#78 Пьетро Лонги. Носорог





Живопись Пьетро Лонги  часто сравнивают с комедиями его современника и земляка Гольдони. Реальные эпизоды жизни Венеции выглядят на его картинах как театральные сценки, как веселый маскарад.



Автопортрет, 1750. Пьетро Лонги (1701-1785). Рококо


Пьетро Фалька, известный как Пьетро Лонги (1702 - 1785), был главным бытописателем Венеции восемнадцатого века. Его картины представляют типичные небольшие сценки из жизни Венеции, без острой сатиры или претенциозности, хотя, возможно, с оттенком легкой иронии. 
Лонги родился в Венеции, в семье ювелира, и сначала обучался у историка Антонио Балестра (1666-1740). 

Впоследствии учился в Болонье у Джузеппе Марии Креспи, который был известен исследованиями современной жизни через призму работ голландских художников. Лонги вернулся в Венецию к 1732 году. В этом же году он женится и становится приверженцем исторического жанра. 
Первый датированный рисунок Лонги относится к 1741 году.

Пьетро Лонги, Носорог, 1751, холст, масло, 62 х 50 см. Венеция,
Музей восемнадцатого века Ка Реццонико


Картина "Носорог" (или "Носороги" на некоторых источниках) Пьетро Лонги является примером реализма в живописи и была создана в 1515 году. Изображение пяти носорогов на экзотическом фоне было выполнено художником с большим мастерством и до сих пор считается одним из выдающихся произведений итальянской живописи начала XVI века.

Картина вызывает интерес своей оригинальной темой - носороги были практически не известны в Европе того времени и интерпретировались как мифические существа. Однако Лонги основывал свое изображение на описаниях носорогов, привезенных в Европу португальскими и испанскими мореплавателями. Он  использовал собственную художественную технику, чтобы передать их реалистичный внешний вид и текстуру кожи.

Картина "Носорог" отражает культурное и политическое влияние Ренессанса на искусство. В это время люди стремились к изучению природы и новых технологий; соответственно, животные, изображенные на картине, вызвали большой интерес и внимание зрителей.

Наконец, стоит отметить художественные достоинства картины. Она выполнена в технике масляной живописи на огромном панно, и линии и формы носорогов передаются с большими деталями и реализмом. Кроме того, фон картины, состоящий из фантазийных городских и природных элементов, не отвлекает от основных объектов, а сбалансированное композиционное решение делает картину еще более привлекательной для зрителя.

Таким образом, картина Пьетро Лонги "Носорог" сочетает в себе и художественные достоинства, и исторические предпосылки. Она является интересным примером итальянской живописи XVI века, фиксируя мир, который кажется сегодня настолько экзотичным и далеким.

В центре изображения - черный носорог, покрытый толстой броней, пребывающий внутри вольера. 

Носорог - одно из трех крупнейших млекопитающих на планете. При этом это животное  не настолько агрессивно, как можно подумать, исходя из его внешнего облика. В настоящее время существует пять видов носорогов – два в Африке и три в Азии. Африканский носорог отличается от индийского двумя рогами. 
Носороги являются одиночками, и, поскольку они имеют очень древнее происхождение, они символизируют аристократическую самодостаточность. Они учат тому, как чувствовать себя уютно наедине с самими собой, и являются воплощением древнего мистического принципа: «Познай самого себя!». В персидской космографии об индийском носороге говорится как о воине. Подслеповатый носорог считается особо чувствительным к запахам. Запах издавна был символом энергии духовного идеализма, высочайшей проницательности и высшей мудрости.
В эзотерике носороги - существа пятого измерения, которые происходят из Лакумая, аспекта вознесения Сириуса. Именно сила духа, с которой они переносили человеческую жестокость, в конечном итоге позволила им подняться в пятое измерение.
Французские ученые считают, что миграция носорогов в древности, спасающихся от тающего льда, способствовала созданию легенды об единороге в ходе его встреч с кочевым населением. 

Подчеркнуто безрогий зверь, покорный и безразличный, на рисунке художника ест солому, лежащую на полу. Кучки экскрементов вокруг него показывают, что для животного вольер -  привычная среда обитания. Все это подчеркивает покорность и терпение громадного животного, прирученного и демонстрируемого как еще одно покоренное человеком чудовищное явление. 

