#12 Абстракционизм


  

Небольшой публикацией  об абстракционизме блог "Искусство и художественная культура" открывает интересный и непростой разговор с читателями о художниках беспредметного стиля. Конечно, о каждом из них нужно говорить отдельно. И мы обязательно это будем делать. В этой, вступительной части большой и важной истории о философско-художественном поиске представителей творческой элиты недалекого и весьма бурного прошлого хочется погрузиться самим и погрузить вас в атмосферу той эпохи. Наметить основные направления развития мысли художников-идеологов начала  XX  века. Понять, что и как двигало этими людьми. О чем они думали. И что у них получилось. Итак...

Наталья Гончарова. Весна. Испанки в белом, 1932 год

Немного сухого искусствоведения. Абстракционизм (лат. abstractio — удаление, отвлечение) - направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма - достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, способных вызывать у созерцателя разнообразные ассоциации. 

В применении к живописи термин "абстракция" позволяет передать особенности художественного сознания, ориентированного на поиск гармонии в направлении от частного к всеобщему. Не случайно в первые десятилетия двадцатого века абстрактное искусство опиралось на теорию символизма, нуждалось в обращении к мистическим идеям. Позднее художников-абстракционистов все сильнее увлекают проблемы, связанные с открытиями в области биофизики. Эти бесконечные и нередко бесплодные попытки воплотить в материю понятия времени и пространства, бесконечности природных форм, скрытых за внешними покровами. 

Блог "Искусство и художественная культура". Абстракционизм


Один из первых абстракционистов, создатель «лучизма» Михаил Ларионов изображал «излучение отраженного света (цветовую пыль)». Абстрактное искусство – 
«самый доступный и благородный способ запечатлеть личное бытие, прочем в форме, может быть, наиболее адекватной – подобно факсимильному оттиску. В то же время это прямая реализация свободы».
В основе творческого метода абстракционизма – полный отказ от «жизнеподобия», изображения форм реальной действительности. Абстрактная картина строится на соотношениях цветных пятен, линий, штрихов; скульптура – на комбинациях объёмных и плоских геометризованных форм. При помощи отвлечённых построений художники хотели выразить внутренние закономерности и интуитивно постигаемые сущности мира, Вселенной, скрытые за видимыми формами.

Наталья Гончарова (1881-1962). Пьеро и Коломбина (Автопортрет с Михаилом Ларионовым), 1906 год

Основоположники: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Пит Мондриан.

Первая абстрактная картина была написана Василием Кандинским в конце 1900-х годов. В настоящее время она находится в Национальном музее Грузии.

Более точно датой рождения абстракционизма можно назвать 1910 год, когда В. В. Кандинский выставил в Мюнхене первое в истории искусства абстрактное произведение (акварель) и написал трактат «О духовном в искусстве», в котором обосновывал свой творческий метод открытиями науки. 

Блог "Искусство и художественная культура". Абстракционизм


В 1920-е годы, во время стремительного развертывания всех авангардных направлений абстрактное искусство включало в свою орбиту кубофутуристов, беспредметников, конструктивистов, супрематистов (А. Экстер и Л. Попову, А. Родченко и В. Степанову, Г. Стенберга и М. Матюшина, Н. Суетина и И. Чашника). Язык нефигуративного искусства лежал в основе культуры новой, современной пластической формы, станковой, декоративно-прикладной или монументальной, и имел все возможности для дальнейшего плодотворного и перспективного развития. 

Наталья Гончарова, Игорь Стравинский, Леонид Мясин, Михаил Ларионов и Леон Бакст в доме Дягилева в Уши, Швейцария. Лето 1915 года.

Вскоре абстракционизм становится мощным движением, в рамках которого возникают различные направления: лирическая абстракция (картины Кандинского и мастеров объединения «Синий всадник» с их текучими, «музыкальными» формами и эмоциональной выразительностью цвета) и геометрическая абстракция (К. С. Малевич, П. Мондриан, отчасти Р. Делоне, композиции которых построены на сочетаниях элементарных геометрических фигур: квадратов, прямоугольников, крестов, кругов). 

В живописи России XX века главными представителями абстракционизма были Василий Кандинский (завершивший в Германии переход к своим абстрактным композициям), Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, основавшие в 1910-1912 гг. «лучизм», и создатель супрематизма как нового типа творчества Казимир Малевич, автор знаменитого «Чёрного квадрата».

Наталья Гончарова в футуристическом гриме, 1913 год

Родственным абстракционизму течением является кубизм, стремящийся изобразить реальные объекты множеством пересекающихся плоскостей, создающих образ неких прямолинейных фигур, которые воспроизводят живую натуру. Одними из самых ярких примеров кубизма были ранние работы Пабло Пикассо.

Слово абстракционизм у абсолютного большинства зрителей разного возраста вызывает одну устойчивую ассоциацию – «Чёрный квадрат». Чёрному квадрату и его создателю Казимиру Малевичу и повезло, и не повезло одновременно. Его знают все, но мало кто стремится понять. Конечно, начинать понимание с финала, с иконы стиля, трудно, да и не следует. Поэтому мы начнём с гораздо более ранних времён.

Русские футуристы (в том числе Михаил Ларионов и Наталья Гончарова) на открытии выставки «Ослиный хвост», 1912 год.

