Начать рассказ о примитивизме необходимо с раскрытия сущности такого неординарного явления как наивное искусство. Рассказ сложный и абсолютно точно рассчитанный не на одну публикацию. Причина тому - обилие интересных работ и ярких имен, увлекательных идей и таинственных символов, скрытых смыслов и открытых деклараций.
Понятие "примитивизм" используется в нескольких смыслах и фактически тождественно понятию «примитивное искусство» (лат. primitivus - первый, самый
ранний) - в первоначальном смысле - произведения ранней стадии развития искусства. В различных языках и разными учеными эти понятия используются чаще всего для обозначения одного и того же круга явлений в художественной культуре. В русском (как и в некоторых других) языке термин «примитивный» имеет в качестве одного из главных оценочный (и именно негативный) смысл.
Поэтому уместнее остановиться на понятии наивного искусства (Art Naif). В самом широком смысле так обозначается изобразительное искусство, отличающееся простотой (или упрощенностью), ясностью и формальной непосредственностью изобразительно-выразительного языка, с помощью которого выражается особое, не обремененное цивилизационными условностями видение мира.
Понятие появилось в новоевропейской культуре последних столетий, поэтому отражает профессиональные позиции и представления этой культуры, считавшей себя высшей ступенью развития.
С этих позиций под наивным искусством понимается и архаичное искусство древних народов (до египетской или до древнегреческой цивилизаций), например,
- первобытное искусство;
- искусство народов, задержавшихся в своем культурно-цивилизационном развитии (коренного населения Африки, Океании, индейцев Америки);
- любительское и непрофессиональное искусство в самых широких масштабах (например, знаменитые средневековые фрески Каталонии или непрофессиональное искусство первых американских переселенцев из Европы);
- многие произведения так называемой «интернациональной готики»;
- фольклорное искусство;
- наконец, искусство талантливых художников-примитивистов XX века, не получивших профессионального художественного образования, но ощутивших в себе дар художественного творчества и посвятивших себя самостоятельной его реализации в искусстве.
Некоторые из них (французы А. Руссо, К. Бомбуа, грузин Н. Пиросманишвили, хорват И. Генералич, американка А.М. Робертсон и др.) создали истинные художественные шедевры, вошедшие в сокровищницу мирового искусства.
Наивное искусство по видению мира и способам его художественной презентации в чем-то приближается к искусству детей, с одной стороны, и к творчеству душевнобольных - с другой. Однако в сущности своей отличается и от того, и от другого. Ближе всего по мировосприятию к детскому искусству стоит наивное искусство архаических народов и аборигенов Океании и Африки. Принципиальное отличие его от детского искусства заключается в глубокой сакральности, традиционализме и каноничности. Детская наивность и непосредственность мировосприятия как бы застыли навечно в этом искусстве, его выразительные формы и элементы художественного языка наполнились сакрально-магической значимостью и культовой символикой, имеющей достаточно стабильное поле иррациональных смыслов. В детском искусстве они очень подвижны и не несут культовой нагрузки.
Наивное искусство, как правило, оптимистично по духу, жизнеутверждающе, многопланово и разнообразно, имеет чаще всего достаточно высокую эстетическую значимость. В отличие от него искусство душевнобольных, часто близкое к нему по форме, характеризуется болезненной навязчивостью одних и тех же мотивов, пессимистически-депрессивной настроенностью, невысоким уровнем художественности.
Произведения наивного искусства крайне разнообразны по форме и индивидуальной стилистике, однако для многих из них характерны отсутствие линейной перспективы (глубину многие примитивисты стремятся передать с помощью разномасштабности фигур, особой организацией форм и цветовых масс), плоскостность, упрощенная ритмичность и симметричность, активное использование локальных цветов, обобщенность форм, подчеркивание функциональности предмета за счет тех или иных деформаций, повышенная значимость контура, простота технических приемов.
У художников-примитивистов XX века, которые знакомы с классическим и современным им профессиональным искусством, часто возникают интересные и оригинальные художественные решения при попытках подражать тем или иным приемам профессионального искусства при отсутствии соответствующих технических знаний и навыков. Сюжеты художники наивного искусства чаще всего берут из окружающей их жизни, фольклора, религиозной мифологии или собственной фантазии. Им легче, чем многим художникам-профессионалам удается спонтанное, интуитивное, не затрудненное культурно-социальными правилами и запретами творчество. В результате чего возникают оригинальные, удивительно чистые, поэтичные и возвышенные художественные миры, в которых господствует некая идеальная наивная гармония между природой и человеком.
