#83 Парк Нара, Кавасэ Хасуи, 1953 год

 

Блог "Искусство и художественная культура" продолжает свой экскурс в японские изобразительные традиции. Сегодня предметом рассмотрения стала гравюра 1953 года "Парк Нара" замечательного художника Кавасэ Хасуи

Среди самых значимых художников-пейзажистов Японии по гравюрам на дереве известны три имени  - Хокусай, Хиросигэ и Хасуи.

Один из самых плодовитых и талантливых художников-синанга начала XX века Кавасэ Хасуи, наиболее известен своими изысканными пейзажными гравюрами. Его руками созданы сотни гравюр на дереве, большей частью в сотрудничестве с издателем Ватанабэ Сёдзабуро

Ранние гравюры Хасуи были уничтожены во время землетрясения в Канто в 1923 году. Великолепные гравюры Хасуи, созданные до этого сокрушительного землетрясения, чрезвычайно редки и сегодня являются одними из самых востребованных в среде ценителей гравюр в стиле синанга

Парк Нара, Кавасэ Хасуи, 1953 год

Подобно творчеству Хироши Ёсида, многие из его работ основаны на акварелях и эскизах, запечатлевших живописные места по всей Японии. В 1953 году японское правительство планировало удостоить  Хасуи звания живого национального достояния, но, в связи с особенностью гравюры как продукта коллективного творчества, ограничились заказом особой гравюры на дереве. Этот принт под названием "Снег в храме Дзодзёдзи" был признан нематериальным культурным достоянием, что стало большой честью для Хасуи и мастеров, которые творили эти прекрасные гравюры вместе с художником.

Хасуи был рожден под именем Бунджиро в Токио, в семье торговца. В детстве Хасуи учился рисовать в западном стиле. Его первым учителем был Сабуросукэ Окада, который обучил его акварели и масляной живописи.

Кавасэ Хасуи. Блог "Искусство и художественная культура"

Его семья была не очень довольна художественными амбициями сына, и во многом препятствовала  ему. Они хотели, чтобы Хасуи принял эстафету семейного бизнеса. Конфликт разрешился, когда его сестра вышла замуж за работника магазина и взяла на себя управление бизнесом.

В возрасте 26 лет Кавасэ попытался поступить в ученики к Киёкате Кабураги, художнику традиционного японского стиля. Но Кабураги посчитал его слишком взрослым и отверг. Кавасэ попробовал поступить на обучение к мастеру снова два года спустя, и в конце концов был принят. Киёката вскоре признал таланты своего ученика, это случилось в 1910 году. В 1916 году он познакомил Хасуи с издателем Сёдзабуро Ватанабэ

В 1918 году Хасуи знакомится с картиной Ито Синсуи «Восемь видов на озеро Бива», которая демонстрировалась на выставке Киодокай, и она стала для него настоящим открытием. Вдохновленный работой Синсуи, Хасуи представил эскизы Ватанабэ. Так началось  плодотворное сотрудничество издателя и художника, начавшееся в 1918 году и продолжавшееся до 1950-х годов.


Кавасэ Хасуи. Блог "Искусство и художественная культура"


Большинство гравюр мастера было опубликовано Ватанабэ, но Хасуи также работал с
Кавагути Сакаи с 1929 по 1932 год.

Ватанабэ был вдохновителем и движущей силой художественного направления шинанга. Когда жанр традиционной гравюры укиё-э был близок к исчезновению, он поручил Хасуи, Синсуи, а также Гойо и Хироши Ёсида возродить традиционный японский пейзаж и гравюры стиля бидзин. Бизнес-идея Ватанабэ заключалась в том, чтобы любители искусства оценили этот стиль гравюр. На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков ранее популярный у ценителей искусства стиль укиё-э не выдерживал конкуренции с фотографией, и, казалось, был обречен на исчезновение.

В период с 1918 по 1923 годы художник Хасуи создал более ста гравюр на дереве. Все они были опубликованы Ватанабэ Сёдзабуро. Большая часть этих гравюр «нового стиля» ушла на экспорт - в основном в Соединенные Штаты. 1 сентября 1923 года в Японии произошло одно из сильнейших землетрясений в истории. Около 140 000 человек погибли в результате землетрясения в Канто. Центр землетрясения находился в районе Токио и Иокогамы.

Типография Ватанабэ была уничтожена пожаром, а вместе с ней и все печатные матрицы Кавасэ. Также был уничтожен дом художника, а вместе с ним и его альбомы. Кавасэ и Ватанабэ пришлось начинать с нуля.

Кавасэ был мастером пейзажной гравюры. Известны его репродукции ночных сцен и рисунки с изображением снегопада или дождя. Как никакой другой художник, он умел создавать настроение своими рисунками.

