Продолжаем разговор об авангардных художественных движениях, распространившихся по всему миру в последние десятилетия XIX века - в первой половине XX века. Речь пойдет о кубофутуризме - ответвлении европейского футуризма и кубизма. Это по преимуществу стиль творчества русских художников, которые соединяли в своих работах фрагментированные формы с отображением движения. Стиль кубофутуризма характеризовался ломкой форм, изменением контуров, смещением и слиянием различных точек обзора, пересечением пространственных плоскостей и контрастом цвета и текстуры. Типично использование художественных средств французского синтетического кубизма. В его рамках широко применялись техники коллажирования, когда художник наклеивал на холст объекты из самых разнообразных материалов: газет, обоев и даже небольших предметов.
Кубофутуризм как направление в искусстве возник в 1910-х годах. Наиболее характерная концепция для русского художественного авангарда тех лет, стремившаяся соединять принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в «четвертом измерении», т. е. во времени).
Кубофутуризм проявился как достаточно локальное движение русского авангарда (в живописи и в поэзии) начала XX века.
В природе существует объем и цвет, звук же рождается от соприкосновения двух в пластическом искусстве-творчестве одни индивидуальности творят через объемы другие через цвет. Третьи через звук. (Если бы в природе ничто не колебалось, если бы каждая единица не вышла из своей границы, то звука в природе не существовало бы). Искусство пластическое до сих пор строится каждой индивидуальностью на всех основах, объема цвета и звука живописец, воспроизведя цветовую картину не подозревая, что он вносит в нее три элемента. Так что картину нельзя рассматривать только с точки цвета, ее нужно видеть и слышать ибо в Построениях предметов и природы мы вносим и звук и цвет и объем. Такова картина художникапишущего природу (предметы). Такова и скульптура оскопленная от цвета (хотя скульптура должна быть цветовая ибо объем в природе именно цвет).
В изобразительном искусстве кубофутуризм возник на основе переосмысления живописных находок, кубизма, футуризма, русского неопримитивизма. Основные работы были созданы в период 1911-1915 годы. Наиболее характерные картины кубофутуризма вышли из-под кисти Казимира Малевича, а также были написаны
- Давидом Бурлюком,
- Иваном Пуни,
- Натальей Гончаровой,
- Ольгой Розановой,
- Любовью Поповой,
- Надеждой Удальцовой,
- Александрой Экстер.
По внешнему виду кубофутуристические работы перекликаются с созданными в то же время композициями Фернана Леже и представляют собой полупредметные композиции, составленные из цилиндро-, конусо-, колбо-, кожухообразных полых объемных цветных форм, нередко имеющих металлический блеск.
Казимир Малевич (23 февраля 1887 – 15 мая 1935 гг.) написал свою первую картину на холсте, когда ему было 16 лет.
Казимир Малевич (1878-1935). Автопортрет (около 1910). Бумага, гуашь (27 x 27 см) |
Эту свою первую картину он назвал «Лунная ночь», и выполнил маслом. Полотно изображало реку с лодкой на берегу и отраженную в воде луну. Один из друзей предложил продать картину и, не спросив художника, отнёс её в магазин, где та была достаточно быстро приобретена кем-то за пять рублей.
В 1895 - 1896 годах посещал Киевскую рисовальную школу Н. И. Мурашко, учась у Н. К. Пимоненко.
Казимир Малевич. Дети, 1908 год |
В 1896 году семья юного художника переехала в Курск, где Малевич работал чертёжником в Управлении Московско-Курской железной дороги, параллельно занимаясь живописью. Вместе с соратниками по духу Малевич организовал художественный кружок.
Казимир Малевич |
Он вынужден был вести как бы двойную жизнь - с одной стороны повседневные заботы провинциала, нелюбимая и тоскливая служба чертёжником на железной дороге, а с другой - жажда творчества. Однако юноше не хватало академического образования, поэтому он решил переехать в Москву.
Казимир Малевич. Точильщик. 1912 год, холст, масло. Частная коллекция |
Летом 1905 года Малевич подал документы в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но его не приняли. Из Курска он приезжал поступать в училище еще два раза, в 1906 и 1907 году, - все безрезультатно. В 1907 году Казимир Малевич окончательно перебрался из Курска в Москву.
Казимир Малевич. Композиция с Моной Лизой, 1914 г. |
Он начал посещать школу-студию Федора Рерберга, где изучал историю живописи и пробовал новые художественные техники. В поисках собственного стиля художник подражал манерам рисования известных мастеров. В это время он создал несколько полотен на религиозные темы: «Эскизы фресковой живописи» и «Плащаница», и картины в стиле импрессионизма «Портрет неизвестной из семьи художника» и «Пейзаж с желтым домом (Зимний пейзаж)».
Казимир Малевич. Плащаница, 1908 год |
После первой выставки объединения «Бубновый валет» 1910 года Малевич написал свои первые авангардистские картины: «Купальщик», «Садовник», «Мозольный оператор в бане» и «Полотеры». В этот же период Малевич создал первую крестьянскую серию. Ранние полотна этого цикла - «Жница», «Косарь», «Крестьянка с ведрами и ребенком», «Уборка ржи» - художник выполнил в духе неопримитивизма. Фигуры крестьян были нарочито увеличены, искажены и упрощены.
Казимир Малевич. Сбор урожая, 1911 год |
Завершающие крестьянскую серию работы - «Женщина с ведрами», «Утро после вьюги в деревне», «Голова крестьянской девушки» - Малевич написал уже в кубофутуристическом стиле. Силуэты селян в этих композициях образовывали многочисленные повторения геометрических фигур. На полотнах фигуры крестьян были плоскими и располагались фронтально, а вместо лиц была белая или черная пустота. На обороте одной из работ автор написал:
«Композиция сложилась из элементов, ощущения пустоты, одиночества, безвыходности жизни».
Казимир Малевич. Плотник, 1928-1929 годы |
В 1932 году Малевич закончил свою художественную эволюцию попытками вернутся к реализму - он стал писать в основном портреты. В картинах соединялись традиции супрематизма, русской иконы и эпохи Возрождения. Как ни странно, для судьбы такого величайшего первооткрывателя современных форм, желание, вдруг, вернуться к реалистическому искусству.
Казимир Малевич. Две крестьянки. Около 1928-1930 годов |
Начиная свой творческий путь, пользуясь выразительным языком импрессионизма, Малевич использовал в творчестве и художественные средства других стилей, постепенно обретая себя. Импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, кубофутуризм и, созданное им в 1915 году направление, супрематизм - это вехи творческого поиска художника.