Ещё в конце XIX века художник Морис Дени сказал о том, что «прежде чем быть изображением нагой женщины или лошадью в бою, картина должна быть окрашенной определённым образом поверхностью». Это, конечно, высказывание настоящего художника: конечно, любое глубинное пространство, любой правдоподобно написанный предмет на картине – это всего лишь положенные рядом определённым образом мазки краски. Художник всегда имеет дело с выбором красок, с кистями большей или меньшей ширины и мягкости, с холстом крупной или мелкой зернистости. 

Михаил Ларионов

С помощью этого ремесленного оборудования, красочной, пахучей и вязкой материи он создаёт иллюзию реальности. Он добивается того, что зритель не думает ни о красках, ни о холстах, а погружается в мир, сотворённый руками и воображением мастера. Много столетий подряд и для художника, и для зрителя это казалось естественным. Но наступил момент, когда художник решился остановить взгляд зрителя на поверхности холста, избавить его от иллюзий и сделать главным героем саму окрашенную плоскость. Он перестал обманывать зрителя, пригласил к сотворчеству на равных.

Михаил Ларионов. Автопортрет 1911-1912 годы

Некоторые течения в абстрактном искусстве:
  • Лучизм - одно из ранних направлений абстракционизма, это изображение ощущаемых художником лучей. Само название произошло от слова "луч". Произведения этого течения отличаются яркими, насыщенными цветами, попытками игры с цветовой массой, с контрастами.
  • Неопластицизм - геометрический абстракционизм, родившийся в творчестве голландского художника Питера Корнелиса Мондриана. Сочетает в себе абстракцию и поиски универсального стиля.
  • Орфизм - изначально мистическое учение в Древней Греции и Фракии, связанное с именем мифического поэта и певца Орфея. В современном искусстве этим названием Робер Делоне, обозначил свои, вышедшие за рамки кубизма эксперименты с формой.
  • Супрематизм - разновидность беспредметного творчества, где изображают не объекты реального мира, а сочетания форм и пространств и цвета. Течение основано на философских исканиях Казимира Малевича.
  • Систематизм - основанная художниками Дмитрием Гаевым-Орловым и Андреем Верещагиным изобразительная практика, основанная на простейших геометрических фигурах. Призвана иллюстрировать торжество системных закономерностей природы.
  • Ташизм -  разновидность Art Informel. Представляет собой стремление выразить стихийность, бессознательность творчества в динамике пятен ( (французское - tache, "пятно") или объёмов. Отличается спонтанной и размашистой изобразительной манерой.
  • Абстрактный экспрессионизм -  (от латинских abstractio - «отвлечение» и expressio - «выражение») представляет собой манеру рисовать быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей. В этой технике работали художники Нью-Йоркской школы, Джексон Поллок, Марк Ротко, Барнетт Ньюман. Их работы демонстрируют образец  эмоционально заряженной беспредметной живописи.
  • Геометрическая абстракция - основанная на абстрактных образах манера изображения, которая зародились в недрах математики и физики для описания закономерностей реальных явлений. Другие названия течения - холодная абстракция, логический, интеллектуальный абстракционизм. иногда, Геометрическая форма в рамках этой изобразительной манеры зачастую помещается в неиллюзионистские пространства и объединяется в беспредметные (репрезентативные) композиции.

Портрет Натальи Гончаровой - Михаил Ларионов (1915)

Выделим две основных разновидности абстракционизма
  • экспрессивный (иногда его называют также лирическим) и 
  • геометрический. 
Внутренние противоречия авангардного движения, усиленные жестким прессингом со стороны идеологического официоза, в начале тридцатых годов двадцатого века заставили его деятелей искать иные творческие пути. «Антинародное идеалистическое» абстрактное искусство отныне не имело права на существование. И казалось, оно исчезло не только из музейных залов, из книг и монографий, но из памяти. 

С приходом к власти фашистов центры абстракционизма перемещаются в Америку. В 1937 году в Нью-Йорке создается музей беспредметной живописи, основанный семьей миллионера Гуггенхайма, в 1939 году – Музей современного искусства, созданный на средства Рокфеллера. Во время Второй Мировой войны и после ее окончания в Америке собрались вообще все ультралевые силы художественного мира.

Александр Либерман. Марк Ротко в своей мастерской с росписью капеллы, 1965 год.


В послевоенной Америке набирала силу «школа Нью-Йорка», членами которой были создатели абстрактного экспрессионизма Д. Поллак, М. Ротко, Б. Ньюман, А. Готтлиб. Летом 1959 года их произведения увидели молодые художники в Москве на выставке национального искусства США в парке «Сокольники». За два года до этого события современное мировое искусство было представлено на художественной выставке в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Информационный прорыв стал своеобразным символом духовной и социальной свободы. Абстрактное искусство теперь ассоциировалось с внутренним освобождением от тоталитарного гнета, с иным мировосприятием. Проблемы актуального художественного языка, новой пластической формы оказались неразрывно связаны с общественно-политическими процессами. Эпоха «оттепели» подразумевала особую систему взаимоотношений абстрактного искусства с властью. Начался новый этап в развитии отечественного абстракционизма -1950-1970-е годы.

Хьюго Болл в костюме волшебного епископа, 1916 год, кабаре «Вольтер».


