#39 Готический собор



Вы знаете, что простое окно вдохновляло не только создателя  Windows  Билла Гейтса, но и средневековых архитекторов? Зрелая готика познакомила людей эпохи средневековья с соборами, верхняя часть которых между колоннами превращалась в одно большое окно. Сам термин возник в словаре искусства эпохи Возрождения. Им стали обозначать предшествовавший период средневекового искусства. С XIX века к готике принято относить искусство позднего Средневековья. Согласно достаточно распространенной точке зрения название "готический стиль" этимологически восходит к именованию варварских готских племен, от ударов которых, вероятно ,погибла Римская империя. При написании заметки в блог "Искусство и художественная культура" мы сознательно ограничили все многообразие готического искусства и архитектуры только рассмотрением готических соборов. Но и эта локализация предоставила для анализа настолько обширный материал, что невольно мы должны вновь пообещать уважаемым читателям и гостям блога вернуться к благодатной теме готического искусства. Приятного и полезного чтения!  

Готика - период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру и т. д.

Элизабеткирхе в Марбурге, 1235- 1283 год

Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию проникновение готики шло позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше - вплоть до XVI века.

К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным позднее XV - XVI века применяется термин «неоготика».

Капелла Сент-Шапель, Париж



Слово происходит от итал. gotico - непривычный, варварский - (Goten - варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.

Вашингтонский национальный собор


Готика в своем развитии подразделяется на 
  • Раннюю готику, 
  • Период расцвета, 
  • Позднюю готику.
Готический стиль в основном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря - бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Альбрехтсбург в Майсене


В готической архитектуре также выделяют три этапа развития
  • ранний, 
  • зрелый (высокая готика) и 
  • поздний.

Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями бога». В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже.

Церковь монастыря Сен-Дени, западный фасад, Париж

Из Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу - в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал недолго и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу; а поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco» - немецкий стиль.

С приходом в начале XVI века Ренессанса севернее и западнее Альп, готический стиль утратил свое значение.

Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени - новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.

Собор в Берне


От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий. Особое место в искусстве готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей). Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры динамичным архитектурным ритмам, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.   

Развитие искусства готики отражало и кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил - городских, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. 

Собор в Мехелене


По мере развития общественного сознания, ремесла и техники ослабевали устои средневекового религиозно-догматического мировоззрения, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонические системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура. 

Городские архитектурные ансамбли включали культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь часто обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площади расходились главные улицы; узкие фасады двух-, реже трехэтажных домов с высокими, фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. 

Суконные ряды в Ипре

Города окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями. Замки королей и феодалов постепенно превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений. Обычно в центре города, господствуя над его застройкой, находился замок или собор, становившийся средоточием городской жизни. В нём наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан.

Собор мыслился своего рода сводом знания, символом Вселенной, а его художественный строй, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой иерархичной системой их соподчинения, выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти но и растущее самосознание горожан, творческое величие усилий человеческого коллектива.     

Городская площадь Брюгге

Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамичное единство внутреннего пространства. В готике происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, расширение системы сюжетов, в которой отразились средневековые представления о мире. 

Основным видом изобразительного искусства была скульптура, получившая богатое идейно-художественное содержание и развитые пластические формы. Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека, новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека. В готике органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклорность, острые жизненные наблюдения. В эпоху готики расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись, достигло высокого подъёма декоративное искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла.     

Восприятие готического искусства никогда не было однородным. Изменение отношения к нему отражало развитие общественной, эстетической и философской мысли различных эпох. Отношение к этому стилю вызывало резкие перемены, и это, скорее всего, свидетельствует о том, что готика пустила глубокие корни в европейской культуре.

Скипетр «Карл Великий». SANTUS (sic) KAROLUS MAGNUS ITALIA ROMA GALIA ET ALIA



Готика началась с Сен-Дени - королевского аббатства, построенного, как считается, на том месте, где умер святой Дионисий, от которого оно и получило свое имя. В аббатстве, отсчитывающем свою историю с IV века, находилась усыпальница французских королей, хранились величайшие реликвии, такие как золотой скипетр и трон франкского короля Дагоберта, королевское знамя - орифламма, меч Карла Великого и многое другое.

Трон франкского короля Дагоберта



Там же с 625 года хранились мощи Святого Дионисия, или Дионисия Ареопагита, - небесного покровителя Франции. По преданию, этот ученик апостола Павла и первый епископ Афин принес христианство в Галлию. А три века спустя в аббатстве появились и его рукописи о мистическом понимании Бога. 

Меч Карла Великого



Его книги, так называемые «Ареопагитики»: 
  • «Об именах Божиих», 
  • «О таинственном богословии», 
  • «О небесной иерархии», - переведенные Иоанном Скотом Эриугеной в IX веке, оказали довольно сильное влияние на христианскую теологию. 
И лишь спустя несколько столетий выяснилось, что это вовсе не рукописи христианского апостола, а философские трактаты, написанные в Сирии в V веке предположительно учеником неоплатоника Прокла. Дионисий стал ПсевдоДионисием, но идеи его уже вошли в плоть и кровь Церкви.

Иоанн Скот Эриуген



Как ни богохульно это звучит для христианской Европы, корни готики уходят в учения Платона, Аммония Саккаса, Плотина, Прокла, то есть философов-«язычников». Впрочем, европейское Средневековье - гораздо более сложное, многомерное и даже более таинственное явление, чем пишут в школьных учебниках. И не такое уж мрачное.

Собор в Шартре, XII - XIV век


Учение Псевдо-Дионисия можно выразить несколькими словами: Бог есть Свет, познаваемый в молчании души. Это мистика, один из ликов Средневековья. Цель человека - достичь божественного. Но человек не может непосредственно соединиться с незримым Божеством, превосходящим все чувственные и умственные образы, но может подняться к нему будто по лестнице, постигая эти образы, воплощенные в материю. Постигая символы Божества. Это попытка через зримое дотянуться до Света незримого.

Собор в Реймсе, 1211- 1330 годы. Здесь короновались французские короли

Я видел озеро, стоявшее отвесно.
С разрезанною розой в колесе
Играли рыбы, дом построив пресный.
Лиса и лев боролись в челноке.

Глазели внутрь трех лающих порталов
Недуги – недруги других невскрытых дуг.
Фиалковый пролет газель перебежала,
И башнями скала вздохнула вдруг.

И, влагой напоен, восстал песчаник честный,
И средь ремесленного города-сверчка
Мальчишка-океан встает из речки пресной
И чашками воды швыряет в облака.