Казимир Малевич. Дровосек, 1912 год |
Смешивая краски, он переносил своё мировоззрение на холст, образовывая новый долгожданный жанр в искусстве – супрематизм.
«<...> Искусство вышло к полной беспредметности, и этот выход я назвал первенствующим, т.е. супрематическим. Искусство вышло к пустыне, в которой нет ничего, кроме ощущения пустыни. Художник освободился от всех идей – образов и представлений и проистекающих от них предметов, и всей структуры диалектической жизни. Такова философия супрематизма, выводящая искусство к самому себе, т.е. Искусству как таковому, не рассматривающему мир, но ощущающему, не к осознанию и осязанию мира, но к чувствованию и ощущению»
Весенний пейзаж. Казимир Малевич, 1900-е годы |
Первый выход в свет черного квадрата был осуществлен вместе со спектаклем «Победа над Солнцем», где Малевич работал над эскизами декораций и костюмов героев.
Черный квадрат в этой опере выступал вместо круглого, яркого солнца.
«Опера имеет глубокое внутреннее содержание, издеваясь над старым романтизмом и многопустословием, вся Победа над Солнцем есть победа над старым привычным понятием о солнце как о красоте», – Матюшин (один из создателей оперы).
Второй выход черного квадрата произошел во время выставки «0,10» в Петербурге 1915 года. Там же были показаны «Черный круг» и «Черный крест».
«Квадрат - чувство, белое пространство - пустота за этим чувством»
Он хотел изобразить беспредметность в полном её величии, сопоставив цвет к форме и форму к цвету, не теряя при этом свою идею, ощущения, собирая каждую деталь искусства всех времен. Если квадрат - всё, то белое пространство - ничто. Начало конца.
Черный круг Казимира Малевича, 1915 год |
В ночь перед открытием Малевич не спал. Он лично развешивал все 39 картин и не хотел, чтоб их кто-то видел. Он хотел сокрушить зрителя, и ему это удалось, ведь когда они зашли в зал, то увидели …
Казимира Малевич |
Ни портретов, ни пейзажей, а только прямоугольники, круги, и другие геометрические фигуры. А на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где в русских домах обычно вешают иконы, висел «Чёрный квадрат». Но Малевич так и относился к Черному квадрату. Он называл его иконой своего времени, поэтому с его точки зрения – это было даже не кощунство. То есть никакого оскорбления религии он даже не подразумевал. Малевич просто говорил, что создал новую религию, и икона этой религии- черный квадрат.
Казимир Малевич. Корова и скрипка. Дерево, масло, 1913 год |
Малевич был не первым, и даже не вторым художником, который закрасил холст черной краской. Альфонс Алле в XIX веке создал полотно «Битва негров в пещере ночью», а еще раньше Роберт Фладд в XVII веке создал «Иллюстрацию понятий макро- и микроскопа». Художники представили на своих полотнах абсолютно черные изображения. Доводилась ли читателям слышать про эти работы вне контекста черного квадрата? Скорее всего, нет. Точно так же как, если нарисовать у себя в блокноте копию этой самой знаменитой работы, очень маловероятно, что вы стаете известным. Тогда в чем же собственно говоря дело? Все просто и, одновременно, сложно.
Казимир Малевич. Аналитическая таблица, коллаж, оттиск на серебре, тушь и карандаш, бумага 72,4 x 98,4 см, 1924-1927 гг. |
Черный квадрат Малевича – это лишь графическая верхушка айсберга, это часть манифеста художника. Одна работа из многих. Если произносят слово «распятие», оно немедленно ассоциируется с религией, христианством, Богом, Иисусом и т.д. Раньше распятием назывался один из ужасных видов казни, но теперь это символ всего христианства. Так и «черный квадрат» - это символ окончательного разрыва с академизмом, который был основан прежде всего на реалистичной манере изображения и находился в кризисе.
Блог "Искусство и художественная культура". Кубофутуризм |
Одной из причин возникшего клубка проблем была фотография, на тот момент лавинообразно набиравшая популярность. Художники поняли, что не в силах превзойти снимок в плане достоверности. Из этого осознания, можно сказать, и появляется авангардное искусство, в частности супрематизм и кубизм, для которых «Черный квадрат» послужил чем-то вроде точки отсчета.
Супрематический крест (Кашан 36). Казимир Малевич. 1920 г. Гравюра на дереве на японской бумаге, 6,6 x 5 дюймов |
Так ли прост «Черный квадрат», как нам кажется? Тема такого квадрата не отпускала Малевича. С этим образом он не мог уже расстаться. Это была вершина его творчества, и он возвращался к ней каждый раз в поисках вдохновения. Всего Казимир Малевич создал семь квадратов. Два «Красных», один «Белый» и четыре «Черных». Если бы Малевич не считал свою картину нечто большим, чем просто черной фигурой квадратной формы, то не стал бы создавать столько копий. Если художнику нравится написанная им работа, картина или просто небольшое изображение, то он начинаю делать много копий. 🆒 Вспомним Алексея Саврасова и его знаменитые "Грачи прилетели".
«Я долгое время не мог ни есть, ни спать и сам не понимал, что такое сделал» - говорил Малевич.
Казимир Малевич. Черный квадрат, 1915 год |
Чисто черный цвет практически не встречается в природе. Черный – это отсутствие, света. Таким образом Малевич вышел в ноль форм. Начал искусство с чистого листа. Это также похоже на историю норвежского художника Эдварда Мунка. Он постоянно создавал копии своей картины «Крик», потому что ценил ее больше всего. Сегодня это одно из самых дорогих полотен в мире. Тоже самое и с «Черным квадратом».
Черный крест, 1923, Казимир Малевич |
Выбор самого художника, его мировоззрение, делает картину дороже и для других.
«Проведем наблюдение над изменением у человека впечатлений от целого ряда одного размера комнат, выкрашенных в разные тона: коричневый, красный, малиновый, охристый. Мы увидим, что впечатление от их размера будет разное. При перекраске их в белый цвет мы будем иметь одно ощущение. Мы будем их ощущать по размеру гораздо большими, а при других оцветках эти размеры уменьшатся. Следовательно, в этом случае цвет влияет на форму и изменения пространства. Отсюда возникает задача того, что при оцветке комнат или домов необходимо устанавливать такую оцветку, которая бы дала правильное ощущение пространства ее размеру.»
Именно с такой идеей Малевич создал свою следующую картину - "Красный квадрат". Если развивать его мысль в реальности и покрасить данным цветом стены помещения, то сознание инстинктивно начнет беспокоиться, чувствуя опасность.
