#76 Витраж в оформлении интерьера школы

 


Из всех художественных техник витраж, вероятно, является одним из самых сложных. Это связано не только с многочисленными светомодулирующими факторами, влияющими на внешний вид витража, но и другими условиями. И все же никакое другое искусство не кажется таким живым и настолько завораживающим. Цветное стекло  непосредственно и интенсивно эксплуатирует взаимодействие двух весьма динамичных типов явлений, физических и органических. Физический фактор обусловлен мириадами изменений в общем уровне освещения, расположении и интенсивности света. Другой феномен - это спонтанный светоадаптивный процесс зрения, который стремится поддерживать ориентацию во всех световых средах.
Статические элементы стекла и его архитектурное обрамление видоизменяются путем, характерным и для естественного освещения. Бесконечный спектр изменений витражей является результатом изменений интенсивности, расположения, рассеивания в атмосфере и характера цветности естественного дневного света. Светящуюся жизнь витражей можно лучше всего наблюдать, наблюдая за естественным воздействием света на него в течение дня.
Приятного и полезного чтения!
***

Никто точно не знает, когда и как были созданы первые витражи. 
Свидетельства существования витражей восходят к Древней Римской империи, когда мастера начали использовать цветное стекло для производства декоративных изделий. Хотя существует несколько полностью сохранившихся витражей этого периода. Например, Кубок Ликурга указывает на то, что практика создания витражей возникла еще в четвертом веке.

Кубок Ликурга, IV век н.э. (Фото: Британский музей CC BY-NC-SA 4.0)

Кубок Ликурга -  это декоративная чаша для питья, созданная из дихроичного стекла - среды, меняющей цвет в зависимости от направления света. При освещении изнутри чашка излучает красное свечение; при освещении снаружи она имеет непрозрачный зеленый цвет.

Как древние римские мастера создали такую ​​чашу? Даже сегодня процесс создания этого изделия окутан тайной. Хотя историки уверены, что капли золота и серебра в стекле способствуют изменению цвета, они полагают, что оно могло быть получено случайно, поскольку ни одна другая работа из дихроичного стекла того времени не имеет такого резкого цветового контраста.

Кубок Ликурга, IV век н.э. (Фото: Британский музей CC BY-NC-SA 4.0)

К VII веку стеклодувы переориентируются с простой формовки изделий на дизайн окон. Витражи  стали использоваться для украшения аббатств, монастырей и других религиозных зданий, и самым ранним известным примером является монастырь Святого Павла в Ярроу, Англия.

Историки сообщают, что к десятому веку церкви, расположенные в Европе, начали отображать красивые библейские сцены и декоративные элементы на окнах соборов.

Монах XII века, Феофил, в этот период пишет руководство по витражам для мастеров. В нем он описывает метод измерения, создания и сборки витражей - технику, которая с тех пор ничуть не изменилась.



В средние века витражи можно было найти в бесчисленных католических церквях по всей Европе. Однако до XII века эти окна были относительно простыми, небольшими по размеру и обрамляли толстые железные рамы. Это связано с тем, что в архитектурных вкусах доминировала романская архитектура - стиль, характеризующийся толстыми стенами и округлыми формами.


В эпоху готики в Европе строились величественные соборы, и витражи достигли пика своей популярности. Поскольку технологии того времени позволяли зданиям быть выше и изящнее, а для заполнения проемов использовались витражи. Со временем размер проемов, а также количество окон увеличились и они стали более экстравагантными. Действовал философский концепт, согласно которому красота приближает человека к Богу.

Однако в XII веке на смену романскому стилю пришла готическая архитектура. В отличие от романских зданий, церкви и соборы, построенные в этом стиле, демонстрируют высоту и свет. Это отразилось в заоблачных шпилях, изящных тонких стенах, и, конечно же, больших витражах.

Готические окна обычно бывают двух видов: высокие и арочные стрельчатые окна или круглые окна-розы. В обоих случаях они часто монументальны по масштабу и детально прорисованы - достижение стало возможным благодаря использованию узора, декоративной, но прочной формы каменной опоры. Готические витражи из-за своего размера и сложности пропускали больше ослепительного света, чем когда-либо прежде.


К восьмому веку витражи распространились на Ближний Восток. Известна  Китаб ад-Дурра аль-Макнуна («Книга скрытой жемчужины»), руководство по изготовлению цветного стекла, написанная персидским химиком Джабиром ибн Хайяном

В этой рукописи Джабир ибн Чайян предлагает десятки «рецептов» цветного стекла и искусственных драгоценных камней. Эксперимент стал  исследователю ключом к созданию высококачественного стекла. 

