцев и придержать сверху подушечкой большого пальца: мизинец и безымянный при этом должны быть согнуты.

Для упражнения необходимо проделать несколько круговых движений кистью руки. При работе можно слегка касаться изделия мизинцем, как бы опираясь на него.

Кисть, взятую тремя пальцами, ставят почти вертикально, так чтобы она едва касалась острым кончиком дощечки: ведут ее, постепенно опуская до полного соприкосновения рабочей ее части с поверхностью. Затем кисть быстро отрывают - получается капелька.

Следует поупражняться также над получением спиралек, тонких штрихов, окружностей, проведением ровных полосок разной ширины, волнистых линий.

Только освоив эти приемы росписи, можно рассчитывать на хорошее выполнение работы.

Роспись производится в строгой последовательности: 
  1. вначале наносится краска светлых тонов, 
  2. затем темных, 
  3. после чего идет оживка (если требуется) белилами, а в заключение следует 
  4. обводка контура, 
  5. украшение точками, штрихами, каплями и т.д. черной гуашью. 

Для росписи используется кисть № 3, для обводки - № 2.

Элементы борецкой росписи
Лакировка

Она обязательна, так как предохраняет роспись от пыли и влаги. Использовать надо только бесцветный лак. Тампон из ваты или поролона следует обернуть лоскутом материи. Движение кисти или тампона выполняется вдоль волокон без остановки, равномерно. Лучше всего покрывать лаком в три слоя, каждый последующий слой наносить только после высыхания предыдущего.
Элементы борецкой росписи


Последовательность выполнения элементов

Учитывая графический характер борецкой росписи, в которой много геометрических элементов (прямоугольников, треугольников, квадратов, окружностей), при выполнении рисунка следует пользоваться циркулем и линейкой.

Принципы построения ленточного орнамента


Из треугольников. Проводим две параллельные прямые, вертикальные или горизонтальные, в зависимости от одну из них назначения. Делим одну из них на равные отрезки, а на другой откладываем те же отрезки, но сдвинув их на 1/2 величины отрезка. Соединив между собой противоположные точки на прямых, получим треугольники, образующие орнамент бордюра или столбика.

Элементы борецкой росписи


Из прямоугольников. Проводим две параллельные прямые Делим их на равные отрезки и соединяем концы вертикальными линиями. В зависимости от рисунка орнамента в прямоугольнике могут быть треугольники, ромбы, цветы, ягоды.

Из ромбов. Следует разделить две параллельные прямые на равные отрезки, а концы их соединить прямыми крест на крест.

Из скобок с ромбиками и капельками. Проводим две линии построения, одна из них основная, а другая вспомогательная, ограничивающая высоту полукружия. Затем делим основную линию на одинаковые отрезки и выполняем элементы росписи (скобки, ромбы, капельки).


Ленточный орнамент "змейка"

Ленточный орнамент "змейка"


Проводим две параллельные линии и делим их на небольшие одинаковые отрезки, равные основанию меньшего треугольника, а затем тонкой линией под наклоном соединяем концы противоположно лежащих отрезков прямых. Далее выявляем форму "змейки", обводя получившиеся треугольники более толстой линией, и дополняем орнамент небольшими точками.

Ленточный орнамент "змейка"

Ленточный орнамент "зернышки"

Если в орнаменте присутствуют элементы круглой формы, то центры их располагаются на вспомогательной прямой, проходящей между двумя вспомогательными прямыми, и отстоят друг от друга на одинаковом расстоянии. Для получения кругов можно воспользоваться циркулем или тычком.

Ленточный орнамент "зернышки"

Ленточный орнамент, состоящий из полукружий и точек, образующих декоративный цветок

Между двух параллельных прямых размещены половинки декоративных цветков, а в середине, чуть выше, - маленькие, состоящие из точек. Точки - лепестки можно выполнять тычком. Тычок делается из корпуса шариковой ручки, в один конец которого вставлен кусочек поролона. Тычки изготавливаются разных размеров. Их 
погружают в краску, затем прикладывают к дереву, получая точку необходимой для данного орнамента величины.

Ленточный растительный орнамент


Его можно увидеть на столбиках и бордюрах расписных прялок. Повторяющийся элемент (раппорт), будь то цветок, гроздь винограда, ягодка располагается в орнаменте в определенной последовательности.

Ленточный растительный орнамент

Орнамент в квадрате

При помощи линейки строим квадрат, находим центр для двух концентрических окружностей, проводим их с помощью циркуля. Затем, используя диагонали квадрата, строим малый квадрат внутри большого. При построении необходимо учесть и толщину линеечки квадрата. Из вершины малого квадрата проводим четыре дуги, которые должны касаться окружности, не забываем и о толщине этих дуг. Далее прорисовываем и остальные элементы росписи.