Красный квадрат выражал эмоции. Он передавал чувство тревоги, художник использовал цвет, кричащий об опасности, безумный и мучительный, ярый. Или, как говорил Малевич, знак революции.
Красный квадрат, 1915 год |
Вершина супрематизма и самая гениальная работа Малевича - "Белое на белом". Главная идея данного направления – беспредметность, и последняя из триад его работ изобразила концепцию в полной мере. Бездонная пустота в пустоте или чистота действий в человеке, понятие или нахождение себя. Олицетворение свободы, мира, именно эти факте и притягивают к картине.
Казимир Малевич, Супрематическая композиция: белое на белом, 1918 год |
«Супрематические три квадрата есть установление определённых мировоззрений и миростроений… чёрный как знак экономии, красный как сигнал революции, и белый как чистое действие». Казимир Малевич
Уже в первых подобных работах Малевича заметна тенденция к переходу от природного ритма к чисто механическим ритмам машинного мира («Плотник», 1912, «Точильщик», 1912, «Портрет Клюна», 1913). Он считал алогизм кубофутуристических работ специфически русской характерной чертой, отличавшей их от западных кубистов и футуристов.
Казимир Малевич. Архитектон Гота, 1923. Гипс. 85,з х 56 х 52,5 см |
Поясняя смысл своей экспериментальной предельно алогичной картины «Корова и скрипка» (1913), Малевич писал:
«Логика всегда ставила преграду новым подсознательным движениям, и чтобы освободиться от предрассудков, было выдвинуто течение алогизма».
В основе замысла этой картины лежит алогическое сопоставление двух форм - "коровы" и "скрипки" - как момент борьбы с логизмом, естественностью, мещанским смыслом и предрассудками.
Скрипка в кубистической аранжировке вызывает в памяти излюбленные сюжеты Пикассо и Брака, представителей элитарного, высокопрофессионального искусства, корова же нарочито примитивистским рисунком и наивной раскраской отсылает к непритязательным картинкам на вывесках мясных лавок.
Разноплановые изображения плебейского домашнего скота и изысканной "королевы музыки" своим иррациональным сосуществованием на общей плоскости должны были посрамить разум, сковавший творческую волю художников в рамки "предметов" и "образов", обладающие жесткой иерархической структурой.
Дальнейшие поиски Малевичем своего художественного Я прекрасно отражаются следующие события 18 - 20 июля 1913 года. Именно тогда проходил Первый всероссийский съезд футуристов. На нём присутствовали всего три человека: композитор Михаил Матюшин, Казимир Малевич и поэт Алексей Кручёных. Ещё хотел присутствовать Велимир Хлебников, но не смог. Этот малочисленный съезд проходил на даче Матюшина. Тем более забавным кажется принятый ими мощный манифест баячей будущего (поэтов-футуристов). В нём они нападают на традиционное искусство, обещают создать новые интересные футуристические произведения. И они не шутили.
Мощным шагом Казимира Малевича уже на пути к супрематизму была постановка оперы «Победа над Солнцем». В декабре того же 1913 года в Петербургском «Луна-парке» состоялось два знаменательных для искусства XX века представления (музыка М. Матюшина, текст А. Кручёных, пролог В. Хлебникова, декорации и эскизы костюмов К. Малевича).
Публике была явлена «Победа над Солнцем» - футуристическая опера, целиком построенная на литературной, музыкальной и живописной алогичности. Стала примером совместной работы поэтов и художников, синтеза искусств - слова, музыки и формы. Опера повествует о том, как группа «будетлян» (от слова будет, будущее - футуристы) отправилась завоевывать Солнце. Обычно это понимается как победа передовой техники будущего над старой природой, но также присутствует и тайный мотив победы над «солнцем русской поэзии», то есть Пушкиным, которого в то время футуристы активно бросали с парохода современности. Либретто широко пользовалось заумью (оставаясь довольно понятным), музыка была хроматической и диссонансной, а оформление - карикатурным, преувеличивавшим характеристики того или иного персонажа. Среди исполнителей оперы было всего два профессиональных певца, остальные - актеры-любители или студенты. В постановке использовался один-единственный инструмент - расстроенное фортепиано.
Казимир Малевич. Архитектон Бета [Beta Architecton], 1926. Гипс, 27,3 х 59,5 х 99,3 см. Architekton реконструирован Полом Педерсеном в 1978 году |
Используя геометрические абстрактные фигуры, Малевич создал декорации и костюмы. Согласно воспоминаниям самого художника, именно во время работы над постановкой оперы к нему пришла идея «Чёрного квадрата» Тут впервые он и появился, но пока в качестве декоративного элемента.
Блог "Искусство и художественная культура". Кубофутуризм |
По задумке Малевича, квадрат закрывал солнце, а белая окантовка символизировала пробивающиеся лучи.
Как писал очевидец спектакля Александр Мгебров: «Были споры, крики, возбуждение». Когда из зала крикнули: «Автора!», главный администратор театра ответил: «Его уже увезли в сумасшедший дом». Но Алексей Кручёных был счастлив! Он восклицал: «Какой успех!» Он добился поставленной цели - полного алогизма и безумия действия. Но что интересно: когда кричали «Автора!» - подразумевали Кручёных! Никому не казалось, что автором спектакля может быть художник. Публика была традиционно ориентирована на восприятие содержания, то есть драматургии.
Опера «Победа над Солнцем» была акцией художников-теоретиков, провозгласивших новые принципы искусства и творчества в своем спектакле-декларации.
Казимир Малевич. Красная площадь на черном, 1920 год |
Казимир Малевич не только совершил один из самых грандиозных переворотов в истории живописи, но и ввел в русский язык несколько новых слов. Его речь была самой изобретательной среди всех художников советского авангарда. В отличие от поэтов-футуристов, использовавших в своих художественных произведениях сотни авторских неологизмов, Малевич изобретал слова для личной переписки и теоретических текстов.
Черный квадрат - эмблема Новой Эры |
Свежести словоупотребления способствовала его лингвистически пестрая юность: с родителями Малевич начал говорить на польском, а за пределами дома его окружала украинская речь, и даже первые свои статьи об искусстве он написал именно на украинском. Не менее важным фактором стала дружба и тесное общение с футуристами - Велимиром Хлебниковым (словарь его неологизмов, составленный филологом Натальей Перцовой, насчитывает несколько тысяч слов) и Алексеем Кручёных, чьим девизом было: «чтобы писалось туго и читалось туго».
