По произведениям искусства судят потомки об эпохе.
В. Мухина
В. Мухина (1889 - 1953). Портрет работы Г. Верейского |
«Ha берегах Сены два молодых советских гиганта в неукротимом порыве возносят серп и молот, и мы слышим, как из груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и приведет их к победе»
- так говорил Ромен Роллан о скульптурной группе «Paбочий и колхозница, венчавшей советский павильон на Международной выставке в 1937 году в Париже. Французские газеты сравнивали эту скульптуру с Никой Самофракийской, замечали, что она кажется летящей в воздухе. Парижские пролетарии, проходя мимо, салютовали ей. Pecпубликанская Испания выпустила марки с ее изображением.
Ha вопрос о том, кто ее автор, один из советских рабочих, монтировавших скульптуру, ответил: «Кто? Да мы, Советский Союз!». По-своему он был прав. И все же у монумента «Рабочий и колхозница» был и настоящий, единственный автор: Вера Игнатьевна Мухина.
Советский павильон на Всемирной выставке 1937 года в Париже. архитектор Б. Иофан, скульптор В. Мухина |
Она переживала в Париже свой звездный час, дни высочайшего триумфа. Триумф этот был заслужен. Несколько месяцев Вера Игнатьевна со своими помощницами скульпторами Ниной Герасимовной Зеленской и Зинаидой Григорьевной Ивановой, c группой инженеров и рабочих трудились на московском заводе, не зная отдыха, забыв о доме. Последние недели работа не прекращалась и ночью (три пятнадцатиминутных перерыва на еду, три часа на сон), сперва в огромном заводском цехе, где все грохотало - тридцать жестянщиков соревновались с двумя электрическими молотами, затем на строительной площадке на дворе завода. Февраль в том году выдался холодный - мороз, вьюги, солнечных дней почти не было. Работали на обледеневших лесах. Погреться можно было только у костра, разведенного в разбитом, наполовину врытом в землю котле. Ночью площадку освещали прожекторы.
И такая же напряженная работа ждала в Париже - перед отправкой композицию разрезали на 65 кусков (иначе она не входила в вагоны), в дороге они помялись, нужно было сваривать, поправлять, реставрировать. Но Мухина не сдавалась: c юности она находила радость в преодолении трудностей, в постоянном напряжении воли.
«На одну долю таланта нужно иметь в десять раз больше прилежания и трудоспособности. Дарование является как бы нашим внутренним органом, который можно, подобно мускулам, развивать», —
слова эти, сказанные первым учителем Мухиной Константином Федоровичем Юоном, сделались девизом всей ее жизни. Упорство воли, настойчивость, целеустремленность — вот главные свойства ее характера. Она мечтала стать скульптором, но опекуны (Вера Игнатьевна рано осиротела) не пускали ее в Париж, где она хотела учиться.
Портрет скульптора В.И. Мухиной работы М. В. Нестерова, 1940 г. Государственная Третьяковская галерея |
Затем случилось несчастье: сани, в которых она ехала, налетели на дерево, ее лицо было смято, она перенесла девять пластических операций, полгода лежала в постели. Красота была потеряна. Другие пришли бы в отчаяние, а она радовалась тому, что опекуны, ошеломленные бедой, согласились на ее отъезд в Париж.
«Раньше ни за что бы не пустили одну! Теперь - пустили!»
Она училась у Бурделя, одного из знаменитейших французских скульпторов. «Пафос огня» - так в двух словах она определяет сущность его творчества.
Однажды, желая показать учителю одну из композиций, работала над ней долго, истово, старалась, как только могла. Но метр раскритиковал ее: «Вам недостает дисциплины, внутреннего контроля». И Вера Игнатьевна разбила этюд. Решиться на это было нелегко, куда проще что-то поправить. Ho она заставила себя сделать все заново, и Бурдель сказал наконец: «Это построено».
Содержательность, страсть, мастерство - вот критерии, определявшие для нее достоинство произведения. Скульптор казался ей подобным музыканту, пианисту: «Вообразите себе пианиста, который, страстно переживая музыку, в исполнении все время спотыкается, - хорошенький концерт вы получите. Или же виртуоз в исполнении, но бесстрастнее машины, - тоже концерт неважный».
В искусстве она искала логики и эмоций, разума и страсти. Сколько времени работала над скульптурой? По совету Чехова, «пока не сломаются пальцы». Десятки раз переделывала рисунки, эскизы, мила уже казавшееся завершенным, начинала сначала, «латала, штопала, опять мяла и опять делала заново».