Именно эти качества наивного искусства привлекали к нему внимание многих мастеров искусства XX века, начиная с ранних авангардистов и вплоть до концептуалистов и постмодернистов. Те или иные приемы и элементы языка примитивистов использовали в своем творчестве многие крупные художники XX века (экспрессионисты, П. Клее, М. Шагал, Х. Миро, П. Пикассо и др.). В наивном искусство многие представители посткультуры стремятся усмотреть пути выхода художественной культуры из цивилизационных тупиков.
Искусствознание описывает живописный примитив XIX–XX веков как выражение творческой свободы – «от твёрдых правил стиля, равно как и от “коллективной цензуры” фольклора», что позволяет соединять несоединимое в высоком искусстве и не смущаться несовершенством формы. При этом действует канон фольклорного образного мышления, являющий себя в лубочных картинках:
«Подсознательное, органическое неприятие натуралистического правдоподобия, стихийное постижение не столько внешней формы явления или предмета, сколько его сущности, раскованность творческого воображения, широкое использование изобразительных метафор и гипербол, непосредственность сильного и чистого художнического переживания, наконец, тяготение к известной идилличности, долженствующей утверждать победу добра над злом».
Знаменательно сочетание неприятия правдоподобия и утверждения идиллии – идеализация есть выражение народного оптимизма, условие его неистребимости и «естественное» препятствие для безысходного трагического высказывания. Преданность идеалу обусловлена ритуальной природой позитивной суггестии: воспроизведение канона укрепляет должное как неизбежное. Столь же значима непосредственность: она свидетельствует о глубине и подлинности веры в неистребимость блага, в чём сомневается рефлексивность. Собственно, «тоска по целостному, нерасчленённому эстетическому сознанию» и была одним из главных мотивов обращения Б. Кустодиева, М. Ларионова и др. к «живописно-пластическим ценностям народного быта и народного искусства».
Целостность, т. е. «нерасчленённость сознания, воли и действия», объединяет творца, заказчика и воспринимающего - «единство цепочки “художник - модель - портрет - зритель”», ибо все ориентированы на безусловные ценности. Поэтому «несовершенство» мастерства предстаёт как манифестация подлинности жизненных смыслов.
Таковы характеристики «купеческо-мещанского портрета»: «статика композиционных схем, как бы воплотивших представления о незыблемой устойчивости бытия, статуарность фигур как в постановке, так и во внутреннем своём состоянии (“предстояние” перед людьми и перед лицом вечности), своеобразная монументальность, детерминированная специфической концепцией “общественного человека”».
Именно заинтересованность в человеке, в его личности приводит к нарушению пропорций в литовской деревянной скульптуре (за исключением распятия). В фигуре акцентирована верхняя половина тела: причина – «в том исключительном внимании к лицу и рукам персонажа, которое свойственно народным скульпторам».
Поль Гоген. Всадники на пляже (II), 1902 год |
Критерий мастерства состоит в наглядном представлении сущностей -
сходстве с натурой в портрете и здешнем присутствии красоты. Даже пресловутые настенные коврики реабилитированы искушёнными искусствоведами за желание «заполучить себе на стену прекрасное в превосходной степени», ибо в них «живёт вечная мечта об абсолютно бескомпромиссно красивом - красивом без полутонов, намёков, без умеренности. Пошлость здесь соседствует с чувством возвышенным, со способностью передать цвет в мощной плотности и плоти, с поистине богатырским нежеланием себя ограничивать».
Простодушной радости бытия соприродна «исконная для примитива стихия» - «плодоносная и так же всё в себе “отмывающая” стихия смеха». Избыточность красоты – такая же «прививка» от трагизма, как и праздничная эстетика народного искусства, т. е. «торжество позитивных жизненных идеалов». Именно это стало основой миропонимания М. Шагала и содержанием гротесково-сказочного примитивизма его картин:
«…вне зависимости от характера избранных сюжетов, будь то драматичные, даже трагичные ситуации, он всегда сохранял глубинное чувство красоты мироздания, неизменную веру в справедливость общих законов жизни».
