Одно из самых захватывающих направлений в искусстве, возникновение которого можно уловить в работах художников еще в эпоху позднего Возрождения - реализм. Изображать действительность как она есть представляется достаточно важным для общества до эпохи появления фотографии. Почему же расцвет направления пришелся именно на эру господства фотоискусства? Стоит только прибавить к термину "реализм" понятие "критический" как мгновенно появляется осмысление возможностей и значение этой важной художественной философии XX века. Остается лишь проследить, как зарождалось, росло и развивалось такое движение в художественном мире.
Реализм (от позднелатинского realis - вещественный) - художественный метод (направление) в искусстве, характеризующийся изображением социальных, психологических, экономических и прочих явлений, максимально соответствующий действительности.
Термин «реализм» впервые употребил французский литературный критик Жюль Шанфлери в 50-х годах XIX века для обозначения искусства, противостоящего романтизму и символизму. Рождение реализма чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819-1877), открывшего в 1855 году в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма». В узком смысле слова понятие «реализм» означает конкретно-историческое направление в искусстве XIX века, провозгласившее основой своей творческой программы соответствие правде жизни.
Стилистически реализм многолик и многовариантен, представление о реализме менялось на разных этапах художественного развития. Можно говорить о реалистических тенденциях в искусстве Возрождения, в европейской живописи XVII века (Микеланджело Караваджо в Италии, Рембрандт Харменс ван Рейн в Голландии).
В искусстве XVIII века формируется так называемый просветительский реализм, который основывался на признании преобразующей роли науки и искусства в жизни человека. Просветители, стремясь реально отображать современную им действительность, все явления общественной жизни и поступки людей оценивали как разумные или неразумные (а неразумное они видели прежде всего во всех старых порядках и обычаях).
Положительные герои – это прежде всего воплощение разума, отрицательные - порождение неразумия, варварства прежних времен. Основой реализма XIX века было резко критическое отношение к действительности, отчего он получил название критического реализма. Особенность этого направления – постановка и отражение в художественном творчестве острых социальных проблем, сознательное стремление вынести приговор негативным явлениям общественной жизни. Критический реализм был ориентирован на изображение жизни обездоленных слоев общества и исследование общественных противоречий.
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) – голландский художник, воплотивший в своих произведениях весь
спектр человеческих переживаний. Ключевым средством художественного выражения у
Рембрандта был эффект светотени: луч
света выделяет узловой момент композиции, оставляя в полумраке остальные
элементы.
В своём творчестве он обращался к библейской тематике («Самсон и
Далила», «Давид и Урия», «Явление Христа Марии Магдалине», «Возвращение
блудного сына» и др.), мифологической тематике («Даная», «Флора» и др.),
акцентируя внимание на психологизме образов.
В 1642 году Рембрандт получил
заказ на групповой портрет амстердамских мушкетёров для нового здания Стрелкового общества («Ночной дозор»). При создании самого
масштабного из своих произведений Рембрандт порвал с канонами
голландской портретной живописи, за два столетия предсказав художественные
находки эпохи реализма.
Художник запечатлел внезапное выступление в поход
стрелковой роты, возглавляемой её командирами; композиция решена им как
массовая сцена, пронизанная движением толпы конкретных и безымянных персонажей
и построенная на мерцающем контрасте ярко освещенных цветовых пятен и
затенённых зон. Модели были изображены весьма непосредственно, в движении, что
вовсе не понравилось заказчикам, многие из которых оказались при этом
задвинутыми на задний план.
Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали
вершиной его мастерства как портретиста.
Моделями выступают не только товарищи художника, но и безвестные солдаты,
старики и старухи – все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных
испытаний. Внутреннюю эволюцию художника передаёт череда автопортретов,
раскрывающая зрителю мир его сокровенных переживаний.