Долго и трудно обдумывала замысел - ей было необходимо представить себе будущую скульптуру во всех деталях и подробностях. Что бы ни делали, с кем бы ни творила, постоянно подспудно думала о будущей работе. И это бывало так мучительно, так выматывало нервы (‹когда начинаю делать большую статую, палец покажут - реву»), что нотам чуть ли не отдыхом казались напряженные, многочасовые, многодневные поиски форм в глине.
После завершения работы долго чувствовала себя опустошенной. Думала, что больше уже ничего не сможет сделать. А потом снова «открывались шлюзы», снова начинали работать мысль и воображение.
В 1928 году она получила на Выставке художественных произведений к десятилетнему юбилею Октябрьской революции первую премию за статую «Крестьянка». Это было непросто - она соревновалась с такими мастерами как Александр Матвеев и Иван Шадр. (Шадр выступил с композицией «Булыжник - оружие пролетариата», Матвеев показал знаменитую группу «Октябрь»).
Марки, посвященные Вере Мухиной |
Вырастают из земли ноги-колонны, над ними мощно и вместе c тем легко, свободно поднимается крепко сколоченный торс. Складки одежды текут к земле, и - сверху вниз - тяжелеют и укрупняются формы тела. Каждая мышца напрягается, становится осязаемой, весомой, и, кажется, нет силы, способной сдвинуть ‹Крестьянку» c места. Это не только психологический, но и coциальный образ. По облику своему, характеру фигуры и головы она очень русская. По осанке, манере держаться, уверенности в себе - женщина конца. двадцатых годов, крестьянка Советского Союза, хозяйка своей жизни. Как говорила сама Мухина, ‹сознательный человек, a не раба».
В. Мухина. Крестьянка. Бронза. 1927 |
Ощущение эпохи Мухина умела передать в любом произведении. Идеал красоты Советской России («каждая эпоха оставила нам свой канон, свой идеал красоты, признакам которого должен отвечать прекрасный человек») связывался для нее не с утонченной хрупкостью, не c изяществом, но с силой, уверенностью в себе, жизненной стойкостью.
Женщины той поры много работали, учились, занимались спортом - бегам, плаванием, греблей: они научились ценить здоровье и выносливость.
Она умела‚ могла добиться удивительной, почти музыкальной пластичности. Всмотримся хотя бы в скульптурную группу «Хлеб».
В. Мухина. Хлеб. Бронза. 1938 - 1939 |
Если в «Крестьянке» Мухина воплощала силу, выкованную трудом, то здесь - сама поэзия труда. Она намеренно уходит от сюжетного жанрового мотива. Мягкие объемы, плавные, текучие линии, очень точный расчет соотношения приподнятых рук и повернутых голов, оттенок торжественности‚ в позах - на глазах y зрителя происходит превращение повседневного тяжелого труда в праздник.
Художница в этих прекрасных, почти обнаженных фигурах двух молодых женщин, их спокойных лицах, плавных благородных жестах удалось добиться песенной ритмичности.
Мухину влекло к большим темам, значительным образам.
«Не быт является основным фоном нашего мироощущения, - утверждала она - a великое творческое движение нашей героической эпохи».
- Максим Горький - буревестник революции;
- Загорский, принявший на себя удар бомбы;
- архитектор Сергей Замков, строитель нового мира;
- поднявшие над миром эмблему труда - серп и молот - рабочий и колхозница;
- воины Великой Отечественной Юсупов и Хижняк;
- матросы, самоотверженно, до последней капли крови защищающие Севастополь;
- партизанка - вот её герои.
В. Мухина. Портрет архитектора С.А. Замкова. Мрамор. 1934 |
В. Мухина. Партизанка. Бронза. 1942 |
Она мечтала о цветной, полихромной скульптуре. Проектируя памятник Революции для города Клина, хотела отлить фигуру из чугуна, a факел из светлой бронзы - тогда факел будет выделяться, как молния на грозовом небе. Paзмышляя о памятнике челюскинцам, думала ввести в композицию фигуру бога северного ветра Борея - он должен был слетать c айсберга из зеленого стекла. Многоцветным видела она памятник Юрию Долгорукому, основателю Москвы.
Идеи Мухиной нередко предвосхищали время. Она много и часто думала о градостроительных проблемах - об ансамбле, силуэте и облике городов.
Деревья и парки. Фонтаны. Великолепные здания, где скульпторы будут работать вместе с архитекторами с момента закладки фундамента. Монументальная и декоративная скульптура на площадях и набережных. Таков он был, город ее мечты.
«Искусство должно быть непрерывно обозреваемо, должно быть постоянно перед глазами y населения, оно должно повседневно встречать нашего советского человека на улицах и площадях, в общественных зданиях, a не только в музеях на отдыхе в воскресный день», - настаивала она.