Для молодых советских художников, воспитанных в традициях застывшей академической системы с незыблемыми правилами и приоритетами повествовательной содержательности и единственно верного материалистического видения мира, открытие абстракции означало возможность воспроизведения личного субъективного переживания. Американские исследователи характеризовали абстрактный экспрессионизм как «жест освобождения от ценности политической, эстетической, моральной». Подобные чувства испытывали молодые живописцы в СССР, осмыслявшие незнакомое им актуальное искусство и одновременно строившие собственные формы сосуществования с властями или противостояния им. Рождался андеграунд, и среди художников-неформалов обращение к абстрактному искусству было общепринятым и широко распространенным.


Блог "Искусство и художественная культура. Абстракционизм

В эти годы многие живописцы испытывали потребность в языке беспредметного искусства. Необходимость овладения формальным лексиконом зачастую связывалась не только с погружением в спонтанное творчество, но и с сочинением продуманных теоретических трактатов. Как и в начале века, для этих живописцев абстракция не означала отрицания разных уровней смысла. Современное европейское и американское абстрактное искусство опиралось на такие фундаментальные пласты, как исследование первобытного мифологического сознания, фрейдизм, начала экзистенциализма, восточные философии (дзен). Но в условиях советской действительности художники абстракционисты не всегда могли достаточно полно и глубоко знакомиться с первоисточниками, они, скорее, чувствовали, догадывались, интуитивно находи ли ответы на волновавшие их проблемы и, отвергая упреки в простом копировании западных образцов, серьезно относились к собственной профессиональной репутации.

Василий Кандинский, Синий всадник, 1903 год.


Возвращение абстрактного искусства в культурное пространство России не было всего лишь следствием изменения политического климата или имитацией художественных явлений Запада. Законы «саморазвития искусства» выстраивали «жизненно необходимые самому искусству» формы. Происходил «процесс реперсонализации искусства. Появилась возможность создания индивидуальных картин мира» (А. Боровский). Последнее и вызвало мощную отрицательную реакцию на государственном уровне, долгие годы приучавшую рассматривать абстракционизм как «крайне формалистическое направление, чуждое правдивости, идейности и народности», а произведения созданные абстракционистами, как «бессмысленное сочетание отвлеченных геометрических форм, хаотических пятен и линий». 

Кандинский говорил, что «сознательно или бессознательно художники все больше обращаются к своему материалу, испытывают его, взвешивают на духовных весах внутреннюю ценность элементов, из которых надлежит создавать искусство».

Сказанное в начале века вновь стало актуальным для следующих поколений живописцев.

Василий Кандинский



Во второй половине 1950-х появляется абстрактная скульптура, снабженная «электронным мозгом», - «Cysp I» Никола Шёффера. Александр Кальдер, после «мобилей», имевших успех, создает свои «стабили». Возникает одно из обособленных направлений абстракционизма – оп-арт. В то же время почти одновременно в Англии и США появляются первые коллажи, использующие этикетки массовых изделий, фотографии, репродукции и тому подобные предметы новой стилистики поп-арта. 
Московская абстракция рубежа 1960-х, углубившись в поиски нового формообразования, соответствующего внутреннему состоянию «творческой озаренности», своего рода медитации, дала убедительные примеры собственного понимания культуры беспредметного (например, в творчестве Владимира Немухина, Лидии Мастерковой, Михаила Кулакова, безусловно, увлеченных абстрактным экспрессионизмом, который они сумели наполнить высоким духовным напряжением). Иной тип абстрактного мышления демонстрировал наиболее последовательный в своей аналитической и практической работе Юрий Злотников, автор обширной серии «Сигналы», созданной в конце 1950-х. По словам художника, «динамизм, ритм, ярко выраженные в геометрической абстракции», привели его к анализу «инамических представлений, заложенных в искусстве» и далее «к изучению моторных реакций человека» В «Сигналах» художник исследовал «обратную связь» спонтанных психологических реакций на цветовые символы.

Следующий этап в развитии русской абстракции начинается в 1970-е годы. Это время знакомства современных художников с творчеством Малевича, с супрематизмом и конструктивизмом, с традициями русского авангарда, его теорией и практикой. «Первоэлементы» Малевича вызвали стабильный интерес к геометризированной форме, линейным знакам, пластическим структурам. «Геометрическая» абстракция позволяла при-близиться к проблемам, волновавшим мастеров 1920-х годов, почувствовать преемственность и духовную связь с классическим авангардом. Современные авторы открывали для себя труды русских философов и теологов, богословов и мистиков, приобщались к неисчерпаемым интеллектуальным источникам, которые в свою очередь наполняли новым смыслом творчество Михаила Шварцмана, Валерия Юрлова, Эдуарда Штейнберга.

Василий Кандинский

Геометрическая абстракция легла в основу методов работы художников, объединившихся в начале 1960-х в группу «Движение». Среди ее членов были Лев Нусберг, Вячеслав Колейчук, Франциско Инфантэ. Последний был особенно увлечен супрематизмом. В «Динамических спиралях» Инфантэ занимался изучением модели бесконечной спирали в пространстве, внимательно анализировал «несуществующую пластическую ситуацию».

Американская живопись 70-х гг. возвращается к фигуративности. Считается, что 70-е – это «момент истины для американской живописи, которая освобождается от питавшей ее европейской традиции и становится чисто американской». 
Середину 1980-х годов можно рассматривать как завершение очередной стадии развития абстракции в России, накопившей к этому времени не только громадный опыт творческих усилий, осмысленную философскую проблематику, но и убедившейся в востребованности абстрактного мышления.

