#90 История городского пейзажа


 


Образ города в истории искусства и в российском искусстве XX века достаточно многообразен.

Городской пейзаж появился в результате нескольких веков развития жанра пейзажа, который в средние века являлся не самостоятельным видом живописи, а только фоном, на котором разворачивалась фигурная композиция.

Впервые подробное и в то же время условное изображение города появилось в период готики. Затем в итальянском искусстве XV в. получили развитие так называемые архитектурные пейзажи, в которых изображались виды городов с необычайной точностью, но, как правило, с высоты птичьего полёта. Развитие городского пейзажа в эпоху Возрождения связано с изучением прямой перспективы и архитектуры как науки.

Итальянский архитектор Филиппо Брунеллески при помощи различных опытов стремился убедить своих сограждан в могуществе перспективы. Так, однажды он сделал изображение нескольких зданий, а в центре перспективного схода линий в этой картине проделал дырочку, сквозь которую предлагал смотреть с обратной стороны картины на её отражение в зеркале. Иллюзия была столь полной, что зрители видели настоящую, а не нарисованную архитектуру. Введение прямой перспективы имело очень большое значение для развития пейзажа. Изображение строилось уже не путём перечисления увиденных фигур, зданий и предметов, когда взгляд мог блуждать по плоскости, а как целое, подчиненное единому смысловому центру


Модель фонаря на крыше Флорентийского собора работы Филиппо Брунеллески и Антонио Манетти. Музей Палладио, Виченца

Опыт Брунеллески:
1. На планшете изображается восьмиугольное здание.
2. Проследите за рисунком с того места, где он был выполнен, наложив его на реальную модель.
Вывод:
Перспектива создается архитектором и появляется сначала как техника изображения.
Перспектива утверждает, что воспроизводит на плоской поверхности то, что существует на самом деле в виде трехмерной модели.
Перспектива предполагает фиксированную точку отсчета.

Опыт Брунеллески


В XV в. получил распространение воображаемый городской пейзаж — так называемый «идеальный город». Это были виды площадей придуманного города, построенные по законам центральной перспективы.


Франческо ди Джорджо Мартини (приписывается). Вид на идеальный город. Gemäldegalerie, Берлин.


Виды городов и городских улиц стали особой областью голландского пейзажа XVII в. 

Ян Вермеер - «Вид на Делфт» (1660/1661)

«Были и целые панорамы городов, были виды, где город рисовался лишь силуэтом на берегу реки, были тщательные перспективные штудии улиц и домов. Именно у голландцев городской пейзаж впервые в истории искусства становится столь разработанным жанром. ...Вехами в развитии этого вида пейзажа стали произведения Яна Вермера Делфтского "Уличка" и "Вид Делфта". Вермер посмотрел на свой дом в маленькой улочке и на вид своего города как на мотивы столь же прекрасные, как самые лучшие зрелища, которые может создать природа»
Ян Вермеер. Узкая улица Делфта. 1658

В XVIII в. в Италии стал завоёвывать популярность архитектурный пейзаж - ведута (в переводе с итальянского - увиденная, вид). Этот пейзаж, документально точно изображающий вид города, один из истоков искусства панорамы.

«Подобно тому, как туристы нашего времени покупают на память цветные открытки, путешественники прошлых веков увозили домой из Италии виды её городов, написанные или гравированные художниками»
Стремление утвердить точность в изображении реального вида города привело к подробным, узнаваемым городским пейзажам - видам Венеции, Рима, других городов Европы.

Томмазо Руис, Вид Кьяйи (1730 г.), Городской музей Гаэтано Филанджери, Неаполь


Самую большую славу завоевали мастера венецианской ведуты. Их город сохранил своеобразие своих нравов и обычаев, в которых было много театрализации. Город каналов в XVIII веке стал городом музыки, театра и карнавалов. Художники опирались на традиции театральной живописи своего времени, стремились продемонстрировать своё мастерство в передаче архитектуры и перспективы. 