В XVIII веке формируется так называемый просветительский реализм, теоретиками которого были Д. Дидро во Франции и Г. Лессинг в Германии. Просветители верили, что смогут изменить несовершенного человека и общество через просвещение, дав ясное представление о том, что такое разум, добро, нравственность, как должна быть устроена жизнь. Идеи просветительского реализма утвердились прежде всего в литературе, в жанре реалистического романа, основоположником которого явился Даниэль Дефо («Робинзон Крузо», 1719). В литературе Просвещения появляется демократический герой (Фигаро в комедии «Безумный день, или женитьба Фигаро» П. Бомарше, Луиза Миллер в трагедии «Коварство и любовь» И.Ф. Шиллера, образы крестьян у А.Н. Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву», народ в баснях И.А. Крылова).
Искусство просветительского реализма воссоздавало обыденную жизнь современного общества и отражало его социальные и нравственные конфликты. Сатирическое изображение жизни эпохи и критика высшего общества XVIII века особенно ярко проявились в творчестве английского художника Уильяма Хогарта.
Лучшей работой художника считается серия из шести картин «Модный брак», где он высмеивает последствия опрометчивого брака по расчёту.
Французский живописец Жан Батист Симеон Шарден обратился к жанрам натюрморта и жанровой сцены. С большой любовью он показал красоту повседневной жизни простого человека, говоря:
«Пользуются красками, но пишут чувством».
В XIX веке развивается критический реализм. Предметом глубокого анализа стал внутренний мир человека, человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Поэтому критический реализм одновременно становится психологическим. Однако критический реализм не ограничивается только обличением безобразного, он изображает также положительные стороны жизни – трудолюбие, моральную красоту, стремление человека к общественно полезной деятельности и многое другое.
Критической реализм в литературе связан с именами Стендаля и Оноре де Бальзака во Франции, Ч.Диккенса, У Теккерея в Англии, в России - Н.В. Гоголя («Мертвые души», «Ревизор»), И.С. Тургенева («Записки охотника»), Ф.М. Достоевского («Братья Карамазовы», «Преступление и наказание»), Л.Н. Толстого («Воскресенье», «Война и мир»).
Жан-Батист-Симеон Шарден (1699-1779) «Карточный домик» (1737) Холст, масло. Находится в Национальной галерее искусств, Вашингтон, округ Колумбия, США. |
В изобразительном искусстве критический реализм зарождается в творчестве французского живописца Густава Курбе (1819-1877). Он изображал все стороны действительности, подчас даже самые неприглядные, считая, что важным качеством реалистического искусства является его полезность и социальная характеристика.
В русском изобразительном искусстве критический реализм был представлен творчеством художников Товарищества передвижных художественных выставок (Передвижники). Основателями товарищества были И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, Н.Н. Ге и В.Г. Перов, которые в 1863 г. создали «Артель художников» (после «бунта 14-ти»), а позже, в 1870 году, она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок».
В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Основу их творческого метода составлял критический анализ окружающей действительности и её критическое отображение. Передвижники также вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки.
Деятельность «Товарищества передвижных художественных выставок» является ключевой вехой в развитии русского искусства. Художники-передвижники стали, своего рода символом русской живописи XIX века. Возникшее как реакция на мертвое безжизненное искусство Академии художеств, Товарищество передвижников стало самым массовым и влиятельным художественным объединением в истории России. Никогда - ни до, ни после этого - искусство русских художников не было так близко и понятно народным массам. Несомненно, что возникновение «Товарищества передвижных художественных выставок» произошло в то самое время, когда это было особенно необходимо для России – как с точки зрения чистого искусства, так и с точки зрения его социальной окраски.
К концу 60-х годов передовые художники Москвы и Петербурга приходят умудренные некоторым опытом общественной деятельности. К этому времени у них складывается твердое убеждение, что пришло время найти такую форму объединения, которая могла бы обеспечить личную независимость художника от официальных, покровительствуемых правительством учреждений и меценатов, сделать более тесными и прямыми связи искусства со зрителем, с народом.
Идея создания Товарищества передвижных выставок обещала многое. Возможность приобрести необъятную народную аудиторию становилась реальной. Мечта нескольких поколений художников воочию воплощалась в жизнь. Но ни для одного из предшествующих поколений она не была так бесконечно привлекательна, как для поколения, сформированного общедемократическим подъемом конца 50-х - начала 60-х годов.