Парк Нара. Кавасэ Хасуи. Блог "Искусство и художественная культура"

На пейзажных гравюрах художника почти не видно людей. Безлюдное пространство вызывает  двойственное чувство: с одной стороны - умиротворение, но и в то же время странные и несколько жуткие ощущения.

Хасуи принимал участие в процессе подготовки матриц (по одной на каждый цвет плюс ключевая матрица (клавиатура) для контуров) на протяжении всего производственного процесса. Конечный же продукт был результатом совместной работы, резчика, печатника и, что не менее важно, издателя. Можно предположить, что у Ватанабэ были весьма своеобразные представления о том, как должна выглядеть гравюра в стиле синанга, чтобы хорошо продаваться. Сам Хасуи отмечал, что некоторые из отпечатков выглядят лучше, а некоторые хуже, чем его оригинальные эскизы.

Хасуи был небольшого роста подслеповатым человеком. Он носил очки с довольно толстыми стеклами. Чтобы зарисовать детали, ему приходилось близко подходить к объекту. Путешествия обходились в то время очень дорого. Художник так и не разбогател, но мог зарабатывать на жизнь штатным гравером. Он дважды терял свой дом. Сначала из-за землетрясения 1923 года, а затем из-за воздушных бомбардировок Токио во время Второй мировой войны.

Хасуи характеризовали как достаточно консервативную, вплоть до ретроградности, личность. Он предпочитал кимоно западному костюму и любил японское сакэ.

Его последняя гравюра «Зал золотого оттенка Хираидзуми» была закончена в 1957 году, в год его смерти. Хасуи страдал от рака, и контролировал процесс её издания уже на своей больничной койке. Но окончательный отпечаток он так и не смог увидеть. Ватанабэ раздал  оттиски друзьям и знакомым художника по случаю поминальной службы по усопшему мастеру японской гравюры на дереве 6 марта 1958 года.

Для профессионалов в области искусства и серьезных коллекционеров гравюр Хасуи Кавасэ существует справочник в двух томах с полным перечнем работ художника.

Его работы хранят следующие музеи:

  • Музей округа Лос-Анджелес,
  • Художественный музей Гонолулу,
  • Британский музей,
  • Бруклинский музей,
  • Бирмингемский художественный музей,
  • Музей изящных искусств Бостона,
  • Художественный музей Сан-Диего,
  • Гарвардский художественный музей.
Гравюра "Парк Наро" была издана в качестве приложения к календарю 1953 года, заказанному Pacific Transport Lines и опубликованному Ватанабэ Сёдзабуро в освященной веками манере «мэйсё-э» («изображения знаменитых пейзажей»).
Лаконичная гравюра на ксилографии представляет собой осенний пейзаж, героями которого являются деревья, листва, олени, парк.

Парк Нара. Кавасэ Хасуи. Блог "Искусство и художественная культура"

Парк Нара (奈良 公園, Nara Kōen ) - общественный парк, расположенный в городе Нара, Япония, у подножия горы Вакакуса. Это один из старейших парков Японии, заложенный в 1880 году. Парк является одним из «Мест живописной красоты» по классификации Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий (MEXT). 
Здесь обитает более 1200 диких пятнистых оленей (シ カили鹿 шика), свободно гуляющих по парку. Животным присвоена категория MEXT как природному сокровищу. 

Парк Нара ранее состоял из обширных владений храмов. Ранее приватные сады теперь открыты для публики, а храмовые постройки стали дополнительными элементами ландшафта.

В парке находятся Национальный музей Нара и Тодай-дзи, где в самом большом деревянном здании мира находится 15-метровая статуя Будды.

Парк Нара. Кавасэ Хасуи. Блог "Искусство и художественная культура"


В городской парк Нара входят следующие сады:

  • Храм Нобориодзиэнчи-Кофукудзи окружает прилегающую территорию (северная и восточная стороны Зала национальных сокровищ),
  • Asajigaharaenchi-Near Sagiike / Ukimido,
  • Сад Араике е,
  • Укигумоэнчи - территория на восточной стороне перекрестка Большого зала Будды,
  • Касуганоэнчи - Восточная сторона ворот Нандаймон храма Тодайдзи,
  • Чаямаенчи - вход на гору Вакакуса
  • Сад Тодайдзи Тоо,
  • Сад пруда Сарусава,
  • Храм Тодайдзи,
  • Храм Касуга Тайся,
  • Храм Кофукудзи,
  • Shosoin,
  • Национальный музей Нары,
  • Международный форум Нара Касугано 甍 ~ I ・ RA ・ KA ~,
  • Сад руин Восточной башни,
  • Гора Вакакуса,
  • Сад у пруда Митори - длинный и узкий сад вдоль дороги на западной стороне офиса губернатора префектуры.
Парк Нара. Ретро-фотография. Кавасэ Хасуи. Блог "Искусство и художественная культура"