Последнее десятилетие XX века подтвердило особенный «русский путь» беспредметного искусства. С точки зрения развития мировой культуры абстракционизм как стилевое направление завершился в 1958 году. Однако в «постперестроечном российском обществе только теперь возникла потребность   в равноправном общении с абстрактным искусством, появилось желание увидеть не бессмысленные пятна, но красоту пластической игры, ее ритмов, проникнуть в их значение. Услышать, наконец, звучание живописных симфоний».

Художники получили возможность выражения в формах не только классических - супрематизма или абстрактного экспрессионизма, но лирической и геометрической абстракции, минимализме, скульптуре, объекте, рукотворной авторской книге, в бумажной массе, отлитой самим мастером. 

Важным слагаемым современного языка абстракции стал белый цвет. Для москвичей Марины Кастальской, Андрея Красулина, Валерия Орлова, Леонида Пелиха пространство белого - высшего напряжения цвета вообще - наполнено бесконечными вариативными возможностями, позволяющими использовать и метафизические представления о духовном, и оптические законы отражения света.

Пространство как понятийная категория обладает в современном искусстве разной смысловой нагрузкой. Например, существует пространство знака, символа, возникшего из глубины архаического сознания, иногда преображенного в структуру, напоминающую иероглиф (Евгений Добровинский). Существует пространство древних рукописей, образ которых стал своеобразным палимпсестом в композициях Валентина Герасименко.

Кроме названных выше, к абстракционистам относятся: М. Ротко, Р. Раушенберг,  В. де Кунинг,  Л. Мохой-Надь, Ф. Клайн, У. Боччони, Ф. Пикабия, А. Горки, А. Хельд,  П. Сулаж, Ф. Клин, Х. Хартунг, Ж. Базен, Р. Биссьер, Н. Де Сталь, Б. Ньюмен и многие другие.

Творчество Джексона Поллока, Аршила Горки, В. де Кунинга, Марка Ротко, Жоржа Матье и других представляло собой наиболее влиятельное направление абстрактной живописи 40-50-х годов, возникшее в США – так называемый абстрактный экспрессионизм. Принцип его заключался в отказе от предварительного замысла и планомерно построенной формы. Художник культивировал спонтанную манеру письма и свободные импровизации на холсте.  Живопись действия выросла, опираясь на иррациональные основы сюрреализма. Единственная функция искусства - действие, которое выполняет сам художник. 

Акция – так, обобщая, называют «искусство действия», заменяющее художественное произведение жестом, разыгранным представлением или спровоцированным событием. Своими корнями «искусство действия» уходит в первые десятилетия двадцатого века, в творчество футуристов, дадаистов и сюрреалистов. Расцвет искусства действия приходится на 60-70 годы. В нем реализуется одна из ведущих идей модернизма о процессуальном характере искусства. «Искусство действия» квинтэссенция идеи о превалировании творческого акта над его результатом, с другой стороны оно воплощает другую характерную тенденцию искусства 20-го века - стремление уничтожить грань между искусством и действительностью, растворить художественный жест в окружении, спонтанно протекающих процессах жизни.

Перерастая в искусство постмодернизма, «искусство действия» приобретает более выраженные формы. Например, хеппенинг – это наиболее распространенная форма «искусства действия». В основе его лежит незапланированное действие, осуществляемое художником при участии присутствующей публики, когда как бы стирается грань между реальностью и художественным творчеством. 
Другая форма «искусства действия» перформанс – состоит в исполнении определенных заранее спланированных действий перед собравшейся публикой. Но в отличии от хеппенинга в нем наличествует определенный заранее заготовленный сценарий. Кроме того в перформансе не принимает активное участие публика, довольствуясь лишь ролью зрителя.

Поллок ввел термин «дриппинг» - разбрызгивание красок на холст без применения кисти. Это называется также в Америке абстрактным экспрессионизмом, во Франции – ташизмом (от слова tache - пятно),в Англии - живописью действия, в Италии - ядерной живописью (pittura nucleare).

В рамках американского абстракционизма была развита так называемая                      «бесформенная живопись». Живопись Джексона Поллока поддерживается проекцией действия. Наиболее важное в творчестве: автоматизм - творческий процесс, а не получаемый результат. Этот метод творчества кажется простым, но вместе с тем и сложным. Создавая композицию, художник свободно льёт, наливает краски на полотно. Эти работы очень экспрессивные и очень оживлённые. Основная проблема, которую решают эти художники - отношение цветов. Принципы живописи действия в США дальше развивали постживописные абстрактные направления (hard-edge, color-field). 

Другим знаменитым европейским представителем «живописи действия» был Жорж Матье, приблизивший технику экстаза к спектаклю. Он устраивал свои сеансы живописи в присутствии публики, на глазах которой испещрял полотно закорючками, запятыми и точками. Жорж Матье сопровождал свои «сеансы творчества» в присутствии публики маскарадными переодеваниями и музыкой. Он называл свои огромные творения вполне сюжетно, что не делает их, однако, менее абстрактными. Как писал теоретик абстракционизма Л. Вентули, 

«...искусство называется абстрактным тогда, когда оно абстрагируется не от личности художника, но от предметов внешнего мира...»
Особое направление в абстракционизме – лучизм. Это один из вариантов абстрактного искусства, основанный на красочной игре лучей, светопреломлений, как бы высвобождающих внутренние энергии мироздания. 