Русские художники-передвижники стремились показать в своих работах идейную сторону изобразительного искусства которая ценилась ими выше, чем, эстетическая, поставив перед собой задачу широкой пропаганды изобразительного искусства, целью которой было общественно-эстетическое просвещение народных масс, сближающего с жизнью демократического искусства. Раскрыть в своих картинах истинную живую жизнь угнетенного крестьянства, страдающих от власти помещиков и богачей - это было основной задачей.
Многие произведения художников-передвижников писались с натуры в стиле жанровой живописи, другие работы писались под влиянием столкновения воображения с реальной жизнью.
Русские передвижники с огромной убедительностью продемонстрировали существование нового творческого движения на первой открывшейся выставке. На этой выставке было продемонстрирована живопись передвижников - картины многих известных художников практически всех популярных жанров:
- портретный,
- пейзажный и
- исторический жанр.
Всего было выставлено 47 экспонатов, которые перевернули академические представления о живописи. Это была первая ступень успеха передвижников, показавших свои картины публике в ином измерении. К тому времени в Академии уже произошли некоторые изменения и прежние установки постепенно отходили в прошлое.
Знаменитые художники-передвижники
Крамской Иван Николаевич (1837 - 1887)
Известный живописец, один из главных реформаторов в искусстве, известный своей антиакадемической деятельностью, пропагандирующий в пользу свободного развития молодых художников.
В 1863 году 14 выпускников Академии художеств во главе с Иваном Николаевичем Крамским отказались писать дипломную работу на предложенную мифологическую сцену. Они вышли из Академии и создали независимую Артель художников. Главной целью своей они видели правдивую передачу действительности. Позже, в 1870 году, было организовано «Товарищество передвижных художественных выставок». Большинство художников-реалистов стали его членами. Одним из пунктов Устава Товарищества было устройство (и "передвижение") выставок в разных городах.
Крамской - главный учредитель и основатель «Товарищества передвижных художественных выставок». Без Крамского невозможно представить все те начинания художественной культуры с ее новейшими преобразованиями, открывшие народным массам всю правду жизни в искусстве.
Иван Крамской - замечательный мастер портретного жанра. Его знаменитая картина «Христос в пустыне» вызвала бурю эмоций и долго не утихавшую полемику. Этой картиной Крамской хотел показать драматическую ситуацию нравственного выбора, в котором нет отступления от выбранного пути.
Василий Григорьевич Перов (1834—1882)
Знаменитые сегодня во всем мире картины кисти Перова проникнуты подлинным трагизмом:
- «Старики-родители на могиле сына»,
- «Тройка».
- «Чаепитие в Мытищах»,
- «Приезд станового на следствие»,
- «Последний кабак у заставы».
Многие ранние работы мастера проникнуты критическим, обличительным восприятием, представляя собой живописные карикатуры, в котором задействовано и духовенство. Перов, как никто другой, раскрыл в своих работах дух идейности и свободы творческого выбора.
Василий Перов. Последний кабак у заставы (1868). Масло, холст, 51,1 х 65,8 см. Третьяковская галерея, Москва |
Многие картины Василия Перова заставляют сочувствовать и сострадать "малым мира сего".
В первые десятилетия существования Академии живописи, ваяния и зодчества пейзажная живопись являлась самым "низким" жанром. Считалось, что только исторический живописец обладает возможностью демонстрировать высокие чаяния человека или корить своих героев за низменные деяния. К концу XIX века, напротив, пейзажный жанр сделался выразителем не только самых новых живописных исканий (как это было в импрессионизме), но и самых глубоких человеческих чувств.
Василий Перов. Федор Достоевский (1872) |
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 - 1897)
Мастер лирического русского пейзажа. Его знаменитая картина «Грачи прилетели», в которой он сумел раскрыть всю тонкую красоту русского пейзажа, навеянного необычайным лиризмом. Это перевернуло всякие представления современников о родной русской природе.
Его другие картины не менее популярны:
- «Лесная дорога»,
- «У ворот монастыря»,
- «Весенний день».
Ге Николай Николаевич (1831 - 1894)
Один из руководителей и организаторов Товарищества передвижников, решительно прервавший связь своего творчества с монополией академизма.
Ге - приверженец отечественной истории. Его картина «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» принесла ему ощутимый успех и популярность у современников.