Согласно преданиям, пятнистые олени парка считаются священным из-за Такэмикадзути-но-микото, одного из четырех богов святилища Касуга. Он пришел из святилища Касима в современной префектуре Ибараки, и появился на горе Микаса (также известной как гора Вакакуса) верхом на белом олене. С этого момента олени считались божественными и священными как в храме Касуга, так и в Кофуку-дзи. Убийство одного из этих священных оленей каралось смертной казнью до 1637 года, последней зарегистрированной даты нарушения этого закона. 

Согласно легенде, ребенок, случайно убивший оленя, заживо похоронен вместе с мертвым оленем; указывают даже на могилу близ парка. Говорят, что у местных жителей до сих пор сохраняется чувство привязанности и трепета к оленям.
После Второй мировой войны олени были лишены своего священного божественного статуса и были объявлены национальным достоянием. 

Сегодня посетители парка покупают печенье "оленьи хлопушки" (鹿 煎餅 Shika -senbei ), чтобы покормить оленей. Эти крекеры продаются исключительно компанией WNOW
Во время войны и некоторый период после нее местные жители охотились на оленей для пропитания, в результате количество животных резко упало и составляло менее 100 особей.

Парк Нара.Кавасэ Хасуи. Блог "Искусство и художественная культура"

В послевоенный период поголовье оленей выросло примерно до 1200 (2008 год), что вызвало обеспокоенность жителей в связи с нагрузкой на природу парка, и опасностью для посетителей в критические отрезки жизненного цикла животных (брачный период, размножение и т.д.). 

Тем не менее, в 2010 году мужчина-стрелок был приговорен к шести месяцам лишения свободы за убийство оленя из арбалета. 

Вот такое сакральное место отобразил в своей, с первого взгляда очень простой гравюре Хасуи Кавасэ.

Парк Нара. Кавасэ Хасуи. Блог "Искусство и художественная культура"


Подобная божественная простота роднит изображение не с пейзажем, а с иконой. Признаки иконографического послания:
 
  • автором обыграна священная цифра три - три дерева, три оленя, три цвета (болотно-зеленый, оранжево-коричневый, серо-синий), 
  • изображены божественные животные,
  • есть аллюзия на неопалимую купину,
  • присутствуют три стихии - вода, земля, воздух. 
 
Для яркого акцента, закрывающего половину неба, красно-оранжевой части композиции, выбран традиционный японский клен. 

В естественных условиях произрастания это некрупное дерево, в культуре обычно - крупный кустарник до 8 - 10 м высотой. Растёт в горных лесах на севере Японии, на островах Хоккайдо и Хонсю, на высоте 900 -1800 м. 
Название Acer japonicum (японский клен) дано по географическому происхождению при его классификации шведским натуралистом Карлом Петером Тунбергом во время его поездки в Японию в конце XVIII  века. В Европу клен был завезен в 1864 году. Acer  - это родовое название, происходящее от латинского ǎcěr, -ĕris (острый), относящееся к характерным кончикам лезвий или твердости дерева, которое предположительно использовалось для изготовления копий. 
Осенью его листья приобретают яркую оранжево-осеннюю окраску.  В Японии его называют полнолунным кленом ( fullmoon maple - яп . ハ ウ チ ワ カ エ デ - hauchiwakaede ). Порода очень часто используется в качестве декоративной древесины из-за его яркого осеннего окраса. 
Википедия. 
Три дерева, которые смыкаются с кроной японского клена, похожи на дубы. Но, скорее всего, это другое дерево, более устойчивое к холодам: их крона осталась зеленой. Под ними нет желудей. Ствол и форма листьев говорит о дубе, но, возможно это вяз, который дольше других противостоит осеннему ненастью. Но это окультуренный вяз, так как без специального уходя такого объема ствол у него образуется редко - дерево это стремится ввысь и вширь. Купа листьев трио деревьев образует очертания, похожие на некоего сказочного зверя - дракона, виверну, птеродактиля или нечто иное. 

Парк Нара. Кавасэ Хасуи. Блог "Искусство и художественная культура"


Почва под деревьями абсолютно лишена растительного покрова. Для европейского парка это было бы естественно, но для восторгающихся природой японцев это необычно. Однако, возможно, почва вытоптана оленями. 

Недоумение вызывают и лужи под деревьями. Обычно деревья образуют подобие холмиков, откуда вода закономерно стекает. Да и влаги под столь мощными представителями зеленого царства, как знает каждый садовод, не должно быть в силу их ненасытности к водным ресурсам.

