#70 Маруся с цветами. Давид Бурлюк, 1945


Эта небольшая заметка посвящена интересному художественному полотну и не менее выдающемуся художнику. XX век дал искусству множество новых художественных направлений, модных имен, свежих идей. Среди самых плодотворных представителей нового искусства блистает и имя Давида Бурлюка, воспевавшего в первой половине двадцатого века образ женщины, изображая свою очаровательную жену.


Маруся с цветами, 1945, Давид Бурлюк


Давид Давидович Бурлюк (1882-1967) - украинский поэт, художник, публицист и книжный иллюстратор, связанный с движениями футуристов и неопримитивистов. Бурлюка часто называют «отцом русского футуризма»Давид Бурлюк по праву считается одной из главных фигур украинского авангарда.

В 1930-е годы Оня Ла Тур, коллекционер современного искусства, приобрел по меньшей мере сотню произведений Бурлюка. В 1945 году в театре Ирвинг Плейс в Нью-Йорке прошла выставка художника. В 1962 году Давид Бурлюк и его жена организовали выставку в Moreton Galleries, Брисбен. Это была его единственная австралийская выставка. Во время пребывания в Австралии Давид Бурлюк создал несколько работ с австралийскими видами. С 1937 по 1966 год Бурлюк и его жена Маруся издавали журнал «Цвет и рифма», посвященный творчеству художника. Жил художник в Хэмптон-Бэйс на Лонг-Айленде, штат Нью-Йорк. Дом и мастерская до сих пор сохраняют наследие художника. 


Русский футурист Давид Бурлюк с раскрашенным лицом и поварешкой в кармане, 1913 год

В детстве Давид Давидович Бурлюк во время игры случайно получил травму, играя с братьями, и потерял левый глаз. После этого глаз заменили стеклянным протезом. У Давида Бурлюка было два младших брата, Владимир и Николай, и три сестры по имени Людмила, Марианна и Надежда. Людмила и Владимир выбрали позже профессию художника, а Николай стал поэтом.

Бурлюк увлекался импрессионистическими, пуантилистическими живописными техническими приёмами на протяжении всей своей жизни, в отличие от многих творческих собратьев, с которыми он начинал говорить свое новое слово в искусстве.

Работу "Маруся с цветами", портрет своей жены, Марии Никифоровны, художник создал в 1945 году в характерной для постимпрессионизма манере, хотя некоторые относят картину к сюрреализму. Такому заключению, конечно, способствует цветовая гамма работы и некоторые художественные приемы.

Жена была постоянной моделью художника. Бурлюк сделал столько портретов своей жены, что любая нарисованная им женщина выглядела как Маруся. Давид Давидович Бурлюк женился на Марии Никифоровне Еленевской в ​​1912 году. И за долгую совместную жизнь они пережили многое: бурная жизнь художника напоминает остросюжетный приключенческий детектив или фантастические книжку, наподобие приключений Стальной Крысы  Гарри Гаррисона. Если всмотреться в портрет и фотографию художника, то можно воочию убедиться, как счастливые люди становятся похожи друг на друга и обликом, и духовной целеустремленностью. Благодаря своей Марусе Давид реализовал себя как художник и умер счастливым человеком в возрасте 84 лет. 

Портрет любимой жены художник выполнил в сине-зеленой гамме. Между прочим, до начала прошлого столетия в японском языке не было отдельных названий для синего и зеленого цветов, и для их обозначения применялось общее слово - аой. В свое время Давид Бурлюк произвел фурор в Японии, став там пионером нового искусства. Комбинация синего и зелёного цветов в образе очень притягательна и приятна глазу. Это очень естественное и гармоничное сочетание в силу родственных связей. Зелёный рождается из синего, продолжает его. Такой дуэт нередко встречается в природе: зёленые холмы на фоне синего неба или синяя гладь озера, окаймлённая лесом. Взгляд отдыхает, останавливаясь на таком сочетании. Синий и зелёный схожи по тону и светлоте, поэтому граница между ними визуально стирается. Сине-зелёные оттенки создают ощущение глубины и наполненности. Характеристика синего цвета – это духовность. Зелёный же – очень земной цвет. Объединяясь, они создают полную гармонию. Это живое и сочное сочетание. Яркое, но не вызывающее.

Цвет может расширять пространство и объёмы, а может и уменьшать их. Цвет, даже физически, вполне ощутимо может влиять на человека, ускоряя пульс или замедляя дыхание. 

Акценты и нюансы в картине сделаны желтым и оттенками фиолетового. Жёлтый – очень жизнерадостный цвет. Первая ассоциация при взгляде на него возникает с солнечным светом. Отсюда его значение беззаботности, благодати, радости. Поэтому жёлтый цвет – это цвет богатства и роскоши.