Вербальный язык сильно влиял и на живописные высказывания художника. Малевич использовал в некоторых своих изобразительных работах принцип словесной метафоры. Так, силуэт рыбы на картине «Авиатор» (1914) призван воскресить в памяти слово «воздухоплаватель». «Косарь» (1912) изображен с бородой, прорисованной в форме лопаты, что отсылает к фразеологизму «борода лопатой». Источником многих живописных образов в наиболее сложных композиционно картинах Малевича был именно словесный образ.
Всезверь - если всечеловек совмещает в себе свойства разных людей и представляет собой усредненную версию представителей разных культур, то всезверь - это обобщенная сущность окружающего мира, на который воздействует человек.
«Супремaтическaя культурa беспредметного будет отодвинутa нaзaд, a предполaгaемый новый мир плугa и серпa просто будет миром вегетaриaнским, т. е. всезверь стaнет трaвоядным млекопитaющим животным». («Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой», 1922)
Витебская школа искусств Казимира Малевича UNOWIS |
Госваал - этот иронический неологизм образован по принципу советских аббревиатур от словосочетания «государственный Ваал». В Библии Ваал (буквально «владыка») олицетворяет древнее жестокое и кровожадное божество.
«Искусство российское стало вновь содержанкой или проституткой Госваала, которую он отдает на те же нужды своим подданным». («Живопись», ок. 1927)
Земляниты - утопическое население будущего, освобожденное от натурального хозяйства и архитектуры античных форм. Благодаря развитию аэротранспорта земляне будущего уже не будут привязаны к земле, поэтому для них необходимо проектировать планиты - супрематические проекты архитектуры будущего.
Казимир Малевич. На ретроспективной выставке своего творчества в честь пятнадцатилетия революции, 1917-1932 годы |
«Воздушные планиты укажут землянитам новый план городов и новую форму жилищам, в них слышны звучные шумы будущей музыки…» (Трактат 1/46 (Эклектика), 1924–1925)
Кинореска - соединение слов «кино» и «фреска» означает у Малевича искусство, современное по технологии производства, но устаревшее по форме или содержанию. По его мнению, подавляющее большинство произведений кинематографа не используют представленные технологиями средства выразительности и находятся под сильным влиянием традиционной живописи и скульптуры. Вследствие этого кинематограф занимается «барахлом и поцелуями» вместо «дешевого и удобного распространения знаний».
Казимир Малевич. Полировщики, 1911-1912 годы |
«Если кино будет идти по пути „кинореск“, тогда кино не может развивать человека и утончать его мироощущение многообразием восприятия элементов… <…> Это глухонемой ловелас, вечно шатающийся по будуарам». («Кино, граммофон, радио и художественная культура», 1928)
Невесомость - это слово прочно вошло в обиход, но уже с наступлением космической эпохи после смерти Малевича. У него же оно означает скорее не «безвесие», а рациональность технического прогресса, идеал которого - преодолевший свой вес и поднявшийся в воздух аэроплан. Тогда как развитие культуры и искусства для него, напротив, предельно нерационально тяготеет к «тяжести», то есть к устаревшим формам и традициям.
Казимир Малевич. Триумф небес |
«Во всех истинах очевидно существуют практические соображения, цель которых все же невесомость. Инженер беспощаден ко вчерашнему совершенству, как и вся техническая молодежь, она за каждый новый шаг, ее лозунг „Дальше“. Обратное явление в Искусстве, там лозунг „Дальше в прошлое, ненавижу завтра“». («Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой», 1922)
Палитерщики - недальновидные художники, которые чрезмерно дорожат устаревшими формами выразительности. Сам Малевич, разобравшись со всеми волновавшими его проблемами в живописи, перешел к философской и архитектурной проблематике, а также к теории кино. Современный художник, в отличие от палитерщика, должен в равной степени использовать и строительные материалы, и достижения техники, а не только кисти да краски.
Казимир Малевич. Работница (1933) Холст, масло (71 x 60 см) |
«Живописцы-палитерщики заволновались и начали поговаривать о гибели живописи». («Заметка об архитектуре», 1924)
Планиты - объемно-пространственные композиции предельно лаконичных геометрических форм, призванные показать возможности построения архитектуры будущего. Создание таких построений сначала на плоскости, а затем в трехмерном выражении было проекцией теории Малевича с живописи на архитектуру. В теории они должны были служить жильем для землянитов.
«Нет спасения… и в небоскребах, это те же инвалиды в пятьдесят или двести этажей, мешающие спуску воздушных планитов к земле». (Трактат 1/46 (Эклектика), 1924–1925)
Развязь - Малевич вводит это слово в противопоставление связанности. Суть же противопоставления «связи» и «развязи» заключается в том, что любые отношения между явлениями и предметами являются надстройкой человека к действительности.
Казимир Малевич. Голова крестьянской девушки. Холст, масло, 1913 год |
«…Культура со всеми своими средствами, связывая и развязывая несвязуемое и развязуемое начало, тоже ложь». («Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой», 1922)
Староваторы - оксюморон «старые новаторы» для авангардиста описывает тех, кто пытается оправдать шедевры прошлого. Малевич впервые использует это слово в письме Алексею Кручёных, сопровождая его описанием довольно кровожадной сцены.
«Нужно староваторов спихивать на дно морское с музами, медузами и лирами, пусть перламутровые раковины покроют их тело своими переливами, а постелью им будут мягкие губки». (Из письма Алексею Кручёных, 1920)
Цветопись - неприкладное производство художественных цветовых форм на плоскости без использования готовых изображений, созданных природой. Слово «цветопись» является синонимом беспредметной живописи.
У Велимира Хлебникова можно найти схожий неологизм относительно кинематографа - «светопись».
«Цветописная плоскость так же сложна, как и композиция нескольких, а следовательно, одна плоскость цвета уже есть творческая форма. Запросы миллионной толпы — что означают эти формы или что хотел этим сказать художник? Не знаю, как ответил бы Бог, создатель мира, что он хотел сказать, когда создавал человека или лошадь. Хотя это так просто — каждая форма творческая есть знак свободный». («Цветопись», 1917)
Могила Малевича |
Алогичные работы кубофутуристов фактически разрабатывали эстетику абсурда, которая позже в Западной Европе составила основу таких направлений, как дадаизм и сюрреализм. В литературе кубофутуристами называли себя представители одной из главных групп поэтов-футуристов: Хлебников, Бурлюки, Гуро, Крученых, Маяковский.
ПОЩЕЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУЧитающим наше Новое Первое Неожиданное.Только мы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесномискусстве.Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов.Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода современности.Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня?Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Соллогубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!..Мы приказываем чтить права поэтов:1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Словоновшество).2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма ваших «здравого смысла» и «хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.Д. Бурлюк, Александр Крученых, В. Маяковский, Виктор ХлебниковМосква, 1912. Декабрь
Суть художественно-эстетической платформы кубофутуризма сводилась к тому, что они остро ощутили наступление принципиально нового этапа в жизни и культуре и поняли, что для его выражения в искусстве требуются принципиально новые художественные средства.
Иван Пуни (1895-1956) родился в Куоккала, Финляндия, в семье итальянского происхождения. Иваном был внуком выдающегося итальянского композитора Чезаре Пуни. Его отец, виолончелист, настаивал на том, чтобы он сделал военную карьеру, но вместо этого Иван решил брать частные уроки рисования у Ильи Репина. К 1909 году у него уже была собственная мастерская.
Иван Пуни |
Пуни продолжил свое формальное обучение в Париже с 1910 по 1911 год в Академии Жюльена и других школах, где рисовал в фовистском стиле. Вернувшись в Россию в 1912 году, он женился на коллеге-художнице Ксении Богуславской. Вторую поездку в Париж совершил в 1914 году и вернулся в Санкт-Петербург в 1915 году. С этого момента он начал рисовать в кубистском стиле, напоминающем творчество Хуана Гриса. В 1915 году Пуни присоединился к Supremus, группе, основанной Казимиром Малевичем для пропаганды супрематизма, концепция творчества которых была впервые представлена на легендарной выставке 0,10. Он и Малевич являются соавторами Супрематического манифеста, опубликованного в 1916 году, который провозгласил новое абстрактное искусство новой исторической эпохи.
Иван (Жан) Альбертович Пуни. Красная скрипка. 1919 год |
Пуни помимо «0.10» организовал выставку «Трамвай 5». Обе выставки проходили в Санкт-Петербурге в 1915 году. Свои работы здесь представили Малевич, Татлин, Попова и другие. Полотна Пуни также принимали участие.
Владимир Татлин. Памятник Третьему Интернационалу |
До 1919 году он преподавал в Витебском художественном училище у Марка Шагала. В 1919 году Пуни и его жена Ксения Богуславская эмигрировали из России. В 1924 году Пуни переехали в Париж, где его стиль снова изменился на импрессионизм. В 1946 году Пуни стал гражданином Франции.
Любовь Попова. Кори Эшли |
Любовь Сергеевна Попова - яркое явление в плеяде русских художников-абстракционистов. Входит в число основоположников конструктивизма. Несмотря на своё короткое бытие на стезе художника-абстракциониста, Попова - одна из ведущих фигур в искусстве начала XX века. Художнице удалось создать свою неповторимую манеру в стиле кубофутуризма. В её творчестве французский кубизм сочетался со стилистикой итальянского футуризма. Это неповторимое сочетание и создало Поповой славу художника-кубофутуриста.
Надежда Андреевна Удальцова (урожденная Прудковская). Родилась 10 января 1886, Орёл - 25 января 1961, Москва. Русская, советская художница, яркий представитель русского авангарда (кубофутурист, супрематист) в живописи. С 1905 по 1909 год Надежда Андреевна Удальцова обучалась в Московском институте живописи, света и архитектуры под руководством художника-импрессиониста и символиста Константина Юона.
Позже в Париже она поступила в Académie de La Palette в качестве ученицы французских кубистов Анри Ле Фоконье, Жана Метцингера и Андре Дюнуайе де Сегонзака. Их влияние было решающим для нее, о чем свидетельствуют ее работы, представленные в 1914 году на выставке «Бубновый валет» в Москве.
Вернувшись в Москву, она работала в открытой совместной мастерской «Башня», где познакомилась с Михаилом Ларионовым и начала создавать работы в рамках концепции лучистов, одновременно знакомясь с конструктивистскими теориями Владимира Татлина.
В 1915 году она присоединилась к группе Supremus, основанной Казимиром Малевичем, и реализовала эскизы для крестьянских кооперативов, а также супрематические произведения. В 1917 году под руководством армянского художника Георгия Якулова она участвовала в проекте, который выкристаллизовал амбиции конструктивистов по объединению искусства и жизни в виде декоративной программы "Кафе Питторес" в Москве.
После Октябрьской революции она работала в отделе искусств Наркомата просвещения до 1920 года. В 1922 году она участвовала в первой русской выставке в галерее ван Димена в Берлине, а затем в Венецианской биеннале в 1924 году.
Ориентируясь на творчество конструктивистов INKHOUK, Надежда Удальцова и ее муж, Александр Древин, вернулись к образному, предметному стилю живописи, используя традиционные темы, такие как пейзаж советской деревни, используя при этом достаточно смелые цвета. Ее работы, названные в СССР «формалистскими», перестали выставляться после 1934 года. Она продолжала рисовать до самой смерти, но до сих пор ее творчество неизвестно широкой публике.
Александра Александровна Экстер (18 января 1882 - 17 марта 1949), была русской художницей, участником движения кубофутуристов, супрематистов, конструктивистов, дизайнером международного уровня. Она делила свою жизнь между Киевом, Санкт-Петербургом, Москвой. Веной и Парижем.
Александра Александровна Экстер |
В Киеве ее художественная мастерская на чердаке на улице Фундуклиевской 27, ныне улица Хмельницкого, была ареной сплочения интеллектуальной элиты Киева. На чердаке в ее мастерской работали будущие деятели мирового декоративного искусства Вадим Меллер, Анатоль Петрицкий и Павел Челищев. Её посещали поэты и писатели, такие как Анна Ахматова, Илья Эренбург и Осип Мандельштам, танцоры Бронислава Нижинская и Эльза Крюгер, а также многие художники - Александр Богомазов, Владимир Баранов-Россине.
Портрет Жезлов Монастирской-Богомазовой. Александр Богомазов |
В Париже Александра Экстер дружила с Пабло Пикассо и Жоржем Браком. Последний познакомил ее с Гертрудой Стайн.
Александра Экстер. Проект для уличной фрески (граффити), 1918-1920 год |
В 1914 году Экстер участвовала в выставках Салона независимых в Париже вместе с Казимиром Малевичем, Александром Архипенко, Вадимом Меллером, Соней Делоне-Терк и другими французскими и русскими художниками. В том же году она участвовала с «русскими» Архипенко, Коулбине и Розановой в Международной выставке футуристов в Риме. В 1915 году она присоединилась к группе художников-авангардистов Supremus. Подруга познакомила ее с поэтом Аполлинером, который отвел ее в мастерскую Пикассо.
