6 класс


Еще лет тридцать назад слова "эстетика", "эстетическое" были совсем непопулярны. От них веяло чем-то запретным. Сегодня все знают, что такое эстетическое воспитание, и стремятся ввести в его рамки своих детей. И тем не менее определить, что такое эстетическое развитие и воспитание совсем не просто. 

Эстетическое развитие и воспитание связаны с красотой и с искусством. Гармоническое развитие ребёнка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания.

Понятия этики и эстетики в педагогическом процессе всегда тесно взаимосвязаны.
Действительно, нельзя научить ребёнка правде, добру без формирования у него ценностных понятий "красивое" и "некрасивое", "истинное" и "ложное", нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях.

В этом процессе велико эстетическое воздействие искусства. Оно способно возбуждать и воспитывать глубокие человеческие эмоции и чувства. Используя возможности и средства разных видов искусства в ходе активного самопознания, можно успешно влиять на формирование личности, с самого раннего возраста вкладывая в его душу ростки прекрасного и доброго, развивая его воображение, фантазию, пробуждая стремление к творчеству.

Прививая чувство прекрасного, формируя первые нравственные представления, нужно стремится, прежде всего, сформировать у них своё отношение к тому или иному явлению действительности, искусства. Именно формирование своего отношения объединяет нравственное и эстетическое воспитание.

Это даёт основание говорить о формировании в процессе воспитания и обучения нравственно-эстетического отношения

В ходе его формирования личность приобретает:

  • первоначальный эмоциональный опыт, помогающий ему ориентироваться в разнообразных художественных произведениях;
  • первые нравственные представления, регулирующие отношения между окружающими его людьми. 

Воспитание нравственно-эстетического отношения может успешно осуществляться средствами разных видов искусства. Приобщение возможно на основе проявления интереса к искусству, а затем развития художественных способностей. Среди них специалисты выделяют, прежде всего, развитие более общих способностей, а затем - специальных конкретных способностей к разным видам художественной деятельности. 

Среди общих способностей важно развивать такие, как быстрая и точная ориентировка в окружающем, хорошая память, богатое воображение, воля и настойчивость, активное стремление к познанию нового. 

Общими художественными способностями являются: 

  • дар художественного видения, 
  • умения воспринимать ритмическую структуру (музыки, рисунка, композиции), способность к самостоятельной творческой активности в искусстве, 
  • способность к эмоциональному переживанию и оценочной деятельности. 
Эти художественные способности можно более детально представить как сугубо специальные.
Например, такая способность, как поэтический слух предполагает отзывчивость на ритмическую организацию слуха, на интонационную выразительность голоса читающего или рассказывающего. 

Определяющим для характеристики уровня развития является специфичность сочетания отдельных способностей.
Развитие художественных способностей основывается на формировании высокой нравственной потребности – потребности к творческому труду. Без усилий, без определенной доли затрачиваемого самим ребёнком труда невозможно сформировать полноценную творческую личность, заложить в душе высокие нравственно – эстетические начала. 

Процесс нравственно-эстетического воспитания сложен и многогранен. Однако в нём могут быть выделены некоторые главные моменты, составляющие как бы основную схему, модель этого процесса.

Первым компонентом нравственно-эстетического воспитания можно назвать формирование эмоционально-нравственного отношения. В процессе приобщения к искусству важно предоставить возможность эмоционально пережить произведение. Слушая музыку, разглядывая картину, смотря спектакль, каждый ставит себя на место героя, становится как бы участником действия, сопереживает. 

Необходимо активно поддерживать инстинктивное стремление к прекрасному, доброму, воспитывать нетерпимость к злу, веру в победу справедливости. В результате формируется потребность помочь другому в беде, стремление преодолеть и наказать зло, проявляется страстное желание быть красивым, умным, добрым, похожим на понравившегося героя произведения. Поведение, поступки, мысли, даже речь героя надолго остаются эталоном для организации собственного поведения, источником моделирования жизненных ситуаций. 

В качестве второго компонента выступает формирование способности к самообучаемости в нравственно-эстетической сфере. Это важная способность, которая должна формироваться у каждого в различных видах деятельности.
При этом важно не столько передать определенную сумму знаний, сколько научить учиться. Формирование способности самостоятельности в учении (самообучение), самоконтроле даст возможность, самостоятельно находить новые знания, усваивать их. В области искусства нужно учиться самостоятельно конструировать художественный образ, находить выразительно - изобразительные средства для передачи этого образа, действует с этим образом в воображаемой ситуации, экспериментирует.

