#91 Приобщение к творчеству как фактор успешности подростка в освоении социального пространства

                               

Подростковый возраст - одновременно сложный и в чем-то наивный период жизни. Всё обаяние пубертата заключается в том, что подросток обладает одновременно высокой работоспособностью, неутомимостью, страстью, неистовством в жизненных проявлениях - подобием целеустремленности - при полном беспорядке в смысловой стороне своих побуждений, намерений, порывов, импульсов и суждений. Самостоятельно справиться с вихрем чувств и эмоций, полярных позиций, парадоксальных  желаний подростку очень трудно; часто невозможно. Совладать с этим можно достаточно легко и конструктивно с помощью природной отличительной черты человека - способности к творчеству.  Примат рутины, шаблона, стереотипа разрушает жизнь человека. Творчество привносит в повседневность свежий ветер, дает волшебный ключ к преобразованию тотально серого в яркие цвета солнечного спектра. Эту особую, почти магическую способность человека, особенно необходимо пробуждать в подростковый период -  сложное время бунта и сопротивления, ломки и становления. Блог "Искусство и художественная культура предлагает своим читателям и гостям  рассмотреть проблему творчества в социализации подростка более пристально. Приятного и полезного чтения!

Требования современного времени обязывают строить образовательный процесс так, чтобы подросток научился творчески подходить к решению повседневных задач. Творческий подход делает человека более уверенным в себе и успешным человеком, позволяет самовыражаться в приемлемой для общества форме. Приобщение к творчеству - профилактика девиантного поведения и межличностных конфликтов.

Творчество - переход небытия в бытие через акт свободы. Николай Александрович Бердяев

Паттерн #1. Блог "Искусство и художественная культура"

Педагогическими условиями организации образовательного процесса  традиционно являлось сочетание особого микроклимата, относительно строгого распорядка и некоторого аскетизма в бытовых условиях. В настоящее время бытовые условия в большинстве учебных заведений  до определенной степени комфортные. Но режим дня в соответствии с прежней традицией строго регламентирован сочетанием организованных и относительно свободных видов деятельности (выполнение домашнего задания), и от подростков требуется достаточно высокий уровень владения навыками самоорганизации, чтобы иметь немного свободного времени для занятий по собственному желанию. 

Вдохновение даёт идею. Дисциплина даёт жизнь. Аристарх Ромашин
Паттерн #2. Блог "Искусство и художественная культура"


Специфический бюджет времени - одна из особенностей образовательного процесса у обучающихся помимо общеобразовательной школы, в школах искусств. На досуг в результате отводится в общей сложности полтора-два часа в день.  Под досугом понимают часть свободного времени, которая может использоваться для товарищеского общения или для ниже перечисленных занятий, а именно:
  • потребления ценностей духовной культуры, 
  • любительского творчества, 
  • прогулок, 
  • развлечений и 
  • других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей отдых и дальнейшее развитие личности. 
Деятельность во время досуга выбирает самостоятельно подросток в соответствии со своими склонностями, уровнем развития духовных запросов и интересов. 

Всякое творчество начинается как индивидуальное стремление к самоусовершенствованию и, в идеале, - к святости. Иосиф Александрович Бродский
Паттерн #3. Блог "Искусство и художественная культура"



Научить подростка плодотворно использовать свободное от уроков время - одна из важных педагогических задач родителей и образовательных учреждений. Научить рационально, продуктивно и творчески организовать процесс свободного ознакомления с искусством, техникой, спортом, природой, другими людьми - заказ общества и одна из причин выбора родителями школы искусства в качестве второго образовательного учреждения. 

Тайна творчества есть тайна свободы. Николай Александрович Бердяев


Паттерн #4. Блог "Искусство и художественная культура"


Проблема обучения школьников творческому подходу, как к методу, способствующему решению повседневных задач, актуальна для всей современной системы образования. Значение организации досуга в жизни подростков трудно переоценить. 