«Цвет подобно свету, потоками лучей пронизывает композицию, способен рождать ощущение бесконечности живописной плоскости, открывать возможность перехода от изображения объекта к изображению невидимого».

Возглавляли Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. По Ларионову, все предметы видятся как сумма лучей. Задача художника - поиск пересечения сходящихся в определенных точках лучей, т.е. красочных линий, их в живописи представляющих.


Главным представителем экспрессивного, лирического абстракционизма был Василий Кандинский. Для Кандинского абстракция была способом выражения чувств. Его ощущения в какой-то момент перестали нуждаться в образах объективного мира и стали воплощаться только в красках и линиях. Художник словно отбросил эти неуклюжие подпорки в виде домов, деревьев, гор и ринулся в высокое и бескрайнее пространство чистых форм и цвета.

Творческая биография Василия Кандинского уникальна: он был одновременно русским и немецким художником. Долгие годы он жил между Россией и Германией и в географическом, и в художественном смысле. На него оказала огромное влияние немецкая философия, учение Гёте о цвете. Но не меньшее впечатление произвели на него интерьеры русских изб, предметы утвари, расписанные орнаментами, лубки с изображениями богатырей и сражений.

Münter Haus в Мурнау, Германия

В течении нескольких лет, начиная с 1908 года, Кандинский жил и работал в Мурнау – небольшом местечке близ Мюнхена. Здесь он собрал воедино разные тенденции своего раннего творчества, подчинил их задаче открытия новых возможностей живописи. Он открывал для себя непрерывность ритмического движения, интенсивность красочного звучания, построенную на соотношении цветовых качеств. В 1910 году основные свои теоретические положения Кандинский сформулировал в книге «О духовном в искусстве».

Василий Кандинский, Амазонка наездница (1917)

Важнейшей задачей творческого развития Кандинского было достижение новых способов выражения духовного начала, освобождение от материальных оков. Мастеру предстояло сделать решающий шаг в новое измерение. Путь к нему был труден. Художник долгое время оставлял «мосты» между предметностью и беспредметностью в своих картинах: среди больших абстрактных цветовых пятен мы видим небольшую предметную форму – дом, дерево, лодку. И дело не в том, что художнику не хватало смелости сделать решительный шаг. Дело в постепенной эволюции творческого сознания мастера. Беспредметный мир должен был явиться ему таким же закономерным, упорядоченным и внутренне необходимым, как до этого мир предметный. Нужно было на место прежних отношений реальных предметов друг с другом поставить новые: взаимоотношения форм, линий, цветов.

Die See Und An Die Sonne (К морю и солнцу) Василий Кандинский. 1922 г. (28,4 х 22 см)

Этот путь не был простым и прямолинейным. После абстрактных композиций художник возвращался к предметным или балансировал на грани абстрактности и предметности. Такова картина «Озеро» (1910 г). Мы чётко различаем лодку, гребцов, силуэт замка. А вот драматургию цвета в центральной и верхней части картины можно принять за изображение заката, а можно считать абстрактной. Она допускает возможность узнавать предмет, а потом отрешаться от реальности, погружаясь в созерцание.

Василий Кандинский и его кот Васька, 1905 год.

В картинах 1910–1912 гг. узнаваемые детали распределяются по всему холсту, вызывая различные ассоциации. Чаще всего ассоциации трагические, апокалиптические: труба, падающая башня, скачущая лошадь. Но главный смысл переносится на колорит и композицию. В зависимости от расстояния, которое отделяло картину от реальных жизненных впечатлений и наблюдений, Кандинский делил свои произведения на «импрессии», «импровизации» и «композиции». Конечно, импрессия (от того же корня, что и импрессионизм – живопись впечатления) основана на увиденном. Импровизация – это свободное высказывание на некую тему. Но наибольшая свобода выражения представляется художнику в композиции – это высшая и совершеннейшая форма проявления творчества.

Вид Москвы, 1915. Василий Кандинский.

Кандинский, как и многие, делал вывод, что привычный материальный мир рушится, и пытался понять, что открывается за ним. В своих текстах он сравнивал космос и живопись: 

«Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных путём борьбы и среди этой борьбы миров между собой создать новый мир, который зовётся произведением. Каждое произведение возникает так, как возникает космос – он проходит путём катастроф, подобных хаотическому рёву оркестра... Создание произведения есть мироздание».

Василий Кандинский (16 декабря 1866 - 13 декабря 1944)

Особенно воздействует на зрителя цвет. Кандинский был влюблён в краски. Они виделись ему одушевлёнными существами. В борьбе с «белым холстом» они рождаются «как миры и люди». Краски должны вызывать музыкальные ассоциации. Опираясь на учение о цвете Гёте, художник разработал концепцию, в которой краскам соответствовали определённые эмоции: 

  • жёлтое – земное, бешенство, напоминает звуки флейты; 
  • синее – небесное, спокойное и печальное, напоминает виолончель; 
  • зелёное – неподвижное, неэмоциональное. 

В. Кандинский «Озеро», 1910 год

Цвет сочетается с другими важнейшими элементами – линией, рисунком. В их соединении создаются формы. Звучание форм меняется от сопоставления друг с другом.