РЕЙМС - ЛАОН. Осип Мандельштам. 4 марта 1937

«Ум наш не иначе может восходить к близости и созерцанию небесных чинов, как при посредстве свойственного ему вещественного руководства: то есть признавая видимые украшения отпечатками невидимого благолепия, чувственные благоухания - знамениями духовного раздаяния даров, вещественные светильники - образом невещественного озарения, пространные, в храмах предлагаемые наставления - изображением умственного насыщения духа, порядок видимых украшений - указанием на стройный и постоянный порядок на небесах, принятие Божественной Евхаристии - общением с Иисусом; кратко, все действия, принадлежащие небесным существам, по самой их природе, нам преданы в символах», - написано у Дионисия в «Небесной иерархии». Одним словом, как гласит древняя формула: «Если хочешь узреть невидимое, раскрой свои глаза на видимое». 

В каком бы городе Западной Европы мы ни оказались, если в нем есть готический собор, мы сразу же почувствуем, что он средоточие всей жизни города.

Собор в Амьене, 1218 -1268 годы

Готика еще больше сплачивала общество, и без того объединенное частыми бедствиями.

Готика также представляет собой историческое явление, которое характеризует то Средневековье, когда национальные различия были едины в религии и церкви, которые так же были неразделимы. Готический собор пробуждал религиозное безумие в душе человека и доводил его до высшей степени напряжения. Душа истового христианина воспаряла ввысь, достигала умиротворения, лишалась неуверенности в завтрашнем дне, считая себя защищенной высшими силами. Бесспорно, здесь реализуется один из основных принципов готики - человек, нашедший покой, воспринимает собор, как нечто совершенно нематериальное. Собор способствует достижению человеком этого состояния своей сложностью, синтетичностью, соединяя в себе трагическую аффективность и лиризм, фантастику и реальность, религиозность и сатиру.

Собор в Бурже, 1194 год 

Мрак, ложася пеленой тяжелой,
Принял храм в холодные объятья.
В сумраке, на белизне престола
Черное виднеется распятье.

Сводов стрельчатых стремятся очертанья
Ввысь, а там, где нависают тени,
В нишах каменных сереют изваянья
Древних пап, склоненных на колени.

И над мраком, тусклым и суровым,
Вознеслися окна расписные.
То блестят они пятном пунцовым,
То светлеют, бледно-голубые.

Средь листвы, цветущей и зеленой,
Облеченные в одежды алые,
Там пируют у Христова лона
От пути житейского усталые.

Но далеки эти упованья,
А внизу проклятий и молений
Полон воздух сумрачного зданья...

Полон грозных, страшных откровений.
В нишах каменных сереют изваянья
Древних пап, склоненных на колени.

В готическом соборе. Сергей Соловьёв


Готический собор являлся ярчайшим и универсальным представителем средневекового мышления. В нем сталкиваются две великие силы средневековой жизни - мистика и схоластика. Этому сочетанию были подчинены время и пространство в соборе.

Гнет окружающего мира вынуждает людей искать убежище. Им становится собор, лишенный всего отрицательного и враждебного. Собор пробуждал в отдельно взятом человеке истового христианина. Не следует забывать о том, что религиозное назначение не единственное. Народ стекался в собор, чтобы послушать проповеди, посмотреть театральное представление. Собор также был местом научных диспутов, университетских лекций. 

Собор Парижской Богоматери, 1163 год - XIV век



Где римский судия судил чужой народ,
Стоит базилика, – и, радостный и первый,
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.

Но выдает себя снаружи тайный план,
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом – дуб, и всюду царь – отвес.

Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.

NOTRE DAME. Осип Мандельштам. 1912

Строительство готического собора было делом общественным, в нем принимали участие не только церковные мастера, но и рядовые ремесленники. Такие произведения, это работа не столько индивидуальная, сколько результат коллективного общества. Собор был отражением политического и экономического благополучия города. Собор, находившийся в центре города, доминировал над всеми постройками. Строительство производилось с расчетом на возможность вмещения в собор всего населения города.

Собор так же был местом соединения многих искусств: 
  • скульптуры, 
  • архитектуры, 
  • театрального искусства (богослужения), 
  • музыки (песнопения). 
Собор сочетал все это, чтобы помочь человеку уйти от непредсказуемости и двойственности окружающего мира, изгнать из души подавленность и страх, прийти к вере. Все пространство собора было подчинено стремлению уйти от земного, пробудить христианина в человеке.

Готические соборы Франции



Готический собор - это символ Царствия Небесного. Средневековая символика нашла исключительно широкое поле для применения в самом строении религиозной архитектуры. Существовало два основных типа религиозных построек: круглая и крестообразная. Их смысл объяснил Гонорий Августодунский. Эти формы являлись образами совершенства. Круглая несла в себе завершенность круга, бесконечность, бессмертие. Крестообразная - это не только изображение распятия Христа. Еще важнее то, что форма ad quadratum, базирующаяся на квадрате, обозначала четыре основных направления, символизировавших вселенную. В основе нескольких Готических храмов лежит именно крест, символ христианства и вселенной.

Пространство собора всецело подчинено мистицизму и «нервозному» стремлению ввысь. Религиозные догматы соседствуют в убранстве храма с реальной трагичностью человеческой жизни. Это соседство религиозного и мирского в соборе объясняется тем, что церковь к XII - XIII веке становилась крупнейшим феодалом. Она имела вассалов, владела землями… Епископы участвовали в политической и военной борьбе. Церковь была слишком тесно связана со светским миром и не могла не поддаться его влиянию.

Готические соборы Германии и Чехии



Собор, таким образом, сочетал в себе близкие средневековому человеку христианские и жизненные мотивы. Пространство собора было подчинено аффективному стремлению ввысь. Внутренность собора раскрывает сущность готики. Готика - это аффективный вызов и взлет с целью превратить абсолютно все материальное в духовную невесомость.

Собор - это чувственный, созерцаемый образ Божества, благодаря которому человек может ощутить и само Божество. Это образ Вселенной, пронизанной Его светом.

Кёльнский собор, 1248 год - XIX век

Романский храм подавлял своей тяжестью, подавлял величием и громадностью Бога. Сцены Страшного Суда усугубляли чувство человеческого несовершенства, говорили о тщете и греховности всего земного. Готический храм - открывал путь вверх, навстречу льющемуся из огромных окон свету.

«Каждое существо, видимое или невидимое, есть свет, вызываемый к жизни Отцом всякого света... Этот камень или тот кусочек дерева для меня свет... Ибо я вижу, что они хороши и прекрасны», — читаем в «Небесной иерархии» Дионисия. 

