Продолжим экскурс в художественные традиции первого десятилетия XX века. Внимательные читатели блога "Искусство и художественная культура" отметят, что разговор об ар-нуво на его страницах уже состоялся. Но ар нуво - художественный стиль, получивший множество имен в каждой стране мира. В нашей вводной публикации это направление в искусстве предстало перед подписчиками под личиной сурового революционного стиля модерн. Термин "ар нуво" относит нас в далекие времена, когда мир искусства сформировал концепцию рококо, с которой модерн в своем ар нуво-воплощении весьма схож. Парадокс, но художники бурной, преобразовательной эпохи, периода смены вех, руководствовались идеалами одного из самых утонченных, расслабленных и вальяжных направлений искусства. Все дело в том, что, в отличие от рококо, по мнению апологетов ар нуво, красота должна была появиться не только в домах элиты, но стать сущностью бытия всех граждан бесклассового общества. Насколько это получилось у идеологов и простых солдат модерна, судить читателям. Приятного и полезного чтения!
В XIX веке произошли колоссальные изменения в жизни общества как в Европе, так и в Америке. Благодаря индустриализации производства, в городах, ставших крупными промышленными и коммерческими центрами, создаются и накапливаются огромными богатствами. Широкое внедрение методов машинного производства не только привело к появлению класса рабочих, но и создало невиданное ранее обилие доступных товаров. Появление телеграфа, поездов и пароходов значительно расширило возможности связи и передвижений. Мир стремительно преображался, однако в области искусства эти изменения происходили гораздо медленнее, художественных стилей, призванных отразить появление нового, все еще не было. В дизайне предметов быта, так же как и в архитектуре, наблюдались бесконечные возвраты к старым стилям, классическому, готическому, ренессансу, барокко или стилю Людовика XV. Ар нуво оказался первым действительно новым стилем XIX века, несмотря на то, что он возник в самом его конце. И это в какой-то мере объясняет его популярность и скорость распространения по всему свету.
Стиль "модерн" (франц. moderne - новейший, современный), стиль, появившийся в европейском и американском искусстве конца XIX - начала XX веков. Впервые представлен творческой интеллигенцией Бельгии.
Модерн был тесно связан с поэтикой символизма. Стиль проявился прежде всего в зодчестве и прикладных видах искусства (мебель, ткани, ювелирные изделия, посуда, рекламные изделия, плакат, книжная и журнальная графика).
В поисках вдохновения в мире чудес и сказочных фантазий, мастера модерна направили творческую энергию в те сферы, которые раньше не были затронуты высоким искусством, и прежде всего в создание самых будничных, повседневных предметов обихода. Для них не существовало мелочей; предметы быта перестали восприниматься только как утилитарные, превратившись в такой же объект эстетического восприятия, как картины и скульптуры.
Джон Раскин. «Семь архитектурных светильников» |
Художники стремились пересоздать по законам красоты всю жизненную среду человека: от ложки, пуговицы, дверной ручки до интерьера и архитектурного облика здания в целом. Поэтому, несмотря на свою недолговечность (всего 15–20 лет), модерн стал целой эпохой в истории культуры, внедрившись в быт не только элиты, но и широких слоёв общества.
Подвесная люстра французского архитектора и дизайнера Гектора Гимара (1867-1942) |
В различных странах приняты иные названия стиля "модерн":
- "ар нуво" (Art Nouveau) во Франции, Бельгии,
- "югендстиль" (Jugendstil) в Германии,
- "сецессион" (Sezession) в Австрии,
- "либерти" (Liberty) в Италии и др.
Для ар нуво характерно:
- единство стилеобразующих принципов всего окружения человека;
- поиск в природе идеи целостности, принципы взаимосвязанности всех частей художественного образа;
- ведущая роль представителями "модерна" предоставлялась архитектуре как основе искомого ими синтеза искусств;
- произведения живописи и скульптуры теряли свой самостоятельный характер, включаясь в общий ансамбль интерьера "модерна";
- мастера модерна не копировали образцы искусства прошлого, а черпали в них мотивы и художественные приёмы, которые подвергались свободной интерпретации и становились органичным элементом современного искусства;
- обилие и разнообразие орнаментов и стремление превратить природные формы в узор.
Обри Бердсли для "Смерти Артура" |
Орнаментальное начало объединяет все виды искусства "модерна". В интерьерах изящные линейные плетения, подвижные растительные узоры рассыпаны по стенам, полу, потолку, концентрируются в местах их сопряжения, объединяют архитектурные плоскости. Любимыми орнаментальными мотивами были волна, цветок, узор павлиньего хвоста, изгиб лебединой шеи и т. п.