Поль Гоген, Хлодвиг спит, 1884 год |
Такова суть преемственности между высоким и наивным искусством.
Очевидно, что эпитет «наивный» означает не столько простодушие «неумелости», сколько искреннюю чистоту сознания и доверие, открытость миру, которые выражены формулой «будьте как дети»:
«Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» [Мтф. 18:3].
Не инфантильность, но мудрая неуязвимость для зла – такова духовная установка примитива. Зло, кроме социальных пороков, являет себя в безлюбовности и торжестве смерти – в отчуждении художника от мира и обесцвечивании палитры: отсутствие ярких красок – оскудение витальной силы. Симптом проникновения зла – исчезновение признаков живого (цветов, птиц, зверей, человека) из созерцаемого пространства.
Опыт переживания трагического включается в народное искусство как
сострадание Спасителю и Богоматери. В литовской деревянной скульптуре
это распятия, вариации Пьеты и образ «Озабоченного» - сидящего Христа,
погружённого в скорбные раздумья. У Н. Пиросманашвили – вариации «Пасхального ягнёнка» с человечьим взором. Священный образ несёт в себе религиозную веру в спасение-воскресение и потому не сосредоточен на безысходном – такое трагическое открывает будущее и обещает катарсис.
Поль Гоген. Париж в снегу, 1894. Холст, масло. Музей Ван Гога |
Вернемся в бурное начало ХХ века, когда в европейском и русском искусстве возникает среди всего разноцветья художественной мысли возникло еще одно направление - примитивизм (неопримитивизм). Его главным отличительным признаком, как уже было сказано выше, являлось программное опрощение художественных средств, обращение к различным формам примитивного искусства - народного и детского творчества, первобытного и средневекового искусства и т.д. В основе развития стиля лежало стремление обрести чистоту взгляда на мир, присущую неиспорченному цивилизацией сознанию.
В России примитивизм наиболее ярко представлен именами
- Н.С. Гончаровой,
- М.Ф. Ларионова,
- К.С. Малевича,
- художников групп "Бубновый валет" (П. П. Кончаловский, И. И. Машков),
- "Ослиный хвост" (М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, М. З. Шагал)
- и некоторых мастеров "Голубой розы" (М. С. Сарьян, Н. П. Крымов), «Нового общества живописцев» (С. Я. Адливанкин, М.С. Перуцкий).
Источником вдохновения для неопримитивистов становится искусство Востока, а также лубок, провинциальные вывески, детское творчество, народная игрушка, искусство примитивных культур.
Следует помнить, термин "примитивизм" это яркое направление изобразительной философии делит с наивным искусством, к коему относится творчество художников, не получивших образования, однако ставших участниками общего художественного процесса, таких как А. Руссо, Н. Пиросманашвили.
В честь художника-самоучки Анри Руссо (1844 - 1910) в мастерской Пикассо был устроен банкет. К тому времени Руссо был намного старше всех своих товарищей-художников, ведь он всю жизнь проработал на таможне и к тому времени был уже пенсионером (в историю искусства он и вошел как "Руссо-таможенник"). Его необычные полотна появлялись еще в XIX веке. Художники, искавшие новые пути в искусстве, ценили его, однако относились не очень серьезно. Лишь когда он умер, интерес к его полотнам резко возрос. Художника стали считать основоположником "наивного искусства". Конечно же, такое искусство было и до Руссо. Но именно с его творчества в XX веке работы самоучек сделались объектом пристального внимания и уважения профессионалов и зрителей. Их демонстрируют в самых престижных музеях мира.
Сказочность и загадочноть сохраняется в работах Руссо и тогда, когда он пишет портреты или пейзажи. Среди других характерных черт его творчества - внимание к деталям, яркость палитры, детская неумелость рисунка.
В отличие от Руссо Марк Шагал (1887 - 1985) получил профессиональное образование. Однако с "Таможенником" его роднит та же детская непосредственность взгляда на мир, способного слить воедино мечту, фантазию, воспоминания и реальность. Родной Витебск (городок в Белоруссии) стал одним из главных "персонажей" его полотен, где бы они не писались. А на его фоне разворачивается множество событий, и персонажи готовы парить в воздухе.