Не узнаются ли здесь идеи многих мыслителей Востока и Запада о Божестве, заключенном в материю? О природе Будды, которая есть в каждом существе? О скрытом в материи философском камне? О пути его освобождения? О героическом энтузиазме философов Возрождения?

Мюнстерский собор в Ульме, 1377 - 1543 годы


Собор есть свет. Обилие скульптуры, каменная резьба, витражи, сияющее золото алтарей - все это не просто красивый церковный декор, это освобожденный из материи свет: 
«Кто бы ты ни был, если ты хочешь восхвалить великолепие этих дверей, восхищайся не золотом и затратами, а искусной работой. Сияет благородное изделие, но, будучи благородно сияющей, работа эта должна освещать умы, чтобы они могли продвигаться средь истинных светов к Истинному Свету, в который истинный вход есть Христос. То, каким образом это отражено в этом мире, сообщает золотая дверь. Тусклый ум поднимается к правде через то, что материально, и, увидев этот свет, будет высвобожден из прежней погруженности», — писал Сугерий.
Готическая архитектура Праги


Родина готического стиля, возглавляемое Сугерием аббатство Сен-Дени, было по тогдашнему общему мнению посвящено св. Дионисию Ареопагиту. Именно его, - как тогда (пусть и ошибочно) считали, - мощи, перевезенные в Сен-Дени в 625 году, являлись ценнейшей реликвией аббатства, уж никак не менее ценной, чем хранившийся там же королевский штандарт (орифламма). Более того, манускрипт с греческими текстами св. Дионисия Ареопагита, который был получен франкским императором Людовиком Благочестивым от византийского императора Михаила Заики, был тут же по получении отдан на хранение именно в Сен-Дени. Для становления готической архитектуры упомянутые события имеют самое принципиальное значение, что неоднократно отмечалось исследователями.

Дело в том, что св. Дионисий в книге "О Божественных Именах", отталкиваясь от того факта, что в Писании слово "Свет" фигурирует как одно из имен Бога, рассматривает соотношение между чувственным светом солнца и Богом, дарующим миру возможность его бытия. Свет, говорит св. Дионисий, есть "видимый образ Божественной благодати"; "...будучи образом благости", он "также произливается из Блага, потому-то (богословы), воспевая Благо, и именуют его Светом, то есть таким образом, в котором (наиболее) отражается первообраз". 

Собор святого Вита (1344 - 1929 года)


И далее: "...Превосходящее всякий свет Благо называется умопостигаемым Светом, поскольку оно является источником преобразующего светоизлияния, от полноты своей озаряющее всеобъемлющим, всепронизывающим и всепревосходящим сиянием всех разумных существ, пребывающих будь то во вселенной, над вселенной, или вокруг вселенной, совершенно обновляя при этом их мыслительные способности...". "Духовный свет разливается на все сущее, которое только благодаря этому и продолжает существовать. Но наш ум, говорит св. Дионисий в самом начале работы "О Небесной Иерархии" (и, соответственно, Эриугена в начале своих комментариев на нее) может воспарить к нематериальным, чистым формам, только будучи ведомым - как бы за руку - материальным (materiali manuductione): "...Невозможно для нашего ума подняться до подражания небесным иерархиям и их созерцания, если он не полагается на материальное водительство, которое соразмерно ему". И этим материальным являются для Эриугены все сотворенные вещи с заключенным в них умопостигаемым светом ("каждое существо, видимое или невидимое есть свет, вызываемый к жизни Отцом всякого света..."), которые, таким образом, являются "материальными вспышками света", знаменующими собою интеллигибельные  вспышки света и, в конце концов, Истинный Свет (vera lux) самого Бога, этого "невидимого Солнца". 

Английские готические соборы



И вот когда, вдохновленный писаниями св. Дионисия Ареопагита, Сугерий решил перестроить на новый лад аббатскую церковь и, окончив работу, оглядел ее "неожиданно взмывающую вверх" восточную часть, он с великой радостью заметил, что вся она "пронизана замечательным и непрерывающимся светом, льющимся из сияющих окон". И это не было счастливой неожиданностью, ибо готическая каркасно-витражная конструкция специально задумывалась аббатом такой, чтобы обеспечить максимальное наполнение светом внутреннего пространства: именно поиск решений освещения собора солнечным светом был основным фактором, приведшим к зарождению нового архитектурного (и шире - культурно-исторического) стиля. С указанной целью Сугерий полностью использовал возможности пересечения ребер стрельчатых арок, благодаря чему корпус собора уменьшается до минимума, так что стен как таковых уже и нет, а есть лишь каркас да заполняющие промежутки между ребрами витражи (и главный из них - готическая роза, как бы иллюстрация к представленной у Ареопагита иерархической картине взаимоотношения Бога и сотворенного универсума). Стены фактически дематериализуются, развеществляются, и окна, - которых впоследствии в парижской Святой Капелле будет насчитываться 146 с 1359 различными сюжетами, - суть моменты предельного развеществления. Все организовано с единственной целью - как можно в большем количестве (благо, это позволяли и размеры будущих соборов: высота Амьенского, например, достигала 42 метров) пропустить внутрь дарованное человеку Богом Его зримое символическое проявление. 

Собор в Кентербери, XII - XIV век, главный храм английского королевства

Собор, таким образом, есть точка пересечения устремления всего тварного мира к Богу (корпус) и обратного процесса - божественного обращения к миру (свет). И как Благая Весть дошла до нас через восприятие ее апостолами, как Евангелия доходили до народа через истолкования их отцами Церкви и богословами более низкого ранга, так и свет приемлется собором не напрямую, но будучи пропущенным сквозь цветные стекла витражей (уже в XII в. у них насчитывался двадцать один тон). Эта аналогия прослеживается в рассуждениях Гонория Августодунского (Отенского): 
"Ясные окна, от непогоды охраняющие и свет приносящие, есть отцы Церкви, светом христианской доктрины буре и ливню ереси противостоящие. Стекла оконные, лучи света пропускающие, есть дух отцов Церкви, божественные вещи во тьме, будто в зеркале, созерцающий". 

И все это обилие светоизлияния подчинялось у Сугерия тому, что носит название anagogicus mos (метод, ведущий вверх). Ведь созерцание света витражей есть, согласно его словам, духовный путь, влекущий нас "от материального к имматериальному, от телесного к духовному, от человеческого к божественному", ибо, как утверждал Сугерий, "свет материальный, или природой в пространствах небес расположенный, или на земле человеческим искусством достигнутый, есть образ света интеллигибельного и выше всего - самого Света Истинного". 