Три женские фигуры. Александра Экстер. 1910 год |
По словам актрисы Московского камерного театра Алисы Кунен,
«в парижском доме [Экстер] было заметно своеобразное сочетание европейской культуры с украинской жизнью. На стенах между картинами Пикассо и Брака была украинская вышивка, на полу - украинский ковер. к столу подавали глиняные горшки, разноцветные майоликовые тарелки с клецками».
Александра Экстер. Саломея, 1917 год. Картон, гуашь, бронза, серебро. 66,5 × 52,6, Государственный центральный театральный музей. Бахрушин Москва |
Я жажду твоей красоты; Я испытываю голод по твоему телу; и ни вино, ни фрукты не могут удовлетворить мое желание. Что мне теперь делать, Иоканаан? Ни наводнения, ни великие воды не могут утолить мою страсть. Я была принцессой, а ты меня презирал. Я была невинна, и Ты лишил меня невинности. Я была целомудренна, и Ты наполнил мои вены огнем. [Саломея - Оскар Уайльд]
Хотя Экстер не ограничивала свое творчество каким-то определенным движением, она была одной из самых ярых экспериментаторов авангарда. Экстер вобрала в себя множество источников и культур, чтобы развить свой собственный оригинальный стиль. В 1915 - 1916 вместе с Казимиром Малевичем, Евгенией Прибыльской, Натальей Давидовой, Ниной Генке, Любовью Поповой, Иваном Пуни, Ольгой Розановой, Надеждой Удальцовой и другими работала в крестьянских ремесленных кооперативах в деревнях Скопцы и Вербовка.
Позднее Экстер основала учебно-производственную мастерскую (УПМ) в Киеве (1918 - 1920). Там работали Вадим Меллер, Анатолий Петрицкий, Климент Редько, Павел Челищев, Ниссон Шифрин, Соломон Никритин. Также в этот период она была одним из ведущих художников-декораторов Камерного театра Александра Таирова.
Ольга Розанова. Порт, 1913 год |
В соответствии с ее эклектичным авангардным стилем, ранние картины Экстер значительно повлияли на дизайн ее костюмов, а также на книжные иллюстрации, которые широко почти не упоминаются. Все работы Экстер, независимо от материалов, выдержаны в её особом стиле. Ее работы яркие, игривые, драматические и театральные по композиции, тематике и цвету. Экстер всегда оставалась верной своей эстетической композиции. Более того, каждый используемый материал только усиливал и влиял на ее работу с другими материалами.
Ассимиляция множества разных жанров способствовала тому, что основные идеи футуризма и кубизма у Экстер всегда сочетались с цветовыми и ритмическими акцентами. Экстер использует множество элементов геометрических композиций, которые усиливают динамизм, яркий контраст и свободную манеру её письма. Театральные работы Экстер, такие как скульптура, дизайн костюмов и декораций для постановок революционных спектаклей, выпукло отражают ее эксперименты с геометрическими элементами и яркими паттернами.
В костюмах она экспериментировала с прозрачностью, подвижностью и яркостью тканей. В декорациях Экстер обыгрывала цвет, размер и пространственные структуры. Экспериментальные тенденции позднее были углублены художницей в её кукольных проектах. Также Экстер начала интегрировать в повседневную жизнь концепцию дизайна костюмов. В 1921 году Экстер занялась модным дизайном. Многие её модели для массового производства можно было носить, хотя большая часть ее модного дизайна была очень декоративной и новаторской, и подпадала под категорию высокой моды.
В 1924 году Александра Экстер с мужем эмигрировала во Францию и поселилась в Париже. Здесь она становится профессором Академии современного искусства Фернана Леже и работает там с 1926 по 1930 год.
Декорация Александры Экстер для Тамирис Китардос (Thamyris Kithardos, Famira Kifared). Камерный театр, 1916 год |
В 1933 году ею созданы оригинальные иллюстрированные рукописи (бумага, гуашь), возможно, самые важные работы последнего периода её жизни.
Рукопись "Callimaque", созданная Александрой Экстер в 1939 году, французский перевод гимна эллинистического поэта Каллимаха, признана шедевром.
В 1936 году художница приняла участие в выставке «Кубизм и абстрактное искусство» в Нью-Йорке, а затем организовала персональные выставки в Праге и Париже. Выполняла она и книжные иллюстрации для издательской компании Flammarion в Париже с 1936 года до своей смерти в пригороде Парижа Фонтене-о-Роз. За последние несколько десятилетий ее имя стало широко известно, взметнув ценник на ее работы. Как следствие, в последние годы на рынке появляются подделки работ Александры Экстер.
Манифестарно призывая сбросить с «Парохода современности» всю классическую литературу от Пушкина до символистов и акмеистов, они ощущали себя «лицом» своего времени, его «рогом», трубящим их словесным искусством.
О, достоевскиймо бегущей тучи!О, пушкиноты млеющего полдня!Ночь смотрится, как Тютчев,Безмерное замирным полня.Велимир Хлебников. 1908 - 1909
Кубофутуристы выдвинули «новые принципы творчества», среди которых главными стали:
- утверждение права поэта на расширение поэтического лексикона за счет «произвольных и производных слов»;
- усмотрение содержания слова в его «начертательной и фонетической характеристике»;
- акцентация внимания на семантике приставок и суффиксов, на значимости авторского письма: почерка, помарок и виньеток в рукописи, как знаков «творческого ожидания» и т.п.;
- отрицание правописания во имя свободы личностного выражения и знаков препинания для усиления семантики «словесной массы»;
- повышенное внимание к гласным как знакам времени и пространства и к согласным как символам цвета, звука, запаха; слово провозглашается творцом мифа;
- в качестве новых и значимых тем поэзии осмысливаются «ненужность, бессмысленность, тайна властной ничтожности».
Блог "Искусство и художественная культура". Кубофутуризм |
О, рассмейтесь, смехачи!О, засмейтесь, смехачи!Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,О, засмейтесь усмеяльно!О, рассмешищ надсмеяльных - смех усмейных смехачей!О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!Смeйево, смeйево,Усмей, осмей, смешики, смешики,Смеюнчики, смеюнчики.О, рассмейтесь, смехачи!О, засмейтесь, смехачи!Заклятие смехом. 1908 - 1909
У кота от лени и тепла разошлись ушки.Разъехались бархатные ушки.А кот раски... -ис...На болоте качались беловатики.Жил былБотик-животик;Воркотик -ДуратикКотик - пушатик.Пушончик,Беловатик,Кошуратик"П о т а с и к...Елена Гуро. Слова любви и тепла. 1913
Уже в 1914 году кубофутуристы и эгофутуристы (Игорь Северянин и др.) в манифесте «Идите к черту» отказались от «случайных кличек» - эго и кубо - и «объединились в единую литературную компанию футуристов».