Черты примитивизма также присущи творчеству Поля Гогена и группы французских
художников «наби» (1888–1905), ранних представителей кубизма (Пабло Пикассо), фовизма (Анри Матисс), дадаизма (Марсель Дюшан, Поль Гоген).
На этом закончим это первое, приблизительное знакомство с наивным искусством, позволившее очертить его границы, показать возможности, определить круг блестящих представителей и менее выдающихся пропагандистов, проникнуть в суть их концепций и чаяний.
Поль Гоген (7 июня 1848 - 8 мая 1903) |
Я не знаю, Земля кружится или нет,Это зависит, уложится ли в строчку слово.Я не знаю, были ли мо<ими> бабушкой и дедомОбезьяны, т<ак> к<ак> я не знаю, хочется ли мне сладкого или кислого.Но я знаю, что я хочу кипеть и хочу, чтобы солнцеИ жилу моей руки соединила общая дрожь.Но я хочу, чтобы луч звезды целовал луч моего глаза,Как олень оленя (о, их прекрасные глаза!).Но я хочу, чтобы, когда я трепещу, общий трепет приобшился вселенной.И я хочу верить, что есть что-то, что остается,Когда косу любимой девушки заменить, напр<имер>, временем.Я хочу вынести за скобки общего множителя, соединяющего меня, Солнце, небо, жемчужную пыль.Велимир Хлебников. Я не знаю, Земля кружится или нет
Пабло Пикассо создает световой рисунок, Гьон Мили, 1949 год. Times |
Картина рисована примитивистом:Узор черно-белый на фоне лучистом.На фоне лучистом простейший узор:Две снежные ветки, меж ними зазор.По белому черным написано ясно,Что мир изначально устроен прекрасно.Прекрасно и просто, совсем без затейИз темных деревьев и светлых путей.Лариса Миллер, 1985
Лидия Делекторская, модель и ассистент Анри Матисса с 1932 по 1954 годы |
Прозрачность! Купелью кристальнойТы твердь улегчила - и тонетЛуна в среброзарности сизой.Прозрачность! Ты лунною ризойСкользнула на влажные лона,Пленила дыхания мая,И звук отдаленного лая,И призраки тихого звона.Что полночь в твой сумрак уронит,В бездонности тонет зеркальной.Прозрачность! Колдуешь ты с солнцем,Сквозной раскаленностью тонкойЛелея пожар летучий,Колыша под влагой зыбучей,Во мгле голубых отдалений,По мхам малахитным узоры,Граня снеговерхие горыНад смутностью дольних селений,Простор раздражая звонкийПод дальним осенним солнцем.Прозрачность! Воздушною ласкойТы спишь на челе Джоконды,Дыша покрывалом стыдливым.Прильнула к устам молчаливым -И вечностью веешь случайной,Таящейся таешь улыбкой,Порхаешь крылатостью зыбкой,Бессмертною, двойственной тайной.Прозрачность! Божественной маскойТы реешь в улыбке Джоконды.Прозрачность! Улыбчивой сказкойСоделай видения жизни,Сквозным - покрывало Майи!Яви нам бледные раиЗа листвою кущ осенних,За радугой легкой - обеты,Вечерние скорбные светы -За цветом садов весенних!Прозрачность! Божественной маскойУтишь изволения жизни.
Вячеслав Иванович Иванов. Примитив
Вот фабрика. На нейВыделывают мыло.А в сини прошлых днейНа этом месте былоБолото. ЛягушняВесной здесь страстно пела,Звучащая мушняМеталась оголтело;По дебрям пер медведьМохнатый... Это было –Все это было ведьДо этого, до мыла.Фабрика. Евгений Леонидович Кропивницкий. 1945
Шпаргалка |
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
***
#блог_искусство_и_художественная_культура
#примитивизм, #примитив, #интерьер, #Пиросмани, #наив, #первобытное-искусство, #Михаил_Ларионов, #живопись, #костюм, #театральный-декор, #туземцы, #иллюстрирование, #дизайн-костюмов, #графика, #витраж, #примитивы, #Марк-Шагал, #Наталья-Гончарова, #Нико-Пиросмани, #шагал, #shagal, #art, #творчество, #арт, #живопись, #неопримитивизм, #посткультура, #Крымов, #наивное-искусство, #блог -искусство, #Ларионов, #Пиросмани, #примитивизм, #Шагал,
Комментарии
Отправить комментарий