Таким образом, можно смело утверждать, что световая метафизика св. Дионисия нашла свое зримое воплощение в готической храмовой архитектуре средневековой Западной Европы.

Собор в Линкольне, к XI веку

Возможно, за всю историю Европы именно в готическом храме полнее всего выразилась идея культуры как пути к Божеству. Собор не застывшее отражение божественного величия и мощи, а подвижное, живое во многом благодаря никогда не стоящему на месте свету отражение пути человека к Богу. Пути от света земного к свету Божественному. С запада на восток, где сияет над алтарем образ Христа - Солнца Справедливости. Пути от болезни к здоровью, «пути исцеления», как называли в Средние века центральный неф.

Что представлял собой готический собор? В основе его плана - базилика, роднящая готику с раннехристианскими храмами, строившимися по модели римского дома для собраний. Его пространство - три, реже пять нефов: один главный, центральный, и боковые. Главный неф (от слова nave - «корабль») - ось собора, протянувшаяся с запада на восток от царства мрака навстречу восходящему солнцу. Высотой нефа измерялась высота собора, благодаря ей создавалось ощущение вертикальности, устремленности вверх. Она поражала входившего в храм. Строители пытались вознести свод как можно выше. Собор в Бове, пока его строили, обрушивался два раза - мечты архитекторов обгоняли их возможности. Тем не менее сейчас это один из самых высоких готических храмов, высота его сводов 47 метров (почти 20 этажей современного дома). Длина нефа до 150 метров - поистине путь. 


Собор в Эксетере, 1050 год


Боковые нефы были, как правило, существенно ниже центрального, поэтому путь этот освещался светом, лившимся из огромных витражных окон верхнего яруса. Подобно величественному кораблю - ковчегу, собор плыл вместе с вращением Земли навстречу восходящему солнцу среди суеты повседневной жизни.

Ближе к восточной стороне неф пересекался трансептом, образуя громадный крест - символ духа, распятого в материи. Символ жертвы ради любви и сострадания к человеку. Над центром креста, символически над сердцем распятого Божества, возвышалась башенка, а под ним в крипте находился колодец, образуя еще одну ось - вертикальную, соединявшую небо и землю.

Собор Вестминстерского аббатства, XII - XIV век, Лондон


Алтарь располагался в восточной части собора, в центре хора, окруженный так называемым деамбулаторием, обходом вокруг. Этого обхода нет в православных храмах. Но что интересно, похожее строение имели, например, египетские храмы Нового царства и храмы Древней Индии, где святилище было окружено коридором или даже двумя. Если продолжить сравнение с распятым человеком, то алтарь располагался на месте головы, символизирующей разумное или духовное начало. Это место, где рождается свет, где сияет не только восходящее солнце, но источник духовного света - Солнце Справедливости, Христос. Благодаря полукруглой апсиде форма собора была ближе к египетскому анкху, чем к латинскому кресту. Что углубляет символическую наполненность собора. Анкх - ключ к таинству жизни и смерти, символ пути к Вечности. Таков готический храм.

Собор в Глостере, XI - XIV век

 
Время, как и пространство, непрерывно. Время - лишь момент вечности. Оно принадлежит одному Богу и может быть только пережито. Овладевать временем, измерять его, извлекать из него выгоду считалось грехом. Оно возобновляемо, циклично, оно - вечный круговорот. Становится популярным миф о колесе Фортуны, нашедшее отражение и в готике, став идеологической основой готической розы. Колесо Фортуны - символ и выражение того мира, где царила неуверенность, и где воплощение этой неуверенности служило уроком покорности судьбе.
Время циклично и связано со сменой времен года. Это также находит отражение в соборе. Времена года сменяют друг друга в бесконечном круговороте.

Но ни миф о колесе Фортуны, ни бесконечная смена времен года не смогли помешать средневековой мысли отказаться от идеи круговорота и придать времени линейное, не круговое направление. В соборе главную идею времени отражает арке. Арка – это разомкнутая окружность, «разрывающая» вечный круговорот и создающая условия для векторности. У нее есть начало, центр и конец. Здесь присутствует идея трёх стадий бытия, необратимости, завершенности. История имеет начало и конец - вот фундамент этой идеи. Поэтому любая западноевропейская хроника начиналась от сотворения мира, и, если останавливалась на времени, когда писал хронист, под ее истинным окончанием подразумевался Страшный суд. Тема Страшного суда также отражена в готическом соборе, воплощая главную мудрость Средневековья -все люди равны. Всех рано или поздно заберет Смерть, и они предстанут перед Богом.

Собор в Солсбери, 1220 - 1266 год 

В готике получает распространение «пляска смерти»— танец скелетов и людей. Эта тема получила распространение из-за нараставших надежд низов общества на скорое пришествие тысячелетнего царства Христова. Идея равенства перед лицом Смерти распространилась и на повседневность. Вместе с тем, появление в убранстве готического собора темы «пляски смерти» связано с кризисным мироощущением средневекового человека, боязнью самой жизни, страхом перед красотой, поскольку в его представлении, она имеет колдовское происхождение и с ней связаны боль и страдание. Пространство готического собора и само мировосприятие средневекового человека всецело подчинено идее быстротечности жизни, идее равенства всех людей перед Смертью и Страшным судом. Собор украшается убранством из черепов и костей монахов, которые еще при жизни хотели, чтобы их тело послужило и после смерти на благо церкви. Идея равенства живых и мертвых перед грядущим Страшным судом выразилась в обычае выставлять тело умершего короля Франции в соборе в Сен-Дени на специальном постаменте. Верующие, приходившие в собор, могли наблюдать за изменениями, происходившими с телом за неделю, месяц, два месяца и т. д. Можно привести еще один пример – «Кладбище Невинных» в Париже: "Черепа и кости были навалены в гробах, которые стояли вдоль окружавших место с трех сторон галерей и были открыты для обозрения тысячам людей, преподавая всем урок равенства... В галереях Пляска Смерти представала в ее образах и позах. Никакое другое место не было лучше приспособлено для обезьяньей фигуры ухмыляющейся Смерти, волочащей за собой папу и императора, монаха и шута. Герцог Беррийский, пожелавший, чтобы его похоронили в этом месте, повелел вырезать на портале историю трех мертвых и трех живых.

Статуя смерти, Лувр, Франция


Столетием позже эту выставку погребальных символов завершила огромная статуя Смерти, находящаяся сегодня в Лувре, - единственная вещь, сохранившаяся из этого собрания. Таким было мрачное место, которое парижане XV века посещали подобно тому, как они посещали Пале Рояль в 1789 году.

