11 октября 1810 года родился Антон Цвенгауэр, немецкий художник


 

Антон Цвенгауэр, немецкий пейзажист эпохи бидермейер, родился 11 октября 1810 года в Мюнхене. Очень рано начал учиться в Академии.  Но копирование античных произведений искусства, рисование жанровых сцен и красивых драпировок с полотен древних было для него мучительным процессом. Исторические композиции, которые он был вынужден изображать во время учебы, не привлекали его. В Мюнхенской академии изобразительных искусств наставником 
Антона Цвенгауэра был Петер фон Корнелиуса. По настоянию своего учителя Цвенгауэр обращается к пейзажу, и в этой области вскоре опережает Корнелиуса. 

Закат на Боденском озере. Антон Цвенгауэр. Спонсор публикации "Мастерская художника"


С 17 лет он начинает путешествовать по Баварским и австрийским Альпам, возвращаясь из каждой поездки с кипой набросков и акварелей. Плэнеры в 1828 году еще не входили в программу обучения в Академии. 

Баварское нагорье в те годы вдохновляло многих северогерманских художников из Мюнхена. Народные песни  и этюды, привезенные из Альп, с характерными фигурами и животными, получили горячее признание публики. В 1833 пейзажи художника были выставлены в Мюнхенском художественном объединении. В 1834 году Антон Цвенгауэр представил свои картины «Горная местность», «Пейзаж», «Из Фихтельгебирга» и «Равнина после захода солнца». 

Олень в пейзаже с закатом. Штедельский музей Франкфурта. Антон Цвенгауэр. Спонсор публикации "Мастерская художника"



В них он впервые прикоснулся к теме, позднее ставшей для него главной. Характерным стилем отличаются его работы «Вечерний пейзаж» и «Горный край после захода солнца» 1835 года. В 1836 году Цвенгауэр создает «Вечер» и «Зеннхютте», в 1837 году - «Остерзее в Иффельдорфе», «Парфии на Кохельзее» и многие другие картины подобной стилистики. 

В 1841 году русский полковник Андрей Барышников приобретает картину Цвенгауэра «Обед на Алме». Это поворотное событие в карьере пейзажиста граф Рашинский отметил в своей «Истории современного искусства» (1840). 

Закат. Антон Цвенгауэр. Спонсор публикации "Мастерская художника"



Работы художника отличаются простотой и спокойствием, природной гаммой и упоительно возвышенной атмосферой. Признание приходит к Цвенгауэру с полотном Sonnenuntergang im Dachauer Moos (Солнечный закат в Дахауэр-Моос). Местность под Мюнхеном была многим хорошо знакома и любима. Равнинный пейзаж с прудом и безоблачным горизонтом на закате, с пасущимся на переднем плане оленем стал визитной карточкой живописца
Заходящее солнце золотит горизонт. Небо, меняя цвет с бело-красного на теплый желтый, переходит в холодную синеву, не затененную облаками, где уютно мерцают первые звезды, отражаясь в прозрачной воде озера, окруженного светлыми и тонкими камышами и кустарником. Резко выделяется на переднем плане силуэт гордого оленя или лося, утоляющего жажду. 
Олень в пейзаже с закатом. Штедельский музей Франкфурта. Антон Цвенгауэр. Спонсор публикации "Мастерская художника"



На другом известном полотне пейзажиста запечатлен Бенедиктенванд в вечернем свете с видом на озера Штаффель и Ригзее. 

Весною - рассвет. 
Все белее края гор, они слегка озарились светом. Тронутые пурпуром облака тонкими лентами стелются по небу.
Летом - ночь.
Слов нет, она прекрасна в лунную пору, но и безлунный мрак радует глаза, когда друг мимо друга носятся бесчисленные светлячки. Если один-два светляка тускло мерцают в темное, все равно это восхитительно. Даже во время дождя - необыкновенно красиво.
Осенью - сумерки. 
Закатное солнце, бросая яркие лучи, близится к зубцам гор. Вороны, по три, по четыре, по две, спешат к своим гнездам, - какое грустное очарование! Но еще грустнее на душе, когда по небу вереницей тянутся дикие гуси, совсем маленькие с иду. Солнце зайдет, и все полно невыразимой печали: шум ветра, звон цикад...
 Зимою - раннее утро.
Свежий снег, нечего и говорить, прекрасен, белый-белый иней тоже, но чудесно и морозное утро без снега. Торопливо зажигают огонь, вносят пылающие угли, - так и чувствуешь зиму! К полудню холод отпускает, и огонь в круглой жаровне гаснет под слоем пепла, вот что плохо!            Сэй-Сёнагон. Записки у изголовья. 

 

За свои холсты Цвенгауэр получает прозвище «Клод Лоррен деревенских вересковых пустошей Верхней Баварии» за освежающую прохладу утра на своих полотнах и душный полдень. Он становится одним из тех пейзажистов, которые создали новый художественный облик Верхней БаварииВ 1858 году серию картин художника, запечатлевшую  четыре «времени года» приобрел Свертруп из Христиании. С 1862 года в творчестве художника появляется тенденция к обыгрыванию одной темы из полотна в полотно. 

Закат на Боденском озере. Антон Цвенгауэр. Спонсор публикации "Мастерская художника"


Это связано с тем, что публика ждала от живописца очередные «вечерние сумерки», и художник делал все, чтобы оставаться востребованным с этим узким спектром сюжетов, грозившем ему неминуемой усталостью зрителей. Его закаты стали настолько известными, что все картины с закатами называли с некоторой долей иронии «цвенгауэрами». Историк искусства Гиацинт Голланд  писал, что даже ясный вечер многие стали называть «настоящим цвенгауэром». Предвидя немилость публики, художник облюбовал для своих этюдов местность вокруг Шлейсхайма, которая поражала разнообразием пейзажных сюжетов.  

