#84 Кино как синтетический вид искусства

 

Синтетические искусства

Кино

ДОКИНЕМАТОГРАФИЧЕСКАЯ ЭПОХА

Изобретение кино  в 1895 году часто приписывают братьям Люмьер, считая их основателями кинематографа. 

Но истоки кино уходят корнями в более далекое прошлое. 

В 1820-х годах ученый Фиттон представил устройство тауматроп, которое и стало настоящим прародителем кинематографа. 
Тауматроп представлял собой гаджет, который создавал оптическую иллюзию, основываясь на феноменах зрения человека. 

Тауматроп

Это событие едва ли вошло бы в историю кинематографа. Но вслед за ним последовали  ряд изобретений, таких как Зоотроп Уильяма Джорджа Хорнера в 1834 году, или кинетограф Эдисона в 1891 году.

Тауматроп, зоотроп, кинетограф, кинеограф

Одним из самых простых приспособлений для создания анимированного изображения является кинеограф (kineograph). Оно состоит из отдельных кадров, нанесённых на листы бумаги, сшитые в тетрадь. Зритель, перелистывая особым способом тетрадь, наблюдает эффект анимации. Кинеография является одной из форм мультипликации.

Название кинеограф запатентовано в 1868 году англичанином Джоном Бернсом Линнетом. В 1894 году пионер кинематографа Макс Складановски использует кинеограф для просмотра своих первых пробных съёмок.

Блог "Искусство и художественная культура"

В 1897 году англичанин Генри Уильям Шорт наладил массовое производство кинеографа под патентованным названием филиоскоп, снабдив его металлическим футляром и рычагом, облегчающим перелистывание страниц.
Сегодня мы его можем встретить под названием флипбук (фолиоскоп) - это маленькие книжки со множеством прорисованных страниц, при быстром пролистывании которых получается анимация за счет двух особенностей человеческого зрения:
  • инерция. Персистенция сетчатки или инерция зрения - особенность зрительного восприятия дискретных последовательных событий, которые кажутся непрерывными. Так, например, когда крутят горящий факел, глаз видит огненный круг вместо нескольких положений одного и того же горящего факела;
  • Фи-феномен. Это ощущение движения, возникающее при последовательном включении стационарных источников света, а также сама форма этого движения.
Флипбук. Фолиоскоп

Когда мы смотрим на объект, его изображение образуют на сетчатке глаза «чувствительную поверхность» к свету на внутренней поверхности задней камеры  глаза, покрытой сетчаткой, которая и представляет собой светочувствительный слой. Изображение захватывается сетчаткой, при этом требуются доли секунды, чтобы
оно пропало. Многие устройства построены на этом принципе: от простого тауматропа, где два изображения вращаются вокруг оси, до праксиноскопа с зеркалами, а также «оптической игрушки» бельгийца Жозефа Плато - фенакистископа.

Праксиноскоп

Праксиноскоп, запатентованный Эмилем Рейно 30 августа 1877 года, использовался как оптический прибор для демонстрации движущихся рисунков. Он был создан на основе зоотропа и фенакистископа, пополнив число докинематографических технологий.
Праксиноскоп, как и зоотроп, имеет барабан, в который помещается сменная лента. В центре барабана находится комплект из 12 зеркал, которые вращаются и отражают одну из двенадцати картинок, изображенных на лентах, и дающих иллюзию движения.
Поэтому изображение получается намного резче, чем в зоотропе и гораздо менее нечеткое.

Праксиноскоп

Фенакистископ (от греч. φεναξ — «обманщик» и σκοπέω — «смотрю») представлял собой лабораторный прибор, демонстрирующий движущиеся рисунки. Его конструкция также основана на феномене персистенции - описанной выше инерции человеческого зрения. Изобретателем фенакистископа считают Жозефа Плато. Почти одновременно с Плато Симон фон Штампфер изобрел аппарат, очень похожий на фенакистископ, и назвал его стробоскопом.
Фенакистископ является диском из бумаги, наклеенной на черной фон, на
котором нарисованы изображения, представляющие зрителю эффект движения при вращении его на оси. Чтобы эффект проявился, необходимо смотреть на изображение 
через прорези в зеркало. 


