#6 Кино - запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж


  

XX  век - век кинематографа. Значимость его для людей той эпохи была настолько велика, что многие эпохальные кинофильмы сохраняют свое влияние до сей поры. Компьютерный век, приняв эстафету по созданию "движущихся картинок", зеркально повторил основные вехи эпохи кино. Особенно это касается аппаратной части воплощения киноискусства. Как и история вычислительной техники,  история киносъемочного оборудования полна интересных фактов, загадок, прорывов и интригующих подробностей. Блог "Искусство и художественная культура" подготовил для своих подписчиков и гостей очередную публикацию о важнейшем из искусств: кино. Приятного и полезного чтения! 

Сеанс под открытым небом - 
все звезды смотрят кино 
и над сюжетом нелепым 
смеются уже давно. 
С экрана орут, заливают, 
еще сюжета - на треть, 
но облака уплывают: 
им надоело смотреть.

Борис Слуцкий. Сеанс под открытым небом... 1967

Кино- запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж


Киноискусство – это вид художественного творчества, который является синтезом литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Технологические истоки указывают на две принципиальные составляющие кинематографа: фотография (фиксация световых лучей) и движение (динамика визуальных образов). Фотографический принцип связывает кино с изобразительной традицией, идущей от живописи, то есть связывает кино с идеей искусства. "Движущаяся картинка" ведет свое начало от балагана, ярмарочных аттракционов, иллюзионов, то есть традиций массового, развлекательного зрелища.

Биоскоп "Urban"



Историю кино принято отсчитывать от первого публичного киносеанса, организованного братьями Люмьер в Париже в подвале «Гран кафе» на бульваре Капуцинов 28 декабря 1895 года.

Аниматограф Р.У. Пола


Это было представление нескольких короткометражных фильмов, снятых Луи и Огюстом Люмьером.

Хронофотографический пистолет, первое изобретение для захвата движущихся изображений на одной пластине, 1882 год


Именно братья Люмьер во Франции запатентовали первый киноаппарат и дали ему название «синематограф» в 1895 году.


Слева направо: фотоаппарат, стереоскоп и кинематограф


В 1895 - 1896 годах в разных странах были изобретены аппараты, сочетающие в себе все основные элементы кинематографа

  • в Германии - «биоскоп» М. Складовского (1895) и кинопроектор О. Местера (1896); 
  • в Англии - «аниматограф» Р.У. Пола (1896); 
  • в России - «хронофотограф» А. Самарского (1896) и «стробограф» И. Акимова (1896), 
  • в США - «витаскоп» Т. Армата (1896).

Но этим аппаратам предшествовало много других, среди которых наиболее близким к люмьеровскому был кинетоскоп Т. Эдисона, который также базировался на световой проекции, и создан был на год раньше в 1894 году, поэтому некоторые историки считают именно Эдисона изобретателем кинематографа.


На съемках

Первые короткометражные фильмы были длиной 15-20 метров, это примерно составляло 1-1,5 минуты демонстрации и были по большей части документальными.
Фактически уже первые фильмы братьев Люмьер сочетали в себе как фотографическое отношение к реальности: 

  • «Прибытие поезда на вокзал Ла Сиота»
  • «Выход рабочих с фабрики»
  • так и развлекательность, зрелищность – «Политый поливальщик».

Афиша кинематографа Люмьер

Содержание сюжетов


Прибытие поезда на вокзал Ла Сиота 1895 

«И вдруг что-то щёлкает, всё исчезает, и на экране является поезд железной дороги. Он мчится стрелой прямо на вас - берегитесь! Кажется, что вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи, полный измятого мяса и раздробленных костей, и разрушит, превратит в обломки и в пыль этот зал и это здание, где так много вина, женщин, музыки и порока». Максим Горький




Выход рабочих с фабрики 1895 Сюжет прост: показаны рабочие, выходящие с фабрики фабрики братьев Люмьер, которая была расположена в Лионе.



Политый поливальщик, 1895. 

Садовник поливает растения из шланга. Мальчик незаметно для садовника наступает на шланг и вода перестаёт течь. Садовник удивлённо заглядывает в наконечник, мальчик освобождает шланг и вода под давлением ударяет садовнику в лицо. Он роняет шланг и бросается за хулиганом.

Развитие киноискусства в начале ХХ века


Первым кинорежиссером, по-настоящему превратившим фильм в эффектное зрелище, стал Жорж Мельес с фильмом «Путешествие на Луну» 1902 года.





