Человек по своей натуре - художник, он интуитивно вносит в свою жизнь красоту, поэтому в любом виде деятельности человек может развиваться эстетически. Эстетика быта, среды является основополагающей в становлении личности.
Критерии эстетической воспитанности:
- эстетический идеал;
- художественный вкус;
- общая способность к глубокому переживанию чувств;
- эстетические суждения;
- способность к художественному творчеству.
Эстетическое воспитание средствами искусства называется художественным воспитанием. В искусстве в более концентрированном виде, чем в окружающей жизни, выступают различные эстетические категории, оказывая эмоционально-эстетическое воздействие на все стороны личности, способствуя ее художественному образованию. Познавательная и воспитательная функции искусства неразрывны. Человек получает объем сведений из области теории и истории одного из видов искусств, что может быть усилено через практическую деятельность.
Методика художественного воспитания в школе:
- Демонстрация, показ или исполнение художественного произведения.
- Анализ, разбор, оценка художественного произведения.
- Сообщение искусствоведческих знаний.
- Организация творческой и исполнительной деятельности учеников. Здесь большое значение выполняют родной язык, изобразительное искусство, музыка, литература.
Различные виды деятельности по отношению к эстетическому можно различать как:
Деятельность восприятия. Это сложное социальное явление, в котором сочетаются эмоциональное и интеллектуальное. Здесь предполагается целостное и целенаправленное видение прекрасного, его оценка (деятельность сенсорного восприятия).Деятельность исполнительства. Это воспроизведение усвоенной системы действий в определенных условиях, ступень к овладению творческой деятельностью (исполнение песен, танцев, лепка и т.п.).Деятельность творчества. Это более высокий уровень создания нового и оригинального продукта, представляющего общественную ценность. Условием этого будут являться: замысел, его разработка, поиск, отбор выразительных средств и т.д.
Существует три группы показателей, которые свидетельствуют о наличии творческого начала в художественной деятельности:
отношения, интересы, способности, проявляющиеся в художественном творчестве;способы творческих действий;качество продукции.
Эстетическое развитие - это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и деятельности, имеет различные этапы и определяется возрастными, социальными и внутренними факторами.
Эстетические качества личности:
- Эстетическое восприятие (цвет, форма, размер, смысл).
- Эстетический вкус (избирательность, позиция, оценка, суждение,
- идеал).
- Эстетические чувства (ответственность, сопереживание).
- Эстетическая деятельность (активность, творчество, продукт).
- Эстетическая нравственность (сознание, отношение к людям, искусству, природе, суждениям, поведению).
- Эстетическая культура общества - это синтез материальных и духовных ценностей человечества.
- Эстетическая культура личности - это результат активного творческого освоения личностью культурного наследия общества.
Компоненты эстетической культуры личности:
- Эстетическое сознание (эстетическое восприятие, совокупность идей, теорий, взглядов, суждений, оценок, идеалов).
- Эстетические потребности и отношения (мотивы личности, эстетические интересы, чувства, вкусы).
- Эстетическая деятельность (навыки, умения, творческие способности, отношения).
Эстетическое восприятие - это основа эстетического сознания, представляет собой процесс отражения эстетической сущности предмета, соотнесение воспринятого с имеющимися у человека эстетическими критериями (взаимосвязь эмоционального и интеллектуального).
Эстетические суждения - это умственный акт, в котором реализуется отношение личности к конкретному эстетическому явлению. Характеризуют различной степенью сложности и глубины, что зависит от характера и уровня знаний личности, ее опыта.
Эстетическая оценка - это ценностное отношение человека к явлению на основе сопоставления с его эстетическими нормативами и идеалами; выражается через суждения.
Эстетический идеал - социально обусловленное представление личности о совершенстве и красоте; воспринимается как цель, перспектива.
Эстетическая потребность - субъективный фактор, побуждающий человека к эстетическому освоению действительности через конкретный вид деятельности.
Потребности и отношения являются мотивами личности и проявляются через эстетические интересы, вкусы, чувства. Все это отражается в стремлении глубже понять сущность эстетического явления, а так же к многократному его восприятию.