Построение розеток

Построение розеток

Вначале следует определить центр, затем провести циркулем необходимое количество концентрических кругов окружностей. Внутреннюю окружность необходимо делить на 4, 6, 8, 12 частей, с тем чтобы выполнить элементы в круге. В первом случае имеем 4-х лепестковый крест - цветок. Из точек, делящих окружность на четыре части, проводим четыре дуги радиусом, равным радиусу внутренней окружности. Далее прорисовываем все остальные элементы (зубцы, скобки, капельки, ромбы).

Во втором и третьем случаях делим окружность на шесть равных частей, проводя дуги из точек их пересечения с окружностью. При этом радиус дуги равен радиусу окружности. Теперь остается закончить построение розетки (зубчики, лепестки, точки) - и вторая розетка готова.

Для третьей розетки следует продолжить построение, поделив дугу между лучами звездочек пополам, нарисовать остроконечный контурный лепесток.

Четвертая розетка - восьмиконечный крест. Окружность делим сначала на четыре, затем на восемь частей. Заканчиваем работу выполнением элементов росписи - зубчиков, точек, фигурных лучиков-лепестков.

Листочки, цветочки и декоративные элементы

Листочки, цветочки и декоративные элементы

Листочки, цветочки и декоративные элементы

Листочки, цветочки и декоративные элементы

Древо жизни

Древо жизни

Древо жизни

Древо жизни


Птицы


Все-таки, Борецкая роспись - очень солнечная и летняя. Наверное, в холодном Архангельском крае художникам очень хотелось продлить короткое северное лето. Может, поэтому в ней так много ярких, просто сказочно ярких птиц.

Борецкие птицы

Борецкие птицы

Борецкие птицы

Борецкие птицы

Борецкие птицы

Борецкие птицы

Борецкие птицы

Борецкие лошадки


Борецкие лошадки - это полная противоположность мезенским и городецким. Хотя они тоже симпатичные, но больше похожи на мультяшных.

Борецкие лошадки

Борецкие лошадки



Выполнение элементов Борецкой росписи

Для выполнения задания необходимо: альбом, краски гуашевые, кисти беличьи, баночка с водой, палитра, тряпочка, образец росписи.

Ход выполнения:

Выполним элементы Борецкой росписи и орнамент, который состоит из 

  • ромбиков, 
  • кружочков, 
  • капелек и 
  • треугольников. 

Элементы необходимо выполнять сразу кистью, держа её свободно, всеми пальцами, поворачивая её при необходимости. Не забывайте смотреть на образец росписи (см. ниже). В работе используйте красный, желтый, коричневы и зеленый цвета.

При выполнении этой работы воды нужно брать поменьше, тогда рисунок будет ярче, и не будет растекаться.

Образец росписи

Борецкая роспись "Конь"


Конь - это один из основных мотивов народных росписей. Образ коня имеет глубокий смысл. Издавна конь был помощником и другом крестьянина, работника. Он олицетворял древние языческие представления славян-земледельцев о природе. Бег коня символизировал движение солнца по небосклону.

Кони северодвинских росписей: борецкой, пермогорской, пучужской отличались от мезенских красных коней на тонких ножках. Они более похожи на настоящих. Кони, как правило, украшали нижний став борецкой прялки. Он так и назывался: «став с конем». Кони впряженные в расписные повозки, крытые возки и сани, участвовали в сценках катания, в свадебных и парадных выездах. Конь мог быть красным, зеленым, синим, оранжевым, желтым – в соответствии с колоритом данной росписи.



Технологическая карта рисования борецкого коня:

1.Начинаем с элемента «капелька».

2.Соединяем «капельки» плавными вогнутыми линиями. Намечаем место расположения головы.

3.Прорисовываем голову коня. Намечаем место расположения ножек (будьте очень внимательны).

4.Прорисовываем ноги, хвост, гриву коня.



5. Расписываем (цвет выбираем самостоятельно) и выполняем обводку.



При выполнении работы соблюдайте правила пользования кистью.

Удачи вам!




ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:


***
#блог-искусство-и-художественная-культура


Блог "Искусство и художественная культура" * Blog "Art and Artistic Culture"

#роспись, #art, #handmade, #дизайн, #лак, #ДПИ, #рисунок, #творчество, #народные_промыслы, #russia, #художник, #painting, #хэндмэйд, #декоративное_творчество, #Поморье, #россия, #дерево, #ручная_работа, #красота, #искусство, #Борок, #Двина, #арт #Марфа_Посадница, #роспись_утвари, #москва, #artist, #мода, #акриловые_краски, #лакировка,


Комментарии