8 класс



Еще в VI веке до н. э. пифагорейцы начали разрабатывать теорию различных видов искусств, уже существовавших в их время. Пифагор, например, большое внимание уделял музыке как средству врачевания человеческих нравов и страстей, нравственному воспитанию людей, а затем древнегреческий мыслитель Платон много исследовательских сил потратил на разностороннее обоснование эстетики как совокупных представлений о совершенном, гармоничном и действенном для человеческой чувственности и сознания процессе становления разных видов искусств, в дальнейшей истории человечества составивших главный объект внимания мировой эстетической мысли. Он же одним из первых в истории мировой культуры выдвинул и обосновал теорию художественного воспитания уже после разработки им теории различных видов искусств его времени. Но он почему-то обошел вниманием проблему эстетического воспитания уже разрабатывавшуюся Демокритом, для которого не существовало разрыва между красотой и пользой вплоть до эстетики политических отношений человека с миром людей.

После блестящих работ А. Ф. Лосева по «Истории античной эстетики», мы можем отследить, что сначала имелись самые общие представления об эстетической организации мира и об искусстве как неповторимом явлении осмысления и принципов организации мира как совершенного творения Бога, и искусства во всем многообразии его видов как совершенного творения человека, постигающего совершенство божественного творения и вдохновляющего человека на творческое дерзание сотворения столь же совершенного и гармоничного человеческого мира, описываемого им в самых разных видах искусства: словесного, музыкального, пластического, танцевального, вокального и изобразительного творчества человека. Сопоставление космических и человеческих творений, взаимопереплетение космических и человеком постигнутых звуковых и цветовых, пластических и объемных гармоний, ритмических и архитектонических, обонятельных и артистических как драматических и трагедийных, ораторских и дифирамбических и прочих взаимодействий и проявлений человека дает Платону возможность теоретически обосновать систему искусств и выдвинуть в центр внимания проблему художественного воспитания, гораздо, гораздо позже приведшую к выделению уже ко временам Аристотеля и даже позже проблемы эстетического воспитания как результата теоретического и философского обоснования эстетики и определения ее места в творческой жизни человечества. 

Хотя эстетическое воспитание уже было выявлено, но концептуально не было обосновано Демокритом. Хотя художественное воспитание разрабатывалось Платоном, но он так и не выделил как особое явление проблему эстетического воспитания. Позже в его же творчестве уже начинают «работать» вместе космическая, природная и собственно человеческая трудовая и повседневная жизненная эстетика. Так рождается у Платона проблема калокагатии как единства в человеке прекрасных и добрых начал, нацеленная в будущем на возникновение и выделение как самостоятельной проблемы эстетического воспитания, воплощавшего результаты философского обоснования эстетики. По Платону, калокагатия представляет собой «гармонию души и тела».

Концепция эстетического воспитания обосновывалась и разрабатывалась всеми выдающимися философами и эстетиками разных стран, начиная с древности, особенно Аристотелем в «Политике», и до наших дней.

Когда речь заходила о процессах формирования, образования и воспитания новых поколений людей, проблему невозможно было решать только средствами искусства, но потребовалась вся совокупность достижений культурного и духовного развития человечества. В этот процесс включились не только все существовавшие в том или ином социуме виды искусства, опиравшиеся на всю систему знаний и представлений о человеке, его духовном существовании и его творческих дерзаниях. В процессы эстетического воспитания включились все существовавшие в мире религиозные конфессии и религиозные учения, ибо сами храмы и мечети представляли собой подлинно эстетические сооружения, к возведению, строительству которых привлекались лучшие и наиболее талантливые архитекторы, скульпторы и художники - творцы великолепных скульптур и икон и различных религиозных знаков и символов. Да и сами религиозные службы, обряды и действа все более и более эстетизировались, превращаясь в массовые эстетические явления.