В 1853 году Максимилиан II, король Баварии, назначил его хранителем картинной галереи дворца Шлейсхайм, а в 1869 году повысил его до той же должности в королевской картинной галерее, будущей Старой пинакотеке.


Закат. Антон Цвенгауэр. Спонсор публикации "Мастерская художника"



Его картины можно было найти во всех крупных галереях и коллекциях Европы: в Праге, Антверпене, Брауншвейге, Ганновере, Берлине, Бремене, Варшаве, Лейпциге, Англии и Америки.

В творчестве Цвенгауэра «не найти огромных облаков, которые у Эдуарда Шлейха нависают над широкими равнинами, его сердце тронуто последними лучами, которыми солнце на закате окрашивает безоблачное небо. Когда героические пейзажи Николая Пуссена населены  прекрасными женщинами и нимфами, а со скалы великий Пан смотрит на мир, для Цвенгауэра пары оленей у пруда, в котором отражаются близлежащий лес и зыбкие камыши, вполне достаточно. И как бы просты ни были линии его рисунка, их колорит так нежен и искренен. Ни один другой художник не видит торжественности момента, когда солнечный диск погружается за горизонт. Никто не может вызвать в воображении зрителя ту странную ясность неба, которое кажется полностью сотканным из света». 
На Кохельзее. Антон Цвенгауэр. Спонсор публикации "Мастерская художника"


Цвенгауэр всегда старался передать торжественное настроение, силу и умиротворение природных ландшафтов. Он часто рисовал закаты, стремясь простыми средствами добиться впечатляющих световых и цветовых эффектов.

У каждой поры своя особая прелесть в круговороте времен года. Хороши первая луна, третья и четвертая, пятая луна, седьмая, восьмая и девятая, одиннадцатая и двенадцатая.
Весь год прекрасен - от начала до конца. 
Сэй-Сёнагон. Записки у изголовья.

Магию холстов  Цвенгауэра не были в состоянии донести до наших дней гравюры литографии Шульца и Вёльфле. Техника фотографии того времени также еще не знала изохроматического процесса. 

Вечерний пейзаж с горным озером. Антон Цвенгауэр. Спонсор публикации "Мастерская художника"



Цвенгауэр умер 13 июня 1884 года в Мюнхене в возрасте 73 лет и похоронен в Alter Südfriedhof (Альтер-Зюдфридхоф, Старом южном кладбище). Его именем названа улица в Зольне, южной части Мюнхена - Zwengauerweg (Цвенгауэрвег).

Пейзажист Антон Георг Цвенгауэр, сын художника, продолжил его дело. Но внук его сделал карьеру генерал-лейтенанта в Баварии. Его звал Карл Цвенгауэр. Сын художника позднее подарил королевской семье коллекцию из пятидесяти эскизов, акварелей и рисунков поместья, в котором жил и работал его отец. 

На Кохельзее. Антон Цвенгауэр. Спонсор публикации "Мастерская художника"



Наиболее известные работы художника:

Nachtmahl auf dem Berg ("Ужин на горе"), 1841
Herbstabend mit Hirsch am Wasser («Осенний вечер с оленями у воды»): Neue Pinakothek , Мюнхен
Benediktenwand im Abendlicht («Бенедиктенванд в вечернем свете»): Пинакотека, Мюнхен
Die vier Tageszeiten ("Четыре времени года")
Hirsche am See nach Sonnenuntergang («Олень у озера после заката») - Музей изящных искусство, Лейпциг

Вечерний пейзаж с горным озером. Антон Цвенгауэр. Спонсор публикации "Мастерская художника"


Эта публикация блога "Искусство и культура" рассказала подписчикам и читателям о немецком художнике-пейзажисте, который не настолько известен широкой публике в России, но чье творчество и то, что условно можно назвать бизнес-схемой, безусловно оказали влияние на становление таких художников как В. Перов, К. Саврасов, И. Левитан, И. Репин и многие другие. Даже если вы никогда не видели картин Антона Цвенгауэра, определенно манера, палитра художника и его сюжеты покажутся вам близкими и знакомыми, поскольку все мы впитали их опосредованно через творчество известных русских пейзажистов. Приглашаем в комментариях рассказать о своих открытиях и озарениях при изучении творчества знаменитого баварца.

В той далекой стране,
Где багрянцем пылает солнце,
Обо мне не забудь. 
Здесь в столице, где нет тебя,
Льется долгий дождь, не стихая.

Сей-Сёнагон. Записки у изголовья

До новых встреч!

 

***

#блог_искусство_и_художественная_культура


Блог "Искусство и художественная культура" * Blog "Art and Artistic Culture"

#пейзаж, #блог-искусство-и-культура, #перспектива, #landscape, #тон, #цвет,  #время-года, #Бавария, #акварель, #контраст, #зарисовки, #освещение, #гамма, #среда, #вид, #образ, #гуашь, #рельеф, #art, #watercolor, #sketch, #drawing, #painting, #aquarelle, #artist, #рисунок, #живопись, #арт, #творчество, #скетч, #искусство, #watercolorpainting, #draw, #художник, #picture, #paint,#иллюстрация, #sketching, #googleart, #Германия, #1800s, #художник, #pictures, #краски, #nature, #лирический-пейзаж, 1800s, #пейзажист, #картинная-галерея,

Комментарии