ОБЕЩАЙТЕПоклянитесь, далекие и близкие, пишущие на бумаге чернилами, взором на облаках, краской на холсте, поклянитесь, никогда не изменять, не клеветать на раз созданное - прекрасное - лицо вашей мечты, будь то дружба - будь то вера в людей или в песни ваши.Мечта! - вы ей дали жить - мечта живет, - созданное уже не принадлежит нам,как мы сами уже не принадлежим себе!Поклянитесь особенно пишущие на облаках взором, - облака изменяют форму - так легко опорочить их вчерашний лик неверием.Обещайте пожалуйста! обещайте это жизни, обещайте мне это.Обещайте! Елена Гуро.
«Гилея» - таково название первой футуристической группы. Они называли себя также «кубофутуристы» или «будетляне» (это название предложил Хлебников). Годом ее основания принято считать 1908-й, хотя основной состав сложился в 1909-1910 годах.
Я сразу смазал карту будня,плеснувши краску из стакана;я показал на блюде студнякосые скулы океана.На чешуе жестяной рыбыпрочел я зовы новых губ.А выноктюрн сыгратьмогли бына флейте водосточных труб?Владимир Маяковский. А вы могли бы? 1913
Звуки на а широки и просторны,Звуки на и высоки и проворны,Звуки на у, как пустая труба,Звуки на о, как округлость горба,Звуки на е, как приплюснутость мель,Гласных семейство смеясь просмотрел.Давид Бурлюк. 1915
«Будетляне» стремились к автономии и освобождению слова (при этом звучание и форма слова значили для них больше, чем содержание), пытались изменить традиционную систему литературного текста, начиная от смешения различных жанров вплоть до синтезирования нескольких видов искусств (опера «Победа над солнцем» (1913), музыка М. Матюшина, текст А. Крученых, декорации К. Малевича). Этот один из важнейших принципов кубофутуризма художник И. Зданевич назвал «всёчеством».
Кубофутуристы отождествили поэтическое слово с вещью, обратили его в материал, способный к любой трансформации, поэтическое слово мыслилось ими универсальным «материальным» средством постижения основ бытия и переустройства реальности. Полагая основным критерием стихотворного текста «затруднённость» его восприятия, «гилейцы» следовали в создании поэтической конструкции логике пространственных искусств (прежде всего новейших течений в живописи - кубизма и др.; отсюда их название - «кубофутуристы»), стремились к семантической «уплотнённости», к столкновению и взаимопроникновению ассоциативных ходов, пытаясь выразить элементами поэтической речи чисто пластические характеристики - «плоскость», «фактуру», «сдвиг».
Небо душно и пахнетсизью и выменемО полюбите пощадитевы меняЯ и так истекаюсобою и вамиЯ и так уж распятстепью и ивамиВелимир Хлебников. Небо душно и пахнет
Это вело к поискам «самовитого слова», т. е. к словообразованию, граничащему с абстракцией, к звукоподражаниям, призванным передать зримый мир звуками, к использованию поэтических неологизмов, и, одновременно, архаизмов, фольклорной и бытовой лексики, пренебрежению грамматическими законами, в конечном итоге - к «заумному языку». Большое значение кубофутуристы придавали также зрительной форме слова (фигурные стихи, графико-словесные композиции, литографированные издания).
Мы чаруемся и чураемся.Там чаруясь, здесь чураясьТо чурахарь, то чарахарьЗдесь чуриль, там чариль.Из чурыни взор чарыни.Есть чуравель, есть чаравель.Чарари! Чурари!Чурель! Чарель!Чареса и чуреса.И чурайся и чаруйся.Велимир Хлебников/ Мы чаруемся и чураемся
Блог "Искусство и художественная культура". Кубофутуризм |
Идея исчерпанности культурной традиции прежних веков была исходным пунктом эстетической платформы кубофутуристов. Программным стал их манифест, носивший намеренно скандальное название «Пощечина общественному вкусу». В нем декларировался отказ от искусства прошлого, звучали призывы «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с парохода современности». Публикация «Пощечины» была воспринята общественностью в основном отрицательно, как факт безнравственности и дурновкусия. Но кубофутуристы считали, что издание этой книги официально утвердило футуризм в России (хотя само слово «футуризм» в тексте не упоминалось ни разу).
Один из основоположников течения, В. Хлебников активно занимался революционными преобразованиями в области русского языка. Он писал:
«Найти, не разрывая круга корней, волшебный камень превращенья всех славянских слов одно в другое, свободно плавить славянские слова - вот мое первое отношение к слову. Это самовитое слово вне быта и жизненных польз. Увидя, что корни лишь призрак<и>, за которыми стоят струны азбуки, найти единство вообще мировых языков, построенное из единиц азбуки,- мое второе отношение к слову».
Хлебников, стремясь расширить границы языка и его возможности, много работал над созданием новых слов. Согласно его теории, слово лишается смыслового значения, приобретая субъективную окраску:
«Гласные мы понимаем, как время и пространство (характер устремления), согласные - краска, звук, запах».
Занимался с кубуфутуристами «словотворчеством».
Творчество В. Хлебникова распадается на три части:
- теоретические исследования в области стиля и иллюстрации к ним,
- поэтическое творчество и
- шуточные стихи.
К сожалению, границы между ними проведены крайне небрежно, и часто прекрасное стихотворение портится примесью неожиданной и неловкой шутки или еще далеко не продуманными словообразованиями. Взяв корень слова и приставляя к нему произвольные флексии, он создает новые слова. Так, от корня "сме" он производит "смехачи", "смеево", "смеюнчи-ки", "смеянствовать" и т. д. Он мечтает о простейшем языке из одних предлогов, которые указывают направление движения. Такие его стихотворения, как "Смехачи", "Перевертень", "Черный Любирь", являются в значительной мере словарем такого "возможного" языка.
Казимир Малевич. Утро в деревне после метели (ок. 1912-13). Холст, масло, 80 х 80 см. Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк |
Поэзия Хлебникова держится не на переживании "чего-то" или на размышлениях о "чем-то". Поэт писал, скажем, само лесное утро, а не об утре, сам вечер в горах, а не о вечере. Каждый образ оказывается точным, созданным вновь. Эпичность Хлебникова интимна, миф его - домашний, добродушный, сказочно-яркий.