Вторая разновидность абстракционизма – геометрический. Основные его представители – художник из России Казимир Малевич, основатель супрематизма; и голландец, живший в Париже, Пит Мондриан – он своё творчество называл неопластицизмом. 

«Когда мы переехали в Нью-Йорк из Голландии, моя жена заставила меня сбрить усы и сменить имя на Пит». Пит Мондриан


В отличие от Кандинского, который испытал влияние немецкой романтической философии и прошёл через период экспрессионизма, Малевич прошёл через импрессионизм, фовизм и кубизм, но все эти направления выглядели в его интерпретации грубыми, тяжеловесными, слишком напористыми. В это время у него уже созревал новый метод абстрактного искусства, который им самим был назван супрематизмом. 

Казимир Малевич, Черный квадрат (1915)



Для рождения супрематизма решающую роль сыграло знакомство Малевича с художником Михаилом Матюшиным и поэтом Алексеем Кручёных. Вместе они взялись за постановку оперы «Победа над солнцем». В эскизах костюмов и декораций к спектаклю у Малевича впервые появляются супрематические формы. Важным было и само общение Малевича с коллегами. Кручёных как раз в это время создавал поэтические тексты из одного слова, которые можно сравнить с супрематическими полотнами. Опера «Победа над солнцем», показанная в Петербурге в конце 1913 г., была самым авангардным произведением в России того времени. 

Казимир Малевич, Красная конница, 1928-1932 годы

Авангард – слово не русское, но употреблявшееся в основном в России. Буквально, это передовая часть войска, самая отважная и готовая принять на себя удар. И художники радикального толка ощущали себя воинами, сражающимися за свою, новую, позицию в искусстве. Для художников-авангардистов искусство – дело далеко не мирное. В России начала ХХ века авангардные художники были обычно настроены революционно: лозунги о разрушении старого искусства смыкались с лозунгами о разрушении старого политического строя. В разные годы в авангарде могли оказаться разные течения и направления; главное, чтобы они были принципиально новыми или казались такими своим создателям.

Казимир Малевич - Бегущий (1933).


Но чтобы совершить решающий шаг, Малевичу следовало не только соприкоснуться с важнейшими тенденциями современного искусства, но и преодолеть их. Решающий шаг к этому был сделан в 1915 г. на «последней футуристической» выставке «0.10» (Ноль-десять). Здесь появился «Чёрный квадрат» и серия супрематических полотен. «Последней футуристической» выставка была названа из-за желания завершить футуристический период в живописи и перейти к чему-то новому. Ноль – означает отсутствие предметных форм. Десять – предполагаемое число участников выставки. Однако, когда число участников увеличилось, название было оставлено без изменений.


Футуристы во время открытия Les Peintres Futuristes, Galerie Bernheim, Париж, 1912 год


Картины развешивались лично Малевичем: ночью, за несколько часов. Он успел написать и несколько плакатов, провозглашавших наступление эры супрематизма. Пришедшие в зал посетители увидели «Чёрный квадрат» Малевича размещенным так, как обычно в русских домах располагались иконы – это видно и на сохранившихся фотографиях. Мышление и методы общения со зрителем у Малевича, якобы порвавшего с футуризмом, остались вполне футуристическими: вызов, эпатаж, агрессия. Это, конечно, совсем не похоже на философствующего, медленно и сложно развивающегося, утончённого Кандинского. Малевич достиг желаемого: именно его картина, а не композиции Кандинского стала иконой стиля и самым известным произведением ХХ века.



Знаменитый «Чёрный квадрат» (1915) стал программным произведением Малевича. Название своего метод художник возвел к латинскому supremus – наивысший. Стремление оторваться от земной реальности привело его к увлечению космосом. Свои абстрактные композиции художник называл «планитами» и «архитектонами», символизирующими «идею всемирного динамизма».

Сцена из драмы Леонида Андреева Анафема, 1909, Казимир Малевич

Малевич писал и теоретические трактаты. Но они также были похожи на футуристические манифесты. В манифесте, выпущенном к выставке, художник провозглашал: 

«Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим первое живописное произведение.
Я преобразился в нуль форм и выловил себя из омута дряни Академического Искусства.
Я уничтожил кольцо – горизонта, и вышел из круга вещей, с кольца горизонта, в котором заключены художник и формы натуры (…)
Воспроизводить облюбованные предметы и уголки природы всё равно, что, что восторгаться вору на свои закованные ноги.
Только тупые и бессильные художники прикрывают своё искусство искренностью.
В искусстве нужна истина, но не искренность.
Вещи исчезли как дым для новой культуры искусства, и искусство идёт к самоцели – творчеству, к господству над формами натуры».

На выставке был представлен, конечно, не только, «Чёрный квадрат», но и красный квадрат, крест, круг. 

Блог "Искусство и художественная культура". Абстракционизм



Это была основа того нового языка, который был призван выразить «целую систему мировоззрения». Малевич отвергал внешнюю оболочку реальных вещей и резко пресекал любые ассоциации с предметом. Перед ним витала грандиозная задача «перекодировки» мира. Он преодолевал условия земного существования ради того, чтобы оперировать космическим языком, утверждать мировой порядок, всеобщие законы существования вселенной. Акция, которую совершал Малевич, не ограничивалась чисто живописными задачами. В ней проявлялось стремление к синтезу, который объединил бы искусство, философию, литературу, политику, религию. «Чёрный квадрат» оказался не только вызовом, брошенным публике, но и символом этой новой «религии».

