Дымковская игрушка

      

Дымковская игрушка - это один из самых знаменитых народных промыслов в России, который и по сей день популярен у ценителей народного творчества. Она отличается высоким уровнем мастерства и художественной ценности, а также уникальным методом исполнения.

Дымковские игрушки обладают значительной художественной ценностью, основной особенностью которой является уникальное исполнение каждого экземпляра, включая заметные отличия среди игрушек даже с одинаковыми формами. Этот эксклюзивный подход помогает создать оригинальные и неповторимые изображения с проработанными деталями. В целом, в дымковской игрушке воплощается мастерство ремесленника и его способность выразить творческую мысль многосмысловым перемещением цвета на рельефе.

Создание этих уникальных произведений искусства имеет свою историю: дымковские игрушки впервые появились в Костромской области в 19 веке. Культура изготовления дымковских игрушек зародилась в деревне Дымково в 1860-х годах. В начале XX века игрушки стали выставлять на экспозициях и они стали побеждать в конкурсах в России и за границей. Уникальная технология создания, которая подвижна и зависима от мастерства и творческой натуры ремесленника, добавляет своё значение в живописность дымковской игрушки в целом.

В целом, дымковская игрушка является ярким образцом народного промысла, который отличается уникальной колористикой, передачей местных географических и культурных особенностей в культуре, а также показывает мастерство исконных и современных творцов-ремесленников. Если говорить о художественной ценности, то она объективно высока, причем является результатом многолетнего опыта и объединения талантливых ремесленников вокруг уникального народного промысла. Каждая деталь дымковской игрушки имеет значение, что добавляет этим вещам глубину, а также помогает передать настроение, эмоции и культурные ценности.

Дымковская игрушка – самая яркая и весёлая роспись разных цветов на свистульках, лошадках, других игрушках, изготовленных из глины, предварительно покрытой белилами.



Поселок Дымково близ города Кирова (бывшая Вятка) - самый известный центр производства глиняной игрушки. Поселение основано в 15 веке жителями северного города Великого Устюга, восставшими против московского владычества и сосланными царем Иваном III в отдаленные края. Некоторые из них, в том числе многие искусные мастера и производители игрушек, переселились в поселение, известное в то время как город Хлынов.



Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Праздник уходит своими корнями в языческое поклонение славянскому солнечному божеству Ярило.



Другой древний местный праздник, стимулировавший спрос на игрушки, включал в себя всевозможные народные развлечения, такие как состязания кулачных бойцов и строительство снежных городков и крепостей, лепка снеговиков. В XIX веке сельские праздники были довольно грандиозными, они совмещались с ярмарками и другими торговыми мероприятиями и продолжались несколько дней.



Дымковские игрушки лепили из местной красной глины, смешанной с мелким речным песком, чтобы избежать растрескивания кольцевого обжига. Сначала формировали массивную основу игрушки, а затем к ней прикрепляли более мелкие фрагменты (грудь, руки, голову, бахрому платья, косы или платья-хесады). И позднее, когда праздник утратил своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Во все времена художники всегда стремились изобразить все вокруг себя: животных, сцены крестьянского быта, рыбаков, женщин с предметами быта, красивых девушек и кавалеров, встречавшихся на ярмарках. Но в начале ХХ века дымковский промысел в его традиционная форма почти исчезла.

Благодаря усилиям двух больших энтузиастов традиций художественного мастерства - А. Мезриной, дочери и наследницы мастеров в нескольких поколениях, и исследователя, художника  А. Деншина - в начале 1930-х годов удалось возродить эту ремесленную традицию. Её поддерживала даже советская власть, желавшая сохранить все русские ремесленные традиции, и тем самым вернув дымковской игрушке древнюю славу.




Готовые игрушки сушили несколько дней, обжигали в течение трех-четырех часов, грунтовали растворенным в пахте мелом и раскрашивали темперными красками по белому фону. (Только дымковские игрушечники «отбеливали» свои изделия, погружая их в суспензию мелового порошка в молоке.) При сушке загрунтованной игрушки на сквозняке на поверхности появлялась казеиновая пленка, которая закрепляла меловой налет. 

Игрушечные фигурки, расписанные белой темперой (в два-три слоя), потому что глина выглядела как фарфор. Такое покрытие появилось в ответ на мечту бедняков, которые со временем стали основными покупателями этих игрушек, почувствовать себя богатыми. Этап росписи простыми мотивами и яркими красками интересен технологией, которая делает роспись более насыщенной и блестящей благодаря натуральному ингредиенту: сырому яйцу.


Наиболее древними мотивами дымковской игрушки являются животные и птицы. Однако дымковская игрушка известна прежде всего красочными фигурками гордых дворянок, толстых купчих, элегантных господ, доблестных гусар и группами фигурок, изображающих сцены из циркового быта и традиций уличных базаров. Очаровательно живые и часто забавные персонажи игрушек наглядно представляют повседневную жизнь маленького русского городка 19 века.