Константину Дмитриевичу Ушинскому принадлежат слова: «Когда человек не знает, что ему делать в часы досуга, у него портятся ум, сердце и нравственность». 
Паттерн #5. Блог "Искусство и художественная культура"



Именно досуг представляет необходимые условия развития личности подростка, позволяет реализовать те духовные потребности, которые он не может реализовать в учебное время. В досуге человек часто находит возможности для самореализации, творческого поиска, общения, получения признания и т.д. От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, своё развитие и совершенствование, во многом зависит не только социальное самочувствие человека, но и общая культура, социальная атмосфера в обществе.

Творчество всегда есть самоопределение, выход из пределов своего замкнутого личного бытия. Творец забывает о спасении, он думает о ценностях сверхчеловеческих. Николай Александрович Бердяев
Паттерн #6. Блог "Искусство и художественная культура"


Особое значение для развития творческого начала подростков имеет опыт обучения и подражания креативному поведению. Для обеспечения возможности приобретения такого опыта в образовательную деятельность должно быть включено обучение способам креативного самовыражения, навыкам освоения творческой деятельности. Черты креативного поведения могут сложиться в том случае, если у подростка есть возможность тренироваться в ситуациях, которые предполагают, полную самостоятельность в выборе действий и делают возможным предлагать любые разумные варианты решения. Биографии известных деятелей науки и искусства доказывают, что их приобщение к творчеству, в большинстве своем, произошло в детстве, на занятиях в различных кружках, секциях и прочих объединениях, так и с педагогами индивидуально. Следовательно, предоставление подростку относительной самостоятельности, свободы, выраженное уважение и отсутствие излишней требовательности благоприятствуют развитию творчества.

Кроме чувств, нет в мире людей ничего более настоящего, чем творчество. Анна Кудашева
Паттерн #7. Блог "Искусство и художественная культура"


В современной психологической науке сегодня не существует однозначного определения термина «креативность». Зарубежные авторы придерживаются мнения, что креативность - это развитие дивергентного мышления. Отечественные исследователи определяют креативность как развитое в результате творческой деятельности свойство личности, определяющее возможности социального взаимодействия между людьми, при котором большое значение имеет оригинальность мышления. Таким образом, креативность - это свойство личности, допускающее различные варианты решения жизненных проблем, определяющее активность человека в обществе, позволяющее проявлять свою индивидуальность. Проявление индивидуальности всегда творческий акт в процессе межличностного общения.

Творчество может быть непроявленным… оно зреет внутри личности, оставаясь до поры невостребованным. Наталья Солнцева
Паттерн #8. Блог "Искусство и художественная культура"

Юношество - важный период становления адекватной самооценки и развития социального интеллекта. В юношеском возрасте формируется умение самоанализа, самонаблюдения, способность анализировать собственные результаты и, тем самым, адекватно оценивать себя, верить в собственные силы. Подросток пытается позиционировать себя в качестве самостоятельной личности, интенсивно осуществляет поиск своего места в обществе, в котором ему придется жить и работать. От успешности этих процессов зависит становление уверенности в себе.

Творчество - одна из возможностей сохранить себя как личность. Рубен Давид Гонсалес Гальего
Паттерн #9. Блог "Искусство и художественная культура"


Сопоставление результатов исследования уверенности в себе и креативности показывает, что более уверенные в себе подростки скорее демонстрируют более оригинальные решения поставленных задач.

Творчество есть всегда прирост, прибавление, создание нового, не бывшего в мире. Николай Александрович Бердяев
Паттерн #10. Блог "Искусство и художественная культура"

Чтобы проверить это утверждение и изучить уровень уверенности, можно использовать методику измерения уровня невербальной креативности с помощью теста Райдаса, представляющего собой 30 утверждений, оцениваемым по степени согласия по пятибальной системе. 

Креативность можно оценить с помощью теста "Завершение рисунков" (Complete Figures), который был адаптирован А.Н. Ворониным в 1993-1994 годах в лаборатории диагностики способностей Института психологии РАН. 