Расположившихся вокруг деревянного заграждения посетителей привлекают причудливое обличье неведомого животного. 
Двое из них в белых карнавальных костюмах и масках. Одна из масок, безусловно, самая известная среди венецианских - баута
Маска состоит из черного плаща, называемого табарро, черной треуголки трикорно, и белой маски, называемой личинкой. Уже в XVIII веке её ношение регламентировалось венецианским правительством. Носить её дозволялось лишь гражданам Республики, чаще всего представителям высших сословий и сановникам. Бауту использовали для тайных встреч с возлюбленными, в преступных и подчас противозаконных целях.
Часто её надевали особы королевских кровей, именитые чужестранцы, чтобы избежать шумихи вокруг своей персоны. 
Баута нашла широкое применение не только для шумных карнавалов, шоу и выступлений на театральных подмостках – со временем её ношение стало обязательным во время согласования политических решений, на заседаниях правительства (тайные голосования, выборы, принятие государственной важности законов, от которых могла зависеть безопасность голосующих). В целом эта маска ассоциируется с анонимностью во всех её проявлениях. Маска Бауты полностью закрывает лицо и имеет несколько устрашающий вид. Баута расширяется к подбородку, не прилегая к челюсти. Эта особенность позволяла свободно разговаривать, дышать, пить и даже есть, не раскрывая своей личности. История гласит, что законом запрещалось носить с этим костюмом оружие, этот момент жестко контролировался венецианской полицией.
С приходом французов и австрийцев она стала ассоциироваться с движением сопротивления, потому её популярность постепенно сошла на «нет».
Другой посетитель носит венецианскую маску личинка. Это маска овальной формы, мольто, закрывает все лицо. Это личина с абсолютно нейтральным выражением, белая. Может быть изящно декорированной вокруг глаз и на щеках. Может быть исполнена в нескольких цветах. Дополняют и украшают ее шарф и шапка, призванные полностью скрыть голову и шею. Именно такими являются сегодня большинство костюмов на Венецианском карнавале.

Двое других молодых людей - в одежде восемнадцатого века. Молодой человек справа курит трубку. В XVIII веке элегантность была частью умения жить. И мужчины, и женщины соревновались за изысканность композиции и орнамента своей одежды.
Еще один человек, хозяин животного, вскинул правую руку с хлыстом, демонстрируя рог, снятый с носорога. 

Носорожий рог ценится как средство, повышающее потенцию, и вообще имеет открыто фаллическое значениеСогласно поверью, размолотый в порошок рог носорога повышает мужскую потенцию, а его использование в традиционной индийской медицине, возможно, повлияло на легенду о единороге. В Китае носорог - эмблема удачи, странным образом связанная с ученостью. В сказках утверждается, что такой рог помогает обнаружить яд. 

Rhinoceros in Venice circle of Pietro Longhi (1751)

На заднем плане три женщины. Лицо молодой барышни в центре закрыто маской. Маска Моретта - самая интригующая маска венецианского карнавала. Маска из бархата черного цвета подчеркивала сияние белизны кожи, парадоксально делая ее обладательницу заметной: укрыться от взгляда, чтобы привлечь взгляд. 
Венецианки носили маску Моретту, чтобы скрыть свое главное сокровище - внутренний мир, свои желания и чувства. Надевая Моретту, женщина демонстрировала не просто  невинный интерес к новому знакомству, а желание быть соблазнительницей, открыто следуя правилам игры венецианских традиций обольщения. Венецианские женщины тех времен проявляли откровенную раскованность, демонстрируя свое тело, следуя моде венецианского декольте, décolleté alla veneziana, известной всей Европе. Этот фасон платья отличался квадратным и очень глубоким вырезом декольте. Грудь скрывали легкой тканью, которая едва ее прикрывала. Естественным считалось подкрашивать соски карминово-красным цветом, чтобы они были более заметны через прозрачную вуаль. Черную бархатную маску называют еще безмолвной: эта маленькая овальная маска отличается от других традиционных венецианских масок необходимостью молчать во время ее ношения. Владелец ее удерживал маску на лице посредством маленькой пуговицы во рту, располагавшуюся внутри, на высоте рта. Во время карнавала Баута или Моретта использовались для сохранения анонимности и допущения нарушений как со стороны мужчин, так и со стороны женщин.
Молодую женщину держит за руку маленькая, изысканно одетая девочка, а позади них - женщина с головой, покрытой зеленым покрывалом. Справа на балке к деревянной стене прибита табличка. На ней надпись: 
«Настоящий портрет носорога, привезенный в Венецию в 1751 году: сделан рукой Пьетро Лонги по заказу Н.О. Джованни Гримани слуг Патрицио Венето»
Носорог - главный герой картины Пьетро Лонги. Это было экзотическое животное, которое привлекло внимание многих зевак. Чтобы понаблюдать за странным животным, стекались посетители всех возрастов. На картине, как уже было сказано выше, изображены группы молодых людей, детей и женщины в масках.