Собор Санта Мария Маджоре в Пизе


День за днем толпы людей гуляли по галереям, смотрели на фигуры и читали простые вирши, напоминавшие о приближавшемся конце. Несмотря на постоянно происходившие там похороны и эксгумации, это было место публичного времяпрепровождения и встреч. Перед гробами устроены магазинчики. Монахи приходят сюда проповедовать, здесь проходят процессии... Здесь даже устраиваются пиры. До такой степени страшное стало привычным". Аналогичный пример - собор Санта Мария Маджоре в Пизе. В базилике Кампо Санто мастер Триумфа Смерти изобразил св. Петра показывающим приближающейся кавалькаде беспечных охотников наглядный урок всеобщего равенства перед ликом Смерти, стоя над тремя раскрытыми гробами, в которых были тела короля в горностае, монаха в рясе и крестьянина в рубище. В более поздний период эта тема не потеряет своей актуальности, Пляска Смерти будет изображаться и тогда, когда в Северную Европу придет Ренессанс (гравюры из серии «Пляски Смерти» Ганса Гольбейна Младшего). 

Танец смерти монахини. Гравюра из серии «Пляски Смерти» Ганса Гольбейна Младшего



Собор был огромной алхимической лабораторией, где совершалось таинство преображения человека. Пропорции, статуи, рельефы храма были связаны с алхимическими знаниями. Особенно интересны в этом смысле собор в Шартре и собор в Париже с его алхимическими медальонами в восточной части главного нефа, символизирующими последовательные этапы Великого делания - алхимического труда. Как известно, главной задачей средневековых алхимиков была трансформация неблагородных металлов в золото. Однако это лишь внешняя сторона великой науки, обращавшейся прежде всего к сути человека, а уже потом к мирским ценностям. Настоящей целью мастеров было не химическое золото, а золото души, внутреннее, духовное преображение. Но для этой цели был необходим философский камень. Именно он обладал способностью преображать. Так и собор можно представить как огромную алхимическую печь - Атанор. Человека, совершающего свой путь в нем, можно сравнить с железом, ибо все мы несовершенны, наша природа груба и поражена грехом. А Христа - с философским камнем, чей свет преображает нас настолько, насколько мы позволяем ему проникнуть в нашу душу, чтобы соприкоснуться с нашим внутренним светом, с Христом в нас. Христос на тимпане главного портала храма — символ начала пути к преображению: «Аз есмь истинные врата, кто мною войдет, тот спасется». Христос выступает здесь не как личность, пусть даже божественная, а как символ высшего духовного начала человека — нашего высшего Я, проявление которого способно действительно преобразить любую нашу мысль, чувство, поступок... Таким образом указывается направление пути внутри собора.

Ратуша в Лёвене. Бельгия

Неслучайно, наверное, и то, что почти все готические храмы посвящены Богоматери. Богоматерь с младенцем изображена на розе западного портала парижского собора, она же ждет путника в конце пути над алтарем. Дева Мария с младенцем Христом - символ Мировой Души неоплатоников и средневековых алхимиков, символ чистой души человека, рождающей духовный свет. Богородица - покровительница мореплавателей и странников, но не только тех, кто измеряет свой путь милями. В соборе она, подобно египетской Исиде, богини магии и любви, покровительствует тем, чей путь измеряется движениями сердца. Собор - корабль, плывущий среди безмолвия небесных звезд и среди суеты и гомона земного. Великая книга для тех, кто умеет читать. Свет для тех, кто видит. Слово для тех, кто слышит.

Но с течением времени понимание готики не только как архитектурного стиля, но и качественно иного мировосприятия будет утрачено. Этот стиль и получит название «готический», указывающее на его «варварскую» сущность, которую в нем видели крупнейшие деятели Ренессанса итальянского и, позднее, североевропейского. Интерес к готике вернется в XVIII – XIX веке, когда и будут достроены знаменитые соборы в Кельне, в Праге и другие.

Брюссель


Готический собор живет в веках
Как символ веры, воплотившей чудо,
И шпиль его, парящий в облаках,
Всевышнему приметен отовсюду.

Тесали камень, рыли котлован,
Без устали молились об успехе,
И зодчий дорабатывал свой план,
На время сняв тяжелые доспехи.

По гильдиям наряды разослав,
Еще потолковали в магистрате
О том, в чем архитектор был неправ,
О тяжести налога, о растрате.

Но минул век, за ним еще один –
И стены поднялись, нависли своды.
Менялись списки цеховых общин.
Собор упорно прорастал сквозь годы.

Еще сто лет на башню отвели,
На витражи, скульптуры и рельефы.
Художники со всех концов земли
За честь считали разукрасить нефы.

В урочный срок был колокол отлит,
Орган внесен, освящены иконы.
Собор обрел свой голос, дух и вид,
Стал средостеньем Божьего закона.

Строительство продлилось триста лет
И завершилось в точности по плану
Под Рождество Спасителя в обед -
Еще для мессы было слишком рано.

С тех пор живет и здравствует в веках
Твердыня веры, воплотившей чудо –
И острый шпиль, парящий в облаках,
Всевышнему приметен отовсюду.

Готический собор. Александр Долин

Каменные готические соборы именно во Франции получили свою классическую форму. Как правило, это трех - пятинефные базилики с поперечным нефом - трансептом и полукруговым обходом хора ("деамбулаторием"), к которому примыкают радиальные капеллы ("венец капелл"). 

Их высокий и просторный интерьер озарён цветным мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создаётся рядами стройных столбов, мощным взлётом остроконечных стрельчатых арок, убыстрённым ритмом аркад верхней галереи (трифория). Благодаря контрасту высокого главного и полутёмных боковых нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства. 

Собор в Тронхейме

Конструктивная основа собора - каркас из столбов (в зрелой готике - пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных четырьмя столбами и четырьмя арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегчёнными небольшими сводами - распалубками. Боковой распор свода главного нефа передаётся с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы - контрфорсы. Освобождённые от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счёт вынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости и пространственной свободы интерьера. 

Собор св. Кнуда в Оденсе

Двухбашенные западные фасады французских соборов с тремя "перспективными" порталами и узорным круглым окном ("розой") в центре сочетают устремление ввысь с ясной уравновешенностью членений. На фасадах варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические и декоративные детали - узорные вимперги, фиалы, краббы и т. д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. 