Наипервейшая задача заключается в том, чтобы сделать что-то самому. Освальд Шпенглер
Паттерн #11. Блог "Искусство и художественная культура"



Педагогические условия развития уверенности в себе и креативности имеют много общего. Для развития уверенности в себе необходимо создание ситуаций успеха, адекватная оценка действий и поведения подростка окружающими, обеспечение психологической безопасности, поощрение действий и др. (Жатько А.В., Вагин И, Рубштейн Н., Боулби Дж.). Для развития креативности необходимо наличие положительного образца творческого подхода к решению повседневных задач и социальное подкрепление творческого поведения (В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова). Уверенность в себе является источником позитивного ощущения себя и веры в свои возможности. Творческий подход делает человека более уверенным в себе и успешным человеком, позволяет иметь возможность самовыражения в приемлемой для общества форме.

Две вещи оправдывают существование человека на земле: любовь и творчество. Иосиф Александрович Бродский
Паттерн #13. Блог "Искусство и художественная культура"



Неумение презентовать себя обществу, недостаток внимания к себе приводит к дезадаптации и, как её следствию, межличностным конфликтам и девиантному поведению. У подростков отклоняющееся поведение часто связано с протестом против кажущейся несправедливости взрослых и является средством самоутверждения. Среди средств профилактики возникновения девиантного поведения признанное место занимает обучение личности навыкам контроля за своим поведением, которые позволяют сохранять сознательность в трудных и стрессовых ситуациях. Творческий подход в решении повседневных задач - возможность избежать состояния затруднения при принятии решений в стрессовых ситуациях.

В глубине человека заложена творческая сила, которая способна создать то, что должно быть, которая не даст нам покоя и отдыха, пока мы не выразим это вне нас тем или иным способом. Иоганн Вольфганг фон Гёте
Фото в стиле поп-арт. Блог "Искусство и художественная культура"



Приобщение к творчеству является профилактикой девиантного поведения и межличностных конфликтов, а следовательно - фактором успешности подростка в освоении социального пространства.

Мы объясняем людям, что, если никто не смеялся хотя бы над одной из их идей, они, возможно, недостаточно творчески подходят к работе. Билл Гейтс

Паттерн #14. Блог "Искусство и художественная культура"

Данная публикация позволяет понять, для чего необходимо развивать мотивацию и способность творчеству как в подростковом возрасте, так и на более ранних этапах развития. Творчество расширяет спектр взаимодействия личности подростка с социумом, позволяет осваивать и формировать опыт успешного его преобразования под потребности и особенности личности с учетом  равнозначных потребностей и особенностей других людей. Постоянное столкновение с действительностью без  творческого преломления её закономерно приводит  рано или к негативным результатам. Творчество  - это прежде всего постоянный поиск собственного индивидуального пути, который органично и экологично впишется в окружающее, среди множества представляющихся возможностей. Проблема, затронутая в публикации и её решение - одна из основополагающих в концепции и миссии блога "Искусство и художественная культура". Все, что опубликовано нами или будет публиковаться в дальнейшем, в той или иной мере направлено на ее изучение, анализ и разрешение. Всем, кому с нами по пути, мы предлагаем подписаться и следить за новыми публикациями. Будем рады вашим конструктивным комментариям, замечаниям и советам.

***
#блог-искусство-и-художественная-культура


Блог "Искусство и художественная культура" * Blog "Art and Artistic Culture"

#блог искусство и художественная культура, #самообразование, #самовоспитание, #саморазвитие, #методики самосовершенствования, #самообразование в Новокузнецке, #интернет-центр Новокузнецк, #foloweme, #мамы Новокузнецка, #нвкз, #Кузбасс, #детский центр, #1сентября, #Новокузнецк онлайн, #самообразование в Новокузнецке, #детишки, #razvitie, #россия, #реклама, #russia, #топ, #воспоминание, #искусство, #волшебство, #новокузнецк, #культура, #чудо, #красота, #russia, #рисуем сами, #изучаем искусство сами, #озвученная презентация, #nvkz, #развивашки, #fantazi, #детские книжки, #слушаем рассказы по искусству, #детки, #гномики, #мир талантов и знаний, #школа саморазвития, #любовь, #самовоспитание искусством, #малышам, #fairytale, #занятия искусством, #детское рисование, #художники, #добрые картинки, #дети, #уроки доброты, #метафора, 

Комментарии