Это положение является одним из основных ее жизненных тезисов. Убежденная, что искусство необходимо человеку во всех своих проявлениях, она не делит его на высокое и второстепенное, прикладное. Отрывается от скульптуры для оформительской деятельности - оформляет выставку книги в Кёльне и выставку мехов в Лейпциге. Принимает участие в постановке «Электры» в Театре имени Вахтангова. С увлечением занимается модельерным искусством.
Но самой большой ее любовью было стекло. До Мухиной советское бытовое стекло (вазы. графины, бокалы, рюмки) повторяло старые, дореволюционные образцы. Она первая начала искать новые формы, ввела широкую огранку плоскостей и глубокие вырезы, выполненные алмазным колесом.
Она разработала процесс создания станковой скульптуры, исполнила в стекле голову Н. Н. Качалова - крупнейшего специалиста по технологии стекловарения, сидящую девичью фигурку, женский торс, наполненный солнечным светом, переливчатый, словно обкатанный морскими волнами.
Мухина была знаменита настолько, что ее узнавали на улицах. Ho слава ничего не изменила в ее отношении к жизни. Скромность ее была удивительна. Скульптор Зеленская вспоминает:
«Мухина позвонила мне, когда делала рельеф для Музея охраны материнства и младенчества: «Не умею лепить детей, a вы, я помню, лепили, не поможете ли?» Это она - мне? Она, которую все знали, мне, вчера окончившей Вхутеин?»
В. Мухина. Портрет сына. Бронза. 1934 |
Человечность - вот что было главным для Веры Игнатьевны. И недаром она говорила:
«Учение o коммунизме - это учение o великой человечности, Чувство человечности - это то чувство, которое ведет нас к светлому будущему, и создание этого будущего в наших руках...»
В. Мухина. Портрет кораблестроителя академика А.Н. Крылова. Дерево. 1945 |
Последние годы жизни Мухиной были связаны вы с борьбой за мир. C делегацией Всесоюзного общества культурных связей c заграницей она ездила на Балканы: объехали Румынию, Болгарию, Югославию. Побывала во Франции, Финляндии. И везде выступала на митингах.
"Мир нужен человечеству как воздух! - восклицала она. - Без мира нет счастья, нет радости, нет творчества - этого верного признака высочайшего развития человеческого духа, нет и самой жизни».
Скульптурная группа «Требуем мира!» была задумана ею как «агитационная скульптура». Сделанная из легкого металла, она предназначалась для перевозок на конгрессы, митинги, конференции. Ha людей, прошедших ужасы второй мировой войны, скульптура эта производила сильное впечатление.
Многофигурная скульптурная композиция, установленная в Москве в парке «Музеон». Изготовлена в 1950 году в ответ на начавшуюся Корейскую войну скульптором В. И. Мухиной совместно с Н. Г. Зеленской, З. Г. Ивановой, С. В. Казаковым, А. М. Сергеевым. Дата постройки: 1950 г. Бронза.
Художник, человек, гражданин - эти понятия были неразрывны для Веры Игнатьевны. Так же как понятия «мир и жизнь».
И поэтому не было для нее большего счастья, чем сознание, что своим искусством она принимает участие в великом деле созидания всеобщего мира, потому что именно оно, искусство, пробуждало в людях «самые возвышенные радости. самые мудрые мысли, самые благородные чувства».
«Массы без объединения бессильны, объединение без знаний бесполезно» - плакат Веры Мухиной (1889 – 1953). Издательство ВЦПО, Москва, 1919 г., 69 x 53 см |
1889
Мухина родилась в Риге в богатой купеческой семье. жила по ул. Тургенева. 23/25, где сейчас установлена мемориальная доска.
Её крестили в церкви Благовещения в Риге, тогдашней столице Ливонии. Когда ей было одиннадцать месяцев, ее мать умерла от туберкулеза. Обеспокоенный здоровьем дочерей, отец переехал с семьей в Крым.
Детство и юность (с 1892 по 1904 год) она провела в прибрежном городе Феодосия. Там будущая художница пошла на первые уроки рисования и живописи.
1909
Сразу после окончания средней школы скончался ее отец. Её воспитание и сестер доверяют двум дядьям, которые увозят их в Москву для продолжения учебы.
В Москве Мухина училась в нескольких частных художественных школах, в том числе у пейзажиста Константина Юона (1909-1911) и Ильи Машкова (1911-1912).
1912
В 1912 году она сломала нос и собралась в Париж, чтобы восстановить нос.