Эстетический интерес - направленность личности на эстетическую деятельность, на эстетическое освоение действительности. Интересы характеризуются разной широтой, глубиной, устойчивостью. Это зависит от степени активности личности. Интересы часто могут перерастать в эстетические потребности.
Эстетический вкус - сложное явление, в котором переплетаются личное и общественное. Оценка связана с процессом освоения эстетической сущности предмета, а вкус - с типом реагирования личности на окружающее.
Вкус проявляется в оценках, формируется через сумму эстетических и моральных норм.
Эстетическое чувство - субъективное переживание оценочного отношения к эстетическому предмету. Выражается либо в духовных наслаждениях, либо в любых других чувственных ощущениях в процессе созерцания и деятельности. Чувства характеризуются сложностью, глубиной, разнообразием содержания; находятся в единстве с интеллектом человека.
Чувства рождают глубокие и стойкие эстетические интересы.
Эстетическая деятельность - создание и преобразование окружающего мира по законам красоты. Показателем эстетической воспитанности является эстетическая активность человека. Деятельность характеризуется наличием навыков, умений, способностей.
Эстетическое воспитание можно подразделить на категории, называемые эстетическими:
- прекрасное и безобразное;
- трагическое и комическое;
- высокое и низменное.
Каждая из категорий подвергается историческим изменениям. Совершенно определенные общечеловеческие ценности неизменны. Незнание или не придание этому значения приводит к трагическим последствиям, таким как отсутствие или слабое развитие эстетического вкуса, поглощение и использование некачественной и непотребной (с точки зрения эстетики) продукции, неумение, нежелание и отсутствие интереса к пониманию полноценного искусства, музыки, произведений великих мастеров. Видами или средствами в эстетическом воспитании называют природу, искусство, окружающую реальность, труд человека и др.
Существует мнение, что урок, проведенный на лесной лужайке, у холодного ручья, даст несомненно гораздо более положительный эффект в смысле этического воспитания. Общение с искусством приумножает и развивает эмоциональный мир воспитания.
Искусство - одно из универсальных и оптимальных средств постижения истории. В эстетическом воспитании можно проследить следующую цепочку: достигнув успехов в одном из жанров искусств (живопись, музыка, литература и т. д.), возникает интерес к постижению других жанров.
Многие известнейшие люди (М. В. Ломоносов, М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин) обладали талантами в разных областях научного знания. Отсюда можно сделать вывод, что окружение с детства входит в подсознание и определяет способности человека. Среди них интерьер, архитектурный облик городов, поступки людей, взаимоотношения, музыка, которую слушают окружающие и т. д.
Ниже представлена постоянно пополняемая экспозиция материалов для обучающихся шестого года, преподавателей и родителей. Искусствоведческие публикации будут интересны самой широкой категории читателей.
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Диагностические задания
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
***
#блог_искусство_и_художественная_культура
Блог "Искусство и художественная культура" * Blog "Art and Artistic Culture"
#блог искусство и художественная культура, #самообразование, #самовоспитание, #саморазвитие, #методики самосовершенствования, #самообразование в Новокузнецке, #интернет-центр Новокузнецк, #foloweme, #мамы Новокузнецка, #нвкз, #Кузбасс, #детский центр, #1сентября, #Новокузнецк онлайн, #самообразование в Новокузнецке, #детишки, #razvitie, #россия, #реклама, #russia, #топ, #воспоминание, #искусство, #волшебство, #новокузнецк, #культура, #чудо, #красота, #russia, #рисуем сами, #изучаем искусство сами, #озвученная презентация, #nvkz, #развивашки, #fantazi, #детские книжки, #слушаем рассказы по искусству, #детки, #гномики, #мир талантов и знаний, #школа саморазвития, #любовь, #самовоспитание искусством, #малышам, #fairytale, #занятия искусством, #детское рисование, #художники, #добрые картинки, #дети, #уроки доброты, #метафора,
Комментарии
Отправить комментарий