Лучшие произведения готической пластики - статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбурге проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и благородством чувств. Декор ритмически организован и строго подчинён архитектурным членениям фасада, что обусловило стройную тектонику и пропорции статуй, торжественность их поз и жестов. Другие части храмов также украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирические изображения). 

Пальма, Мальорка, Испания

Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.     

Сложившаяся готическая каркасная система появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137 - 44). К ранней готике относятся также соборы в Лане, Париже, Шартре. Богатством ритма, совершенством архитектурной композиции и скульптурного декора отличаются грандиозные соборы зрелой готики в Реймсе и Амьене, а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243 - 1248) с многочисленными витражами. 

С середины XIII века величественные соборы строились в древних европейских странах -
  • в Германии (в Кельне), 
  • Нидерландах (в Утрехте), 
  • Испании (в Бургосе, 1221— 1599), 
  • Великобритании (Вестминстерское аббатство в Лондоне), 
  • Швеции (в Упсале), 
  • Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге), где готические строительные приёмы получили своеобразную местную интерпретацию. 
Собор в Бургосе

Крестоносцы донесли принципы готики до Родоса, Кипра и Сирии.     

В конце XIII - начале XIV века строительство соборов во Франции переживало кризис: архитектурные формы стали суше, декор обильнее, статуи получили одинаковый подчёркнутый S-образный изгиб и черты куртуазности. 

С XIV века большое значение приобрели городские и монастырские зальные церкви, замковые и дворцовые капеллы. Для поздней ("пламенеющей") готики характерен прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных проемов (церковь Сен-Маклу в Руане). 

Церковь Сен-Маклу в Руане



В светском городском зодчестве использовались главным образом композиции и декоративные приёмы готики. На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351 - 1509). 

Ратуша, Сен-Кантен, Франция. Hullie22


Замки превращались в величественные дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки ("отели") богатых горожан.     

Комплекс папского дворца в Авиньоне

В поздней готике получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. Сложился новый эмоциональный строй образов, отличающийся драматичной (нередко экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых, переданных с беспощадной правдивостью. Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, XIV - XV век). В миниатюрах (часословах) наметилось стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче пространства и объема. 

К лучшим образцам французского готического декоративного искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель.     

Лиможская эмаль, Франция


В Германии расцвет готики относится к середине XIII века (западный хор собора в Наумбурге). Здесь рано появились зальные церкви (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235- 1283 год); на юго-западе сложился тип однобашенного собора (в Фрайбурге-ин-Брайсгау, Ульме); строились кирпичные церкви (монастырь в Корине, 1275 - 1334; Мариенкирхе в Любеке), в которых простота планов, объёмов и конструкций сочеталась с узорной кладкой, применением глазурованного и фигурного кирпича. 

Собор в Наумбурге

Многообразные по типам, композиции и декору каменные, кирпичные и фахверковые светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы). Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбурге) отличают конкретность и монументальность образов, мощная пластичная экспрессия.

Собор в Бамберге


Поздняя немецкая готика (конец XIV - начало XVI века) дала блестящие образцы зальных церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499 - 1525) и дворцовых залов (Альбрехтсбург в Майсене) со сложными узорами сводов. Достигли расцвета алтарная скульптура и живопись. 

Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499 - 1525 годы


Готика получила распространение также в Австрии (готическая часть собора св. Стефана в Вене) и Швейцарии (собор в Берне).     

Собор св. Стефана в Вене


Славу нидерландской готике принесли башни соборов в Антверпене и Мехелене, но особенно богато декорированные гражданские постройки (суконные ряды в Ипре, 1200 - 1304 годы, Брюгге; ратуши в Брюсселе, Лёвене).     

Собор в Антверпене

В Великобритании предпосылки готики возникли раньше, чем на Европейском континенте, но её развитие, прерывавшееся внутренними историческими потрясениями, было замедленным. Английские соборы, большей частью монастырские, обычно представляют собой невысокий, вытянутый в длину объём с прямоугольным завершением хора и башней над средокрестием. Строгая геометрическая простота объёмов как бы компенсируется богатством и сложностью узоров на фасаде и сводах. 

По формам декора различают стили
  • ранний ("ланцетовидный"; собор в Солсбери), 
  • "украшенный" (близкий к "пламенеющей" готике (собор в Эксетере, между 1275-1375 годом) и 
  • "перпендикулярный", отличающийся дробным ритмом вертикалей на стенах и окнах и прихотливым плетением нервюр на сводах и потолках (капелла Кингс-колледжа в Кембридже, 1446 - 1515 годы). 
Капелла Кингс-колледжа в Кембридже, 1446 - 1515 годы

С готикой связан расцвет английской книжной миниатюры, резьбы по алебастру и дереву, вышивки. Влияния английской, французской и немецкой кирпичной готики сказались на готическом зодчестве Норвегии (собор в Тронхейме, готические части - 1180 - 1320 годы), Дании (собор св. Кнуда в Оденсе, около 1300 - XV век), Швеции (церковь в Вадстене, 1369 - 1430).  

Церковь в Вадстене


В Испании обширные городские соборы (в Севилье) имели обычно чётко расчленённые декором на ярусы плоскости стен и небольшие окна. Интерьер разделялся надвое заалтарным образом (ретабло) со скульптурой и живописью. 

Севилья

На готическую архитектуру Каталонии и Южной Испании оказало влияние мавританское искусство (однонефный позднеготический собор в Жероне, 1325 - 1607 год). Крупные сводчатые залы создавались в светских зданиях (биржа в Пальме на острове Мальорка, 1426 - 1451 год). В XVI веке готические конструкции были перенесены в испанские колонии в Америке.  

Жерона, Испания

   
В Италии в XIII - XIV веке элементы готики включались в романскую по духу архитектуру храмов. Стрельчатые готические своды и декор сочетались со статичностью архитектурных масс, пропорциональной ясностью просторных интерьеров, мраморной полихромной облицовкой фасадов и интерьеров (собор в Сиене, церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции). 

Собор в Сиене

Наиболее ярко готика в Италии проявилась в гражданском строительстве -  ратушах (Палаццо Публико в Сиене, Палаццо дель Подеста во Флоренции) и дворцах (Дворец дожей в Венеции). Их суровый (в Сиене, Флоренции) или изящный (в Венеции) декор контрастировал с монолитной кладкой стен. 

Церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции


Воздействие венецианской готики сказалось на архитектуре Далмации (Хорватия), Греции, Крита, Кипра. В изобразительном искусстве Италии развитие готики было ограничено ранним сложением культуры Возрождения. Готическим постройкам Восточной Европы нередко присущи крепостные черты, лаконизм и внешняя суровость форм, контрастирующие с нарядным декором окон, башен, порталов. 