Главной картиной Первой передвижной выставки оказалось это полотно Николая Николаевича Ге. Петр уличил своего сына в измене, приказал арестовать его, пытать и казнить. Однако в сцене первого допроса противостояние показано только разницей характеров, да еще черно-белой плиткой пола.
Некоторые его работы были не столь удачными:
- «Екатерина II у гроба Елизаветы»,
- «А. Пушкин в селе Михайловском».
Многими работами Ге был часто недоволен, не все из них он завершал до конца. Картину «Милосердие» он просто уничтожил. С трудом переживал свои неудачи.
Славу ему принесла картина «Выход с тайной вечери», которая стала одной из лучших произведений, взволновавшая своей выразительностью.
Такие картины художника, как «Что есть истина?», «Христос и Пилат» подверглись критике духовенства, в связи с чем и были сняты с выставки.
В 1892 году в истории русской культуры произошло важное событие: купец и меценат Павел Михайлович Третьяков подарил городу Москве свою галерею русской живописи. Под Москвой в усадьбе Абрамцево, которая в 1870 году от известного русского писателя С.Т. Аксакова перешла к крупному промышленнику и меценату Савве Ивановичу Мамонтову. Образовалось художественное общество. Гостеприимный хозяин привлекал в него молодых художников - Серова, Коровина, Врубеля и других. Они писали картины, возводили постройки, работали в созданной здесь керамической мастерской. В Абрамцеве была создана первая русская частная опера, спектакли которой они оформляли.
Абрамцево - усадьба, в 60 км к северо-востоку от Москвы. Была центром движения славянофильства и культурной жизни Москву в 19 веке |
Портрет Павла Третьякова, основателя Третьяковской галереи, 1883 год, Илья Репин |
Васнецов Виктор Михайлович (1848 - 1926)
Мастер-живописец, портретист и пейзажист, театральный художник. В составе передвижников с 1878 года. Творчество художника было обращено к русскому фольклору, он создал много полотен на тему русской истории, народных сказаний и былин.
У передвижников национальная тема в живописи отразилась в современных ей сюжетах, у Сурикова, например, - в реальных событиях русской истории. Виктор Михайлович Васнецов обратился к былинам и сказкам.
Виктор Васнецов. Меню ужина «Священная коронация Государя Императора Александра III и Государыни Императрицы Марии Федоровны», 1883 год. |
Некоторое время Васнецов работал и для театра, создавая различные декорации и костюмы к пьесам и сказкам, которые оказали огромное влияние на развитие театрально-декорационного искусства России. Виктор Михайлович работал как театральный декоратор в Мамонтовской опере в Абрамцеве, расписал киевский Владимирский собор, спроектировал здание для Третьяковской галереи.
В своих знаменитых произведениях, он стремился передать сказочный характер Руси, навеянный искренней поэтичностью её преданий.
Его известные работы в этом жанре:
- «После побоища Игоря Святославича с половцами»,
- «Аленушка и Иван-царевич на сером волке»,
- «Богатыри»,
- «Царь Иван Васильевич Грозный» и многие другие.
Иван Иванович Шишкин (1832—1898)
Знаменитый художник, уникальный мастер лесного пейзажа. Его картины известны самой широкой публике. Шишкина называют "певцом русского леса", "лесным богатырем-художником", "царем леса", "стариком-лесовиком". И действительно, ему открывалась потаенная жизнь боров, чащ, опушек, дубрав.
Шишкин, как никто другой любил природу; любил лес, с его колоритной палитрой деревьев, яркими и сочными полянами, освещенными солнцем, напоенными ароматами зелени, цветов и плодов.
Знаменитые картины Шишкина:
- «Утро в сосновом бору»,
- «Рожь»,
- «Ручей в лесу».
Одну из самых известных своих картин Иван Шишкин написал в соавторстве с художником К.А. Савицким, который изобразил здесь медведицу с медвежатами.
Многие его картины снискали огромную популярность, эти картины известны и сегодня.
До Шишкина никто с такой ошеломляющей простотой и откровенностью не поведал зрителю о своей любви к родной русской природе.