Спонсор публикации, Мастерская художника предлагает картины маслом по фото. https://karttina.ru/?utm_source=ef125 

Самый крупный мастер венецианской ведуты Антонио Каналь, прозванный Каналетто, передавал светлый и праздничный облик города ("Большой канал в Венеции", "Площадь Сан Марко"). В работах Каналетто и его учеников всегда царит хорошая погода, небо ясно, безоблачно, но яркое освещение не "съедает" чётких линий архитектурных фасадов. Для достижения перспективной точности ведуисты пользовались камерой-обскурой - специальным прибором, помогающим созданию больших панорамных видов. Каналетто работал во главе большой мастерской.

Мост Риальто с юга, 1737, Каналетто


Одним из его учеников был Бернардо Белотто. Белотто, в отличие от любившего тёплый солнечный свет Каналетто, писал в более прохладной, зеленовато-голубой гамме красок, он чаще пользовался выразительными контрастами света и тени ("Площадь рынка в Новом городе в Дрездене", "Пирна с правого берега Эльбы").

Бернардо Белотто (1720-1780). «Каприччио Падовано», ок. 1742. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Испания.

Наряду с ясным и стройным видением Каналетто и художников его школы в Венеции проявились черты более поэтического и непринуждённого обращения с пейзажем. В произведениях Франческо Гварди виды каналов соседствуют с изображениями двориков и жанровых сцен, увиденное сочетается с сочинённым („Вид площади с дворцом"). ...Пейзаж Гварди не обладает топографической точностью, он перекликается с жанром "каприччо" - архитектурной фантазии. В противоположность чёткости линейных построений и ясности перспективных планов пейзажей Каналетто, в работах Гварди большое значение имеет красочное пятно, он умеет показать красоту обыденных мотивов, которые в жизни могли и не привлекать внимания. Тонкие переходы от света к тени, отблески света, которые художник передаёт густыми мазками белой краски, отдельные яркие красочные акценты - всё это передаёт в первую очередь атмосферу Венеции, когда впечатление от влажного воздуха, солнечного света и исторических зданий сливается воедино.

Мост Риальто с Палаццо Камерленги (фрагмент), Франческо Гварди (1712-1793)


Городской пейзаж в русском искусстве родился в виде гравюрных изображений молодой столицы Санкт-Петербурга. Одним из первых мастеров живописного городского пейзажа был Фёдор Алексеев.

В XVIII столетии примером для русских, как и многих других европейских мастеров, были итальянские художники. Как и в прошлые века, путешествие в Италию рассматривалось как необходимый этап художественного образования. Фёдор Яковлевич Алексеев отправился в Венецию учиться театрально-декорационной живописи. Там он копировал Каналетто.

Федор Алексеев. Вид на биржу и Адмиралтейство со стороны Петропавловской крепости. 1810 год

...Отечественные ценители стремились видеть в нём исключительно "российского Каналетто". Все же копии с иностранных мастеров принесли Алексееву успех, и он сумел перейти к писанию видов русских городов согласно собственным художественным устремлениям. ...Петербург и Москва значительно разнятся в его картинах, как различались они и в сознании современников. Москва - оплот старины, русской истории. Алексеев пишет Красную площадь, Кремль с соборами. Москва у Алексеева всегда более оживлена, чем Петербург. В московских пейзажах можно увидеть и купчих, и разносчиков, и зевак. Иное дело - Петербург. Это город, наполненный деловой жизнью, обозначивший себя в строгих формах Биржи, Адмиралтейства. ...Речной простор Невы придаёт городу парадность. Приближаясь по своему ощущению к классицистам, Алексеев стремился к идеализации того, что видит в натуре. Отсюда приподнятый радостный строй его пейзажей»

Красная площадь в Москве (1801 год). Федор Алексеев


Задания на выбор. Работа над графической композицией «Городской пейзаж»


Практическая работа #1: 
графические зарисовки города; 
работа над городским пейзажем на следующие темы (по выбору учащихся): «Наш (мой) город (село)», «Улица моего детства», «Города, где я бывал». 
Самостоятельная композиция на тему «Улица, на которой я хотел бы жить». Можно сделать работу на пленэре, т.е. на улице с натуры.

