Приведем небольшую биографическую справку о создателе полотна, чтобы вам, читатель, было легче представить себе социальную среду, породившую такое значимое явление русской живописи как Маковский.
Владимир Маковский - русский живописец, коллекционер произведений искусства, педагог. В русском изобразительном искусстве был ярким представителем реализма. В своих произведениях Маковский сочетал откровенное изображение действительности с интересом к повседневной жизни, приправленным долей иронии. Ранние работы Маковского отличались четкостью деталей, сдержанностью красок и стремлением к совершенству. Позже его манера письма становится более свободной, эмоциональной и выразительной.
Семья Маковских была заметной в творческой среде семьей России XIX века.
Все три брата, а также сестра Александра стали художниками.
Брат художника, Константин Егорович Маковский |
Владимир Егорович Маковский рос в среде образованного среднего класса.
Отец художника, Егор Иванович Маковский |
Владимир Маковский родился 26 января 1846 года в Москве, Российская Империя (нынешняя Россия). Он был сыном Егора Ивановича Маковского, коллекционера, одного из основателей Московской художественной школы, а мать его была композитором.
Брат, Николай Егорович Маковский |
Владимир, как и его братья и сестры, интересовался не только жизнью русской буржуазии, но прежде всего судьбой простого сельского населения и его невзгодами.
Начал обучаться живописи в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Продолжил учебу в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.
В 1863 году студенты Петербургской Академии художеств восстали против консервативных взглядов учителей. Они требовали нового взгляда на социальную действительность, подобно французским реалистам кружка Гюстава Курбе в Париже.
Студенты были отчислены. Противопоставляя себя официальному искусству, они основали передовую когорту художников, известную как «Передвижники». Лидером движения был Иван Николаевич Крамской.
В 1867 году Владимир Маковский вместе с В. Г. Перовым, И. М. Прянишниковым, П. М. Шмельковым, А. К. Саврасовым, В. В. Пукиревым и другими художниками участвовал в издании «Альбома видов и сцен русской жизни». В том же году Маковский создал иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина.
Владимир Маковский занимает видное место в среде передвижников.
Поэт в России больше не пиит.Он возмужал в объятьях авангарда,он дышит грозно - словно динамит,и стих его разит как алебардалюбого, кто был раньше знаменит.И вот уже другие голосапарят легко и льются плавно песней.Да что с того, что им немного тесно,к любым ветрам привыкнут паруса,когда совпали времена и местность.Я одинок, я сильно одинок,я век влачил свой жалко и бесплодно.Здесь подошла бы плавно рифма: "Бог",но рифмовать, увы, уже не модно.Перечеркнём её наискосок.Прощайте рифмы, верные друзья,теперь верлибр - изысканное блюдо.О нём не смею даже думать худо.Поэзия - мы все одна семья,возникшая с любовью ниоткуда.
"Поэт в России...". Влад Снегирев. 2021
Передвижники хотели выставляться не только в Москве и Санкт-Петербурге, но большей частью в различных провинциальных городах.
Маковский и его соратники отвергали классические мифологические сюжеты. Вместо этого они хотели рисовать реалистичные сцены из повседневной сельской жизни и неприукрашенные фантазией художника русские пейзажи, часто приправленные хорошей дозой юмора.
В 1871 году художник выставил свои работы на Первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок.
В начале 1870-х годов у Маковского уже была собственная литографическая мастерская. Он много работает в области книжной графики, иллюстрирует произведения Тургенева, Гоголя, Лермонтова.
В семидесятые годы его картины были посвящены в основном деревенским жителям. Полотна «Продавец виноградного сока» (1879 г.), «Консервирование фруктов» (1876 г.) и «Поздравитель» (1878 г.) изображают различные сцены, в которых настроение тонко продумано и почти вызывает смех. Другие его работы, такие как «Благодетель» (1874 г.) и «Осужденный» (1878 г.) глубоко социальны. В них Маковский либо критикует ложное сочувствие аристократии к беднякам, либо обращает внимание на притеснения и гонения со стороны царской жандармерии.