Архип Иванович Куинджи (1841 - 1910)
Знатоки живописи сразу припомнят живописные полотна художника с своеобразной гаммой цвета и света.
Лучи света, пробивающиеся сквозь туман, играющие в лужицах на раскисших дорогах – они заметно выделяют стиль художника среди других.
Знаменитая картина «Ночь» привлекает спокойным величием природы.
В картине «Днепр утром» представлен сюжет раннего степного утра.
«Березовая роща» - в этой картине художник показал русскую природу в доселе невиданном приеме написания. Он раскрывает возвышенный образ пейзажа, сверкающим необычным колоритом и контрастом чистых красок.
Куинджи нашел свой неповторимый, самостоятельный путь в искусстве пейзажа.
Исаак Ильич Левитан (1860 - 1900)
Великолепный мастер тихих и спокойных пейзажей. Левитан очень любил родную природу, часто он искал уединения на лоне природы, в поисках особого понимания ее красоты, позднее нашедшего отражение в его пейзажах.
Воспевая природу верхней Волги, он запечатлел для мира ее красоту в прекрасных шедеврах:
- «Хмурый день»,
- «После дождя»,
- «Над вечным покоем».
Кто не любит его мастерски написанные вечерние пейзажи:
- «Золотая осень»,
- «Вечер на Волге»,
- «Золотой плес»,
- «Вечер»,
- «Тихая обитель»,
- «Вечерний звон».
Исаак Ильич Левитан, Большая дорога. Солнечный осенний день 1897 года |
Картины Исаака Левитана называют "пейзажами настроения". В его полотнах разнообразные уголки России увидены сквозь призму глубоко личных переживаний.
Только в России может быть настоящий пейзажист", - писал Левитан.
Картины Левитана требуют внимательного и вдумчивого созерцания. Их нельзя рассматривать бегло и вскользь.
Илья Ефимович Репин (1844 - 1930)
Картины кисти знаменитого художника Ильи Репина отличаются разносторонностью.
Репин написал ряд монументальных жанровых полотен, получивших огромную популярность у современников, чем произвел сильное впечатление на общественность.
Путешествуя по Волге, он запечатлел её красоту и величественность во многих этюдах, которые впоследствии использовал для написания известной всему миру картины "Бурлаки на Волге".
После этой работы к Репину пришла оглушительная слава.
Огромное впечатление на публику произвела и картина «Крестный ход в Курской губернии», где запечатлен простой народ, церковные священники, служащие охраны общественного правопорядка.
Репин также написал ряд работ на историческую тему:
- «Письмо запорожцев турецкому султану»,
- «Иван Грозный убивает своего сына»,
- «Не ждали» и другие.
"Ну и народец же!!! Голова кругом идет от их шуму и гаму. С ними нельзя расстаться. Чертовский народ!" - писал Репин критику В.В. Стасову о запорожцах, которые появились на его огромном холсте. А смеются бравые вояки, сочиняя весёлые и обидные слова в письме султану, приказавшему казакам сдаться его войскам.
Очень плодотворно работал над портретами. Самые значительные из них - портреты писателей Л. Н. Толстого, А. Ф. Писемского, И.С. Тургенева, В.М. Гаршина, ученых И.М. Сеченова и Н.И. Пирогова, военного инженера А. И. Дельвига, композиторов М.П. Мусоргского и М.И. Глинки, художников В.И. Сурикова и И.Н. Крамского и других.
Илья Репин, несомненно, оставил значительный след в истории русской живописи, и его творчество нуждается в более широком и пристальном рассмотрении.
Валентин Александрович Серов (1865 - 1911)
Самым авторитетным членом абрамцевского кружка был Валентин Александрович Серов.
Серов - модный художник своего времени. Славу живописца принесла ему созданная им галерея портретов. Но он также писал пейзажи и картины на историческую тематику. Иногда работал и как театральный художник.
Серов, как ни кто другой знал, что такое портрет и как рисовать портрет. Серов мастерски рисовал карандашом с натуры, ему много позировали известные меценаты, артисты и писатели.
Портрет графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона, позднее князя Юсупова, 1903 год, Валентин Серов |
Наиболее заметны портреты его работы: «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем», портрет М. Н. Акимовой.