Жнецы, 1929, Казимир Малевич


С тех пор о нём писали и говорили все. Картина скрылась за слоями споров, интерпретаций, гипотез, насмешек. И сейчас уже трудно посмотреть на неё непредвзято, без груза позитивных или негативных эмоций. Сам холст «Чёрный квадрат» словно затаился в своей молчаливой, грозной, угрюмой значительности. Квадрат лишь мнится таковым: ни один из его углов не равен 90 градусам, он находится в вечном становлении, остаётся динамичным, живым. Можно отметить его пластические и живописные достоинства: чёрный квадрат вписан в белое мерцающее поле так, что возникает ощущение не воздушного, не декоративного пространства, но пространства вообще, как понятия. Пространства, лишённого начал и концов, протяжённости и масштаба, по отношению к которому квадрат воспринимается как своего рода чёрная дыра, антипространство.

Костюм для Победы над Солнцем: Мускулистый человек, 1913, Казимир Малевич

Последовавшие за «Чёрным квадратом» другие супрематические полотна развивали идею преодоления земного притяжения. Эти картины, несмотря на выраженное в них движение форм, утрачивали связь с законами гравитации, с понятиями «верха» и «низа» и давали представление о свободном парении в мировом пространстве самоценных форм. Это парение не передавалось иллюзорными средствами, не изображалось, а было присуще самим формам.

Портрет рекордсмена по производительности труда, 1932 год, Казимир Малевич

На выставке «0.10» вместе с Малевичем показывали свои работы художники И. Клюн, И. Пуни, К. Богуславская-Пуни, Л. Попова, Н. Удальцова, О. Розанова. Почти все они оказались под гипнозом Малевича и составили вокруг него группу «Супремус». Затем, уже в послереволюционные годы в Витебске и Ленинграде образовались целые школы Малевича: пришли новые ученики, которые с молодых лет формировались в русле супрематизма. После революции художник занимал руководящие должности в официальных художественных и культурных учреждениях страны. Особенно показательна его деятельность в Витебске, маленьком городе в Беларуси (тогда в составе СССР), ставшем центром современного искусства.

Машинистка (1910-е). Надежда Удальцова

Европа открыла Малевича только в 1927 году когда художник показал в Варшаве и Берлине свои работы. В результате стремительно менявшейся политической ситуации Малевич вынужден был спешно вернуться в СССР, но оставил свои рукописи и часть картин на Западе. Благодаря этому они, возможно, и сохранились, а европейская живопись стала развиваться по новому пути. На родине же открытия Малевича были на много лет если не забыты, то намеренно исключены из художественного опыта. После официально принятой установки на соцреализм даже за гораздо меньшие «грехи» художники объявлялись формалистами, не допускались к выставкам, лишались работы – хорошо, если не лишались жизни.

Надежда Удальцова


Почти одновременно с Малевичем переход к геометрическому абстракционизму совершил голландский художник Пит Мондриан. Мондриан начинал с реалистического искусства: его ранние натюрморты поражают своей материальностью и безусловным мастерством исполнения. Его творческая биография, как и биография Пабло Пикассо, убеждает в том, что художник обращается к нереалистической живописи вовсе не потому, что «не умеет рисовать». Это не обманный ход, не трюк, а вполне осознанная внутренняя необходимость избавиться от реализма.

Пит Мондриан - Золотистая лилия (1910)

В 1912 году, живя в Париже, Мондриан начинает геометризировать изображения деревьев и фасадов соборов, подходя к методу, который позже назовёт неопластицизмом. На художника оказал большое впечатление математик и философ К. Шойенмакер. Опора на математику позволила художнику выдвинуть теорию «отношений бесконечного и множественного», «закон прямого угла», «противопоставление вертикальных и горизонтальных линий, как мужских, так и женских». Мондриан вырабатывает определённые правила, в которых обращает внимание на пропорции, ритм, размеры, равновесие в композиции, отношения основных цветов красного, синего, жёлтого с «нецветами» белым, серым и чёрным. Обычно его композиции представляют собой системы прямоугольников, некоторые из которых окрашены в «цвета».

Пит Мондриан «Композиция в линиях и цвете» (1913 год)

Одним из первых выходов Мондриана в нефигуративность стала «Композиция в линиях и цвете» (1913 год). Молочно-пепельные и ржаво-золотистые плоскости, кое-где выделенные чёрным контуром, словно истаивающие руины последних материальных образов, плывут в плотном красочном мареве.



Во время Первой мировой войны Мондриан находился в Голландии, где вместе с Тео Ван Дусбургом, теоретиком искусства, выпускал журнал «Де Стейл», что означает «Стиль». Вокруг журнала сложилась группа художников и дизайнеров. В неё входили Т. Ван Дусбург, Я.И.П. Ауд, Г. Ритвелд. Свои произведения они строили на простых геометрических формах, господстве прямого угла, выявлении конструкции, использовании динамической симметрии, минимального набора цветов (красный, синий, жёлтый и ахроматические чёрный, белый, серый).

«Стиль», Vol. 3, вып. 9, (обложка и фронтиспис), 1920 г. и Виньетка Вильмоша Хусара для Де Стейла, 1917 г.