Жёлтый тесно связан с подсознанием, с женской интуицией - в Древнем Египте этот цвет олицетворял женщину. Его также связывают с плодородием. Это цвет созревших колосьев и спелых фруктов. Он также является цветом интуиции, которая  в большей мере характерна для женщин. 

Жёлтый в его негативном аспекте ассоциируется с осенью, с увяданием природы. Отсюда его восприятие как цвета траура, скорби и печали. Такое значение ему придавали в Японии и некоторых странах Азии. У славянских народов жёлтый – символ ревности, измены. Сумасшествия. В старину дома для душевно больных именовали «жёлтыми». Этот негативный посыл всё ещё присутствует при восприятии желтого цвета: так, выражение «жёлтая пресса» подчеркивает, что от подобных изданий ждать правдивых фактов не приходится. Жёлтый цвет однозначно привлекает к себе внимание. Даже небольшая деталь этого яркого цвета будет бросаться в глаза. Уставших людей жёлтый раздражает. Он будоражит и без того неустойчивую психику.

Фиолетовый цвет находится на краю цветового спектра. Он также замыкает цветовой круг, сталкивая между собой и соединяя воедино красный и синий цвета. Фиолетовый цвет странный, загадочный, мистический. Во все времена этот цвет и его оттенки воспринимался как символ причастности к чему-то неизведанному. Не зря ведь в нашей культуре в фиолетовые одежды облачают магов и волшебников. Также этот цвет предпочитают творческие люди, которые находят новые идеи внутри себя. Ведь фиолетовый цвет связан с подсознанием. Воздействие фиолетового цвета на организм человека проявляется в его способности замедлять дыхание и пульс. Он тормозит нервную систему, приносит успокоение. Этим его свойством пользуются психотерапевты. С помощью фиолетового легче ввести человека в состояние транса или подвергнуть гипнозу. Также фиолетовый считается цветом духовности, познания вселенской мудрости. Поэтому, как символ используется во многих мировых религиях. В исламе фиолетовый, наряду с синим цветом, обозначал приобщение к божественной сущности и мираж, то есть иллюзию. В индуизме же сиреневый цвет обозначает единство с Божественной Матерью. В  связи сложностью его получения в Древнем Риме он стал символом роскоши, богатства и высокого общественного положения. Его можно достаточно легко сочетать с другими хроматическими оттенками, поскольку он усиливает эффект детали, делая её центром композиции. Лавандовые, аметистовые, лиловые оттенки выглядят утончённо, нежно и женственно, создают романтичный и загадочный образ. Яркий сливовый, цвет чернослива, баклажанный, пурпурный создадут драматичный и театральный образ, более броский и претенциозный. 

Художник применил при создании образа диагональный метод, который применяется для изображений, в которых надо подчеркнуть или выделить определенные детали. Особенно часто его применяют в портрете. С помощью этого приема художник подчеркивает лицо Маруси, в центре которого ярко сияют сапфирово-голубые глаза. Ее облик, достаточно напряженный, растворяется в окружающей Марусю цветовой и композиционной гармонии. Цветовые акценты придают ей загадочную значительность, волшебство, Неожиданный угол зрения мужа придаёт её фигуре динамичность и стремительность. Целеустремленность, направленность на некую таинственную цель. Белый цвет головного убора придает ее мыслям чистоту, помыслы её кажутся светлыми, исполненными добра и высшей мудрости  


Это был очень продуктивный художник. Еще в 1902 году, когда 20-летний Бурлюк учился в Одессе за трехмесячные летние каникулы он сделал более 350 эскизов. Для Давида было нормально рисовать по двадцать часов в день. Шокированная учительница сказала ему: 

«Это не искусство, это фабричное производство!»

Но Бурлюк игнорировал наставления учителя и всю жизнь старательно трудился: за свою жизнь художник создал несколько тысяч работ. Сам Давид Бурлюк говорил, что написал  в течение своей творческой биографии около шестнадцати тысяч картин. 

А еще художник писал стихи:

... Прянул без оглядки

Все темно вокруг

Будто игры в прятки

Жаждущий супруг...

Вот такая изумительная картина, такой великолепный художник. Целые пласты искусства первой половины двадцатого века сегодня открываются для нас вновь или с новой стороны. И это очень занимательное и увлекательное наследство сложного и неоднозначного двадцатого века. Поэтому рассказ и о новом искусстве  XX века, и о художнике Давиде Бурлюке и его творчестве будет обязательно продолжен. 

До новых встреч, уважаемые читатели!

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:





***
#блог-искусство-и-художественная-культура 


Блог "Искусство и художественная культура" * Blog "Art and Artistic Culture"

#art #illustration #izo #урокиизовначальнойшколе #мирталантовизнаний #искусство #дизайн
#художник #давидбурлюк #постимпрессионизм #марусябурлюк #футуризм #неопримитивизм #пуантилизм #1945 #greatartist
#ucraine #illustrator #artwork

Комментарии