В России были также популярны изображения обитателей Севера: оленей, белых медведей, тюленей.
Панно К. А. Коровина "Ловля рыбы" для выставочных павильонов в Нижнем Новгороде, 1886, и Париже, 1900. Государственная Третьяковская галерея |
Фигуры и предметы уподоблялись гибким растениям. Длинная, упруго изгибающаяся, охватывающая всё изображение неотрывная линия (т. н. «удар бича») стала отличительным признаком произведений в стиле модерн (ковёр с вышивкой в виде цикламена Германа Обриста, 1895; графика Обри Бёрдсли, декор в зданиях Виктора Орта и Гектора Гимара). Джон Рёскин утверждал, что подобные линии ассоциируются «с жизнью и организмом», так как они подобны биологическим формам без сочленений и разрывов.
Ковёр с вышивкой в виде цикламена. Герман Обрист, 1895 |
Этот стиль стал началом новой эпохи как в искусстве, так и в дизайне. Правильнее относить этот термин не в целом к искусству модерна, включающему различные течения и стили, а лишь к одному из них – «флореальному», или декоративно-орнаментальному, течению и стилю, зародившемуся в Бельгии и Франции.
Особняк В. Д. Носова на Электрозаводской улице |
Особняк В. Д. Носова на Электрозаводской улице – редкий пример городской дачи в стиле модерн направления франко-бельгийского «Ар-Нуво» и к тому же единственная деревянная постройка такого рода. Дом был возведён в 1903 году по проекту архитектора Л. Н. Кекушева.
Архитектура ар-нуво в Пальма-де-Майорка, Испания |
«Ореанда» - премьер-отель, построенный в 1907 году в стиле ар-нуво - архитектурный шедевр творческого тандема двух выдающихся зодчих: «харьковского Растрелли» Алексея Бекетова и придворного архитектора императорского дома Романовых - Николая Краснова. Более ста лет гости и жители Ялты продолжают любоваться красотой и элегантностью их гениального творения.
Ар-нуво является наиболее ярким выражением идеи создания атмосферы природного пространства, присущей стилю модерн. Буквальный перевод с французского языка звучит как «новое искусство» и наиболее полно открывает смысл термина, отражающего смену эпохи в искусстве: как художественное направление ар-нуво зародился на исходе XIX века, в самом начале XX веков.
Архитектурный стиль ар-нуво (art nouveau, Модерн, Югендстиль) был популярен относительно недолго, принято считать, что с 1880 по 1914 год. Но даже за такой короткий промежуток времени Франции, Испании, Бельгии, Португалии, Латвии и многим другим странам удалось обзавестись уникальными строениями art nouveau, на которые до сих пор съезжаются посмотреть толпы туристов из всех уголков мира.
Архитектура ар-нуво - это, прежде всего, отказ от прямых линий и академизма в пользу фантазийности, "природных" изгибов, орнамента, цвета... Безумные завитушки, выполненные в камне, ковке, гипсе и рисунке, буйство растительности, вкрапленной в каждый уголок.
Обращают на себя внимание и причудливые формы окон.
Окно в стиле ар нуво |
Ар нуво - естественная красота, воссозданная человеком.
Такое название объясняет использование в стиле новых технологий. Концепция арт-нуво предполагает создание окружения человека в едином ключе. Особый интерес для этого стиля представляют прикладные искусства, такие, как дизайн интерьеров, керамика и книжная графика.
Характерные черты – волнообразно изогнутая линия, сочетающая веяния Востока и стремление к конструктивности. Причудливо изогнутые линии декора зрительно сливаются с элементами строительной конструкции. В отделке большое внимание уделяется стилизованному растительному узору, гибким текучим формам, что превращало металлические конструкции в причудливые заросли фантастических цветов.
Эркерные окна ар нуво |
Символ стиля – изощренная форма цветка цикламена, «водяные» растения ирисы, лилии, водоросли. Стилизованные растительные и животные формы с мягко изогнутыми, подвижными линиями, плоские и не дающие тени, благодаря чему далекие от натурализма или историзма – скорее всего схожие с позднеготическими формами и японской живописью.
Основатели ар-нуво вдохновлялись художественными стилями древней Японии и Египта, растительными орнаментами разных культур и цивилизаций. Множество работ всемирно известных мастеров из разных стран мира нашли свой приют в этом волшебном стиле:
- художники (Альфонс Муха, Михаил Врубель, Густав Климт, Михаил Нестеров, Жорж де Фер, Виктор Васнецов),
- скульпторы (Огюст Роден, Жорж Минне),
- стеклоделы (Луис Комфорт Тиффани),
- гончары (Тед Сикорский),
- ювелиры и многие другие.