Последовательным выражением принципов неопластицизма стали произведения дизайнера Геррита Ритвелда. В его красно-синем кресле чёрным цветом был выявлен реечный каркас, составлявший несущую конструкцию предмета. Две большие плоскости сиденья и спинки выкрашены насыщенными синим и красным цветами. Цветовые пятна разграничивают функционально различные элементы формы, каркасная основа трактована отстранённым не-цветом (чёрным) с небольшими акцентами жёлтых пятен на торцах подлокотников. На динамическом равновесии (без зеркальной симметрии) строились и другие образцы мебели  Ритвелда: асимметричный «боковой стол» в комплекте с красно-синим креслом, стул «зигзаг».

Дом Ритвельда Шредера, Утрехт, Геррит Ритвельд, 1923-24. Здесь используется как школа Монтессори, около 1936 г.

Возникновение и развитие абстрактного искусства тесно связано с духовными идеями, волновавшими умы европейцев на рубеже XIX-XX веков. Увлечение метафизическими и утопическими теориями охватило не только философов, но и литераторов, музыкантов, живописцев. Стремление выразить невыразимое, передать ощущение единства души и материи, вселенной, космоса потребовало от художников поиска нового, нетрадиционного изобразительного языка, полного глубокого смысла.

XX век дал миру новые, подчас необычные, сложные для восприятия образцы художественной культуры. Печать нетрадиционности легла по сути на все виды искусств. Искусство в первую очередь является разновидностью духовной деятельности. В обществе, мире все взаимосвязано. 

Василий Кандинский и его кот


Немаловажное значение для развития художественной культуры ХХ века имели следующие факторы:
  • ХХ век – век мощной социальной мобильности (две мировые войны, многочисленные локальные войны, революции). Его переломность была очевидной уже с самого начала. Просвечивающуюся внутреннюю катастрофу почувствовали, прежде всего, художники, творцы. Разве мог этот век не породить мятежное, порою мечущееся искусство?
  • ХХ век заявил о себе величайшими научными открытиями (строение атома, теория относительности А. Энштейна, появление приборов, которые позволили заглянуть в глубь Вселенной и мн. др.). Картина мира в целом принципиально изменилась. Восприятие художников прореагировало и на это.
  • Развилось и усовершенствовалось искусство фотографии. В предыдущих столетиях изобразительное искусство осуществляло документирующую роль. Коль скоро появилась качественная фотография, часть художников пришла к выводу: предназначение художников не в копировании, а в создании новой реальности.  


«Искусство не является и никогда не было отражением природы. Любые усилия иллюстрировать природу обречены на провал. Абстрактные художники никогда не будут пытаться скопировать некопируемое;  они пытаются основать материальную осязаемость, которая образует постоянный архив внушенных природой идей и эмоций». Стюарт Дэвис 
Известный русский философ Н. Бердяев высказал мысль о том, что характерной чертой человеческой культуры является то, что достигая совершенства, она несет в себе одновременно и тенденцию к упадку, истощению. 

«Культура постепенно отделяется от своего жизненного, бытийственного источника и на вершине своей она противополагает себя жизни, бытию»





Шпаргалка

Абстракционизм – уникальное явление мировой художественной культуры. Его уникальность обусловлена особенностями переломной эпохи. XX век – это своего рода знак и не случайно он породил своеобразное искусство абстракционизма.
Искусство не терпит лобового высказывания, его сила в метафоре. Реализм в искусстве бывает очень разным и это самым убедительным образом доказывает искусство абстракционизма.

Благодаря абстракционизму появилось много различных направлений в современном искусстве, хотя разделение искусства на направления в достаточной степени относительно. 

Красное солнце и корабль, 1925, Василий Кандинский


Восприятие искусства в высшей степени субъективно. Отношение к произведениям художников-абстракционистов можно выразить словами нидерландского философа XVII века Бенедикта Спинозы: «Не плакать, не возмущаться, но понимать». Укоренившаяся глубоко привычка воспринимать сугубо реалистическую художественную форму не означает, что направление, «непохожее на жизнь», неинтересно, а тем более абсурдно. Радость искусства в том, что оно разное

Абстракционизм можно любить и не любить, можно найти немало как сторонников, так и противников этого, как, впрочем, и любого другого вида искусства. Но любое искусство имеет право на существование, и его нельзя ни запрещать, ни очернять, ни скрывать.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:






  

***

#блог_искусство_и_художественная_культура


Блог "Искусство и художественная культура" * Blog "Art and Artistic Culture"


#абстракционизм, #живопись, #арт, #картина, #интерьер, #абстракция, #painting, #interior, #contemporaneo, #abstraction, #иллюзия, #paint, #gallery, #canvas, #abstract, #творчество, #style, #minimalism, #contemporaryart, #art, #искусство, #arte, #abstractart, #оформлениеинтерьера, #Малевич, #Татлин, #супрематизм, #Лисицкий, #acrylicpainting, #Кандинский, #супрематизм, #blacksquare, #abstract, #русскийавангард, #живопись, #modernart, #gallery, #avantgarde, #черныйквадрат, #малевич, #suprematism, #malevich, #exhibition, #artist, #искусство, #russianart, #нефигуративность, #блог -искусство, #модернизм, #символ, #абстракционизм, #стиль, #беспредметность, #супрематизм, #AbstractArt,



Комментарии