Фенакистископ

Зоотроп был новой формой зубчатого диска Плато, созданного до описания колеса Фарадея. В зоотропе диск с отверстиями заменен деревянным или металлическим барабаном, открытым сверху, прорезанным вертикальными щелями по бокам и вращающимся горизонтально на оси. Диск с картинками заменен длинной лентой, которая помещается, свернутая в круг, внутри барабана. Эти ленты могли вместить пять, десять и более дюжин картинок, тогда как диски не могли вместить больше двух дюжин.

Зоотроп

Кинетограф - первая пленочная камера в истории кино, разработанная американским изобретателем и промышленником Томасом Эдисоном в сотрудничестве с инженером-электриком Уильямом Кеннеди Лори Диксоном при содействии Уильяма Хейза, специалиста по электротелеграфу. С помощью нее были записаны первые фотопленочные фильмы, всего было снято 148 фильмов с 1890 по сентябрь 1895 года. Эдисон называет машину, построенную Диксоном, кинетографом (от греческого kinetos - движение, а от graphein - записывать). Устройство позволяет просматривать снятые кинетографом пленки после проявления и печати позитивных копий. Эдисон не думал о демонстрации своих фильмов; его устройства устанавливались на ярмарках за 25 центов для посетителей или даже в специальных помещениях: в салонах кинетоскопов. Первый открывается в Нью-Йорке, затем и в других крупных городах США и Европы (Париж, Лондон,…).

Кинетограф

Работа всех этих докинематографических устройств основана на фи-феномене, открытом в 1910 году Максом Вертхеймером

Однажды, во время летнего отпуска, ему в голову пришла идея эксперимента, который должен был прояснить, почему мы иногда наблюдаем движение, когда на самом деле оно не происходит. Вертхеймер приобрел игрушечный стробоскоп и провел предварительную проверку своей догадки. 

Стробоскоп - это предшественник современного проекционного аппарата, представляет собой устройство, которое на мгновение освещает изображения последовательных фаз изменения положения объектов, создавая у зрителя впечатление их движения. 

Стробоскоп

Позднее Вертхеймер провел более глубокое исследование проблемы во Франкфуртском университете вместе с тогда еще студентами Берлинского университета Куртом Коффкой и Вольфгангом Келером.

В эксперименте Вертхеймера, где Коффка и Келер играли роль испытуемых, было проведено  изучение восприятия кажущегося движения предметов - то есть движения, которое на самом деле не происходит. Для его определения Вертхеймер пользовался термином "впечатление движения". 

Используя тахистоскоп (от греч. tachistos — быстрый, скорый + skopeo — смотрю) — прибор, позволяющий предъявлять зрительные стимулы на строго определенное, в т. ч. очень короткое время), он пропускал луч света через две прорези, одна из которых располагалась вертикально, а другая имела наклон от вертикали приблизительно в 20–30 градусов.

Тахистоскоп Шумана


Если световой луч пропускался сначала через одну прорезь, а потом через другую через относительно длительный интервал времени (более 200 миллисекунд), наблюдатели видели последовательное появление света сначала в одной, а затем в другой прорези. Если временной интервал сокращался, то наблюдателям казалось, что обе прорези освещены постоянно. При длительности интервала порядка 60 миллисекунд, создавалось впечатление, что линия света непрерывно перемещается от одной прорези к другой и обратно.

Тахистоскоп

Вертхеймер был убежден, что это явление, получившее экспериментальное подтверждение в его лаборатории, по-своему является таким же элементарным, как и обычное ощущение, но, в то же время, представляет собой нечто отличное от одного или даже нескольких простых ощущений. Он назвал это явление фи-феноменом. По мнению Вертхеймера, кажущееся движение не нуждалось в объяснении. Оно существовало в таком виде, в каком воспринималось, и не могло быть разбито на более простые составляющие.

Макс Вертхеймер

Согласно господствовавшей в то время теории Вундта, интроспекция этих стимулов должна была создавать восприятие двух соседних полосок света и ничего более. Но как бы строго ни проводилась интроспекция в опыте Вертхеймера, движущаяся полоска света продолжала наблюдаться, а все попытки объяснения ее появления со старых теоретических позиций оканчивались неудачей. Целое (в данном случае кажущееся движение линии света) было отлично от суммы его составляющих (двух неподвижных световых лучей). 

Вильгельм Вундт среди своих коллег, ок. 1908 г.

Вертхеймер опубликовал результаты своего исследования в 1912 году в статье под названием «Экспериментальные исследования восприятия движения». Считается, что именно она положила начало возникновению школы гештальт-психологии.