Палаццо дель Подеста во Флоренции


В Венгрии готика распространилась в конце XIII - XV веке (церковь св. Михаила в Шопроне, замок в Вишеграде). 

Церковь в Шопроне

Расцвет чешской готики относится к XIV - XV векам (собор св. Вита и Карлов мост в Праге, зальный храм св. Барбары в Кут-на-Горе, зальные церкви Южной Чехии). 

Храм св. Барбары в Кут-на-Горе


Готика распространилась также в Словакии, Словении, Трансильвании. 

Замок Корвин в Трансильвании

В Польше готика развивалась в XIII - XV веке войны с Тевтонским орденом стимулировали крепостное строительство, а развитие городов способствовало расцвету светской архитектуры (ратуша в Торуни, городские укрепления с барбаканами в Кракове и Варшаве, Ягеллонский университет в Кракове).

Ягеллонский университет в Кракове

На юге Польши костёлы строились из камня и кирпича (костёл Девы Марии в Кракове), на севере - из кирпича (костёл Девы Марии в Гданьске). 

Костёл Девы Марии в Кракове


В Латвии переход к готике произошёл в XIII - XIV веке (Домская церковь в Риге; замок в Цесисе, XIII - XVI век). 

Домская церковь в Риге


В южной Эстонии в XIV веке строились кирпичные готические церкви (церковь Яани в Тарту). 

Церковь Яани в Тарту


Готический облик Таллина определился в XIV - XV веке (Вышгород и бюргерская часть города с ратушей, церковь Олевисте). 

Церковь Олевисте, Таллин


К XIV - XV веке относятся раннеготические памятники Литвы (замок в Тракае), в XV - XVI веке богатый кирпичный декор получают церковь Онос в Вильнюсе и дом Перкуно в Каунасе.     

Замок в Тракае, Литва

В позднеготическую эпоху накопление эмпирических знаний, рост интереса к реальности, к наблюдению и изучению натуры, возросшая роль творческой индивидуальности подготовили почву для ренессансной системы мировосприятия.

Церковь Онос в Вильнюсе


Этот процесс проявился в XIV - начале XVI веков во французской и бургундской миниатюре, в скульптуре (Клаус Слютер) и живописи (Мельхиор Брудерлам и др.) немецкой, чешской. польской декоративной пластике (Пётр Парлерж), в алтарной скульптуре и живописи (мастер Теодорик и др.). 

Мельхиор Бродерлам. Благовещение


В XV - XVI веке он был ускорен влиянием итальянского и нидерландского Возрождения. На протяжении XVI века готика почти повсеместно сменилась ренессансной культурой.


Готический собор

Основу готической конструкции, как уже сказано, составил крестовый нервюрный свод, (нервюра - выступающее профилированное ребро готического крестового свода). Обычно рёбра свода подчёркивали выступающими рядами камней, а также применение стрельчатых арок для поддержания сводов, которые были известны ещё в предыдущие периоды. Но сведённые вместе эти и другие части готической конструкции получили новое логическое значение.


Схема ребристого свода


В готике изменилась система кладки ребристого свода. Рёбра теперь не завершали возведение свода, а предшествовали ему. Четыре опоры первоначально соединяли щековыми арками (арки на торцах свода), затем перебрасывали две диагональные арки - оживы. Эта конструкция составляла скелет будущего свода. Образующие свод арки получили название нервюр. Они были призваны нести и скреплять распалубки, которые выкладывались из облегчённых плит камня. 







Конструкции собора Нотр-Дам де Пари

Нервюрный свод выгодно отличался от массивного романского ещё и тем, что точки приложения сил тяжести и распора становились предельно ясными для строителей. Важным нововведением готической архитектуры стало последовательное использование стрельчатых арок в качестве сначала торцевых, а затем и диагональных нервюр. Они обладали меньшим распором, главное давление было направлено вниз, на опору. Вертикальные опоры - устои, а не стена стали рабочей частью готической архитектуры. Для того чтобы снять возникавшие нагрузки, боковой распор сводов гасили за счёт дополнительного элемента конструкции вынесенного за пределы наружных стен - подпорного уступчатого столба контрфорса, увенчанного пинаклем (декоративная остроконечная башенка). 



План, конструктивный разрез готического собора

В зданиях с базиликальным разрезом, где средний неф был выше боковых и между наружной стеной бокового нефа и поднятой частью центрального нефа существовал пространственный разрыв, становилось необходимым применение специальной соединительной арки - аркбутана, которая перебрасывалась от пяты свода главного нефа на контрфорс бокового. Кроме бокового распора сводов готические соборы испытывали давление арочных конструкций расположенных по продольной оси. В погашении их распора определённую роль играли башни при входе и опоры средокрестия. Выделение строительного каркаса и изменение роли стены (она превращалась из несущего в заполняющий и ограничивающий элемент здания) открывали возможность для создания значительных проёмов, что облегчало архитектуру и давало ей возможность стремительно расти вверх. Нервюры несут свод, являются его конструктивной основой, и в тоже время делают видимыми его силовые линии.

Витраж (окно-роза)

Характерные особенности готического собора: 
  • Готический собор имеет форму базилики (в плане - крест), как и романский.
  • Готический собор (как правило) имеет три продольных нефа.
  • Средний неф готического собора выше боковых нефов.
  • В готическом соборе имеется поперечный неф (трансепт), который придает ему форму креста.
  • В готическом соборе используется стрельчатая арка 
  • В основе готического собора – каркасная конструкция.
  • Каркасная конструкция включает: пересекающиеся арки свода, опорные столбы и опорные арки. 
  • Свод состоит из ячеек (травей), образованных пересекающимися стрельчатыми арками (нервюрами)
  • Стрельчатые арки свода опираются на столбы (в зрелой готике – на пучки колонн)
  • Распор свода передается на наружные опорные столбы (контрофорсы) при помощи опорных арок (аркбутанов)
  • Контрфорсы – это опорные столбы, поддерживающие здание снаружи (и принимающие нагрузку от свода).
  • Аркбутаны – это наружные полуарки, передающие распор свода наружным столбам контрфорсам.
  • Конструкцию готического храма можно сравнить со скелетом, к которому крепиться все остальное.
  • Регулярно повторяющиеся снаружи здания контрфорсы и аркбутаны похожи на ребра.
  • Стены готического собора  прорезаны многочисленными окнами
  • Окна готического собора  украшены витражами, которые в таинственном полумраке светились яркими красными, синими, желтыми цветами, создавая особую духовную атмосферу
  • Устремленность собора ввысь была подчеркнута гигантскими ажурными башнями, высокими стрельчатыми арками, порталами и окнами
Католический храм Святого сердца Иисуса в Самаре 


Устремлённость вверх, в небо, и динамика пронизали пространство готического собора, придали ему одухотворённость и нематериальность. Особую роль в этом отыгрывает свет. Огромные окна уничтожили в готике стену, её заменила светящаяся преграда - витраж. Пронизанный лучами солнца он в наибольшей степени воплощал представления средневековья об одухотворённости материи. Но бесплотному витражу противостояла начавшая возрождаться монументальная пластика. Более лёгкая конструкция готических сооружений позволила кроме традиционного камня активно использовать в строительстве кирпич. Изменения коснулись не только вертикали храма, но и особенностей плана и выразительности решения западного портала (скульптурный декор которого по своему наполнению напоминал энциклопедические «зерцала» того времени).