В то время стекольная промышленность процветала в Ираке, Сирии, Египте и Иране. Здесь ремесленники переняли и адаптировали древнеримскую культуру, используя ее идеи для украшения мечетей, дворцов и других базовых элементов исламской архитектуры, характеризующихся наличием окон, богатых цветом и сложными узорам. Со временем эти изделия становились все более и более причудливо украшенными.


В середине 1800-х годов возрождение готики вернуло витражи в моду. Благодаря интересу к готической архитектуре архитекторы и ремесленники смогли воссоздать неземную красоту старого стекла. Ученые протестировали стекло, чтобы раскрыть секреты стеклодувов давних времен. Историки рыскали в старых книгах в поисках описаний техники, а художники практиковали это искусство, пока не была открыта его красота.

В XIX веке американские мастера превратили древнее искусство витражей в современное. Этот подход особенно очевиден в работах Фрэнка Ллойда Райта, пионера движения Prairie School, стиля архитектуры и дизайна интерьера, который подчеркивает тонкости мастерства и его связь с природой. 

Прозрачные окна с всплесками цветного стекла стали неотъемлемой частью интерьеров Prairie School. Витражные акценты материализовались в виде «лент из непрерывного стекла» с «геометрическими абстракциями, уникальными для каждого здания, для которого они были созданы», что делало каждое окно уникальным произведением искусства.




Братья Болтон,  ремесленники, иммигрировавшие в ту эпоху из Англии в Америку основали там студию витражей, одну из первых на побережье Северной Америки. Создавая копии окон готического возрождения Европы, они внесли свой важный вклад в уникальный американский стиль. Первые американские витражи использовались чаще всего при постройке в церквях и общественных зданиях. По мере развития среднего класса американского общества спрос на декоративные окна в частных домах увеличивался.

В это же время американские предприниматели ЛаФарж и Тиффани разработали невероятные техники, которые позволили получить широкий спектр эффектов стекла. В 1879 году ЛаФарж получил авторское право на свое новое изобретение, опалесцирующее стекло. Тиффани использовал опалесцирующее стекло, чтобы создать оригинальный дизайн.
В 1885 году Луи Комфорт Тиффани основал Tiffany Glass and Decorating Company, студию в Нью-Йорке, которая производила эффектные витражи. Началась золотая эра витражей в Соединенных Штатах.

Витражи в то время часто использовали в фрамугах, лестницах и подфарниках. Популярно  было применение витража в качестве декоративного акцента окна необычной формы. Такие окна часто были круглыми или полукруглыми и их можно было найти в верхних комнатах дома. Фраги над внутренними дверными проемами домов прошлого века часто были витражными, как и двери встроенных буфетов и фарфоровых горок. 

Некоторые паттерны витражей были популярны, некоторые использовались чаще других:

  • Алмазный
  • Роза
  • Тюльпан
  • Ирисы
  • Треугольники
  • Опахало
  • Раковина



Есть несколько способов декорировать витражами помещение:
  • Декор в витражной технике дверцы шкафа
  • Украшение витражами окон, используя прочные крючки.
  • Декора стен
  • Украшение столешниц


Основная технология производства витражей мало изменилась с XII века - в процесс добавлены лишь современные инструменты, от компьютерное проектирование (САПР) до паяльника, что сделало процесс создания витража более эффективным.




Назначение витражей тесно связано с историей и со временем менялось. Вначале это был просто способ впустить яркий дневной свет в здание через маленькие окна. 
Витражи - яркий пример того, как простой функциональный предмет может приобрести форму искусства. 
Окна  в зданиях с течением времени становились больше, из более крупных наборных элементов, а в средневековый период появилось производство более высокого качества. 
Религиозные деятели осознали, что могут использовать окна, чтобы рассказывать неграмотным массам о Библии. Свет был важным элементом в религиозной символике, поскольку он олицетворял добро и защиту Бога в Ветхом Завете. 



Религиозное образование в средние века было очень важно, потому что церковь была высшим авторитетом в обществе, и чтобы достичь спасения, нужно следовать слову Божьему. Начиная со средневековья, использование витражей преследовало двойную цель: создавать религиозные образы и подчеркивать богатство тех, кто владел зданием или был покровителем искусства. 
В последнее время в некоторых старых домах, правительственных зданиях и предприятиях витражи снова стали элементом дизайна. 
Привлекательность техники витража заключается в возможности использования текстуры и непрозрачности непременного атрибута интерьера - стекла в ином качестве, которое, в отличие от привычного предназначения, наоборот, позволяет скрыть помещения от посторонних глаз без уменьшения освещенности. 
В целом, основная цель применения витражей в декоре на протяжении всей истории техники оставалась довольно простой: обеспечивать возможность пропускать свет в здания, сохраняя при этом здание полностью скрытым от посторонних глаз.