В 1912 году уже в Париже она посещает Академию художеств, Академию Ф. Коларосси, Палитре и Академию Гранд Шомьер, где брала уроки у скульптора-экспрессиониста Эмиля-Антуана Бурделя. Антуана Бурдель, ученик Огюста Родена, преподаватель Académie de la Grande Chaumière считает Мухину одной из своих лучших учениц.
Затем будущая художница продолжила путешествие, совершив поездку в Италию, чтобы изучать искусство и скульптуру эпохи Возрождения.
Вера Игнатьевна Мухина (1889-1953). холст, масло, датирован 1915 годом. Пейзаж с деревней и церковью. 27 х 37 дюймов. |
Работала ассистентом Александры Экстер в Камерном театре Александра Таирова в Москве.
Во время Первой мировой войны Мухина и три года работала сестрой милосердия. В это время произошла её встреча с хирургом Алексеем Андреевичем Замковым. Хирург и исследователь в области эндокринологии, заразился тифом; она ухаживает за ним. Через четыре года они поженятся, и от их союза родится сын.
1918
В 1918 году она вышла замуж за военного хирурга Алексея Замкова. Ее муж подвергся преследованию коммунистов за свои лабораторные исследования, Вера Мухина и ее муж решают бежать за границу поездом. Когда они прибыли в Украину, их поймала милиция в Харькове, привезла обратно в Москву и отправила в Воронеж. После этого Вера Мухина решает возобновить творческую деятельность.
1920
В 1920-х годах Мухина стала одним из самых выдающихся скульпторов Советского Союза, и, хотя продолжала создавать кубистическую скульптуру до 1922 года, стала ведущей фигурой социалистического реализма, как по стилю, так и по идеологии.
1926
В 1926-1927 годах она преподавала в государственной школе Вхутемас.
1937
Международное внимание привлекла её работа 1937 года «Рабочий и колхозница». Работа ее студии над официальными памятниками и архитектурной скульптурой по государственному заказу продолжалась до самой ее смерти.
В. Мухина. Рабочий и колхозница |
Это памятник высотой 79 футов (24 метра), который впервые был представлен, располагаясь на крыше советского павильона на Всемирной выставке в Париже (Международная выставка) в 1937 году. Вес монумента - 75 тонн. Находится недалеко от главного корпуса Всероссийского выставочного центра (ВДНХ) в Москве.
Она экспериментировала со стеклом, создавая стеклянные фигурные бюсты.
1938
В 1938 году мужу Мухиной запретили заниматься исследованиями.
1941
С 1941 по 1952 год Мухина пять раз была лауреатом Сталинской премии.
1942
В 1942 году Мухина потеряла мужа, который умер после нескольких сердечных приступов.
1947
В 1947 году монумент, находящийся в постоянной экспозиции ВВЦ, стал логотипом киностудии «Мосфильм». Его отреставрировали и установили на более высокий постамент в 2009 году.
Среди других работ Мухиной:
- Крестьянка 1927 года, отдельно стоящая скульптура, бронза, находится в Третьяковской галерее в Москве.
- Плодородие 1934 года
- Хлеб 1939 года, которые установлены в Парке Дружбы в Москве,
- Три карниза на фронтоне Зимнего театра в Сочи, 1937 г.,
- Бронзовый бюст летчика-испытателя Владимира Коккинаки (1939 г.), рекордсмена мира по воздухоплаванию;
- Статуя Партизанки (Партизанка) (1942);
- Бронзовый бюст полковника Бария Юсупова (1942 г.);
- Бронзовый бюст полковника И.Л. Хижняка (1942 г.);
- Бронзовый бюст инженера Алексея Крылова;
- Памятник Максиму Горькому (1943 год),
- Памятник Чайковскому, Москва, 1945 год,
- Скульптурная композиция «Фархад и Ширин» (арх. И. Ю. Каракис) для комплекса Фархадской ГЭС.
- Памятник Максиму Горькому в Нижнем Новгороде (архитекторы П. П. Штеллер и В. В. Лебедев) и т. д.
- Скульптура на крыше планетария в Волгограде - «Мир», последнее творение скульптора
- Монументальный ансамбль «Мы требуем мира», 1950–1951 гг.
Многие проекты Мухиной остались нереализованными, в том числе памятник Ю. Свердлову и Ленину.
В Феодосии находится музей Веры Мухиной, ее именем названа одна из улиц в районе Переделкино Москвы.
Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве. На надгробии в эпитафию мужа:
«Я сделал для людей все, что мог»
Вера Мухина по легенде добавит:
«Я тоже».
Источник: Юный художник- 1978- № 03
***
#блог-искусство-и-художественная-культура
Блог "Искусство и художественная культура" * Blog "Art and Artistic Culture"
Комментарии
Отправить комментарий