Однако в античности особое внимание уделялось музыке как важнейшему средству эстетического воспитания. Именно музыка в «Политике» Аристотеля представлена главнейшим средством воспитания прекрасной души человека. Буквально по всему миру стали разрабатываться философами и наиболее талантливыми и мыслящими художниками концепции эстетического воспитания, которые вовлекали в процессы формирования новых поколений людей весь творимый человеком материальный и духовный мир, всю систему общественных отношений, которые в общем виде выглядели так: современный мир и эстетическое развитие личности - это неразрывные начала жизни, потому что человек во всех видах человеческой деятельности и в способах его жизнедеятельности все более руководствовался проблемами прекрасного, совершенного и гармоничного действия во всех без исключения профессиях и специальностях.

Именно с этого времени во всех государствах стали разрабатываться стандарты, как правило, эстетических требований ко всем творимым человеком видам продукции, созданной мастерами всех профессий и специальностей. В этих условиях уже необходимо было формировать не только профессионалов всех видов человеческого творчества, но профессионалов, добивающихся во все видах творчества эстетически совершенных и гармонически организованных продуктов. Таким образом, эстетическое развитие абсолютно каждого человека стало насущным требованием жизни. И эра всеобщей эстетизации всех видов человеческой созидательной активности опять-таки началась в Древней Греции, в Италии и других странах этого региона. Так, гуманист Леон Батиста Альберти писал: 

«Природа, - то есть бог - вложила в человека элемент божественный и небесный, несравненно более прекрасный, чем что-либо смертное.
Она придала ему форму и члены, весьма приспособленные к движению. Она дала ему талант, способность к обучению, разум, свойства божественные, благодаря которым он может исследовать, различать и познавать, чего должно избегать и чему следовать для того, чтобы сохранить себя. Поэтому будь убежден, что человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование и бездействие, но чтобы работать над великим и грандиозным делом».

Именно для творческих дерзаний и следовало готовить человека всеми доступными системам обучения, особенно образования, средствами. На следовании этим требованиям и всходила Эпоха Возрождения. Здесь уже нельзя было обойтись только искусством, сколь бы грандиозным ни были его достижения. Если, по мнению гуманистов, 

«человек не нуждается во внешнем ограничении и какой-нибудь узде: он обладает внутренней гармонией и мерой, и мера эта - мера титанов. Истинно благородный человек, считал Петрарка, не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым великолепными своими делами».

Вот здесь и кроется секрет успехов людей эпохи Возрождения: они создали и систему образования и систему эстетического воспитания, которые, опираясь на все эстетические достижения человечества, эстетически воспитывали новые поколения землян, чему продолжают следовать и сегодня системы образования многих стран, опираясь на достижения собственной сотворенной народами культурой и эстетикой, а не образовательной системой.
В эстетическом, то есть творческом развитии новых поколений должны использоваться все лучшие достижения культуры.

Тем более, что ныне российская культура действительно открывает перед каждым человеком возможности включаться в эстетический творческий процесс в любой сфере деятельности и жизнедеятельности. И сейчас, без культурно-эстетического развития всех без исключения трудно рассчитывать на значительные успехи в подготовке новых поколений к творчеству нового гармонизированного и совершено гуманного мира в стране.

Ныне в круг эстетических явлений включаются философские проблемы всех видов искусств, технической эстетики, дизайна, научно-исследовательской, конструкторской и инженерной и даже всех видов исполнительской и информационной деятельности современных людей. То есть эстетика стала неотъемлемым качеством активной созидательно-творческой деятельности современных людей.

Уже невозможно представить себе человеческую активность без наличия в ней эстетических организующих и совершенствующих ее начал. Конечно, как и во все времена, эстетическая энергия людей сосредоточена во всех видах искусства, то есть в процессах и результатах художественного творчества, сфера которого необычайно расширилась за счет новых разнообразных видов художественной практики, но особенно за счет проникновения эстетических начал во все виды культурно-творческой практики людей и особенно их повседневной жизни. Культура и эстетика повседневности - очень своеобразные сферы художественно-эстетической жизни современного образованного человека. Современная цивилизованная часть человечества есть эстетизированная всеобщекультурная среда. Сегодня все сферы человеческой жизни и человеческих отношений обязательно должны исследоваться и представляться как сферы проявления эстетической культуры каждого субъекта человеческой трудовой деятельности.