Портрет Веруши Мамонтовой, дочери хозяина Абрамцева, Серов написал еще совсем молодым, ему было только 22 года. Веруше же было 12 лет. Она была очень живой девочкой, и ей трудно приходилось во время позирования. Серов передает её настроение через сияющую игру солнечных летних отблесков по всей поверхности полотна. Свежесть плодов и свежесть румянца, быстрый взгляд лукавых глаз, веселая шапка непокорных волос, губы, готовые к улыбке, - все это Серов заметил и передал нам.
Валентин Серов. Девушка с персиками (Портрет В. С. Мамонтовой) |
В этой картине игра света и цвета почти импрессионистическая, но художник остается верным законам реализма.
Портрет императора Николая II, 1900, Валентин Серов |
Серов при всей своей прогрессивности был придворным художником. И на Всемирной выставке 1900 года в Париже он был удостоен Гран-при за портрет великого князя Павла Александровича (брата императора Александра III).
Портрет княгини Зинаиды Юсуповой, 1902 год, Валентин Серов |
Валентин Серов внес новую волну в законы жанра официального портрета: его модели, оставаясь весьма артистичными, не представляют себя в торжественной позе и обстановке, а словно живут, оставаясь самими собой. Официальный характер портрета не отодвигает в работах художника психологию на второй план.
Валентин Серов родился в семье музыкантов и отдал дань уважения художественным кругам своими портретами.
Девушка, освещенная солнцем (Портрет М. Симонович), 1888, Валентин Серов |
На Серова влиял реализм Репина и строгая пластическая система Чистякова. В некоторых своих ранних работах, как и в картине "Девушка, освещенная солнцем", Серов сочетал жанры портрета и пейзажи.
Девятнадцатый век - это золотой век русского изобразительного искусства, породивший значительное число известных художников России, которые оставили своим потомкам богатое наследие. Его ценность просто неизмерима. Благодаря передвижникам - самым известным художникам того времени, картины русской живописи помогают всему человечеству осмыслить представления о жизни тех лет.
Шпаргалка |
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
Картине А.К. Саврасова "Грачи прилетели" посвящается
***
#блог_искусство_и_художественная_культура
Блог "Искусство и художественная культура" * Blog "Art and Artistic Culture"
#русское, #искусство, #праздник, #art, #путешествие, #творчество, #русское _искусство, #арт, #город, #живопись, #народное_искусство, #retro_photo. #view, #красота, #russianculture, #Петроград, #photos, #фото, #city, #россия, #фольклор, #painting, #фольклорные-мотивы, #художник, #мифы, #russia, #фотография, #народные_предания, #былины, #русскаякультура, #славяне, #блог_искусство, #славянская_мифология, #русь, #москва, #силадуха, #эзотерика, #история, #интересно, #ахматова, #факты, #занимательно, #легенды, #мифы, #фактдня, #топовыефакты, #полезныефакты, #интересныефакты, #интелект, #новокузнецк, #человек, #фактымира, #факт, #картины, #art, #искусство, #painting, #живопись, #картинамаслом, #выставка, #artist, #творчество, #картина, #подарок, #acrylicpainting, #художник, #oilpainting, #drawing, #шедевры, #pictures, #эскиз, #картинымаслом, #рисование, #арт, #природа, #moscow, #картинавдом, #picture, #купитькартину, #музей, #пейзаж, #портрет, #саврасов, #пейзаж, #природа, #nature, #landscape, #russia, #природа, #россия, #весна, #небо, #картина, #полотно, #spring, #sky, #красота, #равнина, #березы, #грачи, #оттепель, #realism, #пруд, #колокольня, #гнезда, #beautiful, #деревня, #село, #clouds, #солнце, #tree, #Birch, #природа_россии, #искусство, #art, #творчество, #арт, #живопись, #painting, #художник, #artist, #artwork, #drawing, #стихи, #рисунок, #Федотов, #Ге, #блог-искусство, #Суриков, #Крамской, #Серов, #Нестеров, #Поленов, #реализм, #Маковский, #Репин, #Иванов, #Шишкин,
Комментарии
Отправить комментарий