Пьетро Лонги, Носорог, офорт, ок. 1751 г.

Пьетро Лонги изобразил сцену «Носорога» с очень близкого расстояния. Изобразительный язык полотна превосходит пластику. Цвета, использованные художником, нежные и яркие. 

Примечательные детали реалистической серии портретов зевак, пришедших посмотреть на носорога мы уже рассмотрели.

В этой работе Лонги с робкой иронией изображает как неуклюжее животное, испачкавшее зверинец навозом, делит пространство холста как минимум наравне с людьми.

Очаровательный, дружелюбный эпизод, контрастный меланхолии города и общества упадка.

Носорог, изображенный Лонги, которого упоминает также и Казанова, в те годы был настоящей сенсацией, несмотря на то, что был пятым среди всех подобных зверей, привезенных и выставленных в Европе.

В 1515 года носорога видел Альбрехт Дюрер. В 1577 году носорога привезли ко двору Филиппа II Испанского. Два других были выставлены в Лондоне в 1684 и 1739 году.
Экзотическое животное, изображенное венецианцем, было особью женского пола. 
Истории появления зверя в Венеции предшествовали весьма примечательные приключения. 

В 1741 году капитан Дувмонт ван дер Меер из Лейдена, города в Нидерландах, распложённого в провинции Южная Голландия, привез молодую самку носорога из Индии. Животное подарил ему Ян Сихтерман, директор голландской Ост-Индской компании в Бенгалии. Самка попала в его дом еще щенком, после того как местные жители убили ее мать, и получила имя Клара. Носорог приплыл в Роттердам 22 июля 1741 года. Событие тогда привлекло внимание всего города.



Дувмонт ван дер Меер 


Ван дер Меер, воодушевленный успехом первой демонстрации, ушел из компании и организовал европейское турне со своим толстокожим экспонатом.
В эпоху, когда не было современных железнодорожных и автомобильных путей, отставной капитан строит для Клары огромный экипаж, способный выдержать почти две тонны веса, запрягаемый восемью лошадями.
Турне Клары требовало беспрецедентного логистического планирования, поскольку никто не знал, как заботиться о таком большом млекопитающем. Носорог может съесть до 50 кг овощей в день, а Клара испытывала глубокое пристрастие к апельсинам, пиву и табаку. Кожу зверя увлажняли рыбьим жиром. Семнадцать лет Клара путешествовала по континентальной Европе и Великобритании. Во многих странах она стала объектом любопытства жителей; везде ею восхищались и ласкали. Клара провела пять месяцев в Париже и добилась невероятного успеха.



О Кларе писали книги, сочиняли эпиграммы и песни; её именем окрестили корабль и даже запустили моду на парики-носороги. Посетителем и исследователем Клары был натуралист Жорж-Луи Леклерк де Бюффон. Художник Жан-Батист Одри изобразил носорога в натуральную величину. В Нюрнберге Клару изобразили на медали. В Вероне картины с носорога писал Франческо Лоренци, ученик Джованнибаттисты Тьеполо. Сципион Маффеи сделал Клару предметом своей диссертации, а в Сенигаллии зверинец посетил Джованни Мария Мастаи.
Лаконичные хроники восхищённого Мастаи о посещении Клары в июле 1750 года рассказывают потомкам следующее:
"В то время в Сенигаллию привезли животное под названием носорог; зверь найден в Азии; говорят, что это женская особь. Этот зверь съедает 20 павлов хлеба в день, 60 павлов сена и выпивает 14 ведер воды. Зверинец находится в  Osteria della Campana (что напротив Порта Нуова, примерно там, где сегодня находится  Bar Italia). Чтобы увидеть носорога, дворянство и община взяли на себя половину расходов, а другую половину обеспечивал хозяин зверя. Животное и его владелец приехали сюда на весь месяц по случаю ярмарки".
Пребывание носорога в Венеции во время карнавала 1751 года принесло ван дер Меру 4000 дукатов, которые голландец сразу же проиграл.
Мало фактов известно о передвижении животного между 1752 и 1758 годами. Достоверной информацией этого периода является показ Клары в Праге в 1754 году, а затем в в Варшаве, Кракове, Данциге и Бреслау. В 1755 году животным любовались жители Копенгагена.
Когда популярность Клары стала падать, владелец стал распространять весть о скорой гибели животного, что вызвало новый всплеск интереса к носорогу, и - увеличение заказов на его выступление.
В 1758 году носорог прибыл в Лондон, где был представлен на выставке "Лошадь и жених" в Ламбете. Цена за вход составляла шесть пенсов и один шиллинг. Здесь Клара и издохла 14 апреля в возрасте около 20 лет.