Материалы: простые карандаши, тушь, перо, гелевые ручки, уголь, бумага.

Рассмотрите графические зарисовки города, они выполнены в разной технике. Стоит ещё раз посмотреть на рисунки А. В. Кокорина, Т. А. Мавриной, Н. В. Кузьмина,

Татьяна Маврина


Обратите внимание на характер линии в их рисунках, на то, как изображено городское пространство. Рассмотрите сделанные вами в свободное время зарисовки реальных улиц.

Н.В. Кузьмин. Иллюстрации к Евгению Онегину


Ваша главная задача - образное решение города, умение по-новому его увидеть. Не надо слишком сосредотачиваться на учебной задаче построения перспективы и перечисления всех деталей. Изучение произведений многих художников, которые прекрасно знали и умели использовать все законы перспективы, показывает, что они порой их нарушали ради выразительности образа: то стены и своды вздымаются выше, чем по правилам, то высокий горизонт уводит нас вглубь двора или уютной улочки. Очень важно умело выбрать наиболее интересную точку зрения и увидеть все в целом. И помните: умный поэтический вымысел может быть правдивее дотошной точности.

Н.В. Кузьмин. Иллюстрации к Евгению Онегину


Безусловно, нужно думать о перспективных сокращениях в рисунке, но изображения делаются без вычерчиваний и построений, на глаз. Очень важно выбрать подходящую для замысла точку зрения. В композиции рисунка необходимо улавливать главное, опускать некоторые детали.

Н.В. Кузьмин. Иллюстрации к Евгению Онегину


Можно остановиться на серии зарисовок. 
В качестве практической работы предлагается сделать несколько зарисовок города, желательно попробовать сделать их в различных техниках. 
Для пейзажей можно выбрать любую технику, в том числе смешанную (цветные мелки, пастель, восковые мелки с акварелью, акварель и гелевые ручки, гуашь). Гуашь с ограниченной палитрой, 3-4 цвета. 
Цветовая гамма зависит не только от выбранной природной среды, но и от времени года, времени суток, погодных условий.


Н.В. Кузьмин. Иллюстрации к Евгению Онегину


Дополнительный вариант практической работы: «Город» в технике коллажа или аппликации из отдельных изображений (общая композиция после предварительного эскиза).

Материалы: цветная разнофактурная бумага, большой лист бумаги (ватман) для фона, ножницы, клей. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа.

Необходимо создать городской пейзаж (панораму города) в технике аппликации, т. е. нужно вырезать и наклеить силуэты, при этом нужно осмысленно подобрать бытовую бумагу разной фактуры двух - четырех цветов (их не должно быть много, лучше всего 2-4). 

Н.В. Кузьмин. Иллюстрации к "Евгению Онегину"

В декоративном изображении тоже нужно думать об общем колористическом решении. Как всегда, в аппликации следует поискать наиболее удачное расположение на листе всех частей композиции, передвигая вырезанные детали, добиваться ярко выраженного образа города. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа. Вырезая силуэты, совмещая и накладывая их друг на друга, дополняйте более мелкими ажурно вырезанными деталями или графическими дорисовками. А еще лучше включить в коллаж и объемную бумажную пластику. Это задание может быть выполнено как коллективное панно.