Бобэоби пелись губы,Вээоми пелись взоры,Пиээо пелись брови,Лиэээй — пелся облик,Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.Так на холсте каких-то соответствийВне протяжения жило Лицо.Велимир Хлебников. Бобэоби пелись губы
Среди особенностей, характеризующих творчество Хлебникова, в первую очередь можно выделить стилевое своеобразие. Оно выражается в необычной лексике (на раннем этапе творчества - изобретением большого количества неологизмов), намеренном нарушении синтаксических норм, активном использовании таких тропов как олицетворение, плеоназм и прозопопея.
Что касается словотворчества поэта, то существует несколько точек зрения на него. Роман Якобсон писал, что
«слово в поэзии Хлебникова утрачивает предметность, далее внутреннюю, наконец, даже внешнюю форму. В истории поэзии всех времён и народов мы неоднократно наблюдаем, что поэту, по выражению Тредиаковского, важен „токмо звон“».
Иного мнения придерживались такие исследователи, как Вячеслав Всеволодович Иванов и Б. А. Успенский, которые, напротив, считали, что Велимир Хлебников в своих произведениях с помощью отдельных неологизмов создавал целостные системы образов. Владимир Маяковский писал, что
«Хлебников создал целую „периодическую систему слова“. Беря слово с неразвитыми, неведомыми формами, сопоставляя его со словом развитым, он доказывал необходимость и неизбежность появления новых слов».
В словотворчестве Хлебникова выделяются два гипотетических языка - общеславянский (на основе русского) и «звёздный», приближающийся к зауми. Они характерны для разных периодов творчества Хлебникова:
- общеславянский - для 1907- 1913, а
- «звёздный» - для 1919 - 1922 годов.
«Славянский» период словотворчества характеризуется полным отказом от корней не-славянского происхождения (за исключением имён), углублением в этимологию, экспериментами с составлением разнообразных слов на основе русских корней (как в стихотворении «Заклятие смехом»; Маяковский упоминает случай, когда в провинциальной типографии не смогли напечатать произведение Хлебникова, состоящее из шести страниц производных от корня «-люб-» из-за того, что «не хватило букв „л“». Свою задачу как поэта Хлебников формулировал так:
Породе русской вернуть языкТакой,Чтоб соловьиный свист и мыкТекли там полною рекой.
Звёздный язык строится в основном на словообразах и, несмотря на сходство с заумью, в полной мере ей не является; его принцип предполагает создание полного мирового языка на основе универсального звучания согласных.
Учёные расходятся в мнении о том, как называть авторские словообразования Хлебникова - неологизмами или окказионализмами. Сторонники первого термина утверждают, что в данном случае употребление слова «окказионализм» некорректно, поскольку словотворчество Хлебникова было не стихийным, а целенаправленным.
И я свирел в свою свирель,И мир хотел в свою хотель.Мне послушные свивались звезды в плавный кружеток.Я свирел в свою свирель, выполняя мира рок.Велимир Хлебников. И я свирел в свою свирель
Значительную часть в творчестве Хлебникова занимали космологические мотивы. Поэт выдвигал идею о том, что всё во вселенной подчиняется единым законам, а также пытался при помощи поэзии связать время и пространство: будучи студентом первого курса, Хлебников писал о себе:
«Пусть на могильной плите прочтут… он связал время с пространством».
Общую теорию относительности, опубликованную Альбертом Эйнштейном в 1915 - 1916 годах, Хлебников назвал «верой четырёх измерений», где четвёртое измерение - время. Для Хлебникова время было в одно и то же время волной (циклическим повторением событий) и неким динамизированным пространством.
Жарбог! Жарбог!Я в тебя грезитвой мечу,Дола славный стаедей,О, взметни ты мне навстречуСтаю вольных жарирей.Жарбог! Жарбог!Волю видеть огнезарнуюСтаю легких жарирей,Дабы радугой стожарноюВспыхнул морок наших дней.Велимир Хлебников. Жарбог
Сильны в творчестве Хлебникова мифологические мотивы. Они проявляются как в прямых отсылках к мифологии (в основном, на раннем этапе, когда поэт создавал произведения с участием мифологических персонажей, в том числе и придуманных им самим), так и в анимическом мировоззрении, и, по мнению некоторых исследователей, в упоминавшейся выше идее циклического повторения событий во времени. Влияние, которое оказали на поэта национальные культуры разных народов (как европейских, так и азиатских), позволяет говорить о традиционализме в авангардистском творчестве Хлебникова.
Живопись и другие искусства, особенно поэзия, были тесно переплетены в движении кубофутуризма через дружеские связи и взаимодействия между поэтами и художниками, совместных публичных мероприятиях (как правило, перед скандализованной, но любопытной публикой) и коалиционных синтетических проектах для театра и балета. Неудивительно, что книги «заумной» поэзии Хлебникова и Крученых иллюстрированы литографиями Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, Казимира Малевича и Владимира Татлина, Ольги Розановой и Павла Филонова. Кубофутуризм, просуществовав сравнительно недолго, стал важным этапом в продвижении русского искусства по траектории безобъектности и абстракции.
Этой публикацией в блоге "Искусство и художественная культура", надеемся, создан хороший задел для дальнейшего рассмотрения творчества кубофутуристов. Важность дальнейшего анализа обусловлена значимостью идей и идеологов кубофутуризма в социальном шторме, охватившем Россию в первой половине XX века. Убеждения кубофутуристов и их визуализации до сих пор будоражат творческих и просто активных людей всего мира. И потому мы говорим "Добро пожаловать!" кубофутуризму.
Шпаргалка |
***
#блог_искусство_и_художественная_культура
#кубофутуризм, #футуризм #кубизм, #Фернан-Леже, #Казимир-Малевич, #Ольга-Розанова, #Любовь-Попова, #Велимир-Хлебников, #1910, #коллаж, #искусство, #Витебск, #UNOWIS, #импрессионизм, #эксклюзив, #творчество, #малевич, #blacksquare, #abstract, #русский-авангард, #живопись, #modernart, #gallery, #avantgarde, #черный-квадрат, #suprematism, #malevich, #exhibition, #artist, #супрематизм, #искусство, #russianart, #0.10, #Победа-над-солнцем, #дизайн, #1910, #Попова, #Экстер, #Розанова, #блог-искусство, #коллаж, #черный-квадрат, #UNOWIS, #Леже, #Витебск, #кубофутуризм, #Малевич,
Комментарии
Отправить комментарий