В 1895 году Венецианские городские музеи приобрели картину Пьетро Лонги, находившуюся в коллекции Морозини в Венеции. С 1936 года "Носорог" выставляется в Ка Реццонико.
В 1946 году полотно восстановил Антонио Лаццарин
Картина знаменовала собой дебют Лонги в новой для него области: изложение фактов, взятых из жизни, которые и будут основным содержанием произведений Пьетро шестого десятилетия восемнадцатого века.
Читателю уже понятно, что произведение представляет собой запечатленную художником сенсационную на то время демонстрацию носорога во время венецианского карнавала 1751 года. Художник, тем не менее, не поддался общему чувству: работа была заказана художнику дворянином Джованни Гримани из ветви семьи, проживающей в Серви. Это записано на картуше, изображенном на картине.

Представленное на картине пространство - это не королевский двор, а один из тех деревянных киосков, где можно было посмотреть акробатические представления или что-то приобрести.  Художник создает иллюстрированную хронику реальных событий тех лет, заодно передавая атмосферу, в которую попадала и которую создавал публика - знать и буржуа, которые пришли полюбоваться толстокожим зверем. Шоу вызывало явное изумление присутствующих.

На основе сюжета картины сын художника, Алессандро Лонги создал ряд гравюр, на которых изображены вариации фона и персонажей первоисточника.
По некоторым сведениям Пьетро Лонги создал в том же 1751 году другую версию "Носорога", размер которой составлял 60,5 х 47; в той же живописной технике.

Полотно экспонируется в Национальной галерее в Лондоне. Холст отличается от представленного в Ка Реццонико отсутствием картуша с надписью и двумя фигурами на заднем плане, которым придана другая поза. Гипотеза о том, что картина в Национальной галерее представляет собой копию для другого клиента, подтвердилась, когда была проведена реставрация, в ходе которой был обнаружена надпись: 
"...по заказу знатного человека Сиера Джироламо Мочениго Патрицио Венето". 
В начале своей карьеры Пьетро Лонги рисовал картины на религиозные и исторические сюжеты. Со временем он перешел к изображению сцен повседневной жизни. В его работах запечатлены простые горожане, купцы, трактирщицы, прачки.
Лонги вдохновлялся гравюрами Уильяма Хогарта и Ватто. 
Его живописный стиль характеризуется реалистичным изображением окружения и фигур. Сцены написаны не только с большой любовью, но и с намерением сделать зрителя частью действия.
За время своей долгой деятельности он первым начал эксперименты с техникой фрески, выполнив с ее помощью роспись «Падение гигантов» на парадной лестнице Палаццо Сагредо в Венеции.
Лонги был высоко оценен и востребован венецианской аристократией, работая на самые престижные семьи города. 

И, конечно, этот интересный художник Нового времени и его наследие еще не раз появятся на страницах блога "Искусство и художественная культура". 
Следите за публикациями!


***
#блог-искусство-и-художественная-культура


Блог "Искусство и художественная культура" * Blog "Art and Artistic Culture"

#Пьетро_Лонги, #Венеция, #карнавал, #маски, #Носорог, #Клара, #картина, #блог_искусство_и_художественная культура, #Блог_Искусство_и_художественная _культура", #Blog_Art_and_Artistic_Culture, #носорог, #art, #wildanimals, #decor,  #worldculture, #culture, #view, #дикиеживотные, #rhinoceros, #спектакль, #painting #rhino, #interiordesign, #искусств, #art, #творчество, #арт, #живопись, #красота, #эзотерика, #символизм_в_искусстве, #painting, #художник, #russia, #Лондон, #artist, #nature, #бытописание, #картина, #artwork, #drawing #бытовой_жанр, #венецианские_маски, #гравюра, #стихи #живопись, #рисунок,  #искусство_Нового_времени,
boutme_cc


Комментарии