Технологическое развитие кинематографа несомненно влияло на появление новых выразительных средств, на формирование киноязыка.

Небольшая длина первых фильмов была обусловлена техническим несовершенством киноаппаратуры, тем не менее, уже к 1900-м годам длина кинокартин увеличилась до 200 - 300 метров (15 - 20 минут демонстрации). Совершенствование съёмочной и проекционной техники способствовало дальнейшему увеличению длины фильмов, качественному и количественному увеличению художественных приёмов съёмки, актёрской игры и режиссуры. А широкое распространение кинематографа и популярность кинематографа обеспечили его экономическую выгодность, что, однако, не могло не сказаться на художественной ценности снимаемых кинокартин. 

Витаскоп. Т. Армат, 1896


В этот период с усложнением и удлинением сюжета фильмов начинают формироваться жанры кинематографа, оформляется их художественное своеобразие, создается специфический для каждого жанра набор изобразительных приёмов. Наивысшего своего расцвета «немое кино» достигает к 20-м годам, когда оно уже вполне оформляется как самостоятельный род искусства, обладающий своими собственными художественными средствами.

В ранний период кинематографа, звуковое кино пытались создать во множестве стран, но столкнулись с двумя основными проблемами: трудность в синхронизации изображения и звука и недостаточная громкость последнего.
В результате патент на ту систему звукового кинематографа, которая впоследствии совершила звуковую революцию, был получен в 1919 году, но кинокомпании не обратили никакого внимания на возможность кино заговорить, желая избежать удорожания стоимости производства и проката кинофильмов и потери иноязычных рынков. Тем не менее, 17 сентября 1922 года в Берлине впервые в мире был показан звуковой фильм «Глупые жены».





Действие происходит в Монте-Карло. Главный герой — белоэмигрант, авантюрист, выдающий себя за графа Карамзина, с двумя подругами, якобы княгинями, коих он выдаёт за своих кузин, живёт на роскошной вилле и изыскивает различные способы добывания денег: играет в казино, пользуясь положением в обществе, сбывает фальшивые ассигнации; сочетая приятное с полезным, соблазняет богатых женщин и теми или иными способами вымогает у них деньги или драгоценности. Кроме «кузин», у Карамзина есть служанка, на которой он уже много лет обещает жениться. Компанию привлекают драгоценности жены американского консула в Монако, но соблазнить её, в силу различных, порою комических обстоятельств, Карамзину никак не удаётся. В конце концов, он заманивает доверчивую женщину в свой дом и, поведав трагическую историю о долге чести, не выплатив который, он, как дворянин, окажется вынужден пустить себе пулю в лоб, получает от неё крупную сумму. Разочарованная служанка, у которой Карамзин незадолго перед тем выманил все сбережения из ревности поджигает дом, — Карамзину и жене консула едва удаётся спастись. Компанией давно интересуется полиция, надо бежать из города, но у любвеобильного «графа» ещё осталось одно незавершённое дело: он давно положил глаз на слабоумную дочь своего сообщника — фальшивомонетчика. Застав Карамзина в спальне дочери, фальшивомонетчик убивает его и сбрасывает труп в канализацию.
6 октября 1927 года вышел первый звуковой фильм «Певец джаза», в котором кроме музыкальных номеров Эла Джонсона присутствовали и его короткие реплики. Этот день принято считать днём рождения звукового кино.

Сюжет основан на пьесе Самсона Рафаэльсона. Юный Яша Рабинович, пренебрегая устоями своего благочестивого иудейского семейства, распевает популярные песенки в пивной. Когда отец, хаззан, наказывает его за это, Яша сбегает из дома. Через несколько лет он, называя теперь себя Джеком Робином, становится признанным певцом джаза. Он пытается построить карьеру эстрадного артиста, но его профессиональные стремления противоречат требованиям его дома и наследия.



История развития жанрового киноискусства

Развитие киноискусства привело к тому, что киноленты стали делиться на жанры. Так появилось документальное и игровое кино. Документальное кино делилось на разные виды
  • событийная хроника
  • кинолетопись (съемки, создаваемые для истории), 
  • кинофиксация для специальных целей (научные съемки, милицейские протоколы, видеонаблюдение), 
  • авторская журналистика, наконец - 
  • искусство.

Основоположником документального кино стал Роберт Флаэрти (1884–1951). Начинал как горный инженер. В 1910 - годах искал нефть в Канадском Заполярье. В 1922 году создал фильм «Нанук с севера» который имел потрясающий успех у зрителей.