Игрушечная конструкция включает юбку в форме колокола и туловище с прикрепленной к нему маленькой сферической головой, согнутыми руками и миниатюрными детскими фигурками. Дымковские игрушки расписывались десятками цветов, а не двумя-тремя, как у других традиционных промыслов фаянсовых игрушек. Их украшали характерным орнаментом из квадратов, полос, кругов, петель или точек. На последнем этапе игрушка украшалась элементами сусального золота, что придавало ей необыкновенно праздничный вид.


Современные дымковские игрушки основаны на античных мотивах, а также традиционных темах в изготовлении игрушек во второй половине XIX века: это всевозможные барыни (или хозяйки), няни, водоносы (или водоноски) и другие. 



В советский период предпринимались попытки обновить ассортимент выпускаемых предметов, добавив персонажей новой послереволюционной эпохи, но безуспешно: люди покупали только традиционные статуэтки.

В 1930-е годы дымковские игрушки стали изображать сказки и современный быт. 



Появились многосимвольные композиции на подставках, фигуры людей выше 30 см и другие.


Массивные, абстрактные и несколько
гротескные формы дымковских игрушек подчеркнуты рюшами, воротниками-фонариками и другими характерными элементами. 



Так со временем в производстве дымковских игрушек появились разные направления. Каждое поколение мастеров, особенно мастеров советского периода, вносило в лепку и декорирование что-то свое. Но общий канон никогда не менялся. 



Нарисованные на белом фоне фигуры никогда полностью не покрывались цветом, оставляя большую часть фигурки  всегда белой, рисуют линии и кружочки. Мастера всегда рисуют чистыми красками, никогда их не смешивая. Цветы и лепные оборки - главные черты дымковской игрушки - остались таковыми и по сей день. Как «всякая гротескная и декоративная фантазия», отраженная «в жизнеутверждающих чувствах, которые она возбуждает» дама в роскошном платье вызывает улыбку умиления на лицах и в наше время.



Постепенно возник ряд признаков, выделяющих игрушку из ряда других народных промыслов. Способность передать движение, лаконичность и обобщенность лепки - эти черты характеризуют фигурки из села Дымково. Дымковская игрушка продолжает звучать в душах чувством радости, точностью выражения характеров, духом шутки. Его история далеко еще не закончена.  


Импровизированная яркая роспись игрушек представляет собой геометрический орнамент из кружочков, клеток, и точки разных цветов и размеров. Дымковские игрушки привлекают наших современников артистизмом, яркими характерами, остроумием и оптимизмом. Это те черты, ставят этот оригинальный промысел вне времени.


При всей своей простоте и внешней примитивности, наивное искусство глиняных  фигурок очень привлекательно и выразительно. Среди них нет двух одинаковых фигур, даже если изображенных типов много: женский и мужской, звери, птицы или композиции.

По устоявшейся традиции все игрушки выполнены таким образом, что фигурки женщин окутаны пышными юбками, мужчины почти всегда верхом, животные имеют короткие и массивные ноги. Дымковские изделия никогда не были в серийном производстве, потому ремесленники неукоснительно сохранили секреты традиций ремесла, следуя всем канонам, закрепившимся веками.

Дымковская игрушка - дело женское, каждый мастер заботится о статуэтке от лепки до росписи, создавая свою особенную форму и дизайн, благодаря которой можно узнать его каллиграфию и стиль украшений. Мастера Дымково признаны Союзом Художников России.

В городе Киров находится «Дымковский музей игрушки», где собрана большая коллекция (более 700 экспонатов), которая постоянно пополняется. Мировую известность дымковская игрушка получила благодаря различным выставкам в России и за рубежом: Италии, Германии, Франции, Японии, Дании, Швейцарии, Англии, США, Австрии, Голландии, Бельгии, Польше, где неизменно вызывала большой интерес. Когда-то детская забава стала одной из «визитных карточек» современной России, известной далеко за ее пределами.

До новых встреч!

      




Блог "Искусство и художественная культура" * Blog "Art and Artistic Culture"

#блог искусство и художественная культура, #самообразование, #самовоспитание, #саморазвитие, #razvitie,  #воспоминание, #искусство, #волшебство,  #культура, #чудо, #красота, #russia, #рисуем сами, #изучаем искусство сами,#fantazi, #слушаем рассказы по искусству, #детки, #аниме, #мир талантов и знаний, #школа саморазвития, #любовь, #самовоспитание искусством, #малышам, #fairytale, #занятия искусством, #детское рисование, #художники, #добрые картинки, #дети, #уроки доброты, #метафора, #блог-искусство, #артблог, #блог искусство и культура, #блог изо, #блог искусство и художественная культура,

Комментарии