Интерьер в стиле ар-нуво – это распускающиеся цветы из кованых драгоценных металлов, витражные изображения и фрески именитых художников, изумительных форм лепнины, скульптуры и всевозможные декорации со множеством мелких деталей. Плавные, каплевидные формы и вьющиеся фигуры придутся по вкусу настоящим ценителям естественной красоты.
Ар-нуво в интерьере – детали, цвета и материалы.
Ар-нуво появился из романтических исканий и попыток открыть новые горизонты. Итогом развития этого стиля стал отказ от строгих канонов классицизма в пользу новых форм и материалов.
Модерн отличается декоративной насыщенностью и изобретательностью. Узоры и орнаменты с полотен художников перекочевали и в интерьеры. Цветочные мотивы и плавные линии - отличительная черта модерна. Основным принципом оформления интерьеров становится сочетание функциональности и декоративности.
Цветовая гамма ар-нуво состоит из оттенков лилового, светло-зеленого, охры и золота. Модерн отдает предпочтение приглушенным тонам, разнообразие оттенков и комбинаций которых позволяет создать атмосферу богемного шика. Впрочем, яркие акценты в интерьере тоже уместны.
Внутренняя отделка дома в Барселоне на Gran Via 542 |
В период с 1860 по 1880 гг. французский ювелир Оскар Массин своими произведениями задал тон и проторил дорожку для движения арт-нуво. Его произведения вдохновили искавших новые формы ювелиров-дизайнеров конца XIX века на то, чтобы порвать с ограничивающей их традицией и сопроводить начало нового века свежим всплеском творческой энергии. Они приняли новый революционный взгляд на искусство и больше внимания уделяли создаваемому каждым украшением образу, а не использованию дорогих драгоценных камней.
Медальон Оскара Массина с портретом, выгравированным алмазом работы М.К. де Вриса, 1878 г. Фото: Koninklijke Verzamelingen, Den Haag |
Запасники Эрмитажа хранят немало работ Рене Лалика: их в свое время покупала вся русская аристократия во главе с императрицей Александрой Федоровной.
Рене Лалик - революционер ювелирного искусства во всех смыслах этого слова. Отодвинув в сторону золото и бриллианты, он экспериментировал с янтарем, эмалью, сплавами металлов, любимыми полудрагоценными камнями, рогом и черепашьим панцирем. Удивительно, но состоятельной публике такие украшения безумно нравились. Образы и фигурки выходили из самого густого тумана ар нуво: стрекозы и скарабеи, павлины и колосья пшеницы, тонкий силуэт женщины, повернутой в пол-оборота: в ней можно было узнать черты лаликовской музы Огюстины-Алисы Ледру, отец и брат которой кстати, ассистировали Родену.
Камин был характерной чертой, в которой стиль Арт Нуво мог проявиться во всей красе даже в домах массовой застройки. В работе ведущих дизайнеров он часто увеличивался в размерах с полками и шкафчиками, устроенными в наличнике.
Ч.Р. Макинтош создавал камины, которые повторяли формы
встроенной мебели его работы, и мозаика из цветного стекла вокруг решётки оттеняла цвета, использовавшиеся в комнате в другом месте.
Франк Ллойд Райт создавал абстрактные композиции, тянущиеся вдоль стены рядом горизонтальных полос. В типичном интерьере в стиле Прерий камин решается как массивная форма в символическом сердце дома.
Деревянное обрамление использовалось во многих интерьерах, расписывалось или окрашивалось и включало удлинённые формы и стилизованные растительные мотивы. Мрамор или его имитация использовались как материалы с изобилием смелых изгибов: имеется несколько интересных примеров, изображающих скульптуры кариатид с ниспадающими волосами. Но наиболее органические формы встречаются в чугунных наличниках, которые были покрыты графитом. Деревянные и чугунные камины облицовывались керамической плиткой, изготавливаемой с различными узорами: Пилкингтоном, Доултоном и другими в Британии и American Encaustic Tiling Company в Соединённых Штатах.
Одним из самых заметных живописцев ар нуво был Альфонс Мариа Му́ха ( 1860- 1939) - чешско-моравский живописец, театральный художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее ярких представителей стиля «ар нуво».