В 1872 году по заказу Общества естествознания, антропологии и этнографии пишет серию картин (масло на картоне) научно-познавательной тематики.
С 1880 года Маковский принимает участие в выставках Московского общества любителей художеств.
Художник создает новаторские произведения, на которых зритель может увидеть крестьянок с детьми на работе или «визиты к бедным» состоятельных горожан с благотворительными и просветительскими целями. Все эти полотна полны глубокой иронии.
Мрачная картина «Осужденные» - одно из таких наблюдений художника за социальной действительностью. Пристальное до пристрастности созерцание окружающего способствовало росту художественного мастерства автора.
В 1880-х годах Маковский, будучи участником Демократического художественного движения России, создал такие картины, как «Освобожденный узник» и «Крах банка».
Именно в восьмидесятые годы, во времена русской «демократической» живописи, Маковский создал самые пронзительные свои произведения.
В 1882 году, когда умер Василий Перов, Владимир Маковский был назначен профессором Московского училища живописи, скульптуры и архитектуры. Он занимал эту должность до 1894 года, когда его повысили до ректора Подготовительной школы Академии художеств. Художник занимал пост ректора в течение двух лет.
Среди величайших произведений Маковского этого периода - «В передней примирительного суда» (1880 г.).
В конце 1890-1910-х годов Маковский принимал участие в общественной деятельности: входил в наблюдательный совет по педагогическим курсам при Императорской Академии художеств.
В 1902 году в Петербурге прошла его первая персональная выставка. С 1905 года Маковский получил должность действительного статского советника.
Его работы с годами становились все мрачнее и пессимистичнее. Особенно поражает зрителя его Кровавое воскресенье 1905 года в Петербурге. Работа ярко демонстрирует симпатии автора: солдаты русского правительства на картине стреляют в беззащитных людей.
Владимир Маковский также был великим мастером портретной живописи. Известен его портрет императрицы Марии Федоровны при полных регалиях.
В первые годы после большевистской Октябрьской революции 1917 года Маковский поднял флаг свободного от идеологии реализма в России, несмотря на зарождающиеся тенденции так называемого социалистического реализма.
Маковский немало приложил усилий к тому, чтобы прежние реалистические традиции заняли достойное место в работах художников, создававших новый жанр - соцреализм.
Но в 1920 году Владимир Егорович Маковский умирает, оставшись навсегда одним из крупнейших художников-реалистов России.
Одна из выдающихся картин художника, рассказывающих о трагических буднях России тех лет - это «Крах банка» (1881).
Маковский мастерски показывает чувства и переживания людей, вложивших последние сбережения в банк, потерпевший крушение. Теряющая чувства несчастная старушка. Растерянность купеческого люда. Шокированные и возмущенные лица. Самодовольство финансистов, единственных выгодоприобретателей от падения курса акций. Все эти сценки представлены художником психологически ярко и точно.
Владимир Маковский - непревзойденный мастер живописи, не знавший себе равных в написании картин реалистического жанра. Редкий художник мог с такой же точностью и тонким психологизмом изобразить на своих полотнах повседневную жизнь обычных людей. Купцы и дворяне, чиновники и ремесленники, крестьяне, рабочие и бродяги - все они предстают перед публикой без прикрас, и, зачастую, не с лучшей стороны. Через живопись Маковский высвечивает темные стороны жизни, высмеивая пороки, презирая дельцов, падких только на выгоду.
Картина «Крах банка» была написана в период расцвета творчества художника. Сюжет полотна основан на реальном историческом факте - разорении частного Московского ссудного банка. В результате многочисленных коммерческих махинаций финансистов в середине 1870-х гг. клиенты этого банка - в основном представители среднего класса - потеряли почти все свои сбережения. Маковский запечатлел эпизод, когда обманутые инвесторы, надеясь получить хоть часть своих средств, бросаются в банк. Их лица полны изумления и негодования. Оставшись без денег они долго не могут до конца поверить в то, что произошло.
Маковский с невероятной психологической точностью показал целую галерею уникальных типов и персонажей. В позах, жестах, мимике зрителей открываются разные реакции на одно и то же событие. Один громко возмущен и требует разъяснений, что делать дальше.