Н.В. Кузьмин. Иллюстрации к "Евгению Онегину"


Порядок работы 

Изображение пейзажа начинается с определения формата и положения листа бумаги. Затем проводят линию горизонта, определяющую соотношение земли и неба, выбрать точку схода. Используя точку схода на земле рисуют основные элементы пейзажа, начинают с самых больших и важных. Отмечают их обобщенную, пространственную форму по внешним контурам светлыми линиями, стремясь к тому, чтобы они образовали четкие пространственные планы. Используйте прием загораживания и повышения уровня оснований предметов. Это ведет к появлению уже на первом плане глубины. Намеченное в обобщенном виде прорисовывается и детализируется. Тут нужно учитывать кроме линейной перспективы и законы воздушной.

Ленинградский альбом. А.В. Кокорин, 1968. Акварельные пейзажи

Нарисовав основные части пейзажа, перспективное линейное изображение желательно подкрепить элементами воздушной перспективы.

Проложите обобщенно тон земли, неба и дали. Добейтесь их правильного тонового соотношения, сравнивая между собой. Проложив основной тон крупных частей пейзажа, наметьте более мелкие его детали, начиная от переднего плана и постепенно переходя вглубь, к горизонту. Передайте кажущееся посветление тона земли по направлению вдаль и разницу освещения первого и дальнего планов. Не следует рисовать облака на небе в виде плоских светлых или темных пятен. Мы видим облака снизу как объемные формы, имеющие не одну сторону.

Ленинградский альбом. А.В. Кокорин, 1968. Акварельные пейзажи


Нужно постараться передать и другие элементы воздушной перспективы: по мере удаления в глубину пространства очертания предметов как бы смягчаются, объем ощущается менее определенно. Сравните тон ближних элементов пейзажа с тоном удаленных, и вы увидите, что самые темные тени будут на переднем плане. Запомните: свет и тень предметов на переднем плане контрастнее, а на удаленных предметах, разница между светом и тенью слабее. Такое постепенное ослабление тонов при удалении предметов должно быть передано на рисунке. Кроме того, на первом плане мы видим больше деталей, рельефнее воспринимаем их форму, поэтому на рисунке надо конкретнее прорабатывать ближний план пейзажа и более обобщенно, мягко - удаленный. В конце работы проверьте рисунок: верно ли передано общее освещение, соотношение планов пейзажа, верно ли изображена перспектива отдельных его элементов.

Ленинградский альбом. А.В. Кокорин, 1968. Акварельные пейзажи


Цветовая гамма зависит не только от выбранной природной среды, но от времени года, времени суток, погодных условий. В соответствии с выбором природных условий, времени года, времени суток, погодных условий выберите себе 3-4 цвета гуаши которыми вы будете работать.

Рисовать можно:

  • Зимние, летние, осенние и весенние пейзажи.
  • Утренние, дневные и вечерние пейзажи.
  • Солнечные, дождливые, туманные и снежные пейзажи.

Ленинградский альбом. А.В. Кокорин, 1968. Акварельные пейзажи


Последовательность выполнения работы:

1. Сначала наметить линию горизонта, выбрать точку схода.

2. Определить место здания школы, дороги.

3. Наметить расположение других предметов (дома на улице, деревья, ограды), с учетом законов перспективы. Основание ближних предметов на листе бумаги будут ниже, чем основания дальних.

4. Когда все готово можно рисовать детали (окна, сучья деревьев и т.п.). Если будете рисовать ограду – наметить звенья, учесть, что с удалением они на рисунке должны сужаться.

5. Работа в цвете (гуашь с ограниченной палитрой).

Ленинградский альбом. А.В. Кокорин, 1968. Акварельные пейзажи


Обратите внимание на цветовой, тоновый контраст ближних и дальних предметов, деревьев, построек.

Обратите внимание, как изменяется цвет предметов от их расположения вблизи и вдали от нас, как выглядят деревья, постройки, находящиеся близко к линии горизонта. Как изменяется цвет предметов в зависимости от освещения в различное время дня.

Завершаем работу над пейзажем.


Ленинградский альбом. А.В. Кокорин, 1968. Акварельные пейзажи


Практическая работа

графические зарисовки города; 
работа над городским пейзажем на следующие темы (по выбору): «Наш (мой) город», «Улица моего детства», «Города, где я бывал».