Творческое наследие российского классика документального кино Дзиги Вертова не просто известно и признано в мире. Справедливо считается, что он один из основоположников документалистики как одного из основных направлений современного кинематографического искусства.
В числе созданных им лент – такие новаторские произведения как: 

"Шестая часть мира" (1926) – поэтический рассказ о народах Советского Союза;




"Человек с киноаппаратом" (1929) – гимн кинокамере, повсюду проникающей своим «кинооком», рождающей новый, понятный всему миру киноязык;




Симфония Донбасса (Энтузиазм) – первый звуковой документальный фильм;



Три песни о Ленине (1934) и др.



Первым звуковым фильмом в России является фильм Николая Экка «Путёвка в жизнь» 1931 года  - драматическая история о перевоспитании подростков в трудовой коммуне в первые годы советской власти. 

В Москве орудует одна из многочисленных шаек беспризорников — шайка Жигана. Ребята, собравшиеся в ней, давно живут на улице. В декабре 1923 года силами милиции проведены облавы, пойманы около тысячи беспризорников. Почти все они были распределены по детским домам. Но есть несколько десятков ребят, которые бегут из всех детских домов, в которые их направляют. У одного только Мустафы 8 побегов и 15 приводов. Что с такими делать? Напрашивается решение - отдать их в исправительный дом, то есть в тюрьму для малолетних. Сергеев предлагает другой выход: для таких создать трудовую коммуну. Ребята будут работать столярами, сапожниками, плотниками, оставаясь свободными гражданами, они будут кормить себя сами. Но не воровством, а работой… Добрые намерения, как всегда, были хороши лишь в теории. На практике бывшие беспризорники далеко не сразу становятся честными работягами…




Первые фильмы, предназначенные специально для показа по телевидению, начали сниматься в США в начале 1950-х годов, а в СССР – на десяток лет позже. В то время их авторы были мало озабочены поиском телевизионной специфики. Предпочтение отдавалось, как правило, экранизации русской и советской классики, и телевизионность игрового кино понималась как краткость и лаконичность в использовании выразительных средств. Невероятный успех получили сериалы, вроде бы основанные на реальных фактах, но по своей природе приключенческие. Одними из первых по-настоящему многосерийных и самых популярных были советские телевизионные фильмы «Тени исчезают в полдень» 1972 года, «Семнадцать мгновений весны» 1973 года, «Вечный зов» 1976-1983, действие которых разворачивалось на фоне событий двадцатого века в отдаленных сибирских деревнях.

Кино - запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж


Кино и телевидение


С середины 1990-х годов, после неудачной попытки соревнования с латиноамериканскими «мыльными операми» благодаря отечественным семейным сериалам «Мелочи жизни» и «Азбука любви» кинематографисты осознали необходимость обращения именно к авантюрно-исторической и мелодраматической киноэпопее «Петербургские тайны» на отечественном материале XIX века. Затем был запущен новый проект постановки нескольких сериалов по произведениям А. Дюма, прославившихся в российской версии жанра «плаща и шпаги» - «Гардемарины вперед!», «Д’Артаньян и три мушкетера».

В начале XXI века, с развитием цифровых технологий записи изображения, появилось понятие «цифровой кинематограф» или «цифровое видео» (англ. digital video). Однако до сих пор стандартная киноплёнка (35 мм) превосходит по разрешающей способности все коммерчески доступные цифровые камеры для кинопроизводства.

Практическая работа

Задание. 
Создание сценарного плана и раскадровки документального видеоэтюда на свободную тему 1,5 - 2 минуты.

Раскадровка

Раскадровка сцены из сериала "Настоящий детектив"

Передача движения героев и камеры в раскадровке.

Раскадровка

Основные понятия

Кинематограф - (от греч.— движение и писать, изображать; то есть «записывающий движение») — отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений.
Кадр - это те явления жизни, которые входят в поле зрения объектива и фиксируются на пленке или видеоленте.
Если кадр является основной единицей в передаче содержания экранного сообщения, то содержание самого кадра должно быть максимально информативно. 
В кадре не должно быть ничего случайного, все в нем должно выражать авторскую мысль. Понятие кадра в языке кино имеет два значения: 
  1. кадр в его фотографическом смысле, точнее, кадрик, на кинопленке, который можно приравнять к фотоснимку; 
  2. кинематографический кадр, который имеет длительность, он представляет собой самую маленькую часть фильма, которую фиксирует камера от включения до выключения.