Альфонс Муха - пожалуй, самый известный художник Чехии. Признание всего мира он получил на стыке веков и вошёл в историю как основоположник стиля ар нуво. Именно Муха оказал огромное влияние на целое поколение художников- графистов и дизайнеров XХ века, пропагандируя одновременно в своих работах возвышенную орнаментальность и эпичность.
Архитектура модерна в 1890-е - 1910-е годы характеризовалась:
- наиболее яркой была архитектура частных домов (особняков, в строительстве деловых, промышленных и торговых зданий, вокзалов, доходных домов);
Деревянная мебель в стиле ар-нуво |
- отказом от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий
- использованием новых технологий (металл, стекло);
- стремлением к созданию и эстетически красивых, и функциональных зданий;
- большим вниманием не только к внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался;
- отказом от ордерной или эклектически заимствованной из других стилей системы украшения фасада и интерьера;
- все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались;
- упором на декоративность, порой заставляющим забыть о утилитарном назначении объекта;
- фасады зданий "модерна" обладают в большинстве случаев динамичностью и текучестью форм, порой приближающихся к скульптурным или напоминающих органичные природные явления;
- новой темой в архитектуре модерна – жилым домом человека «среднего класса» (любителя искусств, коллекционера или художника), сопоставимым по своему эстетическому совершенству с дворцами прошлых эпох.
Яркими примерами архитектуры ар нуво являются:
- постройки А. Гауди в Испании. Здания, сооруженные им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.
- работы Виктора Орта и Генри ван де Велде в Бельгии. В своих проектах они активно использовали новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, Виктор Орта придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения.
Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки - все тщательно проектировалось в едином стиле. В интерьере дома использовались декоративные возможности железа, способного с помощью фантазии архитектора превращаться то в травы и цветы, то в струи воды. Эти растительные узоры мотивы повторялись на рисунке инкрустированного пола и в настенных росписях. Такая цельность проекта, включавшего не только архитектуру, но и внутреннее убранство здания, вплоть до столовых приборов, была свойственна стилю арт-нуво.
- архитектура Ф. О. Шехтеля в России. Шехтель - типичная для конца XIX - начала XX века фигура: художник, пришедший в архитектуру, человек, не получивший специального архитектурного образования в России.
Фёдор Шехтель вошел в историю отечественного искусства как крупнейший мастер рубежа XIX - XX веков, один из создателей национального варианта модерна, характерный и яркий представитель русской архитектурной школы конца прошлого - начала текущего столетия.
Сознательная жизнь и творчество этого замечательного мастера связаны по преимуществу с Москвой. И хотя он, подобно своим современникам, много проектировал для провинции, его творчество ассоциируется прежде всего, с древней столицей; здесь находится постройки, принесшие Фёдору Шехтелю известность и определившее его вклад в историю не только русской, но и мировой архитектуры.
Ф. О. Шехтель. Ярославский вокзал. 1902- 1904 год. Москва |
Сознательная жизнь и творчество этого замечательного мастера связаны по преимуществу с Москвой. И хотя он, подобно своим современникам, много проектировал для провинции, его творчество ассоциируется прежде всего, с древней столицей; здесь находится постройки, принесшие Фёдору Шехтелю известность и определившее его вклад в историю не только русской, но и мировой архитектуры.
Шехтель начал с эклектики и работал много в этом стиле, пользуясь в 1890-е годы довольно широкой известностью. Одновременно Фёдор Осипович Шехтель - едва ли не самый яркий в России представитель модерна. В отличии от определенной статичности творчества архитекторов - эклектиков, творчество Шехтеля - в непрерывной динамике стилевых исканий. Шехтель - не только русский зодчий предреволюционного периода, но и советский зодчий.
Торговый дом кампании «Зингер» в Санкт-Петербурге, 1901 - 1904 годы, архитектор П. Ю. Сюзор |
В Москве архитектор А. И. Таманян построил дом для князя С. А. Щербатова, который был признан лучшей современной городской постройкой.
Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро.
В декоре фасадов используются гнутые железные полосы, витражи, узорные поливные керамические плитки («Майоликовый дом», в Вене, 1899, архитектор О. Вагнер; гостиница «Метрополь» в Москве, украшенная майоликовыми панно Врубеля и Головина, 1899 - 1903, архитектор В. Ф. Валькот).
Иногда фасады скупо и геометрически чётко выявляют составляющие здание объемы. Примерами такой архитектуры являются:
- постройки И. Хофмана, И. М. Ольбриха в Австрии,
- Ч. Р. Макинтоша в Шотландии,
- зрелые работы Ф.О. Шехтеля в России.