Другой, мрачно удрученный, ушел в себя, ошеломленный потерей средств к существованию. Не выдержав обмана, пожилая женщина практически теряет сознание. Взволнованная богатая дама хватает жандарма за руку, словно призывая его разобраться.
Каждый из них беспомощен в этой ситуации, и только один служащий банка, пряча за пазуху крупные прибыли, радостно потирает руки.
Большую роль в передаче образов играет выбранная художником палитра. Тон рисунка холодный, с преобладанием черного, синего и серого цветов, колористика мягкая и матовая. Такие тона позволяют более выразительно показать позы и лица.
Картина «Крах банка» представляется с первого взгляда живописным выражением сочувствия и сострадания к обманутым вкладчикам.
При более внимательном рассмотрении композиции мы видим больше. Интерьеры банка контрастируют с произошедшим в нем событием: классическая архитектура, арки, широкие полукруглые проемы, много света, огромное пространство, жадно поглотившее алчных посетителей. Незыблемое спокойствие классической архитектуры, античных надписей и свитков документов убедительно подчеркивают неброские черты современности - электрическое освещение, телефонные кабели, полицейская охрана, знакомые всем посетителям официальных организаций таблички и объявления.
Полотно прекрасно передает хищническую суть банков, открыто наживающихся на пороках недалекого обывателя: скупости, стяжательстве, алчности, жадности и глупости. Мы видим, что публика от банка не ждет другого поведения, видимо проецируя на его деятельность какие-то свои представления о ведении дел в финансовых организациях; целях подобных учреждений.
Думается, далеко не случайно служащих банка охраняют государственные полицейские. Предлагаем читателям взять на заметку эту деталь, и, дочитав описание картины, выдвинуть свое предположение о том, почему государство и банк солидарны против чаяний вкладчиков.
Между тем, к толпе художник беспощаден. Он подает разномастную, грязных оттенков - бурых, ядовито-зеленых, коричневых, грязно-желтых, поганочно-голубых - публику контрастно к строгим, наполненным светом, неприступным и одновременно открытым пропорциям помещения. Вход, откуда в здание ввалилась в помещение вся эта разномастная масса - нарочито коричнево-асфальтно-зеленый. Словно из далекого прошлого дикая орда варваров вверзилась в пространство цивилизации, и остановленная кордонами учреждения и государства, утратила импульс рывка.
Персонажи же её составляющие точно вышли из гоголевских нетленных творений: тут и Коробочка, и Собакевич, и Ноздрев, и Плюшкин... Утратившие связь с живой жизнью и своим человеческим предназначением, алчные и алчущие стяжатели. Готовые в любую минуту выдать фальшиво-лицемерный жальливый монолог, придать лицу иезуитски панихидное выражение в надежде не оказаться среди прочих проигравшихся ненасытных выжиг. И, может даже, пройтись по головам сотоварищей, в надежде урвать свой заветный кусок.
Работники банка поданы живописцем в явном антагонизме к своим вкладчикам: со светлыми открытыми лицами, статными фигурами, элегантно одетые, выполняющие свой долг, а не идущие на поводу у низких страстей. И даже больше - явно противостоящие и сдерживающие примитивные, бессознательные порывы меркантильного обывателя.
Маковский задолго до Михаила Булгакова своей картиной изрек всем знакомое:
Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…
С той лишь разницей, что полотно представляет нам тех - прежних.
И если выделить толпу волшебной палочкой и удалить, заменив их на вкладчиков всевозможных "МММ", современных рантье, то отчетливо проступит мысль, что никакие личные и социальные потрясения не способны изменить суть людей, поменять нашу сердцевину: расчетливую, деляческую, накопительскую, приобретательскую, истерически, бездумно и разрушительно деятельную...
Написанная более века назад, картина до сих пор не теряет своей актуальности, не просто показывает прошлое, а призывает задуматься о настоящем и будущем. Все достижения человечества обратятся в прах, по мысли художника, если сюжет полотна будет воспроизводиться в новые времена.
«Крах банка», 1880 г. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным. Демокрит
Комментарии
Отправить комментарий