5 класс

Главная цель изучения изобразительного искусства - формирование базиса личностной культуры, ознакомление с народным, национальным и мировым художественным наследием, развитие потребности в постоянном общении с произведениями искусства и в посильном художественном преобразовании мира. 

В процессе овладения основами изобразительного искусства решаются следующие задачи:
  • закреплять представления о принципах построения композиции произведений декоративно-прикладного характера, о цветовом решении композиции;
  • развивать художественно-образное мышление, художественный вкус, творческое воображение;
  • закреплять умения и навыки по передаче конструктивных особенностей и пропорций животных; развивать наблюдательность, образное мышление, фантазию;
  • закреплять умения и навыки по передаче состояния и настроения природы с помощью композиционного и цветового решения;
  • развивать творческие способности при составлении композиции;
  • воспитывать любовь к природе и способность видеть ее красоту;
  • закреплять навыки по стилизации реальных форм живой природы, умение лаконично и выразительно передавать элементы пейзажа в декоративной композиции;
  • развивать умение эстетического восприятия окружающей среды, интерес к творческой деятельности;
  • совершенствовать умения и навыки работы с природными материалами, закреплять принципы и приемы создания композиций из засушенных растений, отдельных цветов, листьев, плодов;
  • закреплять умение передавать в рисунке особенности формы и пропорции объектов изображения, моделировать объем цветом, изменять цвет поверхности предметов в зависимости от цвета источника освещения, передавать цвет в тенях;
  • закреплять умения и навыки передачи в рельефном изображении пропорций и конструкции объектов.

Образовательная область «Искусство» играет совершенно особую роль – развивает эмоционально-нравственную, сенсорную культуру, пробуждает способность видеть, ценить, создавать красоту в жизни и искусстве.

Именно поэтому развитие воображения и творческих способностей выступает в качестве цели, а не побочного результата.

Пути осуществления:

  • развитие стремления к пониманию целостной картины мира;
  • освоение культуры как опыта предшествующих поколений;
  • приобщение к духовному наследия прошлого;
  • познание настоящего.
Из многообразия функций искусства (познавательно-эвристическая, общественно-преобразующая, эстетическая, интеллектуально-нравственная, информационно-коммуникативная и др.) можно определить основную, оно удовлетворяет универсальной потребности человека творить.

Результатом творчества является некое эстетическое новообразование, «вторая природа», отвечающая чувственному отношению человека к миру, попыткам преображения этого мира на основе истины. Именно с помощью искусства мы получает представления об основных этических и эстетических ценностях. У искусства не способности превращать зло в добро, но оно способно «прояснять» нравственные чувства человека в целом. Любое воспитание представляет соотнесение внутриличностых позиций с прекрасным, к которому эта личность стремится.

Одно из важных мест в эстетическом воспитании занимает воспитание средствами искусства (музыки, литературы, искусства, театра и др.).
Понятия «эстетическое воспитание» и «художественное воспитание» взаимосвязаны.

Эстетическое воспитание – формирование эстетического отношения человека к действительности, то есть ориентация личности в мире эстетических ценностей, в соответствии с представлениями об их характере и способность жить и творить по законам красоты.

Художественное воспитание – процесс формирования средствами искусства способности воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, через процесс творческого развития детей, через их собственную творческую деятельность. Поэтому художественное воспитание – это воспитание потребности в искусстве, способности чувствовать и понимать его, способности к собственному художественному творчеству – что является одновременно неотъемлемой частью эстетического воспитания.

Задачи эстетического воспитания - сформировать способность воспринимать эстетические явления в искусстве и действительности.
Результат эстетического воспитания – воспитанность, в основе которой органическое единство развитых способностей восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления и художественной образованности.