У мастеров венского "модерна" - Йозефа Франца Марии Хофмана, Йозефа Марии Ольбриха, в работах шотландской группы "Четверо" во главе с Чарльзом Ренни Макинтошем строго геометрический орнамент варьирует мотивы круга и квадрата.
В живописи преобладающее значение получают панно, в скульптуре - рельефы.
Стиль воплотился в творчестве художников группы «Наби», Венского сецессиона, участников художественных объединений Берлина, Мюнхена, Дармштадта в Германии, у М. А. Врубеля, мастеров «Мира искусства» и «Голубой розы» в России. В живописи предвестниками модерна были П. Гоген и А. де Тулуз-Лотрек.
Характерными чертами живописи ар нуво являются:
- влияние японского искусства: характерная для него асимметрия, уплощённость пространства, особое значение пауз и пустот;
- графичность, отточенность линии, узорно-орнаментальные композиции, локальные пятна цвета, отказ от передачи глубины пространства и световоздушной среды;
- подчёркнуто условный, сказочный мир, стремились превратиться в монументально-декоративные панно (триптих П. Боннара «Средиземное море»);
- исчезновение разделения видов и жанров искусства на высокие и низкие.
Не реальная жизнь, а мифологические, библейские, литературные сюжеты привлекали внимание художников («Похищение Европы» и «Одиссей и Навзикая» В. А. Серова; цикл панно «История Психеи» М. Дени). Мастера часто стремились воплотить в своих произведениях фантастическое, чудесное (М. А. Врубель). Многие картины пронизаны бурной стихией чувств («Вихрь» Ф. А. Малявина, «Крик» Э. Мунка, 1893). Подчас в них эстетизируются зло и порок (образы А. де Тулуз-Лотрека, К. Ван-Донгена, тема Демона у Врубеля).
Женские образы обольстительны и опасны, как «цветы зла», обрекающие на смерть и страдания («Саломея» О. Бёрдсли, «Юдифь» Г. Климта). Расцвет переживает театрально-декорационное искусство, в котором добились триумфального успеха художники «Мира искусства».
Мир искусства (1898-1924) - художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х годов.
Короткий, всего полтора десятилетия, период господства ар нуво отнюдь не умаляет его важности в истории искусства. О критерии художественности применительно к повседневному быту людей впервые заговорил Уильям Моррис, в годы ар нуво идея эта стала господствующей. Она остается актуальной и сегодня, учитывая роль дизайнера в промышленности, отвечающего за внешний вид повседневных вещей. В то же время некоторые приметы стиля модерн воспринимаются сейчас как устаревшие: обилие растительных мотивов в декоре, предпочтение ручной отделки изделий, тенденция маскировать промышленную природу исходным материалов, облекая их в растительные формы, - все это не отвечает требованиям современного дизайна. Традиции и новаторство, наука и природа вступали в конфликт уже в рамках стиля ар нуво, и при общей стилистической однородности, какую он демонстрировал, существовали серьезные различия в ориентации художников. "Завитушки" ар нуво, равно как и его декоративность, в начале века быстро сошли на нет, зато подчеркивание важности качественного дизайна в художественном производстве, воспитание в художнике еще и дизайнера продолжали влиять на облик окружающей человека материально-бытовой среды.
Теме модерна и ар нуво блог "Искусство и художественная культура" уделил уже, казалось бы, достаточно внимания. В этом вы можете убедиться, прокрутив колесиком мыши страницу вниз. На самом деле для полного освещения художественных особенностей, артобъектов и персоналий, принадлежащих ар нуво, сделано если и не ничтожно мало, но явно недостаточно. Недостаточно для того, чтобы охватить все огромное богатство, внесенное энтузиастами стиля в нашу жизнь. Сегодня, в эпоху постмодернизма, достижения ар нуво по-новому переосмысливаются как людьми, созидающими искусство, так и простыми любителями его. И потому нас ждет не только чудесный опыт по осмыслению богатого мира искусства XX века, но и встреча с новыми именами, сделавшими концепцию ар нуво ключевой идеей своего творчества в наши дни.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
***
#блог_искусство_и_художественная_культура
#модерн, #modern, #contemporaryart, #design, #блог-искусство, #contemporary, #флореальный-стиль, #модернизм, #netherlandsart, #витраж, #архитектура, #стекло, #stainglass, #dutchart, #contemporaryarch, #style, #новое-искусство, #современное-искусство, #югендстиль, #символизм, #сецессион, #Sezession, #либерти, #Liberty, #nikart #Австрия, #Франция, #стиль, #Германия, #дизайн, #ювелирное-искусство,
Комментарии
Отправить комментарий