В художественно -исполнительской деятельности необходимо стремится не только технически более точно исполнить данное произведение, но и передать свое отношение к исполняемому, причем делать это с увлечением, испытывая радость от самого процесса исполнения, от возможности проявления самостоятельности. На этом этапе отчетливо наблюдаются индивидуальные различия в характере. У некоторых проявляется излишнее самоутверждение, чувство превосходства над другими, стремление выдвинуться в общем фоне. У других, наоборот, выявляется излишняя пассивность, безынициативность, нерешительность. Залог успеха воспитания характера в том, чтобы проявить индивидуальное отношение, правильно организовать обучение, а также взаимоотношения. Важно также использовать конкретные ситуации для демонстрации принятых в обществе этических норм поведения, для наглядного показа «красивого» и «некрасивого» в поведении и в организации быта.

В работе по формированию нравственно-эстетического отношения к действительности и искусству большую роль играют совместные действия: игра, коллективное рисование, музыкальные занятия, театрализованные представления и т.п. В группе сверстников испытываемые эмоции получают внешнее подкрепление, одобрение, становятся разделенными эмоциями. В коллективе переживают общие чувства, обмениваются ими с другими. В школьниках пробуждается сочувствие - прекрасное душевное качество, вслед за которым возникает и сопереживание. 

Третий компонент  – формирование индивидуальных нравственно – эстетических свойств личности. В эстетике такие индивидуальные качества объединяются понятием «эстетический вкус». В детстве формируются нравственно – эстетические предпосылки вкуса, формируется эмоционально-оценочное отношение к окружающей действительности. 

Необходимо постоянно подводить к самостоятельной оценочной деятельности, вначале совместно оценивая различные ситуации в жизни, отношениях между людьми, в природе, произведениях искусства. Учить приводить собственные суждения, затем предложить проблемные вопросы, когда необходимо сделать выбор в соответствии с сформированным у ним нравственно-эстетическим отношением и дать этому выбору сознательную мотивировку, в художественной деятельности школьников обязательно присутствует оценочный этап, когда предлагается оценить собственное произведение и произведения товарищей, мотивировать свою оценку. Оценка является показателем сформированности нравственно-эстетического идеала, соответствующего возможностям данного возраста. 

Нравственно-эстетические воспитание обеспечивается с помощью разнообразных методов

  • метод побуждения к сопереживанию
  • метод убеждения при совершенствовании проявлений эстетического вкуса
  • метод поисковых ситуаций, побуждений к самостоятельным действиям, творчеству. 

Эстетическая одаренность – это гармония ума и сердца, логики и чувства, познания и фантазии. Интерес к красоте формы, цвета, линии, стремление «оформить» в законченный дизайн, паттерн, свои игры, свои проявления, свои мысли - это эстетическая потребность, большая степень выраженности которой свидетельствует об эстетической предрасположенности личности. 

I четверть


II четверть

III четверть

IV четверть


Диагностическая деятельность

Оценка творческих способностей и творческого потенциала обучающегося изобразительной деятельности является сложной задачей. Необходимо учитывать несколько факторов: внутреннюю мотивацию обучающегося к деятельности, интерес, проявляемый к этой деятельности. Внешнее суждение о работе обучающегося обязательно требует субъективного измерения в виду опасности того, что преподаватель вынесет суждение, неадекватно оценивающее творческий потенциал обучающегося. 
Необходимо заранее определить критерии оценки работы: следует ли учитывать проявленный творческий потенциал или творческие достижения, то есть сам процесс? 
Время, отведенное обучающемуся на творческое задание, является  важным фактором, и контроль отведенного временем будет таким препятствием, которое следует учитывать. 
Творческий процесс мобилизует навыки, которые часто трудно выявить и оценить у обучающихся. Важно, чтобы обучающийся стал творцом при выполнении той задачи, которую он собирается выполнять. 
Выявление навыков, необходимых для высвобождения творческих способностей, может помочь обучающемуся ученику стать более креативным, сознательно использовать свой творческий потенциал.

Формы контроля знаний, умений, навыков.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.





***
КОЛЛЕКЦИЯ МАТЕРИАЛОВ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
***

  

   


ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ





***
#блог_искусство_и_художественная_культура


Блог "Искусство и художественная культура" * Blog "Art and Artistic Culture"

#блог искусство и художественная культура, #самообразование, #самовоспитание, #саморазвитие, #методики самосовершенствования, #самообразование в Новокузнецке, #интернет-центр Новокузнецк, #foloweme, #мамы Новокузнецка, #нвкз, #Кузбасс, #детский центр, #1сентября, #Новокузнецк онлайн, #самообразование в Новокузнецке, #детишки, #razvitie, #россия, #реклама, #russia, #топ, #воспоминание, #искусство, #волшебство, #новокузнецк, #культура, #чудо, #красота, #russia, #рисуем сами, #изучаем искусство сами, #озвученная презентация, #nvkz, #развивашки, #fantazi, #детские книжки, #слушаем рассказы по искусству, #детки, #гномики, #мир талантов и знаний, #школа саморазвития, #любовь, #самовоспитание искусством, #малышам, #fairytale, #занятия искусством, #детское рисование, #художники, #добрые картинки, #дети, #уроки доброты, #метафора, 



Комментарии