Изменение эстетической воспитанности осуществляется с помощью психологических, педагогических и социальных критериев.
Психологическими критериями измеряются способности человека адекватно оригиналу воссоздавать в воображении художественные образы и воспроизводить их, любоваться ими.
Педагогическими возможно оценить уровень художественно-образного мышления и творческого воображения.
Социальные критерии проявляются в наличии широких интересов в различным видам искусства.
Эстетика понимает искусство как создание специфических идейно- эстетических ценностей, основанных на идейно-эстетических отношениях человека к действительности.

Категории эстетики: красота, гармония, прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое.
Эстетическое восприятие – это сложный процесс соучастия и сотворчества зрителя.
Эстетическое наслаждение закрепляется в эстетической потребности которая, сформировавшись, находит выход в различных видах деятельности творческого характера и в отношении человека к действительности.
Эстетическое восприятие уже само по себе носит оценочно-качественный характер, его сущность является восприятие вещей в их эстетическом смысле.

В этом разделе блога расположена постоянно пополняющаяся коллекция материалов для 5 класса, включающая в себя обзор произведений искусства, методические разработки, диагностические материалы. 


I четверть

II четверть


III четверть



IV четверть



Диагностическая деятельность

Несколько слов о самой процедуре тестирования. Те, кто хоть единожды прошел это иногда крайне незатейливое действо, помнят тот спектр смятенных чувств, которые возникают до, во время и по окончании диагностического мероприятия. Кто из обитателей школы не помнит ворох неряшливо оборванных листочков бумаги в клеточку и линейку, которые торопливо, и стараясь не привлекать внимание, стремительно впечатывают в стол учителя проскальзывающие одновременно шумно и тихо, разнузданно и скромно мимо него школяры. Курьезно, но даже те, кто по каким-то причинам такой листочек незаметно ликвидировал, изначально оставил нетронутым записями или попросту что-то недопонял в процессе и в результате не успел -  с нетерпением всегда ожидают его результатов. Волшебство любого, самого незатейливого акта тестирования, или самотестирования, заключается в том, что он, несмотря ни на что, дает какое-то новое понимание себя, ситуации или процесса. Поэтому здесь, уважаемые постоянные читатели и гости блога "Искусство и художественная культура" , будет собираться корпус методик по изучению своего совершенствования в изобразительной деятельности прежде всего для тех, кто продвигается как обучающийся. Как самостоятельно, так и в режиме наставничества. Те, кто изучает продвижение обучаемых также несомненно получат здесь полезные инструменты для измерения результатов своего труда. Для облегчения взаимодействия с методиками большинство из них автоматизированы. Но следует помнить, что ведущим методом исследования всегда является наблюдение. И оно эффективно тогда, когда опирается на четкие и ясные критерии. Здесь вы найдете и их.

 

Удачи в личностном и профессиональном продвижении!

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как обучающийся пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.



***
КОЛЛЕКЦИЯ МАТЕРИАЛОВ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
***

  

   



ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


   Искусствоведческий словарь



***
#блог_искусство_и_художественная_культура


Блог "Искусство и художественная культура" * Blog "Art and Artistic Culture"

#блог искусство и художественная культура, #самообразование, #самовоспитание, #саморазвитие, #методики самосовершенствования, #самообразование в Новокузнецке, #интернет-центр Новокузнецк, #foloweme, #мамы Новокузнецка, #нвкз, #Кузбасс, #детский центр, #1сентября, #Новокузнецк онлайн, #самообразование в Новокузнецке, #детишки, #razvitie, #россия, #реклама, #russia, #топ, #воспоминание, #искусство, #волшебство, #новокузнецк, #культура, #чудо, #красота, #russia, #рисуем сами, #изучаем искусство сами, #озвученная презентация, #nvkz, #развивашки, #fantazi, #детские книжки, #слушаем рассказы по искусству, #детки, #гномики, #мир талантов и знаний, #школа саморазвития, #любовь, #самовоспитание искусством, #малышам, #fairytale, #занятия искусством, #детское рисование, #художники, #добрые картинки, #дети, #уроки доброты, #метафора, 


Комментарии