Материалы: простые карандаши, тушь, перо, гелевые ручки, уголь, бумага.


Ленинградский альбом. А.В. Кокорин, 1968. Акварельные пейзажи

Дополнительный вариант практической работы «Город» в технике коллажа.

Материалы: цветная разнофактурная бумага, большой лист бумаги (ватман) для фона, ножницы, клей.


Коллаж


Домашнее задание: Приготовить репродукции с пейзажем.

Коллаж "Город тишины", 2021. А. Л. Мур Странджис


Город в красные пределы
Мертвый лик свой обратил,
Серо-каменное тело
Кровью солнца окатил.
Стены фабрик, стекла окон,
Грязно-рыжее пальто,
Развевающийся локон —
Всё закатом залито.
Блещут искристые гривы
Золотых, как жар, коней,
Мчатся бешеные дива
Жадных облачных грудей,
Красный дворник плещет ведра
С пьяно-алою водой,
Пляшут огненные бедра
Проститутки площадной,
И на башне колокольной
В гулкий пляс и медный зык
Кажет колокол раздольный
Окровавленный язык.

Блок А. А. Город в красные пределы…
28 июня 1904



Как площади эти обширны,
Как гулки и круты мосты!
Тяжелый, беззвездный и мирный
Над нами покров темноты.

И мы, словно смертные люди,
По свежему снегу идем.
Не чудо ль, что нынче пробудем
Мы час предразлучный вдвоем?

Безвольно слабеют колени,
И кажется, нечем дышать…
Ты – солнце моих песнопений,
Ты – жизни моей благодать.

Вот черные зданья качнутся
И на землю я упаду,
Теперь мне не страшно очнуться
В моем деревенском саду.

Ахматова А. А. Как площади эти обширны…
10 марта 1917

Тема городского пейзажа обширна и очень интересна. Каждый город мира - это поэзия в камне. Большие города похожи на непрерывно меняющийся калейдоскоп, который постоянно являет внимательному зрителю новый, незабываемый ракурс, дарит новый нюанс настроения. Еще один пласт данных, который окунет  вас в историю города, а, может, и вашей семьи - это город в творчестве поэтов, художников, писателей, режиссеров. Древние не зря воспринимали город фоном, на котором происходит жизнь. Занимая эту благодатную позицию, городские улицы, дома и парки связывают разные поколения людей, превращая нашу жизнь в нелинейный сюжет. Городские перспективы превращаются в жизненные, продвижение по районом города становится статусом и судьбой. Городская среда формирует человека, сопровождает его, дает ему путевку в жизнь или ставит барьеры. Малейшие изменения в облике городские улиц мгновенно отражаются на судьбах и личном благополучии людей, хотя и в различной степени. В данной заметке нам удалось только заглянуть одним глазком за занавес (или завесу), которым и является для человека городской пейзаж. Но только ваша поддержка и добрые комментарии позволят новым публикациям пробить свой путь в суете повседневности.

 

***

#блог_искусство_и_художественная_культура


Блог "Искусство и художественная культура" * Blog "Art and Artistic Culture"

#городской_пейзаж, #блог_искусство, #перспектива, #точка_схода, #улица, #ведута,  #landscape, #тон, #цвет, #Россия, #Кокорин, #коллаж, #идеальный_город, #архитектура, #время_года, #Каналетто, #акварель, #контраст, #зарисовки, #освещение, #гамма, #среда, #вид, #руинист, #Ленинград, #готика, #образ, #гуашь, #рельеф, #art, #watercolor, #sketch, #drawing, #painting, #aquarelle, #artist, #рисунок, #живопись, #арт, #illustration, #творчество, #скетч, #искусство, #watercolorpainting, #draw, #художник, #picture, #paint,#иллюстрация, #sketching, #googleart, #москва, #портрет, #waterblog, #pictures, #краски, #nature, #графика,



Комментарии