Процесс создания витража сводится к семи простым шагам. Но его можно менять в зависимости от используемой техники и проекта дизайна окна. 
Первая часть процесса - разработать дизайн окна, создать набросок основных форм и цветовой схемы окна. 
Следующим шагом вперед является создание шаблона, называемого мультфильмом, на основе набросков дизайна и завершение проекта дизайна витража. 
На этом этапе создается схема оформления для каждого кусочка стекла, и того, как вырезанные части будут затем собираться и прикрепляться к основе, чтобы стать единым целым. Рисунок также важен, потому что, если используется вывод, он создает четкие выводные линии и точки пайки. 
Набор типовых инструментов для создания витража:
  • Подрезчик с алмазным наконечником, 
  • кусачки, мастихин, 
  • аппликаторная кисть, 
  • барсучья кисть и игла

Третий этап - подготовка необходимых инструментов и материалов, рабочего места. Инструменты, необходимые для большинства проектов, включают:
  • Доска для резки
  • Вытяжка
  • Стеклорез
  • Инструмент для шлифования
  • Свинцовые полоски или обрезки
  • Свинцовый нож
  • Нож 
  • Паяльник 
  • Световой короб для проверки зазоров
  • Шлифовальная машина для стекла для получения различной текстуры и тонких изгибов
  • Чистящая щетка для нанесения и удаления цемента.
  • Любой другой инструмент, который мастер сочтет необходимым или полезным, поскольку каждый художник подбирает инструменты под свои потребности и привычки. 

Важной частью всего процесса является четвертый этап, который заключается в выборе подходящего стекла. Толщина стекла при этом очень важна, поскольку она определяет вес окна, и если оно будет слишком тяжелым, окно может рухнуть и расколоться под собственным весом. Вот несколько типичных вариантов стекла:
  • Корончатое стекло, которое создается путем снятия пузыря из стержня для выдувания стекла и его расплющивания в панель. Это стекло обычно не используется в современных окнах. Этот тип стекла обычно бывает двух видов: круглые и слитки. Обе формы стекла имеют круговой узор, полученный в ходе производственного процесса, но слитки - это любые кусочки, вырезанные из этого стекла, а круглые слитки - это круглые слитки. Исторически этот тип стекла был прозрачным, но это не значит, что его нельзя найти и цветным. 
  • Нормандская плита, которая создается путем выдувания стекла в прямоугольную форму и, как известно, имеет неправильную текстуру и толщину, что затрудняет работу. Неравномерная толщина стекла также придает ему легкий вид тумана, и видна неровная текстура стекла. Перекрещенная / прессованная плита создается путем катания расплавленного стекла скалкой. Булавка и стол имеют углубления для создания текстуры, но со стеклом часто трудно работать из-за разной толщины.
  • Античное стекло - это стандартное стекло, используемое для витражей. Изготавливались путем выдувания стеклянного пузыря, придания ему трубчатой ​​формы, срезания концов, чтобы сформировать цилиндр, продольного разрезания цилиндра вниз с одной стороны и его сплющивания в лист, в то время как стекло все еще было раскаленным и в податливом состоянии. Затем ему позволяли очень медленно остыть в печи, чтобы его можно было должным образом отжечь и не было слишком трудно разрезать на любые формы, которые могут потребоваться для конструкции. Поскольку эти листы стекла, за исключением типа, известного как стекло с проблесковым светом, были изначально окрашены в один основной цвет, переход от одного цвета к другому в дизайне окна мог быть осуществлен только путем введения отдельных кусочков стекла в каждый из них. необходимых цветов. Стекло окрашивается в расплавленном виде оксидами металлов - медь для получения рубинового оттенка, кобальт - синий, марганец - фиолетовый, сурьма для желтого, железо для зеленого.
  • Если смешанный цвет был получен путем смешивания нескольких стаканов в горшках, это называется полосатым или рассыпчатым стеклом в зависимости от смешанных цветов и легкости резки. Стекло Reamy имеет волнистый узор в цветах с полосами сильного тонального контраста. Полосатое стекло имеет большую долю светлых участков с полосами контрастного цвета разной толщины.
  • Оригинальное стекло - это стекло, которое является причудой или ошибкой производства и часто выбрасывается производителями; это означает, что стекло может быть любого цвета и толщины.
  • Промышленное производство стекла - еще один вариант, поскольку он легко доступен и прост в производстве. Такое стекло часто бывает светлого цвета и имеет гладкую текстуру.


Следующий шаг - резка стекла и придания ему формы. Резка стекла может быть трудной для новичков, потому что каждый разрез должен доходить до края стекла, что затрудняет выполнение сложных разрезов. Чтобы разрезать стекло, его сначала нужно надрезать по желаемой линии. После нанесения царапин стекло осторожно разбивают по линии из царапин, используя плоскогубцы, чтобы надежно захватить стекло. Затем вырезанным частям можно придать форму и собрать их перед переходом к сборке панели, что является шестым этапом процесса. 
Оконная панель может быть собрана несколькими различными способами, основными из которых являются: 
  • медь и фольга, 
  • аппликация, 
  • сплавление и направляющая. 