Картина, несмотря на великолепных животных на переднем плане, вызывает тревожное, несколько гнетущее впечатление. Этому способствует:

  • пространственная отстраненность от семейства олененка, тревожно теряющегося в тумане позади оленя и его самки;
  • отсутствие солнца; при этом японский клен ассоциируется с полной луной;
  • белесость тумана, изменившего окрас олененка;
  • диссонанс трех пышных зеленых куп деревьев с скелетообразными ветвями японского клена, покрытого острыми, словно сюрикены, листьями цвета спасательных жилетов;
  • серое небо, разделенное надвое ядовито-болотно зеленым и красно-оранжевым древесными кущами,
  • вода, которую собирается пить самка, вызывает явное недоверие и опасения остальных животных (отравленная вода?),
  • зеленые деревья на гравюре имеют отражение в лужах, а листья и ветки красного клена отражения не отбрасывают,
  • настороженная поза оленя и олененка. Мы уже говорили, что художнику приходилось близко подходить к изображаемому объекту, что могло испугать диких оленей, но не почитаемых жителями священных оленей парка Нара. Но можно вспомнить, что в военное и послевоенное время на этих оленей охотились как на дичь.

Общее ощущение внезапно опустевшего места, таящего невидимую опасность и, скорее, непригодного для жизни. Для осени, конечно, характерно некоторое уныние в пейзажах, но в японских гравюрах это, обычно, очарование увядания. Здесь же ощущается таинственная и коварная угроза, поселившаяся в доселе привычном и понятном, дружелюбном мире. 

Интересно было бы познакомиться с заметками читателей блога о композиции и перспективе этой японской гравюры. В любом случае, они существенно добавляют минорно-тревожных ноток в изобразительное послание художника.
Итак, вы познакомились с замечательной с гравюрой талантливого японского художника, выполненной в манере синанга. 

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:


Художник золотого века укиё-э Утагава Хиросигэ  



Оригами кусудама: истоки, назначение, эстетика




С нетерпением ждем ваших созидательных комментариев, разумных суждений и осознанного понимания художественного послания японского мастера гравюры, уважаемые читатели.

***
#блог-искусство-и-художественная-культура


Блог "Искусство и художественная культура" * Blog "Art and Artistic Culture"
.
#японская_гравюра #engraving #ксилография #art #woodcut, #beauty #арт #рисунок #Edo #укиё-э, #искусство_Японии #музей #Утагава_Хиросиге #Пейзажи #Токайдо, #Ван_Гог #период_Эдо #гедонизм #гейши #японское_искусство, #Ота #самурай #бокаси #принт #кёка, #Роспись #Рельеф #1780s #Оцу #Асакуса
#artblog #артблог #искусство_и_художественная_культура #искусство #художественая_культура, Японское искусство, #Japanese_art, #японская_гравюра #engraving #ксилография #art #woodcut, #beauty #арт #рисунок #Edo #укиё-э, #искусство_Японии #музей #Утагава_Хиросиге #Пейзажи #Токайдо, #Гойо, #период_Эдо #гедонизм #гейши #японское_искусство, #Ота #сюрикен, #бокаси #принт #кёка, #Роспись #Рельеф #1780s #Оцу, #Асакуса, #artblog #артблог #искусство_и_художественная_культура #искусство #художественая_культура, #оригами, #бумага, #paper, #Ватанабэ_Сёдзабуро, #Кавасэ Хасуи, #nvkz, #японский клен, #flowers #Будда, #букетизбумаги #новокузнецк #парк_Нара, #decor #ксилография, #Микаса, #фото, #букет, #мк, #умелыеручки, #голубьмира, #рисование, #люблю, #цветы_оригами, #модель, #дизайн_интерьера #искусство_буси #landscape, #photo #блог искусство и художественная культура #artblog #art #design #party #артблог #кусудама #япония #japan #россия #киригами #мокрая_бумага #складывание_из_бумаги #китай #эдо #пепакура #Papercraft #Киёкате Кабураги, #схема_оригами #синтоизм, #буддизм, #Blog_Art_and_ Artistic_Culture #тесселяция #ukiyo-e, #катасиро, #саше, #боксплет, #Садако_Сасаки, #благовония, #боксплет, #ламинированная_бумага, #японский_дизайн, #сенбазуру, #укие-э, #Вакакуса, #модуль, #путешествия #origami #art #paper #paperart #paperfolding #design #papercraft #summer #artwork #world #abstract #Касуга, #artist #usa #origamiart, #paint, #оригамидизайн #gallery #шар_на_елку #оризуру, #inspiration, #drawing, #parkart, #print, #media, #illustrations, #exposition, #east, #tree, #деревья,

Комментарии