Чесменская церковь, 1777 - 1780 годы


Перекрывая шум ночных проспектов,
Мелодия уходит в небеса,
На литургии плачут  голоса,
Разбуженные звоном предрассветным.

Твоя душа - готический собор,
Наполненный немым очарованьем.
С кем происходит там сейчас венчанье?
Кто пишет для тебя любви узор?

А в храме свечи льют дрожащий свет,
Густую тьму тихонько растворяя
И в темноте готической мерцая,
Разгадки  тайны в сердце еще нет.

Пройдет минута - вспыхнут витражи
Цветными бликами ликующего солнца
И в божьем откровении припомнятся
Из прошлой жизни наши миражи.

Они рассыпались, как тонкие лучи,
Стеклянный звон печально раздавался,
И пыли столб на солнце колебался,
Как сердце в одиночестве кричит.

Здесь божье око смотрит сквозь окно,
Есть в сердце отклик, грустный и певучий,
Под купол мчатся нежные созвучия
И все от суеты отрешено.

Рэчел-Галатея

Готика в истории Средневековья – это целая эпоха, особенная и неповторимая. Мышление средневекового человека наделяло окружающий мир силами добрыми и враждебными. Пытаясь найти укрытие от пугающей двойственности мира, человек приходил в собор, который своим запредельным стремлением вверх помогал человеку достигнуть вершины христианского восторга великолепием горнего мира. Ушла в прошлое эпоха зелий, помогавших достичь религиозного экстаза. Зелье заменил все тот же собор, показывавший своей внутренностью то, что на небе.

Дом кузнецкого казначейства. Новокузнецк. 1780 год


Готика – зеркало реальности. Крестовые походы, голод, эпидемии и другие бедствия и социальные потрясения, отраженные в источниках, проявляются в готическом искусстве. Средневековый художник, отказавшись от естественности, напоминающей о двойственном и непредсказуемом внешнем мире, сосредоточивался на чувствах. Готика сыграла немаловажную роль в жизни людей Средневековья. Готический собор в том числе. 

Звонница Софийского собора, Новгород. 1439 год


Готический собор по праву должен быть абсолютным подобием всего сотворенного космоса, символом мира, света, Бога. Смысл каждой детали в том, что она вхожа в единую архитектуру сооружений. Структура собора должна давать абсолютное представление о том, как устроена Вселенная. При этом собор впитал в себя не только весь обозримый мир, все его элементы, все существа его населяющие, но и сжал в своем пространстве время, превратив отображенную в рельефах всемирную историю в картину мира - так, что сам собор как целое выключается из цепи временных явлений и становится причастным вечности. 


Грановитая палата, 1433 год

Причины описанного выше специфического характера готических рельефов коренятся, как можно предположить, в самой сущности католицизма. 

Дом Севастьянова в Екатеринбурге. 1817 год


Действительно, нельзя не заметить того факта, что стремление к максимальному охвату всего существующего, к проникновению во все доступные сферы как материального, так и идеального бытия есть неотъемлемая характеристика католической церкви, во многом определяющая ее специфику в отличие от иных христианских конфессий. И эта непременная жажда всеприсутствия в мире всегда расценивалась западною церковью как ее необходимое, имманентно присущее ей свойство, отсюда и сама идея создания готического собора есть отражение средневековых представлений о мире и боге.

Собор Успения Пресвятой Девы Марии в Иркутске, 1881 - 1884


Ежегодно в Европу приезжают тысячи туристов, желающих посмотреть творения средневековой готики. Безусловно, люди хотят окунуться в атмосферу прошлого времени, но нельзя не отметить, что многим из них хочется слиться с культурой того времени, мыслями и представлениями, ведь именно готический храм воплотил в себе все эти качества.

Стоит, отметить, что увидеть архитектуру готического собора или её разновидности - неоготический и псевдоготический стиль - можно увидеть не только в Европе. Готическая архитектура встречается на российских просторах от Москвы до Иркутска. Церковное и светское строительство с использованием достижений архитекторов готики велось в Российской империи в период от 1450 и вплоть до начала XX века. Шпили готических соборов близки и архитектуре современности - достаточно вспомнить соревнование башен телевизионных вышек во всем мире, которое, несомненно, истоки имеет в конкуренции средневековых городов, долгие годы все средства и силы вкладывавших в строительство своего Главного собора. В результате этот Собор был настолько огромным, что мог вместить всех жителей города. Подобно современному торгово-развлекательному центру. С последним сооружением роднят готическую архитектуру и эксперименты с освещением. Готический собор позднего периода представлял собой объект, характеризующийся, современным языком, сплошным остеклением. При этом, благодаря своим витражам, свет готического собора можно сравнивать с современным светодиодным - всех оттенков цвета и градаций теплоты. Про витражи же и освещение готического собора можно говорить долго. Предлагаем вам ознакомиться с заметкой о витражах по ссылке ниже. На этом экскурс в готическую религиозную архитектуру на сей раз окончен. Ждем ваших конструктивных комментариев, корректных замечаний и дополнений.

***


#блог-искусство-и-художественная-культура


Блог "Искусство и художественная культура" * Blog "Art and Artistic Culture"
#готика, #gothic, #готический-стиль, #трансепта, #витраж, #галерея, #нервюра, #свод, #gothicarc, #Нотр-Дам, #готическийстиль, #контрфорс, #башня, #gothicmodel, #архитектура, #steampunk, #gothicstyle, #gothicchurch, #аркбутан, #витражная-роза, #art, #статуя, #архитектурный-ансамбль, #варвары, #ратуша, #Шартр, #gothicart, #лучистая-готика, #Сент-Шапель, #алтарь,

Комментарии