Медь и фольга были популяризированы стеклянных дел мастером Луи Комфорт Тиффани. 
Наиболее популярно использование меди и фольги при изготовлении абажуров. Техника заключается в том, что берут каждый кусок стекла и оборачивают края медной фольгой, которая затем спаивается по длине швов. 
Этот метод похож на другой, называемый лужением, при котором используется то же обертывание из медной фольги, но с нанесением флюса на шов. Капли припоя текут по шву, создавая соединение. 
Паять две детали можно двумя способами, первый из которых - шов. 
Техника шва похожа на методы лужения, медь и фольгу в том, что припой проходит между двумя соединениями, образуя плоское соединение. 
Другой вариант - валик, который формируется на шве с большим количеством флюса, а затем припой пропускается над стыком до тех пор, пока не образуется приподнятая линия до желаемой высоты. 
Аппликация отходит от метода припоя и заключается в приклеивании деталей к прозрачной плите. Это изменяет затирку стекла с отрицательной на положительную, позволяя проходить большему количеству света. 


Фьюзинг стекла предполагает наложение каждого края каждого элемента внахлест, а затем обжиг конструкции в печи. Конечный результат - сплошная панель без зазоров между стеклами. Одна из основных проблем этого метода заключается в том, что если стекло, используемое в панели, неоднородно, это может привести к растрескиванию и неравномерному плавлению. Другой вариант - валик, который формируется на шве с большим количеством флюса, а затем припой пропускается над стыком до тех пор, пока не образуется приподнятая линия до желаемой высоты. 
Лидирование - это наиболее часто встречающийся метод при изготовлении витражей. В этом методе используется свинец, чтобы закрепить стекло, часто в канавке свинца, а затем свинец припаивается, чтобы скрепить части. Затем используется цемент, чтобы закрепить панель и заполнить оставшиеся зазоры в свинце, придавая швам устойчивость и гидроизоляцию. 
Последний шаг - отделка окна, включающая полировку свинца, упаковку для транспортировки, установку, покраску. Живописные техники могут добавить деталей к дизайну витража путем окрашивания стекла или сборки. Если панель окрашена, ее необходимо обжечь в печи, чтобы краска застыла. 



Итак, витраж в искусстве - это техника цветного стекла, используемая для дизайна окон и других объектов, через которые проходит свет. Цветное стекло окрашивается добавлением различных оксидов металлов, пока оно находится в расплавленном состоянии. Термин «витраж» стал обозначать в первую очередь стекло, используемое для изготовления декоративных или изобразительных материалов окна. Особые цветовые гармонии витражного окна связаны с техникой специальной окраски стекла, эксплуатацией определенных свойств проходящего света, адаптивных свойств человеческого зрения. Непревзойденные большие витражи XII и начала XIII веков фактически предшествовали техническим достижениям в стекольном ремесле более чем на полвека. И, несомненно, способствовали утонченности витражей более поздних времен. 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ






ЛИТЕРАТУРА


***
#блог_искусство_и_художественная_культура


Блог "Искусство и художественная культура" * Blog "Art and Artistic Culture"


Витраж в интерьере. Stained glass in the interior

.
.
.
#витраж #art #дизайн #интерьер #interior 
#glassblowing #handmade #minimalism #russia #блог_искусство_и_художественная_культура 
#nvkz #цвета #handmade #новокузнецк #стекло_в_интерьере 
#витражнаяроспись #visualisation #stainedglass #glassworking #interiordesign
#beauty #витражи #glassart #интерьерныйдизайн #искусство 
#architecture #visual #glassofig #stainedglasswindow #design 
***

#блог искусство и художественная культура, #самообразование, #самовоспитание, #саморазвитие, #методики самосовершенствования, #самообразование в Новокузнецке, #интернет-центр Новокузнецк, #foloweme, #мамы Новокузнецка, #нвкз, #Кузбасс, #детский центр, #1сентября, #Новокузнецк онлайн, #самообразование в Новокузнецке, #детишки, #razvitie, #россия, #реклама, #russia, #топ, #воспоминание, #искусство, #волшебство, #новокузнецк, #культура, #чудо, #красота, #russia, #рисуем сами, #изучаем искусство сами, #озвученная презентация, #nvkz, #развивашки, #fantazi, #детские книжки, #слушаем рассказы по искусству, #детки, #гномики, #мир талантов и знаний, #школа саморазвития, #любовь, #самовоспитание искусством, #малышам, #fairytale, #занятия искусством, #детское рисование, #художники, #добрые картинки, #дети, #уроки доброты, #метафора, 



Комментарии