Угол съемки

Изображение в каждом кадре может быть разного масштаба. Масштаб изображения называют планом. План - это масштаб изображения в кадре. Различают шесть планов (применительно к показу человека на экране):

1. Дальний - человек во весь рост и окружающая его среда (она является главным содержанием кадра).
2. Общий - человек изображен во весь рост.
3. Средний план - человек выше колен.
4. Первый план - человек выше пояса.
5. Крупный план - голова человека.

Кинематографический кадр может включать в себя всего один план, например общий. При движении камеры планы могут меняться от дальнего до крупного (наезд камеры) и наоборот (отъезд камеры).

Ракурс – это угол наклона оси камеры: сверху, сбоку, снизу.

Монтаж в переводе с французского языка означает "склейка, сборка". Этот процесс соединения кадров решает и творческие задачи, ведь в зависимости от соединения кадров может изменяться и смысл того, что понимает зритель.

Рекламный постер приспособления для монтажа пленки "Мовиола"


Здесь проявляется одна из возможностей монтажа - возможность создавать особое кинематографическое время, которое не соответствует реальному времени.


Мовиола



Первое приспособление для монтажа киноплёнки - «Мовиола» (1924)

Moviola, модель C

Звукомонтажный стол «Steenbeck» для монтажа и синхронизации изображения и фонограммы на отдельных киноплёнках и магнитных лентах.

Звукомонтажный стол «Steenbeck»


Понятия линейного и нелинейного монтажа относятся только к его электронной разновидности. Исторически первым появился линейный монтаж, предполагающий создание монтажной последовательности перезаписью на новый носитель в нужном порядке. При этом каждая склейка предполагает предварительную подгонку монтажных точек обоих исходных кадров, что замедляет процесс из-за перемоток и замены разных видеокассет с нужными фрагментами. Продолжительные монтажные кадры требуют для перезаписи промежутка времени, равного их длительности. 

Режиссер Робин Райт и оператор Бобби Буковски рассматривают монитор во время создания фильма «Лэнд»


На телевидении нелинейный монтаж стал возможен с появлением компьютеров, способных обрабатывать цифровое видео в реальном времени. Технология работает за счёт мгновенного доступа к произвольному месту любого из монтажных кадров, хранящихся в цифровой памяти. Для этого все исходные материалы переводятся на общий жёсткий диск или другой накопитель, и создаётся лист монтажных решений. Нелинейный монтаж осуществляется при помощи специальных компьютерных приложений, получивших общее название видеоредакторов. Важное достоинство нелинейного монтажа заключается в ненужности полной перезаписи готовой программы для изменения монтажной последовательности, сокращения или удлинения фрагментов. В этом случае достаточно отредактировать лист монтажных решений. Воспроизведение смонтированного сюжета может быть осуществлено сразу же после создания листа, многократно повышая оперативность новостного вещания.

Режиссер Альфред Хичкок и оператор Роберт Бёркс готовятся запечатлеть Генри Фонду на съемочной площадке «Не того человека».

Канадец Эдуард Дмитрык перечислял семь правил монтажа, которым должен следовать хороший режиссёр:

Правило 1: любая склейка должна быть оправдана;
Правило 2: если не уверен, где отрезать монтажный кадр, оставляй запас;
Правило 3: заканчивай кадр, по возможности, во время движения;
Правило 4: лучше оригинально, чем банально;
Правило 5: каждая сцена должна начинаться и заканчиваться продолжением действия; Правило 6: содержательная склейка всегда лучше, чем «подходящая»;
Правило 7: вначале — содержание, потом — форма.


Создание кинофильма начинается со сценария. Он отображается в виде таблицы, пошагово расписывающей все происходящее на экране.

Раскадровка

Творческое задание

Выразите в нескольких кадрах фразы: "Так начинается утро", "Прошло несколько лет", "Был зимний вечер". 
Кадры, которые вы хотели бы снять к этим фразам, можно представить в виде монтажной записи. Представить лучше ее в таком виде

  • № кадра 
  • План 
  • Содержание кадра (что изображено) 
  • Особые отметки (звук, шумы и др.)