Раскадровка движения

Принято считать, что кинематограф родился во время первого публичного показа, устроенного братьями Люмьер (Огюст (1862-1954) и Людовик (1864-1948)  в Индийском салоне Café de Paris на бульваре Капуцинов 28 декабря 1895 года.

Младший брат Луи является изобретателем запатентованного в феврале 1895 года аппарата «Синематограф», предназначенного как для съёмки, так и для демонстрации отснятого материала. Старший брат Огюст - менеджер предприятия.

Блог "Искусство и художественная культура"

В отличие от других проекционных устройств, кинематограф братьев Люмьер позволяет снимать и проецировать движущиеся изображения. Он быстро вытесняет
другие средства воспроизведения движения, используемые до тех пор. Их аппарат легче и удобнее.
Кинопрограмма состояла из десяти зарисовок бытового характера: 
  • «Кормление младенца», 
  • «Выход рабочих с фабрики Люмьер» (известно, что для этого фильма Люмьеры делали несколько дублей, заставляя рабочих заходить в ворота фабрики и снова выходить, предвосхитив такое явление, как документальная реконструкция),
  • «Вольтижировка» и т. д.
Самого знаменитого фильма «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» Люмьеров на первом сеансе не было. Он был снят позже.

«Кормление младенца» 

Оператор: Луи Люмьер
Дата: [22 марта 1895 г.] - 10 июня 1895 г.
Место съемки: Франция, Лион, Монплезир, дом Люмьер
Персонажи. Слева направо: Огюст Люмьер, его дочь Андре и его жена Маргарита.



Оператор: Луи Люмьер

Дата: [26 мая 1895 г.]

Местонахождение: Франция, Лион, Монплезир, Chemin Saint-Victor (сегодня rue du 1er Film)

Фильм снимался в Лионе в 1895 году. Было снято три версии, две из которых, к сожалению, не найдены. Действие фильма происходит перед фабрикой Люмьер, принадлежащей отцу братьев Антуану, богатому промышленнику. Лента запечатлела, как рабочие уходят на обеденный перерыв. Съемка велась из окна дома напротив фабрики.



ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:



***
#блог-искусство-и-художественная-культура


Блог "Искусство и художественная культура" * Blog "Art and Artistic Culture"

#блог искусство и художественная культура, #самообразование, #самовоспитание, #саморазвитие, #методики самосовершенствования, #самообразование в Новокузнецке, #интернет-центр Новокузнецк, #foloweme, #мамы Новокузнецка, #нвкз, #Кузбасс, #детский центр, #1сентября, #Новокузнецк онлайн, #самообразование в Новокузнецке, #детишки, #razvitie, #россия, #реклама, #russia, #топ, #воспоминание, #искусство, #волшебство, #новокузнецк, #культура, #чудо, #красота, #russia, #рисуем сами, #изучаем искусство сами, #озвученная презентация, #nvkz, #развивашки, #fantazi, #детские книжки, #слушаем рассказы по искусству, #детки, #гномики, #мир талантов и знаний, #школа саморазвития, #любовь, #самовоспитание искусством, #малышам, #fairytale, #занятия искусством, #детское рисование, #художники, #добрые картинки, #дети, #уроки доброты, #метафора, 
#кино, #москва, #любовь, #moscow, #сериал, #фильм, #cinema, #russia, #фильмы, #музыка, #счастье, #россия, #ночь, #топ, #девушка, #film, #красиво, #london, #жара, #paris, #театр, #съемки, #страсть, #питер, #сегодня, #поцелуй, #воспоминание, 
#кинематограф, #сцена, #кинофильм, #кинотеатр, #киноночь, #,видео, #видеограф, #актерскоемастерство, #фильмы, #фильм, #смотрим, #кинолюб, #кинотавр, #киномания, #видеосъемка, #видео, #актер, #фильмы, #сценарий, #посмотреть, #кинофестиваль, #киностудия, #киномакс, #видеооператор, #актеры, #фильма, #победитель, #cinephoto, #бэкстейдж, #bride, #cinema, #film, #movie, #movies, #cinematography, #hollywood, #actor, #filmmaking, #filmmaker, #photography, #director, #art, #actress, #love, #bloggergood, #cinematographer, #artist, #films, #video, #losangeles, #producer, #photooftheday, #shortfilm, #setlife, #music, #theatre, #filmfestival, #model, #horror, #moviestar,




Комментарии