Когда человеку его трудовая деятельность доставляет радость, тогда выполняемый труд становится фактором его эстетического развития, поэтому в нынешних системах общего и профессионального образования формирование потребности именно в избранной профессиональной деятельности становится фактором эстетического развития субъекта или средством эстетического воспитания не просто субъекта трудовой деятельности, а личности, для которой избранная сфера и специальность трудовой деятельности - средство формирования эстетических способностей и особенно потребностей в данном виде труда. Оттого и радостное состояние и настроение личности становится неотъемлемой чертой ее характера и способа ее взаимодействия с миром природы и миром людей. А радостно отдающийся любимому и потому творческому труду субъект становится эстетически развитым творцом новой для него и для других эстетической реальности. Только и только в этом случае любой труд из необходимой жизненной потребности превращается в счастливую и свободную реальность повседневной жизни.

Таким образом, для современной концепции эстетического воспитания в принципе не должно быть неэстетического аспекта окружающей его реальности современной жизни людей, если в нем сформированы эстетические чувства, эстетический вкус и эстетические потребности. Для него все сферы жизне- и мироотношений не могут не быть эстетически и художественно значимыми, хотя в сфере художественной духовной жизни все люди могут отличаться и действительно отличаются необычайной личностной избирательностью и разнообразием. Сколь бы ни были люди высоко эстетически развитыми, они все равно будут различаться между собой чувственными реакциями и вкусовыми предпочтениями, оттого, естественно, будут отличаться и глубиной переживаний и в эстетических представлениях во всех взаимодействиях и взаимоотношениях с миром природы и миром людей. Естественно, что в силу отличающихся вкусовых представления они испытывают различные эмоциональные реакции от своих самых разнообразных взаимодействий с миром. Здесь играют роль, кроме вкуса, еще и степень чувственной отзывчивости личности на самые разнообразные воздействия мира природы и мира людей, от всего накопленного богатства представлений и знаний о мире.

Сегодня мало кто сомневается в том, что образованный, культурный, эмоционально интеллектуально развитый человек более продуктивен для культуры и цивилизации, чем человек, всецело погруженный только в мир знаний и познания, умения и навыков, нежели в творческую плазму жизни.

Ниже представлена постоянно пополняемая коллекция материалов, посвященная самостоятельному овладению изобразительным творчеством на седьмом цикле обучения.

***

I четверть

II четверть


III четверть








IV четверть


История визитной карточки


Диагностические задания

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:

  • Активность участия.
  • Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  • Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  • Самостоятельность.
  • Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

***
КОЛЛЕКЦИЯ МАТЕРИАЛОВ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
***

  

   


ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ




***

#блог_искусство_и_художественная_культура


Блог "Искусство и художественная культура" * Blog "Art and Artistic Culture"

#блог искусство и художественная культура, #самообразование, #самовоспитание, #саморазвитие, #методики самосовершенствования, #самообразование в Новокузнецке, #интернет-центр Новокузнецк, #foloweme, #мамы Новокузнецка, #нвкз, #Кузбасс, #детский центр, #1сентября, #Новокузнецк онлайн, #самообразование в Новокузнецке, #детишки, #razvitie, #россия, #реклама, #russia, #топ, #воспоминание, #искусство, #волшебство, #новокузнецк, #культура, #чудо, #красота, #russia, #рисуем сами, #изучаем искусство сами, #озвученная презентация, #nvkz, #развивашки, #fantazi, #детские книжки, #слушаем рассказы по искусству, #детки, #гномики, #мир талантов и знаний, #школа саморазвития, #любовь, #самовоспитание искусством, #малышам, #fairytale, #занятия искусством, #детское рисование, #художники, #добрые картинки, #дети, #уроки доброты, #метафора, 

Комментарии