Вопросы к беседе:

Что произошло 28 декабря 1895 года?
Когда был показан первый звуковой фильм?
В кинематографе когда человек в кадре изображен выше колен, это какой план?
Кто изобрел синематограф?
Назовите основные этапы развития киноискусства в начале ХХ века.
Какие жанры киноискусства вы можете назвать?
Чем киноискусство отличается от других видов культуры?
Перечислите первооткрывателей кино

Кино - запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж


Итак, киноискусство прошло долгий путь своего развития от небольших  документальных зарисовок до современных фильмов. Жанры киноискусства видоизменялись, демонстрировали тенденцию к слиянию, взаимопроникновению или даже распаду. Преодолев все стадии своего развития, взлеты и падения, кинематограф стал тем, чем он является сейчас, необычным, завораживающим миром для многих зрителей. Ведущее значение в современном кино имеют новые технологии, которые делают фильмы более привлекательными, яркими, напоминающими видеоигры. Сегодня появляется и интерактивное кино, сорежиссером которого являются сами зрители. 

На съемочной площадке

Развитие кинематографа уравняло в правах на культурный досуг мультибогача и бедняка, жителя столичного центра и глухой глубинки, юношу, начинающего путь в жизни, и убеленного сединами старца. Так что отнюдь не случайно кино называют самым демократичным из всех искусств. 

В XX веке кинофильмы стали школой нравственности, зачинателями моды; они формировали вкусы, создавали имиджи и мифы, и, конечно же, заставляли плакать и смеяться миллионы людей во всех концах земного шара. Без кино сегодня невозможно представить становление и других, еще более молодых экранных зрелищ: телевидения, видео, компьютерных искусств (в том числе таких последних достижений техники, как компьютерный перформанс, компьютерная анимация, компьютерная графика).

Кино - запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж



Кинематограф вихрем в век 20-й
Ворвался, сны рисуя на стене,
И радостью, доставленной когда-то,
Запомнился навек тебе и мне.

Густою стереофонией зала,
Интригой, холодящею висок,
Он уводил от быта и скандалов
Тропою зачарованных красот.

Туда, где Мери Поппинс танцевала
И там, обескураженному мне,
Мелодии Верийского квартала
Наигрывал тихонько при луне.

И нежностью Джульетты и Наташи
Всегда многосвечёво осенён,
Любви непостижимые коллажи
Показывал волшебным фонарём.

И был я там раз сто, а может двести
Слезою озарения пронзён,
Когда «надежды маленький оркестрик»
С экрана уходил за горизонт.

Юрий Рехтер. Кинематограф

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:



***
#блог_искусство_и_художественная_культура


Блог "Искусство и художественная культура" * Blog "Art and Artistic Culture"

#блог искусство и художественная культура, #самообразование, #самовоспитание, #саморазвитие, #методики самосовершенствования, #самообразование в Новокузнецке, #интернет-центр Новокузнецк, #foloweme, #мамы Новокузнецка, #нвкз, #Кузбасс, #детский центр, #1сентября, #Новокузнецк онлайн, #самообразование в Новокузнецке, #детишки, #razvitie, #россия, #реклама, #russia, #топ, #воспоминание, #искусство, #волшебство, #новокузнецк, #культура, #чудо, #красота, #russia, #рисуем сами, #изучаем искусство сами, #озвученная презентация, #nvkz, #развивашки, #fantazi, #детские книжки, #слушаем рассказы по искусству, #детки, #гномики, #мир талантов и знаний, #школа саморазвития, #любовь, #самовоспитание искусством, #малышам, #fairytale, #занятия искусством, #детское рисование, #художники, #добрые картинки, #дети, #уроки доброты, #метафора, 
#кино, #москва, #любовь, #moscow, #сериал, #фильм, #cinema, #russia, #фильмы, #музыка, #счастье, #россия, #ночь, #топ, #девушка, #film, #красиво, #london, #жара, #paris, #театр, #съемки, #страсть, #питер, #сегодня, #поцелуй, #воспоминание, 
#кинематограф, #сцена, #кинофильм, #кинотеатр, #киноночь, #,видео, #видеограф, #актерскоемастерство, #фильмы, #фильм, #смотрим, #кинолюб, #кинотавр, #киномания, #видеосъемка, #видео, #актер, #фильмы, #сценарий, #посмотреть, #кинофестиваль, #киностудия, #киномакс, #видеооператор, #актеры, #фильма, #победитель, #cinephoto, #бэкстейдж, #bride, #cinema, #film, #movie, #movies, #cinematography, #hollywood, #actor, #filmmaking, #filmmaker, #photography, #director, #art, #actress, #love, #bloggergood, #cinematographer, #artist, #films, #video, #losangeles, #producer, #photooftheday, #shortfilm, #setlife, #music, #theatre, #filmfestival, #model, #horror, #moviestar,

Комментарии